Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине Возрастная анатомия и физиология - файл n1.docx

приобрести
Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине Возрастная анатомия и физиология
скачать (384 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx384kb.08.07.2012 21:02скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

  1. Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследования связь с другими науками.

Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида — онтогенез — в течение всей его жизни: внутреутробный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный) от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии и геронтологии.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

ВАФ – наука которая изучает особенности строения и функционирования организма, его жизнедеятельность в различные возрастные периоды.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

• выяснение основных закономерностей развития человека;

• установление параметров возрастной нормы;

• определение возрастной периодизации онтогенеза;

• выявление сенситивных и критических периодов развития;

• изучение индивидуально-типологических особенностей роста и раз-вития;

• выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической культурой, труда и отдыха детей требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функции. В связи с этим возрастная анатомия и физиология необходимы для успешного развития педагогики, психологии, физиологии питания, труда и спорта, гигиены и других дисциплин.

Для работников дошкольных и школьных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Необходимо расширение знаний в области изучения развивающегося организма ребенка для повышения педагогической эффективности процесса обучения. Последняя зависит от того, насколько методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников. Педагогическая эффективность определяется также соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимым компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учи-теля, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.

Методы исследования в анатомии и физиологии

Важнейшей задачей возрастной анатомии и физиологии является изучение строения и закономерностей изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития. В физиологии развития наиболее широко применяются методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитюдинального) исследования.

Метод поперечного исследования представляет собой одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Сопоставление уровня развития определенных органов и их функций у детей разного возраста позволяет установить закономерности онтогенетического процесса. Метод прост и позволяет применять стандартные методики и приборы для обследования детей различных возрастов. Недостатком его является то, что он не дает возможности судить о динамике происходящих процессов, а показывает только результаты для отдельных точек возрастной шкалы.

Метод продольного исследования рассматривает динамику процесса и заключается в длительном наблюдении за одной группой детей.

Возрастная анатомия и физиология относятся к естественнонаучным дисциплинам, поэтому для оценки роста и развитии ребенка используются методы, традиционно применяемые биологическими и медицинскими науками. Это прежде всего антропометрические и физиологические показатели. Антропометрические показатели — масса и длина тела, окружности грудной клетки и талии, толщина кожно-жировой складки — используются для оценки физиологического развития детей. Физиометрические показатели — жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила и др. — отражают одновременно уровень анатомического развития и функциональные возможности организма.

В возрастной анатомии широко применяются анатомические и физиологические методы исследования.

К методам анатомического исследования относятся: препарирование при изучении внешнего строения и топографии крупных образований, инъекции, распил замороженного тела («пироговские срезы») при изучении расположения какого-либо органа по отношению к другим образованиям, электронная микроскопия, сканирующая электронная микроскопия, дающая объемное изображение при малых и больших увеличениях. Эти методы применяют лишь при работе с неживым материалом и только для уточнения диагноза. При работе с организмом человека используются электрорентгенография, позволяющая получить рентгеновское изображение мягких тканей, которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи; томография, с помощью которой можно получить изображения образований, которые задерживают рентгеновские лучи; компьютерная томография, дающая возможность ви-деть на телеэкране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений; рентгеноденсиметрия, позволяющая прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

К физиологическим методам исследования функций человеческого тела относятся наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент.

Метод наблюдения используется в любом научном исследовании, но изолированно от эксперимента он не вскрывает сущности физиологических процессов в организме. В эксперименте для изучения физиологического процесса создаются специальные условия. В них наиболее полно раскрываются качественные и количественные характеристики этих явлений. Промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом является естественный эксперимент, про-водящийся в обычных условиях жизнедеятельности человека.

Метод лабораторного исследования используется для изучения функции организма в определенных условиях. Меняя последние, можно целенаправленно вызывать или изменять тот или иной физиологический процесс. Широко применяется метод функциональных нагрузок или проб. Метод дозированных функциональных нагрузок основан на изменении в ходе исследования интенсивности или продолжительности воздействия. К функциональным пробам относятся: дозированные физические и умственные нагрузки, ортостатические пробы (изменение положения тела в пространстве), температурные воздействия, пробы с задержкой дыхания и др.

Метод телеметрии — регистрация с помощью передающих радио-технических устройств функций организма на расстоянии — дает возможность получить информацию об организме в естественных условиях существования.

К современным методам изучения физиологических функций относится метод радиографии. При этом меченное радиоактивными изотопами вещество вводится в ткань, которая поглощает и транспортирует его. Путем фоторегистрации данного вещества в специальных срезах на бумаге с последующим микроскопическим анализом удается зарегистрировать все изменения, происходящие в тканях.

В последние годы активно используется метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Суть его сводится к следующему: в кровяное русло человека вводится радиоактивный изотоп. Изотоп излучает позитроны, которые проходят на 3 мм в ткань и сталкиваются с электроном. Это приводит к образованию пары протонов, которые разлетаются в разные стороны. Пронизывая ткани, протоны регистрируются кристаллическими детекторами, расположенными в специальной камере, подключенной к компьютеру. Разность попадания протонов в кристаллические детекторы позволяет создать плоское изображение на определенном уровне. В исследовательских целях применяется метод компьютерного сканирования, при этом используются рентгенограммы, сделанные под различными углами.

Таким образом, методы изучения физиологии постоянно совершенствуются и способствуют созданию достаточно полной и объективной картины механизмов функционирования клеток и структур. В свою очередь правильное понимание функции того или иного органа в организме человека позволяет предметно и своевременно организовать процессы диагностики, профилактики и оказания помощи.

  1. Понятие о росте и развитии организма. Закономерности роста и развития. Гетерохронность развития.

Рост – количественный процесс т.е. увеличение длины, объема и массы тела детей связанное с увеличением числа клеток.

Ребенок растет непрерывно но неравномерно. У женщин рост заканчивается в 20-22 года у мужчин 23-25.

Развитие – это качественные изменения, которые заключаются в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнения взаимоотношений между органами и системами органов.

В основе роста и развития лежит обмен веществ и энергии.

Чем младше ребенок тем более интенсивнее протекают рост и развитие.

Процессы роста и развития протекают на основе некоторых закономерностей.

1 закономерность – неравномерность и непрерывность роста и развития:

Периоды ускорения роста – периоды вытягивания: - до года 20-25 см

- с 5 до 7 на 10-12 см/год

- с 11 до 15 на 7-8 см/год

Периоды некоторого замедления роста называют периодами округления : - с 1 до 3 лет

- с 7 до 10 лет

2 закономерность – неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)

3 закономерность – обусловленность процессов роста и развития пола. Влияние гормонов на обмен веществ, на мышечную ткань, на мышлений, на психофизилогические особенности, на тип дыхания.

4 закономерность – обусловленность процесса роста и развития факторами наследственности и среды.

  1. Критические и сенситивные периоды в развитии детей и подростков.

Сенситивный период – это период повышенной пластичности во время которого структура и функция в наибольшей степени способны изменчивости под влиянием внешних условий.

В психологическом развитии ребенка выделяют 4 сенситивных периода: - в 1 год

- в 3 года

- в 7 лет

- в 14 лет

Под критическими периодами понимают – периоды времени которые отличаются качественными изменениями одновременно происходящих в разных физиологических системах: - с 2 до 4 лет связан с повышенной двигательной активностью. Развивается речь, мышление, возрастает воспитательный контроль к ребенку, что приводит к напряженной работе нервной системы.

- с 6 до 8 лет связан с началом школьного обучения. Меняется образ жизни, снижается двигательная активность, растут статические нагрузки.

- с 12 до 14 лет связан с перестройкой гормональной системы. Усиливается влияние подкорковых структур. Повышаются социальные требования, возрастает самооценка. Все это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма.

  1. Биологический и календарный возраст. Акселерация.

Биологический возраст, или Возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющие оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.
Акселера́ция (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физического развитие и формирования физиологических систем организма.

Термин «акcелерация» применительно к подобным тенденциям в развитии детей школьного возраста был предложен лейпцигским врачом Кохом (E. Koch). В литературе так же встречается термин Secular trend (секулярный или вековой тренд), по сравнению с термином акцелерация, понятие более широкое, охватывающее весь комплекс морфо-функциональных изменений современного человека.

Как явление акцелерация начала наблюдаться в середине позапрошлого века и охватила все европейские и неевропейские страны. Так, за сто лет, с 1880-го по 1980 год, то есть за пять поколений, мужчины — голландцы «выросли» примерно на 15 см, шведы — на 10, французы — на 8, а вот португальцы — всего на 3,7 см. Речь идет о мужчинах, потому что в европейских странах веками копилась статистика по новобранцам, поступающим в армию, а женщин начали измерять позднее. Швейцарские исследователи, изучавшие секулярный тренд на Сейшельских островах в Тихом океане, отмечают, что там акселерация еще вовсю идет. С 1998–1999-го по 2005–2006 годы они ежегодно замеряли рост 15-летних подростков: рост мальчиков в среднем увеличивался на 1,14 см в год, девочек — на 1,82 см.

В обоснование акцелерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп:

Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch. Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G. Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конcтитуциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W. Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных


  1. Понятие об онтогенезе. Схема возрастной периодизации.

Онтогенез – период индивидуального развития организма с момента зачатия и до смерти: прематальный (эмбриональный 8 недель, плодный от 2 до 9 месяцев) и постнатальный (ранний 20 лет, зрелый 55-60, заключительный) от рождения до момента смерти.

Возрастной период – это отрезок времени который характеризуется специфическими особенностями организма: морфологические, функциональные и психологические.

Возрастная периодизация: 1 период новорожденности 10 дней

2 период грудной до 1 года

3 период ранее детство до 3 лет

4 период первое детство до 7 лет

5 период второе детство: девочки до 11 лет, мальчики до 12

6 период подростковый: девочки до 15 лет, мальчики до 16

7 период юношеский: девушки до 20, юноши до 21

8 период зрелый: 1 период до 35 лет, 2 период: ж. до 55, м. до 60

9 пожилой возраст: м. до 75, ж. до 75

10 старческий возраст до 90 лет

11 долгожители 90 лет и выше.



  1. Наследственность и среда, их влияние на развитие организма

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста

5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.

Организм человека работает, как единое целое, благодаря механизмам регуляции физиологических функций: гуморальному, нервному.

Гуморальный механизм регуляции (от лат. humor — влага) осуществляется с помощью химических веществ, которые образуются в процессе обмена веществ, в клетках, разносятся кровью по всему организму и влияют на деятельность клеток, тканей и органов. Некоторые из них владеют высокой биологической активностью — гормоны. В очень малых концентрациях они способны вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом.

Гормоны – специфические, физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции

Гуморальная регуляция характеризуется тем, что вещество, которое не имеет определенного " адресата" (химическое вещество действует на все клетки, но чувствительными к нему будут те, в которых есть соответствующий рецептор), медленно действует, длительное время влияет на организм.

Нервная регуляция — более совершенная, обеспечивается деятельностью нервной системы, которая объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. ЦНС достаточно тонко и точно воспринимая изменения окружающего и внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивает развитие и приспособление организма к переменчивым условиям существования.

Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязана между собой. Гормоны влияют на состояние нервной системы. Образование и выделение гормонов контролирует нервная система. Нервные структуры чрезвычайно быстро воспринимают мельчайшие изменения физико-химических параметров внешней и внутренней среды и соответственно реагируют на них с помощью химических факторов регуляции. Нервная и гуморальные механизмы регуляции действуют взаимно согласованно, и образуют единственную нейрогуморальную регуляцию, которая создает условия для взаимодействия всех систем организма, связывает их в единое целое и обеспечивает взаимодействие организма со средой


  1. Гипофиз, строение, развитие. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма.


Гипофиз является важнейшей железой внутренней секреции. Располагается он в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости. Отросток твердой мозговой оболочки — диафрагма седла — отделяет гипофиз от полости черепа. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом. Снаружи гипофиз покрыт соединительнотканной кап-сулой. Размеры его (10-17) х 16 х (5-10) мм, масса у мужчин около 0,5—0,6 г, у женщин 0,6—0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на две доли. Передняя доля (аденогипофиз) крупнее (70-80 % всей массы гипофиза) и состоит из дистальной, бугорной и промежуточной частей. В задней доле (нейрогипофиз) различают нервную часть и воронку.

Функции, выполняемые гипофизом, обусловливают особенности его кровоснабжения. Нижние гипофизарные артерии отходят от внутренних сонных артерий, верхние — от сосудов артериального круга. Верхние гипофизарные артерии направляются к серому бугру и воронке, где анастомозируют между собой и распадаются на капилляры, проникающие в ткань (первичная гемокапиллярная сеть), на них-то и заканчиваются разветвления аксонов нейросекреторных клеток гипоталамуса, образуя синапсы. Здесь нейросекрет выделяется в кровь. Из длинных и коротких петель этой сети формируются воротные венулы, которые идут по бугорковой части к передней доле гипофиза, где переходят в широкие синусоидные капилляры, образующие вторичную гемокапиллярную сеть, оплетающую группы секреторных клеток. Капилляры вторичной сети, сливаясь, образуют выносящие вены, по которым кровь (с гормонами передней доли) выносится из гипофиза. Задняя доля гипофиза кровоснабжается преимущественно за счет нижних гипофизарных артерий. Между верхними и нижними гипофизарными артериями имеются длинные артериальные анастомозы.

Передняя доля гипофиза образована эпителиальными переклади-нами, между которыми располагаются синусоидные капилляры. Одни клетки крупные и хорошо окрашиваются — это хромофильные аденоциты, другие мелкие и слабо окрашиваются — хромофобные аде-ноциты. Среди хромофильных различают ацидофильные клетки — округлые клетки средних размеров, в цитоплазме которых множество крупных гранул, а также крупные базофильные клетки, богатые глюкопротеидными включениями. Узкая промежуточная часть образована многослойным эпителием, среди клеток которого находятся пузырьки (псевдофолликулы). Задняя доля образована питуицитами, мелкими многоотростчатыми клетками и нервными волокнами, аксонами клеток супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса, разветвления которых оканчиваются на капиллярах задней доли.

В передней доле гипофиза вырабатываются следующие гормоны: соматотропин (соматотропный гормон, или гормон роста), адренокортикотропный гормон, тиреотропин (тиреотропный гормон), гонадотропные гормоны (фолликулотропин, лютеотропин), лактогенный гормон (пролактин), меланоцитостимулирующий гормон (меланоцитогропин). Тропные гормоны регулируют секрецию гормонов гипофизозависимых желез по принципу обратной связи: при снижении концентрации определенного гормона в крови соответствующие клетки передней доли гипофиза выделяют тропный гормон, который стимулирует образование гормона именно этой железой. И наоборот, повы-шение содержания гормона в крови является сигналом для клеток гипофиза, которые отвечают замедлением секреции. В промежуточной части передней доли гипофиза вырабатываются липотропные факторы гипофиза, оказывающие влияние на мобилизацию и утилизацию жиров в организме. Нейросекреторные клетки ядер гипоталамуса вырабатывают вазопрессин и окситоцин, которые по разветвлениям аксонов клеток транспортируются в заднюю долю гипофиза, откуда разносятся кровью. Масса гипофиза у новорожденного — 0,12 г, в 10 лет — 0,25 г, а к 15 годам — 0,4 г. Максимального развития она достигает к 20 годам, а после 60 лет уменьшается.

Гормон роста секретируется не постоянно, а периодически, 3-4 раза вдень. Секреция его увеличивается во время голодания, тяжелой мышечной работы, глубокого сна (дети растут во сне). С возрастом она уменьшается, но сохраняется в течение всей жизни. У взрослых людей масса и число клеток не увеличиваются, но отработавшие клетки заменяются новыми. Гормон роста оказывает двойное воздействие на клетки организма: в клетках усиливается распад накопленных углеводов и жиров, а также их мобилизация для энергетического и пластического обмена, под влиянием выработанных печенью соматомединов усиливается рост костей, синтез белка и деление клеток. Гипосекреция гормона роста приводит к карликовости при сохранении нормального телосложения. Гиперсекреция гормона роста приводит к гигантизму. Если гиперсекреция начинается у взрослого человека после окончания процесса роста, развивается акромегалия. При этом не-пропорционально удлиняются конечности, кисти и стопы, нос, под-бородок, язык и пищеварительные органы. Гормон роста начинает синтезироваться в гипофизе на 12-й неделе внутриутробного развития, а после 30-й недели его концентрация в крови плода в 40 раз выше, чем у взрослого человека. К моменту рождения она падает в 10 раз, но все равно остается очень высокой. До 7 лет уровень гормона роста в 2 раза выше, чем у взрослого человека, а затем начинает уменьшаться. Новое повышение его концентрации отмечается после 13 лет, достигая максимума к 15 годам, а к 20 годам она устанавливается на уровне взрослого человека.

Адренокортикотропный гормон стимулирует функции клеток коркового вещества надпочечников, выделение кортикостероидов. Секреция его усиливается при различных эмоциональных состояниях.

Тиреотропный гормон усиливает выделение гормонов щитовидной железы.

Гонадотропные гормоны стимулируют функции половых желез. Фолликулотропин влияет на развитие фолликулов в яичниках, а в мужском организме — на образование сперматозоидов и развитие предстательной железы. Лютеотропин стимулирует секрецию андрогенов и эстрогенов.

Пролактин увеличивает продукцию прогестерона в желтом теле яичника и лактацию (продукцию молока).

Меланоцитотронин обусловливает окраску кожных покровов. Под его влиянием зерна меланина распределяются по всему объему кожных клеток. Пигментные пятна беременности и усиленная пигмента-ция кожи стариков возникают в результат гиперфункции промежуточной доли гипофиза.

Вазопрессин участвует в регуляции мочеобразования, усиливая обратное всасывание воды из первичной мочи. При недостатке его в крови возникает так называемый несахарный диабет. Человек теряет огромное количество воды (до 20 л), что приводит к обезвоживанию организма. Вазопрессин обеспечивает водно-солевой гомеостаз организма.

Окситоцин стимулирует гладкую мускулатуру матки во время родов и секрецию молока.


  1. Эпифиз, строение, развитие. Гормоны эпифиза их влияние на половое развитие организма. Вилочковая железа, участие гормонов в иммунных реакциях организма.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Предмет, теоретические и прикладные задачи возрастной анатомии и физиологии. Методы исследования связь с другими науками
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации