Реферат - Семья как социальный институт - файл n1.docx

Реферат - Семья как социальный институт
скачать (65.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx66kb.08.07.2012 20:57скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский технологический университет»

«Московский институт стали и сплавов»

Новотроицкий филиал

Кафедра ГиСЭН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Социология.

На тему: Семья как социальный институт.

Вариант – 18
Выполнил: Светлицкий А.В.

Группа: 45з.

№ зач. книжки: 07 – 104.

Проверил: Фатхуллина Г.М.
Новотроицк – 2010

Содержание
Введение .................................................................................................................... 3

Семья как социальный институт ............................................................................. 4

1. Семья в обществе – системные элементы и социальные признаки ............ 4

2. Функции семьи как социального института в обществе ........................... 10

3. Кризис семьи в современной России ........................................................... 15

Заключение .............................................................................................................. 23

Список используемой литературы ........................................................................ 24


Введение.
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя. Многие россияне тоже выражают обеспокоенность по поводу того, в каких направлениях развивается семейная жизнь в последние десятилетия. Они считают, что институт семьи переживает кризис, и приводят многие признаки, толкуемые как симптомы упадка и дезинтеграции: количество разводов катастрофически возросло; уровень рождаемости снизился; увеличилось число матерей, не состоящих в браке; выросло количество неполных семей; матери, имеющие маленьких детей, существенно пополняют трудовую армию страны.

Без сомнения, значение брака изменилось, а вместе с ним изменился и институт семьи, но правомерно предположить, что семья будет продолжать адаптироваться к существующим условиям совершенно непредсказуемым образом, а исследования семьи и ее трансформации в условиях современного общества будут продолжаться и углубляться.
Семья как социальный институт.

1. Семья в обществе – системные элементы и социальные признаки.
Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов.

Социальный институт в социологии определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую-либо сторону человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. Есть и другие определения социального института. Так, А. Рэдклифф-Браун под институтом понимает стандартизованные способы поведения, с помощью которых социальная структура — сеть социальных отношений — поддерживает свое существование во времени. Т.И. Заславская определяет социальный институт как целостный устойчивый комплекс формальных и неформальных «правил игры», т.е. принципов, норм, установок, способов контроля, поощрений и санкций, регулирующих системы ролей и статусов, образцы поведения и типы социальных практик в различных сферах человеческой деятельности.

Рассмотрим один из социальных институтов, чтобы яснее понять, что такое социальный институт.

Институт семьи — принятая обществом форма постоянной совместной жизни мужчины и женщины, связанной с продолжением рода. Этот институт включает в себя нормы взаимоотношений в семье, правила образования семьи, распределение ролевых обязанностей и прав, систему символов, в которых общество фиксирует свои представления, связанные с этой сферой жизни. Так, в современном обществе семья понимается как моногамный союз мужчины и женщины, имеющих свободное равное право расторжения брачного союза, несущих совместную ответственность за детей, родившихся в их браке, имеющих право самостоятельно планировать семью, регулировать число детей, прерывать нежелательную беременность. Современное общество не требует от своих членов обязательного религиозного закрепления брака. Даже пары, не вступившие в гражданский брак, при продолжительной совместной жизни могут в каких-то аспектах рассматриваться как семья. Современная семья, как правило, нуклеарна (состоит из мужа, жены и детей), малодетна, ее идеал характеризуется равенством прав, обязанностей и ответственности, а также равенством свобод. Все это образует развернутую характеристику института семьи в современном обществе.

В каждом обществе, утверждают социологи, обязательно наличествует по меньшей мере пять групп социальных институтов:

1. экономические институты, регламентирующие производство и распределение товаров и услуг;

2. политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. институты стратификации, регулирующие распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты, ответственные за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Институциональная организация современного общества наглядно представлена в таблице 1.

Система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, сформируется, если существуют необходимые для этого условия.

Во-первых, в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте.

Во-вторых, общество должно располагать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой формируется новый институт.

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах.

Социальный институт

Основные функции

Группы и организации

Ценности

Роли

Нормы

Семья

Регулирование рождаемости, социализация и защита детей

Родственники, группы, объединенные родственными связями

Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в до-ме, уважение к ро-дителям

Дочь, сын, отец, мать, брат, сес-тра, тетя, дядя, бабушка, деду-шка

Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность

Религия

Обсуждение загробной жизни и понятий страда-ния и потерь; стремление сое-диниться с Созда-телем

Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные органи-зации

Чтение Священ-ного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклоне-ние Богу

Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, мис-сионер, пророк, новообращенный

Посещать цер-ковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви

Право

Поддержание социального поряд-ка

Милиция, суды, тюрьмы

Суд присяжных, принцип презум-пции невинов-ности

Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель

Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права

Политика

Установление иерархии власти

Политические партии, конгрес-сы, парламенты, монархии

Правило просто-го большинства, право голоса

Президент, депутат, лоббист, кандидат

Один человек - один голос, голо-сование как при-вилегия и право

Экономика

Производство и распределение товаров и услуг

Кредитные сою-зы, банки, бюро кредитной инфор-мации, клубы по-требителей

Зарабатывание денег, своевре-менная оплата счетов, эффектив-ное производство

Рабочий, пред-приниматель, по-купатель, прода-вец, кредитор, должник, рекла-модатель

Максимизация прибыли, «клиент всегда прав», упорный труд

Образование

Передача знаний и навыков из по-коления в поко-ление

Школы, коллед-жи, студенческие советы, спортив-ные команды, ас-социации роди-телей и учителей

Академическая че-стность, хорошая успеваемость, терпимость

Преподаватель, студент, декан, профессор, ди-ректор, футбо-лист, тренер

Выполнять дома-шние задания, го-товиться к лек-циям, не доносить на товарищей

Наука

Освоение окружа-ющей среды

Местные, государственные, регио-нальные, национальные и международные ассоциации

Объективные исследования, открытая публика-ция полученных результатов

Ученый, исследователь, техник, администратор

Применять научные методы, полностью раскры-вать полученные данные

Здравоохранение

Излечение больных, уход за умирающими

Больницы, аптеки, страховые компании

Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача

Доктор, медсес-тра, пациент, фар-мацевт, страхов-щик

Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь

Армия

Защита от врагов, отстаивание наци-ональных интере-сов

Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия

Готовность с чес-тью умереть за свою страну, подчинение командирам

Солдат, новобранец, военнослу-жащий, офицер, пленный, шпион

Быть готовым к войне, подчиняться старшим офи-церам, не обсуж-дать приказы

Средства массовой информации

Распространение информации, формирование общественного мнения, освеще-ние событий

Телевизионные сети.радиостанции, издательства

Оперативность, точность, боль-шая аудитория, свобода печати

Журналист, дик-тор последних из-вестии, автор, ре-дактор, издатель

Информация дол- жна быть точной, объективной, опе-ративной и полез-ной


Институционализация и изменения в социальных институтах:

Институционализацией называется процесс образования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

В классическом понимании институционализация — это переход совокупности индивидов от естественного состояния, когда ими движут страсти, к социальному состоянию, когда они признают над собой какой-то высший авторитет, внешний по отношению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это понимает Ш. Монтескье, противопоставлявший состояние гражданина состоянию человека, считая, что гражданин — это тот, чьи действия регулируются законом, тогда как поступки человека регулируются моралью. Согласно Монтескье, в институционализированном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуемость индивидуальных действий и добропорядочное поведение индивидов по отношению друг к другу.

Институционализация в действительности — динамический процесс, допускающий наличие противоречий между старыми институциональными формами и новыми социальными потребностями.

Процессы институционализации порождаются рядом социальных потребностей, в число которых известный социолог Г. Ленски включил:

1. потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2. потребность в производстве продуктов и услуг;

3. потребность в распределении благ (и привилегий);

4. потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5. потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественн. групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6. потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей — в коммуникации, производстве услуг, распределении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержании порядка и контроля.

Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности функционирования данного института в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение). Например, можно назвать две причины распада института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просвещения, согласно которой все люди равны от природы и крепостничество позорно и для господ, и для крестьян; во-вторых, труд крепостных стал неэффективным и перестал обеспечивать экономическое первенство феодальных землевладельцев.

Развитие социальной системы сводится к эволюции институтов в направлении от традиционной модели социальных институтов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались жесткой аскриптивностью, т.е. однозначным, допускающим минимальную индивидуальную свободу приписыванием статусов и норм поведения, то в современном обществе у социальной регламентации, осуществляемой институтами, гораздо более мягкие формы и более высокая степень вариабильности.

В каждом обществе формируются свои базовые ценности, закрепляющиеся и воспроизводящиеся через институциональные системы, однако разрушение старых социальных институтов не означает прекращение их влияния на общество и его институциональную систему. От прошлого не так легко избавиться, как кажется, а согласно теории институциональных матриц, ставшей весьма популярной в современной социологии, это вообще невозможно. Институциональная матрица определяется Д. Нортом как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих содержание и динамику экономических и политических институтов каждого конкретного общества. В своей институционально-эволюционном теории он определил историческую зависимость настоящего от прошлого в виде выбранной траектории институционального развития, а социальные институты в его теории выступают как набор формальных правил, неформальных ограничений и механизмов их принудительного осуществления. При этом формальные правила можно достаточно быстро изменить, а неформальные меняются очень медленно.

Согласно теории С.Г. Кирдиной, институциональные матрицы. представляют устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества, институциональные матрицы, обозначенные как Х- и У-матрицы. соответствуют восточному и западному типам цивилизаций. Каждому обществу на протяжении его исторического развития присуща единственная институциональная матрица. Например, для России это Х-матрица восточного типа, как и для большинства стран Азии и Латинской Америки, в то время как для большинства стран Европы, Америки и др. — У-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатизации и глобальных трансформаций.

Однако между институциональными матрицами возможен и необходим взаимообмен, в результате чего на определенном историческом этапе происходит обогащение одной институциональной матрицы элементами иной институциональной матрицы (в виде новых традиций, норм, правил, образцов поведения, ценностей), которые со временем ассимилируются базовой матрицей. При этом система общественных институтов возвращается к исходному типу, но уже в обновленной форме. Таким образом, базовые пласты культуры, традиций, ментальности, присущие изначальной институциональной матрице, не могут исчезнуть бесследно и в любом случае сохраняют свои позиции, оказывая влияние на дальнейшее развитие общества. Это объясняет трудности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и трансформирующиеся общества при внедрении новых ценностей, идеалов и т.д.

2. Функции семьи как социального института в обществе.
Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их уже 15%.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т. е. принимает участие в количественном и

качественном воспроизводстве населения.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с

возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей

ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими «подачками», заставить его уважать себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье — большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает

(иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит телевизор, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

3. Кризис семьи в современной России.
Семья и брак как предмет исследования в социологии:

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучались многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин трактовали семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. И вместе с тем, последние десятилетия теоретическая мысль как зарубежных, так и отечественных ученых находится под сильным влиянием сложившихся научных парадигм. Разные социологические школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах функционирования семьи как социального института и малой группы.

Со временем данные представления превратились в стереотипы, препятствующие выявлению новейших тенденций и закономерностей в развитии брачно-семейных отношений. В связи с этим теоретико-методологический анализ состояния семьи как социальной структуры в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым.

Институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. В России эти изменения стали значимыми на фоне глубокого системного кризиса. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняется позиция в отношении числа детей, а более всего - в таком важнейшем проявлении брачно-семейных отношений, как моногамия.

Современное российское общество развивается в направлении демократизации и гуманизации, что накладывает заметный отпечаток на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении, но которую, на наш взгляд, не решаются не только признать социальной реальностью, но и обозначить этапом в развитии российского общества как отечественные, так и зарубежные социологи.

Современная семья: разнообразие подходов к изучению:

Традиционный анализ семьи включает в себя ряд оснований, обозначенных в социологической теории. Классики социологии на исходе XIX - в начале XX вв. акцентировали появление рационального начала в семье в условиях развития капитализма и отхода от феодальной патриархальности. Ими подчеркивалось господство коллективного начала над индивидом, высказывалось отношение к социальному институту наследования и семейному образу жизни в обществах разных типов, исследовалась эволюция семьи и брака, проводился сравнительный анализ матриархата и патриархата и доказывалась связь между институтом семьи и институтом собственности, демонстрировалась универсальность родовой организации для родового строя и описывался коммунизм домашней жизни древних людей.

Трансформации семьи в новое время исследовались учеными двадцатого столетия. В более обобщенном и целостном виде их изложил известный русско-американский социолог П.А. Сорокин, поместив семью как организованную социальную группу в основание иерархии социальных структур. Им впервые разведены функции семьи и других социальных институтов, прежде всего - наследования социального статуса родителей, образования и воспитания. Сорокину же принадлежит тезис о том, что семья как элементарная общественная группа "не может быть продолжаема и передаваема", а как отдельное ядро не может быть и делима.

Исследователи более позднего поколения поставили во главу угла процесс институционализации поведенческих актов индивидов, ввели в научный оборот такие понятия, как социальные нормы и ценности, ролевые статусы, социализация. Ими были определены начала структурно-функционального анализа, позволяющего вести многоаспектное изучение не только семейных структур, но и функциональных особенностей семьи как социальной системы, разграничить "явные" и "скрытые" функции и выявить сбои в их реализации. Семья была обозначена как важнейший субъект социального контроля, позволяющий, тем не менее, сочетать и социальное, и индивидуально-личностное начала своей жизнедеятельности. Э. Гидденс предложил свою периодизацию развития семейных форм, вычленил мотивацию брака и развода, дал анализ альтернативных форм брачно-семейных отношений, семейных ценностей.

Отечественная социология не пошла по пути американской и западноевропейской уже на том основании, что разработки зарубежных ученых были недоступны российским исследователям в силу идеологического запрета и языкового барьера. Единственно возможным направлением в изучении проблем брачно-семейных отношений стало марксистское. Однако, несмотря на ограниченность этого подхода, отечественные социологи смогли достичь немалых результатов. Достаточно назвать таких ученых, как А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Вишневский, А.Г. Волков и многие другие. Так, А.Г. Харчевым выявлена социальная сущность брака и семьи, продолжены заявленная классиками социологии традиция эволюционного подхода к развитию брачно-семейных отношений, новый для российской социологии функциональный подход к семье. М.С. Мацковский развил традицию функционального подхода, взял на вооружение системный подход и показал связь между экономическими условиями жизнедеятельности общества и характером функций, исполняемых семьей, их иерархией. Ему принадлежит честь одного из первых обозначений как функций семьи по отношению к обществу, так и общества по отношению к семье, а также общества и семьи по отношению к индивиду. Им же показана диалектическая взаимосвязь между потребностями общества в институте семьи и потребностями личности в принадлежности к семейной группе. С.И. Голод одним из первых в отечественной социологии поставил вопрос о сохранении в новых условиях не просто нуклеарной семьи, а семьи моногамной. А.Г. Вишневский связал исполнение семьей ее репродуктивной функции с жизненным циклом не только самой семьи, но и женщины, показав различия в демографических интересах общества и не демографических интересах семьи.

3. Кризис семьи в современной России.
Данные по этому вопросу взяты из журнала Социс. 2003. № 7. Статья Карцева Л.В. - Модель семьи в условиях трансформации российского общества.
Карцева Лидия Валерьевна - доктор социологических наук, профессор отделения социологии Казанского государственного энергетического университета.
Инновационный подход к исследованию семьи:

На наш взгляд, сущность изменений, затронувших российскую семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных.

Этот процесс - отнюдь не проявление дезорганизации института семьи, а естественная норма в условиях демократизации общества и его модернизации по западному типу. Однако он противоречив в своей сущности: адаптивный для индивида, создающего неформальную семью, и неадаптивный для самой семьи и общества, в котором она функционирует.

Каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя границы прав и обязанностей без посредничества социума. В этих условиях возрастает ее престиж как малой социальной группы, сохранившейся в качестве одной из важнейших жизненных ценностей индивида. Последнее не позволяет подходить к оценке состояния семьи с позиции, получившей наибольшее распространение в современной отечественной и зарубежной социологии, с кризисно-прогрессистской. Очевидно, что более подходящим будет семьецентрический подход. То, что оказывается объективно полезным малой группе, вне зависимости от степени формализации или институционализации выявленных признаков, следует рассматривать как адекватное для реформирующегося института семьи. Нельзя забывать о том, что одна из основных задач семьи как социальной общности - адаптация индивида к изменяющимся социальным условиям.

Важно также отметить тот факт, что в нашем обществе произошла смена позиций во взаимодействии трех разно уровневых субъектов: общества, семьи как малой группы и индивида. Если в дореформенный период иерархия их взаимоотношений напоминала пирамиду, в основании которой находился индивид, а на вершине - общество, то сегодня позиции кардинально поменялись: индивид занял верхнюю, лидирующую позицию, тогда как общество оказалось в нижней, подчиненной. Семья сохранила свое центральное в иерархии место, по-прежнему являясь каналом разрешения противоречий между социумом и индивидом.

Внутренней, субъективной причиной данного положения вещей является то обстоятельство, что семья есть единство трех типов отношений - супружеских, родительских и детских. Дети являются самостоятельной ценностью. Экономический кризис может лишь уменьшить количество их рождений, но не уничтожить саму потребность в них как таковую. Этот факт - серьезный аргумент в защиту незыблемости позиций семьи как малой группы (формальной или не формальной) в массовом сознании и поведении.

Сужение структуры семьи, как и ограничение спектра и объема выполняемых ею функций, необходимо рассматривать как стратегии негативной адаптации к условиям социальных реформ. Более того, в настоящих условиях действует закон центробежной силы: чем выше уровень дестабилизации общества, чем активнее идет процесс дезинтеграции социальных институтов, взаимосвязанных с институтом семьи, тем сильнее семья как социальная группа стремится освободиться от социального контроля и обрести неформальный статус либо в формальных рамках, либо вне их.

Инновационный теоретико-методологический подход к семье, предлагаемый нами и обозначенный как субъектно-центрический, ставит во главу угла интересы самой семьи, оценивая как естественные и исторически обусловленные все те процессы, которые в ней происходят. Престиж семьи как малой группы был и будет неизменно высоким уже по той причине, что семья представляет собой центр удовлетворения многих потребностей - естественно-биологических, социально-психологических, индивидуально-психологических, присущих индивиду как потенциальному или реальному ее члену. Такие наиболее специфические потребности, как потребность в сексуальном партнерстве и продолжении рода, присущи любому человеку

как категории homo sapiens и не могут не только исчезнуть, но и редуцироваться.

До настоящего времени в социологии семьи главенствующую позицию занимал социоцентрический подход, ставящий во главу угла интересы общества, предполагающий исследование социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, появившийся в процессе гуманизации и гуманитаризации общественного сознания в пореформенную эпоху. Утверждаемый нами семьецентрический подход к исследованию семьи как социальной общности является, по сути дела, той доминантой, которая позволяет определить наиболее адекватные теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи. Его осуществление будет означать ряд явлений:

● смену акцентов в оценке всех сторон жизнедеятельности института семьи, и в первую очередь - репродуктивной и социализационной;

● переоценку значимости тех моделей семьи, которые в настоящий момент классифицируются как инновационные, альтернативные, следовательно, как "второсортные";

● признание за семьей права выступать в качестве субъекта социально-политической деятельности; расширение сферы полномочий семьи в осуществлении социального контроля за своими членами;

● ограничение индивидуальной свободы отдельных членов семьи в выборе приоритетов деятельности в интересах семейной группы;

● возвращение семье полностью или частично

утраченных ею функций - накопления частной собственности и ее передачи по наследству, деторождения, социализации, социального контроля и т.д.;

● провозглашение вне семейных ценностей ценностями второго порядка, зависимыми от ценностей семейных и подчиняющимися им;

● формирование в общественном сознании престижа семьи как

социального института, а членства в семье как одной из первостепенных ценностей, превосходящей ценности сугубо индивидуалистические;

● определение за семьей и другими социальными институтами сферы компетентности в решении проблем брачно-семейных отношений и характера взаимодействия между ними на данной основе.

На основе системного анализа, структурно-функционального, институционального, деятельностного и комплексного подходов может быть сформирована модель семьи, отвечающая современным представлениям о ее состоянии и функционировании.

Теоретическая модель современной семьи:

Модель семьи в современном российском обществе вариативна. Она может объединять супругов с детьми, находящихся в зарегистрированном или незарегистрированном браке; пару "мать и ребенок"; бездетных партнеров, не вступающих в брак и ведущих совместное хозяйство; полигамный союз, основанный на религиозных обычаях или новых нравственных нормах, а также однополый фактический брак.

С одной стороны, сохраняется традиционный (патриархальный) вариант при наличии социального контроля и сохранении формальных признаков. С другой стороны, остается популярным вариант эгалитарной семьи, демонстрирующей отход от социоцентрического начала в семье в сторону индивидуально-личностного. По мере увеличения разрыва между формальным и неформальным началами возрождаются модели, известные с древних времен, - варианты полигамной семьи, внебрачной кровнородственной неполной (материнской), внебрачной неформальной полной (конкубинат) либо семьи в открытом браке. Кроме того, растет число семей в повторном браке с детьми от предыдущих браков или бездетных. Наиболее же экстремальным можно назвать такое явление, как гомосексуальные семьи.

Эмпирическая модель современной российской семьи:

Исследование состояния семьи в современных условиях с необходимостью включает в себя так же и эмпирическую составляющую.

Позиции, которые избра для анализа, обозначают основные параметры

жизнедеятельности семьи, среди них - полигамия или моногамия; лидерство в семье (статусно-ролевые отношения); отношение к детям; отношение к институциональным характеристикам семейной жизнедеятельности (брак, развод, внебрачные дети) и удовлетворенность жизнью в семье.

Во-первых, современная семья по преимуществу нетрадиционна, демонстрирует сознательный отказ от патриархальности, несмотря на отмеченные поведенческие и бытовые ее проявления в практике. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке. Между тем отмечена зависимость между репродуктивной функцией и официальной регистрацией брачных отношений.

Во-вторых, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что семья, несмотря на все те преобразования, которые она претерпевает в институциональном аспекте, остается для индивида одной из важнейших ценностей. Удовлетворены семейным образом жизни две трети опрошенных, среди респондентов, состоящих в законном браке, их доля еще больше - 82%.

С другой стороны, среди неудовлетворенных 10% не состоят в зарегистрированном браке, 19% не имеют брачного статуса.

В-третьих, проведенное исследование позволило выявить варианты модернизации семьи. Процесс модернизации на данном этапе ускорился. Этот феномен объясняется просто: изменяя свои главные институциональные характеристики (структуру и функции), семья приспосабливается к ухудшению своего материально-экономического положения.

Следует отметить и тот момент, что российская семья демонстрирует тенденцию к запаздыванию за происходящими социально-экономическими переменами. Самостоятельный, без помощи государства, выход из экономических трудностей не состоялся. Ситуация в брачно-семейной сфере такова, что возвращение семьи к успешному и экономически стабильному функционированию станет возможным только после выхода из экономического кризиса и создания благоприятных условий для социально желательного варианта ее структуры.

Заключение.
Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, привлекательности для человека.

Список используемой литературы.


  1. Волков Ю. Г. Социология: Учебное пособие. Ростов–на–Дону, 2010.

  2. Игнатьева В. И. Социология: Учебное пособие. М.:ИНФРА – М, 2001.

  3. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7.

  4. Маркович Дж. Общая социология: Учебник – 3-е перераб. И доп. / Пер. с сербского. М.:ВЛАДОС, 1998.

  5. Э. Гидденс Социология. М., 1999.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации