Самостоятельная работа - История психологии - файл n1.doc

приобрести
Самостоятельная работа - История психологии
скачать (230 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc230kb.08.07.2012 20:56скачать

n1.doc

  1   2
МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ХIХ В.
Тема 1. Представления о душе в древности
Задание 1.


Представи-тели ант. философии

Учение о душе

Учение о познании

Учение о чувствах

Учение о воле, характере, темпераменте

Демокрит

Душа – источник активности тела и она материальна и смертна

Основа позна-ния – обобщение разумом ощущений и опыта.

Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. «Удовольствие... есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание – состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того,

к чему следует стремиться и чего избегать»

Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Органической

частью материализма Демокрита является жесткий детерминизм: «Ничто не происходит случайно, но есть

некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно».

Все существующее в мире подчинено необходимости.

Стоики (Лукреций, Эпикур)

Душа – источник активности тела и она смертна


Чувственная ступень процесса познания не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

Мышление сходно с ощущением по своим механизмам: в основе того и другого лежит истечение образов от

предметов. «...Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому

не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа».

Стоики различали внешнее и внутреннее мышление.


По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать

душевных тревог.

По Лукрецию, чувства целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждения.

Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах.

Аффекты — это чрезмерные противоразумные и противоестественные движения души, связанные с

неправильными пред-ставлениями о вещах.

Все в действительности подчиняется

Закономерности.

Человеку остается

добровольно принять предписания рока. В этом добровольном следовании необходимости и заключается

свобода.

Характер — это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого

и выражает специфическое отношение человека к миру, к себе и к другим людям.

Платон

Понятие мировой души.

Душа – источник разума, нравственности. Душа бессмертна.

Учение об идеях. Истинное бытие – это мир идей. Материальный мир подвержен разрушению.

Считал, что чувственное и умопостигаемое принадлежит к двум не сопоставимым ни в каком отношении мирам.

Платон опровергает представление о

том, что высшее благо заключается в удовольствии.

По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками:

«Для того, кто по своим природным задаткам годится в сапожники, будет правильным только сапожничать

и не заниматься ничем иным, а кто годится в плотники — пусть плотничает. То же самое и в остальных

случаях».


Аристо-тель

Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет).

Душаэнтелехия тела (внутренняя си-ла, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат)

Познание имеет своим предметом бытие. Основа опыта в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи.

Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в

функциях душевных или телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание,

неудовольствие — их нарушение. Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они

сопровождают деятельность и являются источником деятельности.

Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится

основание действия: вне субъекта или в нем самом. Действия произвольные и действия волевые — понятия

не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению.

Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера.

Характер выражает сущность человека.

Античные врачи

Мозг – есть орган души (Алкмеон)

Врач и философ Алкмеон Кротонский впервые в истории знания выдвинул положение о

локализации мыслей в головном мозгу.

Как и Алкмеон,

Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.

Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является

холодильником сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств.

По Гиппократу, основу человеческого

организма составляют четыре сока: слизь (вырабат. в мозгу), кровь (из сердца),

желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у людей объясняют и

различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент. Преобладание крови - основа сангвинического темперамента, слизи - флегматического, желтой желчи - холерического, черной желчи - меланхолического.




Задание 2.

Различия между анимизмом и гилозоизмом


Критерий различия

Анимизм

Гилозоизм

Общий принцип учения

Вера в одушевленность предметов. У всех предметов и людей есть некий двойник, который покидает тело после смерти.

Всеобщая одушевленность мира - природа осмысливается как единое материальное целое, наделенное жизнью

Понимание души

Вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений.

Душа по верованию египтян состояла из: 1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. 2.Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. 3.Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. 4.Шу - это слово можно перевести как "тень".  Это тень человека, его скрытая темная сторона. 5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. 6.Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации.

Душа после смерти тела

Душа существует отдельно от человека и может переселяться куда угодно.

Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души.


Задание 3.


  1. Учение атомистов было более последовательным. Атомисты предположили для объяснения эмпирического бывания множество неизменяемых сущностей, но, сверх того, имели смелость свести все качественные различия мира явлений исключительно на количественные различия истинной сущности вещей. В этом и состоит их важное значение для истории европейской науки.

  2. В психологии Аристотель применил общие принципы своей философии – понятия формы и материи – для того, чтобы понять соотношение души и тела. В результате он создал еще одну великую концепцию, согласно которой душа не является субстанцией, которая оторвана от тела, как это утверждал Платон, но не является также и телом, как это представлял себе Демокрит. Согласно Аристотелю, она является формой, или энергией, органического тела, а это означает, что душа и органическое тело составляют неразрывное целое: душа не может существовать без тела, тело же не может выполнять своих функций без души, которая его оживляет. Определение, согласно которому душа является энергией органического тела, означало, что она является причиной самодеятельности органического существа. Это было динамическое понятие души, которое было подготовлено еще Платоном.

Аристотель сближал в данном случае противоположности: тело и душу, чувства и разум. Его психология была типичным примером того, как способный к компромиссам разум из факторов, которые для других мыслителей были противоречиями, создал понятия одного ряда. Однако и у Аристотеля протяженность этого ряда была разорвана в одном месте, а именно: наивысшая способность души – разум – имеет совершенно иной характер и является исключением в принципах психологии Аристотеля.

В понятии, которое Аристотель имел о разуме, была скрыта принципиальная трудность. Эту трудность – разум, с одной стороны, рецептивен, с другой же стороны – самодвижим, – Аристотель разрешил, разделив разум на пассивный и деятельный. Пассивный разум дает удовлетворенность рецептивности познания, а деятельный выражает самодвижения души. Пассивный разум является как бы фильтрующим аппаратом души, а деятельный – ее двигателем.

Интенции этого учения понятны, но сама наука не ясна. Деятельный разум, чтобы стать первопричиной, должен быть чистой формой, чистой деятельностью. Все функции души, связанные с телом, разделяют судьбу тела, а деятельный разум – нет, поскольку, будучи свободным от материи, он неуничтожим и поэтому имеет скорее божественную, чем человеческую природу. Через деятельный разум душа является микрокосмосом с собственной первопричиной.

И как Бог в макрокосмосе, так и душа в микрокосмосе являются исключением из общего принципа, который управляет системой Аристотеля, в ее основе лежит идея о том, что любая форма может существовать только в связи с материей . Бог и душа, между тем, являются формами самими по себе. Это был след платонизма в аристотелевском взгляде на мир. То, что он отрицал у Платона, он в ином виде ввел в свою систему.


Тема 2. Развитие психологии в средневековье


Задание 5.


Философские концепции средневековья в арабских странах

Философские концепции средневековья в европейских странах

Авиценна (Ибн-сина Абу Али)

(980-1037) — основные психологически значимые идеи:

- в трактате «Канон врачебной науки» вывел положение о зависимости психики от работы мозга;

- признавал бессмертие души;

- признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия вещей;

- разработал теорию двух истин, согласно которой существуют две параллельные истины — вера и знание;

- внес вклад в изучение влияния сильных эмоциональных переживаний на организм животных и человека;

- изучал связь между физическим развитием и психическими особенностями человека;

- важное значение придавал воспитанию;

- зачинатель возрастной психофизиологии (изучал психофизиологические изменения у детей);

- проводил опыты, показывающие зависимость состояния здоровья от эмоциональных состояний.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) — Основные психологически значимые идеи:

- без веры нет знания, нет истины;

- наиболее достоверное знание — это знание о том, что я мыслю, и что я существую;

- душа бессмертна, так как бессмертны идеи, возникшие в ней;

- душа существует вне пространства;

- идеи даны душе от рождения;

- существует семь ступеней души:

1) растительная; 2) животная;

3) человеческая (обладает памятью и речью); 4) характерно стремление к добру; 5) «очищенная душа», свободная от страха смерти; 6) стремится к Богу, т.е. к созерцанию истины; 7) поглощена Богом, т.е. полным созерцанием истины. Это есть подлинная цель души, остальное — «суета сует». Обыкновенные же люди выбирают более простой путь — веры в авторитет;

-заложил основы учения, которое впоследствии будет названо волюнтаризм.

Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) — Основные психологически значимые идеи:

- душа каждого человека обладает

индивидуальностью;

- тело воздействует на душу через

чувственность;

- каждый человек способен воспринимать божественный разум;

- разум и душу рассматривал как

самостоятельные инстанции;

- считал душу смертной, а разум —

бессмертным;

- большое значение придавал познанию природы вещей и души;

- открыл роль сетчатки глаза как чувствительной части глаза (до него это свойство приписывалось хрусталику);

- различал «рациональную» религию, доступную образованным, и образно-аллегорическую религию, доступную всем (так называемое учение о двойственной истине);

- выделял у людей три главных способности: к риторике, диалектике и аподейтике (философствованию);

- вернул Европе идеи Аристотеля (современники называли Аверроэса «великим комментатором» Аристотеля: Аристотель объяснил природу, а Аввероэс объяснил Аристотеля).

Альгазен (Ибн Аль-Хайсам) (965-1039) — основные психологически значимые идеи:

- внес большой вклад в развитие научных представлений о природе зрительного восприятия, которое он рассматривал с точки зрения законов оптики;

- различал непосредственный эффект воздействия на глаз световых лучей и бессознательную умственную переработку зрительных ощущений, на основе которых создается образ предмета;

- способствовал развитию идей Аристотеля, Евклида и Галена.

Пьер Абеляр (1079-1142) — Основные психологически значимые идеи:

-вера в Бога должна основываться на разумном понимании: «Понимаю, чтобы верить»;

- внес вклад в развитие логики и диалектики;

- истина открывается только разуму;

- человек несет ответственность за свои поступки;

- добрым или злым поступок делают намерения;

- слово есть лишь обозначение сущности, а значение слова уже существует в божественном уме.

Фома Аквинский (1225/1226-1274) — Основные идеи, имеющие

значение для психологии:

- душа есть «чистый» объект, обладающий способностью сознавать;

- отстаивал идею вечности души;

- душу человека считал не только разумной, но и сознательной;

- в случае противоречия знаний и веры, знание уступает вере;

- источником познания является чувственное восприятие;

- разум определяет волю;

- душа есть акт тела (влияние Аристотеля).

Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) —основные психологически значимые идеи:

- придавал большое значение математике и опыту;

- ощущения рассматривал в качестве основы других психических явлений и знаний;

- продолжил естественнонаучные традиции изучения зрительного восприятия, заложенные Аристотелем и продолженные Альгазеном;

- в труде «Перспектива» показана зависимость зрительного восприятия от общих законов распространения, преломления и отражения света;

- ему принадлежит знаменитый тезис: «Знание — сила».

Дунс Скот и Уильям Оккам утверждали, что:

- реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами; общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, существуют только в уме и не отражают их реальных свойств;

- исходная точка процесса познания — чувственные знаки, которые посредством речи преобразуются в общие понятия.

Дунс Скот (1265-1308):

- впервые поставил вопрос о том, является ли мышление свойством материи;

- отстаивал свободу воли.

Уильям Оккам (1300 — ок.1349):

- предложил принцип «экономии мышления», который гласит, что бесполезно делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего («бритва Оккама»); принцип распространяется и на объяснение психических явлений, что делает ненужным, по мнению Оккама, обращение к понятию «душа».


Задание 6.
У Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понятом как «самосознание». У индивидуальной души Плотин одним из направлений выделил обращенность на себя, на собственные, незримые действия и содержание. Эта способность субъекта не только ощущать, чувствовать, помнить или мыслить, но и обладать также внутренним представлением об этих функциях служит неотъемлемым «механизмом» деятельности сознания человека, соединяющим его ориентацию во внешнем мире с ориентацией в мире внутреннем, в «самом себе». Плотин отграничил этот «механизм» от других психических процессов. Он, в конечном счете, сводился к поискам зависимости душевных явлений от физических причин, процессов в организме, общения с другими людьми. Рефлексия, открытая Плотином, на протяжении веков выглядела самодостаточной, невыводимой сущностью, став исходным понятием интроспективной психологии сознания.

Учение Плотина оказало влияние на Августина, придавшего трактовке души особый характер, утверждая, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал инициатором учения, названного волюнтаризмом. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля творит воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Идея о внутреннем опыте, имела у Августина теологический смысл, поскольку проповедовалось, что эта истинность даруется Богом.

В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, будучи освобождена от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом методе исследования сознания, которым владеет психология в отличие от других наук.

В современной психологии принятно отличать понятие интроспекция и такие понятия как самопознание, самооценка и самосознание. По словам Ю.Б. Гиппенрейтер: «процессы познания и оценки себя гораздо более сложны и продолжительны, чем обычный акт интроспекции. В них входят, конечно, данные самонаблюдения, но только как первичный материал, который накапливается и подвергается обработке: сравнению, обобщению и т.п.»

Нельзя точно сказать, что интроспекция не используется вовсе - так или иначе, акт самонаблюдения имеет место быть даже в обычной жизни. Например, можено оценить себя как человека излишне эмоционального, и основанием будут, конечно, испытываемые вами слишком интенсивные переживания (данные самонаблюдения). Но для заключения о таком своем свойстве нужно набрать достаточное количество случаев, убедиться в их типичности, увидеть более спокойный способ реагирования других людей и т. д.


Задание 7.

Теория римского ученого Августина Аврелия (Августина Блаженного), ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом. Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Он сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, остановив внимание на проблеме самосознания. Ввел понятие о врожденной активности души как основе развития души, именно она является основой его воли. Он утверждал, что волевая активность направляется только Богом, причем это управление производится при помощи самосознания, т. е. осознания человеком своих возможностей и стремлений.

Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения. Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в божественном уме как образец для реальности.

Интерес представляет и концепция развития нравственности и самопознания человека, в которой Абеляр доказывал, что критерий нравственности – это согласие с собственной совестью.

Известный ученый того времени Ибн аль – Хайсам сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. За основу зрительного восприятия он принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами.

Он экспериментально изучил такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др. Доказывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей.

Арабский мыслитель Ибн Сины (Авиценн), врач, разработал теорию двух истин, которая помогла вывести предмет изучения психологии из общего предмета богословия. Он доказывал, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Изучая процесс познания, он подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно это вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах.

Его положение о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Используя факты практического изучения простейших реакций организма, он учил, что можно объяснить такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию.

Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять.

Фома Аквинский в своей системе, получившей название томизм, стремился примирить богословие с наукой. Считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере. Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души. Отстаивал идею вечности души. Считал, что душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Так после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность.

Сенсуализм он рассматривал в качестве главного пути познания. Писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум не может нормально работать без их данных, без органов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Подчеркивал, что образы связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции – направленности сознания и воли на какой – либо предмет.

Роджер Бэкон схоластическим методом противопоставлял науки. Подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, а невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание. Ему принадлежит известный тезис: «Знание – сила».

Дунс Скот также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма. Познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Он ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью.

У. Оккама продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее – это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Он писал о существовании понятий разного уровня – одни из них являются знаками вещей, а другие – знаками понятий, т. е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на: наглядное и отвлеченное.

  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации