Титов А.Ю. Театральная педагогика - файл n1.doc

приобрести
Титов А.Ю. Театральная педагогика
скачать (545.7 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc58kb.02.05.2005 14:33скачать
n2.doc1156kb.10.11.2009 20:33скачать
n3.doc1017kb.10.11.2009 20:35скачать
n4.doc771kb.10.11.2009 20:36скачать

n1.doc

ОБЩИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ

И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТЕМ

к докладам, рефератам, курсовым и дипломным работам

по курсам «Профессиональная педагогика» и «Театральная педагогика и методика организации студийного театрального процесса»

  1. Универсальная метафора «весь мир – театр» и ее связи с процессами становления и развития личности.

  2. Понятие личностного фактора и творческих составляющих личностно-ориентированного подхода (родовые, общественные, универсальные) в приложении к динамической модели развития театрально-образовательных систем.

  3. Вариативные и комбинаторные соотношения личностного фактора по линии «учитель – ученик» в системах театрального образования.

  4. Возможные перспективы русской театральной культуры в случае непрерывности ее динамического развития.

  5. Фактор социальной «элитарности» в моделях театрального образования.

  6. Психолого-педагогические предпосылки развития личности в условиях маргинального (оторванно-отчужденный) характера обучения.

  7. Параметры личностно-ориентированного фактора обучения в условиях «маргинальности».

  8. Формы регламентации в условиях театрально-образовательной системы.

  9. Формы и типы образования в содержании процесса развития и обучения.

  10. Педагогические установки домашнего театра в связи с традициями «домашней» педагогики.

  11. Связь содержания общего образования с методами и средствами обучения сценическому искусству.

  12. Понятие «методологический синкретизм» и его отличия от универсального подхода к методическим принципам образовательного процесса.

  13. Общие основы театральной дидактики как форм и методов обучения.

  14. Механизмы взаимодействия природосообразных (культурно национальных) и цивилизаторских (унифицированных, утилитарно-прагматических, информационных) форм образовательных моделей.

  15. Школьный театр в роли образовательного буфера в процессах взаимодействия культуры и цивилизации.

  16. Место школьного театра в игровой культуре театрализованного этикета.

  17. Общие традиции европейского «схоластического театра» и российский школьный театр.

  18. Общие особенности академического образования и роль школьного театра в этой системе.

  19. Исторические формы российского школьного театра, их функциональная специфика в единой образовательной системе.

  20. Место и роль школьного театра в современных условиях культурно-исторического развития.

  21. Линии взаимодействия драматургического развития в школьном театре и способы сценической реализации школьной драмы.

  22. Общекультурные и родовидовые аспекты категории поэтика: соотношение принципов поэтики школьного театра с вопросами художественного творчества.

  23. Действие художественного принципа «монтажа» – pars pro toto (часть вместо целого) на примере соотношения аллегории и символа в схоластическом театре.

  24. Соотношение аллегории и символа в системе «образ и понятие», «эмотив и смысл».

  25. Игровой «ген театральности» в многоуровневой структуре школьного театра.

  26. Действия основного закона творчества в схоластическом реализме (закон универсума).

  27. Знаковая природа театра (семиотика) в «ученом прагматизме» школьных постановок.

  28. Связь метода аллегорического истолкования с психическими процессами художественного мышления.

  29. Принципы школьной драматургии в действии общих законов сценического искусства.

  30. Метод аллегорической интерпретации как первый «режиссерско-постановочный» принцип западноевропейского театра.

  31. Взаимосвязь психических процессов абстрагирования с механизмами изобразительной визуализации.

  32. Принцип наглядно-иллюстративного метода в процессе эволюции художественного творчества: от условного к реалистическому.

  33. Механизмы взаимодействия аллегорического метода интерпретации с методом наглядно-иллюстративным в практике сценической постановки школьного театра.

  34. Драматургическая эволюция «принципа индивидуации»: от персоны к человеку.

  35. Сходства и различия ораторского искусства и мастерства актера.

  36. Риторические нормативы в системе соотношений стиля и жанра в драматургии и в сценической постановке (понятия «риторическая фигура» и «стиль»).

  37. Эстетическая система иезуитской модели школьного театра и ее влияние на западноевропейскую театральную культуру и искусство.

  38. Соотношение воспитательной системы «идеального дилетантизма» с концепцией актерского искусства в театре классицизма.

  39. Линии взаимодействия общеобразовательного школьного театра с общей традицией домашнего воспитания.

  40. Школьный театр и процессы демократизации в общественном устройстве России первой половины XVIII столетия.

  41. Школьный театр как модель театрально-сценического образования.

  42. Предметное и метапредметное содержание театрально-образовательной модели школьного театра.

  43. Роль школьного театра в создании общего «фона» российской театральной культуры.

  44. Сопоставительный анализ организационных образовательных структур первой «комедиальной школы» 1673-1676 гг. с «труппой» Волкова при Кадетском корпусе.

  45. Опыт школьного театра «охотников» из Ярославля в сравнении с системой «благородной» выучки элитарного образовательного учреждения.

  46. Образовательная среда Московского университета в процессе становления «публичного» Российского театра.

  47. Сопоставительный анализ «университетских театров» Европы и московского «студенческого» театра в традициях Театра Школы.

  48. Традиции «студенческого театра» на первом этапе его становления.

  49. Практическое использование и применение игровых концепций (от Шиллера до наших дней) в контексте развития театрально-образовательных моделей.

  50. Гетевские традиции в театральном искусстве и их интерпретации в методах развивающей театральной педагогики (Штайнер – Белый – Чехов).

  51. Развитие «педагогического метода» в режиссерской практике (от Шаховского до Немировича-Данченко).

  52. Традиция воспитательного воздействия «околотеатральной» среды (богема, критика, меценатство и пр.) в театральной культуре.

  53. Механизмы взаимодействия принципов школьного театра с обрядово-ритуальной символикой закрытых масонских «театрализаций».

  54. Педагогические методы формирования (культуросообразный подход) и развития (природосообразный подход) в контексте культурно-просветительской традиции.

  55. Составляющие индивидуальной формы обучения (репетиторство, тьюторство, менторство) как личностно-ориентированный подход театральной педагогики в организации индивидуальных занятий.

  56. Психологические проблемы и противоречия индивидуального подхода в творческом методе театральной педагогики.

  57. Эволюционные формы декламации в процессе становления предметной специализации «сценическая речь».

  58. Общие тенденции «драматургической школы» воспитания актера (Грибоедов, Гоголь, Островский).

  59. Психолого-педагогические механизмы самообразования и саморазвития в театрально-образовательных системах.

  60. Предпосылки возникновения педагогики развития в России XIX века и как они связаны с природой актерского существования.

  61. Действие педагогических законов «образовательной среды», «культурного фонда», «рефлексии» в театрально-образовательных системах.

  62. Эволюция понимания процессов подражания в актерском искусстве и дифференцированный подход к выявлению психологического алгоритма подражательного процесса.

  63. Психологические механизмы взаимодействия процессов подражания с игровой природой (фантазия и воображение).

  64. Психологический алгоритм действия механизмов подражания как метод самообучения (создание технологий).

  65. Процессы компенсации в системах специализированного обучения.

  66. Влияние процессов жанрово-видовой дифференциации на систему образования (идеальные и реальные модели).

  67. Общие проблемы театрального образования в контексте вопросов самообразования, самообучения и саморазвития.

  68. Общий характер официальных, государственных преобразований учебных заведений (театральных училищ) в контексте общеобразовательных реформ и альтернативные проекты коренных изменений учебно-образовательного процесса.

  69. Линии и системы взаимодействия высшего уровня образования (университет) и специализированного (ремесленного) обучения в контексте образовательных и общественных учебных заведений.

  70. Общие тенденции педагогического развития в различных системах преподавания мастерства актера.

  71. Общие закономерности педагогического развития в индивидуальных методиках преподавания.

  72. Действие фундаментальных (универсальных) законов и принципов творческого развития в системах преподавания сценического искусства.

  73. Основные положения обоснования творческого метода Станиславского в контексте педагогических концепций конца XIX столетия.

  74. Принцип «научности» в подходе к созданию творческого метода.

  75. Теоретические концепции мирового театра XIX века в начальном этапе формирования «системы Станиславского».

  76. Характер принципиального различия элементов творческого метода работы актера и педагогического метода работы над его становлением, их взаимодействие.

  77. Проблема разделения этапов работы над «творческим аппаратом» и над «выразительным аппаратом» актера.

  78. Фундаментальные основы развития театрально-педагогического метода.

  79. Проблема соотношения форм организации учебного процесса с фундаментальным образовательным содержанием театральной педагогики.

  80. Общие принципы театральной педагогики в конкретно-исторических моделях театрально-образовательных систем.

  81. Взаимодействие современных исследований в отрасли психологических знаний с фундаментальным содержанием педагогического метода развития, воспитания и обучения.

  82. Действие психологических механизмов аналитической структурализации личности в системе дидактических принципов театральной педагогики.

  83. Аспекты целеориентированной педагогики в традиции личностно-ориентированного подхода к организации театрально-образовательных систем.

  84. Принцип свободного выбора в целеориентированной педагогике общечеловеческих ценностей (аксиология).

  85. «Система Станиславского» как открытая метатеория предметно образовательной сферы художественно-творческого развития.

  86. Сравнительный анализ «терминосистемы» педагогического метода К.С. Станиславского с фундаментальными образовательными принципами театральной педагогики.

  87. Традиция смысловых определений метафоры «орден Творчества».

  88. Преобладание педагогической доминанты творческого развития над собственно эстетическими и художественными задачами студийного процесса.

  89. Общие принципы этической природосообразной направленности театральной студии.

  90. Проблема классификации «театральных» методов организации студийного процесса и методов организации творческого развития и воспитания.

  91. Проблемы соотношения и взаимодействия личностно-ориентированного и целеориентированного подходов в студийной педагогике.

  92. Ведущий принцип самосовершенствования и саморазвития в творческом методе студийной педагогики.

  93. Психолого-педагогические аспекты личности в творческом методе студийной педагогики.

  94. Проблема традиции духовного пути в педагогике и искусстве на современном этапе общественного развития.

  95. Общие культурно-исторические традиции студийной педагогики (генезис студийной педагогии).

  96. Сравнительный анализ студийных моделей развивающего и воспитывающего характера.

  97. Проблемы интеграции моделей студийного художественно-творческого развития и воспитания в «технологический инструментарий» театральной педагогики.

  98. Фундаментальное образовательное содержание студий художественно-творческой педагогики.

  99. Дидактическое содержание студийной педагогики и методики организации студийного театрального процесса.

  100. Содержание основополагающих принципов студийной организации в их едином взаимодействии.

  101. Сравнительный анализ «артистической этики» Станиславского и этических положений студийной педагогики.

  102. Комплексная методика и технология практических упражнений на базе содержательного материала студийной педагогики (базовые формы упражнений).

  103. Этапы экспериментального поиска педагогического метода организации студийного театрального процесса.

  104. Конструктивность теоретических разработок «традиционализма» в процессе становления педагогического метода.

  105. Общие теоретические положения и обоснования биомеханики Мейерхольда.

  106. Проблема соотношения и взаимодействия принципов биомеханики Мейерхольда с «методом физических действий» Станиславского и «психологическим жестом» М. Чехова.

  107. Педагогический метод Мейерхольда в контексте современных психологических исследований (Бернштейн–Донской: биомеханика – психобиомеханика).

  108. Особенности и закономерности политехнического метода театральной педагогики.

  109. Взаимодействие уровней общеобразовательного и профессионального содержания в программном обеспечение учебно-воспитательного процесса.

  110. Общие основания процессов структурализации учебно-образовательного плана.

  111. Принцип разделения образовательных программ на типовые (целевые концептуальные установки), рабочие (конкретные учебные задачи – ученический компонент) и индивидуальные (творческий компонент).

  112. Вопросы разработки авторских программ и проблемы технологического конструирования общего и специального образования.

  113. Сравнительный анализ первых программных проектов театрального образования (Воронов–Островский) с первой базовой образовательной программой (Мейерхольд– Вивьен).

  114. Концептуальные положения творческого метода театральной педагогики Е.Б. Вахтангова.

  115. Этапы педагогической реализации элементов «системы Станиславского» в творческом пути Е.Б. Вахтангова.

  116. Вахтанговский «метод» в процесс работы над художественным образом (сравнительный анализ: Станиславский–Вахтангов–Чехов).

  117. Проблема трансформации «открытой» техники игрового приема в органику игрового существования (Мейерхольд–Вахтангов).

СПИСОК ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

(выпускные квалификационные работы студентов

кафедры режиссуры и мастерства актера ОГИИК 2001–2004 гг.)


  1. Театральная педагогика К.С. Станиславского как творческий метод режиссера-педагога (Казьмина Я.И., 2001 г.)

  2. Игра как средство воспитания творческого мышления детей в дошкольных учреждениях (Трондин С.В., 2001.).

  3. Проблема соотношения теории и практики игры в театральной педагогике (Минина И.А., 2002.).

  4. Игровые средства развития общих и творческих способностей в домашнем театре (Ермохина М., 2003.).

  5. Использование игровых технологий в развитии сценической речи (Зайченкова С., 2003.)

  6. Театральная студия как средство воспитания личности (Гречнева Ю.В., 2001.).

  7. Развитие театрально-педагогических исканий К.С. Станиславского в студиях МХТ (Моногарова Е.А., 2001.).

  8. Особенности творческого процесса в любительском театральном коллективе-студии (Шпанко В.С., 2002.).

  9. Устное народное творчество в системе театральной педагогики (Семак М.М., 2001.).

  10. Общие тенденции формирования театрального любительства 20-х годов и их развитие на современном этапе (Лопухин Д.Б., 2001.)

  11. Традиции «школьного театра» в системе современного образования (Хатиновская А.В., 2001.).

  12. Культурно-историческая традиция дидактического метода образования и воспитания в школьном театре (Иванюк Т., 2003.).

  13. Театральная интонация как средство формирования импровизационного самочувствия в студийном коллективе (Иванчук М.А., 2002.).

  14. Проблема поиска сценической выразительности посредством организации индивидуального пластического психотренинга (Пошигорева Е.Ю., 2002.).

  15. Методика организации и проведения тренировок двигательных навыков как составной части учебного процесса в предметах пластического цикла (Гончаров В.А., 2002.).

  16. Полихудожественное развитие личности средствами театрального искусства (Курбатов С.В., 2001).

  17. Методика формирования художественного мышления средствами театральной семиотики в учебном процессе (Пригожаева Н.Н., 2002.).

  18. Развитие воображения как высшей творческой и познавательной формы мышления в театральном творчестве (Апальков А.А., 2002.).

  19. Развитие творческого потенциала личности средствами театрального искусства (Неврова Т.А., 2002.).

  20. Творческий принцип индивидуации в приемах стилевого формообразования при работе над драматическим материалом (Поляков А.Н., 2002.).

  21. Атмосфера и средства ее создания в работе над спектаклем в любительском коллективе» (Винокуров Д.Н., 2002.).

  22. Проблема творческого конфликта в художественно-театральной деятельности любителей (конфликтология театрального любительства) (Шпанко С., 2003.).

  23. Методика организации события как действенного факта композиционного развития конфликта (Хлебников А.А., 2002.).

  24. Традиции театральной мелодекламации в работе по исправлению речевых дефектов в системе дополнительного образования (Гнездилова С.Л., 2003.).

  25. Развитие психолого-педагогических технологий преподавания актерского мастерства в любительском театральном коллективе (на примере технологий П. М. Ершова, П. В. Симонова) (Быкова Т.В., 2003.).

  26. Современные психолого-педагогические проблемы развития и формирования творческой личности художественными средствами театрального искусства в системе дополнительного образования (Хапков А.С., 2003.).

  27. Психологические механизмы сценического творчества в процессе работы над ролью (по линии: персонаж – образ – роль) (Мороз О.А., 2003).

  28. Политехнический метод В.Э. Мейерхольда как экспериментально-сценический поиск универсальной системы театрального образования (Рудыка Н.А., 2004).

  29. Психологические основы театрально-художественного творчества в любительском коллективе (Быковская Л.А., 2004).

  30. Театральность как метод моделирования ролевых ситуаций в учебно-образовательном процессе (Герасина М.А., 2004).

  31. Эволюция актерского искусства от маски до характера в процессе перевоплощения (актер – персонаж – роль) (Терехов В.В., 2004).





ОБЩИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации