Шпаргалки - Консультативная психология - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки - Консультативная психология
скачать (2033 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2033kb.08.07.2012 20:45скачать

n1.doc

  1   2
Вопросы к экзамену.
1. Цели и задачи психологического консультирования

2. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи.

3. Основные причины обращения за консультацией

4. Место психологического консультирования в структуре психологической помощи

5. Требования к оборудованию помещения для консультаций

6. Личность консультанта: становление через кризисы и развитие

7. Требования к профессиональной подготовке консультанта

8. Значение мировоззрения и ценностей консультанта для процесса консультирования

9. Этические принципы психологического консультирования

10. Процесс консультирования как диалог консультанта и клиента

11. Проблема эмоционального выгорания в психологическом консультировании

12. Мотивы обращения за консультацией

13. Показания и противопоказания в использовании групповых и индивидуальных методов работы

14. Критерии эффективности консультативного процесса

15. Стадии консультативного процесса

16. Содержание этапа построения отношений

17. Понятие контакта-раппорта в психологическом консультировании

18. Раскройте понятие «присоединения», в том числе по позе, языку клиента и пр.

19. В чем отличие разовых и систематических консультаций?

20. Дайте общую характеристику техник активного слушания

21. Раскройте цели и принципы техники «перефразирование».

22. Раскройте цели и принципы техники «отражения чувств»

23. Раскройте цели и принципы техники «уточнения»

24. Раскройте цели и принципы техники «отражения собственных чувств» со стороны консультанта

25. В чем заключаются основные ошибки начинающего консультанта?

26. Раскройте понятие терапевтического пространства

27. Раскройте различия в концепциях «воздействия» и «взаимодействия» консультанта и клиента

28. Раскройте основное содержание психологического контракта

29. Раскройте организационный аспект психологического контракта

30. Раскройте этический аспект психологического контракта

31. Раскройте аспект распределения ответственности в психологическом контракте

32. Что собой представляет основной этап психологической консультации

33. В чем состоит завершающий этап консультирования

34. Понятие эмпатии

35. Эмпатия как состояние и как процесс

36. Особенности взаимодействия этики и эмпатии в процессе психологического консультирования

37. Основные «ловушки» консультанта

38. Треугольник Карпмана (жертва-спасатель-агрессор) в аспекте психологического консультирования

39. Каким образом контракт может использоваться как лучший инструмент избегания «спасательства»?

40. Что происходит на стадии выявления «вторичного» запроса?

41. Перечислите и раскройте составляющие психологического контракта

42. Назовите приемы, мешающие процессу консультирования, и раскройте их содержание

43. Назовите основные принципы клиент-центрированной терапии К.Роджерса

44. Раскройте понятие терапевтического пространства

45. Особенности консультирования в психоаналитическом направлении

46.Особенности консультирования в гуманистическом направлении

47. Особенности консультирования в экзистенциальном направлении

48.Особенности консультирования в поведенческом направлении

49. Особенности консультирования в когнитивном направлении

50. Особенности управленческого консультирования.
1. Цели и задачи психологического консультирования

Псих.консультирование – это процесс оказания психологической помощи, направленный на осознание клиентом себя и своих проблем, активизацию возможностей принимать решения и выходить из кризисных ситуаций.

Цели:

1.Гармонизация взаимоотно-шений клиента с самим собой и социумом

2. Возвращение силы «Я», т.е. дееспособности личности, обладающей автономией и личными границами

3. Принятие ответственности за свою жизнь и судьбу

Задачи:

1.Создание эмпатийного контакта

2.Психологическая поддержка

3.Исследование и прояснение причин возникших трудностей

4.Развитие способности клиента к анализу способов своего поведения, взаимоотношений с другими людьми

5.Осознание клиентом истинной причины своей проблемы и причин ее возникновения

6.Формирование доступа клиента к своим ресурсам

7.Формулировка ближайшей цели для решения проблемы

8.Разработка программы реализации ближайшей цели (3-4 шага)

9.Движение клиента по пути достижения намеченной цели.
2. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи.

Психологическое   консультирование  отличается  от   других   видов  оказания практической  психологической   помощи  людям следующи­ми основными особенностями. В  отличие , например, от индивидуальной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных кон­тактов психолога-консультанта с клиентом. Разные  виды  индиви­дуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с кли­ентом — от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу с клиентом.

В психотерапии (в  отличие  от практики  психологического   кон­сультирования ) активную роль в избавлении клиента от  психоло­гических  проблем играет психолог. Именно он предпринимает ак­тивные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто вос­принимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В  психо­логическом   консультировании  дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их прак­тическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В  других   видах  практической  психологической  работы с клиен­тами в  отличие  от  консультирования  проводимая психотерапевти­ческая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, ког­да клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой  психологического   консультирования , чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В  психологическом   консультировании  психодиагностика в на­чале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблю­дения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в  психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно по­лучаемых от клиента без применения специальных психологических  тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет бо­лее заметную роль, проводится обычно в самом начале консульта­ции и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консуль­тант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих вы­водов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В  других  ви­дах психотерапевтической практики психолог несет личную ответ­ственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения кли­ента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приема­ми и методами психотерапии, за исключением тех, которые он мо­жет применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессио­нально владеть ее методами, так как в их применении и заключает­ся основная часть его работы.

3. Основные причины обращения за консультацией

В практической работе консультанта могут встречаться следующие  причины   обращения   за   психологической  помощью.

1. Тревога - состояние обеспокоенности,  связанное с каким-либо конкретным обстоятельством, которое произошло или может произойти в жизни. В некоторых случаях состояние тревоги определенно является ключевым и, не доискиваясь до предполагаемых глубинных истоков, есть смысл считать его  основным фактором, обусловливающим данные проблемы клиента, и именно в связи с этим состоянием необходимо ориентировать  основные усилия психолога-консультанта. Достаточно иногда лишь несколько вопросов со стороны консультанта, чтобы выявить целое “поле” значимых острыхпроблем.
От способности консультанта почувствовать эту болезненную “зону” и подвести клиента к ее открытому обсуждению во многом зависит эффект работы с подобными случаями.

2. Сомнение - состояние неуверенности, вызванное трудностями в принятии важного жизненного решения или же раздумьями в  правильности уже совершенного поступка.
Случаи сомнения можно рассматривать как большое количество возникших проблем в сознании клиента. Как правило, то, что при тревоге таится “на полпути” к сознанию и, не находя выхода и адекватного словесного выражения, приводит к беспокойству, в данном случае достаточно ясно представлено в сознании, причем нередко как фундаментальная жизненная проблема, не раз уже бывшая предметом самостоятельных размышлений.
Проблема клиента (а отсюда и проблема консультанта) нередко состоит в том, смогут ли оба приступить к ее открытому без утайки обсуждению, не скрывая друг от друга и тех мыслей, которые думают “про себя”. Поэтому в работе с данной категорией клиентов чрезвычайно важна, с одной стороны, их личная способность быть честными перед самим собой, с другой - чувствительность консультанта к состоянию клиента.

3. Уныние - состояние тоски и обиды, эмоциональное реагирование на происходящие травмирующие жизненные события. Клиента тяготят чувства тоски, уныния, обиды, и он, более или менее осознанно, стремится разделить их с кем-либо, получить утешение в беседе с авторитетным для него человеком.
В данном случае главная проблема для клиента и консультанта состоит в том, чтобы подойти к обсуждению тех интимно значимых ценностей и желаний, которые фрустрируют клиента. Как правило, это наиболее глубокие, “базальные” потребности, в которых человек испытывает неудовлетворенность.
Очень важно, чтобы сочувственно-помогающая установка консультанта была уравновешена долей здравого смысла, подсказывающей и напоминающей о том, насколько часто в жизни любой человек сталкивается с неудовлетворенностью и разочарованием в казалось бы самых важных и насущных своих запросах и что не так часто имеет место противоположное.
Одним из обстоятельств, осложняющих консультативную работу с некоторыми представителями данной группы клиентов, является тенденция к “опредмечиванию” своих невзгод и устойчивая фиксация на ком-либо из своего окружения, кто воспринимается как “корень зла”, “виновник” и т.д.

4. Потрясение - состояние, связанное с тягостным ощущением исключительности произошедшей беды или совершенного поступка. Психотравмирующее событие представляется человеку настолько чудовищным, противоречащим самим основам его жизни, что он, как правило, не может или не хочет поведать о нем людям из своего окружения и вместе с тем явно не в состоянии справиться с ним в одиночку.
Нередко сам по себе подробный рассказ о вызывающих душевную боль обстоятельствах или воспоминаниях, независимо, казалось бы, от ответных реакций консультанта, приносит существенное облегчение ,человек перестает чувствовать себя один на один со своей обидой или виной.
Точная квалификация данного состояния может быть затруднена привычной ориентацией консультанта на сам характер психотравмирующих обстоятельств - на внешнюю фабулу рассказа клиента, а не на тот “след”, который она оставила в его душе.
Подлинное потрясение, захватывая человека “врасплох” и разрушая защитные механизмы, делает его одновременно очень открытым и как бы нуждающимся в диалоге с консультантом. Напротив, излишнее акцентирование травмирующих обстоятельств, более или менее прямые требования признания себя в качестве “страдальца” свидетельствуют о некоторой степени освоения человеком своей ситуации, а это, в свою очередь, позволяет предполагать, что здесь мы имеем дело уже не с потрясением и на первый план выступило какое-то иное состояние.

5. Порочный круг конфликта. Как правило, это ситуация актуального конфликта с кем-либо из своих близких, знакомых, руководителей,  из которого человек не может или не хочет выйти. Поэтому здесь правильнее всего говорить скорее об объективной ситуации, чем о субъективном состоянии, которое для данного случая менее специфично.
Данное состояние характеризуется, в первую очередь, чрезвычайной эмоциональной значимостью участников конфликта друг для друга при крайне болезненных и, порой, уродливых формах “осуществления” этой значимости. Профессиональная задача психолога-консультанта - содействовать эмоциональному “отделению” участников конфликта друг от друга. Символом этого отделения становится раздельное обсуждение с консультантом своих проблем. В той мере, в какой раздельное обсуждение приобретает для клиентов самостоятельное, не зависящее от обстоятельств их “борьбы” значение, можно говорить о процессе эмоционального дистанцирования, который является важнейшей предпосылкой выхода человека из “порочного круга” конфликта.

6. Поиск участия. Недостаток подлинной душевной близости  в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенсации “на стороне”, в частности в общении с психологом-консультантом по поводу тех или иных личных психологических проблем.
Стратегия работы психолога-консультанта в данном случае должна быть направлена на установление теплых, дружеских отношений с клиентом, работу на повышение его самооценки и обучение приемам поведения в ситуациях, вызывающих затруднения.
Для клиентов в поисках участия необходимо найти в консультанте как бы соучастника своей жизни, и они изначально настроены на длительное, углубленное сотрудничество. Регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и своих проблемах приобретает значение не меньшее, чем само содержание и качество анализа рассматриваемых проблем.Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей клиента, в силу чего беседы с психологом постепенно утрачивают для него свою актуальность, оттесняемые событиями реальной жизни.

7. Психологическая  интоксикация. Распространенность  этого состояния является  относительно  недавним  “завоеванием”   нашей культуры и связана, наряду с прочим, с распространением психологических знаний о личности, о конфликтах и т.д. в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия, будто психология, хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы ошибок не допускать.
Находящийся в этом состоянии клиент, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы “впрок”. Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные “комплексы”, а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование.
Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает “зону поиска” уровнем психологических закономерностей. В результате подлинные обстоятельства его жизни, его поступки, мысли и чувства оказываются более или менее “зашумленными” теми  психологическими  диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качестве “материала” для совместной работы.

8. Управление-манипуляция. Находясь в этом состоянии,  клиент, главным образом, сосредоточен на других людях - конкретных лицах из своего жизненного окружения,  или вообще на всех,  с кем ему приходится общаться. В консультировании он ищет возможности психологически  “оснаститься” теми или иными знаниями или приемами общения, которые бы помогли ему добиваться желаемых  результатов. Нравственную и   психологическую  оправданность тех целей,  которые ставит перед собой в общении клиент, он менее всего склонен обсуждать с консультантом, и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление.
В подтексте стремления к манипуляции нередко можно найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойствен этим клиентам в их стремлении добиться своего. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому “смысловому полю”.

4. Место психологического консультирования в структуре психологической помощи

Психологическое консультирование как вид помощи возник недавно, развился из психотерапии. Предпосылкой развития консультирования явилась потребность решать психологические проблемы, не имеющие клинических нарушений. В консультировании психолог сталкивается с проблемами повседневной жизни. Наиболее глобальная проблема – нарушение межличностных отношений и общения (между полами), неуверенность в себе, застенчивость, низкая самооценка, тоска, тревога. Патологии нет, но есть эмоциональные нарушения, которые можно сбалансировать. Консультирование не имеет четких границ, т.к. нет четкого определения (их множество).
Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: " Консультирование  — это совокупность процедур, направленных на  помощь  человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования : " Консультирование  — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель  консультирования  — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".

Основные положения психологического консультирования :

Сердцевиной  консультирования  является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии. Основные принципы этого направления (К Роджерс):

Цель  консультирования  — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности. 
5. Требования к оборудованию помещения для консультаций

Подготовка к  психологическому консультированию включает в себя решение ряда общих и частных вопросов, причем общие вопросы касаются консультирования в целом, а частные вопросы относятся к приему клиентов в  психологической   консультации .

Среди общих вопросов подготовки к психологическому  консультированию чаще всего выделяют следующие:

1. Выбор  помещения  и  оборудование  места для проведения  консультаций . В оборудование   помещения  входит обеспечение его удобными для клиента и консультанта креслами или стульями, желательно вращающимися, журнальным столиком.

Стулья вместо кресел используются в том случае, если время консультирования, т.е. совместной работы психолога-консультанта с клиентом, сравнительно невелико и во время консультации  важно внимательно наблюдать за невербальным поведением клиента. Предпочтение креслам отдается тогда, когда процедура консультирования достаточно длительная по времени, и в течение консультации  необходимо создать и поддерживать неформальную обстановку общения психолога-консультанта с клиентом. Кроме мебели, в  психологической  консультации  желательно иметь аудио- и видеотехнику на те случаи, если возникнет необходимость вести, прослушивать или просматривать какие-либо записи.

2. Снабжение  консультации  бумагой, множительной техникой, компьютером, всем необходимым для фиксации хода консультирования и его результатов, размножения документации и т.п. Кроме того, в психологической   консультации  желательно иметь калькулятор, который, в частности, может понадобиться при количественной обработке результатов  психологического  тестирования клиента.

3.  Оборудование  места проведения консультирования необходимой документацией и обеспечение средствами ее хранения, в частности регистрационным журналом, картотекой клиентов и сейфом (сейф нужен и для хранения файлов с конфиденциальной информацией при использовании компьютера). В регистрационный журнал, образец формы которого приводится ниже в таблице 2, записываются общие данные о клиентах и о проведении  консультаций .

В картотеку вносятся персональные данные о каждом клиенте, полученные в ходе консультации  в результате расспроса клиента психологом-консультантом. Эти данные должны быть достаточно подробными для того, чтобы по ним можно было составить представление о клиенте и о сути его проблемы. Сейф или компьютер нужны для того, чтобы в них можно было хранить картотеку клиентов и другие, не подлежащие разглашению, данные.

4. Приобретение для  консультации  минимума специальной, в том числе  психологической , литературы. Эта литература, во-первых, нужна для того, чтобы психолог-консультант вовремя и достаточно быстро мог получить для себя и для клиента необходимые справки непосредственно из первоисточников, во-вторых, для того, чтобы выдавать клиенту нужную литературу для временного пользования с целью самообразования. Кроме того, рекомендуется приобретать  для  психологической   консультации  некоторое количество наиболее полезных популярных изданий по практической психологии, которые клиент имел бы возможность здесь же, в психологической   консультации  получить за дополнительную плату в собственное, постоянное пользование по рекомендации психолога-консультанта.

Оформление  помещения   консультации производится таким образом, чтобы клиент в нем чувствовал себя комфортно. Желательно, чтобы  помещение   для   психологической  консультации  напоминало нечто среднее между офисом и домом (рабочим помещением , квартирой, жилой комнатой).
6. Личность консультанта: становление через кризисы и развитие

 Кризис  — это своеобразный «шанс» для человека стать лучше, а для профессионала — перейти на следующий этап своего  развития .

При этом  кризисы  имеют два основных возможных «исхода»:

Интересным вариантом рассмотрения  кризиса   профессионального   развития является не просто «использования» энергии  кризиса , но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как–то решать, то есть своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов  или, если сказать по–другому, «построение» для себя «шансов»  профессионального  развития , а не просто «ожидание» этих «шансов». 

Основываясь на наблюдениях за работающими специалистами можно условно выделить следующие основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности:

1.  Первоначально это ориентация на имеющиеся традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков ) или на проблемы обслуживаемых клиентов психологических служб. Главное здесь — показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом доказать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные», то есть независимые от субъективной и мировоззренческой позиции самого  психолога . На этом этапе своего  развития   психолог  не любит рассуждать о нравственности и профессиональной  совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т.п.).

2.Постепенно приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе происходит переключение основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом  психолог  все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы — таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследовательских или практических), т.е. на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе  психолог  начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, т.е. психологическая реальность уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависимой.

3.  На третьем этапе  психолог  постепенно все больше опираться в своей работе и на свою собственную интуицию. И на свою мировоззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту.Но, кроме традиционно понимаемого « профессионального  мастерства», важную роль играет и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гуманитарных профессиях, к которым относится психология. На данном этапе  психолог  все больше задумывается о своей личности, о том, каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда, и как влияет работа на само  развитие  личности. При этом все больше и больше профессионала начинает волновать вопрос о смысле своей  профессиональной  деятельности, тем более, что именно смысл является стержнем личностного и  профессионального   развития .

4.  Наконец,  психолог  все больше задумывается о своей «миссии», о своем «предназначении» и «призвании». Не только конкретные методы работы, но и вся профессиональная  деятельность рассматриваются лишь как «средства» осуществления этой «миссии». Здесь профессионал фактически перерастает традиционные рамки своей профессии и стремится уже не просто решать какие-то конкретные проблемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. Именно так он начинает относиться к своей конкретной работе с конкретными клиентами, рассматривая даже самые «мелкие» и «незначительные» свои дела, как вклад в общественный прогресс и  развитие  культуры.


7. Требования к профессиональной подготовке консультанта

Компетентность  консультанта  это одно из важнейших  требований   профессиональной  этики - это . В связи с этим возникают вопросы: "Какая  профессиональная  подготовка  может обеспечить компетентное консультирование?" и "Какой опыт необходим претенденту на роль  консультанта ?

Во многих странах статус  консультанта  определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься  профессиональной  деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу  профессиональной   подготовки , проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум  профессионального  опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что  консультант  эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания  консультанта  (психотерапевта).

Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Каждый  консультант  до начала  профессиональной  деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Опыт личной терапии важен потому, что  консультант , как и любой человек, имеет в своей личности "белые пятна": непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием таких значимых событий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть "разобрана по косточкам". Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами.

Консультирование у коллеги-профессионала ценно и перед началом деятельности, поскольку постоянные столкновения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего  консультанта  нередко мучит чувство  профессионального  бессилия. Это тоже требует определенной помощи коллег. Другое важное преимущество личной терапии заключается в том, что  консультант  входит в роль клиента и приобретает соответствующий опыт. Личная терапия представляет уникальную возможность увидеть процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом консультант может узнать, что такое беспокойство, связанное с самоанализом, что такое перемещение и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий во время консультирования.

Как в индивидуальной, так и в групповой терапии с будущими и уже работающими консультантами важно также выделить вопросы, связанные с более глубоким осознанием специфики профессии, обратить внимание на причины и мотивы, приведшие в профессию. Консультант должен продумать следующие вопросы:

Возможны и другие вопросы, касающиеся личности консультанта и его проблем:


8. Значение мировоззрения и ценностей консультанта для процесса консультирования

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей  консультанта  определяет исходные предпосылки консультирования.

Консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

Однако, если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Консультанту  бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант  знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность  консультанта  означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно,  консультант  поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант , ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
9. Этические принципы психологического консультирования

Функции: безопасность, урегулирование конфликтов

1.компетентность – профессионал занимается только той деятельностью, использует только те методы, на которые есть документы

2.профессиональная и личностная ответственность – поддержание профессиональных стандартов, прохождение семинаров

3.уважение к правам и личной автономии человека, доверие, уважение к картине мира, не даем советы.

4.забота о благополучии и безопасности клиента – не навреди, бережны и аккуратны в словах.
10. Процесс консультирования как диалог консультанта и клиента

Далекому от психологического  консультирования  человеку может показаться, что в том, как  консультант  беседует со своим клиентом , нет ничего особенного: один из собеседников просто рассказывает другому то, что его волнует. Каким бы парадоксальным на первый взгляд ни было утверждение о том, что чем меньше обратившийся за психологической помощью человек воспринимает роль  консультанта  как ведущего, тем лучше, — оно, несомненно, является верным.

В ходе приема говорит в основном  клиент ; реплики, замечания, интерпретации  консультанта должны быть по возможности более краткими  и  редкими.

Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать, с пониманием и уважением относиться к тем паузам и остановкам, которые встречаются в рассказе.

Речь консультанта не должна восприниматься как нечто чуждое и непонятное, она должна быть максимально встроена в рассказ  клиента , то есть то, что говорит консультант, должно быть приближено к особенностям речи  клиента .Даже необходимые в ходе работы вопросы  и  замечания должны быть максимально подогнаны к тому, что говорит  клиент .

Один из наиболее удобных типов вопросов в консультативном  диалоге  — краткие вопросы, в которых по возможности опущены слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста беседы. Краткие вопросы легче встраиваются в  диалог   и  в итоге начинают восприниматься пришедшим в консультацию как собственная внутренняя речь.

В наиболее простой форме такой вопрос может состоять всего из двух частей: первая будет выполнять функцию указания на некоторое событие или действие, требующее уточнения, а вторая — просто вопросительное слово. Например: “Вы встретились с ней…  и  что?” Констатирующая часть такого вопроса — идеальна, поскольку представляет собой цитату, точное повторение того, что было сказано  клиентом , а  консультант  просто добавляет к уже прозвучавшей в разговоре формулировке вопросительное слово.

О чем бы ни рассказывал  клиент ,  консультанту  следует стараться как можно больше узнать о том, что он переживал  и  чувствовал в соответствующие моменты времени, задавая специальные вопросы. По сути своей эти вопросы могут быть очень простыми: “А что вы почувствовали, когда…?”  В последовавшем ответе также необходимо вычленить наиболее значимые слова  и  пытаться приблизиться к глубоким переживаниям, стоящим за ними. Такое развитие  диалога  характеризует одну из важнейших особенностей консультативной беседы - ее нацеленность на понимание более глубинных, личностно значимых переживаний.

Использование уточняющих вопросы типа: ”А как вы ощущали свою растерянность?”  позволяет постепенно переводить рассказ клиента с уровня более поверхностных к более глубоким переживаниям. 

Когда клиент рассказал все, что у него наболело, описал свое настоящее положение консультант анализирует обнаружившиеся факты и пытаются с их помощью раскрыть, где гнездится причина душевного разлада. Толкование требует совместной работы двоих [3, стр.79].

Важной техникой, тесно связанной с интерпретацией является перефразирование. Идея этого приема очень проста: консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, основанием для беспокойства и переживаний, становится причиной положительных эмоций, то, по крайней мере существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

Когда время подходит к концу, консультант заканчивает диалог. Он может пересказать разговор и  остановиться на целях  и  достигнутых результатах. Он может заставить  клиента  самого сделать изложение, в целях его активизации, так что  клиент  сможет сам привести информацию в порядок.
11. Проблема эмоционального выгорания в психологическом консультировании

Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки".

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. "Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавт. (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Причины:

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.
12. Мотивы обращения за консультацией

Мотивы обращения к психологу за консультаций разные. Одни приходят на  консультацию , надеясь справиться со стрессом, лучше понять свою жизненную ситуацию и принять взвешенное решение, другие ждут от  психолога содействия в более глубоком понимании себя и причин таких симптомов как депрессия, тревога или страхи. За помощью обращаются  также те, кто сталкиваются с такими жизненными проблемами, как невозможность полноценной профессиональной деятельности, одиночество или серьезные проблемы в личной жизни. Некоторые  люди  в целом не удовлетворены в своей жизни или разочаровались в себе, не став такими, какими желали себя видеть. Бывает и так, что  люди  приходят к  психологу , но не за психологической помощью. От  психолога  им нужно подтверждение того, что в их проблемах повинны другие  люди или жизненные обстоятельства.
13. Показания и противопоказания в использовании групповых и индивидуальных методов работы.

Показанием к индивидуальным методам работы  являются проблемы клиента  индивидуального , а не межличностного характера, когда клиент категорически отказывается работать в группе, или по каким-либо причинам его  работа  в группе невозможна; когда применяются достаточно сильные  методы  психологического воздействия  и  клиента необходимо постоянно держать под наблюдением  и  контролем.

Индивидуальная  психокоррекция необходима, когда у клиента психолог находит повышенную тревожность, сильную заторможенность, неуверенность в себе, необоснованные страхи, проблемы, вызванные недостаточным знанием самого себя, утрату смысла  и  цели жизни.

Противопоказанием в использовании индивидуальных методов работы является решениие проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Иногда бывает так, что по характеру проблемы клиенту требуется  групповая  психокоррекция, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда в качестве первого шага на пути его реабилитации можно использовать  индивидуальную   работу   и  постепенно, по мере его готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в  групповую   работу .

Показания  к  использованию групповых методов работы :

Противопоказаниями к  групповым методам работы  могут стать сильно выраженная возбудимость  и  эмоциональная неуравновешенность клиента, его трудный характер, болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития  и  другие. При сильно действующих  групповых  психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или срыв. В силу второй из названных причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать остальным участникам группы. По следующей причине у него может резко ухудшиться состояние здоровья. Наконец, он может или не понимать, что от него требуется, или вести себя в группе недостаточно культурно, шокируя остальных своим поведением, выводя их из равновесия.

Психокоррекция мало что может дать тем людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Она может, конечно,  и  на них оказать временное положительное воздействие, облегчающее общее физическое и психологическое состояние, но из-за того, что психокоррекция сама по себе не в состоянии устранить органический дефект, после нее возможны психологические и поведенческие рецидивы, т. е. восстановление соответствующих отклонений. В данном случае рекомендуется параллельно с психокоррекцией заниматься серьезным лечением соответствующей органической болезни под наблюдением врача.

14. Критерии эффективности консультативного процесса

Одно из важных этических требований, предъявляемых  консультанту , — это осознание истинных результатов своей  работы и  эффективности  применяемых в консультировании методов. В общем возникает вопрос: оказывает ли какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование? На этот, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Существует несколько трудностей. Во-первых,  консультанты  в силу личностных особенностей исходят в своей  работе  из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить  эффективность  психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность во время консультирования деструктивна и они не соблюдают требования  консультанта  или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий  консультанта . Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми воздействиями членов семьи клиента. Выделяют еще одну трудность - отсутствие общепринятых конкретных целей и установлении только общих направлений  работы . Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство  консультантов  собственно оценку  результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству, и часто предпочитают иллюзорную жизнь действительности. С другой стороны, знание истинных результатов своей  работы  способствует профессиональному росту.

Для  оценки  результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев:

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту  из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к  оценке  можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность  работой  и т.п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об  эффективности  консультирования является сам клиент, представляемая им оценка  своего состояния. Такая  оценка  имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы  оценка  результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач  консультанта  — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

Оценка  результатов терапии  консультантом  тоже существенна, хотя ее далеко не достаточно для окончательных выводов. Вообще говоря, окончание консультирования и сводится к обсуждению и согласованию  оценок  достигнутого эффекта, представленных клиентом и  консультантом .

15. Стадии консультативного процесса

Общая модель структуры консультативного процесса, называемая эклектической. Эта системная модель, охватывающая пять тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования.

1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консультант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента понять свою роль в возникновении проблемы, однако не навязывает своих решений. 

3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в “прошлом”, так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации. 

4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Осуществляется их критическая оценка. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана решения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.
16. Содержание этапа построения отношений

Схема процесса построения отношений

1шаг

Клиент

Установление контакта

Консультант

2шаг

Первичный запрос, цель

Исследование проблемной ситуации

Первичное предварительное построение гипотезы

3шаг

Рабочий запрос, цель

Формулирование проблемы

Построение гипотезы

4шаг

Распределение прав и ответственностей

Контракт

Распределение прав и ответственностей

Контакт- уровень безопасности принятия и доверия во взаимоотношениях клиента и консультанта ,который выражает ,что его беспокоит


17. Понятие контакта-раппорта в психологическом консультировании

Раппорт — установление психической связи с человеком или группой людей. Раппорт может достигаться путём подстройки по поведению: дыханию, взгляду, глазам, позе, мимике, голосу, движению тела, ценностям, используемым словам, манере речи. Раппорт лучше позволяет вызывать желаемые реакции у других людей. Это называется ведением. Примером неосознанного раппорта может быть заразительность зевоты, или ситуация, когда один из вместе одинаково сидящих людей перекладывает одну ногу с другой, а вслед за ним это невольно повторяют и другие. Раппорт — это динамическое состояние, возникающее в процессе общения двух или более людей, в результате чего между ними устанавливается взаимопонимание либо повышается его уровень, а также улучшается согласованность взаимодействий и возникает доверие.

Поскольку в целях установления полноценного раппорта между партнерами по общению необходимо синхронизировать ряд психологических параметров, главной задачей является активное воздействие на процесс синхронизации. Таким образом, для создания полноценного раппорта необходимо подстроиться (присоединиться) к параметрам общения собеседника.
18. Раскройте понятие «присоединения», в том числе по позе, языку клиента и пр.

Присоединиться или подстроиться — означает думать, действовать и анализировать так, как это делает клиент. Отражая систему основных ценностей человека, интересную для клиента тему разговора, тип его речи, позу, способ двигаться и дыхание, провизор «присоединяется (подстраивается)» и тем самым закладывает основу для раппорта. Таким образом, подстраивание (присоединение) — это ключ к установлению раппорта.
19. В чем отличие разовых и систематических консультаций?

Длительность психологической помощи может быть различной: от разовой консультации, а может продолжаться 10-15 встреч. Большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние.
Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации с психологом – это получение поддержки, релевантной информации и профессиональной рекомендации. Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться несколько раз, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи. Вместе с тем, в ряде случаев нескольких встреч бывает вполне достаточно, чтобы облегчить эмоциональную ситуацию и скорректировать ваши реакции в той или иной проблемной ситуации.
20. Дайте общую характеристику техник активного слушания

1.Перефразирование – повторение своими словами слова клиента (как факты, так и чувства).

2.Уточнение или прояснение – прояснение помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме и чувствах, связанных с ней.

3.Отражение чувств клиента – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые вы можете в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений (поза., жесты, мимика, тон голоса), а также из особенностей ситуации.

4.Присоединение чувств к содержанию – это невербальный навык, объединяющий отражение чувств с перефразированием содержания.

5.Отражение собственных чувств – в процессе разговора с клиентом консультант испытывает разнообразные чувства. Эти чувства неизбежно влияют на качество контакта, поэтому их необходимо осознавать и при необходимости делиться этими чувствами с клиентом.

6.Ссуммирование – обобщение основной информации.
21. Раскройте цели и принципы техники «перефразирование».

Перефразирование – это повторение своими словами содержания высказывания клиента. Содержание включает в себя как факты ситуации, так и чувства клиента.

Цели:

1.Используя перефразирование, вы можете показать клиенту, что слышите и понимаете его слова.

2.Если, перефразируя содержание, вы проявите недопонимание, у клиента будет возможность вас исправить.

3.Выслушивание своей истории, пересказанной другим человекам, может помочь клиенту прояснить собственные мысли и чувства.

4.Перефразирование может побудить человека более подробно раскрыть ситуацию или свое отношение к ней.

5.Когда клиент находится в состоянии эмоционального возбуждения, он зачастую говорит спутано, и перефразирование может помочь и ему, и вам установить приоритеты – на какие события и проблемы нужно прежде всего направить внимание.

Принципы:

1.Перефразирование должно быть кратким.

2.Переф-е должно ограничится существенными вещами.

3.При кризисной интервенции переф-е должно концентрироваться на том содержании, которое актуально для клиента в данный момент.

22. Раскройте цели и принципы техники «отражения чувств»

Отражение чувств клиента – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые вы можете в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений (поза., жесты, мимика, тон голоса), а также из особенностей ситуации.

Цели:

1.Помочь клиенту идентифицировать свои чувства и побудить его больше говорить о своих переживаниях в связи с проблемой.

2.Помочь клиенту вентилировать свои чувства и таким образом снизить уровень напряжения.

3.Показать клиенту, что вы понимаете и принимаете его чувства, что позволит улучшить качество контакта.

Принципы:

1.Важно использовать корректные слова в той интенсивности, в которой чувствует клиент.

2.Старайтесь сосредоточиться на актуальных чувствах клиента.

3.Простота и краткость формулировок.

4.Позитивные формулировки более эффективны негативных.

5.Уверенность.

23. Раскройте цели и принципы техники «уточнения»

Уточнение или прояснение – прояснение помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме и чувствах, связанных с ней.

Цель: получение дополнительной информации о клиенте и его проблеме в процессе консультирования.

Принципы:

1.Перефразирование.

2.Уточнение.

3.Краткость.

24. Раскройте цели и принципы техники «отражения собственных чувств» со стороны консультанта

Отражение собственных чувств – в процессе разговора с клиентом консультант испытывает разнообразные чувства. Эти чувства неизбежно влияют на качество контакта, поэтому их необходимо осознавать и при необходимости делиться этими чувствами с клиентом.

Цель:

1.Проявление эмпатии и создание атмосферы доверия.

2.Облегчение доступа клиента к своим чувствам.

Принципы:

1.Сообщение о своих чувствах держит в фокусе проблематику клиента и его чувств, а не свои.

2.Краткость.

3.Четкость.

4.Соразмерность.

25. В чем заключаются основные ошибки начинающего консультанта?

1.Давать советы – только в экстренных случаях.

2.Оценивать – «это хорошо», «это плохо».

3.критиковать – «я сделал бы так…».

4.Преждевременное построение оценки ситуации.

5.Интерпритация

6.Вести клиента за собой. Нужно следовать за клиентом.

7.Перебивать клиента.

8.Вопрос «Почему?»
  1   2


Вопросы к экзамену
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации