Шпаргалка - Современные методы социологических исследований - файл n1.docx

приобрести
Шпаргалка - Современные методы социологических исследований
скачать (109.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx110kb.08.07.2012 20:44скачать

n1.docx

  1   2   3   4
1.Программа как основной документ социологического исследования: значение, структура.

Социологическое исследование по любой теме должно начинаться с разработки его программы и проводиться в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования, она представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследования в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа выполняет четыре функции: теоретическую, методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам. Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория. Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.

От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.

Программа имеет следующую структуру:

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации.

Формулирование цели и предмета исследования.

Определение объекта исследования.

Логический анализ основных понятий (интерпретация и операционализация).

Определение основных гипотез исследования.

Определение замысла и задач исследования.

Определение выборочной совокупности.

Выявление методов сбора информации.

Логическая структура инструментария сбора первичной социологической информации.

Логические схемы обработки информации на компьютере.

Описание ожидаемых результатов.

Календарный план подготовки и проведения социологического исследования.

2. Методологическая часть программы социологического исследования.

Методологическая часть программы социологического исследования начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации. Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречия между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. 

Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. Итак, проблема исследования - это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). Неразрешенное противоречие, как и отсутствие знания - это начальная точка научного исследования, разрешенное противоречие и полное знание - конечная. Между ними должно быть хорошее соответствие.

На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований, опросу экспертов и т.д. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то его свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования, которые обеспечивают системность и последовательность действий в социологическом исследовании. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций. Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе соц. исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью П.С.И. и начинается работа над второй ее частью (методической).

3. Методическая часть программы социологического исследования.

К методическому разделу программы соц. исследования относятся:

– определение выборочной совокупности;

– характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации;

– логическая структура инструментария для сбора социологической информации;

– логические схемы обработки полученных данных.

Определение выборочной совокупности.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение выборочной совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования, был бы нерационален. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы:

– опрос (анкетный опрос и интервьюирование, предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению);

– анализ документов (контент-анализ - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей, традиционный анализ - тщательное изучение существа анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений);

– наблюдение (прямая регистрация событий исследователем);

– эсперимент (выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями).

Логическая структура инструментария для сбора социологической информации.

Логическая структура инструментария позволяет увидеть, на выявление каких свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов. Кроме того, она позволяет определить порядок расположения вопросов в инструментарии. Для сбора первичной социологической информации определяются операционные понятия (напр., полученное образование), индикаторы (напр., уровень образования), тип шкалы измерений (напр., оценочная). Существуют определенные правила для разработки инструментария, требования к содержанию, к типу употребляемых вопросов (напр., в анкете) и т.д.

Логические схемы обработки полученных данных.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования – объектам (людям, вещам, учреждениям).

Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Вопрос 4.

Описание проблемы, пять подходов к классификации проблемы.

Проблема исследования – сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания. Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой. В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.

  1. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического (логико-познавательного) и предметного характера. Гносеологические проблемы вызваны недостатком информации о состоянии и тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Предметными проблемами принято называть противоречия, которые порождены столкновением интересов различных групп населения (классов, этнических, конфессиональных, демографических, региональных), а также населения в целом и социальных институтов, и которые дестабилизируют общественные отношения. Таковые, например, забастовки и социальные протесты работников в связи с задержкой заработной платы, этнические конфликты, политические митинги и т.д.

  2. По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных демографических, этнических, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производственных предприятий, государственных учреждений, учебных заведений и т. д.

  3. По масштабам распространенности социальная проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер, быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или микрорайона и т. д.

  4. По времени действия противоречия проблема может быть преходящей(краткосрочной), устойчивой(среднесрочной) и затяжной(долгосрочной). Например, неудовлетворенность студентов формой лекционных занятий – проблема, которая может быть разрешена за относительно короткий срок; адаптация работников предприятий к новым условиям трудовых отношений в связи с изменением технологии труда – проблема достаточно устойчивая, а, скажем, противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение подростков и т. п., носят затяжной характер.

  5. Что касается глубины противоречия, то по этому признаку различают, во-первых, проблемы одноплановые, затрагивающие какую-либо сторону социального явления или процесса. Например, оппозиция привыкших к общинным формам ведения хозяйства крестьян к идее создания фермерских хозяйств или активизация движения за введение альтернативной службы в армии. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, массовым распространением наркомании, проституции, рэкета, коррупции. В-третьих, проблемы, порожденные функциональными противоречиями, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных звеньев социального явления или процесса. Например, ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и идеологических представлений населения в связи с расширением частной собственности; изменения в политических отношениях общества (развитие многопартийности), в функционировании политических и социальных институтов в связи с формированием правового государства и т. д.

Формулируя проблему исследования, надо стремиться к максимально точному отражению и самой проблемной ситуации, и определяющего ее реального противоречия. При этом важно избегать выдвижения проблем слишком широкого плана. Если не удается придать формулировке проблемы ясность и четкость сразу, то это может быть сделано в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки других частей программы. В тех случаях, когда исследовательская программа нацелена на «многопроблемный» социологический анализ, приходится искать ответы на вопросы о причинах ряда проблем. В принципе же изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, неизбежно усложняется инструментарий, что может отрицательно сказаться на качестве собираемой информации. Во-вторых, снижается оперативность исследования, в результате чего социологические данные устаревают, теряют актуальность, а иногда утрачивается практический смысл исследования в целом. И в третьих, как показывает опыт, одновременный охват нескольких проблем на одном и том же объекте изучения сопряжен со значительными, порой непреодолимыми трудностями.

Вопрос 5.

Гипотеза и ее роль в программе социологического исследования. Виды гипотез.

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это достаточно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем.Первоначально социолог на основе анализа литературы, бесед с экспертами, знакомства с другими исследованиями, своего знания жизни или пилотажного исследования мысленно выдвигает возможные причинно-следственные связи. Гипотезы - это научные предположения, истинность которых и надо проверить в ходе исследования. Гипотеза должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в науке - тоже результат.

     Выделяют гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования.
     Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остаются после отбрасывания альтернатив.     Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные гипотезы(гипотезы общего вида) - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Объяснительные гипотезы делятся на а) объяснение предпосылками, причинами (содержит утверждение, что на явление оказывает влияние предыдущее событие); и б) объяснение следствиями(связывает действие человека, направленное на достижение цели с их следствиями).

Также есть одномоментные или идиографические гипотезы, это гипотезы для конкретных событий, случаев и моментов. Пример: Американский президент знал, что власти Японии были готовы к переговорам о капитуляции еще до того как атомная бомба была сброшена на Хиросиму.

Есть некоторые общие правила, которым должна удовлетворять гипотеза:

Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. К примеру, есть достаточно оснований выдвинуть такую гипотезу: "Чем разнообразней труд, тем больше удовлетворенность работника". Однако при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет.

Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений.

Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

Перечисленные выше требования делают гипотезу хорошей при условии, что ее содержание не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла.     Вся организация социологического исследования состоит из непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез, выдвигаемых в случае обнаружения ошибочных суждений, постановки частных задач методического характера.     Описательные гипотезы - относительно простые, дают картину объекта исследования, например: студенты сельскохозяйственной академии в основном выходцы из села, но сколько их? Объяснительные гипотезы, например: девушки более прилежно относятся к учебе, хотя меньше озабочены профессиональной карьерой, их отношение к учебе зависит от курса.     Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях, например: переход к рынку и судьба высшей школы, некоторых специальностей, отношение к учебе.

6.Логическая структура инструментария сбора первичной социологической информации.

Логическая структура инструментария представляет собой таблицу, где прописываются: 1) операциональные понятия - в обобщенной форме определяют наблюдаемые в реальной действительности явления, подлежащие нашему исследованию;

2) индикаторы - внешне хорошо различимые показатели изменяемости признака (например, высота ртутного столбика термометрa - индикатор температуры);

3) тип шкалы измерения. Шкала пpедставляет собой систему хаpактеpистик изучаемого свойства, выполняющяю pоль эталона. С целью pазpаботки шкалы устанавливают континуум - пpотяженность изучаемого социального свойства, т.е. опpеделяют его кpайние состояния - начало и конец, максимум и минимум. Пpи нахождении кpайних точек и опpеделения континуума шкала гpадуиpуется, т.е. устанавливается ее дpобность с помощью делений. Континуум pазбивается на части.




Операциональные понятия

Индикаторы

Тип шкалы

№ вопроса в анкете

Кол-во вопросов

I

Профессия, квалификация, удовлетворенность работой

1

Профессия

Вид, должность

Номинальная





2

2

Соответствие профессии и базового образования

Образование, индивидуальная оценка степени соответствия

Ранговая




1

3

Стаж работы по профессии

Количество лет

Интервальная




1

4

Стаж работы на предприятии

Число лет

Интервальная




1

5

Квалификации

Категории

Интервальная




1

6

Повышение квалификации за последние два года

Факт повышения

Номинальная




1

7

Владение смежными профессиями

Факт владения, уточнение

Номинальная




2

8

Удовлетворенность работой

Факт удовлетворенности

Шкала индивидуальной оценки




1

Социально-демографические характеристики

20

Пол

Пол

Номинальная




1

21

Возраст

Число лет

Интервальная




1

22

Образование

Уровень образования

Ранговая




1

24

Семейное положение

Состояние в браке

Номинальная




1




Наличие детей

Факт наличия, число детей

Интервальная




2


7.Логическая схема обработки информации на персональном компьютере.

Характер обработки данных исследования на компьютере предопределен задачами, поставленными в начале исследования, предопределен логикой проверки гипотез.

Например, для решения первой задачи:




Кросстабулирование: выявить факторы воспитательного воздействия на состояние трудовой дисциплины

Для решения второй задачи:




Как стимулы к труду влияют на состояние трудовой дисциплины.

Обработка первичной социологической информации может проводиться вручную и с использованием компьютерной техники. Основные этапы обработки первичной информации следующие.

Первый этап. Разрабатываются логическая схема обработки и анализа получаемых данных. В ходе этого этапа устанавливаются формы документов для сбора информации, методы ее кодирования для ручной и машинной обработки, методы контроля данных и устранения ошибок. Определяются порядок и методы обработки данных, алгоритм расчетов, разрабатываются система анализа полученных в ходе обработки данных, основные направления анализа.

Второй этап. В случае обработки данных компьютерными методами осуществляется разработка математического обеспечения, выясняется, какие необходимы программы для обработки материалов исследования, иногда разрабатывается новое программное обеспечение.

Третий этап. Подготовка данных первичной социологической информации к обработке. Работа эта очень трудоемка. Так, при обработке данных анкетирования открытые вопросы анкет «закрывают» - классифицируют по определенным признакам, систематизируют и кодируют в соответствии с классификацией. Осуществляют проверку анкет на качество заполнения. Эта проверка включает три момента:

* на полноту заполнения (ответ может отсутствовать из-за нежелания респондента отвечать, непонимания им вопроса, небрежности в заполнении анкеты). При невозможности устранить ошибку отдельные вопросы или вся анкета изымается из обработки.

* на надежность (определяется отклонение от репрезентативной выборки, с помощью контрольных и фильтрующих вопросов проверяется качество информации, устраняются противоречивые ответы, умышленно недостоверные, отфильтровываются ответы или анкеты лиц, некомпетентных в исследуемых вопросах и т д.).

* на технологичность (удобство обработки). Все ответы необходимо привести к виду, дающему возможность легко перенести информацию на машинный носитель для обработки. Из анкет убирают все пометки, которые можно неоднозначно трактовать, номера (шифры) выбранных ответов четко обводятся ручкой.

Далее подсчитывают все документы, входящие в обрабатываемый массив информации, каждому присваивается порядковый номер. Информация кодируется, т.е. категориям документа присваиваются условные обозначения (шифр, код). Если все вопросы анкеты закрытые, кодирование может осуществляться в ходе ее разработки. При наличии полузакрытых и открытых вопросов кодировать информацию возможно только после их «закрытия». Закодированную информацию переносят на компьютер.

Четвертый этап. Обработка информации (расчет средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.).

8.План подготовки и проведения социологического исследования

Прикладное социологическое исследование направленно на получение системных фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельно конкретно-прикладное значение. Удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводиться с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладные социологические исследования имеют ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером, содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла:

1.Этап подготовки к полевому исследованию;

2.Этап полевого исследования;

3.Подготовка первичной информации к обработке и обработка на компьютере;

4.Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Исследователь должен составить схему плана проведения соц. исследования. Она представляет собой таблицу, состоящую из следующих граф: номер мероприятия, наименование мероприятия, сроки исполнения, ответственный за исполнение и примечания (указывается стоимость работы).

9.Структура этапов подготовки и проведения полевого исследования

Первый этап подготовки к полевому исследованию состоит из следующих подэтапов:

1) Обсуждение и утверждение программы, методологического инструментария исследования;

2) Составление проекта выборки и бланка ее корректировки;

3) Разработка инструментария для группы сбора первичной соц. информации;

4) Тиражирование методического инструментария для проведения пробного исследования;

5) Проведение пробного исследования;

6) Анализ результатов пробного исследования;

7) Внесение корректировок в программу, методические документы и инструкции опросов в соответствии с итогами пробного исследования;

8) Тиражирование методического инструментария для массового сбора информации;

9) Формирование группы сбора первичной информации;

10) Инструментарий и обучение анкетеров, интервьюеров.

Второй этап проведения самого полевого исследования состоит из следующих подэтапов:

1) Согласование организационных вопросов полевого исследования (с теми, с кем будет проводиться опрос);

2) Подготовка респондентов к исследованию (подготовка интервьюеров);

3) Проведение полевого исследования.

10.Структура этапов подготовки первичной информации к обработке и анализа результатов исследования, формулировки выводов и рекомендаций

Этап подготовки первичной информации к обработке состоит из следующих подэтапов:

1) Разработка инструкции по выбраковке неверно заполненных анкет;

2) Выбраковка негодных анкет;

3) Выписка полученных ответов на открытые вопросы с целью их последующей типизации;

4) Разработка инструкции по кодировке открытых вопросов;

5) Кодировка открытых вопросов;

6) Составление аналитических задач для обработки данных на компьютере;

7) Обработка первичной соц. информации;
  1   2   3   4


1.Программа как основной документ социологического исследования: значение, структура
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации