Курсовая работа - Социализация молодёжи - теоретическая и практическая проблема - файл n1.doc

Курсовая работа - Социализация молодёжи - теоретическая и практическая проблема
скачать (205 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc205kb.08.07.2012 20:44скачать

n1.doc




Курсовая работа

На тему: «Социализация молодёжи – теоретическая и практическая проблема».

Содержание:

Введение……………………………………………………………………........3

Глава 1. Теоретические аспекты социализации……………………….…..5

    1. Подходы к определению понятия «социализация»…….……..5

    2. Формы социализации……………………………………………8

    3. Фазы и этапы социализации……………………………………11

Глава 2. Социализация молодёжи как практическая проблема………..20

2.1. Каналы социализации современной российской молодежи……20

2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………...31

Библиографический список…………………………………………………..33


Введение

Исследование процесса социализации молодёжи в настоящее время становится востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей. Это связано с тем, что появляются новые и радикально изменяются традиционные каналы социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе. Социализация - процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации - формирование социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями.

Молодежь – социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.1 Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.2

Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства. Общие проблемы социализации, сущности и содержания этого процесса анализируется в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Андреенкова, С.С. Батенина, Л.П. Буевой, В.В. Москаленко, В.Г. Немировского, Б.Д. Парыгина и др.

Постановка проблем социализации молодежи в условиях НТП дана в работах И.С. Кона, О.И. Шкаратина и А. М. Коршунова, Ю.Н. Давыдова и И.Б. Роднянской, К.Г. Мяло, С.Н. Иконниковой, Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкина и др.

Стадии и этапы процесса социализации, их характеристики и критерии выделения рассматриваются в работах Л.А. Антипова, Г.И. Гилинского, А.Я. Кузнецовой, И.С. Кона и др. Институты социализации анализируются в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко т др.

До сих пор интересны и полезны работы зарубежных ученых, в которых анализируются взаимоотношения между поколениями в современных условиях. Это монографии, авторами которых являются Т. Роззак, Х. Кройц. Уникальным по своему энциклопедическому характеру является издание под редакцией Д. Гозлинга, которое охватывает около 30 проблем социализации.

Анализу процесса социализации в современном динамичном мире посвящена работа И. Таллмана, Р. Маротц-Бадена, П. Пиндаса. Но, несмотря на довольно хорошую разработанность, проблемы социализации являются не до конца исследованными.

Целью работы является исследование теоретических и практических проблем процесса социализации молодёжи.

Исходя, из цели сформулированы следующие задачи:



Глава 1. Теоретические аспекты социализации

    1. Подходы к определению понятия «социализация»


Рассмотреть проблемы социализации молодёжи в современном обществе невозможно без определения самого понятия социализации, какие признаки для нее характерны и какие функции она выполняет.

Американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».3 Польский социолог, академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».4 Социализация, - пишет И. С. Кон, - близка русскому слову воспитание, значение которого значительно шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества.5

В различных словарях социализация определяется как:

1) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.6

2) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта.7

3) процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.8

4) сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.9

5) процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.10
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.11

Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой — они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.12

Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией можно понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это — один аспект социализации.

Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего; что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.13

Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. 14

Таким образом, можно сделать вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.


    1. Формы социализации

П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации – первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификации, поскольку нет выбора значимых других. Родителей не выбирают. Так как у ребенка выбирает выбора значимых других, его идентификация, поскольку нет выбора других, его идентификация с ним оказывается квазиавтоматической. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единство существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации».15

Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа и образование. «Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных, или институционально обоснованных подмиров… Вторичная социализация есть приобретение специфического - ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда» 16.

Иными словами, в процессе первичной социализации человек приобретает «базисный мир», и все последующие шаги образовательной или социализационной деятельности так или иначе должны согласовываться с конструктами этого мира.

Т. Бергер и П. Лукман указывают, что на определенном этапе исторического развития первичная социализация была простым воспроизводством общества (и это можно отождествить с марксовым простым воспроизводством). То есть все воспроизводимое в первом секторе, потреблялось вторым и обеспечивало его функционирование.

Но в процессе общественного воспроизводства развивалась внешняя среда, которая резко изменилась, начиная с индустриальной эпохи. И эта эпоха уже потребовала создания социализированных институтов внесемейной или вторичной социализации: дошкольного образования, т.е. детских садов, куда можно было отдавать детей, что бы высвободить для производства рабочую силу; профессионального образования, что бы эту рабочую силу обучать и т.п.

Эти институты возникли, во-первых, частью заменяя институты первичной социализации, а, частью восполняя то, что семья уже в принципе дать, не могла. Ведь если у человека родители учителя, а он идет работать токарем, научить его этому родители не в состоянии. Появляется целая сфера деятельности, связанная с разделением труда и необходимостью освоения различных специализированных функций – профессиональное образование, которой стало нужно специально заниматься. И там надо не только обучать, но и социализировать. Поэтому можно сказать, что на этапе перехода к зрелому индустриальному обществу возникает и зрелая форма вторичной социализации.

Однако первичная при этом не исчезает. Более того. Если посмотреть на нее исторически, то роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется – в разных странах, в разных ситуациях этих стран и.т.п. это касается не только первичной социализации, эволюционирует роль и вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации - образование в наше время тоже начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм обмена информацией и массовой коммуникации – СМИ, телевидение, видео и т.п. их еще по привычке относят к средствам вторичной социализации, но на самом деле это не совсем так. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, - возможность эмоционального воздействия, а так же сегодня еще и близость, доступность, обыденность. Плюс опора (хотя нередко подтасованная и иллюзорная) на объективные знания специалистов, широта и массовость распространения, которые гарантируют авторитет у социализируемой аудитории.

По прежним теоретическим прогнозам семья, препятствующая слиянию индивидов в большие общности, как того требовала глобализация исторического развития человечества, в эпоху индустриального общества должна была отмереть. Однако еще ничего подобного не произошло, во всяком случае, пока. И даже тенденция такая не замечена, несмотря на растущую статистику разводов, неполных семей и брошенных детей. Сейчас в России (хотя возможно, что это влияние кризисного времени), и в традиционных обществах юго-восточной Азии, Латинской Америки, и даже в развитых странах Запада семья и работа занимают ведущие позиции на шкале одобряемых ценностей и типов жизнедеятельности. В числе прочих объяснений этого феномена можно допустить и предположение, что за этим стоит эмпирическая ненайденность и неапробированность других форм организации жизни. Человечество просто ничего не может предложить иного, нет другого способа организации жизненного пространства индивида, начиная с быта и кончая его человеческим опытом.


    1. Фазы и этапы социализации


Одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Фаза адаптации.

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды.17

Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для достижения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться.

Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

Адаптация молодых людей имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная.18 В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направления адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях современной России, переживающей переходное состояние от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

Фаза интернализации.

Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющее большинство — полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) – период ее социальной зрелости.

Говоря о критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего три главных: время физического и социального созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В соответствии с этим критериями можно выделить следующие этапы социализации:19

Первый – младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на этом этапе – общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.

Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт соци­ализации — дошкольное образовательное учреждение.

Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про­должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского окружения.

Пятый этап охватывает временные рамки функционирования со­циально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризу­ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Шестой этап связан с возрастным периодом от 35—40 до 55—65 лет, т.е. от времени пика зрелости до выхода на «заслуженный отдых» пенсионерского бытия. Некоторые ученые придают этому этапу социализа­ции чрезвычайное значение. Так, Э. Эриксон (США) считает, что имен­но в это время проявляется ярко выраженное стремление человека либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В связи с этим особую роль приобретает институт рабо­ты и его способность создать условия для интересного, насыщенного, активного труда.

Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Если этот этап социализации, полагает Эриксон, не будет ознаменован интересом к труду и активной профессиональной деятельности, то возникнет желание стабильности, а боязнь нового и его отвержение остановят процесс саморазвития и станут гибельными для личности.

Наконец, завершающий, седьмой этап социализации наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение в процессе социализации может иметь переключение человека на иные формы деятельности, которые могли бы стать для него доминантными и приносить глубокую удовлетворенность.

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание, что может приводить к последствиям двоякого порядка: имеет место либо осознание идентичности, целостности прожитой жизни, либо неудовлетворение ею и даже отчаяние от того, что она оказалась никчемной и не принесла никому пользы. Не очень хорошее физическое состояние человека, вызванное возрастом и пошатнувшимся здоровьем, может усугубиться психологически и привести к невротизации.20

При рассмотрении социализации молодого поколения важнейшим периодом является либо фаза начала трудовой деятельности, либо - профессиональная подготовка к ней. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознания и ценностные установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия. Поэтому практиче­ски в любом обществе социализация, протекающая на первых этапах, имеет ярко выраженный воспитательный характер. Отказ общества, от целенаправленного проведения воспитательной функции через официальные институты приводит к деформации социализации, до­минированию в ней адаптационного, т.е. приспособительного, аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи в транзитивном обществе, отличающемся потерей четких социальных ориентиров и норм. Как отмечают современные отечественные исследователи, «в условиях крайне негативной социальной среды, при отсутствии официально декларируемых норм поведения и допустимых способов достижения личностью своих целей, санкций за их нарушение, одним словом, при отсутствии социального контроля адаптация приводит к подчинению личности среде, пассивному восприятию ею действительности к уходу от жизни как следствию неприятия этой действительности или разного видам откло­няющегося поведения».21

В настоящее время особую роль на стадии; профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой. Воспитание же представляет собой процесс целенаправленного воздействия на личность, когда воспитатель (в лице ли членов семьи, учителя или целого института - религии, вуза) изна­чально имеет некую программу воспитания, направленную на формирование у личности заданных качеств.22

В условиях спада производства и массовой безработицы, которой охвачена в наибольшей степени молодежь, учебные заведения остаются тем социальным институтом, который направлен на формирование профессиональных ориентиров и трудовой этики. Высшая школа определяет формирование трудовой этики у той группы, которая пополнит ряды управленческого и интеллектуально-гуманитарного слоев профессионалов и которые, в хвою очередь, будут определять вектор дальнейшего социального развития.23

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

Глава 2. Социализация молодёжи как практическая проблема

2.1. Каналы социализации современной российской молодежи

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности.

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего, ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.24

Теперь разобравшись с теоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещению проблемы факторов, оказывающих влияние на социализацию молодежи в современном обществе.

На основе вышеназванной типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учеб­ной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе.25

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, домини­рующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней. Боль­шой интерес представляет не только изучение конкретного развертывания процесса социали­зации, но и анализ его противоречий.26

Рассмотрим эти факторы более подробно. Быстрые темпы радикальных перемен в жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.27

Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

В последние десятилетия в современной России, как и в других постсоциалистических странах, появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.28

В настоящее время изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи постсоциалистических стран, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах. Маркетизация образования особенно высшего в условиях, когда большая часть общества являются относительно бедными, принимает обличье паразитизма, некой формой общественного каннибализма. Кроме того, коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе.29 Высшее учебное заведение в существующем сейчас виде – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.30

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ вв. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Принципиальное отличие советского телевидения от нынешнего российского иллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.31

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса.32

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

2.2. Молодежная политика в современной России: проблемы и перспективы
Сегодня молодежь в России составляет 36 миллионов человек.33

Взаимодействие современного российского государства с молодежью является одним из определяющих факторов гармонизации всего процесса социализации молодого поколения. Сложившиеся отношения в сфере государственной молодежной политики (между различными органами власти, ветвями) основываются на конституционном разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации. Государственная молодежная политика (далее – ГМП) сегодня осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых, через сложившуюся систему органов исполнительной власти – на федеральном уровне - это Министерство по спорту, туризму и молодежной политике под руководством на сегодняшний день Виталия Мутко, также на региональном уровне через министерства или комитеты (в разных субъектах – разные названия), для примера, по образованию, культуре и молодежной политике и т.д. на региональном уровне. Также в эту схему можно включить органы по работе с молодежью, созданные (не повсеместно) на муниципальном уровне. Во-вторых, ГМП реализуется на законодательном уровне – через совершенствование законодательства, непосредственно обеспечивающего конституционные права и свободы молодых граждан, причем в этом процессе часто участвует сама молодежь посредством формирования молодежных парламентских структур при органах государственной власти (обычно при законодательном органе) – например, Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, молодежные парламенты в субъектах РФ.

Вообще основная правовая база деятельности в сфере молодежной политики – законодательство о молодежи. В строго юридическом смысле выделить «законодательство о молодежи» можно лишь условно: это не отрасль права и не отрасль законодательства, а скорее комплексная проблема, которая связана с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. Все общественные отношения, связанные с данной сферой, в настоящее время опираются на действующее до сих пор Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». В соответствие с ним «государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека»34.

В Конституции РФ понятия «государственная молодежная политика» не закреплено. Ее отнесение к классу предметов совместного ведения федерации и субъектов производится на косвенных основаниях35 (исходя из того, что к совместному ведению относятся общие вопросы воспитания, образования и т.д. – часть 1 статьи 72 Конституции РФ). Поэтому многие из конкретных направлений ГМП полностью или частично находятся сегодня в ведении субъектов РФ, а также муниципальных образований. Часть этих вопросов отнесена к их компетенции в соответствии с нормами федеральных законов, часть вопросов, относящихся к предметам совместного ведения, субъекты РФ вынуждены решать самостоятельно, в отсутствие правового регулирования на федеральном уровне и должной координации. Формально на сегодняшний день Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» является действующим в Российской Федерации, хотя изменившиеся правовые и социально-экономические условия лишили их реальной базы для претворения в жизнь.

Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Стратегия), в соответствие с которой целью государственной молодежной политики является развитие потенциала молодежи в интересах России. Стратегия определяет приоритеты государственной молодежной политики до 2016 года: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития, развитие созидательной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.36

Сегодня около 70 субъектов Российской Федерации приняли свои законы о государственной молодежной политике. В данных законах приведены различные понятия, определён разный круг субъектов государственной молодёжной политики. Так, например, единое понятие «молодая семья» на всей территории России отсутствует, и субъектами Российской Федерации трактуется по-разному. На федеральном уровне отсутствуют такие дефиниции, как вообще сама государственная молодёжная политика. Нет единого понятия «молодая семья», работы с молодёжью, молодые граждане и т. д.

Отсутствие единого правового поля в рамках всего государства, мешает и создаёт трудности в работе органов государственной власти и местного самоуправления, в деятельности различных молодёжных совещательных структур, молодёжных общественных объединений, иных юридических и физических лиц. Это негативно сказывается на реализации государственной молодёжной политики в рамках всей России.

Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утверждена Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации. Содержательной частью в первый и второй приоритеты Стратегии ложатся вопросы развития различных форм молодежного самоуправления в России. Одной из таких форм, получившей активное развитие в последние годы в России, и является молодежный парламентаризм.

Молодежный парламентаризм содержит в себе потенциал решения таких актуальных и тонких вопросов как проблемы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов власти с молодежью и ее объединениями. В числе таких вопросов и лоббирование интересов общества, в том числе молодежи, через государственные органы на этапе законотворческого процесса, повышение правосознания молодежи, роста ее гражданской и, как следствие, политической активности.37

Однако государственная система молодежной политики пока далека от идеала. Стратегические ошибки разработчиков молодежной политики привели к тому, что деятельность государства в области работы с молодежью во многом ориентирована лишь на решение сиюминутных тактических задач. В результате была создана инфраструктура, призванная решать в основном проблемы государства, связанные с деструктивными проявлениями в молодежной среде. Системы работы с молодежью, ориентированной на учет потребностей этой важнейшей социальной группы, на текущий момент фактически не существует. Нормой стало использование административного ресурса при работе с молодежными организациями. Неразрешенность основных социальных проблем молодежи, безальтернативность легальной политической деятельности, агрессивное подавление оппозиции, закрытость каналов вертикальной мобильности не ведут к формированию у молодежи демократического типа личности, приводят к искажению социализационной нормы. Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций отсутствие механизмов, позволяющих молодежи принимать участие в принятии государственных решений. Не может не накладывать отпечаток на процесс оциализации молодежи идеологическая неопределенность, так как, прежде всего, не позволяет сформулировать то, каким должен быть идеальный тип социализационной нормы. В отсутствии ясных целей развития общества невозможно определить основные критерии, которым должен соответствовать «социализированный» индивид. Данное обстоятельство не позволяет определить обязательства государства по отношению к молодому поколению. Как результат, нормативный тип социализационной нормы также трудноопределим. В конечном итоге реальный тип социализационной нормы в современной России во многом является следствием воздействия на индивида стихийных факторов.

Необходимым ля современной России является развитие творческого, инновационного потенциала молодого поколения, способного значительно ускорить процесс демократической модернизации страны. Для этого, прежде всего, требуется значительно увеличить усилия российского государства в области гармонизации процесса социализации и молодежной политики через объективный учет потребностей молодежи.

Заключение
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

К факторам, оказывающим наибольшее влияние на процесс социализации молодёжи, следует отнести такие факторы как семья, образование, средства массовой информации, а также государственная молодёжная политика.

Говоря об особенностях социализации современной российской молодёжи, стоит отметить, что данный процесс в настоящее время носит фрагментарный характер. Большинство молодых людей предоставлены самим себе. Можно говорить о процессе десоциализации, который привел к значительному росту числа молодежи с девиантным поведением. Сегодня ситуация жизненного самоопределения молодежи неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих общественные движения и политические партии. С другой стороны, молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось ее материальное положение, замедлилось социальное продвижение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием новых социально-экономических требований и качеств личности молодого человека, традиционно формируемых социальными институтами российского общества.

Таким образом, для успешной социализации молодежи большую роль должно играть формирование у молодого человека комплекса таких субъективных качеств, как ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности во всех сферах жизни, включая сферу труда, осознанная законопослушность, умение отстаивать свои гражданские права и выполнять обязанности, политическая активность, патриотическая преданность Отечеству, культура межличностных, межнациональных и иных социальных отношений, постоянное стремление наращивать и реализовывать свой творческий потенциал во благо обществу, согражданам.
Библиографический список
Нормативные источники:


  1. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» Постановление ВС РФ, 1993 г.- Справочно-правовая система «Консультант+»

  2. Проект Концепции государственной молодежной политики РФ - разработан Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Научно-исследовательским институтом московской гуманитарно-социальной академии. – Университетская информационная система РОССИЯ – http:uisrussia.msu.ru

  3. Стратегия государственной молодежной политики Р. – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р. – Справочно-правовая система «Консультант+»


Литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 267с.

  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – 294с.

  3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. – 386с.

  4. Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебникова.Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – 214с.

  5. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997. – 427с.

  6. Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. -164с.

  7. Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, №3, 2006. – С. 135-149.

  8. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. - Минск: Минсктиппроект,1997. – 181с.

  9. Иваненко С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999. – 119с.

  10. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000 г. – 306с.

  11. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. – М.: Социум, 1999. – 205с.

  12. Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. (К проблемам социализации старшеклассников) // Социс, №8, 1998г. – С. 57-64.

  13. Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – 225с.

  14. Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишиани. Н.Н. Лапина. - М., 1988. – 419с.

  15. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб.,1996. – 141с.

  16. Немировский В.Г. Социология личности. - Теория исследования опыт. - Красноярск,: Изд. Красноярск. у-та,1989. - 194с.

  17. Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательство -Торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 298с.

  18. Пастухова Л.С. Вопросы институционализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России) – http//www.nasledie.ru




  1. Подъяпольский С. Евразийский проект как основа социализации молодёжи. – М.,1999. – 295с.

  2. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс, №5. 1998 г. – С. 90-98.

  3. Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994. – 625с.

  4. Современная Западня социология. - М., 1990. – 315с.

  5. Социологический словарь. – М., 1996. – 456с.

  6. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки, №3, 2006. – С. 140-151.

  7. Университет-среда социализации молодежи // Высшее образование в России, №10, 2006г. – С. 97-99.

  8. Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова: 6-е издание перераб. и дополненное. М., 2002. – 647с.

  9. Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал, №6. 1996г. – С. 50-63.

  10. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. - Красноярск, 1991. – 94с.

  11. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. – 161с.


1 Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс, №5. 1998 г. – C. 90.

2 Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. – С. 58.

3 Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994. – С. 338.

4 Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. – С. 51.

5 Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988. – С. 134.

6 Современная Западня социология. - М., 1990. – С. 36.

7 Философский словарь / Под ред. Н.Т. Фролова: 6-е издание перераб. и дополненное. М., 2002. - С. 421.

8 Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишиани. Н.Н. Лапина. - М., 1988. - С.318.

9 Немировский В.Г. Социология личности. - Теория исследованияи опыт. - Красноярск,: Изд. Красноярск. у-та,1989. – С. 84.

10 Социологически словарь. - М , 1996. – С. 158.

11 Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997. – С. 229.

12 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001. – С. 76.

13 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д., 2000 г. – С. 135.

14 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 160.

15 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. - С. 219.

16 Иваненко С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999. – С.78.

17 Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г. – С. 26.

18 Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе: философские проблемы. - Красноярск, 1991. – С.21.

19 Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 147.

20 Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С.156.

21 Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб.,1996. – С. 73.

22 Университет-среда социализации молодежи // Высшее образование в России, №10, 2006г.– С. 97-99.

23 Горяева Т.Н. Социализация молодежи // Аспирант и соискатель. №2. 2006 г – С. 96.

24 Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Ростов-н/Д, 2000г. – С. 147.

25 Университет-среда социализации молодежи // Высшее образование в России, №10, 2006г. – С 97-99.

26 Ковалева Т.В., Степанов С.П. Подростки смутного времени. (К проблемам социализации старшеклассников) // Социс, №8, 1998г. – С. 57-64.

27 Емчура Е. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, №3, 2006. – С. 138.


28 Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки, №3, 2006. – С. 145.

29 Боголюбова Л.Н., А.Ю.Лазебниковой. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. – М.: Просвещение, 2003. – С. 94.

30Чупров В.И. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал, №6. 1996г. – С. 51.

31 Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. – М.: Социум, 1999. – С. 56.

32 Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 1991 – 2003 гг. / П.Д. Павленок. – М.: Издательско – Торгавая корпорация «Дашков и К», 2004. – С. 177.

33 Пастухова Л.С. Вопросы институционализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России) – http//www.nasledie.ru

34 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» Постановление ВС РФ, 1993 г.- Справочно-правовая система «Консультант+»

35 Проект Концепции государственной молодежной политики РФ - разработан Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, Научно-исследовательским институтом московской гуманитарно-социальной академии. – Университетская информационная система РОССИЯ – http:uisrussia.msu.ru

36 Стратегия государственной молодежной политики Р. – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р. – Справочно-правовая система «Консультант+»

37 Пастухова Л.С. Вопросы институализации участия молодежи в политической жизни: федеральный, региональный и местный аспекты (на основе опыта развития молодежного парламентаризма в России) – www.nasledie.ru



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации