Курсовая работа - Разработка управленческого решения - файл n1.docx

Курсовая работа - Разработка управленческого решения
скачать (190.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx191kb.08.07.2012 20:42скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра ГПОУ

По дисциплине Теория упрвления

Курсовая работа

Тема: Разработка управленческого решения.

Выполнила:

Проверил:


Новосибирск 2011

Оглавление




Введение 4

1. Понятие управленческого решения 5

1.1 Классификация управленческих решений 6

1.2. Этапы выработки управленческих решений 9

1.3.Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений 11

1.4. Условия и факторы качества управленческих решений. 12

1.5. Применение руководителями научных подходов к менеджменту. 13

2. Модель принятия управленческого решения 17

Заключение 24

Список литературы 25


Введение


Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. Каждый день руководителю приходится принимать решения. От его решения зависит существование организации. Современные руководители, должны обладать опытом, знаниями, умениями и навыками, позволяющие не только адекватно реагировать на управленческие ситуации, но и предвидеть их заранее. Поэтому важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и принятию управленческих решений.

Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Принятие решений является основой управления. Ответственность за принятие важных управленческих решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления.

Цель управленческого решения - обеспечение последовательного движения организации к намеченным целям.

1. Понятие управленческого решения


Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

• Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

• Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

• Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

• Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Таким образом, управленческое решение – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации.

1.1 Классификация управленческих решений


По функциональной направленности

организационные

координирующие

информирующие

планирующие

активизирующие

контролирующие

По организации


коллегиальные

индивидуальные

корпоративные

По причинам

неожиданные: ситуационные и инициативные

плановые: по предписанию, программные, сезонные

По степени повторяемости

традиционные

нетрадиционные

инновационные

По масштабам воздействия

общие

частные

По времени действия

стратегические

тактические

По срокам реализации

оперативные

долгосрочные

среднесрочные

краткосрочные

По характеру разработки и реализации

уравновешенные

инертные

импульсивные

рискованные

осторожные

интуитивные

основанные на суждениях

рациональные

По методам переработки информации

алгоритмические

эвристические

По количеству критериев

однокритериальные

многокритериальные

По направлению воздействия

внешние

внутренние

По формам применения

единоличные

коллегиальные

По сфере воздействия

глобальные

локальные

По способу фиксации

письменные

устные

Характер информации

детерминированные

вероятностные

Таблица 1.Классификация управленческих решений.1

Длительное время — вплоть до возникновения поведенческого подхода — теория управления базировалась на постулате рациональности поведения в целом и принятия решения в частности. Он состоит в том, что руководитель должен и может строить свое поведение и принимать решения, ориентируясь на максимальный учет всех факторов ситуации. Это обусловило развитие так называемых жестких схем управления, исходящих из представлений о «человеке рациональном». Однако в дальнейшем было показано, что объективно присущие человеку психофизиологические ограничения делают невозможным строго рациональное поведение и принятие решения, а полный учет всех объектных факторов при этом также в принципе невозможен. В результате была разработана концепция «ограниченной рациональности», одним из главных тезисов которой является то, что субъективные, психологические особенности — это объективные, ограничивающие факторы поведения. Они оказывают важное, а часто — определяющее влияние и на процессы принятия решения, и на управление. В результате возникает «школа принятия решения», обосновавшая необходимость перехода от жестко-рационалистических представлений к «мягким» схемам управления; классическая теория фирмы уступила место поведенческой теории.

Существует различные подходы к типологии управленческих решений. Одна из классификаций разделяет их интуитивные, основанные на суждениях и рациональные решения. Интуитивные решения отличаются тем, в них нет этапа осознанной оценки — «взвешивания» альтернатив. Решение, основанное на суждениях, — это выбор, обусловленный знаниями и прошлым опытом. В отличие от них рациональные решения не имеют непосредственной опоры только на прошлый опыт как «здравый смысл», а принимаются на основе последовательности аналитических процедур.

Принятое решение должно отвечать определенным критериям – только в этом случае его можно считать оптимальным. Несмотря на многообразие условий и подходов, делающих неповторимым каждое управленческое решение, можно выделить ряд универсальных критериев «хорошего» и «плохого» управленческого решения (Табл. 2):



Таблица 2. Критерии управленческого решения2

1.2. Этапы выработки управленческих решений


Процесс выработки управленческого решения закономерно проходит через несколько стадий. Число их варьирует, согласно представлениям различных авторов, однако внутренняя логика и последовательность этапов, в общем, сохраняется (Рисунок 1)



Начало процесса выработки решения определяется характером проблемной ситуации, которую невозможно разрешить стандартными и привычными способами. После осознания данного факта следует сознательно затормозить естественное решение «хвататься» за первую приходящую в сознание возможность разрешить проблему. Дело в том, что, во-первых, далеко не всегда первая мысль, приходящая в голову, является самой удачной, а, во-вторых, нужно сначала уточнить стратегию движения. Следующий этап – выработка критериев оптимального решения, что отсекает ряд внешне привлекательных, но невыгодных решений. После этого идет накопление и рассмотрение возможных альтернатив, и сравнение их с признаками «идеального» решения. Заключительный этап - реализация решения и контроль за его внедрением в жизнь.3

1.3.Психологические барьеры на пути принятия управленческих решений


Особый интерес представляют собой психологические трудности, мешающие выявлению проблем на стадии выработки управленческого решения. Интересно, что многие руководители даже не догадываются об их существовании, так как их источник носит подсознательный характер. К психологическим барьерам, лежащим на пути выработки управленческого решения, можно отнести ряд феноменов. Отраженных в Табл. 6.2:


1.4. Условия и факторы качества управленческих решений.


Под качеством управленческого решения принято понимать “совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации”. К основным параметрам качества управленческих решений относят:

  1. степень энтропии проблемы, т.е. ее количественной неопределенности. При формулировании проблемы преимущественно качественными характеристиками, степень энтропии приближается к нулю. Если же все показатели проблемы выражены количественными показателями, то степень энтропии приближается к единице;

  2. уровень риска вложения инвестиций или использования каких либо ресурсов;

  3. показатель вероятности реализации решения с точки зрения качества, затрат и сроков;

  4. степень соответствия теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была построена, или степень точности прогноза.

В процессе разработки и принятия управленческого решения очень важно создать условия обеспечения его высокого качества и эффективности. К таким условиям относятся:

  1. использование научных подходов менеджмента при разработке управленческого решения;

  2. учет воздействия экономических законов на эффективность управленческих решений;

  3. применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования управленческих решений;

  4. структурирование проблемы и построение дерева целей;

  5. обеспечение многовариантности решений;

  6. обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений;

  7. правовая обоснованность принимаемых управленческих решений;

  8. создание и обеспечение работы системы ответственности и мотивации качественного и эффективного управленческого решения;

  9. наличие или создание механизма реализации управленческого решения.

Выполнение на практике перечисленных условий обеспечения качества управленческих решений очень трудоемко и дорогостояще. Поэтому выполнение полного их объема целесообразно только для рациональных управленческих решений по дорогостоящим объектам (проектам). В последнее время все более проявляется тенденция к увеличению количества учитываемых условий на основе автоматизации процесса управления.4

1.5. Применение руководителями научных подходов к менеджменту.


В процессе развития теории и практики управления сложился ряд так называемых “школ в управлении”. Наиболее известны среди них: школа научного управления (1885 – 1920 г.г.), классическая или административная школа управления (1920 – 1950 г.г.), школа человеческих отношений или неоклассическая школа (1930 – 1950 г.г.), поведенческо-бихевиористская школа или школа поведенческих наук (1950 г. – по настоящее время).

Анализ теории и практики управления позволил сформулировать 13 научных подходов к менеджменту. Среди них: системный; комплексный; интеграционный; маркетинговый; функциональный; динамический; воспроизводственный; процессный; нормативный; количественный (математический); административный; поведенческий; ситуационный. Все они характеризуют тот или иной аспект менеджмента, дополняя друг друга. Рассмотрим кратко их характеристики.

Системный подход рассматривает любую систему как совокупность взаимосвязанных элементов, которая имеет вход, выход, связь с внешней средой и обратную связь.

Применение комплексного подхода позволяет учесть технические, экономические, социальные, психологические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Интеграционный подход к менеджменту предполагает исследование и упрочение связей между подсистемами и элементами системы менеджмента, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления, субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход ориентирует управляющие подсистемы при разрешении проблем на потребителя. При этом основные усилия направляются на повышение качества, экономию ресурсов потребителей, экономию ресурсов в производстве.

Функциональный подход рассматривает потребность как совокупность функций, которые необходимо выполнить для ее удовлетворения.

Динамический подход заключается в рассмотрении объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, в проведении анализа за 5–10 лет и разработке перспективного прогноза развития объекта.

Воспроизводственный подход заключается в ориентации менеджеров на постоянное возобновление производства товара или услуги для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, чем в предшествующем цикле, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

В основе процессного подхода – рассмотрение процесса управления как суммы взаимосвязанных функций управления, серии взаимосвязанных непрерывных действий.

Особенность нормативного подхода состоит в установлении нормативов по всем элементам системы менеджмента: целевой, функциональной и обеспечивающей подсистемам.

Количественный подход основывается на переходе от качественных к количественным оценкам за счет использования математических, статистических и инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и т.п.

Содержанием административного подхода является регламентация прав, обязанностей, функций, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

Поведенческий подход опирается на социальное взаимодействие, мотивацию, авторитет и лидерство, коммуникативные процессы, богатство содержания и высокий уровень качества трудовой жизни.

Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что пригодность различных методов управления определяется условиями конкретной ситуации.5

2. Модель принятия управленческого решения


Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.6



Стадия подготовки

  1. Получение информации о ситуации.- Для полного представления о ситуации, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной, но при наличии избыточной информации, возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения.

  2. Определение целей.- Благодаря целям можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей.

  3. Разработка оценочной системы.- Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации. Другим видом оценки является расчет рейтингов. Одним из наиболее важных применений методов оценки является сравнительная оценка объектов.

  4. Анализ ситуации.- Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития. Сначала проводится содержательный анализ на качественном уровне. Чтобы иметь возможность установить динамику развития ситуации под воздействием тех или иных факторов, необходимо перейти к количественным методам. Также используются факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др.

  5. Диагностика ситуации.- На основании проведенного анализа ситуации определяются наиболее чувствительные моменты, которые могут привести к нежелательному развитию событий.

Адекватному пониманию ситуации способствует определение:

  1. Разработка прогноза развития ситуации. - Не прогнозируя ход развития событий, невозможно управлять. Перспективными методами расчетов являются, возможности использования развивающегося метода экспертных кривых, с помощью которых может быть описана динамика прогнозируемого развития объекта экспертизы.

  2. Генерирование альтернативных вариантов решений.- Может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур. Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз, так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях. При генерировании альтернативных вариантов управленческих решений должны в полной мере использоваться информация о ситуации принятия решения, результаты анализа и оценки ситуации, результаты ее диагностики и прогноза развития ситуации при различных альтернативных вариантах возможного развития событий.

  3. Отбор основных вариантов управленческих воздействий.- После того так разработаны альтернативные варианты управленческих воздействий, должен быть осуществлен их предварительный анализ с целью отсева заведомо нежизнеспособных, неконкурентоспособных вариантов или вариантов, заведомо уступающих другим. При отборе основных вариантов управленческих воздействий необходимо учитывать достаточно высокую сравнительную оценку и отсутствие дублирования.

  4. Разработка сценариев развития ситуации.- Основная задача разработки сценариев — дать лицу принимающее решение ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития. Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. Проводится с помощью ситуационного анализа и экспертного оценивания.

  5. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.- Позволяет дать оценку реализуемости рассматриваемых воздействий и достижения с их помощью поставленных целей, и позволяет проранжировать их с использованием сформированной оценочной системы в соответствии с различным уровнем ожидаемого достижения цели, необходимыми затратами ресурсов и наиболее вероятными сценариями развития ситуации.


Стадия принятия решения

  1. Коллективная экспертная оценка.- При принятии важных управленческих рекомендуется использовать коллективные экспертизы, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений. Разрабатываемое управленческое решение в этом случае получает разностороннюю оценку и аргументированность, также можно сопоставить различные точки зрения специалистов на сравнительную эффективность выработанных альтернативных вариантов решений.

  2. Принятие решения.- Наряду с результатами экспертизы при принятии решения лицо принимающее решение (ЛПР) учитывает дополнительную информацию об объекте принятия решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю. Кроме того, ЛПР может быть склонным к различной степени риска, отдавать предпочтение тем или иным способам достижения результата, обладать различным опытом реализации тех или иных способов управленческого воздействия на ситуацию, в различной степени развитым чувством интуиции. ЛПР обладает правом окончательного выбора и в полной мере несет ответственность за принятое решение. Также ЛПР может не согласиться ни с одним из предложенных альтернативных вариантов.

2.1. Принятие коллективных решений.- Предполагает расчет результата коллективной экспертизы; использование специальных методов открытого обсуждения альтернативных вариантов решений; дополнительный обмен информацией между лицами, принимающими непосредственное участие в процессе принятия решений; согласование противоположных точек зрения; поиск компромисса и т. д.

  1. Разработка плана действий.- Для успешной реализации необходимо выработать план действий. Без плана не функционирует ни одна успешная западная фирма. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться. План, если это необходимо, должен корректироваться.


Стадия реализации решения

  1. Контроль реализации плана.- Для обеспечения эффективной деятельности организации необходим непрерывный контроль за ходом реализации принятых планов действий. Изменения условий реализации плана, должны быть проанализированы с целью определения наиболее вероятных изменений, которые они могут вызвать при реализации намеченного плана. Результатом такого анализа должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий.

  2. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.- Реализованный план управленческих воздействий или его фрагмент, представляющий интерес, должны быть подвергнуты тщательному анализу с целью оценки эффективности принятых управленческих решений и их реализации.

Такой анализ должен определить:

Эффективный управляющий должен сделать соответствующие выводы и учесть их при принятии последующих решений.7

Заключение


Разработка и принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Разработка решения - один из наиболее важных управленческих процессов.

Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.  Модель является представлением системы, идеи или объекта.

Вся ответственность за принятое решение возлагается на руководителя. Решение может приниматься на различных уровнях управления, руководитель может непосредственно осуществлять выбор альтернативы, а может и возглавлять коллектив руководителей по выработке и принятию решений. Во втором случае часто возникают проблемы координации политики влиятельных членов этого коллектива, согласования противоречивых интересов.

Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. Благодаря правильно принятому решению, компания может стать более успешной и выйти на новый уровень.

Список литературы




  1. Гасанов А.З.- Разработка управленческих решений

  2. Герчикова И.Н.- Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений

  3. Злобина Н.В. -Управленческие решения. Тамбов, 2007

  4. Щербатых Ю.В. - Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008.

  5. http://www.addere.ru/



1 Злобина Н.В. -Управленческие решения. Тамбов, 2007

2 Ю.В. Щербатых - Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008.

3 Ю.В.Щербатых. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб: Питер, 2008

4 А.З.Гасанов- Разработка управленческих решений


5 А.З.Гасанов- Разработка управленческих решений


6 Герчикова И.Н.- Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений


7 http://www.addere.ru/


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации