Никитина Т.А. Исследование готовности руководителей организаций к эффективной деятельности - файл n1.doc

приобрести
Никитина Т.А. Исследование готовности руководителей организаций к эффективной деятельности
скачать (76 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc76kb.08.07.2012 20:33скачать

n1.doc

УДК 159.99
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Никитина Татьяна Анатольевна, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии, к.пс.н., доцент,

Самарская академия государственного и муниципального управления, г. Самара, Россия

e-mail: tanik1122@yandex.ru
В статье раскрывается понятие «готовность», описываются результаты исследования готовности руководителей организаций к эффективной профессиональной деятельности за последние шесть лет. Особое внимание в работе акцентируется на авторском методе исследования готовности руководителей к управленческой деятельности.

Ключевые слова: готовность к деятельности, управленческая деятельность, практическое мышление, логические уровни мышления, стереотип мышления, уровни готовности к управленческой деятельности.
Organization Leaders’ Readiness To Efficient Professional Activity

Tatiana A. Nikitina, Head of the Chair of General and Applied Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Docent

Samara Academy of State and Municipal Management,

Samara, Russia

e-mail: tanik1122@yandex.ru
The article reveals the notion of “readiness”, describes the results of studying the readiness of organization leaders to efficient professional activity during the last six years. The special attention is paid to the original author’s method of studying the leaders’ readiness to managerial activity.

Key words: readiness to activity, managerial activity, logical levels of thinking, thinking stereotypes, levels of readiness to managerial activity.

Одним из основных факторов в структуре деятельности человека, аккумулирующим в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия, является готовность начать данную деятельность. Доктор психологии Бессер-Зигмунд К. [1] отмечает, что в ходе превращения общества труда в научное общество, служащих сменяют «инвесторы человеческого капитала», для которых люди становятся сотрудниками – партнерами в организациях и предоставляют в распоряжение последних свои знания, опыт и услуги. «Люди не являются больше ресурсами предприятий, а, напротив, предприятия становятся ресурсами для людей», которые становятся активными, заинтересованными сотрудниками, готовыми к переменам в постоянно изменяющейся социально-экономической среде [1, с.19-20]. Стратегия «всеобщего контроля» уступает место стратегии заинтересованной поддержки персонала, содействующей формированию и развитию приверженности организации, раскрытию потенциала сотрудников. Для осуществления данного подхода нужны адекватные модели деятельности управленческих кадров и готовность последних к работе в условиях постоянно изменяющегося внешнего контекста, как на микро, так и на макро уровнях.

В психологической литературе широко распространено понимание готовности как залога успешности и эффективности деятельности, такую мысль высказывают М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [2]. Именно наличие психологической готовности обеспечивает быстрое освоение деятельности. А.А. Деркач [3] рассматривает готовность в качестве основы не только осуществления деятельности, но и ее совершенствования.

Ряд авторов в понятие «готовность» вкладывают наличие определенного запаса знаний, умений, навыков в соответствующей области. Б.Д. Парыгин [4] отмечает значимость готовности для оптимального осуществления деятельности в сложных, динамично меняющихся ситуациях с наименьшими психологическими и социальными потерями. Он пишет, что в любой ситуации психологическая готовность предусматривает «разрушение сложившихся ранее установочных стереотипов и шаблонов вследствие их полного несоответствия новым условиям деятельности» [4, с. 200].

А.Л. Журавлев выделяет, что «в процессе подготовки руководителей недостаточно ограничиваться формированием у них умений и навыков взаимодействия с людьми, … важнейшая задача психологической подготовки руководителей - формировать внутреннюю готовность (установку) личности руководителя к выявлению и решению психологических вопросов в коллективе» [5, с.341].

Так как мы исследуем управленческую деятельность, то под готовностью к управленческой деятельности, учитывая сложную структуру аттитюда, будем понимать готовность руководителя думать, чувствовать и действовать таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленной цели [6]. И в первую очередь – это готовность думать. Как думает руководитель? Каковы его представления об управленческой деятельности? Какие вопросы важно выявлять и решать в организации? Каковы особенности практического мышления руководителя, направленного на решение задач непосредственно в сфере практической деятельности [7, с.249]? Найти ответы на эти вопросы было целью данного исследования.

Известно, что основная задача руководителя – обеспечить достижение результатов деятельности возглавляемой им организации, для чего необходимо организовать эффективное управленческое взаимодействие. Факторы, влияющие на повышение готовности к успешной управленческой деятельности, и методы ее изучения представляют особый интерес для исследователей.

Сегодня существуют разные подходы и методы, как к исследованию психологической готовности к деятельности, так и к ее повышению. Однако только целостный или системный подход в изучении формирования и развития психологический готовности к деятельности может дать значимые результаты для практического использования и прогнозирования успешности деятельности профессионала. На практике подходом, позволяющим решать указанные задачи, используя адекватный инструментарий, является коучинг, как системная технология развития. Коучинг выступает как совокупность эффективных технологий и методов, направленных на раскрытие, рост, развитие способностей и возможностей руководителя, «расширение» его осознанности, обеспечивая тем самым повышение готовности к управленческой деятельности.

Очевидно, что контекстом управленческой деятельности является осознанность и ответственность. Вероятно, и готовность к данной деятельности должна начинаться отсюда. Следовательно, нужны технологии, содействующие развитию этих способностей. К числу таких технологий можно отнести системообразующую модель логических уровней, разработанную Р.Дилсом [8], которую сейчас эффективно используют в коучинге.

Данную модель можно назвать уникальным комплексом универсального использования для профессионального и личностного роста. Основываясь на уровнях научения Г. Бейтсона [там же], Р. Дилтсом была разработана универсальная системообразующая модель мышления о личностных изменениях, которая может быть использована на каждом этапе обучения и развития человека, группы и организации, получившая название «логические уровни внимания» или «уровни классификации информации».

М. Аткинсон назвала эти уровни «логическими уровнями мышления» [9], с помощью которых можно наблюдать за системой мышления человека. Они позволяют систематизировать представления человека о себе и своих целях, привести их в соответствие с ценностями и определить необходимые ресурсы.

Стремясь создать модель для понимания деятельности мозга или изменения поведения, человек обращается к этим уровням – как если бы хотел разобраться в структуре какой-либо отдельной бизнес-системы банка, предприятия, фирмы и т. д., в которой существуют различные уровни организации.

Вопросы, соответствующие логическим уровням, помогают осознанно относиться к своей деятельности и эффективно управлять процессами каждого уровня (построение миссии и определение целей деятельности (зачем?); идентификация субъекта деятельности (кто?); развитие систем убеждений и ценностей (почему?); развитие способностей, потенциала, ресурсов (как?); четкое планирование деятельности (что?), определение внешних условий (когда?, где? с кем?)). При этом человек берет на себя ответственность за достигаемые результаты.

Система вопросов логических уровней Р. Дилтса была использована нами в качестве идеальной модели психологической готовности (готовности думать как руководитель, практического мышления управленца) к эффективной управленческой деятельности. Учитывая обозначенные уровни информации, мы предположили, что для осуществления эффективного управления руководителю важно знать ответы на такие вопросы, как: зачем, кто, почему, как, что, где, когда и с кем (именно в последовательности логических уровней).

Нами был проведен целый ряд исследований особенностей мышления руководителей с 2005 – 2010 годы (около тысячи респондентов: руководители различных организаций Самары и Самарской области и студенты самарских вузов управленческих специальностей). Респондентам предлагалось:

а) закончить предложение «Эффективный руководитель сегодня – это человек, который в ситуации неопределенной и изменчивой знает ответы на следующие вопросы …» (продолжить, сформулировав 5-7 «ключевых вопросов управленческой деятельности»);

б) расставить поставленные вопросы в приоритетном порядке.

Если основная форма деятельности руководителя – мыслительная, а движение мысли начинается с вопроса, то можно предположить, что сформулированные вопросы обозначат области внимания руководителя, выделят задачи, решение которых для него актуальны, позволят ответить на вопрос «Как думает руководитель?».

Были выделены следующие уровни психологической готовности к эффективной деятельности менеджера:

1 уровень (высокий) – в вопросах отражены в соответствующей последовательности все логические уровни.

2 уровень (средний) – в вопросах сохраняется приоритетность цели (миссии).

3 уровень (ниже среднего) – в вопросах цель обозначена, но не приоритетна.

4 уровень (низкий) – вопросы отражают приоритетность других областей, цель не обозначена; вместо вопросов встречаются высказывания.

5 уровень – в задании представлены только высказывания, отражающие соответствующие потребности, но не вопросы (такие работы так же периодически появлялись).

Разработанный нами инструментарий позволил:

а) проанализировать представления руководителей об особенностях управленческой деятельности;

б) дифференцировать эти представления в виде уровней психологической готовности к эффективной деятельности руководителя;

в) определить дальнейшие действия по повышению данного уровня (например, познакомить руководителей с используемой здесь системой логических уровней информации Р. Дилтса, содействуя «расширению» осознания их профессиональной деятельности).

Результаты опроса респондентов в 2006 году (172 человека) показали, что 28% имеют средний уровень готовности, ниже среднего – 19%, низкий – 39%. Высокий уровень готовности в данной выборке не выявлен [10]. Руководители в основном фокусировали свое внимание на уровнях способностей и поведения, в меньшей степени на уровне целей. В моделях мышления многих опрошенных нами руководителей такие уровни, как личностная идентификация и ценности, мотивация не нашли своего отражения.

Дальнейшие исследования по изучению особенностей мышления руководителей различных организации подтверждали сделанные нами выводы. Так в 2008 году было проведено исследование готовности руководителей коммерческих организаций к управленческой деятельности. Определить ключевые вопросы эффективного управления, было предложено руководителям малого и среднего бизнеса. Тенденция в предпочтении того или иного уровня сохранилась.

Результаты опроса студентов и управленцев в 2010 году так же принципиально не отличаются от результатов, полученных нами в 2006, 2008 годах. Респонденты стали больше уделять внимание целям, при этом уровни определения роли и мотивации по-прежнему представлены в вопросах руководителей в меньшей степени.

На приведенной ниже диаграмме отражены результаты исследования группы руководителей различных организаций. Тенденция сохраняется. При всем том, что темы «цели» и «мотивации» считаются самыми важными в системе управления вообще и управления персоналом в частности, на уровне стереотипного управленческого мышления все еще сохраняется приоритет уровней способностей и поведения. По-прежнему уровню «мотивации и ценностей» уделяется наименьшее внимание. Все это свидетельствует не в пользу готовности руководителей к профессиональной управленческой деятельности.



Рис 1. Распределение количества вопросов по логическим уровням
Поскольку результаты исследований за последние шесть лет у различных специалистов управленческих специальностей принципиально не отличаются, можно говорить о сложившемся стереотипе мышления, устоявшейся модели мышления руководителей относительно сущности управленческой деятельности. В сознании руководителей устойчиво сохраняются образы и представления, которые, являясь эмоционально окрашенным предубеждением или устойчивой (устаревшей или деструктивной) установкой, стереотипом мышления или неким стандартом о правильном управлении, препятствуют успешной деятельности руководителя.

Результаты анализа вопросов руководителей подтвердили наличие противоречия между сущностью управленческой деятельности и сложившимся образом мышления руководителей. Осознание, понимание этих противоречий руководителем позволит выступить в качестве трамплина для развития всей организации.

Системообразующая модель мышления логических уровней может быть использована в качестве инструмента для анализа особенностей готовности руководителей (и в первую очередь готовности думать, как руководитель) и как идеальная модель управленческого мышления. Исследования в данной области продолжаются.
Литература

  1. Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей / Пер. с нем. И. Тарасовой. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2010. - ISBN - 978-5-903070-27-5

  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Военная психология и педагогика. Минск: Военная академия, 1999 — 357 с.

  3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. - Воронеж, 2004. – 752 c/ - ISBN - 5-89502-498-X

  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999 – 592 с. - ISBN - 5-7621-0100-2

  5. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). – М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 476 с. – ISBN 5-9270-0039-8

  6. Никитина Т.А. Взаимосвязь управленческой установки и некоторых психологических характеристик руководителя образовательного учреждения. Автореферат диссертации кандидата психологических наук, Самара, 2004.

  7. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: Проспект, 2009. – 512 с. – ISBN 978-5-00250-4

  8. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП/ пер. с англ. С. Комаров. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. 2004. – ISBN - 5-93878-138-8

  9. Аткинсон Мэрилин, Чоис Т. Рае. Пошаговая система коучинга \ Пер. с англ. – К.: Companion Group, 2009. – 256 c/ - ISBN - 978-966-1629-03-4

  10. Никитина Т.А. О готовности руководителей к управленческой деятельности. Вестник самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. – Самара, СМИУ, 2008. С. 86 – 96.





ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации