Реферат - Формы и виды предвыборной агитации. Правовые ограничения - файл n1.doc

Реферат - Формы и виды предвыборной агитации. Правовые ограничения
скачать (77.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc78kb.08.07.2012 20:23скачать

n1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет политических наук

Кафедра политической истории


Формы и виды предвыборной агитации. Правовые ограничения.

Реферат

Выполнил студент

4 курс, группа 1473(з)

Климко Вячеслав Александрович
____________

(подпись)

Научный руководитель

к.и.н., доцент

Асеев Сергей Юрьевич
____________

(подпись)

Оценка ____________

Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие предвыборной агитации. 3

2. Формы и виды проведение предвыборной агитации. 6

3. Меры, принимаемые избирательными комиссиями, а также правоохранительными органами в случае нарушения установленного порядка выпуска и распространения предвыборных агитационных материалов. 8

4. Действия, считающиеся злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации. 8

5. Понятие подкупа избирателей. 9

6. За какие нарушения правил предвыборной агитации установлена административная ответственность. 11

7. Ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации через средства массовой информации. 12

Список используемой литературы 13


1. Понятие предвыборной агитации.

В законодательстве о выборах под предвыборной агитацией понимается деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Такое определение дается в статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Следует обратить внимание, что закон в качестве субъектов предвыборной агитации признает только граждан Российской Федерации, избирательные блоки, избирательные объединения, а также общественные объединения, которые не относятся к числу избирательных объединений. Различные предприятия, организации, учреждения не отнесены к числу субъектов предвыборной агитации, что ограничивает возможности их непосредственного участия в агитационной деятельности в связи с проведением избирательной кампании. Статья 8 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает, что государство обеспечивает свободу проведения агитации именно гражданам Российской Федерации и политическим общественным объединениям.

Прямой запрет на участие в предвыборной агитации установлен в отношении:

- государственных органов, органов местного самоуправления;

- лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих при исполнении ими должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;

- воинских частей, военных учреждений и организаций;

- благотворительных организаций, религиозных объединений, а также учрежденных ими организаций;

- избирательных комиссий, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (пункт 3 статьи 52 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане (за исключением случая, когда они в соответствии с международным договором имеют избирательные права при проведении муниципальных выборов), лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов (списков кандидатов), избранию зарегистрированных кандидатов. Соответственно исключается их участие и в предвыборной агитации.

Субъекты предвыборной агитации имеют возможность вести агитационную деятельность по двум направлениям:

1) Поддерживать определенных кандидатов или списки кандидатов либо же выступать против них, призывая избирателей голосовать соответственно за или против кандидатов, федеральные списки кандидатов. Эта деятельность, как правило, является либо составной частью избирательной кампании кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо косвенным образом направлена на поддержку этой избирательной кампании. Вместе с тем законодательство допускает ведение гражданами, общественными объединениями независимой предвыборной агитации за или против определенных кандидатов, списков кандидатов, т. е. агитационной деятельности, осуществляемой ими без какой-либо координации, контроля, содействия со стороны кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, участвующих в выборах. В частности, любой гражданин Российской Федерации вправе по собственной инициативе призывать к избранию определенного кандидата или кандидатов, используя для этого доступные ему информационные возможности. Тем самым гражданин реализует принадлежащую ему конституционную свободу слова. Естественно, что агитационная деятельность гражданина в период выборов должна осуществляться с учетом ограничений, содержащихся в избирательном законодательстве.

2) Проводить агитационную деятельность, направленную на то, чтобы убедить избирателей участвовать в выборах. Эта разновидность предвыборной агитации прямо не направлена на поддержку определенных кандидатов, списков кандидатов. Она ведется с целью обеспечить результативность волеизъявления избирателей, так как по законодательству о выборах одним из условий признания выборов состоявшимися является участие в них установленного законом числа избирателей. Иначе говоря, только при достаточной явке избирателей появляется возможность избрания тех или иных кандидатов без проведения повторных выборов. Так, согласно пункту 2 статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы по одномандатному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования. Согласно пункту 11 статьи 80 этого Закона выборы по федеральному избирательному округу признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей.

Можно заметить, что в ряде случаев, в частности когда очевидно лидерство определенного кандидата по одномандатному избирательному округу, агитация за участие максимального числа избирателей в выборах представляет собой существенную поддержку избирательной кампании этого кандидата.

Необходимо подчеркнуть, что агитация избирателей, проводимая с целью обеспечить их участие в выборах, не должна нарушать закрепленный в законодательстве принцип свободного и добровольного участия граждан в выборах. Этот принцип раскрывается в статье 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Поэтому агитация, призывающая избирателей участвовать в выборах, не может быть сопряжена с каким-либо психологическим давлением на граждан, иными формами принуждения как со стороны групп поддержки кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, так и со стороны государственных, муниципальных органов, избирательных комиссий, каких-либо иных организаций и учреждений. Гражданин должен свободно, руководствуясь собственными убеждениями, решить вопрос о своем участии в выборах.

Закон не предусматривает возможность ведения агитации, призывающей граждан не участвовать в выборах. Такого рода агитационная деятельность может создать препятствия для осуществления гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, провозглашенного в части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

2. Формы и виды проведение предвыборной агитации.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статья 52) указаны три основные формы предвыборной агитации:

а) через средства массовой информации;

б) путем проведения массовых мероприятий;

в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Вместе с тем закон не ограничивает агитационную деятельность зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных субъектов предвыборной агитации только возможностью использования указанных форм. Предвыборная агитация может проводиться и в иных не запрещенных законом формах, причем они могут носить самый разнообразный характер: индивидуальная агитационная работа с избирателями по месту жительства, распространение агитационной информации через Интернет и т. п.

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно выбирать форму и характер своей предвыборной агитации. Самостоятельность в выборе формы и характера предвыборной агитации распространяется и на те возможности, которые предоставляются кандидатам средствами массовой информации, т. е. зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно выбрать любую форму агитации: участвовать в публичных дебатах, дискуссиях, «круглых столах», проводить пресс-конференции, давать интервью, организовывать выступления по радио и телевидению, публиковать статьи в периодических печатных изданиях, распространять политическую рекламу, выпускать телеочерки, видеофильмы о зарегистрированном кандидате, избирательном объединении, избирательном блоке либо же использовать иные не запрещенные законом формы ведения предвыборной агитации через СМИ.

Формы предвыборной агитации, связанные с проведением массовых мероприятий.

Предвыборная агитация может проводиться путем организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Согласно статье 58 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам в организации и проведении предвыборных массовых мероприятий.

3. Меры, принимаемые избирательными комиссиями, а также правоохранительными органами в случае нарушения установленного порядка выпуска и распространения предвыборных агитационных материалов.

В случае распространения подложных предвыборных агитационных материалов либо распространения этих материалов с нарушением порядка, установленного законом, избирательная комиссия принимает соответствующие меры в рамках ее компетенции и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных печатных материалов (пункт 9 статьи 59 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Как правило, указанные меры содействия избирательным комиссиям осуществляют органы внутренних дел.

Кроме того, правоохранительные органы обязаны самостоятельно принимать меры по пресечению противоправного распространения предвыборных агитационных материалов, при этом они незамедлительно информируют соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах (пункт 6 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

4. Действия, считающиеся злоупотреблением правом на проведение предвыборной агитации.

Законом установлена недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации. Можно выделить две группы злоупотреблений такого рода.

К первой группе относятся наиболее серьезные нарушения. Это агитационная деятельность, которая содержит призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны, агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Вслучае совершения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшими федеральный список кандидатов, указанных нарушений избирательная комиссия обязана обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. Избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели вправе обратиться в суд с указанным выше представлением.

Вторая группа _ иные злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, которые представляют собой нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации. Например, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (пункт 2 статьи 60) особенно подробно определяет состав такого нарушения, как подкуп избирателей.

В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия (окружная избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации) своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, причем с учетом серьезности совершенного правонарушения избирательная комиссия вправе применить данную санкцию без предварительного вынесения предупреждения.

5. Понятие подкупа избирателей.

Подкуп избирателей представляет собой действия в форме передачи или обещания передачи избирателям материальных благ, направленные на то, чтобы оказать воздействие на их волеизъявление.

В статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, соединенное с подкупом. Таким образом, при совершении преступления, связанного с подкупом избирателей, гражданину, обладающему активным избирательным правом, создаются препятствия в осуществлении его избирательных прав. Это прежде всего касается права голосовать за или против кандидатов, списков кандидатов.

Однако подкуп избирателей может быть не только на стадии голосования, но и при проведении предвыборной агитации. В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» любым лицам и организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, а именно:

_ вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;

_ проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;

_ предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

В равной степени законом запрещено при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), а также оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с федеральными законами решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что положения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, содержащие обещания добиваться роста жизненного уровня населения, в том числе и путем изменения законодательства и местных нормативных правовых актов, не могут рассматриваться как подкуп избирателей.

6. За какие нарушения правил предвыборной агитации установлена административная ответственность.

Административная ответственность с санкциями в виде штрафов установлена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях за следующие нарушения правил предвыборной агитации со стороны кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и иных лиц:

- проведение агитации в период ее запрещения (статья 402);

- распространение ложных сведений о кандидате (статья 403);

- изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (статья 409);

- умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов (статья 4010).

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая, территориальная, окружная избирательная комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.

7. Ответственность за нарушение правил ведения предвыборной агитации через средства массовой информации.

Пунктом 7 статьи 60 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленных данным Федеральным законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В частности, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях устанавливает ответственность в виде штрафов за следующие нарушения:

- проведение агитации в связи с выборами в период ее запрещения (статья 402);

- распространение ложных сведений о кандидате в депутаты или на иную выборную должность путем опубликования либо иным способом в целях влияния на исход выборов (статья 403);

- нарушение средством массовой информации, журналистом условий проведения предвыборной агитации, предусмотренных избирательным законодательством (статья 408);

- изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов анонимных агитационных печатных материалов (статья 409).

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием.,12.декабря 1993г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994г. с изм. и доп. от 10 июля 2002г., 26 октября 2002г., 20 декабря 2002г., 10 января 2003г., 11 июня 2003г., 28 июля 2004г., 20 августа 2004г., 02 ноября 2004г., 29 декабря 2004г., 10 января 2006г., 06 октября 2003г., 03 мая 2006г. // СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1093

3.О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ РФ от 10 января 2003 г. в ред. ФЗ РФ от 21.07.2005 N 93-ФЗ//CЗ РФ.2005 №19.Ст.-88.

4.Воробьёв Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие. - Тамбов., 2005г.

5.Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки // Журнал российского права. 1999. № 5/6

6.Еремин И. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания// Законодательство и практика СМИ. 1999 г. № 7-8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации