Вольдер Б.С. Стратегический менеджмент - файл n1.doc

приобрести
Вольдер Б.С. Стратегический менеджмент
скачать (736.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc737kb.08.07.2012 20:10скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



Б.С. Вольдер
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
МЕНЕДЖМЕНТ


Учебно-ПРАКТИЧЕСКОЕ пособие


Москва 2001


ВОЛЬДЕР Б.с. Стратегический менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: Из-во МФА, 2001. С. 100.


Учебно-практическое пособие подготовлено в соответствии с учебной программой. Представленный в работе материал содержит основные определения, соответствует основным требованиям и предназначен для студентов всех форм обучения.

 Б.С. Вольдер, 2001

 Из-во МФА, 2001

Оглавление


Введение 5

1. Сущность и функции стратегического планирования 6

1.1. Предмет стратегического планирования 6

1.2. Роль стратегического планирования в деятельности фирмы 8

1.2.1. Фирма как объект стратегического планирования 8

1.2.2. Подходы к определению стратегических вопросов 9

1.2.3. Стратегические ресурсы 11

1.2.4. Процесс стратегического планирования 12

Контрольные (тестовые) вопросы 12

2. Целевые функции фирмы 16

2.1. Теоретические модели целевой функции 16

2.2. Система стратегических целей организации 16

2.2.1. Миссия организации 17

2.3. Требования к определению целей в рамках стратегического планирования 17

Контрольные (тестовые) вопросы 19

3. Анализ окружающей среды 21

3.1. Внутренняя среда организации 21

3.2. Внешняя среда организации 22

Контрольные (тестовые) вопросы 23

4. Выбор стратегии фирмы. Классификация стратегий 25

4.1. Классификация стратегий 25

4.1.1. Классификация как динамика развития организации 26

4.2. Выбор стратегии 27

Контрольные (тестовые) вопросы 30

5. Маркетинговые матрицы 32

Контрольные (тестовые) вопросы 34

6. Действия фирмы в условиях неопределенности (стратегические риски) 35

Контрольные (тестовые) вопросы 36

7. Основные направления стратегических изменений 38

7.1. Основные типы стратегических изменений 38

7.2. Пять основных типов организационных структур 38

7.3. Организационная культура 39

7.4. Основные проблемы, связанные с проведением стратегических изменений 39

7.5. Сфера изменения структуры организации 40

Контрольные (тестовые) вопросы 40

8. Анализ конкурентных преимуществ 42

8.1. Проблема определения конкурентного преимущества 42

8.2. Основные стадии жизненного цикла конкурентного преимущества 42

8.3. Способы исследования конкурентных преимуществ (М. Портер) 43

8.4. Концепция стратегических групп 44

Контрольные (тестовые) вопросы 45

9. Конкуренция как один из элементов стратегического планирования 47

9.1. Совершенная конкуренция 47

9.2. Несовершенная конкуренция 48

9.2.1. Монополистическая конкуренция 49

9.2.2. Олигополия 50

9.2.3. Монополия 50

Контрольные (тестовые) вопросы 52

10. Конкурентоспособность товара 54

10.1. Оценка конкурентоспособности товара 57

10.2. Пути повышения конкурентоспособности товаров 61

10.3. Стратегии создания конкурентоспособных новых товаров 63

Контрольные (тестовые) вопросы 65

11. Стратегический маркетинг как звено стратегического планирования 67

11.1. Информационное и коммуникационное обеспечение
управления маркетингом при стратегическом планировании 67

Контрольные (тестовые) вопросы 75

12. Стратегические альтернативы 76

12.1. Сущность стратегического выбора – альтернативность 76

12.2. Сущность SWOT-анализа 78

Контрольные (тестовые) вопросы 79

13. Реализация стратегического плана 81

13.1. Внедрение планирования 83

13.2. Система контроля планирования 85

13.2.1. Стратегические контрольные ориентиры 85

13.3. Стандарты планирования 86

13.4. Процесс анализа 88

Контрольные (тестовые) вопросы 88

Заключение 90

Вопросы для повторения 91

Вопросы для экзаменов 95

Толковый словарь 98

Список литературы 99

Введение


Стратегический менеджмент, или стратегическое управление (в последние годы чаще используется понятие «менеджмент») находится в системе наук об управлении. Когда говорят о менеджменте, имеется в виду только определенная сфера управления – управление организацией (или ее частями – отдельными процессами, либо участками).

Объекты, с которыми имеет дело стратегический менеджмент, - это организации, т.е. прежде всего предприятия, независимо от их отраслевой принадлежности и характера бизнеса, которым они занимаются.

Стратегическое управление – это не просто масштабные долгосрочные цели и стремление их достичь. Это область специальных научных знаний, методов анализа и принятия решений, приемов работы с персоналом организации и воздействия на окружающую среду, т.е. не конъюнктуру рынка, партнеров и конкурентов. Использование технического инструмента стратегического менеджмента требует найма высококвалифицированных специалистов, затрат на оборудование и оплату рабочего времени. Естественно, в полной мере это может позволить себе только предприятие, получающее хорошую прибыль и уверенно смотрящее в будущее.

Стратегическое планирование достаточно широко используется в практике управления крупных организаций, хотя оно внедрялось медленно и с большим трудом в течение долгих лет.

Стратегическое управление (или стратегический менеджмент) родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. Оно вызывает все больший интерес у фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий.

Стратегический менеджмент связан с постановкой целей организации и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач, и соответствуют ее внутренним возможностям. Потенциал, который обеспечивает достижение целей организации в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического менеджмента. Другим конечным продуктом стратегического менеджмента является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде. В предпринимательской организации это предполагает наличие способности своевременно обнаружить и правильно истолковать внешние воздействия, а также руководить ответными стратегическими действиями, предполагающими наличие материальных возможностей для разработки, испытаний и внедрения новых товаров, технологий и услуг. Потенциал организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и качеством персонала.

Архитектоника – это технология, оборудование, мощности, возможности организации; структура власти, распределение должностных функций и полномочий принимать решения; организационные задачи отдельных групп и лиц; внутренние системы и процедуры; организационная культура, нормы и ценности, лежащие в основе организационного поведения.

Качество персонала определяется отношением к изменениям, профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка; умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности; мотивацией участия в стратегической деятельности.

Таким образом, деятельность по стратегическому менеджменту направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях.

Цель настоящего учебно-практического пособия состоит в том, чтобы научить студентов основным понятиям стратегического менеджмента, которые они могут вполне применять на практике в различных сферах деятельности. Структура пособия построена таким образом, что вначале излагается сущность и функции стратегического планирования, целевые функции фирмы, а в дальнейшем излагается материал выбора стратегии фирмы и материал, излагающий другие основные понятия стратегического менеджмента.

1. Сущность и функции
стратегического планирования


1.1. Предмет стратегического планирования

Стратегическое планирование – это разработка философии деятельности фирмы на долгосрочный период (срок не имеет первостепенной роли. Главное – определение параметров, важных для организации). Стратегическое планирование опирается на постоянную изменяемость экономической среды, т. е. это способ адаптации фирмы к окружающей среде.

Стратегическое планирование – одна из функций управления; функция деятельности организации.

В стратегическом планировании рассматривается философия деятельности фирмы (общий принцип деятельности).

Маркетинг определяет цели деятельности фирмы, а стратегическое планирование обеспечивает достижение этих целей.

С 60-х по 80-е годы целью стратегического планирования считалось определение количественных показателей деятельности фирмы (прибыль и т. д.).

С 80-х годов был сделан акцент на определение качественных показателей (доля рынка, принадлежащая компании; наличие конкурентного преимущества).

Предпосылки стратегического планирования следующие:

Теоретические предпосылки стратегического планирования:

  1. Теория фирмы (микроэкономическая);

  2. Методики планирования;

  3. Теория менеджмента.

1. На теорию фирмы повлияли:

Неоклассическая теория:

Модель неоклассической теории не применима на практике, так как имеется большая сложность в расчетах.

Альтернативные теории фирмы (сравнение с неоклассической теорией):

Теория промышленной организации анализирует принципы поведения фирмы в зависимости от структуры отрасли (по размеру предприятия, формы организации бизнеса и т.д.).

Теория финансовых рынков и портфельных инвестиций определяет принципы формирования рациональных инвестиций, без которых стратегия невозможна.

Теория инновационного развития и концепция жизненного цикла продукции определяет технологические тенденции развития, приводящие к изменению в спросе и предложении продукции.

Трансакционная теория (сделка), целью создания фирмы является стремление минимизации издержек на содержание сделки, т. е. воздействие на определение целевой функции фирмы.

Поведенческая экономическая теория осуществляет анализ поведения фирм или других субъектов в зависимости от их психологии (принятие решений и распределение ролей при реализации стратегии).

Теория конкурентных преимуществ (у товара есть свое конкурентное (отличное от других) преимущество при относительно (абсолютно) высокой цене).

2. Методики планирования

Определение этапов планирования:

  1. Прогнозирование – систематический анализ определенного набора факторов с целью предвидения имеющихся возможностей. Прогноз строится в трех измерениях: время, направление развития, величина. При прогнозе определяется риск.

  2. Выяснение и выбор вариантов развития (принцип альтернативности). При разработке стратегических планов выбор альтернатив наиболее важен.

  3. Формулирование целей (на основе выбора альтернатив определяются цели и способы их достижения).

  4. Разработка программы действий и составление графика работ, т. е. цель распадается на конкретные шаги.

  5. Формирование бюджета (бюджетирование) – стоимостная оценка программы и распределение ресурсов. Бюджет – это еще и способ контроля за выполнением плана.

Планирование всегда начинается «сверху». Для эффективной реализации плана необходимо вовлечение всего персонала в согласование этого плана.

Основные требования к планированию:

Особенности стратегического планирования:


3. Методы менеджмента (теория управления):

- ситуационный анализ. Ситуации – обобщенный набор условий (внешних и внутренних), одинаковых для сравнительно большого числа компаний. Индивидуальная ситуация предполагает наличие двух моментов: название фирмы и отрезок времени;

- управление, ориентированное на результаты (целевое управление). Уровни управления имеют свои цели, которые зависят от глобальных целей фирмы. Каждый подуровень ставит себе цели в зависимости от целей вышестоящего уровня. Выполнение первостепенной (глобальной) цели зависит от выполнения целей на нижестоящих уровнях;

- связка между стратегическим планированием и маркетингом (ставят акцент на высокую открытость фирмы, т. е. на деятельность фирмы влияет и внешнее и внутреннее окружение);

- управление инновациями. Стратегия всегда подразумевает большую степень инновационности как в деятельности фирмы, так и в отрасли. Инновация рассматривается как инновация техническая или технологическая и как инновация в области управления организацией;

- управление персоналом. Стратегия разрабатывается высшим руководством, а реализация предполагает вовлечение в нее всех работников;

- планирование проектов. Стратегия разрабатывает проекты, выполняемые по времени.

Стратегическое планирование в узком понимании представляет собой особую функцию управления (любым видом объекта), предполагающую процесс разработки стратегии и ее последующей организации (реализации). Стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности.

Стратегическое планирование в широком понимании – это процесс моделирования будущего, в ходе которого определяются концепция и цели долгосрочного развития организации и способы их достижения. Стратегия – это совокупность принципов поведения фирмы, отражающая ее взаимодействие с окружающей экономической средой.

Аспекты стратегического планирования:

1.2. Роль стратегического планирования в деятельности фирмы

1.2.1. Фирма как объект стратегического планирования

Экономическая и юридическая независимость фирмы является основой стратегического плана. Проблема размещения ресурсов (аллокация) решается непосредственно фирмой. Способ аллокации направлен на достижение стабильных и предсказуемых результатов деятельности фирмы. Любая фирма ограничена в выборе принятия решений. Существует три вида ограничений: технологическое ограничение, рыночное, бюджетное.

Технологическое ограничение: из определенного объема ресурсов при данной технологии можно произвести не более... При этом фирма вырабатывает решение о наиболее полном использовании ресурсов.

Рыночное ограничение – свобода фирмы в установлении цен ограничивается действием конкурентов и государством. Отсюда проблема выбора типа взаимоотношений фирмы с рыночными контрагентами.

Бюджетное ограничение: фирма из своих доходов должна покрывать свои обязательства. Бюджетное ограничение может изменяться от мягкого до жесткого. Жесткое – компания четко должна оплачивать свои обязательства из своих доходов. Мягкое бюджетное ограничение существует тогда, когда зависимости между реальными доходами и расходами не существует.

В современной рыночной экономике существует довольно обширный спектр условий бюджетных ограничений, которые зависят от:

- поставки по контрактам;

- налоги (поступления в казну);

- наличие контактов с правительством, т.е. компания находит дополнительные
источники.

Для развитого рынка характерна тенденция к смягчению бюджетных ограничений, а для стран с переходной экономикой этот этап связан с ужесточением бюджетных ограничений.

На основании этого ограничения можно построить переход к другим стратегическим проблемам:

Фирма всегда стремится к снижению ограничений. Стратегия фирмы – это одна из форм долгосрочного перспективного сочетания ограничений на деятельность фирмы.

Риск – неочевидность наступления определенного результата. Риски не должны накапливаться сверх определенной массы. Грамотное планирование – это одна из форм минимизации рисков, а стратегический план направлен на минимизацию хозяйственных рисков.

Каждая фирма действует в определенных условиях внешней и внутренней среды.

Внешние параметры включают в себя государственную политику и параметры рынка. Стратегический план – это способ согласования между внешней и внутренней средой, их сбалансирование.

1.2.2. Подходы к определению стратегических вопросов

Основные стратегические вопросы в целом – это проблемы, которые жизненно важны для деятельности фирмы. К ним относятся:

1. Направление деятельности фирмы:

2. Источники развития деятельности (по которым получают инвестиции) – формирование структуры капитала.

3. Формирование структуры управления.

4. Характер отношений компании с внешней средой – форма конкурентных отношений на рынке.

5. Возможные результаты деятельности фирмы, имеющие принципиальное значение для ее функционирования:

6. Возможные противоречия и конфликты, способные повлиять на принципиальные параметры деятельности организации.

Существуют две причины, которые делают актуальным вопрос о разработке стратегии:

Формы реакции фирмы на стратегические вопросы.



Идентификация стратегических вопросов

(менеджер – высшее руководство)



Формальное определение стратегического вопроса

(менеджер плюс аналитик)


  1   2   3   4   5   6   7


МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации