Белоус В.Т., Горюнова Л.И. и др. Основы организации и методики преподавания в высшей школе (на рус.яз.) - файл n1.doc

приобрести
Белоус В.Т., Горюнова Л.И. и др. Основы организации и методики преподавания в высшей школе (на рус.яз.)
скачать (700 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc700kb.08.07.2012 20:03скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Белоус В.Т.

Горюнова Л.И.

Цимбалюк А.В.

Цимбалюк С.Я.


ВВЕДЕНИЕ

Цель и задачи курса.

МОДУЛЬ I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Нормативная документация для организации учебного процесса.

  2. Формы организации учебного процесса.

  3. Методическое обеспечение учебного процесса.

  4. Методические разработки.

МОДУЛЬ II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

  1. Типы и структура занятий.

  2. Методы обучения. Выбор методов обучения.

  3. Активные методы обучения и их выбор.

  4. Современные технические средства обучения. Наглядность, раздаточный материал.

МОДУЛЬ III. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Модульно-рейтинговая система.

  2. Деловая игра.

  3. Игровое проектирование.

  4. Брейнсторминг.

  5. Кейс-стади.

  6. Круглый стол.

МОДУЛЬ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.

  1. Методы контроля.

  2. Понятие о тестах и методику их составления.

  3. Организация самостоятельной работы.

МОДУЛЬ V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Организация работы преподавателя.

  2. Методика анализа учебных занятий в вузе.

  3. Педагогическое мастерство.

  4. Педагогический такт.

  5. Роль и значение языка в педагогическом мастерстве преподавателя.

МОДУЛЬ I

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебный процесс в высших учебных заведениях - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательно-квалификационном уровне в соответствии с государственными стандартами образования. Он охватывает все компоненты обучения: участников учебного процесса (преподаватели, студенты), средства, формы и методы обучения.




1.1. Нормативная документация для организации учебного процесса

Организация и осуществление учебного процесса в высших учебных заведениях Украины регламентируется Законом Украины "Об образовании", Постановлением Кабинета Министров Украины за № 1074 от 5 сентября 1996 г. "Об утверждении Положения о государственном высшем учебном заведении", Приказом Министерства образования Украины № 161 от 2 июня 1993 г. "Об утверждении Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях" и другими нормативными актами по вопросам высшего образования.

Учебный процесс имеет два главных аспекта:

Структура образования в Украине

Образование в Украине имеет такие виды: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее образование, последипломное образование, аспирантура, докторантура, самообразование.

Высшее образование осуществляется в высших учебных заведениях соответствующих уровней аккредитации:

I-II - училища, техникумы, колледжи;

III-IV - институты, консерватории, академии, университеты, и обеспечивает подготовку специалистов по образовательно-квалификационным уровням.

Законом об образовании установлены следующие уровни образования:

Образовательные

Образовательно-квалификационные

Начальное общее образование




Базовое общее, среднее образование




Полное общее среднее образование




Профессионально-техническое образование

квалифицированный рабочий

Базовое высшее образование

младший специалист, бакалавр

Высшее

специалист, магистр


Кроме того, определены также ученые степени: кандидат наук, доктор наук; и ученые звания: старший научный сотрудник; доцент, профессор.

Содержание образования - это научно обоснованная система дидактически и методически оформленного учебного материала, которая определяется образовательно-профессиональной программе подготовки специалистов ОПП, структурно-логической схеме, учебными программами и другими нормативными актами и отображается в соответствующих учебниках, учебных пособиях, методических материалах, дидактических средствах.

Содержание образования состоит из нормативного и выборочного компонентов. Нормативный определяется государственными стандартами образования, а выборочный - высшим учебным заведением.

Нормативная часть - это гарантированный минимум требований к соответствующему уровню. Нормативные учебные дисциплины определяются ОПП, соблюдение их названий и объема обязательно для высших учебных заведений.

Выборочные учебные дисциплины вводятся высшим учебным заведением. Они могут быть как обязательные для всех студентов, так и те, избираемых студентами индивидуально.

ОПП - это перечень нормативных учебных дисциплин с указанием общего учета времени (в часах), отведенного для их изучения, и форм итогового контроля. Структурно-логическая схема определяет научное и методическое обоснование процесса реализации ОПП, последовательность изучения учебных дисциплин; формы и периодичность выполнения индивидуальных заданий, проведение контроля.

Все дисциплины преподаются по учебным программам. Учебная программа - это нормативный документ, определяющий место и значение учебной дисциплины, ее содержание, последовательность и организационные формы, требования к знаниям и умениям студентов. Разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением.

Учебная рабочая программа - нормативный документ, который разрабатывается на основе учебной программы в соответствии с учебным планом.

Учебные и рабочие программы, а также учебные планы являются основными документами, которыми руководствуются факультеты и кафедры в организации учебного процесса. Кроме того, каждый преподаватель обязан иметь индивидуальный план работы и рабочий план дисциплины.




1.2. Формы организации учебного процесса

Основной формой учебно-методической работы в учреждениях образования является занятие и его методическое обеспечение. Осваивая учебные дисциплины, студенты овладевают различными способами учебной деятельности, развивают мышление, речь, интеллектуальные способности, обогащают духовность. Достичь этого можно благодаря усовершенствованию занятия - единства формы и содержания, реализации целей и задач. Каждое занятие содержит определенный объем информации, однако от преподавания зависит, насколько ее могут воспринять и усвоить студенты, какими учебными методами и приемами при этом надо воспользоваться, как оптимально определить структуру занятия, методику его проведения.

Качество занятия зависит от личностного и творческого подхода преподавателя к учебному процессу, взаимодействия преподавателя и студентов, педагогики сотрудничества на занятии и других факторов, стимулирующих учебную деятельность.

Основными формами организации учебного процесса в высших учебных заведениях являются: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий; самостоятельная работа студентов; практическая подготовка; контрольные мероприятия.




1.3. Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение является неотъемлемой составной частью учебного процесса и способствует качественному усвоению программ подготовки.

Методическое обеспечение учебного процесса включает учебно-методическую документацию по специальности (направлению) (приложение 3), учебно-методическую документацию по каждой дисциплине, а также учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, компьютерные программы по дисциплине и др..

Учебно-методическая документация по специальности состоит из:

Учебно-методическая документация по специальности разрабатывается (за исключением ее части, которая является государственным стандартом образования) выпускающими кафедрами и рассматривается советом факультета. Учебные и рабочие учебные планы утверждаются ректором. Учебно-методическая документация по специальности сохраняется на выпускающих кафедрах, в деканатах, в учебно-методическом и в учебном отделах академии.

Учебно-методическая документация по дисциплинам содержит следующие документы:

При необходимости - иные документы по решению кафедры, например, график самостоятельной работы студентов (выполнение контрольных работ, сдачи домашних заданий, курсовых работ и др.)..

Учебно-методическая документация по дисциплинам разрабатывается кафедрами, осуществляющих преподавание этих дисциплин. Рабочие и учебные программы каждого предмета согласовываются с кафедрами, где читаются курсы, обеспечиваемые этой учебной дисциплиной, и с выпускающей кафедрой по специальности, рассматриваются методической комиссией факультета.

Программы должны утверждаться не позднее, чем за 3 месяца до начала учебного года, в течение которого изучаются соответствующие дисциплины.

Учебно-методическая документация по дисциплинам хранится на кафедрах, обеспечивающих преподавание этих дисциплин.

Рабочая программа дисциплины составляется на основе учебной программы дисциплины и учебного плана и является нормативным документом вуза. Рабочие программы дисциплин должны ежегодно рассматриваться на кафедре о соответствии с последними достижениями науки и техники в области знаний и в учебный план.

В рабочей программе изложен конкретный содержание учебной дисциплины, организационные формы ее изучения, распределение учебных часов по видам занятий, формы и средства текущего и итогового контроля, информационно-методическое обеспечение дисциплины. Структурными составляющими рабочей программы являются следующие разделы:

  1. Распределение общих учебных часов на дисциплину по семестрам и видам учебных занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия, индивидуальная работа, самостоятельная работа студентов) в соответствии с учебными планами.

  2. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Цель изучения дисциплины должен быть настолько конкретным, чтобы можно было определить необходимый уровень овладения учебным материалом. Задача изучения дисциплины должны четко определять, что необходимо знать и уметь, о чем должны иметь представление студенты, чтобы была обеспечена возможность разработки средств текущего и итогового контроля в виде контрольных заданий, тестов и т.п..

  3. Содержание учебного материала. В основной части рабочей программы излагается содержание курса с распределением по видам занятий. Лекционная часть материала разбивается на разделы, темы и лекционные занятия. После каждой главы приводится перечень учебных и наглядных пособий и рекомендуемой литературы с указанием разделов и страниц.

Аналогично должно происходить разбиение материала, который изучается на практических занятиях, с указанием краткого содержания каждого занятия, методического материала, учебных, наглядных и других пособий, рекомендованной литературы (отдельно - для использования при самостоятельной работе).

Отдельно приводится перечень тем лабораторных и семинарских занятий, контрольных мероприятий, их объем в часах.

В самостоятельные части этого раздела рабочей программы целесообразно выделить разделы и темы (их краткое содержание), предлагаемые для самостоятельного изучения: индивидуальные задания (курсовые работы, типовые расчеты, рефераты и др.)., Выполнение которых контролируется преподавателем; разделы и темы по выбору студента , предназначенные для углубленного изучения дисциплины.

  1. Учебно-методические материалы по дисциплине. Список литературы состоит из двух частей - основной и дополнительной. В список основной литературы входят учебники, учебные пособия, тексты лекций и конспекты, методические указания к лабораторным и игровых занятий, планы семинарских занятий и др.. Список дополнительной литературы предназначен для более углубленного изучения отдельных разделов или курса в целом. В отдельной части этого раздела помещается перечень технических средств обучения для разных видов занятий: информационные средства (кодограммы, диапозитивы, диафильмы, плакаты), наглядные пособия (макеты и др.)., Автоматизированные учебные курсы и обучающие системы и т.п..

Составной частью программ являются средства для проведения запланированных контрольных мероприятий.

Учебные планы, рабочие программы и другая учебно-методическая документация, проработана на кафедрах, является интеллектуальной собственностью академии и может быть использована другим вузом лишь с разрешения руководства.




1.4. Методические разработки. Опорные конспекты

Методическая разработка содержит подробное описание теоретически обоснованных и, как правило, практически апробированных методических приемов преподавания некоего предмета, его раздела или темы, а также методики проведения определенного вида занятия или воспитательного мероприятия или их элементов.

Такие методические разработки составляют, конечно, опытные преподаватели. Однако к этой работе необходимо привлекать и молодых преподавателей. Для них это будет своеобразной "пробой сил", отчетом перед коллегами о педагогической самообразование, о применении полученных знаний на практике, о творческих поисках профессионального совершенствования.

Учебно-воспитательная работа в академии многогранна и сложна, поэтому и тематика методических разработок весьма разнообразна.

В зависимости от особенностей проблемы, которая разрабатывается, опыта и степени подготовки автора избранная тема может быть широкой и узкой, общей и конкретной.

Например, есть довольно широкие темы, которые требуют наблюдения и анализа занятий по отдельным предметам, выяснение наиболее типичных недостатков в методике преподавания, пробелов в знаниях студентов, их классификации, определения путей и методов улучшения учебного процесса.

Темы по методике преподавания определенного раздела предмета гораздо уже. их успешно может разработать преподаватель и с небольшим опытом, но только тот, кто умеет анализировать методы и результаты своего труда.

Темы методических разработок и рекомендаций должны быть связаны с проблемами, над которыми работает весь педагогический коллектив.

Далее составляется план работы коллектива над темой. Каждый преподаватель определяет свое участие в коллективном труде. В плане работы преподавателя над темой указывается, в какие сроки он должен ее выполнить, чей опыт усвоить, чему научиться. Здесь же указывается, где, когда и в какой форме учитель сообщит о результатах своей работы - выступление на заседании кафедры, доклад на педагогических чтениях, сообщение на заседании учебно-методического совета И т.д.

Желательно планировать каждому преподавателю 1-2 методические разработки в год.

Каждая кафедра в перспективном плане предусматривает темы методических разработок преподавателей с учетом особенностей предметов, отдельных тем и педагогического опыта.

Затем каждый преподаватель определяет тему методической разработки на учебный год, кафедра и методический отдел придают ему консультационную помощь в работе над выбранной проблемой.

Заслуживает внимания опыт проведения преподавателем открытого занятия по теме методической разработки. Это позволяет проверить на практике предложения преподавателя по методике ведения занятия и определить ее практическую ценность.

Методическая разработка и занятия обсуждаются на заседании кафедры, делается вывод и даются конкретные указания по применению приемов и методов, рекомендованных автором.

Под частичной методикой подразумевается методическое пособие по предмету в целом или по отдельным темам, по курсовому и дипломному проектированию, по учебной и производственной практики. Методическая разработка состоит на одно занятие или на комплекс занятий по данной теме программы. Она может быть посвящена также отдельному элементу занятия по данному предмету (например, методике опроса, методике закрепления знаний и др.). Или элементам учебного процесса (применение наглядных пособий, практические работы и др.).. Частичная методика определяет общие принципиальные методические направления и методы обучения студентов данному предмету, вытекающие из его содержания, освещая одновременно и наиболее важные методические приемы.

Методическая разработка должна помочь преподавателю в подготовке занятия по возможно лучшим его вариантом, дать конкретные методические указания о каждом элементе и этап разрабатываемого занятия. Она должна не столько отвечать на вопросы о том, что необходимо изучить на занятия, сколько на вопрос о том, как надо подать материал, организовать усвоение студентами темы, наиболее эффективно провести занятие в целом.

Особенно важны частные методики по наиболее сложным темам курса. Упорядочение их повышает квалификацию преподавателей, так как требует глубокого знакомства со специальной и методической литературой и учебниками, а также с практическим опытом других преподавателей.

Заведующий кафедрой вместе с преподавателем должен выбрать предмет, их разделы и темы, наиболее сложные для усвоения и преподавания.

Подготовка методической разработки должна содержать следующие основные элементы: выбор темы; составлении плана подготовки, изучение соответствующей литературы; сбор, анализ и обобщение фактов; оформление результатов изучения опыта; выводы и рекомендации.

В плане подготовки методической разработки автор должен предусмотреть, как он будет разрабатывать выбранную тему, какую литературу необходимо подобрать, занятия которых преподавателей посетить, которые контрольные работы следует планировать и т. д.

После изучения соответствующей литературы автор составляет план методической разработки, в котором более полно отражает ее содержание: названия глав, содержание и объем каждого раздела.

План может быть коротким или более подробным (если автор не имеет достаточного опыта), с разбивкой каждого раздела на части или параграфы.

Частичная методика из курсового проектирования должна дать ответ на вопрос о требованиях к заданию, его принципиальный смысл и форму, выдачу заданий студентам, порядок и методику проведения консультаций и осуществления проверки работа студентов над проектами, методы проверки и оценки готовых проектов и использования результатов проверки.

Если разработка освещает общие методические вопросы и содержит передовой опыт, ценный для всего коллектива, она выносится на обсуждение учебно-методического совета.

Лучшие разработки хранятся в учебно-методическом отделе Академии.

Одним из видов методической разработки может быть опорный конспект лекции.

Опорный конспект (ОК) - это система опорных сигналов, имеющих структурное связь и является наглядной конструкцией, заменяющая систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Разработка ОК состоит из нескольких этапов:

  1. Анализ материала темы с целью выявления причинно-следственных связей. Проводится логическое перегруппировка материала и его систематизация. При этом важно определить, какая информация главная в этой теме, а какая - второстепенное.

  2. Тематическая концентрация учебного материала на основе укрупнения дидактических единиц (блоков). Это делает материал более упорядоченным, он легко рассматривается и запоминающимся.

  3. Разработка условной символики для кодирования информации: - использование сокращений, специальных терминов, а для отображения взаимосвязей между различными положениями - введение графических знаков.

  4. Компоновка ОК - это группировка закодированной информации в блоки, выбор шрифтов и цветовой гаммы.

Таким образом, ОК - это страница, на которой материал темы закодирован в образной легкодоступной форме: основные цифры - условные моменты темы. Стрелки, рамки, цвет, шрифт показывают движение мысли, движение идей. Каждый ОК содержит несколько блоков, изолированных друг от друга формой и контурами.

При использовании опорных конспектов студентам желательно выдать малые (черно-белые) копии опорного конспекта и с первого занятия обеспечить каждого студента набором опорных конспектов. Во время домашней работы студенты изучают материал по учебнику, используя ОК.

ОК можно использовать и как средство контроля знаний студентов в начале следующей лекции или на семинарском занятии, когда студентам предлагается написать ОК предыдущего занятия по памяти в тетрадях. При устных ответах студентов на семинарах также можно использовать ОК.

ОК дают студентам реальную возможность изучить литературу в надлежащем направлении и в заданном объеме перед каждым занятием. Технология обучения с ОК при условии систематических занятий со стороны студентов способствует пониманию и эффективному овладению ими положений учебного курса.

Опорно-логические конспекты впервые в отечественную практику ввел преподаватель математики Шаталов В.Ф., раскрыв их методику в статье "Куда и как исчезли" тройки? ». Именно этот метод интенсифицирует лекцию. Опорные сигналы коротко формализовано отражают курс лекции, а использование опорно- логических конспектов позволяет проблемно раскрывать наиболее важные положения темы (Приложение 1).

Опорно-логические конспекты - это рабочая тетрадь (учебное пособие), предназначенный для сотрудничества преподавателя и студента. В начале учебного семестра каждый студент получает пособие, которое состоит из двух основных разделов: опорных конспектов лекций и терминологического мини-словаря.

Опорные конспекты лекций помогают более успешно, чем путем традиционных методов, постигать основы учебной дисциплины. Минисловник содержит толкование основных понятий и терминов, так, чтобы овладеть любой отраслью знаний, прежде всего необходимо овладеть теми понятиями и терминами, которые в этой области используются. Каждая новая тема опорного конспекта открывается начальным блоком, где приведены наименования темы лекции и его тезисы, которые полностью раскрываются лишь при устного рассказа преподавателя. Кроме того, в первоначальном блоке представлен список учебной литературы.

Основной материал отображается в информационных блоках, количество которых на одно занятие не должно превышать 5-6.

Использование проблемных блоков имеет целью как минимум развить творческие способности студента, а также дать основы изучаемого курса.

В состав блоков одной лекции входят (Приложение 1):

  1. собственно проблемный блок, где ставится проблема, решение которой базируется на творческом понимании хорошо усвоенного содержания текущей лекции;

  2. синтезирован блок, где изложены задачу, решение которой требует длительного усвоения материала как текущей, так и предыдущей лекций;

  3. расширительный блок, где содержится необычное задание, выполнение которого предполагает понимание не только теории курса, но и знания других дисциплин, изученных студентами ранее.

Каждая тема лекции сопровождается двумя конечными блоками: контрольным и проблемным. Контрольные блоки предназначены для дальнейшей повторной проверки усвоенных знаний. Они делятся на три категории:

Блок самоконтроля - для самостоятельной проверки несложных тем курса.

Блок взаимоконтроля - для взаимопроверки студентами знаний друг друга и широкого обсуждения более-менее сложных вопросов учебной дисциплины.

Обобщающий блок - для активного повторения изученного материала.

В опорных конспектах для обозначения содержания материала используют определенные отметки, их называют сигналами или опорными сигналами (ОС). ОС несет информацию, которая помогает воссоздать данные, отсутствующие в сигнале как носители информации. Именно свойство ОС как стимула к раскрытию сути материала темы и используется для организации учебной деятельности студентов.

В качестве опорных сигналов могут использоваться графики, формулы, схемы, названия, рисунки, диорамы, необычные компоненты (основные слова, фразы, интересные рисунки / которые вне рассказом преподавателя не имеют прямых смысловых связей с теоретическим материалом).

Любая ассоциация может стать опорной схеме. Смысловой опорный символ - это короткое, сжатое изложение материала, но в то же время оно содержит более широкую информацию.

Следовательно, опорный сигнал - это ассоциативный символ, заменяющий смысловое значение и способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию.

Учебное пособие может касаться отдельного модуля или отдельной темы и рассчитан на то, чтобы студент мог углубленно изучать материал, предусмотренный учебной программой.

Учебники пишутся согласно требованиям к их разработке, отработанных мировой практикой. Содержание учебников должен быть понятным, содержать сведения о последних достижениях и открытиях в данной области. Кроме того, в учебнике должны быть представлены вопросы для самоконтроля. Поэтому для написания его следует обработать всю информацию как отечественных, так и зарубежных источников.

По европейским стандартам учебники строятся по модульной системе и в них используются все формы активного восприятия материала.

Каждая тема или модуль должен начинаться с мини-словарь основных терминов (их желательно выделить жирным шрифтом), которые концентрируют внимание и направляют работу студента на изучение основных теоретических положений для достижения учебной цели, сформулированной преподавателем. В конце темы эти слова следует вводить к вопросам самоконтроля, чтобы подчеркнуть важность их смысловой нагрузки.

Мини-лексикон, тесты, проблемные вопросы являются стимулом к работе студентов с другими научными и учебными источниками.

Учебник должен быть направленным на решение конкретных задач.
МОДУЛЬ II

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Методика преподавания - это оптимальное сочетание обще дидактических методов, приемов и средств обучения, применяемых в таких известных формах обучения, как лекции, семинары, практические занятия, научно-исследовательская работа, курсовая работа, реферат, практика, дипломная работа и тому подобное.

На рис. 1 представлен некоторые формы активизации методики преподавания, их количество можно увеличить, но использование этих форм всегда определяться конкретными знаниями, навыками и умениями, опытом творческой деятельности и социального общения, способностью к самообразованию ваших будущих студентов.

Большом Д.И. Менделееву принадлежат слова: "Только тогда, когда человек, обладающий знаниями, попытается передать их другим, тогда и только тогда, она по-настоящему поймет, что такое трудность, сложность". Советуем запомнить эти слова человека, который, согласитесь, хорошо знала свой ​​предмет. Это поможет вам, когда будете готовить и проводить занятия, ролевые упражнения, игры и т.д..

Предложенная схема организации процесса не является догмой. И как любая схема - это всегда упрощение. Ее можно дополнять и совершенствовать по мере изучения курса. Рассматривая эту схему, вы вспомнить основные дидактические положения и самостоятельно сформулировать свое понятие методики преподавания на основе тех определений, которые даны ниже.

Методика - это искусство, это сплав учебного материала, личности преподавателя, который является носителем национальной и мировой культуры, а также личности студентов и уровня их общей культуры.

Методика - это технология организации познавательной деятельности студентов. Она нематериальна как любая системная организация, но без методики (как и без системной организации) нельзя ничему научить, ничего сделать.

Методика - это то, что создает условия для понимания чего-то, например, рыночной экономики. Методика - это сама организация познавательной деятельности студентов. Ее не видят как любое образование, но без нее не может быть учебного процесса.



Рис. 1. Обучение как процесс
Методика - это тайна усвоения предмета, основанное на логике усвоения преподавания, невидимая организационная структура, своеобразная кристаллическая сеть, канва, в которую вплетены знания и навыки тех, кто учит, и учащихся. Методику обучения можно сравнить с мостом через реку Знаний, который без взаимного педагогического и человеческого сотрудничества не соединит оба берега этой реки.

На каждой лекции, семинаре или практическом занятии пытайтесь учиться у своих педагогов-наставников методического мастерства, но не забывайте, что оригинальная, хорошо разработанная методика преподавания - это одна из форм интеллектуальной собственности, охраняемой законом так же, как другие ее формы.




2.1. Типы и структура занятий

В педагогической литературе встречаются различные классификации занятий, но наиболее целесообразной является классификация на основе главной дидактической цели или задач занятия. Согласно этой классификации различные авторы предлагают разное количество типов занятий и их структуру (рис. 2).

Далее даются основные типы занятий, особенности их структуры и методика их проведения.

ЗАНЯТИЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Активизация базовых знаний.

  4. Осознание и осмысление нового материала, выделение главного, контроль уровня усвоения.

ЗАНЯТИЯ УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Обзор и активизация ранее изученного материала.

  4. Изучение связи между темами и разделами ранее изученного материала.

  5. Систематизация изученных знаний.

  6. Рассмотрение отдельных деталей и особенностей изученного материала.

  7. Ознакомление с приемами работы по систематизации знаний и самоконтроля уровня усвоения материала.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Сообщение цели и задач занятия.

  2. Выдача заданий и ознакомление с методикой работы.

  3. Выполнения работы.

  4. Анализ полученных результатов.

  5. Выявление трудностей в работе.

  6. Анализ и оценка применения изученных методов.

  7. Поиск средств для усовершенствования самостоятельной работы с материалом.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ПРОБЛЕМНОЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В НЕАДЕКВАТНОЙ ОБСТАНОВКЕ

  1. Сообщение цели и задач занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности и постановка задач.

  3. Выявление проблемной ситуации.

  4. Выдвижение и обоснование гипотез.

  5. Проверка правильности гипотез.

  6. Анализ результатов решений, проверка правильности выбранных методов.

  7. Анализ причин допущенных ошибок.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

  1. Сообщение цели и задач занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

  4. Ознакомление с методикой применения новых знаний.

  5. Первичное формирование умений.

  6. Ознакомление с методикой закрепления умений и формирования навыков.

  7. Проработка отдельных приемов, определение и анализ ошибок.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

  1. Сообщение цели и задач занятия.

  2. Актуализация опорных задач, умений, навыков.

  3. Обзор основных методов применения знаний.

  4. Применение знаний и умений в конкретной обстановке.

  5. Анализ уровня знаний и умений.

  6. Анализ методов применения знаний и рекомендаций выработки навыков.

  7. Отработка приемов, анализ причин допущенных ошибок.

  8. индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В АДЕКВАТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

  1. Сообщение цели и задачи занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Анализ заданных условий и поставленных задач.

  4. Определение условий, похожих на ранее решаемые проблемы и задачи.

  5. Выбор знаний и умений, необходимых для решения проблем и задач.

  6. Решения поставленных задач.

  7. Анализ результатов выполнения заданий, сравнение с изученным материалом.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

  1. Сообщение цели и задач занятия.

  2. Активизация опорных знаний.

  3. Постановка вопросов, охватывающих контролирующие разделы программ.

  4. Раскрытие системы знаний и умений.

  5. Анализ уровня применения знаний и умений.

  6. Анализ уровня усвоения знаний.

  7. Анализ допущенных ошибок, систематизация и анализ причин ошибок.

  8. Индивидуализация домашнего задания.

ЗАНЯТИЯ КОМБИНИРОВАННОЕ

  1. Сообщение темы и цели занятия.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Активизация опорных знаний и изучение нового материала.

  4. Первичное применение новых знаний.

  5. Рассмотрение связей нового материала с ранее изученным.

  6. Ознакомление с методикой работы над материалом.

  7. Методика применения новых знаний.

  8. Индивидуализация домашнего задания.


Каждый преподаватель может выбрать любой из типов занятий в зависимости от того, какой цели он хочет достичь и какую структуру занятия он считает более целесообразной для использования.

Предложена конкретная структура занятия не ограничивает возможности для творческого подхода к его планированию и проведению. Творчески работающие педагоги ищут пути целесообразного сочетания структурных элементов различных видов занятий.

Но существуют обязательные структурные элементы, которые должны быть на занятии любого типа, а именно:

  1. Организационная часть.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Мотивация учебной деятельности.

  4. Активизация опорных знаний.

  5. Закрепление изученного.

  6. Подведение итогов:

    • выдача задания;

    • мотивация учебной деятельности на предстоящие занятия.

Количество времени, отведенное на каждый из структурных элементов, может быть различной в зависимости от вида занятия, его цели и задачи.
Основными видами учебных занятий являются:

Высшее учебное заведение может определять и другие виды учебных занятий.



Лекция

Основной формой учебного процесса является лекция. Лекционным методом студентам передается более 60-70% всей учебной информации. Как правило, лекция является элементом курса лекций, охватывающий основной теоретический материал отдельной или нескольких тем учебной дисциплины. В ней последовательно и концептуально излагается определенная проблема, которая является соответствующим элементом учебного курса конкретного предмета. Целью лекции является раскрытие основных положений темы, достижений науки по вопросам, которые рассматриваются, выяснения нерешенных и дискуссионных проблем, обобщение опыта работы, представление рекомендаций по применению основных выводов из тем на практических занятиях, основных форм учебных занятий, предусмотренных для усвоения теоретического материала .

На современном этапе количество лекционных часов по планам уменьшают за счет самостоятельной учебной деятельности студентов (СРС), но отсутствие литературы и неумение студентов работать самостоятельно побуждает преподавателей пытаться большинство материала подать на занятиях.

Вузовская лекция имеет структуру занятия приобретения новых знаний и содержит следующие обязательные элементы:

Требования к лектору:

    1. умение преподавателя четко и ясно излагать;

    2. богатство языка;

    3. отсутствие чрезмерной зависимости от конспекта;

    4. оптимальный темп преподавания;

    5. контакт с аудиторией;

    6. умение активизировать внимание студентов;

    7. обеспечение возможности конспектирования основного содержания.

Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой, поэтому содержание лекции должен:

а) отвечать учебной и рабочей программам;

б) быть направленным на достижение цели обучения и воспитания;

в) иметь научный уровень, научную убедительность, научную доказанность;

г) содержать стандартные терминологию и обозначения;

д) быть связанным с текстом учебника или учебным пособием по курсу.

Можно читать отдельные лекции по проблемам, касающимся данной учебной дисциплины, но не охваченные учебной программой. Такие лекции для студентов проводятся приглашенными из других вузов ведущими учеными в отдельно отведенное время.

Лекции, по поручению кафедры, читаются профессорами, доцентами, старшими преподавателями академии. Преподаватели и ассистенты к чтению лекций могут привлекаться только по решению ректора.

Лекции проводятся в соответственно оборудованных помещениях - аудиториях для потока из одного-двух или более (но не более шести) академических групп студентов.

Лектор, которому поручено читать курс лекций, обязан перед началом соответствующего семестра подать на кафедру соответствующие документы, предусмотренные НМКД для данной учебной дисциплины: рабочую программу курса, опорные конспекты лекций, пакет визуального сопровождения курса, планы семинарских и задания к практическим занятиям, учебные и контрольные тесты табель обеспеченности студентов данного потока учебной и методической литературой на определенный семестр (Приложение 1). Другие документы НМКД, если они не восстановлены или отсутствуют, готовятся, рассматриваются и утверждаются в соответствии с планами методической работы преподавателей и кафедры в целом.

Лектор, который впервые начинает читать курс лекций, может быть обязан заведующим кафедрой до проведения пробных лекций в присутствии преподавателей и научных сотрудников кафедры.

Преподаватель обязан соблюдать рабочей учебной программы по тем лекционных занятий, но не ограничиваться в трактовке учебного материала, в формах и способах доведения его до студентов.

Основными требованиями, которые относятся к лекции, являются:

Основным методическим задачей лектора является максимальная активизация учебного процесса путем использования активных методов обучения, в частности:

    1. работа с опорными конспектами;

    2. "Мозговая атака";

    3. самостоятельная работа студентов со справочной литературой;

    4. реферативные сообщения, использование наглядных пособий и технических средств обучения.

Лекция должна способствовать формированию у студента взглядов на решение тех или иных проблем науки и практики, основных идей этих проблем, углублению знаний, обрисовке путей и средств использования материалов в практической работе.

Все шире используются такие виды лекций:

Проблемная лекция. В ней подаются сложные дискуссионные вопросы, по которым наука и практика не выработали единых решений. Особенностью такой лекции является постановка в начале лекции проблемной ситуации, которая решается в процессе изложения материала при активном участии студентов. Часто проблемы, которые освещаются в лекции, становятся предметом дальнейшего рассмотрения на семинаре, практическом занятии, что способствует углубленному раскрытию темы. Во время лекции проблемного характера студент не получает готовых выводов. Он активно участвует в лекции, воспринимая ее полемическую суть. Поэтому преподаватель в ходе лекции очерчивает круг нерешенных вопросов, а затем, с участием студентов, дает на них взвешенные ответы.

Ставя один вопрос и отвечая на него, преподаватель обращает внимание на другой вопрос с той целью, чтобы проблема в целом заинтересовала студентов. Он словно втягивает студентов в творческом мысленный процесс, при этом рекомендует им ознакомиться с монографиями, статьями, где тот или иной вопрос рассматривается более глубоко. Учитывая актуальность материала, он пытается привлечь студентов к творческому поиску не только в научном плане, но и как будущих практических работников; ориентирует желающих самостоятельно изучить конкретный вопрос глубже с помощью дополнительных источников. Рассматривая нерешенные или не полностью решены проблемы, разъясняя их суть, преподаватель знакомит студентов с различными взглядами ученых и специалистов с целью организации дискуссии, излагает собственную позицию,

Лекция-диалог - это лекция, которая читается двумя лекторами по очереди согласно предварительной распределения материала (при подготовке и чтении такой лекции преподаватели должны придерживаться дифференцированного подхода к аудитории).

Постановка вопросов и содержание лекции по одной и той же темы существенно зависят от состава студентов. Важное значение имеет методика подготовки лекции. Подготовка лекции предполагает подбор материала, внимательное продумывания изложения каждого вопроса. Для обеспечения контакта с аудиторией рекомендуется учитывать содержание и характер вопросов, заданных по данной теме студентами предыдущих потоков. Нужно учитывать также вопросы и пожелания студентов по этой теме, которые могут прозвучать на занятии данного потока по смежным темам.

При подготовке лекции нужно учитывать и использовать в качестве обще значимый фактический материал, так и материал, интересный для студентов. Преподаватель определяет, какие технические средства обучения будут применены при чтении лекции, заблаговременно готовит материалы с их использованием. Подготовка к лекции завершается уточнением текста или тезисов лекции, подбором других необходимых материалов (схемы, слайды, таблицы, диаграммы и др.)..

Существенно облегчает восприятие лекции студентами, экономит их время оперативно распечатанный раздаточный материал (важнейшие принципиальные положения, статистические данные, таблицы, схемы, диаграммы и т. п.). Разработка такого материала в ходе подготовки к лекции позволит лектору ограничиться короткими комментариями, а студентам сделать на нем необходимые записи и пометки.

Текст лекции, впервые подготовленный для чтения на потоке, необходимо предварительно обсудить на кафедре.

При чтении лекции для студентов-заочников нужно учитывать, что слушатели обладают значительной информацией по многим вопросам, знают практику. Но они требуют повышения уровня теоретической подготовки. Поэтому лекции важно оказать методологическую, концептуальную направленность. Лекция должна помочь слушателям систематизировать и углубить знания, которые они имеют. Важно показать методику и средства практического использования студентами рассмотренных в лекции теоретических положений, их значение для правильной ориентации при осуществлении практической деятельности.

Во вступительной части лекции кратко излагается актуальность и значение проблем, которые должны быть рассмотренными. Аргументируется структура лекции, постановка вопросов, дается обзор источников, с которыми нужно ознакомиться. Основу же лекции составляет определение темы, направление разработки, сущность и содержание проблемы. Как правило, на лекцию рекомендуется выносить 2-3 главных вопроса, формулировка которых должна быть четкой и методически завершенным.

Очень важно показать в лекции методологическое значение соответствующих теоретических положений, раскрыть практический опыт в данной области. В лекции могут приводиться и типичные недостатки в сфере решения конкретных проблем, которые в этой связи требуют особого внимания со стороны той или иной категории работников. Преподаватель может также предложить пути практического воплощения в жизнь основных идей, которые рассматриваются в лекции.

Важно обеспечить в процессе лекции диалог преподавателя со студентами. При этом усилия лектора обязательно нужно направить на активизацию интеллектуальной деятельности студентов, оперативно реагировать на реплики, настроения, учитывая уровень восприятия материала.

Преподаватель должен дать студентам рекомендации по дополнительному изучению отдельных вопросов.

Выводы по теме коротко подаются после изложения всего материала. При этом обращается внимание на способы и пути использования на практике рассмотренных в лекции основных положений.

Определенная часть лекции должна отводиться для ответов на вопросы. Ответы должны быть короткими и четкими. Преподаватель обязательно должен выразить собственное отношение к вопросам. Важно обращать внимание студентов на точность и правильность поставленных вопросов, связывать ответы на них с положениями лекции. Могут относиться вопросы, на которые преподаватель в некоторых случаях ответить не может (отсутствует единая позиция в науке, не хватает необходимой информации, соответствующее решение находится в стадии проработки и др.).. На отдельные вопросы, имеющие частный характер, студенты могут получить ответы после лекции в индивидуальном порядке.

Визуальное сопровождение лекций

Эффективность лекций значительно повышается при применении средств визуального сопровождения. Средства визуального сопровождения лекций успешно выполняют познавательную (или информационную) функцию; влияние их на процесс восприятия значительно расширяется в связи с возможностью совмещения образа и слова. Они дают возможность достичь доказанности и обоснованности суждений. Наглядный материал способствует непосредственному запоминанию, выделению наиболее существенного, повышает внимание и интерес слушателей.

Наглядные пособия отражают содержание учебного материала. Как правило, в визуальном сопровождении лекций преобладают условно-схематические наглядные пособия, но они сочетаются с художественными, которые показывают предметы и явления в их реальном образном виде (фотографии, картины и др.).. Такое сочетание наглядных пособий успешно применяется в опорных конспектах, где в образной форме компактно представлены весь материал лекции. Как наглядные образы, на плакатах широко применяются изображения ветвей дерева, лестницы, витков спирали, топографических "военных стрел". Такие зрительные наглядные пособия позволяют проводить анализ, сравнение или сопоставление экономических понятий и процессов. Образное визуальное сопровождение лекции способствует лучшему запоминанию, и воспроизведению в памяти материала лекции. Для этого достаточно лишь вспомнить фрагмент визуального образа.

Очень много экономических объектов можно изобразить с помощью центрической схемы, куда входит две части: обобщающее понятие (центр схемы) и элементы, объясняющие состав, содержание обобщающего понятия (закономерности, принципы, функции, признаки, факторы влияния и проч.). Такие элементы в каждой схеме составляют однородные понятия, а потому их необходимо подавать в одинаковом стиле (одинаковые геометрические фигуры, шрифт, цвет, если наглядность многоцветная).

Сравнение экономических понятий и процессов осуществляется с помощью схем-сравнений: рисуют два параллельно расположенных ряды, в каждом из которых раскрываются специфические признаки сравниваемых явлений или понятий. При этом признаки сопоставляются горизонтально, по одному общему критерию.

В процессе чтения лекции преподаватель, подавая информацию и организуя работу студентов, может применять три метода визуального сопровождения: последовательный, параллельный и комплексный.

Последовательный метод заключается в визуальной информации, а текст подчиняется ей, при параллельном методе основой является лекторский текст, а визуальная информация подается периодически, для подтверждения изложенного положения; при комплексном методе происходит последовательное чередование лекторского текста с различными формами информации. При этом обеспечивается единая учебная информация, которая дается на лекции. Комментирование наглядных пособий является составной текста лекции.

Значительную роль играют средства визуального сопровождении в организации лекции как формы занятий. При визуальном сопровождении лекции необходимо соблюдать следующие требования:

Важным элементом учебного процесса является подготовка так называемого раздаточного или сопроводительного материала, "рабочих тетрадей", т.е. комплектов иллюстраций. Они предварительно печатаются на бумаге и раздаются студентам в дополнение к конспекта. Тем самым студенты освобождаются от механического срисовывание, которое к тому же часто имеет низкое качество и много ошибок. Однако раздаточный материал требует определенной работы с ним на занятии, а не просто рассматривание, иначе его эффективность будет иметь нулевой эффект.

Средством визуального сопровождения лекций является и опорный конспект (ОК).

Семинарское занятие

Семинарское занятие - это форма учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию вокруг предварительно определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов). Оно проводится в аудитории или в учебном кабинете с одной академической группой.

Семинарское занятие - одна из важнейших и конструктивных форм учебного процесса. На семинаре студенты проверяют, углубляют и закрепляют знания по курсу, анализируют практику, овладевают основами процессов.

Семинарское занятие состоит из трех основных этапов:

    1. подготовка к семинару;

    2. проведения семинара;

    3. работа со студентами после семинарского занятия.

Разновидности семинарских занятий

Семинарские занятия по теоретическим дисциплинам:



  1.   1   2   3   4   5   6


    Белоус В.Т. Горюнова Л.И
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации