Курсовая работа Планирование и комплексный контроль за занимающимися адаптивной физической культурой - файл n5.doc

Курсовая работа Планирование и комплексный контроль за занимающимися адаптивной физической культурой
скачать (322.8 kb.)
Доступные файлы (5):
n4.doc214kb.02.04.2009 19:52скачать
n5.doc239kb.01.04.2009 23:15скачать
n6.doc35kb.02.04.2009 00:09скачать
n7.doc52kb.02.04.2009 00:10скачать
n8.doc258kb.02.04.2009 00:09скачать

n5.doc

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

ГЛАВА 1. Базовые концепции планирования занятий адаптивной физической культурой 5

1.1 Медико-физиологические и психологические предпосылки планирования занятий адаптивной физической культурой 5

1.2 Формы организации адаптивной физической культуры 10

1.3 Принципы медицинской и физической реабилитации 16

1.4 Этапность процесса планирования 17

1.5 Составление реабилитационных программ 19

ГЛАВА 2. Врачебно-педагогический контроль и обследования лиц, занимающихся адаптивной физической культурой 22

2.1 Цель комплексного контроля за занимающимися 22

2.2 Диспансерный метод контроля за спортсменами - инвалидами 24

2.3 Оценка эффективности реабилитационных мероприятий (бытового характера) 34

Заключение 38

Выводы 39

Список использованной литературы 40


Введение

Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценного образа жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [2].

“Адаптивная” — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления является методологическим фундаментом адаптивной физической культуры[3].

Чтобы строить оздоровительный процесс, определять дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности лиц с нарушениями в развитии, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования. Известно что методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы индивида. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей лиц разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией людей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к планированию и комплексному контролю за состоянием здоровья занимающихся. Развитие и совершенствование средств и методов адаптив­ной физической культуры, всех ее основных направлений ­адаптивного физического воспитания, двигательной рекреации, физической реабилитации, адаптивного спорта неразрывно связано с медицинским обеспечением, в частности врачебным контр­олем. Цели и задачи врачебного контроля весьма разнообраз­ны. Они определяются причиной, вызвавшей наступление инвалидности и лимитирующей двигательные возможности че­ловека, степенью нарушения двигательных возможностей, необ­ходимостью оценки общего физического состояния, функцио­нальных возможностей организма и т.д. Одна­ко достижение высоких результатов физической реабилитации, физкультурной и спортивной деятельности возможно только при строгом соблюдении медицинских показаний и рекомендаций, а также систематическом врачебном контроле [11].

Целью данной работы является изучение и анализ имеющейся литературы по планированию и врачебно-педагогическому контролю за занимающимися адаптивной физической культурой и физической реабилитацией.

Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:

  1. Определить планирование физической нагрузки, и составить методики занятий по адаптивной физической культуре и физической реабилитации.

  2. Установить методы контроля за занимающимися адаптивной физической культурой и физической реабилитацией


Глава 1. Базовые концепции планирования занятий адаптивной физической культурой

1.1 Медико-физиологические и психологические предпосылки планирования занятий адаптивной физической культурой

Для людей-инвалидов с детства характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (Лебединский В. В., 1985; Иванов Е. С, 2001), что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития (Горская И. Ю., 2001), приводит к дефициту естественных потребностей человека в движении, игре, эмоциях, общении, затрудняет процесс обучения (Баряева Л. Б. с соавт., 2001).

По данным многочисленных исследований (Приленская Т. Н., 1989; Шуплецова Т. С, 1990; Дмитриев А. А., 1991; Лебедева Н. Т.1993; Ростомашвили Л. Н., 1997; и др.), аномальное развитие человека всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых людей по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше. Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями (табл. 1). У людей с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом (Певзнер М. С, 1979; Лапшин В. А., Пузанов Б. П., 1990; Блюмина М. Г., 1994; Забрамная С. Д., 1995). В двигательной сфере занимающихся наблюдаются отставания в уровне физического развития и физической подготовленности. Но самые выраженные нарушения отмечаются в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность движений, ограниченная амплитуда, нарушения в пространственной ориентировке, равновесии и др. (Мозговой В. М., 1993; Ванюшкин В. А., 1999; Веневцев С. И., 2000)[12]. Характеристика типичных нарушений у инвалидов разных нозологических групп (см. приложении 1). Полная или частичная потеря зрения у индивидов существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. Примерно 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами (Семенов Л. А., Солнцева Л. И., 1991; Скворцов К. Ф., Илларионов В. П., 1993; Никольская Т. Н., 1997). Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях человека. Нарушения осанки наблюдаются почти у 80% слепых и слабовидящих людей (Ростомашвили Л.Н., 1999). Отмечается снижение общей двигательной активности (Касаткин Л.Ф., 1975), нарушение координации и точности движений, равновесия, пространственной и временной ориентации, низкий уровень скоростных способностей, ловкости, силы всех мышечных групп, на 12 — 15% снижена подвижность в суставах (Семенов Л.А., 1983; Кручинин В.А., 1991; Мухина А В., 2000).

Потеря слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (Богомильский М.Б., 1985; Мастюкова Е.М., 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (Пономарева З.А., 1998; Черненко Т.Е., 1998). Ограниченный поток внешний информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Шиф Ж.И., 1968; Розанова Т.В., 1985; Астапов В.М., 1994, Пархалина Е.В., 1995). Потеря слуха часто сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что негативно отражается на двигательной сфере человека. Характерными проявлениями является нарушение статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Байкина Н.Г.,Сермеев В.П., 1991).

Люди с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) имеют множественные двигательные расстройства: нарушение мышечного тонуса, спастичность, ригидность (напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов), гипотонию мышц конечностей и туловища, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи), гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения), синкинезии (непроизвольные содружественные движения, сопровождающиеся выполнением активных произвольных движений), тремор пальцев рук и языка, нарушение равновесия и координации движений (атаксия), нарушение мышечно-суставного чувства, чувства позы, положения собственного тела в пространстве (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). В зависимости от локализации и тяжести поражения мозга у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80% (Данилова Л.А., 1977; Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., 1985; Архипова Е.Ф., 1989; Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н., 1997). Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах (Бортфельд С.А., 1986; Ипполитова М.В., Чернобровкина Е.Д., 1997; Семенова К.А., 1998; и др.). Часто двигательные расстройства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от

окружающих).

Ампутация конечностей ведет в первую очередь к нарушению двигательного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (Григоренко В.Г., Сермеев Б.В., 1991; Сулимцев Т.И., Таманцев А.Н., 1993). Следствием ампутации конечностей являются уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, нарушение обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кровообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функций, создают объективные биологические предпосылки отставания темпов физического и психического развития, снижения двигательных возможностей и общей работоспособности (Меерсон Ф.З., 1986; Солодков А.С., 1988, 1996; Никитюк Б.А., Коган Б.И., 1989; Курдыбайло С.Ф., 1993, 1996). Выраженность жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида. Утрата конечности у индивида (или врожденное недоразвитие) снижает их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мышечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами необходимо владеть умениями раздельного сокращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием человека. Уход в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической неполноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, социальную активность людей. Невоспалительные поражения спинного мозга характеризуются полной или частичной утратой произвольных движений, различных видов чувствительности, расстройством функций тазовых органов. К вторичным нарушениям относятся спастичтость, контрактуры суставов, пролежни. Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интеллекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами моторики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (Лубовский В., 1978; Демина И.В., 1984; Кузьмичева Е.П, 1989). Рядом авторов отмечается, что у людей с дефектами речи наблюдаются нарушения осанки, дыхательной мускулатуры, несформированность общей и мелкой моторики, равновесия, частые простудные заболевания, неврозы (Корнев А.Н., 1997; Ткаченко Т.А., 1997) [12].
1.2 Формы организации адаптивной физической культуры

В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности людей с физическими и умственными недостатками, помогают им адаптироваться к окружающему миру, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры человека, но и передает ему общечеловеческие культурные ценности.

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для обеспечения досуга с целью оздоровления; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей. Каждому из них свойственны собственные функции, задачи, содержание, степень эмоционального и психического напряжения, методы и формы организации. И вместе с тем они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга [5].

Адаптивное физическое воспитание — наиболее организованный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст, зрелый и пожилой возраст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Адаптивное физическое воспитание (физическая культура) является обязательной дисциплиной во всех восьми видах образовательных (коррекционных) учреждений, в которых обучаются около 600 тыс. детей. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в семье, оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родственниками инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности инвалидов, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является групповая форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя. В зависимости от целей, задач, программного содержания занятия подразделяются на:

• занятия образовательной направленности — для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

• занятия коррекционно-развивающей направленности — для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

• занятия оздоровительной направленности — для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• занятия лечебной направленности — для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

• занятия спортивной направленности — для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

• занятия рекреационной направленности — для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждое занятие содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для людей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные занятия. Неорганизованные формы занятий не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать людей с разными двигательными нарушениями, проводиться отдельно или совместно со здоровыми людьми, родственниками, добровольными помощниками. Их главная цель — удовлетворение потребности людей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

В разных видах адаптивной физической культуры с детьми, урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в следующих формах:

— уроки физической культуры;

— уроки ритмики (в младших классах);

— физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде:

— утренней гимнастики (до уроков);

— организованных игр на переменах;

— спортивного часа (после уроков).

Внеклассные занятия имеют следующие формы:

— рекреативно оздоровительные занятия в школе (в группах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и других формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

— физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа “Веселые старты”;

— интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

— прогулки и экскурсии;

— дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

— занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

— занятия и игры в семье;

— занятия в реабилитационных центрах;

— занятия в семейно-оздоровительных клубах;

— самостоятельные занятия [3].

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в как занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика и др.) в двух формах:

— тренировочные занятия;

— соревнования.

Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального Олимпийского, Паралимпийского движения, Всероссийского движения глухих.

Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) учреждениях реализуется в двух формах:

— уроки ЛФК в учебном заведении;

— занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

В приложении 2 в качестве иллюстрации представлена теоретическая модель адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях, его формы, направления коррекционно-развивающей работы и условия реализации. В каждой нозологической группе эти направления имеют собственные задачи, специфическое содержание, адекватный подбор средств, методов, методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий, типу учреждения. Если для детей с сенсорными нарушениями коррекционно-развивающие задачи решаются преимущественно в процессе физического воспитания, включая физкультурно-оздоровительные мероприятия, то для детей с ДЦП, поражением функций спинного мозга — в процессе физической реабилитации, что и составляет одну из особенностей частных методик адаптивной физической культуры. Несмотря на достаточно разнообразные формы адаптивной физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по физическому воспитанию в коррекционных учреждениях всех видов не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей-инвалидов и нуждаются в реформировании. Того количества уроков физической культуры, которое используется в учебной программе недостаточно (2-3 урока в неделю), чтобы обеспечить физическую и социально-трудовую адаптацию к самостоятельной независимой жизни выпускников. Перспективным направлением в решении этой проблемы является внедрение дополнительных форм физкультурного образования в практику коррекционного образования. В разработанной Н. В. Астафьевым, А. С. Самыличевым (1997) концепции в качестве учреждений дополнительного физкультурного образования предлагается использовать действующую базу детско-юношеских клубов физической подготовки, где рассматриваются варианты организационных форм, обеспечивающих социальную интеграцию детей и подростков, условия методического обеспечения, планирование содержания программного материала. Апробированы, внедрены в практику и дали положительный результат дифференцированные программы дополнительного физкультурного образования для дошкольников с умственной отсталостью на базе лыжной подготовки, легкоатлетического многоборья и других видов спортивной деятельности (Литош Н. Л., Астафьев Н В., Коновалов В. Н , 1997) [5].
1.3 Принципы медицинской и физической реабилитации

К основным принципам реабилитации относятся:

1. раннее начало проведения реабилитационных мероприя­тий (РМ);

2. комлексность использования всех доступных и необхо­димых РМ;

3. индивидуализация программы реабилитации;

4. этапность реабилитации;

5. непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;

6. социальная направленность реабилитационных мероприятий;

7. использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий важно с точки зрения про­филактики возможных дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических заболеваниях). Раннее включение в лечебный процесс реабилитационных мероприятий, адекватных состоянию боль­ного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

Реабилитационные мероприятия нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью больного, резком угнетении адап­тационных и компенсаторных механизмов. Однако и это не яв­ляется абсолютно верным, так как некоторые реабилитационные мероприятия, например надувание шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии[14].

1.4 Этапность процесса планирования

В медицинской реаби­литации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

1. специализированный стационар;

2. специализированный реабилитационный центр или са­наторий;

3. отделение реабилитации поликлиники.

При четырехэтапной реабилитации (применяется в трав­матологии):

1. специализированная бригада скорой помощи;

2. специализированный травматологический стационар;

3. стационарный центр реабилитации;

4. отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начина­ют проводиться специализированными бригадами скорой по­мощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транс­портная иммобилизация и др. В травматологическом стацио­наре особое внимание уделяется диагностике, качеству опера­тивных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимна­стики, массажа, физиотерапевтические процедуры. В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся боль­ные, получившие в стационарном центре основной курс реабилитационных мероприятий, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения. В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга пре­дусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в от­делении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реа­билитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

Процесс планирования реабилитации может быть подразделен еще и следующим образом:

1-й этап — восстановительная терапия

2-й этап — реадаптация

3-й этап — реабилитация (в прямом смыс­ле).

Задачи 1-го этапа — психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению реабилитационных мероприятий, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа — приспособление больного к условиям внешней сре­ды — характеризуется наращиванием объема всех реабилитационных мероприятий; 3-го эта­па — бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса [8].


1.5 Составление реабилитационных программ

В зависимости от причин, требующих применения реабилитационных мероприятий, а также особенностей состояния больного или инвалида, их функциональных возмож­ностей, двигательного опыта, возраста, пола, состав специали­стов и используемых методов и средств будет различным, т. е. реабилитация требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ. Современная реаби­литация тесно связана с принципом активного соучастия больного, поэтому пассивные методы, используемые в восстанови­тельном лечении, все более утрачивают свои позиции.

На всех этапах реабилитационной программы предусмат­ривается обращение к личности больного, сочетание биологи­ческих и психосоциальных форм лечебного восстановительно­го воздействия. Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологичес­ких) и руководствоваться правилами, которые предусматрива­ют:

1. партнерство врача, специалиста по реабилитации и пациента;

2. определение реабилитационного потенциала больного,
особенно его двигательных возможностей;

3. разносторонность воздействий, т. е. учет всех сторон реа­билитации для каждого больного;

4. комплексность лечебно-восстановительных мероприятий;

5. ступенчатость (переходность) проводимых воздействий
(поэтапное назначение восстановительных мероприятий
с учетом динамики функционального состояния больно­го).

Определение реабилитационного потенциала больного яв­ляется существенным моментом при подготовке программы и требует решения нескольких основных задач:

  1. выяснение характера двигательных нарушений и степени
    ограничения двигательной функции.

  2. Определение возможности полного или частичного морфо­логического и функционального восстановления у больно­го поврежденного звена ОДА либо нарушенной функции
    поврежденного органа или системы.

  3. Дальнейший прогноз развития адаптационных и компен­саторных возможностей организма больного при данном
    заболевании.

  4. Оценка физической работоспособности организма в целом и функциональной способности отдельных органов и сис­тем с учетом определения переносимости различных по ха­рактеру, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе реабилитации.

Результаты оценки реабилитационного потенциала следу­ет рассматривать в динамике, что позволяет объективно уста­навливать эффективность реабилитационной программы и от­дельных занятий с целью их последующей коррекции. Степень восстановления может быть оценена по четырехбал­льной шкале: полное восстановление; частичное восстановление; без изменения от исходного уровня; ухудшение. Согласно материалам Международного отдела по вопро­сам труда разработана следующая шкала динамики восстанов­ления и возможных исходов заболеваний и оценка функцио­нальных возможностей:

1. Восстановление функциональной способности в той или
иной степени.

  1. Полное восстановление.

  2. Частичное восстановление.

  3. Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствии восстановления.

  4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при от­сутствии восстановления.

2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональ­ной жизни.

  1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельнос­ти.

  2. Трудотерапия.

  1. Вовлечение в трудовой процесс — определение пригоднос­ти к трудовой деятельности, переподготовка.

  2. Диспансерное обслуживание реабилитируемых.

Изучение ближайших и отдаленных результатов реабили­тационных мероприятий позволяет планомерно и эффектив­но вести весь процесс реабилитации, определяя основные за­дачи на каждом из этапов, и путем подбора комплекса адек­ватных и эффективных средств добиваться благополучного результата [14].

ГЛАВА 2. Врачебно-педагогический контроль и обследования лиц, занимающихся адаптивной физической культурой

2.1 Цель комплексного контроля за занимающимися

Реабилитационный процесс мо­жет быть успешным только в случае учета характера и особен­ностей восстановления нарушенных при том или ином заболе­вании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного восстановительного лечения необходима правильная оценка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях при­меняется специальная диагностика и методы контроля за теку­щим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды: а) медицинская ди­агностика, б) функциональная диагностика, в) мотодиагности­ка, г) психодиагностика.

Цель врачебного обследования — допуск к оздоровительным занятиям, систематическое изучение влияния этих занятий на физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние лиц, занимающихся адаптивной физической культурой, а также определение их тренированности. Врачебные наблюдения состоят из первичных, повторных и дополнительных врачебных обследований. Вопросы медицинской диагностики решаются врачом и со­стоят из: опроса, анамнеза, осмотра, ощупывания (пальпация), выстукивания (перкуссия), выслушивания (аускультация), а кроме того включают клинические методы, данные лаборатор­ного анализа и др. Исследование функционального состояния органов и систем осуществляется с помощью инструменталь­ных методов (электрокардиография, фонокардиография, спи­рография, электромиография и т.д.), а также различных функ­циональных проб. Наибольшее значение в реабилитации име­ет мотодиагностика, т. е. определение двигательных возможно­стей больного, способности к бытовым и трудовым операциям, для чего используются различные позные пробы, мышечное тестирование и др. Клиническое изучение больного подкрепляется экспериментально-психологическим исследованием, про­водимым психологом. Психолог определяет структуру и сте­пень изменения психических функций, типы нарушения памя­ти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы, ис­следует личностные особенности и влияние на все это реаби­литационных мероприятий [5].

Первичные врачебные обследования проводятся для всех лиц, начинающих занятия адаптивной физической культурой. При этом определяются состояние здоровья, физическое развитие и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам. Если при обследовании в состоянии здоровья и физическом развитии выявляются незначительные отклонения, то в занятия вносятся ограничения, рекомендуется коррекция характера и режима адаптивной тренировки. Повторные врачебные обследования ставят цель — оп­ределение влияния регулярных занятий оздоровительной физической культурой на состояние здоровья, физическое развитие и функ­циональные возможности занимающегося. При этих обследованиях выясняется также степень сдвигов в функциональном состоянии организма в связи с динамикой тренирован­ности.

Обследования проводятся не реже 1 раза в год, лиц среднего, пожилого и детского возраста, занимающихся адаптивной физической культурой, — 2 раза в год. Спортсмены-инвалиды, находящиеся на диспансерном наблюдении, проходят регулярные обследования не менее 4 раз в год. По результатам обследования врач составляет заключение, в котором дает оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и степени общей тренированности человека. Кроме того, в заключение врач дает рекомендации по характеру и режиму тренировки, вносит ограничения, а в случае необходимости определяет лечебно-профилактические мероприятия, назначает срок повторного врачебного обследования [4].

2.2 Диспансерный метод контроля за занимающимися адаптивной физической культурой

Активная форма врачебного наблюдения за регулярно тренирующимися и выступающими в соревнованиях спортсменами инвалидами, которые ведут круглогодичную тренировку. Этот метод стал применяться после организации врачебно-физкультурных диспансеров (ВФД).

Основные задачи диспансерного наблюдения:

В основу диспансерного наблюдения положено динамическое изучение физического развития и состояния здоровья, а также воздействия на организм спортивных занятий и соревнований. Широко применяется врачебно-физкультурная консультация. Это форма работы по врачебному контролю, которая используется при обращении здорового или больного человека в ВФД или врачебно-консультативный пункт, расположенный в поликлинике. Цель такой консультации — решение вопросов, связанных с занятиями физкультурой и спортом или использованием их средств для лечения. При этом может быть проведено углубленное обследование с применением функциональных проб. В одних случаях консультация дается педагогу или тренеру, в других — занимающемуся как во время плановых медицинских осмотров, так и при обращении к врачу с целью получения дополнительной информации по вопросам физиологии физических нагрузок, самоконтроля и др.

Хорошо известно, что одной из задач врачебного контро­ля традиционно является оценка физического развития и функ­циональных возможностей человека, что необходимо для правильного подбора физических упражнений с целью укреп­ления здоровья, развития физических качеств, обеспечения спортивного совершенствования. Жизнедеятельность каждого человека, независимо от пола, возраста, профессии, характеризуется морфологическими и функциональными свойствами и качествами, которые пере­даются по наследству (генотип), а также приобретенными после рождения в определенных условиях индивидуального развития (фенотип). Суммарное проявление этих свойств и качеств в виде возрастных особенностей нервно-психической деятельности, физической силы и выносливости, определяется состоянием морфологических и функциональных признаков, принято называть физическим развитием человека. Од­нако надо отметить, что не всегда физическое развитие совпадает с состоянием здоровья. Физическое развитие - понятие комплексное, поэтому и признаки, характеризующие его, разнообразны. В качестве новых признаков физического развития используют длину массу тела, окружность грудной клетки. Существенное зна­чение при определении физического развития имеют также состав тела, мышечная масса, обхватные поперечные и про­дольные размеры конечностей и туловища, жизненная ем­кость легких и другие показатели функции внешнего дыха­ния, показатели работоспособности и т.д. Многократные исследования физического развития в про­цессе занятий физической культурой и спортом имеют важ­ное значение для наблюдения за динамикой влияния физи­ческих упражнений на формирование морфологических и функциональных признаков (А. В. Чоговадзе и соавт., 1977). В практической работе чаще всего используются такие методы, как соматоскопия и соматометрия (антропометрия), которые позволяют определить тип телосложения, дефекты осанки, нарушения в состоянии опорно-двигательной систе­мы (недостаточное развитие отдельных мышечных групп, ог­раничение подвижности или разболтанность суставов, слабость связочного аппарата, деформации позвоночника, врожден­ные или посттравматические дефекты, деформации конечно­стей и т. д.). Как правило, при антропометрических исследованиях об­следуемый должен быть обнажен, без обуви. При проведе­нии исследования необходимы внимательность, точность, аккуратность. При обследовании инвалидов с поражением опорно-дви­гательной системы придерживаются определенной схемы, сложившейся в ортопедической практике, которая включает:

1) осмотр;

2) ощупывание (пальпация) и перкуссия;

3) измерение длины и окружности конечности;

4) определение объема движений в суставах;

5) определение мышечной силы;

6) определение функции опорно-двигательной системы. Могут применяться методы дополнительного обследования - рентгенологические, электрофизиологические, био­механические, функциональные, лабораторные и т. д.

Важную роль при обследовании играет осмотр, во вре­мя которого обнаруживаются отклонения от нормы в стро­ении тела и его сегментов. Осмотр должен носить харак­тер сравнения симметричных участков тела с учетом возрастных особенностей пациента. При этом производят сначала общий осмотр, затем исследуют область повреж­дения или деформации, затем осмотр остальных сегмен­тов тела. Данные осмотра дополняются и конкретизиру­ются при пальпации, надавливании и перкуссии. Таким образом выявляется местная болезненность, определяет­ся состояние кожных покровов, грубые расстройства чув­ствительности, мышечный тонус и т. д. При осмотре оп­ределяются положения тела и его поза. Различают три основных положения: активное, пассивное и вынужден­ное. Можно отметить, что пассивное положение встреча­ется относительно редко. При осмотре определяется форма и размер грудной клетки, дефекты осанки. Обращается внимание на усиление физиологических изгибов: в сагиттальной плоскости, проявляющимся в виде сутулости, круглой спины, кругловогнутой спины или же уменьшение его изгибов – в виде плоской или плосковогнутой спины. Может быть выявлена асимметрия грудной клетки и плечевого пояса. Которая может являться следствием сколиотической деформации позвоночника. Ощупывание является дополнением к зрительным впечатлениям, полученном при осмотре. При пальпации обращается внимание на изменение кожной температуры, местную болезненность, состояние кожных покровов и подлежащих тканей, послеоперационных рубцов. Наиболее информативным является определение функциональных возможностей опорно-двигательной системы, которые характеризуются объемом движений в суставах, состоянием мышечно-сухожильного аппарата, компенсаторно-приспособительными реакциями. Измерение длинны и окружности конечности производят обычной сантиметровой лентой на симметричных уровнях. Опознавательными точками при измерении длинны конечностей и ее сегментов будут являться костные выступы.

Роль и значение функциональных методов исследован в практике врачебного контроля хорошо известны и не требу­ют какого-либо пояснения или обоснования. Число функци­ональных исследований, используемых в настоящее время клинической и спортивной медицине, чрезвычайно велико включает весь методический арсенал, которым располагает современная медицина. Вполне понятно, что подробно остановиться на описа­нии каждого метода практически невозможно, тем более что методы, применяемые для обследования инвалидов, являют­ся общеизвестными и используются без каких-либо существен­ных изменений или специальных модификаций и подробнее изложены в соответствующей литературе. Значительно более важной является оценка результатов исследований, их анализ и интерпретация данных применительно к задачам врачебного контроля. Основное значение в функциональных исследованиях от­водится изучению кардиореспираторной системы как основ­ному лимитирующему звену в системе транспорта кислорода при мышечной работе. В частности, основным лимитирую­щим фактором является производительность сердца, поскольку величина сердечного выброса - главный детерминатор транспорта кислорода при физической нагрузке. Произво­дительность сердца может рассматриваться как некоторый интегральный показатель, характеризующий транспортные возможности кардиореспираторной системы в отношении газов крови (Карпман и соавт., 1988). Для исследования системы кровообращения используются электрокардиография, фонокардиография, поликардиография, вариационная пульсометрия, эхокардиография, импедансо­графия; для исследования функции внешнего дыхания - спи­рография, пневмотахометрия и др. Не останавливаясь под­робно на описании методов, все же необходимо дать краткую характеристику их принципов и возможностей.

Электрокардиография (ЭКГ). Метод исследования элект­рической активности миокарда позволяет оценить функ­цию автоматизма, возбудимости и проводимости. Электро­кардиограмма обычно регистрируется в 12 отведениях: трех стандартных, трех усилениях однополюсных и шести груд­ных отведениях, а также в трех отведениях по Небу. Морфо­логический анализ ЭКГ дает ценную информацию о характе­ре электрических процессов в миокарде. Как известно, морфологический анализ позволяет изучить процессы деполя­ризации предсердий, а также деполяризации и реполяризации ­желудочков. Кроме этого имеется возможность проана­лизировать ритм сердца.

Фонокардиографuя (ФКГ). Метод графической регистра­ции тонов и шумов, возникающих в работающем сердце, поз­воляет уточнить и дополнить данные аускультации сердца, обеспечивая возможность объективизации звуковой симптоматики, точной диагностики шумов, т.е. определить их форму, амплитуду, частотную характеристику, расщепление и т.д. как, правило, ФКГ применяется в сочетании с другими мето­дами исследования.

Поликардиография (ПКГ). Метод исследования деятель­ности сердца, включающий синхронную регистрацию ЭКГ, ФКГ и сфигмограммы сонной артерии, позволяет оценить фазовую структуру сердечного цикла (Вlumbегgег, 1942). Благодаря исследованиям ВЛ. Карпмана (1965) фазовый анализ ­сердечного цикла получил широкое распространение в клинической и спортивной кардиологии. Выделены основ­е фазы сердечного цикла, предложены нормативы их дли­тельности, определены основные фазовые синдромы, встречающиеся в норме у лиц, не занимающихся спортивной деятельностью, тренированных спортсменов, а также при некоторых патологических состояниях. Использование при поликардиографическом исследовании вместо сфигмограммы сонной артерии метода апекскардиографии позволяет более точно рассчитать фазы систолы левого желудочка и проводить анализ диастолы (В.Л. Карпман, 1982; В. Земцовский, 1995).

Вариационная пульсография (ВПГ). Сущность метода, предложенного В.В. Париным и Р.М. Баевским (1967), ос­новывается на волновой структуре ритма сердца и состоит в анализе распределения значений кардиоинтервалов, последовате­льный ряд которых рассматривается как случайный стационарный процесс. Использование этого метода дает воз­жность оценить вегетативную регуляцию ритма, выявить обладание симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Импедансографuя (ИГ). Метод исследования общего и периферического кровообращения основан на регистрации колебаний полного электрического сопротивления тканей, связанных с изменениями их кровенаполнения. Поскольку из­менения кровенаполнения происходят постепенно и синхрон­но сердечными сокращениями, электрическое сопротивления тканей также изменяется синхронно с сердечной деятельностью. Импедансографический метод обеспечивает возможность исследования гемодинамики любого участка тела, а также определения ударного объема крови (УО). Среди методов оп­ределения УО наибольшее распространение получила тетра­полярная грудная реография по W.Kubicek et al. (1966) в раз­личных модификациях, в частности в модификации Ю.Т. Пушкаря и соавт. (1977).

Эхокардuографuя (ЭхоКГ). Метод ультразвуковой диагно­стики сердца основан на свойстве ультразвука отражаться от границ структур с различной акустической плотностью. От­раженный звук воспринимается, усиливается и после пре­образования его в электрический сигнал подается на регист­ратор. Благодаря тому, что миокард и кровь в полостях сердца имеют различную акустическую плотность, на эхокардиограм­ме удается получить изображение внутренних структур рабо­тающего сердца - сокращающегося миокарда, створок кла­панов и т.д. Таким образом, открывается возможность морфометрии сердца и весьма точной оценки показателей цент­ральной гемодинамики. При проведении эхокардиографического исследования может использоваться одномерная ЭхоКГ в так называемом М-режиме или же, что при меняется значительно чаще, дву­мерная ЭхоКГ.

Ультразвуковая доплерографuя (УЗДГ). Метод ультразву­ковой диагностики, используемый в основном для изучения сосудистого кровотока. Метод основан на физическом феноме­не, открытом австрийским физиком И.Х. Доплером в 1843 г., сущность которого заключается в том, что частота ультразву­ка, посылаемого специальным датчиком, изменяется про пропорциональна линейной скорости кровотока, а отраженный ульт­развук воспринимается тем же датчиком. Этот метод исследования также может использоваться в кардиологической практике для оценки временных и скорост­ных показателей, характеризующих трансвальвулярные пото­ки крови, а также состояние миокарда и прежде всего его диастолической функции (Э.В. 3емцовский, 1995)[11].

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) — исследования, проводимые совместно врачом и специалистом по адаптивной физической культуре с целью оценки влияния на организм занимающегося физических нагрузок, установления уровня адаптации к возрастающим тренировочным нагрузкам. На основании данных ВПН врач должен оценить степень соот­ветствия процесса тренировочных занятий принятым гигие­ническим и физиологическим нормам. Для этого врачу необхо­димо знать содержание, организацию, методику и условия проведения занятий, состояние занимающихся и их реакцию на физическую нагрузку.

В процессе ВПН используют следующие методические приемы.

1. Определение плотности занятия. Путем хронометража действий одного двух занимающихся определяется общее время, потраченное на выполнение упражнений. Плотность занятий определяется как соотношение времени, потраченного на упражнения, к общему времени занятия (в процентах). Квалифицированно проведенное занятие имеет плотность 60— 70%.

2. Определение физиологической «кривой» урока. Специалист, присутствуя на различных этапах тренировки, регистрирует частоту сердечных сокращений (ЧСС) или иной физиологический показатель и строит график, демонстрирующий его динамику в процессе физической нагрузки. Анализируя эту «кривую», можно оценить эффективность вводной части занятия, интенсивность физи­ческой нагрузки в его основной части, продолжительность заключительной части и степень восстанавливаемости пульса к концу занятия.

3.Оценка степени утомления. Проводится по внешним приз­накам утомления — цвету кожных покровов, потоотделению, точности движений и др., а также быстроте восстановления ис­ходной ЧСС после окончания занятия. При правильно построенном занятии отмечаются допустимая для данного контингента возбудимость пульса, практически полная его восстанавливаемость к концу занятия, средняя степень утомления занимающихся.

Задачи врачебно педагогического контроля: изучение соответствия условий занятий гигиеническим и физиологическим нормам, определение воздействия занятия или соревнования на организм, анализ уровня общей подготовленности и специальной трениро­ванности, помощь специалисту по адаптивной физической культуре в правильном планировании занятий в процессе физического воспитания и в спортивной тренировке. Эффективность тренировочного процесса зависит от того, насколько правильно выбраны средства тренировки и их дозировка в одном занятии, микро- или мезоцикле. С целью выяснения этих воздействий принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффект.

Срочный тренировочный эффект— изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения физических упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект — изме­нения, отмеченные в поздних фазах восстановления (например, на другой день после занятий или через несколько дней).

Кумулятивный тренировочный эффект — изме­нения в организме, происходящие на протяжении длительного периода тренировки, в результате суммирования срочных и отставленных эффектов общего числа отдельных тренировочных занятий.

Врачебно педагогически наблюдения проводятся во время этапных, текущих и оперативных исследований.

В этапных комплексных исследованиях, когда оценивается кумулятивный тренировочный эффект за опре­деленный период, принимают участие специалисты по адаптивной физической культуре, врачи и психологи. Задача врача — оценить изменения в функциональном состоянии отдельных систем организма, общую работо­способность организма. Этапные исследования проводят каждые 2—3 месяца: в покое, во время и после выполнения физических нагрузок (с помощью велоэргометра, тредбана и др.).

В текущих обследованиях оценивают отставленный тренировочный эффект. Формы организации этих наблюдений могут быть различными: а) ежедневно утром в условиях трениро­вочного сбора или перед тренировочными занятиями; б) еже­дневно утром и вечером; в) в начале и конце одного или двух микроциклов (утром или в любое время перед занятиями); г) на другой день после занятия (утром или перед следующей тренировкой). Для проведения текущего контроля используют простейшие методы клинико-функционального исследования — одномоментные функциональные пробы (20 приседаний, за­держку дыхания и др.).

В оперативных исследованиях оценивают срочный тренировочный эффект, т.е. изменения, происходящие в организме во время выполнения физических упражнений и в ближайший восстановительный период. Используют следующие формы оперативных исследований: а) непосредственно на занятии (в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия); б) до тренировочного занятия и через 20—30 мин после него (в покое или с применением дополнительной нагрузки); в) в день тренировки утром и вечером.

Методика врачебно-педагогического наблюдения обусловлена конкретными задачами и условиями обследования. При изучении реакции занима­ющихся на тренировочные нагрузки используют методы (с уче­том анамнеза) оценки внешних признаков утомления и функциональных сдвигов в деятельности различных сис­тем.

При проведении оперативного экспресс - контроля с учетом субъективных ощущений различают три типа реакции на тренировочную нагрузку: физиологический, «пограничный» и патологический [14].

2.4 Оценка эффективности реабилитационных мероприятий (бытового характера)

Кабинет бытовой реабилитации необходимо оснащать с учетом решаемых задач. В нем должно быть все необходимое, чем пользуются в домашних условиях: наборы столовых предметов (тарелки, ложки, вилки, ножи, стаканы, чайники, графины, кастрюли, сковороды), бытовые (перчатки, пуговицы, ремни, иглы, щетки, телефоны, будильник), хозяйственные, при­кладные предметы (конструктор, счеты, пластилин, пишущая машинка, пианино и т.п.), а также предметы личной гигиены (расческа, мыло, зубная щетка, мочалка, полотенце). Кроме того, нужно иметь специальные аппараты, учебно-трениро­вочные стенды.

Время, затраченное человеком на выполнение любой операции, нетрудно определить и использовать как оптимальную величину, к которой должен стремиться больной. Больной привлекается к полному или частичному само­обслуживанию (застилает постель, наводит порядок в тумбочке, участвует в раздаче пищи, самостоятельно производит утренний или вечерний туалет и т.п.). Все это он делает систематически, под контролем специалиста, который следит за состоянием, настроением больного, качеством выполняемой работы. Для контроля за ходом восстановления навыков само­обслуживания целесообразно оценивать их в баллах (Т.Д. Демиденко) [4].

Оценка самообслуживания в баллах

Баллы Состояние функций

0 —больной в вынужденном положении, совершенно не может себя обслуживать, нуждается в постоянном уходе.

1 —больной может передвигаться с помощью ортопедических приспособлений, преимущественно в помещении, обслуживает себя частично с помощью здоровой конечности, нуждается в постоянном уходе.

2 —больной может самостоятельно передвигаться, используя ортопедические приспособления, и выполнять основные операции по самообслуживанию с помощью не только здоровой, но и больной конечности. Частично нуждается в постороннем уходе.

3 —больной передвигается самостоятельно, быстро утомляется, использует ортопедические приспособления, возможен уме­ренный болевой синдром. Самообслуживание почти полное. Активные функции больной конечности в ограниченном объеме.

4 —больной передвигается без ортопедических приспособлений. Самообслуживание полное, но в несколько замедленном темпе.

5 —полное восстановление всех нарушенных функций и устранение имеющихся расстройств, возвращение к прежнему труду.

Для облегчения контроля за восстановлением функций у больных целесообразно оценивать в баллах амплитуду движений в суставах пораженных конечностей

Суставы

Виды движений

Баллы

1

2

3

4

5

Плечевой

Отведение Сгибание Разгибание Ротация

18—20 18—20 4—5 18—20

45 45 10 45

90 90 20 90

135 135 30 135

180 180 40 180

Локтевой

Сгибание — разгибание

16—20

40

80

120

160

Лучезапястный

Сгибание — разгибание Ротация предплечья

16—20 18—20

40 45

80 90

120 135

160 180

Тазобедренный

Сгибание Отведение Ротация*

12—20 4—5 10

30 10 25

60 20 45

90 30 70—75

120 40 95

Суставы

Виды движений

Баллы

1

2

3

4

5

Плечевой

Отведение Сгибание Разгибание Ротация

18—20 18—20 4—5 18—20

45 45 10 45

90 90 20 90

135 135 30 135

180 180 40 180

Локтевой

Сгибание — разгибание

16—20

40

80

120

160

Лучезапястный

Сгибание — разгибание Ротация предплечья

16—20 18—20

40 45

80 90

120 135

160 180

Тазобедренный

Сгибание Отведение Ротация*

12—20 4—5 10

30 10 25

60 20 45

90 30 70—75

120 40 95

* В норме: наружная ротация — до 40°, внутренняя ротация — до 45°.

** В норме: разгибание — до 75°, сгибание — до 135°.

Шкалы оценки тонуса и силы мышц конечностей в баллах.

Оценка тонуса мышц в баллах

Баллы Тонус мышц

0 —динамическая контрактура (сопротивление мышц-антагонистов настолько велико, что исследующему не удается изменить положение сегмента конечности).

1 —резкое повышение тонуса мышц (прилагая максимальное усилие, исследующий добивается пассивного движения лишь в незна­чительном объеме).

2 —значительное повышение тонуса мышц (прилагая большое усилие, удается достичь лишь не более половины нормального объема пассивного движения в данном суставе).

3 —умеренная мышечная гипертония (сопротивление мышц-антагонистов позволяет осуществить лишь около 75 % полного объема данного пассивного движения в норме).

4 —небольшое увеличение сопротивления пассивному движению по сравнению с нормой и сопротивлением аналогичному движению противоположной конечности того же больного. Пассивные движения возможны в полном объеме.

5 —нормальное сопротивление мышц при пассивном движении; отсутствие разболтанности сустава.


Оценка силы мышц в баллах

Баллы Функция мышц

  1. — активные движения отсутствуют.

  2. —активные движения отсутствуют, рука исследующего ощущает напряжение мышц.

2 —активные движения возможны с помощью исследующего или в облегченном исходном положении.

3 — самостоятельные активные движения, однако больной не может

преодолеть даже небольшое сопротивление исследующего.

4 —самостоятельные активные движения с преодолением небольшого сопротивления исследующего.

5 —сила мышц поврежденной конечности равна силе мышц здоровой конечности [4].
Заключение

Основные проблемы планирования медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: тера­певтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и методистов ЛФК и физической реабилитации, массажистов, психологов, психиатров и др., адекватной физическому и пси­хическому состоянию пациента на отдельных этапах реабили­тации. В зависимости от причин, приведших больного к состо­янию, требующему применения реабилитационных мероприятий, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение. Проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
Выводы:

1. определили что для планирования занятий адаптивной физической культурой необходим комплексный и индивидуальный подход. В реабилитационных программах на всех этапах предусматриваются обращение к личности больного, сочетание биологических и психосоциальных форм лечебного воздействия.

2. установили что для контроля за занимающимися адаптивной физической культурой и физической реабилитацией необходимо соблюдение планирования занятий и систематический врачебно-педагогический контроль.


Использованная литература:

1. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12. - № 6.

2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.

3. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000

4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: Учебник. — М.: Медицина, 1999.

5. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 140 с.

6. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с

7.Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000. -156 c.

8. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Том II/Под ред.А.Н.Беловой, О.Н.Щепетовой. -М.: Антидор, 1999. стр.478-489

9.Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие/Отв. ред. Д. Н. Давиденко Издательство: СПб Г.У., 2001, 208 с.

10. Курдыбайло С.Ф. Евсеев С.П. Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Изд: Советский спорт. 2004

11. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 1997

12. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. стр.14-19, стр.26-30,

13. Физическая реабилитация: / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ро­стов Н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.






ГЛАВА 1. Базовые концепции планирования занятий адаптивной физической культурой 5
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации