Психология здоровья: Учебно-методический комплекс - файл n1.doc

приобрести
Психология здоровья: Учебно-методический комплекс
скачать (90 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.08.07.2012 19:57скачать

n1.doc



ИВЭСЭП


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»




Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ



ПО НАПРАВЛЕНИЮ 030301.62 – «ПСИХОЛОГИЯ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»



Санкт-Петербург


2011

ББК 88.4

П86

Психология здоровья: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Н.С.Арутюнова. – СПб: ИВЭСЭП, 2011.-

Утверждено на заседании кафедры социальной и консультативной психологии протокол № 5 от 17.02. 2011 г .

Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим советом, протокол №

от
Рецензенты

Пояснительная записка.

Целью изучения данной дисциплины является подготовка эрудированных в сфере охраны физического, психического и нравственного здоровья специалистов, получение ими всесторонних знаний теоретических основ исследования состояния здоровья и факторов его определяющих. Курс носит межотраслевой характер, так как затрагивает вопросы психологии развития и возрастной психологии, клинической психологии, сексологии, психологии семьи и брака, а также некоторых разделов социальной и общей психологии.

В результате изучения данного курса студент будет:


Учебно-тематический план курса.


№ п./п.


Наименование темы

Количество аудиторных часов
Лекции

Семинары, практические занятия

Всего часов

1

Введение. Актуальность курса. Здоровье как комплексное понятие. Основные особенности исследования физического, психического и нравственного здоровья.
6




6

2

Двигательная активность и физическое здоровье. Двигательная активность как физиологическая потребность. Гиподинамия и здоровье.
4




4

3

Психическое здоровье. Природа эмоций. Личность и ее развитие. Стресс и психическое здоровье.
2




2

4

Проблема питания и здоровье. Рациональное питание. Потребность в питательных веществах. Стили питания. Питание и возраст. Дыхание и здоровье.
4




4

5

Сексуальное здоровье.
4




4

6

Вредные привычки: лекарственная зависимость, наркомания, алкоголизм, табакокурение.

8

8

7

Экология и здоровье.
2




2




Итого
22

8

30

Содержание курса.

Тема 1. Введение. Актуальность курса. Здоровье как комплексное понятие. Основные особенности исследования физического, психического и нравственного здоровья.

Определение понятия здоровья, основных его категорий. Актуальные для психологов социально-гигиенические проблемы охраны здоровья. Общие для психологии, гигиены, медицины проблемы жизни человека. Уровень, стиль, качество жизни. Их значение в формировании здоровья. Здоровый образ жизни в формировании, сохранении и укреплении здоровья. Значение психологии, сознания, культуры в мотивации здорового образа жизни. Психология и культура как источник сохранения и становления здоровья через осознание человека. Роль семьи, общества в формировании мотиваций, потребностей, ценностных установок на здоровье. Воспитание отношения к своему здоровью как главной человеческой ценности. Усвоение основных положений анатомии, физиологии, гигиены человека – медикобиологическая основа самовыздоровления и самосовершенствования. Аутотренинг.
Тема 2. Двигательная активность и физическое здоровье. Двигательная активность как физиологическая потребность. Гиподинамия и здоровье.

Двигательная активность как важнейшее условие здорового образа жизни. Элементы двигательной активности. Работа мышц, обмен веществ и энергии, экономичность жизнедеятельности тканей, работоспособность человека. Влияние научно-технического прогресса на условия жизни человека, уменьшение двигательной активности человека, развитие гиподинамии. Заболевания, вызванные гиподинамией.
Тема 3. Психическое здоровье. Природа эмоций. Личность и ее развитие. Стресс и психическое здоровье. Общие принципы борьбы со стрессом.

Психическое здоровье – фактор, определяющий качество жизни. Эмоции, влияние эмоций на развитие личности. Воздействие эмоционального состояния на психические и физиологические функции организма. Стресс, виды стресса: постоянный, умеренный (эустресс), дистресс. Психическое истощение. Уровни стресса. Принципы выхода из стресса.
Тема 4. Проблемы питания и здоровье. Рациональное питание. Потребность в питательных веществах. Стили питания. Питание и возраст. Дыхание и здоровье.

Питание – процесс восстановления жизнедеятельности организма. Пищевые продукты и их усвоение организмом. Питательные элементы, необходимые для роста и поддержания жизнедеятельности тканей, обеспечивающие организм энергией. Питание – как показатель качества жизни. Питание – многофакторная проблема медицины, экономики, политики, социологии. Снижение физической активности и энергетических потребностей с возрастом, изменение питания.
Тема 5. Сексуальное здоровье.

Биологический пол. Факторы, влияющие на признаки, поведение полов: биологические (генетические детерминанты, половые железы, гормональная система, половые органы), социальные, психологические. Женская половая система, мужская половая система. Сексуальное влечение, сексуальная ориентация: гетеросексуализм, гомосексуализм, бисексуализм. Аборт и здоровье женщины. Методы контрацепции. Венерические заболевания.
Тема 6. Вредные привычки: лекарственная зависимость, наркомания, алкоголизм, табакокурение.

Лекарственные препараты, методы грамотного использования лекарственных препаратов. Способы введения лекарств: ингаляция, инъекция и др. Влияние способов введения лекарства на скорость эффекта, его продолжительность и выраженность. Лекарственная зависимость. Наркотики, их влияние на настроение, эмоции, воздействие на мозг. Распространение наркомании среди молодежи. Физиологическая и психологическая основы зависимости от наркотиков. Абстинентный синдром. Основные принципы восстановления от химической зависимости. Типы восстановительных программ. Алкоголизм – его физиологическая сущность, формы, оценки тяжести, влияние на здоровье. Отличительная особенность алкоголизма от других наркотических средств. Влияние алкоголя на репродуктивную систему человека. Социальные последствия алкоголизма и его профилактика. Табакокурение. Пассивное курение. Заболевания, вызванные употреблением никотина. Влияние курения на здоровье женщины.
Тема 7. Экология и здоровье.

Экология. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Экосистемы. Антропогенное влияние на окружающую среду. Экология атмосферы, гидросферы, литосферы, техносферы. Основные вредные факторы внешней среды и здоровья.
Планы семинарских занятий.

Семинар 1. Влияние алкоголя и курения на организм человека.

  1. Влияние курения на различные системы организма.

  2. Влияние алкоголя на организм детей, подростков и взрослых.

  3. Влияние алкоголя на репродуктивную систему человека и его потомство.

Литература:

  1. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и подростков. М., 2002. Стр.70-115.

  2. Там же: Глава .Курение табака как наркотическое пристрастие. Стр.115-149.

  3. Там же: Глава Пьянство и алкоголизм как медико-социальная проблема. Стр.4-60


Семинар 2. Наркотики и здоровье.

  1. Классификация наркотиков.

  2. Наркотики и здоровье.

  3. Влияние наркотиков на детское здоровье.

  4. Наркомания и ее профилактика.

Литература:

  1. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва-Воронеж, 2001. Стр.3-175.

  2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.,2003. Стр.5-124.


Контрольные вопросы к зачету.

  1. Онтогенетические периоды развития.

  2. Здоровье – сущность понятия.

  3. Компоненты здоровья

  4. Основы здорового образа жизни.

  5. Двигательная активность и здоровье.

  6. Социально-биологические основы физической культуры.

  7. Гиподинамия и гипокинезия.

  8. Адекватные физические нагрузки и здоровье.

  9. Виды физической активности.

  10. Эмоции – как они влияют на здоровье.

  11. Дыхание и здоровье.

  12. Правильное дыхание.

  13. Типы дыхания.

  14. Питание как показатель качества жизни.

  15. Принципы современного питания.

  16. Проблема питания и здоровья.

  17. Режим питания.

  18. Основные питательные вещества.

  19. Охарактеризуйте человеческую сексуальность.

  20. Анатомо-физиологические особенности женского организма.

  21. Анатомо-физиологические особенности мужского организма.

  22. Основные изменения, происходящие при половом созревании у девочек.

  23. Основные изменения, происходящие при половом созревании у мальчиков.

  24. Половое воспитание.

  25. Аборт и его последствия.

  26. Венерические болезни.

  27. Алкоголь и здоровье.

  28. Алкоголизм – его физиологическая сущность, формы, степени тяжести; его влияние на здоровье.

  29. Алкоголь и дети.

  30. Социальные последствия алкоголизма и его профилактика.

  31. Влияние табакокурения на здоровье человека.

  32. Пассивное курение.

  33. Как отказаться от курения.

  34. Наркомания – определение, причины.

  35. Наркотики и здоровье.

  36. Токсикомания – определение, причины, влияние на здоровье.

  37. Социальные последствия наркомании, токсикомании и их профилактика.


Темы контрольных работ для студентов

заочной формы обучения.

  1. Влияние курения на организм человека.

  2. Табакокурение и потомство.

  3. Влияние табакокурение на органы дыхания.

  4. Вред курения.

  5. Табакокурение и здоровье человека.

  6. Влияние алкоголя на здоровье человека.

  7. Влияние алкоголя на потомство.

  8. Алкоголизм.

  9. Влияние алкоголя на печень.

  10. Влияние алкоголя на органы пищеварительной системы.

  11. Влияние алкоголя на нервную систему.

  12. Женщина и алкоголь.

  13. Наркотики, их пагубное влияние на организм.

  14. Наркомания и здоровье.

  15. Особенности влияния наркотиков на детей и подростков.

  16. Профилактика наркомании.

  17. Влияние наркотиков на организм человека.

  18. Алкоголь и курение.

  19. Долголетие и физическая культура.

  20. Гиподинамия.


Методические указания по выполнению

контрольной работы для студентов заочной

формы обучения.

Контрольная работа по дисциплине «Психология здоровья» – это письменный анализ литератур­ных источников. Цель ее написания - углублен­ное, самостоятельное изучение студентами проблем теории и практики данного предмета.

Объем контрольной работы – 8-10 печатных страниц, выполненных через 2 интервала (в компьютерном наборе - через 1,5 интервала). Текст пишется на одной стороне листа с полями, страницы нумеруют­ся и брошюруются. На титульном листе помещаются данные об авторе, фа­культете и группе. Затем идет план работы из трех - четырех вопросов, отра­жающих тему в логической последовательности рассмотрения.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматривае­мых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоре­тических знаний на практике. Основная часть контрольной работы заверша­ется выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой лите­ратуры, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современ­ными библиографическими требованиями.

В приложения к работе могут быть помещены объемные многостранич­ные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюст­рации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитичес­кие справки и т.п.).

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предла­гаемого перечня тем. В ее выборе следует ориентироваться на собствен­ный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. В от­дельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изу­чению литературы и практических материалов. В процессе этой работы це­лесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фикси­ровать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения.

Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый при­ступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4). Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубли­кованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечествен­ных и зарубежных авторов. В ней последовательно рассматривают исто­рию изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии.

К сдаче зачета допускают­ся студенты, выполнившие контрольную работу.

1. Здоровый образ жизни

  1. сохранение и укрепление здоровья

  2. употребление алкогольных напитков

  3. табакокурение


2. Гиподинамия - это

  1. пониженное артериальное давление

  2. малая физическая активность

  3. сниженная работоспособность


3. Положительные эмоции называются

  1. стрессом

  2. дистрессом

  3. эустрессом



4. Рациональное питание

d. здоровое питание

e. голодание

f. несоблюдение режима питания
5. Нормальный ритм дыхания

  1. а) учащенное дыхание

  2. б) ритмичное дыхание

  3. в) замедленное дыхание


6. Госпитализм

  1. лечение в госпитале

  2. заболевание детей при недостатке внимания ласки и любви

  3. лечение в психиатрической клинике


7. Валеология

  1. наука о деревьях

  2. наука о заболеваниях нервной системы

  3. наука о здоровье


8. Сексология

  1. наука, изучающая проблемы пола

  2. наука, изучающая венерические заболевания

  3. наука, изучающая проблемы кожи.


9. Нормальная продолжительность сна:

  1. 10-12 часов

  2. 9-10 часов

  3. 7-8 часов



10. Рекомендуемое количество приема пищи в день:

  1. 2 раза в день

  2. 5-6 раз в день

f) 3-4 раза в день


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2007

  2. Ананьев В.А. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006

  3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. М., 2003.

  4. Диагностика здоровья: Психологический практикум / Под ред. Г.С..Никифорова. - СПб.: Речь, 2007

Дополнительная:

  1. Васильева О.С. Психология здоровья человека. М.:Академия, 2001

  2. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва-Воронеж, 2001.

  3. Петленко В.П., Давидко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб, 1998.

  4. Полуэктов В.П. Книга о здоровье. М., 2001

Вспомогательная

  1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. Изд-во «Мир», 1997

  2. Брехман И.И. Введение в валеологию. Л., 1987

  3. Петровский К.С. Азбука здоровья. М., «Знание», 1993.

  4. Симбирцев С.А. Здоровый образ жизни. Л., 1988

  5. Все о здоровом образе жизни (под ред. Ярошенко) М., 1998.

ГЛОССАРИЙ

Абстиненция – (от лат. absnentia воздержание) особое физическое и психическое состояние алкоголиков и наркоманов после внезапного и полного прекращения употребления ими алкоголя или привычного наркотика.

АД – артериальное давление.

Аллергия – (греч. allos другой + ergon действие) – измененная реактивность организма к повторным воздействиям на него различных раздражителей (микробов, чужеродных белков и др.) – аллергенов, вызывающих образование в нем антител; выражается понижением или повышением чувствительности.

Алкоголизм – (араб.) заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам.

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения.

Гиподинамия – уменьшение двигательной активности.

Госпитализм – заболевание, возникающее в детстве при недостатке внимания, ласки, любви.

ЖЕЛ – жизненная емкость легких.

Иммунитет – (лат. immunitas освобождение от чего-либо) – невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам.

Валеология – наука о здоровье.

ДО – дыхательный объем.

ИБС – ишемическая болезнь сердца.

ОО – основной обмен.

Сексология – (лат. sexus пол+…логия) – раздел медицины, изучающий проблемы биологии пола, половой гигиены, половой психологии, брака и семьи, полового воспитания и др.

Стресс – (от анг. stress напряжение) – состояние напряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) – холода, голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции и т.д.

Экология – (греч. oikos дом, родина +логия) – раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Социальная экология – раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………3

Учебно-тематический план курса……………………………………………...3

Содержание курса………………………………………………………………4

Планы семинарских занятий…………………………………………………...5

Контрольные вопросы к зачету…………………………………………………6

Темы контрольнвх работ для студентов заочной формы обучения………….7

Литература……………………………………………………………………….9

Глоссарий………………………………………………………………………10



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации