Шпоры к кандидатскому экзамену по Истории социологии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры к кандидатскому экзамену по Истории социологии
скачать (444.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc445kb.08.07.2012 19:52скачать

n1.doc

  1   2   3   4


  1. Предмет и метод истории социологии.

История социологии — наука о социологии как дисциплине и отрасли гуманитарного знания, процессе её зарождения, становления, функционирования, и развития. Предметом истории социологии в строгом смысле слова является анализ процессов возникновения и развития социологических знаний в виде различных направлений и научных школ, в русле которых происходит зарождение теорий, гипотез, парадигм, создается понятийный аппарат, разрабатывается все многообразие методов и методик, используемых в социологических исследованиях. В содержание предмета истории социологии входит также развитие взаимоотношений социологии с другими науками как гуманитарными, так и естественными. Обязательным элементом историко-научного исследования является формирование мировоззренческих оснований социологических теорий и гипотез, создаваемых отдельными учеными, группами ученых или целыми направлениями. История социологии занимается так же выяснением реальных факторов, обусловливающих научные приоритеты той или иной эпохи, в связи с чем она обращается к культурным традициям народа, учитывает особенности ведения хозяйства, исторические обстоятельства и события в той стране, где зародилась и получила развитие та или иная теория общества. История социологии занимается также развитием методов социологического исследования, ее структуры и функций, ее задач, а также возникающих время от времени кризисных ситуаций, научных дискуссий, под воздействием которых происходит пересмотр неоправдавших себя устаревших элементов теории или более радикальные изменения. Результатом выхода из кризисного состояния могут быть смена научной парадигмы, трансформация и модернизация существующих направлений, появление новых. Расширительное понимание предмета социологии охватывает события, которые предшествовали зарождению и развитию собственно социологической мысли, участвовали в подготовке ее предметной ориентации, всего разнообразия направлений и течений, вырабатываемых в их русле понятий, теоретических и методологических принципов. При этом учитываются исторически сложившиеся национальные традиции и региональные особенности развития социологической мысли, конкретное рассмотрение которых предполагает анализ творчества ученых разных эпох, стран и направлений, оценку формулируемых ими законов развития и функционирования обществ всех известных типов. Курс истории социологии рассчитан на приобретение системного знания об основных предпосылках и этапах возникновения, функционирования и развития социологической науки, о ведущих тенденциях ее изменения, о на­иболее значительных направлениях, течениях и школах, существовавших и существующих по сей день, о крупных ученых, с именами которых связан прогресс этой науки, о тех ее достижениях, которые оказали определяющее воздействие на усиление роли социологии в жизни общества. Понимание и знание истории социологии является очень важным и необходимым шагом для осмысления сущно­сти социологической науки, тенденций и перспектив ее развития. От про­шлого через настоящее к будущему — таков девиз истории социологии. Метод - Социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Биографический метод в социологии- мультиметодологический подход, развивающийся в этнографии, социологии и психологии, преимущественно опирающийся на качественную исследовательскую парадигму. Б.М. направлен на исследование "истории" индивидуальной жизни человека, с акцентом на субъективных представлениях индивида о своей жизни и социальной реальности , выраженных в форме индивидуально-субъективного повествования.




  1. Социально-психологическая теория З.Фрейда.

Социология Ф. содержит психоаналитическую интерпретацию разнообразных феноменов межличностных отношений и психологии масс. Теория Ф. подвергалась критике (за биологизацию человека, недооценку сознания и социального окружения в процессе формирования человека и т. п.), его учение получило распространение и развивалось рядом его последователей. Психоанализ - практический психотерапевтич метод. Позже благодаря психоанализу, сформиров понят «психотерапия» котор 1.занимает промежут место м/у психиатрией и психолог. 2. Цель – лечен психич больных, но и активация прервавшегося личностного роста. Особенность психоанал – несмотря на практич направленность, Ф. разработ теоретич обоснование, превосходящ практич цели (место в истор как филос система). Центральн. пробл. социолог компонента психоанализа и психоаналитич социологии явл соотношение чел. и об-ва, интересы кот наход в противоре др с др. Это и явл препятств личностн росту. Психопатолог и аномалии хар-ра, возник под влиян внешн фактов, возд соц среды, навязыв ребенку травмирующ импиративы. Психоанализ признает правомерность норм, регулир соц отнош, их травмирующ эффект – незрелость детской псих-ки. Психоанализ стоит близко к микросоц-ии т.к. объект изучен взаимод внутри семьи. Эти взаимод м.б. как травматич так и способств личностн росту. Психоанализ удел особ вниман эмоцион жизни ребенка. Отношен м/у ребенком и родит рассматр как важнейш условие развития личности реб как центр фактор соц-зации (адаптац личности к социуму). Инстанции психики Я, Сверх – Я и Оно. Оно – резервуар влечений, либидо требует удовлетв всех желаний, вступ в конфл с реальн возможн. Желан могут вступ в конфл со Сверх – Я (обезличенные следы родит образов), воплощ обществ нормы и ценности ( в основан образы и ценности конкретн родит), ледоват интернализованные фигуры (перенесенные внутрь) вступ в конфл с требован Оно ( не всякое желан допустимо с т.зр. морали ) Я часть психич аппарата котор 1. Обеспечив адекватн восприят реальн 2. Выбир формы повед котор согласов с треб реальн, притязаниями Оно и Сверх – Я. Психоанал –дополн социализац индивида. Здоров индив сдержив опасн для об-ва инстинкты, подчинаясь нормам и использ ср-ва не проводящ к болезнен резуль, невротик –не способен на это. В результ прохожд психоанал агрессивн и сексуальн чувства должны преврат в социальн чувства, принят соц форму. Формиров инстанций психики происх до 6 лет, до того возраста когда разруш Эдипов комплекс кажд ребен в опред период своего развит желает получить сексуальн любовь одного из родит ценой убийства др., но боится наказания (кастрации). Возникн соц контроля, Ф. связыв с запретом на инцест, т.е. создание Эдипов комплекс (Тотем и Табу).


  1. Структура и функции истории социологии.

История социологии в ее расширительном понимании есть дисциплина, изучающая процесс развития социальной мысли с точки зрения формирования в недрах разных наук социологического подхода к предмету каждой из них. В другом более строгом смысле слова история социологии есть знание о развитии социологии с того момента, когда она сформировалась как самостоятельная научная дисциплина со своим предметом, своим методом, своей структурой и особыми функциями. Узкий смысл понятия истории социологии предполагает, таким образом, более строгую трактовку ее предмета как области знания, обладающей статусом особой научной дисциплины. В этом значении история социологии есть наука о становлении и развитии одной определенной науки об обществе, которая ставит и решает задачи, не входящие в компетенцию ни одной другой науки. Задача истории социологии понимается как анализ условий и предпосылок зарождения социологии, что означает выяснение важнейших моментов развития философской мысли и конкретных наук, в недрах которых до появления социологии накапливались необходимые для ее формирования элементы. Социология - это теория и метод, с помощью которого общество познает само себя. В этом плане важно учитывать социальные факторы социологического познания, т. е. какова социально-историческая обстановка и основные социальные группы, взаимодействующие между собой; какие нормы, ценности и социальные институты оказывали прямое или косвенное влияние на процесс социологического познания. Большую роль в развитии науки играет личность учёного. Поэтому значительное место в истории социологии занимает изучение особенностей его биографии, психологических особенностей, ценностных ориентации и т. п. Разумеется, главное при этом - логика самого познавательного процесса, а не обстоятельства жизни или характер личности того или иного социолога. Начать изучение истории социологии стало возможным лишь тогда, когда достаточно убедительное обоснование получили предмет социологии, ее задачи и структура, когда у социологии появилась своя собственная методология, сложился свой понятийный аппарат и были созданы все необходимые условия для проведения эмпирических исследований. К этому времени у специалистов формируется интерес к прошлому своей науки, и они начинают выяснять условия и предпосылки – теоретические и социально-культурные –зарождения социологического знания, особенности развития взаимоотношений социологии с другими науками. Выявление условий зарождения, закономерностей ее появления, периодизации и наиболее характерных особенностей развития в различные исторические эпохи, а также самобытных черт, которые эта наука приобретает в конкретно-исторических условиях отдельных стран.

Критерии: временные (исторические этапы возникнове­ния, утверждения и развития социологической науки в течение 19-20вв.), пространственные (страны (континенты), содержательные (различных направлений, школ, течений, парадигм и наибо­лее ярких их представителей (персоналистический подход).


  1. Особенности формальной социологии. Ф. Теннис и трактовка предмета социологии, ее понятий и основных задач.

Т.(18551936) Основоположник немецкой классической социологии, содействовал оформлению ее как научной дисциплины и институциализации, политик, антифашист. Возглавлял германское социологическое общество с 1921 года. Социология Тённиса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов.«Общность и общество». Т. разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Т. - один из первых опытов построения системы формальных, <чистых> категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической связи, к пониманию общности как субъективно-смысловой реальности. "Социология - это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное", Изучает различия в отношениях между людьми, различные формы социальных связей: взаимозависимости и взаи­модействия. Типологию социальности два вида человеческих связей (общества): 1.сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения (чувства), и 2.общество, где преобладают формальные институты (разум, расчет). Они становятся критериями классификации социальных форм.1) социальные отношения – социальные формы, которые обуславливаются возможностью возникновения на их основе взаимных прав и обязанностей участников и имеют объективный характер; 2) социальные группы – социальные формы, возникающие на основе социальных отношений и характеризующиеся сознательным объединением индивидов для достижения определенной цели;3) корпорации – социальная форма, обладающая четкой внутренней организацией. Учение о социальных нормах - три категории:1) нормы социального порядка – нормы, основанные на общем согласии или конвенции; 2) правовые нормы – нормы, определяющиеся нормативной силой фактов; 3) нормы морали – нормы, устанавливаемые религией или общественным мнением.

Т. пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Т. разделил социологию на общую и специальную. Начинать социологический анализ с общей социологии, у Т.она изучает 1. днящих поведение людей с действиями и образом жизни животных. Он приписывал социальносоциальные формы жизни везде, где они встречаются, и у животных, 2.социальный дарвинизм и борьбу за существование, 3.биоантропологические, демографические аспекты, рости универсально-историческое значение, полагая, что она зарождается у так называемых общественных животных (прежде всего насекомых). Специальная социология подразделяется у Тенниса на чистую (теоретическую- анализирует общество в состоянии статики), прикладную (анализирует общество в состоянии динамики) и эмпирическую (социографию -ис­следует факты жизни современного общества па основе статистических дан­ных) - изучают только социальную жизнь людей. Рассмотрение коммунизма и социализма как эмпирических культурных форм."Основные понятия чистой социологии"- прямая отнесенность работы к области специальной социологии. Социология у него теоретическая, перегруженна философскими рассуждениями. Сам Т. проводил эмпирические (социографические) исследова­ния, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности демографических изменений, деятельности политических партий.


  1. Периодизация истории социологии.

Критерии периодизации: временные (исторические этапы возникнове­ния, утверждения и развития социологической науки в течение 19-20вв.), пространственные (страны (континенты), содержательные (различных направлений, школ, течений, парадигм и наибо­лее ярких их представителей (персоналистический подход).

Боуман 4: 1.Соц-я как часть общей фил-и социума, гос-ва, права о морали, сформировалась в единую этическ и религиозно-нормат. систему. Платон «Гос-во», Аристотель «Политика» изучение отдельн. институтов, гос-ва, семьи,права, проблема места человека в об-ве.2.Соц-я сближается с естественно-науч мышлен и начин изуч естественные зак-ти. Относится ко времени 16-17в. когда с одной ст, индивидуализм эпохи Возрожд и новые обществ и религ. Взгляды, с др. развитие естеств наук создали нов. Возможности для рассмотрения об-ва и об-го строя. Представители: англ. эмпирики Локк, Юм, способствовали распростр реалистического подхода к рассмотр объектов действительности 3. Соц-я сущ-ет как самостоят наука, использующ методы др. наук, прежде всего естеств. Явл продолжением 2 этапа и относ к 18в. первыми представит-ми Сен-Симон и Конт. В соц-ом мышлен господств. естеств-научн позитивизм. К поздним представ Маркс и Спенсер.4. Социология утвердилась в качестве самостоятельной научной дисциплины на современном этапе (с окончания Второй мировой войны по конец XX века): со своими методами, предмет и понят.– это новейший период развит соц-ии, хотя нет четкой грани м/у 3 и 4 этапами.

Др. взгляд (Франция): классич этап разв соц-ии (теории развитие) 19-20в.до втор.мир. 1 этап. предсоциологический связ. С основат соц статистики Кетле; 2 этап инициирующий Конт введен термин соц-я, сформулир принципы нов. науки; 3школы одного фактора Лебон, Тард; 4 институциональный Дюркгейм разраб и применил собств соц методы и процедуры, заложил основы науки как академич школы, созда мощн научн школу

1)Ранняя классика- Школы одного фактора - поиск учеными главного фактора, определяющего социальные процессы развития общества, направления исторического процесса. Наиболее широкое распространение получили: органицизм, механицизм, социогеография, социальный дарвинизм, антропологические теории в социологии. Распространение психологических школ, общие методологические черты которых: эволюционизм, то есть представление об изменениях в обществе, как постепенном, закономерно обусловленном процессе. отказ от любых ненаучных объяснений явлений в социальных науках.2).Поздняя классика- период утверждения плюралистического подхода в социологии. Продвижение социологической методологии, отказ от школ одного фактора. Становление социологизма как главного методологического принципа в изучении социальных явлений. Огромный вклад Конта(позитивизм), Спенсера(органицизм), Вебера(понимающая социология), Парето(итальянская теория элит), Морено(социометрия), Маркса(материализм). Период характеризуется развитием кафедр и факультетов в университетах, появлением самостоятельных исследовательских институтов (Международный Институт социологии в Париже, основанный в 1893 году, создание Американского журнала социологии, создание в 1916 году общества социологов имени Ковалевского.3)Послевоенная социология-возникновение и быстрое развитие теорий среднего уровня Мертона-создание отраслевых социологий. Важность использования социальных аспектов в развитии и управлении любой отраслью человеческой деятельности. Характеризуется появлением и активной разработкой социальных технологий, таких, как кадровый менеджмент и различные методики социального прогнозирования. 4)Новейший период развития социологии (эмпирическая). Произошла интеграция ученых различных стран в мировую социальную науку. Время методологического плюрализма. Научное общество подошло к пониманию того, что невозможно создать единую, универсальную социологическую теорию, что каждый из существующих и доказавших свою жизненность социологических подходов решает свой круг задач применительно к определенным предметам и объектам социологического исследования. В этот период развивается отраслевое социологическое сотрудничество, получают широкое распространение межнациональные исследовательские проекты.


  1. Социологическая концепция Г. Зиммеля.

З.(18581918), Германия. Основоположник «формальной социологии». Общество для Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий (форм социации), а поэтому они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля — обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу. 1858 г. З. испытал глубокое влияние идей К. Маркса. Форму лучше определить по задачам, которые она выполняет: 1) форма соотносит друг с другом несколько содержаний таким образом, что содержания эти образуют единство; 2) обретая форму, эти содержания отделяются от других содержаний; 3) форма структурирует содержания, которые она взаимно соотносит друг с другом. Пример зимм анализа соц проц как формы социации может служить его исслед моды. Мода, одновр предполаг и подражание, и индивидуализацию. Человек, следующий моде, одноврем и отличает себя от других, и утверждает свою принадлежность к опред слою или группе. Невозможность моды без стремления к индивидуализации З. доказывает тем, что в примитивных обществах, характеризующихся максимальной социальной однородностью, где отсутствует стремление выделиться из общей массы, отсутствует и мода. В истории социологии З. известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Так, он изучал «чистые» формы социальности, т.е. относительно стабильные образования, структуры социального взаимодействия, придающие социальному процессу целостность и устойчивость.В своих работах Г. Зиммель описал и проанализировал множество «чистых» форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов: господство, подчинение, соревнование, моду, конфликт и т.д., социальные типы личности: «циника», «аристократа», «бедняка», «кокотку» и т.д. В отличии от социал-дарвинистов и марксистов, рассматривающих конфликт как средство борьбы различных социальных групп, немецкий, социолог привлек внимание к позитивным функциям и интегративным аспектам. Анализ феномена моды привел З. к выводу, что ее огромная популярность в современном обществе обусловлена тем, что она дает возможность человеку самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность. Распространение моды в современном обществе есть результат более • широкого социального процесса освобождения человека от стериотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможности развития личности. З. заложил основы изучения городского образа жизни. Позитивную роль крупных городов он видел в том, что они дают возможность расширить и углубить разделение общественного труда, повышают эффективность экономики, позволяя человеку удовлетворять разнообразные потребности, способствуя тем самым развитию личности. Вместе с тем он отмечал и «повышенную нервозность жизни, происходящую от быстрой и непрерывной смены впечатлений».


  1. Взаимоотношение истории социологии с другими общественными науками.

История социологии развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Социальная философия, история, политология, правоведение, экономической наукой, психология. История социологии как относительно самостоятельная область знания вместе с другими историко-научными дисциплинами входит в состав общей истории науки. Изучение истории любой науки начинается в то время, когда дисциплина, историю которой предстоит изучать, достигла в своем развитии зрелого состояния. Тесная связь с социологией познания и социологией социологий. С помощью данных самых разных наук (и не только гуманитарных) историк социологии реконструирует процесс постепенного формирования в недрах каждой из них на протяжении длительного времени, нередко исчисляемого столетиями, социологической точки зрения как совокупного результата работы человеческой мысли. Соотношение социологии и социальной философии - социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности. Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Социология и история. Между социологией и историей немало общего. Обе изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Обе базируют знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни. Различия- Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то история социологии только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе. Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса. Социология и политология. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни. Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений. Социология и специальные науки. Соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук. История социологии и психоанализ.

  1. Социология Э. Дюркгейма.

Социологизм Д. (18581917), Франция. Основатель социологического реализма. Основатель функционализма. Основатель социологии религии. По Д. основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».Д. – один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Д. дал обоснование необходимости и возможности социологии как науки. Теория социального реализма. Общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Д. необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы. В связи с секуляризацией общественной жизни Д. видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. Благодаря этому утверждался высокий статус общества, а вместе с тем – и науки об обществе – социологии. Вслед за Контом Д. рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы “органической” солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм “механической” солидарности в тоталитарных, конфликтных обществах. Трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Д. понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный и временный характер. Чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества. Д. внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными, но недооценивал, что различные социальные группы по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества- аномия. Его исследования сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Д. родоначальник структурно-функционального анализа- исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Но применял и сравнительно-историческую и эволюционистскую методологию, сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц. Д. разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства, внес вклад в разные отрасли социологического знания: в общую теорию, социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала. Д. становление и утверждение профессиональной социологической этики. Д.был основателем одного из первых в мире социологических журналов – “Социологический ежегодник”. Коллективная форма научной работы, характерная для школы Д.

  1. Развитие социально-политической мысли в Древнем мире.

Организация общественной жизни в древнегреческом полисе- афинская демократия.

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон) Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Учение Платона о четырех добродетелях души: мудрость, храбрость, рассудительность, справедливость. Философы, воины, ремесленники и земледельцы (распределение функциональных обязанностей между представителями разных сословий в идеальном государстве). Этапы исторического вырождения структур идеального государства (идея чередования извращенных типов общественного устройства: тимократия, олигархия, демократия и тирания). Тоталитарно-аристократическая утопия Платона. Философия и философы в идеальном государстве - власть должна принадлежать философам, хотя она не нужна им. Этико-критический и нормативный характер системы социально-философских умозрений Платона. У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Социологические мотивы в творчестве Аристотеля. Объективистские и «научно- эмпирические» ориентации мысли великого греческого философа. «Специфически социологический» взгляд на природу человека («человек — животное политическое»). Учение Аристотеля о типах социальных сообществ: «дом», «поселение», «государство» как оформления социальной материи. Аристотелевская теория четырех причин. Обоснование естественности и разумности существования системы социального неравенства. Основные характеристики социальной структуры полисного государства по Аристотелю.

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации