Бельчик Т.А. Экономика труда - файл n1.doc

приобрести
Бельчик Т.А. Экономика труда
скачать (964 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc964kb.08.07.2012 19:50скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра экономики и управления на предприятии

Т. А. Бельчик

Экономика труда
Учебное пособие (конспект лекций)


Кемерово 2007

ББК У9(2Рос)24я73–2

УДК 331(075.8)

Б – 44

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Рецензенты:

д-р экон. н., профессор КузГТУ В. В. Михайлов,

д-р экон. н., профессор КемТИПП Г. Д. Антонов


Бельчик, Т. А.

Б – 44 Экономика труда: (конспект лекций) учеб. пособие / Т. А. Бельчик; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 130 с.

ISBN 978-5-8353-0566-7

Учебное пособие разработано по курсу «Экономика труда» для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» всех форм обучения. Учебное пособие раскрывает понятия и категории основных разделов, включенных в учебную дисциплину «Экономика труда»: вопросы, связанные с организацией труда, производительностью и оплатой труда и использованием трудовых ресурсов на предприятии.

ISBN 978-5-8353-0566-7 ББК У9(2Рос)24я73–2




© Бельчик Т. А., 2007

© ГОУ ВПО «Кемеровский

государственный университет»,

2007




Оглавление

Введение 4

Тема 3. Основные элементы организации труда 15

3.3. Обслуживание рабочих мест 20

3.5. Нормирование труда 25

Тема 4. Принципы и формы организации труда 28

4.1. Принципы организации труда 28

4.3. Коллективная форма организации труда 31

5.3. Методы измерения производительности труда 40

5.4. Показатели динамики производительности труда 43

6.2. Резервы роста производительности труда 49

Тема 7: Управление производительностью труда 55

7.1. Анализ производительности труда 55

7.2. Планирование производительности труда 58

РАЗДЕЛ 3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества 62

Тема 7. Понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» 62

Тема 9. Воспроизводство трудовых ресурсов 70

9.1. Формирование трудовых ресурсов 70

9.2. Распределение трудовых ресурсов 75

9.3. Использование трудовых ресурсов 77

Тема 10. Определение численности работников предприятия 79

10.1. Баланс рабочего времени одного рабочего 80

10.3. Расчет численности рабочих 82

РАЗДЕЛ 4. Организация оплаты труда 85

Тема 11. Сущность заработной платы 85

11.1. Экономическая природа ЗП 85

11.2. Функции ЗП 88

11.3. Основные принципы организации заработной платы 90

11.4. Основные элементы организации ЗП 92

Единая тарифная сетка 99

Тема 13. Формы и системы оплаты труда 103

13.1. Классификация форм и систем заработной платы 103

13.2. Повременная форма оплаты 105

13.3. Сдельная форма оплаты 107

14.1. Бестарифная система оплаты труда 120

Тема 15. Планирование фонда заработной платы 122

Заключение 127

Список литературы 127


Введение




Дисциплина «Экономика труда» входит в перечень специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, утвержденного Министерством образования РФ 17 марта 2000 года.


В последние годы в России усиливается интерес студентов, слушателей, аспирантов, соискателей, практиков к дисциплинам, связанным с экономическими проблемами труда, социальных отношений, управления трудом и т.д. Действительно, без подготовки профессионалов, без создания системы эффективного использования трудового потенциала работников, усиления социальной направленности рыночного хозяйства трудно решить острые социальные и экономические проблемы, стоящие перед нашей страной.

Курс «Экономика труда» расположен в середине учебного процесса, когда студенты уже освоили большую часть общетеоретических экономических дисциплин: «Экономическая теория», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Экономическая демография», «Общая теория статистики», но еще не приступили к изучению специальных дисциплин. Это, с одной стороны, позволяет более осмысленно подойти к изучению экономических проблем труда в курсе «Экономика труда», а с другой стороны, получить определенный перечень навыков и умений перед прохождением производственной практики. Преподавание курса «Экономика труда» ведется параллельно с преподаванием дисциплины «Социология труда», что позволяет более широко подойти к изучению категории «труд».

Экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Экономика труда дает определения важнейших категорий и показателей в области труда, а также разрабатывает основные направления их анализа и прогнозирования.

Цель изучения дисциплины «Экономика труда» – получение представления о труде как основе развития общества и важнейшем факторе развития производства; о способах организации производительного труда и его оплаты; состоянии и развитии трудовых ресурсов в стране, современных тенденциях в области их эффективного использования; о рынке труда, занятости.

В результате освоения учебного материала студенты должны уметь:

В структуру курса «Экономика труда» входит четыре самостоятельных раздела:

  1. Организация труда.

  2. Производительность труда.

  3. Трудовые ресурсы.

  4. Организация оплаты труда.

Учебный план предусматривает по данной дисциплине аудиторные лекционные и семинарские занятия, а также индивидуальную самостоятельную работу студентов.
Тема 1. Предмет, задачи и содержание

курса «Экономика труда»
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует о том, что, благодаря труду, человек выделился из мира животных. Вся история человечества – это история развития экономических отношений, в том числе и в области общественного разделения труда. Не случайно именно о труде у народов мира сложилось наибольшее количество пословиц и поговорок, отражающих культуру, традиции, особенности того или иного народа. Воздействуя на окружающую среду и изменяя ее, люди, побуждаемые все возрастающими потребностями, развивают способности к труду, обогащают свои знания, расширяют сферу своей трудовой деятельности, приобретают новые навыки.

На первый взгляд, ответ на вопрос о том, что считать трудом, очевиден – ведь каждый из нас сталкивается с этим понятием ежедневно. Однако в литературе существует целое множество определений труда.

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей» [Ожегов С.И. Словарь русского языка].

«Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг» [Большой энциклопедический словарь].

Труд – это процесс, совершающийся между человеком и природой, т.е. целесообразная деятельность человека, в процессе которой он своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, создает необходимые потребительные стоимости [К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 23, 2-е издание. – С. 188].

«Труд – это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или) управляемый человеком либо по принуждению, либо по внутреннему убеждению, либо по тому и другому» [ Генкин Б.М.].

Обязательными элементами труда являются рабочая сила и средства производства. Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе труда. Средства производства – это предметы труда (земля, ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, энергетические и информационные потоки) и средства труда (машины, приборы, оборудование, инструменты, при помощи которых человек воздействует на предмет труда).

Процесс труда – это процесс соединения и потребления рабочей силы и средств производства в целях создания новых потребительных стоимостей. В процессе труда решающим фактором является человек. Результатом процесса труда является продукт труда.

Постоянно сталкиваясь с необходимостью повышения результатов труда, люди обращали внимание на значение систематизированного изучения труда. Накопленные человечеством знания позволили создать современную науку о труде.

Так, в процессе труда работники вступают в социальные отношения. Механизм и структуру этих взаимоотношений изучает наука «Социология труда».

Психологические закономерности формирования различных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду изучает наука «Психология труда». Закономерности функционирования состояния организма работающего человека изучает наука «Физиология труда». «Педагогика труда» рассматривает вопросы обучения работников. «Эргономика» изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.

Экономика труда как наука изучает экономические закономерности в области трудовых отношений. Экономика труда традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, человеческого капитала, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности. Экономика труда дает определения важнейших категорий и показателей в области труда, а также разрабатывает основные направления их анализа и прогнозирования.

Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики труда – труд как целесообразная деятельность человека, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой и отношением между людьми в процессе и по поводу производства.

Несмотря на то, что долгое время экономическая наука в России развивалась по своим собственным, социалистическим законам, все же в экономике труда основные термины и понятия оказались во многом идентичными или очень близкими категориям и понятиям, принятым в мировом сообществе. Это во многом объясняется тем, что формирование научных основ экономики труда началось в 20-е годы, в отсутствие «железного занавеса». Кроме того, наша страна является членом Международной организации труда (МОТ) с 1934 года по настоящее время с небольшими перерывами.

Несмотря на прохладное отношение прежнего руководства страны к МОТ и жесткую ограниченность информации о ее деятельности, членство в этой организации оказало сильное влияние на экономику труда. В МОТ оттачивался категориальный и понятийный аппараты сферы труда, вырабатывались международные трудовые нормы, осуществлялись научная разработка и реализация многочисленных программ почти для всех стран мирового сообщества, в ходе которых мировое сообщество вырабатывало и осваивало один общий профессиональный язык.

Цель изучения экономики труда состоит в получении представления о процессах, происходящих в социально - трудовой сфере России, а именно:

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Содержание курса охватывает изучение следующих разделов.

    1. Организация труда. Ослабление интереса к проблемам организации труда – временное явление, и этот круг проблем по-прежнему актуален. При изучении данного раздела экономики труда следует обратить внимание на анализ основных факторов организации труда, на характеристику форм разделения и кооперации труда, на анализ условий труда, его охрану и безопасность.

    2. Производительность труда. Производительность труда в настоящее время ни на макроуровне, ни на микроуровне не рассматривается в качестве критического фактора развития общества. Но совершенно очевидно, что ситуация имеет временный характер. На макроуровне показатели производительности труда являются исходными при выработке политики в области заработной платы, борьбы с инфляцией и др. На микроуровне производительность труда – это фактор конкурентоспособности предприятия, элемент оценки эффективности его деятельности. Как известно, без цели в области производительности у предприятий нет ориентации, а без измерения производительности у него нет управления. При этом управление производительностью достигает своей цели лишь в том случае, когда оно интегрировано в общую систему управления деятельностью предприятия и подчинено задаче эффективности производства в целом. В рамках данной дисциплины предстоит рассмотреть социально-экономическую сущность данной категории, показатели уровня и динамики, проблемы измерения и планирования.

    3. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. С точки зрения социально-экономического развития России, значимость верных представлений о трудовом потенциале общества, экономически активном населении и т. д. очень высока, поскольку на основе именно этих представлений решаются такие глобальные задачи, как макроэкономический мониторинг и планирование человеческих ресурсов, определение трудового потенциала общества, измерение взаимосвязи между занятостью, безработицей. В данном разделе предстоит изучить формирование, использование, рациональное распределение и планирование трудовых ресурсов.

    4. Организация оплаты труда. В этом разделе необходимо изучить экономическую природу заработной платы, ее функции и принципы ее организации. В ходе изучения данного раздела необходимо понять, каковы причины негативных явлений, развивающихся в сфере оплаты труда в России. В данном разделе рассматриваются различные подходы к оплате труда, анализируются разнообразные формы и системы оплаты труда.



РАЗДЕЛ 1. Организация труда
Тема 2. Цели и задачи организации труда на предприятии
Современный уровень развития производительных сил, характеризующийся использованием сложной и разнообразной техники и технологии производства, большими масштабами выпуска многономенклатурной продукции, сложной кооперацией труда, предполагает совместный труд большого количества людей. Такой труд немыслим без организации труда. Во всех сферах человеческой деятельности и во все времена лучше организованный труд при прочих равных условиях обеспечивал достижение более высоких результатов.

Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес приобретает результативность труда, оказывающая влияние на эффективность производства. В экономике труда мы изучаем процесс труда прежде всего с точки зрения его эффективности. Рационально построенная организация труда на всех уровнях управления необходима для обеспечения социальной направленности рыночной экономики.

Основными задачами при изучении данного раздела являются следующие:

  1. понять значение и место организации труда в системе производства;

  2. раскрыть содержание понятия организация труда;

  3. охарактеризовать основные факторы, влияющие на организацию труда;

  4. рассмотреть отдельные элементы «организации труда». Организацию труда необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны организация труда – это система взаимодействия работников и их связь с предметами и средствами труда в процессе трудовой деятельности. С другой стороны организация труда на предприятии, в организации – это определенная совокупность мероприятий, обеспечивающих необходимую пропорциональность в расстановке работающих и наиболее эффективное использование рабочей силы при данном технико-технологическом уровне производства.

Цель организации труда – установление рациональных связей и отношений между участниками производственного процесса, направленных на достижение наивысших показателей в труде на основе наиболее эффективного использования индивидуального и коллективного труда. Данная цель достигается в ходе решения следующих основных групп задач:

Экономические эффективное использование потенциального совокупного рабочего времени, снижение трудоемкости продукции (работ, услуг), улучшение использования оборудования по времени и мощности, повышение качества продукции.

Организационные определение порядка и последовательности выполнения работ, создание условий для высокоэффективной, бесперебойной работы исполнителей, обеспечение полной и равномерной их загруженности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности, создание действенной системы стимулирования труда, а также системы его нормирования, отвечающей специфике производства.

Психофизиологические оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия их психофизиологических характеристик особенностям трудовой деятельности.

Социальныеповышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для развития работников, повышение их квалификации и расширения профессионального профиля, реализации их трудовой карьеры и роста их благосостояния.

Степень рациональности соединения и взаимодействия людей, орудий и предметов труда характеризуется определенным уровнем организации труда.

Благодаря активным исследованиям в области организации труда, была создана новая дисциплина – научная организация труда. Начало НОТ было положено зарубежными исследованиями (США). Разработанные на Западе принципы научной организации труда, а также новые задачи преобразования общественных отношений в России привели к тому, что уже в 20-е годы прошлого столетия в России насчитывалось более 50 научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами НОТ.

Научная организация труда (НОТ) – это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует научный анализ имеющегося опыта и практики.

Исследования в области НОТ опирались на достижения многих областей знаний – экономики, инженерии, правоведения, педагогики и особенно физиологии и психологии. В нашей стране внедрение НОТ осуществлялось централизованно, предприятия включали в план мероприятия по НОТ, по мере их внедрения накапливалась статистика, подсчитывался прирост производительности труда и высвобождение численности работников за счет научной организации труда. Однако, как это чаще всего бывало, в нашей стране движение за распространение НОТ стало заорганизованным, директивно внедряемым и со временем стало формальным.

По содержанию входящих элементов ОТ и НОТ не отличаются друг от друга. Сторонники использования термина НОТ считают, что от термина «организация труда» он отличается тем, что предполагает применение всех достижений науки и практики, комплексность решения вопросов организации труда.

Долгое время распространённой формой организации труда была предложенная ещё в начале века американским инженером Ф. У. Тейлором (1856-1915), суть которой – увеличение производительности труда за счёт максимального его разделения на производстве.

Блестящим воплощением «тейлоризма» стала производственная концепция Генри Форда, основанная на использовании низкоквалифицированной рабочей силы на конвейерном производстве. Предприятия Форда обеспечивали конкурентоспособность своей продукции за счёт снижения её себестоимости, экономя на масштабах производства.

Принцип «экономии масштаба» («economies of scale») довольно прост: чем больше объём производства, тем меньше суммарные производственные затраты на единицу выпускаемой продукции. Экономия на масштабах достигалась путём специализации. Но «фордизм», как форма организации труда, был эффективен лишь в условиях массового спроса на стандартизированную промышленную продукцию и ненасыщенности потребительского рынка. Именно поэтому временем его расцвета стал послевоенный период.

Немалую роль в экономическом прорыве Японии сыграла новая форма организации труда, разработанная в 70-х годах японской автомобилестроительной компанией «ТОЙОТА». Новая концепция ориентировалась на мелкосерийное производство, «тойотизм» позволял на одной и той же универсальной линии собирать различные модели, а некоторые виды оборудования легко могут быть приспособлены для выпуска новых моделей.

В настоящее время в зарубежной практике организации труда основной считается концепция качества трудовой жизни, охватывающая как физическую, так и социальную среду обитания работника. В основе концепции лежит признание того факта, что среда влияет на эмоциональное и психическое состояние человека и соответственно на результаты его труда.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации