Шпоры по Зоопсихологии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по Зоопсихологии
скачать (218.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc219kb.08.07.2012 19:43скачать

n1.doc

1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии

Предмет = 4 основные области изучения психики:

1. Определение психики как свойства высокоорганизованной живой материи отражать объективную реальность в субъективной форме.

2. Возникновение психики.

3. Выделение эволюционных стадий развития психики.

4. Выявление механизмов развития психики в эволюции.
2. Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии

- Теоретические – решение вопроса о сущности души (психики), её возникновении, изменении в эволюции; о происхождении и качественных особенностях психики человека. = Глобальные вопросы философии и общей психологии.

- Прикладные – использование знаний о психике животных: 1) в сельском хозяйстве и быту (домашние животные); 2) в природоохранительной деятельности; 3) в развивающих и психотерапевтических целях.
3. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии

= Методы получения эмпирических данных и фактов и методы их анализа.

1. Метод наблюдениятщательная последовательная фиксация всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека). Без вмешательства со стороны экспериментатора. Объективное, целенаправленное, систематичное, с обеспечением естественного поведения испытуемого. 1) Сплошное (всё поведение животных); 2) Выборочное (конкретная активность).


2. Метод эксперимента – проверка научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. Исследователь сам вызывает появление интересующего явления: создаёт определённые условия, варьирует факторы, фиксируя последовавшие изменения. Исследователь активно вмешивается в процесс, организует и контролирует его. 1) Лабораторный (лабиринт, проблемная клетка, проблемный ящик, обходной путь); 2) Естественный (животное находится в естественных условиях); 3) Формирующий (изучают процесс формирования новых навыков и форм поведения).
4. Связь зоопсихологии и сравнительной психологии с другими науками

Зоопсихология = синтез общей психологии и эволюционной биологии.

Связана также с психологией развития, с физиологией ВНД, с этологией (наукой о поведении). Данные зоологии и антропологии, экспериментальной психологии, философии (бихевиоризма).
5. Прикладное значение зоопсихологии

Использование знаний о психике животных:

1) в сельском хозяйстве и быту (домашние животные);

2) в природоохранительной деятельности;

3) в развивающих и психотерапевтических целях.

6. Развитие представлений о психической жизни в трудах древнегреческих философов (Платон, Аристотель, Хризипп).

Аристотель: душа человека разумна и бессмертна, а душа животных чувственна (телесна) и смертна. Выделил три способа регуляции поведения: врождённую, научение (прижизненное приобретение опыта у животных) и разумную (у человека).

Платон: три начала души: 1) чувственное (общее для человека и животных); 2) разумное (способность к познанию); 3) дух, устремляющий только человека к справедливости, служению идеям.

Хризипп: выделил основные характеристики инстинктивного поведения; животное не сознаёт пользы своего поведения, но руководствуется влечением, т.е. переживанием удовольствия/неудовольствия, которое ведёт его по правильному пути (инстинкт: врождённое стремление направляет животное к благоприятным для него факторам и отвращает от неблагоприятных)
7. Доэволюционные взгляды на поведение животных: Ж.Л.Л. Бюффон.

Бюффон, систематизируя имеющиеся данные о строении и поведении животных, выступал против приписывания животным разума. Считал разум пониманием смысла своих действий и приписывал его только человеку. Заложил основы объективного исследования психики животных.
8. Доэволюционные взгляды на поведение животных: Ж.Б. Ламарк.

Ламарк считал, что внешняя среда действует на живой организм, изменяя его поведение. Следующее за этим упражнение органов ведёт к их изменению, которое наследуется. Так приобретённые при жизни привычки переходят в инстинкт и вызывают морфологические изменения органов. Субъективной стороной психики занимался мало. Считал орган основной эволюционной единицей, поднял вопрос о роли психики в эволюции. Считал психику неразрывно связанной с нервной системой.
9. Психическая деятельность животных в свете эволюционного учения Ч. Дарвина

Заложил научные основы сравнительно-психологических исследований. Считал функцию ведущей по отношению к органу. Эволюцию инстинктов рассматривал так же, как эволюцию строения, меняющейся от выполняемых функций. Поведенческие изменения являются функциональными и ведут к изменению в строении.

Окончательно разграничил инстинкт, способность к научению и способность к рассуждению. Отличие человека от животных – только в степени развития этих способностей. Доказал преемственность психики человека и животных.
10. Теории «монизма сверху».

«Монизм сверху» (антропоморфизм) – тенденция наделять животных человеческими качествами, которых они не имеют. Вундт, Васман и Роменс (Васман считал, что муравьям свойственны взаимопомощь в строительной работе, сотрудничество и разделение труда).

Антропоморфизм – проявление общего человеческого свойства проецировать себя на предмет изучения. Против антропоморфизма (или “монизма сверху”) выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и И.П.Павлов.

11. Теории «монизма снизу».

«Монизм снизу» – тенденция стирать всякую грань между человеком и животными и представлять поведение только как совокупность реакций, результат прямого физического или химического воздействия стимулов. Жак Лёб, бихевиористы, И.П.Павлов. Для «монистов снизу» животный мир пассивен, а деятельность и судьба живых существ предопределены физико-химическими свойствами их организации». И.П.Павлов запрещал сотрудникам употреблять собака «подумала», «захотела» и требовал использовать в речи только физиологические термины.
12. Критика антропоморфизма и биологизаторства в объяснении поведения животных и человека (В.А. Вагнер).

Антропоморфисты (монисты «сверху»), исходят из положения, что у человека нет таких психических способностей, которых не было бы у животных, подводят весь животный мир под один уровень с вершиной и наделяют этот мир, до простейших включительно, разумом, сознанием и волей.

Монисты «снизу», исходя из того же положения (человек ничего исключительного из себя не представляет), подводят весь мир под один уровень с простейшими животными и приходят к заключению, что деятельность человека в такой же степени автоматична, как и деятельность инфузорий.

Признавая необходимым сравнение психики животных и человека, Вагнер отрицал возможность мерять психику животных как мерой психики человека, так и мерой одноклеточных организмов или результатов исключительно физико-химических лабораторных исследований.

Антропоморфизм ведёт к метафизическим, а биологизаторство – к механистическим ошибкам в концепции развития.

Обе крайности сходятся в центральном постулате: психика человека идентична психике животных.

Павлову Вагнер должное (называя его «выдающимся по таланту»), но считал, что метод условных рефлексов пригоден для выяснения разумных процессов низшего порядка, но недостаточен для исследования высших процессов. «Физиологический механизм инстинкта пока неизвестен и к безусловному рефлексу не может быть сведен». Рефлекторная теория недостаточна для объяснения высших процессов и инстинктов.
13. Сравнительный метод в изучении филогенеза развития психики (В.А. Вагнер).

Филогенетический метод – изучение истории развития психики живых существ и выявление её качественных отличий путём сравнения поведения видов – ближайших родственников исследуемого. Затем сравниваются рода, семейства, отряды и классы.

Особенности психики данной группы животных следует оценивать в сопоставлении с поведением видов – ближайших родственников исследуемого; на основе такого сравнения можно проследить последовательную эволюцию инстинктов у разных групп животных;
14. Сравнительный метод в изучении онтогенеза развития психики (В.А. Вагнер).

Онтогенетический методизучение изменений психики у конкретного представителя живых существ в процессе его жизни.

Онтогенетический критерий предполагает, что развития инстинктов, как такового, не происходит. Инстинкты, по Вагнеру, имеют последовательные возрастные стадии, которые сменяют друг друга, тогда как «разумные» способности развиваются постепенно.

15. Работа В.А. Вагнера «Биопсихология субъективная и объективная»

Научный подход в истории проблемы развития психики характеризуется столкновением двух противоположных школ: «монизма сверху» и «монизма снизу».

«Монизм сверху» = субъективный метод (Огюст Конт): путь изучения явлений, при котором мы идём от человека к природе, в противоположность объективному, где мы восходим от природы к человеку. В человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. Следовательно, весь животный мир наделен сознанием, волею и разумом. Мы можем судить о действиях животных, измеряя их психику масштабом нашей собственной психики (Вундт).

Когда эта теория была признана несостоятельной, то ученые обратились к другой крайности: они начали искать не источник психики, а самую психику в свойствах протоплазмы («Монизм снизу»). Деятельность всех систем (и нервной тоже) является лишь продуктом свойств протоплазмы. Монисты снизу пришли к заключению, что деятельность человека так же автоматична, как и деятельность инфузорий.

Монисты сверху везде видели разум и сознание; монисты снизу везде видят только автоматизм. Нужны другие методы:

1) Биологический метод: идти от простого к сложному и искать аналогии.

2) Филогенетический метод: изучать явление в пределах вида, затем – в пределах родов, семейств, отрядов и классов.

3) Онтогенетический метод: изучать явление в разные периоды жизни особи.

4) Биогенетический метод: изучать врождённое и приобретённое под влиянием среды в эмбриональном состоянии.
16. Инстинкт. Классификация инстинктов

Инстинкт – совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. Такое поведение осуществляется без понимания смысла своих действий (без разума). = Совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Генетически фиксированное, наследственно закрепленное, врождённое.

Не нуждается в упражнении, сохраняется без подкрепления, отличается устойчивостью, малой изменчивостью и независимостью от краткосрочных изменений в среде обитания.


17. Внутренние факторы инстинктивного поведения.

Внутренние (эндогенные) факторы – зависящие от внутреннего состояния организма, направленные на обеспечение его жизнедеятельности. Создают в организме состояние, предшествующее проявлению инстинктивной реакции.

В основном регулируются врождёнными механизмами («биологическими часами», рецепторами и гормонами) и направлены на поддержание гомеостаза. Позже в регуляцию жизнедеятельности включаются внешние ритмы (суточные, лунные и сезонные циклы), обеспечивающие половое поведение, миграции, суточную и сезонную активность.

Формируются эволюционно, обеспечиваются генетическими механизмами. Изменяются медленно, с изменениями среды, на основе мутаций и естественного отбора.

18. Внешние стимулы инстинктивного поведения.

Внешние факторы поведения – конкретные внешние стимулы, ориентируясь на которые субъект осуществляет деятельность по удовлетворению потребностей.

Стимулируют животное к реализации определённых поведенческих актов, включающих соответствующие формы поведения (отдельные движения и их сложные последовательности). = «Ключевые» стимулы или раздражители.

2 группы:

1) регулирующие ритмы жизнедеятельности (в сумерках – охотничий инстинкт, вой и пр.) – настраивающие раздражители.

2) регулирующие взаимодействие субъекта с объектом: направляющие ключевые раздражители (связанные с объектом: условия его нахождения или стимулы, предшествующие его появлению) и пусковые ключевые раздражители (принадлежащие самому объекту)
19. Возникновение двигательной инстинктивной реакции.

Внутренние и внешние факторы инстинктивного поведения вызывают поведенческие ответы, которые субъект осуществляет как движения своих эффекторных органов.

Стимул – раздражение по чувствительным нейронам в кору – анализ – разряд к эффекторным (исполнительным) органам – их сокращения – двигательная реакция. Но: не орган решает, как и куда двигаться, а субъект на основе восприятия стимула решает, как должно быть организовано движение.

Кинезы – способность поступательно двигаться с переменной скоростью и в разных направлениях.

Таксисы – ответные двигательные реакции на определённые агенты среды (ориентация по отношению к стимулу: в определённом направлении (к или от).

20. Структура инстинктивного поведения

Инстинктивное поведениесформировавшееся в процессе развития вида (в филогенезе); совокупность наследственно закреплённых, врождённых, общевидовых компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности. = Комплексы чётко скоординированных звуков, поз, движений, кожных реакций.

Три фазы:

1. Актуализация потребности (её ощущение как влечения, драйва).

2. Подготовительная (поисковая) фаза (= аппетентное поведение) – поиск ключевых стимулов и ситуаций, необходимых для осуществления определённой реакции. (Поиск пищи для еды, партнёра для спаривания, места для гнездования).

3. Завершающая фазапотребление животным необходимых элементов среды. Само инстинктивное поведение, в ней – биологический смысл всего инстинктивного действия. Небольшое количество движений в четкой последовательности.
21. Пластичность инстинктивного поведения.

1. Прижизненно сформированные связи направляющих стимулов с объектами (связанных с условиями его нахождения или предшествующих его появлению) могут изменяться (в отличие от эволюционных).

2. Форма и интенсивность движений может меняться в определённых пределах (допустимых строением органов субъекта, особенностями его нервной системы и конституции).

3. Многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Эта «достройка» запрограммирована. Она обеспечивает прилаживание инстинктивного действия к условиям среды. Это – облигатное (т. е. обязательное) научение. Пластичность инстинктивного действия при этом ограничена и определяется генетически заданной «нормой реагирования».

4. Возникновение поведенческой традиции - случаи передачи нового, «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям.. От видотипичного поведения отличается тем, что присуща не всем особям вида, а только живущим на общей ограниченной территории.
22. Научение.

Научение – адаптивное изменение индивидуального поведения в результате приобретённого опыта. = Прижизненное изменение поведения в соответствии с возникающими и сохраняющимися изменениями среды. Процесс приобретения субъектом нового опыта, в результате которого субъект изменяет отношение к стимулам и ответные реакции на них.

У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта: животные научаются не реагировать на ничем не подкреплённый стимул (привыкание) и начинают реагировать на новые сочетания стимулов (ассоциативное научение).

23. Виды научения, их исследования.

Торп выделяет научение неассоциативное (привыкание) и ассоциативное (образование ассоциативной связи между двумя психическими явлениями).

Выделяют:

- классическое обусловливание (выработка условного рефлекса - изучал Павлов),

- инструментальное (оперантное) научение (образование ассоциативной связи между действием и результатом, животное действует по своей воле – изучал Скиннер),

- латентное научение (научение путем проб и ошибок, когда формируется психический образ компонентов среды и собственных действий в среде – бег по лабиринту),

- инсайт (высшая форма научения, основывается на опыте, полученном раньше при других сходных обстоятельствах, присущ только птицам и млекомитающим. Животное замирает, оценивает обстановку, и только потом действует)

- импринтинг (мгновенное запечатление на всю жизнь).

Другие классификации: облигатное (видовое) – прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни вида, факультативное научение – индивидуальное, прилаживание инстинктивного поведения к условиям жизни данной особи.
24. Формы научения (= виды?)

1. Привыкание - научаются не реагировать на ничем не подкреплённый стимул.

2. Ассоциативное научение – применяют имеющиеся реакции в новой ситуации или изменяют реакцию на более подходящую к данным условиям.

- классическое обусловливание (выработка условного рефлекса);

- инструментальное обучение (путём проб и ошибок);

- латентное научение («впрок», скрытое без подкрепления, по «карте в голове»);

- инсайт (действие в новой ситуации на основе прошлого опыта);

- импринтинг (запечатление, мгновенное научение).

3. Облигатное научение – образование типичной для всего вида формы поведения как приспособления к эволюционно сложившимся условиям существования. Формируется в онтогенезе (а инстинктивная форма поведения – в филогенезе).

4. Факультативное научение – все формы индивидуального приспособления к конкретным условиям среды, в которых оказался данный субъект.

5. Классическое научение – постепенное образование временных связей, их сохранение и последующее угасание.

6. Импринтинг – запечатление, мгновенное научение на всю жизнь.

7. Латентное научение – «скрытое », «впрок», без подкрепления. При ориентировочно-исследовательской деятельности – в голове «карты» местности и объектов.

8. Классическое обусловливание – выработка условного рефлекса: Подряд идут незнакомый стимул и знакомый, вызывающий реакцию. Потом реакция будет и только на первый стимул («Сидеть» – нажатие на круп – собака садится).

9. Оперантное обусловливание (= инструментальный условный рефлекс) – обучение путём проб и ошибок: подкрепление – только за правильную реакцию.

10. Дифференцировочное научение – давать или не давать ответную реакцию на различные стимулы.

11. Индивидуальное научение – при котором субъект сам выполняет все действия и получает подкрепление.

12. Научение по подражанию – когда субъект наблюдает за действиями другого животного и учится на его успехах и ошибках.

25. Запечатление как особый вид научения

Запечатление (импринтинг) – мгновенное научение на всю жизнь без эффекта угасания. Врожденная способность к запоминанию того, что детеныш может увидеть (или услышать) вокруг себя в определенный период своей жизни.

К категории импринтинга относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения (хоминг), карты звездного неба и т. д.
26. Соотношение инстинкта и научения

Многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Эта «достройка» запрограммирована. Она обеспечивает прилаживание инстинкта к конкретным условиям среды (облигатное, обязательное научение). Пластичность инстинкта при этом ограничена, определяется генетически заданной «нормой реагирования». Для всех особей вида.

При факультативном научении животное овладевает сугубо индивидуальными, особенными формами поведения, приспосабливающими его к конкретным условиям.

Существует также поведенческая традицияслучаи передачи нового, «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции и последующим поколениям. Присуща не всем особям вида, а только живущим на общей ограниченной территории.
27. Соотношение инстинкта и научения – т.с., что и 26?

Многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного. Эта «достройка» запрограммирована. Она обеспечивает прилаживание инстинкта к конкретным условиям среды (облигатное, обязательное научение). Пластичность инстинкта при этом ограничена, определяется генетически заданной «нормой реагирования». Для всех особей вида.

При факультативном научении животное овладевает сугубо индивидуальными, особенными формами поведения, приспосабливающими его к конкретным условиям.

Существует также поведенческая традицияслучаи передачи нового, «изобретенного» каким-нибудь животным способа поведения другим особям популяции и последующим поколениям. Присуща не всем особям вида, а только живущим на общей ограниченной территории.
28. Общая характеристика развития поведения и психики в перинатальном периоде

Пренатальный (эмбриональный) период – время развития животного от момента образования эмбриона до рождения (или вылупления из яйца).

Этот период имеет преадаптационное значение для развития поведения и психики после рождения: зачатки мышечной деятельности, подготовка к условиям внешней среды, координации всех физиологических функций, включая вегетативные .

Эмбрионы производят ряд движений («эмбриональные движения»), являющиеся элементами будущих двигательных актов, имеющих адаптационное (приспособительное) значение: сосание, движение рук/ног и пр.

Значение эмбриогенеза – подготовить основу психического отражения внешнего мира (преадаптационное значение).


29. Общая характеристика развития поведения и психики в раннем постнатальном периоде.

В раннем постнатальном периоде закладываются основы поведения взрослого животного, организм приобретает навыки общения с другими особями, а также с изменчивой окружающей средой.

Феномены – врождённое узнавание, ранний опыт, импринтинг. + Установление контакта с матерью и братьями как первое общение. + Раннее манипулирование: с помощью передних конечностей, хобота, хвоста, челюстей, щупалец, клешней.

Врождённое узнавание. Быстрая и верная ориентация по отношению к жизненно важным компонентам среды, способность адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых объектов и ситуаций.

Ранний опыт. Врождённое узнавание дополняется и корректируется благодаря раннему опыту, путём привыкания.

Запечатление (импринтинг). Форма облигатного научения, исключительно прочное. Объекты запечатления – родители, братья и сёстры, будущие половые партнёры, внешние признаки потенциальных врагов.
30. Особенности животных с метаморфозом, зрело- и незрелорождающих.

Метаморфо́з – видоизменение, превращение, переход в другую форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций. = Глубокое преобразование строения организма в ходе онтогенеза: личинка – бабочка, головастик – лягушка, икринка - рыба. Свойствен беспозвоночным, рыбам, земноводным. В жизненном цикле бывает хотя бы одна личиночная стадия.

Зрелорожденные: начинают подвергаться воздействию среды в почти сформированном состоянии, мало подвержены вредным влияниям среды, могут самостоятельно выполнять практически все функции сразу после рождения. Но: ограничены возможности дальнейшего развития поведения.

Незрелорождённые: не могут жить без родительской помощи, развитие нервной системы ещё не вполне закончено, врождённые формы поведения развиваются под влияние внешней среды и сильно модифицируются. Более прогрессивны, психически более развитые, чем зрелорождённые.
31. Таксисы, инстинктивные движения, врожденное узнавание, ранний сенсомоторный опыт

Таксисыответные двигательные реакции на определённые стимулы (движение по отношению к стимулу в определённом направлении (к или от). Положительные и отрицательные (по направлению); фото-, термо-, хемотаксисы и пр. (по виду стимула). Очень простые реакции на очень простые стимулы.

Инстинктивные движения появляются практически в «готовом» виде, но врожденной является лишь «программа» их формирования в ходе онтогенеза. Процесс их формирования обусловлен развитием эффекторных органов, функцией которых и являются инстинктивные движения.

Врожденное узнавание: быстрая и верная ориентация по отношению к жизненно важным компонентам среды, способность адекватно реагировать на ещё незнакомые объекты и ситуации. На основе видовой памяти. Реакция отыскивания соска; движение по направлению к прикосновению; реакция на пищу, мать, особи своего вида, будущих половых партнёров, врагов; реакция следования (детёныши неотступно двигаются за родителями и друг за другом). Основа – таксисы.

Ранний сенсомоторный опыт: получение запаса потенциально полезных знаний путём манипулирования (с помощью конечностей, ротового аппарата, хобота, хвоста, челюстей, щупалец, клешней). Совершенствование эффекторных способностей; развитие кожно-мышечной чувствительности и зрения; знакомство со свойствами предметов и исследование их внутреннего строения.
32. Общая характеристика развития поведения и психики в ювенильном периоде

Ювенильный (игровой) период – только у детёнышей высших животных. Игра – основное содержание процесса развития поведения в ювенильном периоде. Игра имеет инстинктивную основу, служит развитию и обогащению инстинктов, формированию элементов поведения, накоплению индивидуального опыта, совершенствованию двигательной активности, научению устанавливать связи. Содержит элементы облигатного и факультативного научения. Главный признак игры – замещение.

Манипуляции (одиночные игры) дают информацию о качествах предметов, развивают чувствительность пальцев и зрение. В совместных играх формируется общение, строится иерархия. Животное «готовится» к взрослой жизни, но в ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсомоторные компоненты.
33. Основные теории игры

Спенсер: игра – расход «избыточной энергии» на «действия вхолостую» вместо её приложения к «настоящим» действиям.

Лоренц: «вакуумная активность» – незавершённые бесполезные телодвижения для выплеска накопленной энергии при отсутствии повода для деятельности.

Гроос: игра – практика для «взрослого» поведения, способ совершенствования, упражнения в особо важных сферах жизнедеятельности.

Торп: игра служит для приобретения навыков и для ознакомления с окружающим миром.

Темброк: игра – своеобразные инстинктивные действия с самостоятельной мотивацией.

Беков: игра – двигательная тренировка, формирование навыков общения и познания.

Фабри: игра – фаза развития поведения. Не особая категория поведения, а проявление обычного поведения в «предвзрослом» периоде с его особенностями.
34. Значение игрового поведения для развития психики высших позвоночных

- Развивает и обогащает инстинктивные компоненты поведения,

- Накапливает индивидуальный опыт животного,

- Совершенствует его двигательную активность,

- Учит устанавливать связи,

- Даёт информацию о качествах предметов и их строении,

- Развивают чувствительность пальцев и зрение.

- Учит общаться с себе подобными и с будущими половыми партнёрами,

- Знакомит со стайной иерархией, позволяет обрести своё место в ней.
35. Виды игр у высших животных

1. Локомоционные бесцельные подвижные игры со сменой положения тела и местонахождения: беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье. Игры «просто так», «лёгкая атлетика и гимнастика».

2. Манипуляционные игры с предметами или частями своего тела, манипулирование объектами окружающей среды.

- Компенсаторные – поведение, которое молодые животные ещё не могут выполнить, компенсируя его сходными действиями с предметами – заместителями.

- Некомпенсаторные – игры с биологически значимыми предметами (с едой, добычей) = изучение поведения жертвы.

3. Неманипуляционные – игры без предметов.

4. Одиночные – животное играет само с собой.

5. Совместные - осуществляемые несколькими животными одновременно. Формируют навыки общения и группового поведения.

36. Проблема возникновения психики: поиск объективного критерия психики.

1. Панпсихизм: учение о всеобщей одухотворенности природы. Психика = Бог, абсолютный дух, универсальный разум и пр. Появилась вместе со Вселенной.

2. Биопсихизм наделяет психикой только живую материю и в соответствии с этим относит её появление к периоду зарождения жизни.

3. Анималопсихизм: психика приписывается не всему живому, а только животным.

4. Нейропсихизм: психика есть только у организмов, имеющих нервную систему.

5. Антропопсихизм: психика есть только у человека.

Отечественная психология: психика не «прибавляется» к жизнедеятельности на определенном этапе развития, а порождается жизнедеятельностью организма в определенных условиях.

Объективный критерий психики: способность живых организмов реагировать (Леонтьев):

1) Раздражимость: способность организма отвечать на воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Питание, самосохранение, размножение.

2) Чувствительность: способность к ощущению (отражению предметов при их непосредственном воздействии на организм).
37. Гипотеза возникновения психического отражения

Чем сложнее и изменчивее среда, в которой живут организмы, тем сложнее их строение и тем больше раздражителей вызывает у них ответные реакции.

На определенной ступени эволюции появляется раздражимость в ответ на воздействия, не имеющие прямого биологического значения, а лишь сигнализирующие о следующих за ними биологически значимых воздействиях или изменениях среды.

В результате процесса отражения возникает психический образ, осуществляющий и регулирующий взаимодействие субъекта с миром.

Возникающая в процессе эволюции способность отвечать на внешние воздействия, выполняющие сигнальную функцию и служащие для ориентировки животных в окружающей среде (путём отражения её свойств, связей и отношений), означает возникновение отражения как психического явления. Оно ориентирует живые существа в окружающем мире, позволяет им действовать в нём с учётом объективных свойств предметов и явлений, их связей и отношений и подчинять им свое поведение.
38. Раздражимость.

Раздражимость способность организма отвечать на воздействия среды в соответствии с его биологическими потребностями. Элементарное отражение изменений окружающей среды. Свойственно даже простейшим.

Организм отвечает на воздействия среды процессами, поддерживающими его жизнь и обмен веществ (размножение, питание, самосохранение).
39. Чувствительность

Чувствительность способность к ощущению (отражению предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств). = Оценка, субъективное переживание разных воздействий как положительное или отрицательное состояние организма.

Отражаются отдельные качества и свойства среды, ориентируя организм в ощущении комфорта/дискомфорта.
40. Адаптивное значение психики

Психика – форма отражения, позволяющей животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды.

Первопричина психического отражения – поведение, через него осуществляется взаимодействие с окружающей средой. Но, являясь производной поведения, психика сама направляет внешнюю активность организма.

В этом и состоит приспособительная роль психики: адекватно отражая окружающий мир, животное приобретает возможность ориентироваться в нём и адекватно строить свои отношения с окружающей средой.
41. Основные этапы развития психики в эволюции животных (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри).

1. Стадия элементарной сенсорной психики – способность животного к отражению воздействующих на него отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные). Реакция – кинезы и таксисы.

2. Стадия перцептивной психики – отражение действительности в форме восприятий – целостных образов вещей. Инстинкты и сложные двигательные операции.

3. Стадия интеллекта – отражение не только отдельных вещей, но и отношений между ними. Воспринимается ситуация в целом.


42. Общая характеристика низшего уровня стадии элементарной сенсорной психики

Примитивные проявления психической активности – кинезы (поступательное движение с переменной скоростью и в разных направлениях) и таксисы (движения по отношению к стимулу: к нему или от него). Поведение только на основе ощущений.

Одноклеточные (амёбы, инфузории) и простейшие мнгоклеточные (губки, гидры).

Есть раздражимость – способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений и чувствительность способность ощущать комфорт/дискомфорт. Реакция на нейтральные свойства среды отсутствует. Двигательная активность не имеет поискового, целенаправленного характера. Нет общения, реагируют друг на друга как на механическое раздражение или пищу.
43. Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики

Низшие многоклеточные без сложных органов чувств и головного ганглия, координирующего деятельность НС (иглокожие, кишечнополостные, моллюски, черви, медузы).

Есть локомоторные органы (мышечная нога у моллюсков, купол у медуз, лучи у морских звёзд), зачатки органов чувств, нервные узлы и специализированный орган, осуществляющий манипуляции – ротовой аппарат или щупальца.

Подвижный образ жизни, охота или собирание пищи на дне. Общения нет, постнатальное поведение не формируется.
44. Низший уровень стадии перцептивной психики

Ощущения объединяются в образы; внешняя среда воспринимается в виде целостных предметов, а не отдельных ощущений. Появляются сложные, изменчивые двигательные навыки. Осы, пчёлы, муравьи, кольчатые черви.

Ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, активный поиск положительных раздражителей, в поведении преобладают «запрограммированные» элементы, но есть и накопление некоторого индивидуального опыта.

Есть инстинкты, групповое поведение, общение, ритуализация, агрессивность, территориальное поведение, облигатное научение (обязательная для каждой особи вида  «доводка» поведения в зависимости от среды обитания), забота о потомстве, орудийные действия (при строении муравейников, ульев; выравнивание входа в норку камешком у роющих ос).
45. Общая характеристика высшего уровня стадии перцептивной психики

Насекомые, членистоногие, рыбы, амфибии, пресмыкающиеся.

Многофункциональность передних конечностей, разнообразная локомоция, манипулирование имеет познавательное значение, часть функций передних конечностей передаётся ротовому аппарату. Появляется кора полушарий мозга, развитие анализаторы.

Комфортное поведение (муха «моет»лапки), разнообразное общение: «диалоги» поз, акустическое общение, cложные формы заботы о потомстве. Поведение врожденное, но пластичное, с опытом модифицируется. Облигатное и факультативное научение.


46. Интеллект животных и методы его изучения

Интеллект животныхсовокупность высших психических функций: мышление, способность к обучению и коммуникации.

У птиц и млекопитающих.

Ориентировочно-исследовательская и игровая деятельность; общение – часть поведения, регулируется инстинктами, научением и интеллектом. Способны планировать и строить логические предположения, находить решения в новых ситуациях.

Интеллектуальная деятельность основывается на манипулировании и чувственном обобщении. Мышление имеет чувственно-двигательный характер, выражается в анализе и синтезе связей между явлениями, воспринимаемыми в конкретной ситуации.

Мышление ограничено биологическими закономерностями, животные неспособны к абстрактному понятийному мышлению и пониманию причинно-следственных связей.

Методы изучения интеллекта: оценка поведения и изучение мозга. В лабораторных условиях используют анализ и оценку орудийных действий.
47. Язык и общение животных

Язык животных – сложные системы сигнализации. С помощью разных сигналов – звуков, движений, поз, запахов, цвета и др. – животные передают друг другу информацию о биологически значимых событиях и состояниях (сигналы тревоги, опасности, угрозы, покорности, «ухаживания» и пр.).

Язык животных не обозначает предметы, их свойства и отношения. Он всегда связан с конкретной биологической ситуацией и служит конкретным целям.

Язык животных генетически фиксирован (представляет собой закрытую систему, с ограниченным набором сигналов).

Общение с помощью языка поз и движений может принимать форму ритуалов (сложных наборов инстинктивных действий, которые потеряли свою первоначальную функцию и вошли в другую сферу жизнедеятельности в качестве сигналов или символов).

При всем внешнем сходстве ритуалов у животных и человека («поцелуи», «брачные подарки» и др.), природа их глубоко различна. У животных это всегда генетически запрограммированные, инстинктивные акты; у человека – действия, передаваемые через культурные традиции.
48. Орудийная деятельность животных

Орудия применяют не только обезьяны, но и другие животные, птицы и насекомые.

Обезьяны используют ветки для извлечения термитов; разжевывая листья, делают «губки» для доставания воды из углублений в деревьях.

Животные не только используют, но и изготавливают или совершенствуют орудия: при использовании веточки обрывают с нее листья и боковые побеги; листья для «губки» пережевываются. Но: животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия. Это отличает их от человека.

Животные обрабатывают орудия с помощью естественных средств – собственных органов: зубов, рук и т. п. Первобытный же человек стал изготавливать свои орудия, воздействуя камнем на камень. Прибегают к использованию орудия только в конкретной ситуации, не изготавливают орудия впрок. Никогда не вступают в отношения между собой по поводу применения или изготовления орудия. Потому орудийная деятельность животныходна из форм биологической адаптации, имеющая лишь внешнее сходство с трудовыми действиями человека.

49. Критерии интеллектуального поведения.

Интеллектуальное поведение – способность отражать не только отдельные предметы окружающей среды, но и отношения между ними, т.е ситуацию в целом.

Критерии:

1. Подготовка к осуществлению деятельности.

2. Разные способы решения задачи.

3. Перенос действий по аналогии при сходстве новой ситуации с уже имевшейся.

4. Способность узнавать себя в зеркале (могут только человекообразные обезьяны).
50. Качественные отличия поведения и психики человека и высших животных

Человек: намеренное преобразование окружающей среды, способность к символизации, к совместной деятельности, к осознанию себя, к усвоению готового опыта от других.

1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек.

2. Деятельность животных ограничена рамками конкретных ситуаций. Они не способны планировать действий, руководствоваться «идеально» представляемой целью.

3. Основу поведения животных составляют наследственные видовые программы. Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта приспособления к конкретным условиям существования.

4. У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры.
51. Предпосылки возникновения сознания человека в поведении и психике животных:

Предпосылки: общественный образ жизни, орудийная деятельность, интеллект высших животных, наличие «доречевых понятий» у приматов.

1. Стадо, стая, прайд – биологическая предпосылка общественных отношений.

2. Способность к оценке знаний и намерений других особей.

3. «Социальные знания» – ранг и иерархические отношения в стае.

4. Способность к планированию и прогнозированию своих действий.

5. Развитый интеллект, чувства – предпосылка способности к абстракции и умозаключению.

Сознание — высший уровень развития психики, присущий только человеку. Переход от обезьяноподобных у человеку (австралопитеки) = начало перехода от интеллектуальной стадии к низшему уровню сознания. Низший уровень сознания – до появления Человека умелого. Человек умелый – переходная фаза от низшего уровня сознания к высшему. Высший уровень сознания – современный человек.

52. Теория возникновения сознания у древних приматов. Саванная теория.

Возникновение сознания происходит в результате активного воздействия на природу с помощью орудий. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и членораздельной речи.

1. Прямохождение освободило руки.

2. Стали делать орудия с помощью других предметов, появился труд.

3. Труд вызвал появление речи для общения при совместной деятельности.

4. Потребность в словесном общении развила мозг и речевой аппарат.

5. Орудия, заготовленные впрок, передавались потомкам как закреплённый опыт, который накапливался и абстрагировался в слове и искусственных символах.

6. Логика действий превратилась в логику мышления: человек начал думать (перед действием мысленно представлял его результат; способ и средства его достижения).

Саванная теория: 8–14 млн. лет назад произошло похолодание, которое привело к сокращению тропических африканских лесов, где жили приматы. Приматы стали искать корм на просторах травянистых равнин, саванн. Путем естественного отбора появились человеческие признаки: человек встал с четверенек, стал ходить на двух ногах, чтобы видеть поверх высокой травы; мозг его увеличился, а шерсть исчезла. Но: почему ни один другой вид обезьян не поступил так же?

53. Сравнение предметной деятельности обезьян и трудовой деятельности человека

1. Животные используют, изготавливают и совершенствуют орудия только с помощью естественных средств – собственных органов: зубов, рук. Неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия.

Человек стал изготавливать свои орудия с помощью других предметов, что привело к появлению нового вида деятельности – труда.

2. Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

3. Животные прибегают к использованию орудия только в конкретной ситуации. Как только орудие сыграло свою роль, оно тут же перестает существовать для обезьяны.

Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует по назначению, сохраняет и передаёт потомкам опыт труда в форме орудия труда.

Использование животными орудий – одна из форм биологической адаптации. Она имеет лишь внешнее сходство с трудовыми действиями человека.
54. Сравнение орудий животных и орудий труда человека.

У животных:

У человека:

Изготовлены с помощью естественных средств (рук, зубов)

Изготовлены с помощью другого предмета

Самые примитивные – палка, тряпка

Достаточно сложные

Разового использования, применяются только в конкретной ситуации и только по биологическим мотивам

Многоразового использования, применяются в различных ситуациях, по разным мотивам


55. Сравнение сообществ животных и общества людей

Сообщества животных

Общество людей

Биологическое образование (вид, популяция)

Социальная организация, обособившаяся от природы (совместные интересы, договор)

Основано на биологических факторых (генотип, инстинкты, врожденная программа поведения). Природное образование

Основано на социальных факторых (обычаи, традиции, законы, социальные институты, производство, обмен и распределения материальных и духовных благ). Культурное образование.

Преобладают эгоизм и конкуренция

Преобладают кооперация, взаимопомощь, альтруизм

Цель – более лёгкая добычи пищи и защита от врагов

Цель – трудовое взаимодействие, совместная трудовая деятельность

есть иерархия, но нет общественных институтов

есть иерархия и общественные институты (социальные, политические и пр.)

Жизнедеятельность не делится на сферы

Есть экономическая, социальная, политическая и духовная сферы.

Образовано благодаря общественному инстинкту.

Образовано, благодаря общественным отношениями возникающими в процессе трудовой деятельности. его духовный потенциал.

Преобладает звуковая и зрительная информация

Добавились информационные сети электромагнитной природы (радио, Интернет).

Невербальное общение (позы, мимика, звуки, запахи)

Вербальное общение (символы, слова)


56. Сравнение интеллекта приматов и человека

Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям.

Активное человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность.

Человек: намеренное преобразование окружающей среды, способность к символизации, к совместной деятельности, к осознанию себя, к усвоению готового опыта от других.

- Животное может подать сигнал собратьям по поводу явлений, ограниченных конкретной ситуацией. Человек может с помощью языка и искусственных знаковых средств информировать о любых событиях прошлого, настоящего и будущего.

- Высшим животным свойственно практическое («ручное») мышление: ситуативную задачу животное может разрешить только в процессе ориентировочного манипулирования. Человек мыслит абстрактно и теоретически, не привязываясь к ситуации и предвосхищая её последствия.

- Форма отражения мира: у животных – чувственные представления, у человека – значения и смыслы.

- Деятельность животных – ориентировочно-исследовательская, в основном индивидуальная; людей – познавательная, с потребностью познания мира и себя, чаще совместная, коллективная.

- Форма регуляции деятельности животных – интеллектуальная; у людей –преобразуется искусственными знаковыми средствами в вербальную.

- В научении животных преобладает подражание, у людей – освоение готовых способов деятельности; учение становится самостоятельным видом деятельности.
57. Сравнительные аспекты онтогенеза ребенка и шимпанзе

- Перцептивные и сенсомоторные процессы без искусственных знаковых средств имеют у шимпанзе и человека одно направление и сходную динамику развития.

- Манипуляции в первые месяцы развиваются одинаково, у шимпанзе – чуть быстрее.

- К 2,5 годам обезьяны (понгиды) достигают 6-й стадии развития сенсомоторного интеллекта; у них возникают орудийные действия. В рисовании детёныши обезьян и человека проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта на своём рисунке).

- Освоение пассивного языка и коммуникативных жестов схожи, физический и эмоциональный компоненты привязанности – тоже.

- Различия – в развитии общения и коммуникативных средств: у ребёнка во втором полугодии жизни приобретают знаковую функцию.

- У обезьян нет обмена взглядами и улыбками со взрослым.

- У ребёнка коммуникативные средства включаются в освоение мира и развитие интеллекта, а у шимпанзе осваивают мир индивидуально; коммуникативные средства н6а переходят у них в средство организации интеллекта и не становятся речью. Не появляется речевого мышления.
58. Работа К. Прайор «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей"

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других — и чему угодно. Посвящена основным принципам и правилам обучения с положительным подкреплением. Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Теоретическая основа книги – труды Б.Скиннера, бихевиористический (поведенческий) подход.

Глава 1 – Подкрепления (виды: положительные – похвала, лакомство; отрицательные – боль, страх, условные – словом, похвалой; «большой куш» – неожиданная огромная «халява» за что-то новое). Глава 2 – Формирование высших форм поведения без принуждения и боли (правила выработки, способы, приёмы, закономерности, обучающие игры,). Глава 3 – Управление с помощью стимулов (сигнал, стимул, обучение в игре, пр.). Глава 4 – Использование подкреплений при отучении (наказание, отрицательное подкрепление, смена мотивации, вредные привычки). Глава 5 – Подкрепление в повседневной жизни (в спорте, в бизнесе, в мире животных, в обществе).
59. Тенденции развития современной зоопсихологии

- Появляются новые области исследования,

- Решаются проблемы, стоящие ближе к психологии, чем к зоологии,

- Упор на изучение психики животных, стоящих ближе к человеку,

- Широкое обращение к антропогенезу (развитие палеопсихологии),

- Психика низших животных (простейших и беспозвоночных) практически не исследуется.

- Обучение животных искусственным знаковым средствам,

- Исследование зачатков самосознания животных,

- Анималотерапия.
60. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Этология - одно из направлений в изучении поведения животных.

Изучает в основном генетически обусловленные (наследственные, инстинктивные) компоненты поведения и проблемы его эволюции.

Связана с зоологией, эволюционной теорией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией. Но: сравнительная психология рассматривает поведение в сравнении с психологией человека, а этология рассматривает поведение животных в контексте анатомии и физиологии животного.

Лоренц, Тинберген, Крушинский, Крэг.

1. Предмет зоопсихологии и сравнительной психологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации