Реферат - Проведение процедур финансового оздоровления - файл n1.doc

Реферат - Проведение процедур финансового оздоровления
скачать (139.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc140kb.08.07.2012 19:38скачать

n1.doc



ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
«Кафедра «Финансы, бухгалтерский учет и аудит»

Реферат

по дисциплине «Учет и анализ на несостоятельных предприятиях»

«Проведение процедур финансового оздоровления»

Выполнила студентка 6курса, Абрамова

заочного отделения Варвара Петровна

факультета Экономики и менеджмента,

специальность _____________

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит (подпись)

Группа БВД 51-с


Проверил: Тельнов

Петр Николаевич

_____________

(подпись)
Москва-2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение… …………………………………………………………………………………..3

1. Особенности проведения процедур финансового оздоровления, установленные законодательством…………………………………………………………………..…….…..4

1.1.Понятие и цели финансового оздоровления.. ……….………………………….…...…4

1.2.Содержание процедуры финансового оздоровления………..………………………….4

1.3.Порядок завершения финансового оздоровления………… …..……………….……..8

2. Направления финансового оздоровления………………………….……………………..10

2.1 Финансовое оздоровление за счет использования внутренних возможностей предприятия………………………………………………..….……………………….……..10

2.2 Финансовое оздоровление за счет использования внешней помощи…………………16

Заключение……………..……………………….………………………………………………….....18

Список литературы.…………….……………………………………………………...….....19

Введение

В условиях нестабильной Российской экономики растет число неплатежеспособных предприятий, приближающихся к банкротству или уже являющихся банкротами. В этой связи особую актуальность приобретает анализ деятельности неплатежеспособных предприятий и разработка мероприятий по их оздоровлению.

Последствия финансового кризиса, затронувшие весь мир, сказываются повсеместно. Многие предприятия, так или иначе ощутили негативное влияние от кризиса, не сумели адаптироваться к сложившимся условиям, испытывают сложное финансовое и экономическое положение.

В период перехода из стадии кризиса в стадию экономического роста, необходим рациональный и эффективный подход к решению тех проблем, которые возникают у предприятий-должников и кредиторов должника.

Действенным инструментом  оздоровления  экономики, позволяющим стабилизировать финансово-экономическое положение предприятий, восстановить платежеспособность предприятий — должников, является применение процедур, предусмотренных  законодательством о банкротстве, а именно вовлечение их в процедуру финансового оздоровления.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" существенно изменил характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с неисполнением должником своих обязанностей и обязательств.

Целью работы изучение проведения процедур финансового оздоровления в Российской Федерации.

Поставленная цель исследования предполагает решения ряда задач, в том числе:

  1. Рассмотрение основных законодательно установленных особенностей проведения процедур финансового оздоровления:

  2. Описание направления финансового оздоровления за счет использования внутренних возможностей предприятия, а также за счет привлечения внешней помощи.


1. Особенности проведения процедур финансового оздоровления, установленные законодательством

1.1 Понятие и цели финансового оздоровления

Финансовое оздоровление, согласно ст. 2 ФЗ №127 – судебная восстановительная необязательная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Эта процедура введена ФЗ №127 от 26.10.2002г «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве 2002 г.) и имеет «продолжниковую» направленность. Сущность процедуры – предоставление должнику возможности без смены руководящего аппарата, но под надзором кредиторов и арбитражного управляющего, в течение двух лет своими силами или с привлечением внешних средств расплатиться с кредиторами. Фактически должнику предоставляется отсрочка удовлетворения требований кредиторов. Должник продолжает функционировать и осуществлять свою обычную деятельность, предусмотренную учредительными документами.

1.2 Содержание процедуры финансового оздоровления

На первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, решается вопрос о введении финансового оздоровления, проводимом по окончании наблюдения. Процедура финансового оздоровления вводится определением арбитражного суда по ходатайству следующих лиц:

учредителей (участников) должника – они принимают решение о ходатайстве на общем собрании большинством голосов присутствующих;

собственника имущества должника – унитарного предприятия, решение о ходатайстве принимает орган, уполномоченный собственником;

уполномоченного государственного органа;

третьего лица (третьих лиц) по согласованию с должником.

К ходатайству о введении финансового оздоровления прилагаются:

● план финансового оздоровления (если ходатайствуют учредители, участники, собственник),

●график погашения задолженности,

●сведения об обеспечении исполнения обязательств и другие документы.

Максимальный срок проведения финансового оздоровления – 2 года. Срок фиксируется в определении о введении данной процедуры банкротства.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графи­ком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муници­пальной гарантией, поручительством и иными способами. Испол­нение должником обязательств в соответствии с графиком пога­шения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, имуществом и имущественными пра­вами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Одновременно с введением финансового оздоровления арбит­ражным судом утверждается административный управляющий. Что не влечет за собой отстра­нение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвер­жденный судом график погашения задолженности.

Важным документом по регулированию процедуры финансово­го оздоровления организации является план финансового оздоров­ления организации.

План финансового оздоровления подготавливается учредителя­ми (участниками) должника, собственником имущества — унитар­ного предприятия, руководителем и аппаратом управления органи­зации-должника при участии административного управляющего, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы по­лучения денежных средств за счет мобилизации внутрипроизвод­ственных резервов и за счет обеспечения, предоставленного тре­тьими лицами. Получаемые по плану финансового оздоровления де­нежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства.

Графиком погашения задолженности должно предусматривать­ся погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты оконча­ния срока процедуры финансового оздоровления, погашение тре­бований кредиторов первой и второй очереди (требования граждан — за причинение вреда жизни или здоровью, требования граждан - по оплате труда и выходных пособий) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления. Но должник вправе исполнить график погашения задолженности досрочно. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками, собственником имущества) должника. Одностороннее обязательство должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки, возникает с даты, утверждения графика арбитражным судом.

Должник продолжает осуществлять свою предпринимательскую, либо иную деятельность, участвовать в гражданском обороте. При этом он осуществляет меры по восстановлению своей платежеспособности и при появлении свободных денежных средств, производит расчет с кредиторами, требования которых включены в реестр, в соответствии с утвержденным графиком.

Органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными нормами конкурсного права. Эти ограничения, как и в процедуре наблюдения, направлены на обеспечение сохранности и рационального использования имущества должника. По сравнению с ограничениями, установленными для органов управления в процедуре наблюдения, их можно оценить как более значительные.

Должник не имеет права без согласия собрания кредиторов (ко­митета кредиторов) совершать сделки, которые:

● связаны с приобретением, отчуждением имущества долж­ника, балансовая стоимость которого составляет более 5% в балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;

● влекут за собой выдачу займов, поручительств и гарантий;

● принимать решения о своей реорганизации, также без согласия лица, предоставившего обеспечение;

● влекущие за собой возникновение новых обязательств, превышающих в совокупности более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредитора.

Должник не вправе без согласия административного управляю­щего совершать сделки, которые:

● влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

● связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, за исключением готовой продукции;

● влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

● влекут за собой получение займов, кредитов.

Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

● вести реестр требований кредиторов;

● созывать собрания кредиторов;

● рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления, представленные должником, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

● предоставлять собранию кредиторов или комитету кредиторов на рассмотрение информацию о ходе выполнения графика погашения задолженности в порядке и в объеме, которые установлены собранием кредиторов или комитетом кредиторов;

● осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

● осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

● осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

● в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

●исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.

Административный управляющий имеет право:

● требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

● принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

● согласовывать сделки и решения должника, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

● обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника;

● обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

● предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона.

Надо отметить, при определении срока собранию кредиторов надлежит учитывать, что если этот срок будет составлять 18 месяцев и более, то введение другой восстановительной процедуры банкротства – «внешнее управление» станет невозможным. Между тем, в случае безуспешного завершения финансового оздоровления, когда должник все же не выполнит свои обещания по погашению задолженности, введение внешнего управления, предусматривающего замену неэффективного руководства на подготовленного арбитражного управляющего, может стать продуктивным. Поэтому целесообразно определять более короткий срок рассматриваемой процедуры.
1.3 Порядок завершения финансового оздоровления

Закон дифференцирует различные способы завершения процедуры финансового оздоровления в зависимости от момента самой процедуры.

1. Досрочное окончание финансового оздоровления. Основание такого окончания – погашение должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока. Порядок досрочного окончания финансового оздоровления:

1. Должник представляет административному управляющему отчет о досрочном окончании финансового оздоровления, к которому прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и об убытках; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

2. Административный управляющий рассматривает предоставленный отчет и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов.

3. Административный управляющий направляет упомянутое выше заключение кредиторам, включенным в реестр, и в арбитражный суд. К заключению должны прилагаться копии отчета должника и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр.

4. Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов выносит одно из определений:

● о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

● об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.

Указанные определения вступают в силу немедленно и могут быть обжалованы.

2. Досрочное прекращение финансового оздоровления.

Досрочное прекращение финансового оздоровления имеет различные основания и

последствия в зависимости от результатов проведения процедуры. Появление реальной угрозы нарушения прав кредиторов (неисполнение графика погашения задолженности, непредоставление обеспечения лицом, взявшим на себя обязательство его предоставить) влечет досрочное прекращение финансового оздоровления.

Основания:

● непредставление в арбитражный суд соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в установленный срок (соглашение должно быть заключено в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления и представлено в суд не позднее чем через 20 дней с даты его заключения);

● неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Порядок досрочного прекращения финансового оздоровления:

1. Административный управляющий обязан в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.

2. Должник обязан представить собранию кредиторов отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления.

3. Административный управляющий представляет собранию кредиторов свое заключение о ходе выполнения указанных плана и графика.

4. Собрание кредиторов по итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего вправе принять решение об обращении в суд с одним из ходатайств: о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом.

5. Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов принимает один из судебных актов:

● определение об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов;

● определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

● решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Таким образом, кредиторы не могут более продлевать эту процедуру, даже в случае неисполнения графика по не зависящим от должника причинам, в результате форс-мажорных обстоятельств и т.п. Процедура прекращается независимо от воли участников конкурсных правоотношений. Следует отметить, что мировое соглашение между должником и кредиторами также не может быть заключено. Предстоящее отстранение органов управления должника от исполнения своих функций становится неизбежным.
3. Окончание финансового оздоровления в установленный срок.

Не позднее, чем за 1 месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. В остальном данный способ завершения финансового оздоровления аналогичен досрочному окончанию финансового оздоровления.

После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд проводит заседание по рассмотрению результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов на действия должника и административного управляющего, по итогам которого принимает один из судебных актов:

● определение о прекращении производства по делу;

● определение о введении внешнего управления;

● решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

2. Направления финансового оздоровления

2.1 Финансовое оздоровление за счет использования внутренних возможностей предприятия

Не­эффективное управление компаниями зачастую приводит к их разорению. В данном случае в первую очередь необ­ходимо использование внутрихозяйственные резервовы, при этом основ­ными мерами финансового оздоровления несостоятельных организаций является реконструкция процедур управления. Успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значи­тельной мере избавить организацию от зависимости использования заем­ного капитала, ускорить ее восстановление с наименьшими издержками.

Для разработки конкретных мер на разных этапах оздоровления можно воспользоваться различными вариантами управленческих дей­ствий, наиболее приемлемыми для российских организаций. В условиях кризисной финансовой ситуации восстановление осуществляется поэтап­но.

1 этап. Устранение неплатежеспособности — это самая неотложная задача в системе мер финансовой стабилизации организации. В этом случае важно создание условий для нормального производст­венного процесса и снижение себестоимости продукции. В этом случае угроза банкротства организации в теку­щем отрезке времени может быть ликвидирована.

2 этап. Восстановление финансовой устойчивости — это одновре­менное устранение негативных причин или резкое ограничение их влия­ния на финансовую устойчивость организации, что позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в среднесрочном периоде.

Восстановление финансовой устойчивости организации происходит как продолжение реализации принимаемых мер по сокращению потребле­ния, финансовых ресурсов и увеличению положительного потока прироста собственных финансовых ресурсов. Сокращение потребления финансовых ресурсов связано с применением принципа «сжатие организации»: чем больше будет положительный разрыв между притоком денежных средств и их оттоком, тем быстрее достигается финансовая устойчивость организа­ции.

3 этап. Обеспечение финансового равновесия в длительном перио­де— это создание условий для своего самофинансирования, развития производства, устранения старых и

возникающих новых угроз улучшению финансовых результатов деятельности организации.

Обеспечение финансовой устойчивости организации в длительном периоде за счет увеличения прибыли создает хорошие условия для са­мофинансирования экономического роста организации и сокращения при­влечения кредитных ресурсов.

Практика проведения финансового оздоровления организаций раз­личных направлений деятельности позволила определить типичные варианты управленческих воздействий на отдельные элементы бизнес-процессов в организации.

  1. Повы­шение эффективности использования основных средств организации:

  1. повышение эффективности оборудования:

● определение перечня оборудования, не используемого в текущей производственной деятельности или редко используемого в производственной деятельности;

● определение круга потенциальных покупателей и пользователей излишнего оборудования;

● продажа/сдача в аренду излишнего или ма­ло используемого оборудования;

● обмен оборудованием между предприятиями;

● консервация оборудования для исключения его из налогооблагаемой базы, списание старого, изношенного оборудования в металлолом;

● если предприятие арендует оборудование, следует изучить возможности перезаключе-ния арендного договора с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от него;

● рассмотрение возможности альтернативного использования излишнего или мало используемого оборудования для производства других видов продукции или оказания услуг с целью получения новых источников дохода, возможно, в кооперации с другими предприятиями и предпринимателями и др.;

б) повышение эффективности использования администра­тивных, производственных и складских помещений:

● определение перечня площадей административного, производственного и складского назначения, мало используемого в текущей хо­зяйственной деятельности предприятия; сокращение указанных площадей в соответствии с ожидаемым уровнем производства;

● продажа излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

● сдача в аренду излишков площадей административного, производственного и складского назначения;

● консервация излишков площадей с целью уменьшения текущих энергетических затрат, по их охране, уборке и т.п.;

● в случае аренды помещения, следует изучить возможности перезаключения арендных договоров с арендодателем на новых, более экономичных условиях или в противном случае отказаться от его, определить возможности арендовать помещения у другого арендодателя на более выгодных условиях;

● рассмотрение возможности использования свободных помещений для организации новых, более выгодных видов деятельности и производства, возможно, в кооперации с другими предприятиями и организациями;

2. Сокращение капитальных вложений:

● остановка инвестиционных проектов, которые стали менее эффективными (убыточными) в результате изменения внешних рыночных факторов;

● определение возможности передачи объектов незавершенного строительства или привлечения сторонних инвесторов для быстрейшего окончания строительства и ввода объектов в эксплуатацию;

● консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию и др.

3. Рационализация производственных запасов:

● распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности предприятия, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования предприятия;

● определение видов и количества излишков материалов (деталей, товаров), не используе-мых в производстве, или залежавшихся товаров (материалов), готовой продукции и т.д.;

● уменьшение затрат, связанных с хранением материальных ресур­сов;

● продажа излишних материальных ресурсов, готовой продукции;

● рассмотрение возможности распродажи залежавшихся запасов, некондиционных товаров и изделий со скидками;

4. Рационализация производства:

● закрытие нерентабельных производств, с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;

● повышение качества выпускаемой продукции за счет внедрения пооперационного контроля качества;

● увеличение выпуска продукции на рентабельных участках производства за счет концентрации на них материальных и трудовых ресурсов;

● переориентация нерентабельного производства на выпуск более доходной новой продукции, пользующейся спросом на рынке;

● сокращение рабочих мест соответственно сокращению объемов продаж и др.

5. Ускорение оборота денежных средств:

● создание системы стимулов (скидок) для клиентов, приобретающих продукцию предприятия, в целях ускорения оплаты за продукцию (применение предоплаты, досрочная оплата по сравнению с договором, оплата в срок);

● создание системы стимулов (скидок) клиентам, увеличивающим объем закупок продукции и своевременно ее оплачивающим;

● применение системы оплаты менеджеров, отвечающих за сбыт продукции, в зависимости от объема поступления денежных средств от клиентов, с которыми они работают и др.

6. Снижение затрат в производственной и коммерческой деятельности:

● уменьшение общехозяйственных расходов (затрат на авто транспорт, представительские расходы, на командировки, на охрану и др.);

● внедрение ресурсосберегающих технологий;

● введение жесткого контроля за потреблением энергоресурсов;

● сужение своей производственной сферы за счет уступки части производственного цикла или вспомогательной работы другому производителю;

● сокращение затрат на рекламу продукции за счет пересмотра рекламного бюджета;

● повышение механизации производственного процесса и сокращение ручного труда;

● замена импортных материалов на продукцию отечественного производства;

● внедрение прогрессивных форм оплаты труда, обеспечивающих рост производительности труда работников;

● уменьшение объемов материальных отходов и рассмотрение возможности их использования для производства сопутствующей продукции.

7. Уменьшение оттока денежных средств:

● разделение поставщиков на категории по степени их важности для деятельности организации;

● увеличение сроков платежей менее важным поставщикам;

● поиск поставщиков, предлагающих более выгодные условия оплаты или более качественную продукцию.

8. Реструктуризация кредиторской задолженности:

● отсрочка (перенесение платежа на более поздний срок) и рассрочка платежей (дробление платежа на несколько более мелких);

● взаимозачет взаимных платежных требований (погашение взаимных обязательств контрагентов);

● определение перечня кредиторов, долги которым следует погасить полностью или частично в первую очередь;

● погашение задолженности кредитором активами должника (посредством передачи кредитору иму­щества должника, материальных ресурсов, продукции, услуг и т.д.);

● изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов за счет эмиссии акций, облигаций;

9. Реструктуризация дебиторской задолженности:

● взаимозачет взаимных платежных требований;

● оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого (товарного) кредита;

● систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;

● применение скидок в обмен на ускорение платежа;

● передача дебитором в зачет погашения задолженности быстроликвидных ценных бумаг (государственных облигаций, акций известных ком­паний топливно-энергетического комплекса и т.д.) по взаимному соглашению;

● передача дебитором части своего имущества в погашение задол­женности;

● применение системы скидок от стоимости продукции при досрочном, своевременном платеже за отгруженную продукцию и снижение санк­ций за просрочку платежа;

● продажа долга с дисконтом 10—15% третьей стороне или дебитору дебитора.

10. Реструктуризация банковских кредитов:

● пересмотр условий кредита (отсрочка выплаты основного долга, снижение процентной ставки);

● переоформление краткосрочного кредита в долгосрочный;

● заключение договора финансирования под уступку прав требования (договор факторинга)

11. Увеличение объемов продаж:

● проведение маркетинговых исследований и наблюдений;

● определение конкурентных преимуществ своей продукции и возможности извлечения выгоды из них;

● проведение анализа цены и объема реализуемой продукции, снижение цены для
увеличения доли предприятия на рынке.

12. Совершенствование организации маркетинга для уве­личения объема продаж:

● поиск видов продукции, на которые существует не­удовлетворенный платежеспособный спрос;

● информирование потребителей о свойствах продукции, ее качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продукции;

● формирование сбытовой и дилерской сети;

● формирование системы послепродажного обслуживания продукции;

● развитие долгосрочных отношений с поставщиками для обеспечения качества поставок и снижения затрат.

13. Совершенствование организации управления:

● сокращение числа звеньев и уровней управления;

● централизация или децентрализация функций управления в за­висимости от конкретных условий производства;

● разработка новых функциональных положений, уменьшающих дублирование функций;

● создание новых функциональных подразделений, ответственных за финансовое оздоровление предприятия;

● внедрение эффективного информационного обеспечения;

● разработка методов мотивации управленческого персонала в результатах деятельности предприятия;

● внедрение мероприятий по снижению документооборота (уменьшение бюрократизации в аппарате управления);

● улучшение производственной и организационной структуры уп­равления и др.

14. Совершенствование системы бухгалтерского учета:

● проведение переоценки имущества в связи с изменением рыночных условий;

● внедрение информационных программ по обработке бухгалтерских документов.

2.2 Финансовое оздоровление за счет использования внешней помощи

Если полная реализация внутренних возможностей выхода орга­низации из кризисного финансового состояния не позволяет восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость в необходимом объеме для успешного ее функционирования, то в этом случае следует прибег­нуть к внешней помощи.

Механизм внешней помощи для решения проблем организации-должника и кредиторов включает в себя два направления:

● санация организации-должника в различных формах;

● реструктуризация организации и реорганизация юридического лица-должника.

1. Санация (от лат. sanatio — лечение, оздоровление) организации-должника представляет собой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реали­зуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц с целью предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

Санация может проводиться собственниками самой организации, бо­лее сильными в финансовом отношении предприятиями-кредиторами, предприятиями-покупателями, сторонними предприятиями (заинтересованными в данной организации), банком, а также органами федеральной и муниципальной власти. Преимущественное право на участие в проведе­нии санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.

Целесообразность проведения санации обусловливается тем, что ис­пользование внутренних механизмов финансовой стабилизации организа­ции не достигло своих целей, и кризисное финансовое состояние пред­приятия мало улучшается или продолжает ухудшаться.

Выбор санатора для финансового оздоровления организации-дол­жника имеет важное значение для успешного проведения санации. Внеш­няя финансовая помощь не должна отягощать организацию новыми обя­зательствами взамен отдельных старых, а должна быть направлена на ре­шение существенных проблем финансового оздоровления организации. В то же время и для организации-санатора (или физических лиц-санаторов) вложение финансовых ресурсов в санируемую организацию должно быть также экономически выгодным.

Санатором, предоставляющим финансовую помощь, могут высту­пать:

а) собственники организации:

- акционеры (юридические и физические лица);

- учредители (юридические и физические лица);

- федеральные и муниципальные органы власти по организациям-должникам, находящимся в их собственности или имеющим для данного района исключительное значение;

б) коммерческие банки:

в) инвестиционные фонды;

г) организации-кредиторы;

д) организации-заказчики, потребители продукции;

е) организации-конкуренты;

ж) третьи лица (юридические и физические).

Формы санации:

1) Дотации и субвен­ции за счет средств бюджета различно­го уровня управле­ния.

2) Государственное льготное кредито­вание.

3) Государственная гарантия коммер­ческим банкам по кредитам, выда­ваемым санируе­мому предприятию.

4) Целевой банков­ский кредит (на ре­альный проект).

5) Финансовая по­мощь третьих лиц (юридических и физических).

6) Выпуск облигаций организаций под гарантию санатора.

7) Перевод кратко­срочных банков­ских кредитов в долгосрочные (от­срочка погашения краткосрочных банковских креди­тов, займов).

8) Отсрочка погашения векселей орга­низации (под га­рантию банка-санатора).

9) Списание санатором- кредитором части долга.

2. Реструктуризация предприятия — это целенаправленное изменение структуры предприятия и входящих в неё элементов в связи с воздействием факторов внешней или внутренней среды, направленных на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности.

Основные виды реструктуризации

1) Изменение формы бизнеса;

2) Изменение структуры и системы управления;

3) Реструктуризация собственности;

4) Реструктуризация имущественного комплекса;

5) Реструктуризация задолженности.

Заключение

Финансовое оздоровление - процедура, ранее не известная Российскому конкурсному праву. Она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства.

По сути, финансовое оздоровление является пассивной оздоровительной процедурой, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов - арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, цель которой - выведение предприятия из кризиса путем сохранения его руководства (активность которого ограничивается) и осуществления периодических выплат кредиторам, результатом которых является полное исполнение всех обязательств.

Финансовое оздоровление - комплекс мер, направленных на повышение рейтинговой оценки предприятия. Оно может осуществляться не только по отношению к предприятию-банкроту, но и к платежеспособному с целью увеличения его рыночной цены.

С этой точки зрения перед финансовым менеджером стоит задача не столько получения сиюминутных экономических выгод, сколько создание необходимых условий для роста стоимости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности.

В системе финансового оздоровления организации в первую очередь необходимо широко использовать внутренние резервы финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное их применение позволяет не только снять финансовую угрозу банкротства, но и в значительной мере избавить организацию от зависимости использования заемного капитала, ускорить ее восстановление с меньшими издержками. Если полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного финансового состояния не позволяет восстановить платежеспособность и финансовую устойчивость в необходимом объеме для успешного ее функционирования, то в этом случае следует прибегнуть к внешней помощи.

Строго говоря, все, что требуется для того, чтобы процедура финансового оздоровления была успешной, это погашение всей задолженности вместе с процентами в течение периода финансового оздоровления. Однако, точно также важно сохранить бизнес должника, обеспечив стабильную работу по основным видам деятельности предприятия к концу процедуры.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ

3.Акулова А.Г., Ряховский Д.И., Воробьев С.Ю.и др.Учет и анализ банкротств, учебное пособие. .—М: , Кнорус, 2009 — 224с.

4. Алигожин Б. К. Актуальность финансово-экономического оздоровления предприятий. kz-adviser.kz

5. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Рукосуев А.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень.  - М.: Дашков и К, 2005. — 316 с.  

6.Гончаров А.И. Финансовое оздоровление предприятий: Теория и практика / А.И. Гончаров, СВ. Барулин, М.В. Терентьева. - М.: Ось-89, 2004. – С.211

7. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Антикризисное управление. - М.: Флинта, МПСИ, 2009. — 256 с. 

8. Жарковская Е. П., Бродский Б. Е. Антикризисное управление.— М.: Омега-Л, 2004. — 336 с.

9. Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств.  2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2008. — 248 с. 

10. Юлова Е.С. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). – М.: МГИУ, 2008. – 263 с.

11. Продченко И.А., Финансовый менеджмент, Учебный курс (учебно-методический комплекс) http://www.e-college.ru



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации