Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли - файл n3.doc

приобрести
Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли
скачать (78 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc95kb.06.11.2011 17:45скачать
n2.doc103kb.05.11.2011 19:03скачать
n3.doc84kb.06.11.2011 16:44скачать
n4.doc33kb.02.10.2011 17:54скачать

n3.doc

5. Греко-римская культура. Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.

В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.

Элементарное образование давалось в тривиальных (элементарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до р. Х. ) Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм.

24. Школьная реформа 60-80х годов 19 века.

Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением. Вслед за реформой 1861 г. наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как "вопросы жизни". 60-е гг. - самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы воспитания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? - и многие другие. Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой, по словам министра народного просвещения Шишкова, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячок, богомолки и подобные люди. Народные училища подчинялись разным ведомствам (к 60-м гг.). Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

«Устав гимназий и прогимназий» 1864 г. (Н.И. Пирогов) Базой для всех стала элементарная школа. 2 вида:

1. История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности

Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Отличие – выявление особенностей их эволюции в истории развития общества, анализ причин, вызывающих отмирание одних и возникновение или модернизацию других педагогических

2. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых.

В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей.

В позднеродовой общине появление парного брака изменило всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей.

3. Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.

Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Египет, Китай, Индия и др.). Древние цивилизации, несмотря на то, что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе и в сфере воспитания и образования. Возникновение школ стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти потребности менялись, а с ними изменялись содержание, методы обучения и воспитания. Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.

Получили развитие три основных типа школы: 1) жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа;

2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления;

3) военные школы готовили военачальников.

8. Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХвв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.

В IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.

После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования.

Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом.

Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.

Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам

46. Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.

Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:

1) большинство педагогов, даже далеких от радикальных решений, настаивают на индивидуализированном обучении. Важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывались личные способности и интересы учащегося;

2) необходимо увеличить внимание к личности за счет уменьшения численности учеников в классе, сокращения учебной недели и изменения классно-урочной системы;

3) интенсификация учебного процесса.

Для индивидуализации образования характерны следующие черты:

1) индивидуальный режим (гибкое расписание);

2) индивидуальный ритм изучения учебного материала;

3) использование особых дидактических материалов для самостоятельной работы;

4) фиксирование минимума и максимума объема усвоения учебного материала;

5) подвижные учебные группы;

6) учитель в роли консультанта и координатора;

7) самостоятельный выбор режима обучения;

8) сотрудничество ученика и учителя.

Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.

Характеристики традиционного обучения:

44. В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного управления школой;

3) введение единообразия ее типов и учебных программ;

4) контроль над школой партийных органов существенно усилился;

5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;

6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;

7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:

1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;

2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;

3) была введена обязательная производственная подготовка;

4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;

5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;

6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;

10. Для борьбы против польско-католического гнета украинцы и белорусы в ХVI–ХVII веках создают религиозно-национальные организации – братства.

Одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением были братские школы, которые противопоставлялись польско-католическим школам.

Такие школы были во Львове, Бресте, Могилеве, Луцке, Киеве, Вильнюсе.

Организация обучения

– Ректор и учителя избирались общим собранием братства.

– Для наблюдения за школой избирались два попечителя.

– Каждый член братства имел право знакомиться с работой школы.

– Договор между ректором школы и родителями учащихся содержал обязанности родителей и учителей.

– В школу принимались дети всех сословий, без различия их социального и материального положения.

– Сироты содержались братством.

44. 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).

Негативно сказались на развитии образования следующие события:

1) общий экономический кризис в стране;

2) кризис идеологии;

3) возникновение скрытой безработицы;

4) начало этнических и межнациональных конфликтов;

5) люди с низкой квалификацией оказались очень востребованными в экономике.

Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:

1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ.

Однако это не решило существующих проблем:

1) в национальных школах встал острый вопрос недооценки изучения русского языка;

2) отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;

3) существенным негативным фактором стало снижение профессиональной подготовки в высшей школе.

Много недостатков было в многопрофильном образовании, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов. Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба.

10. – Родители не имели право забирать детей до окончания курса обучения.

– Школа состояла из трех классов, в каждом из которых дети обучались один год.

– Уроки проводились ежедневно. Занятия велись по классно-урочной системе (впервые в Европе).

– Учитывались посещаемость и успеваемость.

– Пропуски занятий и опоздания не допускались.

«Учитель сей школы мает быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток,

воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец,

не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамо-

словец, не чародей, не басносказатель, не пособи-

тель ереси, но благочестию поспешитель…»

Учитель (дидаскал) должен учить и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих.

8. овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

В «Поучении Владимира Мономаха детям» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христовым: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет в виду не столько физический, сколько умственный труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.

«Житие Авраамия Смоленского» - Жизнеописание Авраамия было создано в середине XIII века учеником подвижника, неким Ефремом. Основное содержание жизнеописания - рассказ о проповедническом служении Авраамия в Смоленске и его столкновениях с местным духовенством и жителями. В рассказе этом звучат три главных мотива: осенение подвижника Благодатью, что выражается в его особой учености и даре слова, его борьба с дьяволом и мучения в результате несправедливых обвинений и гонений, торжество победы в оправдании и обретении святости. В Житии Авраамия нет никаких известий о чудесных деяниях подвижника - ни прижизненных, ни посмертных. Все содержание произведения - это учительство Авраамия, гонения на него и его заботы о вверенном ему монастыре.

46. 1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;

2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.

Особенности нетрадиционных моделей обучения:

1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;

2) постепенное внедрение предложений, касающиеся модернизации режимов, методов, форм обучения. В некоторых странах меняется ритм учебного года. В отдельных школах ученики располагаются не за стандартными партами, а в удобной позе вокруг учителя;

3) широкое использование нестандартных приемов преподавания;

4) все новшества базируются на необходимости развивать у ребенка творческие способности и инициативу, поэтому на первый план выходит самостоятельная работа учащихся;

5) активно рассматриваются перспективы применения в школе новейших технических средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности. Использование техники рушит стереотипность в уроках, позволяет по-новому вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом. Развитие технического прогресса сегодня позволяет создавать новые технологии, которые могут увеличить информативность, интенсивность и результативность образования. Хотя использование в школе телекомьютерных устройств порождает и ряд проблем. Среди них – нехватка опытных специалистов для работы с новой техникой, вопросы соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников и др.

В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов).

Ш. А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, опытный педагог, в своих научных работах призывает современных учителей строить свои отношения с детьми прежде всего на глубоком и серьезном уважении к ребенку как к активно развивающемуся человеку.

1. теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

как науки,

1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным опытом, который может быть адаптирован к условиям сегодняшнего дня и успешно использован в практике современной школы.

3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

как учебного предмета

1. Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения.

2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.

3. Научить будущего учителя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.

2. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий – профессии педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.
3. Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.

На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая наибольшее влияние оказал Конфуций. В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

Под влиянием конфуцианства образование приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

5. Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. ) Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Марк Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. ) В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы. Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой; Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем. Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.

24. 1. Классич. прогимназия (4г.) ? классич. гимназия (3 г.)?университет 2. Реальная прогимназия (4г.)?реальная гимназия ? ВТУЗ(высшее тех.учеб.завед.) или жизнь + 1) бессословный х-р; 2) обучение было платное, но чаще бесплат.; 3) отмена тел. наказ.; 4) ввели кабинеты в школе; 5) ввели педсовет; 6) финансир. госуд. – 1) сохранялась и старая система (церк. прих. шк., светские учителя по спец.разреш.); 2) двойственность в образовании

В 70-80-х годах усилилась политическая реакция в России, что сказалось на народном образовании. Преобразования производились министрами народного просвещения Д.А. Толстым и И.Д. Деяновым. Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классицизма в средней и высшей школе.

«Устав гимназий и прогимназий» 1871 г. все реальные гимназии преобразовали в класс-гимназию (единственный тип школы) (7л.) Уч. план: род.яз., история, география, соврем. ин.яз., закон Божий, чистописание, математ., литература. + нет. - 1) недостаточно изучали род.яз. и литер. 2) ввели наказание и надзор 3) ввели плату за обучение 4) сослов. х-р 5) уч. план вел к переутом. уч-ся

В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учеников средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но несмотря на то, что плата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.) В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. Были закрыты приготовительные классы при гимназиях (1/3 в них были детьми из низших слоев общества). Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей. В средней школе упорно насаждался классицизм, в чем царское правительство видело средство отвлечь молодежь от вопросов современности, от участия в политических кружках. В этот период была ликвидирована автономия университетов, студенческие организации были запрещены. Ряд прогрессивных педагогов подвергался репрессиям. Учебные книги Ушинского долгое время были запрещены. Земские школы не находили должной поддержки со стороны царского правительства. За 20 лет было открыто земских школ втрое меньше, чем за предыдущие 10 лет, хотя потребность в сельских начальных школах с каждым годом все увеличивалась. В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. В место них открывали казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу».

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации