Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли - файл n2.doc

приобрести
Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли
скачать (78 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc95kb.06.11.2011 17:45скачать
n2.doc103kb.05.11.2011 19:03скачать
n3.doc84kb.06.11.2011 16:44скачать
n4.doc33kb.02.10.2011 17:54скачать

n2.doc

17. В Р. царским правительством из-за кризиса крепостнических отнош. => на уступки обществ мнению => реформа просвещения. Александр I = замена устаревшей сист. гос управления - коллегий — министерствами, в 1802 г. – Мин-во народного просвещения.В 1803 - «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 году, — «Устав учеб. завед., подведомых универ-там». оформлена N сист. шк.о обр.4 типа уч заведений. Приходские уч-ща с 1-м курсом обуч. - во всех приходах городов и селений. Цель - подготовить уч-ся к уезд­ным уч-щам, + дать детям низших слоев населения религиозное восп. и навыки чтения, письма и счета. Но Прави­тельство не отпускало на них ср-в. Уездные уч-ща с 2летн сроком обуч. - по одному в губернских и уездных городах. Малые уч-ща преоб­раз-сь в уездные. Цель - подготовить для поступления в гимназию, + сообщить детям бедных свободных сословий «необходимые познания. Гимназии в кажд. губернском городе на базе главных народных уч-щ или следовало открыть новые. Курс 4 г. Цель для дворян и чиновников - подготовка к универу, + преподавание наук для благовоспитанного чела». Нет закона божия. Потом - различных гос должности. Универы. В них поступали имеющие знания в объеме гимназического курса. Автономия. Универы управлялись вы6opными советами, + выбирали ректора и деканов. Разрешалось создавать научные общ-ва, иметь типографии, издавать газеты, журналы, уч и научную лит-ру. Гуманные меры воздействия. Студенты могли создавать различные общ-ва, кружки, устраивать товарищеские сходки. Задача - подготовка чиновников для гос службы, в том числе и в области просвещения. принадлежность к крепостному сословию - препятствием для поступления в школу. Уч-лям - раб-ть по книге «Рук-во уч-лям народных уч-щ». не разреш-сь отступлений от правил офиц дид-ки. В уставе 1804 г – уч-ля как чиновники.

7. (14-16вв) Подъ­ем пед. мысли б. тесно связан с интенс. разв. ис-ва, лит-ры, науч. знаний. Гумм-ты заново открыли, как много в к-ре и обр-и сделали антич. народы Греции и Рима. Возрожд., т.е. восстан-е антич. традиции. Гумм-тов привлекала свобода, выраз-ть и красота классич. лит-ры. В классич. наследии стре­мились черпать традицию восп. физич., эстетич. развитого чел., способного на само­ст. и полезные общ-ву действия. Предст-ли Возр. обогатили прогр. класси­ч. обр., добавив в нее изучение древнегреч. яз. Смысл таких ново­введений состоял в стремлении извлекать из антич. лит-ры воспитательно-дидактич. материал: идеи гос. устр-ва — у Аристотеля, уроки военного ис-ва — у Цеза­ря, агрономические познания — у Вергилия и пр. на первое место выходят идеи Платона. Томмазо Кампанема который в своем сочинении «Город Солнца» опи­сал общественное устройство вымыш­ленного города-государства, основан­ного на п-пах справед-ти и гуманизма, уде­лил большое вним. вопросам восп-я детей, кот. с самого раннего возраста д. б. нах-ся под полным контролем со стороны правителей. Т. Кампанелла при­надлежит идея наглядного обуч., которая позже б. исп-на многими пед-ми точно так же, как и его мысль о связи обуч. с трудом. Витторино да Фёльтре В шк. в Мантуе на севере Италии, кот. он возглавлял и кот. известна под названием «Шк. радости» обучались как мальч., так и дев., что


20. Дистервег (1790—1866) заним-ся вопросами обуч. и восп. в нач. шк. Осн. пед. труд — фундаментальная работа «Рук-во к обр-ю немец. уч-лей» , 1ч. кот. посвящена общим вопросам пед-ки, 2ч. — частным методикам обуч. Выступал за обновление шк-го обр. Ядро N шк-й сист. педагог видел в светской народной шк., охват-щей детей от 6 до 14 лет и связ-й с вышестоящими учебн. завед-ми. Гл. зад. народ. шк. — в разностороннем развитии кажд. реб., независ. от соц. полож. и религ. взглядов его родителей. Дистервег выделил 3 ступени возрастного разв. детей шк-го возраста и наметил осн-ые направ-я обуч. и восп. на кажд. ступени. Для детей 1-ой ступени (6—9 лет) хар-ны повышенная физич. активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное знач. при их обуч. следует уделять чувств-му познанию, упражнению чувств. Шк-ки 2-ой ступени (9—14 лет) отлич-ся развитием памяти и накоплением представлений об окр. мире. Отсюда важнейшая зад. обуч. — приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому

4. В Спарте слож-ся идеал сильного духом, физ. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. В Афинах, наоборот, давалось широкое универ-ое обр. Восп. спартиатов б. целиком в ведении гос-ва. В Спарте целенап-му восп. чел. придавали решающую роль. Обществ-ое восп. нач-сь с первого дня жизни. Новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а здоровых и крепких отдавали на восп. кормилицам. Кормилицы ценились как проф-ые воспитатели. С 7 лет всех мальч. собирали и делили на агелы, кот. состояли из илов – более мелких подразделений. В этих гр. они жили, спали, учились вместе. Агелу возглавлял 1 из мальч., отличавшийся ловкостью, умом. В агелах мальч. учились повелевать и подчиняться, обычные предметы н. о. занимали очень мало t. С 13 лет восп-сь в шк. для гимнастич. упр-й, возглавляемых педоном. У педонома б. помощник из старших юношей – эйрен. Эти шк. нах-сь под контролем представителей старшего поколения, кот. уч-ки беспрекословно слушались, считали отцами. В этих учрежд. подростки упражнялись в военном ис-ве, участ-ли в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравст-го содерж-я . Беседы проводились в форме вопросов и ответов, что д. б. приучить подростков к ясности и краткости речи. Начиная с 14 лет мальч. ежегодно подвергались обществ. испытаниям – агонам. Эти состязания подразделялись на гимнастич-ие, где юноши показывали успехи в физ.подготовке, и мусические – состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания б. связ. с военными упр-ми. В Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиц-ое семейное восп. (ориентировано на разв. тела, чувства красоты и формир-е дух.-нрав. склада личности). С 7 лет нач-ся этап шк. обуч.В состоят-х семьях забота о маленьких шк-ках возлагалась на раба-воспитателя, пед-га (детоводитель). Афинские учеб. завед. – дидаскалионы – были частными, платными. Согласно целям восп., включавшем дух-е и физич. развитие, в Афинах сущ-2 типа нач. шк.: мусические и гимнастич. (палестры). В мусической шк. преподавали уч-ль-грамматист и уч-ль-кифарист. Здесь обуч. пис., чит., счит., исп-спец. приспособл. – абак. Исп-сь навощенные дощечки – церы, на кот. ученики заостренными палочками (стилями) наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. В возрасте от 16 до 18 лет продолжали обуч. в гос. учрежд. – гимнасиях. С 18 лет афинские юноши состояли в эфебах – гос. Учрежд. для подготовки свободнорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгод. подг-ку, находясь на обеспеч. гос-ва. В Афинах и др. городах Эллады в 5-4 вв до н.э. частные шк. открывали соф-ты.

26. К.Д. Уш. (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет. дид. взгляды отлич-ся большой глубиной и оригинальностью. требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологич. особенностей. отметил 2 вида внимания: ативное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). надо с учетом особенностей детск. возраста + не забывать о пассивном внимании, в перв. очередь развив. активное, кот. чел. придется польз-ся в буд. частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять уверенность в своей памяти. обуч-е д.б. построено на принципах посильности и последовательности. В первые годы обуч-я нельзя допуск. перегрузки детей уч. занятиями. Для детского возраста применяется принцип наглядности. У. указывал, что единств. источником знаний м.б. опыт, «сообщенный через посредство внеш. чувств». Обуч-е от конкр. к абстр.

6. Начало западноевроп. средневековья связ. с разложением Римс. империи. В это t на смену рабовладельч. общ-ву приходит N жизнен-й уклад, связ-й с зарожд-ем феодальных отнош-й, оплотом кот-го стало хр-во. Возникн-е и стан-е среднев. обр. связ-ся обычно с разв-ем церков. к-ры и ее роли в общ-ве, т.к. знания треб-сь для проповед-я церковной догматики, усвоение кот. б. необх-мо кажд.; для борьбы с еретиками. Впервые вопрос о разработке прогр. церков. обуч. б. поставлен Аврелием Августином – выступил против присутствия языческих начал знания в хр-ом восп-и. Уже в ранних хр-их монастырях организ-сь книгохранилища, создавались ученые труды и учеб. книги. Так, религиозный гос. деятель Кассиодор (ок.487- ок.578) основал в Италии монашеское общежитие, кот. благодаря библиотеке стало 1 из центров средневековой науки. В V-VI вв. в Европе еще кое-где сохр-сь грамматич. шк. римского типа, но к VII в. они были вытеснены формами монастырского обуч-я. В нач. VII. на тер. Ирландии и Британии благодаря активности монаш-ва появл-ся 1-ые церк. шк. По мнению Августина восп-ль д. опираться на врожд. религиозное чув-во чел., на его разум. Иоанн Златоуст (354-407) особ. внимание уделял эмоц-ым аспектам пед. воздействия. Восп. по его мнению – важнейшее ис-во. Обращался к проблеме формир-я души чел. Считал, что чел. динамичен и творим, а значит, восп-е всесильно и. могущ-но. Северин Боэций (480-524 гг). Создал учебники по всем свободным ис-вам. Ими польз-сь до 13 в. Он объединяет ариф-ку, астрономию, геометрию и музыку в учеб. цикл – квадриум. Осн. вним. уделялось восп-ю нрав-ти, кот. добивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству и т.д. Имели место различ. ур-ни обуч. Элем-го ур-ня достигали за 5 л. – чт-е, письмо, счет, пение. Средний ур-нь – курс тривиума (лат.грамматика, риторика, диалектика). Повышенный ур-нь – курс «7 свободных ис-в»: тривиум + квадриум (ариф., геометрия, астрономия, муз.). Осн. учеб. кн. – Псалтырь. Нач-сь обуч. с механич. заучив. на лат. яз. молит и всех 150 псалмов. Позже появ-сь спец. учеб. пособия: от разговорников до хрестоматий. Преподаватель англосаксонской монастырс. шк. Альбин Алкуин (ок. 735-804). В написанных им обращениях к народу обоснов-сь необх-ть систематич. всеобщего обр., подготовки квалифицир. уч-лей для этой цели. Период Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», т.к. задолго до эпохи Возр.возникла тяга к изуч. классич. древности и сохр-ю ее к-ры. Это б. период к-го подъема, расцвета лит-ры, ис-ва, арх-ры. Со t последние правители империи Каролингов перестали уделять должное вним. шк. делу и оно постеп. пришло в упадок.

18. Особое разв-е рус шк и пед-ки во 2ой пол XVIII в. пришлось на царств-е Екатерины II (1729-1796). Впервые во главе гос-ва оказ-сь европейски образ-ая личность. Ек прояв-ла особый интерес к проблемам вос­п-я и образ-я. Ек II помышляла о восп-и добродетельных по­колений и разделила пед-е идеалы Возрож. и Про­свещ. Она задумала созд-ть сист гос-ой общеобраз-ой шк. Такая шк. д. б. учить и восп-ть. Речь шла о том, чт общ-во взяло на себя пед-ие за­дачи, кот прежде испол-ла семья. Ек II стремилась исп-ть достиж-я пед-ой мысли Ев при ре­ализ-ии своих проектов, вним-но изучала «Мысли о восп-и» Дж. Локка, пед-ие воззр-я М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо. В ист пед-их идей и проектов Ек-ой эпохи просматр-ся 2 этапа. На 1ом (1760-е гг.) заметно влияние франц пед-ой традиции, на 2ом (с нача­ла 1780-х гг.) — герм шк-о-пед-ого опыта.В 1763 г. Ек II назначила своим главн совет-ом по вопросам образ-я Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Б. был хорошо знаком с пед-ми идеями Запада. Он соста­вил неск док-ов, прежде всего «Генеральн план воспит-ого дома» (1764 г.) и «Краткое наставл-е... о восп-и детей», где при трактовке физич-ого, ум-ого и нрав-ого восп-я идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты вос­п-я идеальных дворян. Б. ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу... нов восп-е и, так сказать, новое порож­дение. Осудив рез-ты прежних реформ образ-я, он видел при неудач в том, ч их инициаторы заботились только об украшении и просвещ-ии разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещ-е только вредит. По суж­дениям Б., корень всему злу и добру восп-е.

28. Сторонник реального обр., говорил об огромном образ-ом и восп-ом знач. естеств-я.
Указывая на необх-ть учета возр-х псих-х особ-й детей, он дал ряд конкретных методич. рек-ций по разв-ю внимания, памяти уч-ся. Считал нагл-ть 1 из важнейш. п-пов обуч. Много вним. уделял сознат-ти и проч-ти усвоения детьми учеб. матер. Много места уделил уроку как осн. форме орг-ции учеб. процесса, сформ-л ряд треб-й к нему: целенап-ти, законч-ти, разнооб-я исп-ых м-дов и т. п. Центр. место в пед. сист. Уш. за­ним. его учение о родном яз. как о главнейшем источнике, - факторе и ср-ве восп-я чел. В яз. перед-ся вся мудрость народа, обогащающая и воспит-щая последующие поколения. Он указывал на большое знач. произв-й народн. тв-ва в деле восп-я и обуч. детей. На 1-е место ставил он рус. нар. сказки, посл-цы, прибаутки и загадки. Уш. учит, что, во-1-х, путь всего процесса восп-я и обуч. лежит в построении его на родн. яз., и, во-2-х, изучение яз. и его богатств д. яв­ляться 1 из осн-х целей всякого восп. и обуч., если это восп-е служит интересам народа. Он счит., что без помощи род­ного слова нельзя не только понять природу, но, что гл., питать в себя ту восп-ю силу, кот. обладает приро­да родной страны. Придавая решающее знач. родному яз. в деле разв.я детей, Уш. гл.внимание уделял по­строению нач. обу. искл-но на родном яз. Исходя из того, что родной яз. «есть единственное орудие, посредством кот. мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Уш. счит. гл. зад. эл-го обуч-я овладение родным яз.

43. В чрезвычайно сложн. полож. оказ-сь шк. в годы ВОВ (1941-1945). Масса детей была лишена возмож-ти учиться. В1941/1942 учеб. году в РСФСР шк. не посещ. 25% уч-ся. В ходе войны только на тер-рии РСФСР фашисты разруш. около 20 тыс. шк-х зданий. В районах боевых действий прекратили работу почти все шк. В первом военном 1941/1942 учеб. году на треть уменьш-сь число уч-ов в 4-х кл. За время войны на треть сократилось кол-во средних школ. Многие шк-ые здания б. заняты под казармы, госпитали, заводы. Обычными б. занятия в 2-3 и даже 4 смены. В военные годы б.приняты правительственные решения, касавшиеся шк-го обр.: об обучении детей с 7-летн. возраста (1943 г.), об учрежд. общеобраз-х шк. рабочей молодежи (1943 г.), об открытии вечернях шк. в сельской местности (1944 г.), о введении пятибалльной сист. оценок успеваемости и поведения уч-ся (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании нач., 7-летней и средней шк. (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся уч-ся средней шк. (1944 г)и др. Корректир-сь учебн. планы и программы. Они б. частично сокращены. Одновр-но вводились военно-оборонные темы и военно – физич. подг-ка. Мн-во детей и подростков систематически принимали участие в с/х работах, строительстве оборони­тельных сооружений. Всего за годы войны во время летних кани­кул в с/х работах приняли участие около 20 млн шк-ов. Подростки — уч-ся проф. и обще­образ. школ трудились на промыш-х предприяти­ях. Тысячи уч-лей и детей шк-го возраста участв-ли в боях с оружием в руках.
6. Важной вехой в разв. науки и обр. стало созд-е универов. Ун-ты родились в системе церковных шк.. В к. XI начале XII в. отд-ые кафедр-ые и монастырские шк. превращ-ся в круп. учеб. центры, кот. затем стан-ся 1-ми ун-ми. Именно так, н., возник Парижский ун-т, кот. вырос из Сорбонны — богословской шк. при Нотр-Даме - и присоед-хся к ней медиц-й и юридич. школ. Т.о. возникли др. европейские ун-ты: в Неаполе, Оксфорде, Кембридже, Лиссабоне. Ун-ты учреждались и светской властью. Рождение и права ун-та подтверждались привилегиями - особыми документами, подпис. римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли ун-ую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д. Появление ун-та способс-ло оживлению обществ. жизни, торговли и увеличению доходов. Вот почему города охотно соглашались на открытие ун-ов. Открытие ун-та оговаривалось опр-ми усл-ми. Порой городская община назначала конкретный минимум уч-ся. Например, город Винченца (Северная Италия), учредив в 1261 г. ун-ий курс канонического права, согласился оплачивать труд профессора лишь при наличии у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась удержать ун-ое обр-е под своим влиянием. Ватикан явл-ся офиц-м покровителем многих ун-ов. Гл. предметом в ун-х б. богословие. Преп-лями почти сплошь служили выходцы из представителей дух. звания. Важной чертой ун-ов явл-ся их в известной мере наднац-ый, демократич. хар-р. Порядок записи в ун-т выглядел весьма вольным. Обуч. б. платным. 1-ые ун-ты б. весьма мобильны. Если в окрестностях начинались чума, война и прочие беды, ун-т мог сняться с насиженного места и перебраться в др. страну или город. Студенты и преп-ли объед-сь в нац-ые землячества (нации, коллегии). Так, в Парижском ун-те насчит-сь 4 землячества: фр-ое, пикардийское, англ-ое и германское. В Болонском - и того больше — 17. Позже землячеств (во второй пол. XIII в.) в ун-х появ-сь фак-ты или колледжи . Ими назывались те или иные учеб. подразд., а также корпорации студентов и профессоров этих подразделений. Землячества и фак-ты опр-ли жизнь первых ун-ов. Представители наций (прокураторы) и фак-тов (деканы) сообща выбирали официального главу ун-та - ректора. Ректор обладал временными (обычно на год) полномочиями. В некот. ун-х, особенно на юге Европы, обязанности ректора выполнял студент. Фактическая власть в ун-те принадлежала нациям. К концу XV в. по­ложение изменилось. Гл. должностные лица ун-та стали назн-ся властями, и нации утратили свое влияние.

18. Предлагалось поэтому снач восп-ть нов породу, или нов отцов и мате­рей. Утверждалось, что прав восп-е возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общ-ва и семьи, созд-и закрытых воспит-ых училищ. Б. перечислял неск добродетелей, о восп-и кот след-ло заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, со­болезн-ие о бедных, знание правил семейн жизни, отвращ-ие от всяких продерзостей, опрятность. Проекты 1760-х гг. об общест-ой сист образ-я, уч­режд-и и гос-ой поддержке город и сел-х шк остались неосущ-ми из-за отсутствия средств. Интерес пра­вит-ва к шк реформе приглушили крестьянское восст-е, войны, кот вела Р. в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. воп­р о шк рефор вновь приобрел актуальность.В 1782 г. Ек II назначила Комиссию по учрежд-ю народн уч-щ. В том же году Комиссия предлож план откр-я начальн, сред и высш учеб завед-й, кот был исп-ан в Уставе народн уч-щам Рос-ой импе­рии (1786г.). В разработке док-ов активн участие принял сербско-хорватский мыслитель и пед-г Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав...» провозглаш восп-е как единое сред-во обществ блага. В нем утверждалось, ч. Восп-е следует начинать с малолетства, чт семена нужных и полезных знаний в юн-ких летах возрастали, а в муж-их, созревши, общ-ву плод приносили. Состав-ли «Ус­тава...» реш полож-но чрезвыч-но важн вопр — о препод-и на природном, т.е. рус яз.

4. Древневосточ. цив-ции дали чел-ву 1-ые образцы шк. Дальнейш. разв-е шк. осущ-сь на следующ. ступени историч. разв-я – в эпоху антич-ти. Достижения в обл. содерж-я, м-дов и орг-ции обр-я в Др. Греции, эллинистич-х гос-ах явились важным этапом в послед. эволюции шк. и пед. мысли. Временные границы антич. мира огромны: от 3-го в до н.э (когда зарожд-сь древнегреч. письм-ть в бассейне Эгейского моря), до 5 в н.э, когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христ-вом и породил эпоху Средневековья. Первонач-но центры обуч-я создавались при храмах и царских дворцах. Критские писцы установили твердое правило письм-ти: направление письма слева направо, располож. строк сверху вниз; выделение заглавной буквы и красной строки. Восп. и обуч. получ. отражение в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Шк-х форм обуч. Греция еще не знала, но внимание к восп-ю детей уделялось высокое. Сложился образ совершенного чел., личности обр-й, развитой физич. и нравст. Восп-лями применялись эмпирически сложившиеся сп-бы, стимулирующие положит-ое поведение, с одной стор., а с др. – порицающие нежелательное поведение. В период расцвета Эллады (4-6 вв до н.э.) ведущую роль среди ее городов играли Афины в и Спарта. В Спарте сложился идеал сильного, физии. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. Сист. афинского обр. сложилась к сер. 1 в. До н.э. В сер. 5 в до н.э. с идеей относ-ти всего сущего выступили софисты– платные странствующие уч-ля, обучающие особой мудрости управлять частными и обществ. делами. Центр движения - Афины. В основе идеологии 2 гл. идеи: приоритет чел. и относ-ть любого знания. Соф. выдвиг. идеал способного и сильного чел., кот. ориентирован на практическую целесообразность, стремление к достиж. личн. успеха. Гл. д-ть софистов: стремились дать такую подготовку своим уч-кам, кот. способствовала бы успешному продвижению в делах управления гос-вом. Соф. создали в Афинах высшее обр.. Они преследовали гл. цель – научить своих слушателей всегда и во всем быть правыми; учили 2 ис-вам: диалектике (спор) и риторике. В 6 в до н.э. начали склад-ся философские шк. Древнейшая из них пифагорейская – основатель Пифагор: обуч. и восп. молодежи было хорошо продуманным делом. Обучать и воспитывать следует в любом возрасте. В задачу уч-лей входило развитие памяти. Уч-ся приучали к самост-му преодолению трудностей в познании. В Др. Греции пед-ка развивалась как часть единой тогда науки – ф-фии и занимала видное место в учениях антич. мыслителей: Демокрита, Платона, Аристотеля. Общее в пед. воззрениях: цель восп. – подготовка к вып-ю опр-х соц. ф-й; становление личности зависит от природы и восп-я; требование – нач-ть восп. детей с малых лет.
26. В принципе наглядности У. видел одно из условий, кот. обеспечивает получение уч-ся полноценных знаний., развивает их логич. мыш-е. Отвергнув формальные упр-я У. стремился знакомить детей всесторонне с предметом, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, кот. сущ. между этими предметами. У. расширил и обогатил нов. приемами методику нагл. обуч-я. Разраб. указания относительно рассказывания детям по картинкам, используемые для беседы картинки следует оставлять вывеш. в классе для закрепления и повторения ведений. Много вним. удел. осмысливанию основательности и прочности усвоения уч. мат. Разраб. методику повторения уч. мат., методику образования у детей общ. представлений и понятий из нагл. единичных представлений, методику развития мыш-я у детей одновременно с развитием речи. В проц. обуч-я различ. 2 стадии: 1-под руковод. уч-ля дети знакомятся с предметом и составляют общ. понятие о нем. У стадии 3 ступени: восприятие предмета/явления; отличия/различия, сравнение/сопоставление полученного представления, составление понятия о предмете/явлении; уч-ль своими разъясн. дополняет получ. детьми понятия, приводит их в систему, отделяя основное от вторичного. На 2 стадии: обощение, закрепление получ. знаний. У. б. против разделения функции восп.(В.) и обуч.(О.) между воспитателем и уч-ем, рассмат. О. как важнейш. ср-во В., треб.,чтобы в нач. шк. вместо неск. уч-ей, преподающих кажд. свой премет, б. один классный уч-ль, преподающий в дан. классе все предм.

17. Нет права на пед творчество. После 1812 г свободолюбивые настроения усилились, + тайные общества декаб­ристов. В царских указах: что дети крепостных крестьян не д приниматься. + в 1819 г введена плата за обу­чение. Мин-во народного просвещения в 1817 году в Мин-во духовных дел и народного просвещения. Глава - А. Н. Голицын. Усиление религ воспитания. Из гимназического курса исключались философия, политическая экономия, естественное право, эстетика .Развитие школы во второй четверти XIX века. Увелич-ся сеть на­чальных училищ. + новые методы и уч пособия, аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия (раз­резная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.). Ф. И. Буссе, профессор математики рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения де­тей к вычислениям в уме. С начала 30-х в селениях, где жили гос и удельные крестьяне, стали создаваться школы. Задача - обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли кре­стьянами.В отд-х гимназиях - конкурсные письмэ рабэ по русс язу и словесности, истории, лит беседы. Но новые идеи не получали поддержки прав-ва, лучший пед опыт не обобщался и не распр-ся. Плит. задачам самодержавия больше отвечала шк. «муштры и зубрежки», кот. оно и старалось насаждать в интересах под­готовки верноподданных, покорных слуг престола. Открываются высш. технич. учеб. завед. Царское прав-во считало, что юношеству недворянского происхождения - больше практ и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

7. прин­ц-но новым для того времени. Содерж. обуче. имело целью заложить у воспит-ов фундамент общей к-ры, кот. в дальнейшем позволил бы им самост-но овладевать спец. знаниями. Основу шк. прогр. составляло изуч. классич. яз. и лит-ры, куда, вкл-сь изуч. традиц-х «7 свободных ис-тв». Близкой по гуманистич. духу, но отличавшейся по цели об­р. б. шк. в Ферраре, куда б. приглашен для преподавания друг Витторино да Фельтре Гуарино из Вероны. Он ставил задачу подг-ть своих питомцев к буд. профессии. Мишель Монтенъ кот. в своем труде «Опы­ты» предложил концеп. чел. N t — ши­роко обр-го и критически мыслящего. Основу знаний, по Монтеню, сост-т опыт. Реб-ку, писал он, внушают­ся с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достов-ти. Эразм Роттердамский Одним из первых заговорил о народ­ном обр. С 7-летн. возр. реб., независ. от пола, готов к систематич-му обуч. и вос­п. А до этого времени его д. восп-ть мать и отец. Возрожд. гуманистич. идеала восп-я в Англии, начавшееся в начале XVI в., привело к появлению шк. гуманистич. типа, таких как шк. св. Павла в Лондоне. Гармонич. разв. чел.ока­з-ь на практике иллюзией. На смену воображаемой соц.-активной дух.-нравс. творч. личности стал формир-ся деловой чел., для кот.о идеал, со­зд-й Возрож-ем, представлялся ненужным при дости­ж. поставл. им целей.

20. материалу, его прочному усвоению и приобретению необх. учебных навыков. В этот п-д важно развить у шк-ов абстр. мышление, умение делать выводы, сравнивать, анал-ть. Третья ступень охватывала шк-ов в возр. от 14 до 16 лет. В этот п-д важно развивать мышление уч-ся, твердые нравст. п-пы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения. В пед. наследии Дистервега особый интерес предст-т формулировка ведущих п-пов восп. и обуч. — природосо.ти, культуросо.сти и самод-ти. Под природосообразностью Дистервег понимал следование в восп. и обуч. природе реб., учет его особ-й. Только зная психологию и физиологию реб., педагог м. обеспечить гармоничное его разв-е. Его большой заслугой явл-ся идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактичес­ких правила, согласно кот. уч-ль д. хо­рошо знать своего уч-ка, его особ-ти и ур-нь развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия естест­венным путем. Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено пед-ки - теория развив. обуч.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации