Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по истории образования и педагогической мысли
скачать (78 kb.)
Доступные файлы (4):
n1.doc95kb.06.11.2011 17:45скачать
n2.doc103kb.05.11.2011 19:03скачать
n3.doc84kb.06.11.2011 16:44скачать
n4.doc33kb.02.10.2011 17:54скачать

n1.doc

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам

Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком


42. Макаренко. сформ-л закон жизни кол-ва: движ-е — форма жизни к-ва, остановка — форма его смерти; опр-л п-пы разв-я к-ва (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельное действие); вычленил этапы (стадии) разв. к-ва. Этапы: 1. стан-е к-ва: к-в выступ-т как цель восп-х усилий пед-га, стремящегося организационно оформленную гр. (класс, кружок и т. д.) превратить в к-в, т. е. где отнош. уч-в опр-ся содерж-ем их совмест. д-ти, ее целями, зад., ценностями. 1-я стадия счит. заверш., когда в к-ве выд-ся и заработал актив. 2. усиление влияния актива: актив не только поддерж-т треб. пед-га, но и сам предъявляет их членам к-ва, рук-ясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам к-ва. Если активисты прав-но понимают потреб-ти к-ва, они стан-ся надежными помощниками пед-га. К-в выступ. уже как целостн. сист., в кот. нач. действовать мех-мы самоорг. и саморегул. Разв. к-ва на этой стадии связано с преодолением противоречий: м/у к-вом и отд. уч-ми, опережающими в своем разв. треб-я к-ва или, наоборот, отстающими от этих треб.; м/у нормами поведения к-ва и нормами, стихийно складывающимися в классе; м/у отд. гр. уч-ов с различ. ценностными ориентациями и т. д. 3. и последующие стадии хар-ют расцвет к-ва. К-в превращ. в инструмент инд-го разв-я кажд- из его членов. Общий опыт, одинак. оценки событий — осн. признак и наиб. хар-ая черта к-ива на 3 стадии. М/у стадиями нет четких границ — возмож-ти для перехода к следующ. стадии созд-ся в рамках предыдущей. К-в не должен остан-ся в своем разв-, даже если он достиг очень высокого у-ня. Особенно важным А. С. Макаренко считал выбор цели (персп-ва).

29. Закладывая идею личности как базовую идею своей пед-ки, Уш. счит., что сама личность формир-ся и раскрыв-ся только в труде, в д-ти. Труд, по его убежд-ю, - ведущий фактор и инд-го разв. чел-ка, и общественной эволюции. Стремление детей к разнообр. д-ти заложено в самой прир. чел-ка, это основной закон детской психики. Шк. д. готовить чел. к свободн. и творч. ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формир. привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом. Труд выступ. как основа, ср-во и цель человеч. жизни, как источ. дух., умств. и физ. соверш-я чел.. Без труда невозможна независ-ть чел., т.к. чувство независ-ти основывается на личном труде, опирается на уверенности в своих силах. Столь высокая оценка роли труда в жизни чел. определяла и его значимость в деле восп.. Восп. д. развить в чел. привычку и любовь к труду, оно д. дать ему возмож-ть отыскать для себя труд в жизни. Идея труда у Ушинского неотделима от идеи свободы. Чел. стремится только к свободной д-ти, т.к. «все благо д-ти исчезает, когда она несвободна», и только «непременно свободный» труд явл-ся необх-ым усл-м разв. чел-ка.


32. В 1919 г. в германском городе Штутгарте открылась школа для детей работников фабрики "Вальдорф-Астория", ставшая известной как Вальдорфская школа.

Теоретическое обоснование ее учебно-воспитательного процесса разработал Рудольф Штайнер (1861 — 1925).

Основа педагогической концепции Р. Штайнера — религиозно-философское учение (антропософия): развитие человека как результат взаимодействия телесных, духовных и душевных факторов.

Р. Штайнер сформулировал свой закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону, хронологически не совпадающие циклы физического, умственного и нравственного развития человека делятся на семилетия.

В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.

Цель "вальдорфской педагогики" - воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолеть тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и, таким образом, действовать на пользу прогрессу.

Сторонники "вальдорфской педагогики" видят в ней не систематическую и нормативную научную дисциплину, а "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки.

Главное действующее лицо — классный учитель, который:

- организует почти всю учебно-воспитательную работу со своими учащимися;

- разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы;

- создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой родителями;

- работает не по жесткому плану: необходимый план должен быть "прочитан" непосредственно в каждом ученике.

Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значительной мере под влиянием биогенетического закона.

Поэтому в вальфдорских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, которое ориентирует! на развитие именно живого мышления и прочной воли.
38. Проблема корен. перестройки школы б. выдвинута в качестве первоочер. Большая роль партии большевиков- распростр-ие коммун. идеологии. Политика большевиков направ. на утверждение мысли, что школа- основное орудие преобраз-ия общества. Документы 1917- «Обращение народ. комиссара по просвещению»(А. В. Луначарский).1918- «Основ. принципы един. труд. школы», «Положение о един. труд.школе в России». Россия встала на новый путь образ-ия- направленность на личность ребенка. Документы носили пропаганд. хар-р, имели целью сбить волну недовольства, но не б. реализованы в реал. практике. Документы провозглашали гуман. отнош-ие к реб-ку, создание условий для разв-ия, учет интересов шк-в, создание чел-ка нов. типа, совмест. обучение мальчиков и девочек. Осн. фигура обучения- учитель, кот. долж. принять социалист. идею, д. б. членом партии больш- в. Основ. внимание направ. на форм-ие маркс.- ленин. идеологии. А.В. Луначарский,Н. К. Крупская работ. над проблемами развития дет. самоуправления, труд. восп-ия, пионер. организации. В работе «О политехнизме» говорится, что школа д. б. ощеобраз., политех.- теорет. знакомить с соврем. принципами трудопроизв-

39. Коренные изменения в Р. б. связ. с принятием декларации о «Единой трудов. шк.». 1921г. – Наркомпрос – программа 7летней единой труд. шк. В основе п-п соед-я обуч-я с производит. трудом. Они б. шагом вперед, по сравнению с предыд. пр-ми, т.к. подчер-сь связь с жизнью, с соврем-тью. Но отсут. единый подход к отбору содерж. обр-я, не было п-пов отбора содерж. обр. в предметах естеств.-матем. цикла; не уделял. внимание теор. аспектам, а в гуманит. аспектах. б. много абстрактности. 1923г. – «комплексные программы гуса» (гос. учебн. совет). В них б. видна идеологическая направ-ть восп-я, Маркс.-ленин. мировоззрение. Они ликвид-ли предметных хар-р препод-я, вводили 3 блока: природа, труд, общ-во (шк. 1 ступени), в шк. 2 ст. предметное преподавание: внутри предмет раздел-ся на темы. Недостатки: на нач. ступени полностью разруш-ся п-п системат-ти и послед-ти. 1927-28гг. программа для шк. 2 ступени. Они б. обязат. и нормативными для всех шк. Р. 1927г. введен труд как обязат. уч. предмет. 1 ступень –программа труд. обучения, работа с деревом, картоном, бумагой; 2 ст. – слесарный, столярный труд в мастерских. 1930г. обновленная программа для средней шк. Усиливается влияние труд. обуч-я, разраб-ся программа для фабрично-заводск. шк., овладение профессией. Исп-ся м-д проектов и вытесняет урок как форму обуч-я. Дети работают в гр., бригадах, выполняя проектные зад-я. Уч. матер. излаг-ся концентрически: с 4 класса вводятся понятия в тему, с 7кл. углубление их. Осн. форма орг-ции обуч. – урок. Внимание на контроль и учет знаний, изучение уч-ся , их особ-ей. В конце года – экзамен для всех уч-ся. Введена диф-ная сист. оценок: отл.,хор., посред., плохо, оч. плохо.

15. Глав. ср-во познания мира –ощущения, органы чувств. Он стан-ся на позиции сенсуализма ( влияние работ Коменского, Бэкона- нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущ-х). Основа соверш-я чел-ка- сенсорный опыт. 2 стороны сен. опыта : внеш.-хар-ся теми предст-ми, кот. чел-к получает от общения с матер. миром, первич. ощущ-я; внутр.(рефлекс.)- связ. с актом мышления, с размышлением по поводу первич. идей, впечатлений. В обучении важ. роль играет сен. опыт. Глав. ср-во развития СО-обучение, кот. должно научить его восприятию, обработке. Основопол. фактор- развив. характер воспитания. Пед. система Локка носит двойств. хар-р: воспитание джентльмена и воспитание бедн. народа. Осн. работы- «Мысли о воспитании»(1693), «Проект о рабоч. школах»(1696).Свои пед. взглды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».Воспитание джентльмена д. б. разностор.(получ-е физич., нрав., умств. воспитания). Наст. джен-н воспитывается дома. I место- физич. восп-ие (в здор. теле- здор. дух ), с ран. детства закаливание тела, важ. значении строг. режима (прост. пища, физич. упр.,не одеваться тепло ни летом, ни зимой; жестк. постель). Прав. поставл. физ. воспитание способ.выработке мужества,настойчевости. II место-нрав. воспитание( учет принципа пользы и интересов личности, выработка характера, восп-е тверд.
21. В центре его педаг. сист. два вопроса: сист. восп-я и процесс обуч. Обуч. не только развивает интеллект, но и нравственно. Обуч. – гл. ср-во восп. Гербарт впервые вводит пон. воспитывающее обучение. Чел. – слож. синтез природных дарований и влияния окружающей среды От природы в чел. заложены силы, наход. во взаимодействии. Две противоп-ти в развитии чел.: что не нужно делать и что должно гармонизировать в воспитании. В воспитании Г. выделяет 2 части:1) управление - управление природой чел., подавление «детской резвости».2) собственно восп-е.- приобщение реб. к к-ре, науке, восп-ие нрав-ти, добродетели. Сущность чел. прояв-ся в поступках, необ-мо помочь совершать их. Г. выделяет идею свободы (реб. соизмеряет поступки с их нужностью и полезностью), идея совершенства (восп. д. развивать стороны интереса к природе личности, религии), идея благожелательности ( ребенок должен рассуждать,


16. Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов).

15. воли, упр. в добрых делах, помощь бедным). В восп-ии необход. избавиться от наказаний(телес.- приводят к вред. последствиям, раб. дисциплина созд. раб. хар-р). Методы восп-ия- личн. пример, метод естеств. последствий. Нужно избегать поощрения вещами. III место- умств. воспитание. В отборе содерж-ия образ-ия присутствует практицизм, утилитаризм. Читать, писать, обучать наукам- важно, но глав. Образование- ср-во для развития воли, хар-ра, нрав. дисциплинир-ия. Предметы- чтение, письмо, рисование, род. яз., фр. яз (путем разговора)., лат. яз. (обязат.),арифметика, эл-ты географии, истории. Изящ. эстет. воспитание- верх. езда, фехтование, танцы. музицирование. Поощрение любознательности, развлечения нужны, но д. б. полезн. Жалобы детей др. на др. д. пресекаться. Дети д. иметь игрушки разн. рода, полезно, чтобы они сами их делали. Воспитание для прост. народа д. носить обществ. хар-р, обучение в школах носит благотв. хар-р- овладение ремеслом, простейш. эл- ми грамотности, религ. воспитание ведет священник.

Труд. воспитание- труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому чел-ку как предпринимателю, предотвращает возможность вред. праздности.

21. чтобы его поступки не ущемляли интересы других людей), идея права (знакомство с обязанностями и правами ), идея справедливости. Цели воспитания: 1) необход. – руков. каждый раз, формирование воли, мышления, ступень к реализации возможных целей 2) возмож. – перспективные, устремленные в будущее, позволяющие сподвигнуть на самообразование. Для реализации целей подходят все средства.(даже угроза, надзор, гнев, физическое наказание. Обучение – главное средство воспит. Ступени процесса обучения на поступательной основе 1) ясность восприятия – первонач. знакомство с предматами, формирует ясные представления.; познание в состоянии покоя 2) ассоциация (осмысление) – установление связей, закономерностей между признаками предметов (анализ, синтез) развитие мышления 3) система – приведение в упорядоч. систему впечатлений, выделение существ. 4) метод – применение на практике. Г. заложил основы научной педагогики.

16. Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).
38. ва и форм-ть у уч-ся труд. УН. В.И. Ленин в «Заметках о политех-ме» отметил связь школы с производством, важность произв. экскурсий, изуч-ия основ произ-ва, произв. практикумов. Осн. задача- давать общее образ-ие. В 1918г. велась разработка «Основ. принципов един. труд.школы». Школа б. подчинена един. образцу, б. приняты ограничения (конспект урока, заран. обознач. программа, методика). П. Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.И.Гессен, С.Т. Шацкий счит., что школа д. развивать кругозор, формировать дух. ценности. К осени 1918 г. б. введена «Концепция ед. труд. школы»:1 ступень-от 8 до 13 лет, срок обучения 5 лет; 2 ступень от 14 до 17 лет, срок обучения- 4 года. Школа- центр организации дет. жизни, учеб. процесс круглогод. Зимой- обучение в шк., посещение заводов, летом-участие в произв. труде. С 1918 г. наблюд. перекос шк. в сферу труд. деят-ти, шк. носит утилит. хар-р , во главе- физич. труд. В 1919 г. необход. на базе I ступени создать курсы для подготовки рабоч. кадров. Модель: шк. Iст.- 1ст.-5 лет;2 ст.- соверш-ие рабоч. УН на базе труд. курсов; шк. II ст. -1ст. -4 г., 2ст.- вуз(4 г., 1920-30- 5 лет).

39. Проблема с учебниками (старые, плохие). 1933-34гг. издаются 1-ые учебники по истории СССР. 1936г. конкурс на учебник по истории СССР. Был одобрен краткий курс по истории СССР для 3-4классов. 1932г. издано постановление «Об уч. программах и режиме средней шк.». Необх-мо исп-ть разнообр. м-ды обуч-я, критика проектных м-дов, выбор м-да зависит от пед. ситуации. Осн. форма организации обуч-я – урок. 1934г. постановление «О кл. руководителе» выполняющем след. функции: работа по изучению класса, работа с родителями, ведение документации. 1936г. постановление о педологических извращениях с системе наркомпроса. Педология не д. препод-ся в ВУЗах. 1937г. труд как уч. предмет отменен. ПЕД. ДИСКУССИИ. У многих педагогов «Декларация…» вызвала положит. отклик. Но нашлось немало тех, кто увидел в них утопию и даже фальш и лицемерие. Так, В.В. Зеньковский: коммунистич. восп-е изнач-но не м.б. человеколюбивым, разъединяя детей по классовой принадлеж-ти. Учёные, вставшие в оппозицию, объявили гл. целью восп-я обращ-е реб. к миру доброты и человеч-ти, дух-ое самосоверш-во. Так же некот-ые отвергли атеизм, т.к. по их мнению это могло привести к отвращ-ю реб. от духовн-ти и истины. И.М. Гревс считал, что роль труда в шк. д.б. вспомогат-й, т.к. осн. задача шк. – дать знания, развить пон-я и идеи. Были опасения, что придание производит-му труду в шк. универс-го знач. затруднит достиж-е цели умств. разв., т.к. уч-ся лешатся основательного гуманитарн. обр., что приведёт к обеднению фантазии и интуиции.

27. Отеч. пед. наука д.б. построена, по мнению Уш., с учетом нац. особ-й рус. народа, отражать специфику нац. к-ры и восп-я. В статье "О народности в общественном воспитании" Уш. дает глубокий анализ восп-я в духе народности. Под народн-ю он поним. такое восп-е, кот. создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его хар-р и особ-ти, к-ра, геогр. и прир. усл. опр-ют направл-ть восп-я со своими ценностями и идеалами. Уш. счит. невозмож. подражать или механически переносить в нее п-пы восп-я др. народов. Каж. народ созд. свою сист.обуч. и восп. со своими нац. чертами и творч. проявлениями. При этом Уш. не отрицал возмож-ти исп-ть достиж-я в обл. пед-ки др. нар. 1. восп. д.б самобытным, нац-м; 2. дело нар. обр. д. нах-ся в руках народа, кот. бы занимался его орг-й, рук-л и управлял шк.; 3. народ опр-т содерж. и хар-р восп.; 4. все население д.б. охвачено просвещением, обществ. восп-м; 5. восп-е женщ. наравне с муж.; 6. подлинная нар-ть выр-ся, прежде всего в родном яз. "Родное слово» -родн. яз. явл-ся лучш. ср-м восп-я, кот. учит естественно и успешно, откуда идет дух., нравств. и умств. разв-е. 7. п-п нар-и связан и с зад- формир. личности, и с восп-м у детей любви к родине, своему отеч., гуманности, правдивости, трудолюбия, ответств., чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетич.о отнош. к жизни. Все эти кач. исходят от народа и соотн-ся с его хар-ом и традициями, помогают формировать нац. самосознание народа. 8. п-п народности д.б. реализован ч/з преп-е в шк. истории своей страны, геогр., изуч. рус. пис. и поэтов, природы России. Идея народности у Уш., являясь идеей демократической как нельзя лучше отвеч. потреб-м народа и нар. обр.

32. Искусство — наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

Как правило, обучение делится на три ступени: до 9 лет; до 12 лет; до выпуска.

Начальное обучение ведется медленно, с преимущественным использованием различных образных форм, которые применяются и на старших ступенях.

Предметы учащиеся проходят так называемыми эпохами: в течение 3-4 недель ежедневно на первых уроках дается один И тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой.

Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в тетрадях "по эпохам".

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию (овладение практическими навыками - от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ). Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.

Общим для педагогов является критическое отношение к любым формам селекции учащихся, тестированию и отбору одаренных.

Вопросы организации воспитательного процесса решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей. Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. В 25 странах мира, в том числе в России, успешно функционируют детские сады и школы, реализующие идеи "вальдорфской педагогики".

Движение за открытие валъдорфских школ возобновилось после. Второй мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив многие страны.

К 1990 г. в мире насчитывалось около 500 вальдорфских школ, около 1000 детских садов. Это частные учреждения, иногда с частичным государственным субсидированием (в различных странах - от 30 до 80%).

Вальдорфские школы дают полное среднее образование. Во многих странах получило распространение Кэмпхилаское движение, также основанное на идеях вальдорфской педагогики.

35. обуч. (после 3-4-летней элементарной шк.). Возрастает кол-во учительских инст-ов и семинарий. По инициативе К.Н. Вентцеля в Москве б. создан дом свободного реб-ка (дети от 5-12 лет). Основа их жизни: свободный, творч. труд как путь разв-я и самосоверш-я личности. Произошли измен-я и в среднем обр.., где гл. типом шк. оставалась классич. гимназия. Под рук. министра нар. просвещ. П.Н. Игнатьева б. составлен план реформы средней шк. (1916): создание единой шк. (гимназии) с 7-летним курсом обуч. и 2-мя ступенями (1-3 и 4-7 классы). Предусматр-сь покончить с многопредметностью. Д. б. доминир-ть родной яз. и лит-ра, история и геогр. Но Игнатьев был отставлен и план не получил хода. В к. 19 –нач. 20в. сложилась система технического обр., состоявшая из нач-ых ремесл-ых уч-щ, низших и средних технич-х уч-щ. В системе высш. обр. к нач.20в насчит-сь более 60 учеб. завед. Большая часть нах-сь в Москве и Петерб. Было так же 6 коммерч. вузов, кот. на 94% финансир-сь из местных ср-в. На нек-ые фак-ты б. допущ. женщины. Материальн. полож. студентов ухудшилось из-за уменьшения степендиального фонда, сокращ-я числа уч-ся, освобожд-ых от оплаты за обуч. Это вызвало студенч. волнения. В ходе рев. 1905 г. б. приняты Временные правила (август 1905): восстан-лась выборность профессоров и автономия универс-в, ослаблялся надзор за студентами. Но в 1908 профессора вновь стали назнач-ся министром, вышел запрет на любые студенч. орг-ции. Разв-е образов-я б. остановлено 1 МВ. Шк. как и вся страна оказ-сь в глубоком кризисе.

42. А. С. Мак. различ. 3 вида персп-в: а) близкую б) среднюю в) далекую. Близкая выдвиг. к-вом, нах-ся на любой стадии. Она д. опир-ся на личную заинтерес-ть. Средняя заключ-ся в проекте к-го события, несколько отодвинутого во времени. Для достиж. этой п-вы нужно приложить усилия. Далекая п-ва — это цель отодвинутая во времени, наиб. соц. значимая и требующая значит. усилий для своего достиж.. В такой п-ве обяз-но сочетаются личные и обществ. потреб-ти. Н: цель успешного окончания шк. и послед. выбора профессии. П-п паралл. действия. В его основе — треб-е возд-ть на шк-ка опосредованно, ч/з первичн. к-в. Возд-е на личность осущ. как воспитателем, так и ч/з актив и к-в. Этот п-п применим уже на 2 стадии, где роль восп-ля и сила его восп-го возд-я еще значительны. На более высоких уровнях возрас-т влияние актива и к-ва. (Пед. поэма) Вопрос об отнош. к-ва и личности — 1 из ключевых, и в усл. соблюд. прав и свобод чел- ка он приобрет. особую важность. Сейчас приходится искать N, соотв-щие духу времени реш. Процесс включ. уч-ка в сист. к-х отнош. сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Он глубоко инд-ен. Шк-и, будущие члены к-ва, отлич-ся др. от др. состоянием здоровья, внешностью, чертами хар-ра, степенью общит-ти, знаниями, умениями, и т.п. Положение личности в сист. к-ых отнош. завис. от ее инд-го соц. опыта, т.к. опр-ет хар-р ее суждений, линию поведения. Идеал взаимоотнош. — гармонизация личности и к-ва. В этом случае м/у личностью и к-вом никаких противоречий нет. Кажд. член заинтерес. в существов. дружного длительн. объед-я. Типичн. модель шк, — сосуществ-е. Личность и к-в сосущ-т, соблюдая формальные отнош-, называясь при этом к-вом, но не будучи им по сути. Это связ. с тем, что ребята не могут проявить в к-ве свою инд-ть и вынуждены играть навязанные им роли.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации