Шпоры по конфликтологии - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по конфликтологии
скачать (246 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc246kb.08.07.2012 19:14скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Теоритические и социально исторические предпосылки возникновения конфликтологии. Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук. Как относительно самостоятельная наука и учебная дисциплина она сложилась лишь к с. XX в. Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX в. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. Корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии. Особого внимания заслуживают воззрения древнекитайских мыслителей. Важное место среди них принадлежит Конфуцию (551-479гг. до н.э.). Знаменитый мудрец Древнего Китая в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. У Аристотеля можно встретить интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством. Он утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен. Характерной чертой взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Конец XVIII в. стал периодом окончания накопления знаний о конфликтах. I пол. XIX в. – это начало становления конфликтологии как науки. Преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов длилось долго. По-настоящему научный подход к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвигаются в ряд предметов для специального изучения. На этом этапе развития конфликтологии особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта (1724-1804гг.), Георга Гегеля (1770-1831гг.), Людвига Фейербаха (1804- 1872гг.) и других. В своих трудах они акцентировали внимание на самых острых социальных проблемах того времени, в частности, проблемах войны и мира. II пол. XIX – н. XX вв. – этот период занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое было обусловлено следующими факторами: к этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта; это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями-войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т.п.; в этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, которые коренным образом изменили человеческие возможности социального познания. Фундамент конфликтологии закладывался с участием основателей социологии Огюста Конта (1798- 1857гг.), Герберта Спенсера (1820-1903гг.), Карла Маркса (1818-1883гг.) и других. Их труды стали как общетеоретической базой конфликтологии, так и методологическим руководством для разработки практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов.

2. Возникновение и становление конфликтологии как науки. По-настоящему научный подход к восприятию конфликтов проявился только со второй четверти X I X в. именно с того времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, психологии и других социальных наук. Вслед за Чарльзом Дарвином, который выдвинул теорию биологической эволюции, появился так называемый социальный дарвинизм – направление, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими законами естественного отбора, наиболее приспособленных к выживанию, и борьбой за существование. Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе. Эмиль Дюркгейм считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге. Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо. По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. Немецкий социолог Ральф Дарендорф полагает, что конфликты в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения “социальных потрясений”. Для этого важны три условия: наличие ценностных установок, признание различий и противостояние конфликтующих; уровень организации – чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

3. Особенности развития конфликтологии в России. История конфликтологии - это особый раздел конфликтологии, который решает следующие важнейшие задачи: 1) изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов; 2) раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками; 3) анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а так же самих конфликтологов; 4) описание результатов деятельности и личностных особенностей конкретных ученых. Так как отечественная конфликтология является довольно молодой наукой. Существует периодизация на основании содержательного анализа конфликтологических идей и теорий, а также количественного анализа интенсивности проводимых исследований. Таким образом, всю историю отечественной конфликтологии можно раз бить на три периода. Первый период длится до 1924 г. Для этого периода характерны следующие особенности: - конфликтологические идеи проявляются в виде знания людьми практических принципов и правил поведения в реальной ситуации конфликта; - проблема насилия разрабатывается в недрах различных религиозных учений, отражается в искусстве; - происходит постепенное накопление первых научных знаний о феномене конфликта, и основное изучение этого явления происходит в философии, праве, военных науках, психологии, при этом выделения конфликтологии в самостоятельное научное направление пока не происходит. Второй период (1924-1992) - этап зарождения различных отраслей конфликтологии. Вначале только правоведение и социология рассматривают и изучают конфликт как самостоятельное явление, но впоследствии конфликт становится предметом и других наук. Третий период (с 1992) - появление первых междисциплинарных исследований и выделение конфликтологии в самостоятельное научное направление. Происходит существенное увеличение исследований и научных публикаций, диссертаций, появляются различные центры по исследованию и регулированию конфликтов.

4. Конфликтология в системе наук. Конфликтология как наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, име¬ющей комплексный характер. Она пользуется данными, теоретиче¬скими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно связана с теми областями знаний, от которых отделяется - социологией и психологией. Многие др. отрасли науки - история, культурология, экономичес¬кие науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука - дают ей фактический материал и служат полем прило¬жения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности против чия, столкновения и взаимодействия противоположностей. Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей наук, изучающих конфликт (искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия).

5. Современные проблемы развития конфликтологии. Период -- 1990 год - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (от 60 до 250), ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 13 до 25 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов. Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей одиннадцати наук, изучающих конфликт. Именно в результате междисциплинарных исследований можно выявить не частные, а общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Объективно и разносторонне оценить характер междисциплинарных связей между частными конфликтологическими науками достаточно сложно. Ряд исследований в 1993-- 1996 гг. позволил сделать вывод, что междисциплинарные связи между отраслями конфликтологии пока не усиливаются. Подобная тенденция может быть оценена, скорее всего, как негативная.

6. Понятие конфликта. Конфликт (от лат. conflictus) - столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

7.Классификация конфликтов. По общей проблематике взаимодействия людей: 1.Социальный конфликт – это такой социальный процесс или ситуация, в которой одна социальная группа находится в социальной оппозиции по отношению к другой (другим), поскольку эти группы преследуют несовместимые цели, действительные либо кажущиеся. 2.Психологический конфликт – возникает на внутриличностном уровне, интерперсональное столкновение противоположно направленных личностных тенденций, структур, преобразующих, вызывающих борьбу, переживания и т.п. 3.Социально-психологический конфликт – явление на уровне межгруппового и межличного взаимодействия. По уровню отношений, затронутых в конфликте: внутриличностные , межличностные, межгрупповые. По характеру причин возникновения: 1.Объективные, предопределены объективными причинами, например, объективные возрастные кризисы человека могут сопровождаться внутриличностными или межличностными конфликтами. 2.Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека. 3.Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируются определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт. По процессу протекания:1.Скрытые конфликты, стороны не признают, что находятся в конфликте. 2.Открытые конфликты, стороны понимают, что их интересы столкнулись и предпринимают открытые действия для достижения своих целей.3.Враждебные, сам конфликт превращается в цель, теряется исходная причина. С точки зрения их разрешения: 1.Конструктивнее – с позитивным знаком (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива). 2.Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека. 3.Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируются определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт.

8.Фазы конфликта. По Б.Л. Еремину фазами конфликта являются: конфронтационная (военная) фаза: стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет устранения чужого; компромиссная (политическая) фаза: стороны стремятся по возможности достичь своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный; коммуникативная (управленческая) фаза: стороны стремятся достичь согласия в том, что суверенитетом обладает не только каждый субъект конфликта, но и его интерес и ликвидируют лишь незаконные с точки зрения сообщества различия в процессе движения к взаимодополнению интересов. Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом: начальная фаза; фаза подъема (1); пик конфликта (2); фаза спада (3). Возможность разрешения конфликта: начальная фаза — 92%; фаза подъема — 46%; пик конфликта — 5%; фаза спада — 20%.
9.Социально-психологические функции конфликтов. Конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: 1) конструктивные (положительные) функции конфликта; 2) деструктивные (отрицательные) функции конфликта. Все конструктивные (как впрочем и отрицательные) функции конфликта, с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала, можно разделить на: 1) общие функции конфликта имеют место на различных уровнях социальной системы; 2) функции конфликта на личностном уровне, которые касают­ся влияния конфликта непосредственного на личность. Они выражаются в следующих последствиях. 1 Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в об­ществе, организации, группе. Кроме того, конфликт свидетельству­ет о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению. Таким образом, всякий конфликт выполняет информационную функцию, дает дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интере­сов в противоборстве. 2 Конфликт является формой разрешения противоречий. Его раз­витие способствует устранению тех недостатков и просчетов в соци­альной организации, которые привели к конфликту. 3 Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разря­дить обстановку и снять накопившуюся напряженность. 4 Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом. Кроме того, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи. 5 Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, ибо при этом ликвидируются источники неудовлетворен­ности- Стороны конфликта, наученные «горьким опытом», в буду­щем будут больше расположены к сотрудничеству, нежели к конф­ликту. Помимо этого, разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился. 6 Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творче­ство, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация анализа трудных ситуаций, разрабатыва­ются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т.д. 7 Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей и тем самым может предосте­речь от последующих более разрушительных конфликтов. 8 Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содер­жанием старые нормы. Деструктивные функции конфликта. Они проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях. 1 Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жер­твы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в воен­ном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители. 2 Конфликт может привести стороны противоборства (обще­ство, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации. 3 Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного разви­тия, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов. 4 Конфликт может способствовать дезинтеграции общества, раз­рушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчужде­нию социальных образований внутри общественной системы. 5 Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе на­строений пессимизма и упадком нравов. 6 Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты. 7 Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффек­тивности деятельности.

10. Внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление. Внутриличностный конфликт — трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п. Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта: 1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов которыми вы раньше руководствовались; 2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания; 3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения; 4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса. Внутриличностные конфликты можно четко классифицировать. В основе будет лежать дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт. Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку. Мотивы — «хочу» (потребности, интересы, желания), ценности — «надо», самооценка — «могу». Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов: Истерический — характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих. Обессивно-психастенический — характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением. Неврастенический — характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, нужно понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда — результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы: конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные). конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде. В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед. Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций. Преодалением внутриличностного конфликта является восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности. В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутриличностным конфликтам по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных конфликтов: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

11. Основные психологические концепции внутреличностных конфликтов. Согласно 3. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе. Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др. Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых - это развитие «социального чувства», социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б) сверхкомпенсация,-когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта. В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
12. Мотивационные внутреличностные конфликты. Мотивационный конфликт - столкновение мотивов, бессознательных стремлений (З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). «Между хочу и хочу». Реакцией организма на мотивационное возбуждение обычно являются действия, направленные на ослабление или устранение возбуждения. Специфические способы действия очень широко варьируют в зависимости от конкретного мотива, конкретного индивида и конкретной ситуации. Несмотря на это разнообразие, можно объединить все такие целенаправленные действия в две общие категории: поведение, направленное на сближение и на избегание. Не всякое сближение и избегание обязательно требуют физических действий. Мы можем чувствовать себя мысленно привлеченным к объекту наших желаний и отталкивать от себя мысли о предметах болезненных или неприятных. Однако на практике ситуации, когда перед нами стоит простая проблема реагировать на однозначно положительный или однозначно отрицательный мотив, являются весьма редкими. Обычно в каждый данный момент в нас действуют разные два или более мотива. Иногда эти множественные мотивы совмещаемы, и тогда они могут усиливать друг друга. Однако чаще множественные мотивы в какой-то степени вступают друг с другом в противоречие. Возможно, простейший случай кратковременного мотивацион-ного конфликта состоит в конфронтации единственного мотива сближения и единственного мотива избегания. Эта ситуация легко моделируется экспериментально на животных. Например, на пути к лакомству помещается электрический контакт, и животное получает болезненный удар током при прикосновении к нему. Для исследования человеческого поведения в ситуации сближения-избегания часто нет необходимости воздвигать искусственный барьер, поскольку множество вещей, которые мы хотели бы получить или сделать, окружены социальными табу, которые мы приручены не нарушать. Эти социальные запреты и выполняют роль барьера. Не все мотивационные конфликты носят характер сближения - избегания. Противоречие может существовать между альтернативными целями, или это может быть выбор между различными путями достижения цели, или избегания нежелательной ситуации. Конфликтные ситуации, согласно К. Левину (1935), следуют трем основным схемам: сближение-сближение, избегание-избегание, сближение-избегание.
13. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
14. Формы проявления внутриличностных конфликтов: Неврастения. Симптомы: невыносимость сильных раздражителей, подавленное настроение, снижение работоспособности, плохой сон, головные боли. Эйфория. Симптомы: показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слезы». Регрессия. Симптомы: обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности. Проекция. Симптомы: приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная. Рационализм. Симптомы: самооправдание своих поступков, действий. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: Компромисс. Содержание действий: сделать выбор в пользу какого-то варианта и приступить к его реализации. Уход. Содержание действий: уход от решения проблемы. Переориентация. Содержание действий: изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему. Сублимация. Содержание действий: перевод психической энергии в другие сферы деятельности - занятие творчеством, спортом, музыкой и т. п. Идеализация. Содержание действий: погружение в мечты, фантазии, уход от действительности. Вытеснение. Содержание действий: подавление чувств, устремлений, желаний. Коррекция. Содержание действий: изменение «Я-концепции» в сторону достижения адекватного представления о себе.
15. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание. Нечёткие инструкции и неопределённая постановка задачи, неясность смысла и значения порученного действия могут привести к тому, что человек, выполняющий роль, даже, несмотря на старание и желание всё сделать наилучшим образом, получит отрицательный с позиций организации результат. Можно выделить четыре типа ролевого конфликта. Первый тип известен как внут­риролевой конфликт и возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более несовместимых задания. Второй тип ролевого конфликта - межролевой внутриличностный конфликт. Он появляется тогда, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования. Третий тип конфликта называется межролевой конф­ликт. Он имеет место тогда, когда два или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожида­ния. Также существует конфликт личностно-ролевой. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями. Отметим, что высокий уровень ро­левых конфликтов ведет не только к более низкой степени удов­летворенности работников своей работой, но и к снижению произ­водительности и к повышению текучести кадров. Основные виды ролевых конфликтов: а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей; б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других; в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид; г) интраролевой - конфликт между ролью, которую необходимо играть и внутренними потребностями личности (ролевой Я-концепцией).
  1   2   3


1. Теоритические и социально исторические предпосылки возникновения конфликтологии
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации