Курсовая работа - Досуг молодежи НХК - файл n1.rtf

Курсовая работа - Досуг молодежи НХК
скачать (278.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf279kb.08.07.2012 19:14скачать

n1.rtf

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………….ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРАХ…………………………………………………………1.1.1.2.

1.3ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ……2.1. 2.2.Заключение…………………………………………………………………..Список литературы…………………………………………………………

3

5Специфика и содержание молодежного досуга………………..Роль народно-художественной культуры в формировании молодежного КДЦ нового типа с народно-художественной направленностью………………………………………………..

Психолого-педагогические принципы досуговой

деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах……….
16Содержание деятельности культурно-досуговогого центра по организации досуга молодежи………………………………….Методические рекомендации по организации досуга

молодежи. ………………………………………………………..2528

Стр.7
9
13
16

21

Введение
Цель данной курсовой работы - изучение деятельности досуговых центров по возрождению НХК. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.

В силу социально-экономических трудностей общества, большого количества безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие различных форм молодежного досуга.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую, проффесиональную и народно-художественную. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по новой модели организации досуга и его сочетания с народно-художественною направленностью сегодня является актуальной проблемой. Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Цель работы- исследование условий для занятий народной-художественной культуров.

Задачи работы – исследование сочетания традиционных начал и современных направлений работы молодежного культурно-досугового центра.

Структура работы – работа состоит из введения, двух глав по два подпункта, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 Социально педагогические условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах


    1. Специфика и содержание молодежного досуга

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». 1

Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

  • необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

  • источник творческого преобразования индивида в личность;

  • форму передачи знаний и социального опыта;

  • исходный пункт самосознания личности;

  • регулятор поведения людей в обществе;

  • самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

  • в эмоциональном контакте, сопереживании;

  • в информации;

  • в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • по содержанию (познавательные, развлекательные);

  • по времени (кратковременные, периодические, систематические);

  • по характеру (пассивные, активные);

  • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.


    1. Роль народно-художественной культуры в формировании молодежного КДЦ нового типа с народно-художественной направленностью


Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности молодого человека. Не учеба, не работа, а именно досуг. От удовлетворенности им зависит удовлетворенность жизнью. В школе «отсиживают» положенное количество часов, в вуз приходят «за дипломом», на работу устраиваются туда, где «больше дадут»… Подлинная жизнь начинается за порогом школы, вуза, завода2.

Что касается интересов молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны, не осознанны, с трудом дифференцируются, причем у 42% опрошенных ограничиваются сферой «зарабатывания денег», а у 15% никак не проявляются в заявлениях типа «делать нечего», «никаких увлечений». В свободное время молодые люди в основном гуляют с друзьями, встречаются с ними дома, смотрят телевизор, слушают музыку (63% опрошенных). читают художественную литературу на досуге лишь 7% респондентов. Еще реже молодежь занимается спортом – 3%. Большинство опрошенных (72%) практически никогда не посещают концерты, выставки, спортивные соревнования; лишь 2% занимаются в кружках, секциях3.

В ряду наиболее значимых ценностей (отмечены половиной и более студентов):

- дело по душе, интересная работа;

- высокий заработок, материальное благополучие – этот параметр тоже общезначим;

- хорошие, верные друзья, хорошие отношения в семье, удовлетворенность в интимной жизни, любви. Эти параметры однопорядковые, эмоционально окрашенные и личностные. В ответах девушек они отмечались чаще.

В целом можно сказать: студенчество становится практичнее, прагматичнее. Но одновременно сохраняется ориентация на творческий, интересный труд, возрастает значимость для успеха нематериальных ценностей (Дружба, Любовь, Семья).

Остальные читали на момент опроса в основном развлекательную литературу – детективы, приключения. Только некоторые в тот момент овладели наследием Достоевского, Хемингуэя, Данте, Бальзака (все студенты педагогического института). Что касается газет и журналов, то вообще не читают ни каких газет 30% опрошенных. Из остальных 70% читающих подавляющее большинство предпочитают газетки рекламно-развлекательного характера.

Информация, получаемая из такого рода прессы, не может быть оценена позитивно. Молодые люди узнают сплетни, сенсационные подробности событий, получают советы типа «Как познакомиться с девушкой» или «Как понравиться мужчине», читают гороскопы и рассматривают рекламные картинки. Молодежь относится к подобной прессе серьезно, тем не менее, она незаметно, но существенно оказывает влияние на их духовный мир, ориентируя на мимолетность чувств, отношений, эгоизм. Такое же влияние оказывает в целом массовая культура.

Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом респонденты отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.

Кино «существует» для респондентов в основном на экранах телевизора. Менее 2% студентов ответили, что ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. 37% респондентов никогда не ходят в кино по своей инициативе. Остальные ходят изредка или по возможности.

Несколько иное отношение к театру. В среднем около 3% респондентов ходят на каждую премьеру, 26% посещают театр как только им предоставляется возможность, половина опрошенных хоть изредка, но бывает в театре. Никогда не ходят в театр по собственной инициативе 22% респондентов.

Хуже отношение к изобразительному искусству. Никто из опрошенных не ответил, что посещает каждую новую выставку, 30% отметили, что вообще никогда не посещают выставок по собственной инициативе. Остальные делают это редко или по возможности. Поэтому неудивительно, что взгляды студентов на изобразительное искусство не отличаются широтой. Они мало видели картин и знают только хрестоматийно известных художников4.

Культурные потребности

В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (театр, кино, музей, телевидение)5.

Влияние массовой культуры

Как пишет К. Разлогов, для того, чтобы по-настоящему насладиться произведениями массовой культуры, лучше быть художественно необразованным человеком – «художественная образованность здесь не опиум, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует каких либо дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа»6.

Все-таки влияние массового искусства ощущается весьма заметно. Массовая культура, видимо, помогает молодым людям в их стремлении отгородиться и защититься от сложных жизненных проблем. В период общественных катаклизмов важнейшими становятся компенсаторная и развлекательная функции искусства. Именно эти функции выполняет массовое искусство.

Однако «масскульт» наносит большой вред людям, особенно молодым, ибо сознательно обедняет духовный мир человека. Массовая культура преподносит суррогат как подлинное. Это приводит к тому, что у молодежи путаются понятия, портится вкус. Например, музыку Моцарта молодой человек впервые слышит не в исполнении оркестра, а в пародийном исполнении на электрогитаре, а «Джоконду» видит не на хорошей репродукции в художественном альбоме, а на обложке компакт-диска, притом опять-таки в искаженном виде: поработало постмодернистское воображение оформителя обложки7.

Культ моды, вещизма и потребления овладевает сознанием и приобретает универсальный характер. Классическая культура начинает терять ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной8.
1.3. Психолого-педагогические принципы досуговой

деятельности молодежи в культурно-досуговых центрах.
Народная культура в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика - стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др. Естественно, каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивно. Цель данной главы - обосновать перспективность социогуманитарного подхода, который может быть определен как собственно культурологический.

Обращение к научной литературе по разным отраслям, имеющей отношение к указанному представлению о культуре, обнаруживает в целом пеструю, неоднозначную картину. Если взять самый общий уровень анализа в работах о культуре теоретического характера, то часто используются два деления культуры: по вертикали и по горизонтали. По вертикали выделяется культура специализированная в качестве верхнего (высшего) этажа и культура повседневная, обыденная - в качестве низшего (низового) слоя1. По горизонтали культура в каждую эпоху расчленяется на различные социально-сословные и групповые культуры и субкультуры. При этом народная культура либо отсутствует вовсе, либо примыкает к сословной или входит в обыденную. Проблема остается открытой.

Иногда в работах по философии культуры народная культура все же выделяется как пласт средневековой культуры в рамках крестьянской фольклорной субкультуры, которая в новое и новейшее время представлена лишь некоторыми «пережитками».

Аналогичная тенденция прослеживается в западной научной традиции, которая в целом тяготеет к культурно-антропологической, этнографической интерпретации фольклора: прошлая и даже архаическая культура в целом, реликтовая культура, пережитки в культуре низших классов цивилизованного общества, не охваченных модернизационными процессами.

Представители конкретных областей отечественного гуманитарного знания сосредоточили внимание на отдельных направлениях, жанрах, стилях, даже объектах народной культуры, фольклора, причем чаще всего взятых из более или менее отдаленного, «классического» прошлого. На первый план в этом случае выходит историко-культурная и художественно-эстетическая ценность элементов прошлой культуры, и определяющими в отнесении того или иного феномена к культуре выступают прежде всего аксиологические критерии, выдвигаемые учеными - людьми другой социальной среды и другой эпохи - по отношению к оцениваемым артефактам культуры. С этим, очевидно, связано явное доминирование эстетических критериев и вообще выдвижение на первый план художественной культуры из всего ее массива. Сторонники такого подхода, а их позиция согласуется с практически-житейскимим представлениями о культуре, воспринимают культуру как нечто высокое, прекрасное, вечное, восходящее к основам бытия, исполненное высокого смысла. Принадлежность к культуре, подтвержденная мнением экспертов-специалистов, является гарантией высоких духовно-эстетических качеств объекта, творческого результата. Все прочее, что такими качествами не обладает (с точки зрения ценителей-экспертов), не входит в собственно культуру, и даже порой квалифицируется как антикультура, кич, «самодеятельность» в негативном смысле.

Не будучи выражено прямо, такое представление о культуре нередко подспудно проступает в наборе определений, терминов, круга интересующих автора объектов. В связи с этим, например, в отечественной традиции (особенно советского периода) наметилось явное сужение объема понятия «фольклор». К нему стали относить в основном народное художественное творчество (отметим в связи с этим отход от исконно широкого значения английского термина Folk lore - народная мудрость) или даже ту его часть, которую иногда называют духовной художественной культурой: слово, музыку, танец, театр, - без декоративно-прикладного творчества, отнесенного к «материальной» культуре и получившего среди специалистов этого профиля название «народное искусство». Филологи, в свою очередь, стали оперировать представлением о фольклоре как искусстве слова, устно-поэтическом творчестве: изучалась, например, обрядовая поэзия, а не обряд в целом. Словом, специалисты каждой области тщательно возделывали каждый свою делянку, не оглядываясь по сторонам и приходя к сходным выводам независимо друг от друга и в разное время.

ГЛАВА 2 Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи
2.1 Содержание деятельности ООО «Культурный центр» по

организации досуга молодежи.
Культурно-досуговой центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны, и имеют народно-художественную направленность. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.

Стратегическая цель проекта.

Интеграция научно-образовательных ресурсов в области традиционной народной культуры для создания модели профильного обучения и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Задачи проекта

Разработка содержания профильного обучения, обеспечивающего введение материалов традиционной художественной культуры в школьное образование;

Адаптация существующих и разработка новых стратегий этнокультурного образования, включающих принципы аксиологического, антропоэкологического и поликультурного подходов к педагогической практике;

Апробация инновационных образовательных программ, элективных учебных курсов этнокультурного и гуманитарно-художественного содержания;

Оптимизация инфраструктуры системы пред профильной подготовки и профильного обучения;

Развитие внешних связей школы, ее включенности в социальное пространство района и города, реализация партнерских межрегиональных проектов. Совершенствование нормативно-правового сопровождения профильного обучения и укрепление материально-технической базы;

Формирование ресурсного центра, обеспечивающего технологию сетевого взаимодействия в гуманитарно-художественном образовании.

Содержание проекта

 Обоснование актуальности.

    Одной из важных проблем современной жизни является конфликт родовых (семейных) и национальных ценностей с ценностями глобальной цивилизации, способный породить недоверие между народами, привести к деструктивным процессам в обществе. В этих условиях большая ответственность ложится на образование как на сферу воспитания человека, отвечающего не только за свою жизнь, но и за целостность планеты и культуры. Решение данной проблемы предполагает смену ценностно-мотивационной парадигмы образования, как основной организационной формы культуры, переход от рационально-технологических к духовно-нравственным ценностям. В образовании должна возрасти роль аксиологического (ценностно-ориентированного) и антропоэкологического подходов, гуманистических технологий воспитания, создание комфортной среды обучения. В многонациональном регионе также важна поликультурная направленность образования, формирующая культуру межэтнических отношений и толерантность учащихся.

Суть инициативы:

 Несмотря на то, что в последней четверти ХХ – начале XXI в. средствами науки, музейной деятельности, образования осуществлено восстановление типологической целостности народной культуры, материалы этих исследований не представлены в необходимой мере ни в государственных образовательных стандартах, ни в школьном учебном процессе. Поэтому необходимы: 1) формирование системы гуманитарно-художественного образования как модели пред профильной подготовки и профильного обучения на основе традиционной культуры; 2) адаптация этнологических и этнопедагогических концепций к социально-культурным потребностям среднего образования; 3) внедрение материалов по традиционной культуре и народному искусству в школьные образовательные программы. Они должны быть основаны на материалах российских и региональных художественных процессов в традиционном искусстве, а также исследованиях этнокультурной среды.

Широкий спектр научно-практических исследований в области народного искусства и педагогических условий его трансляции служит основанием проектной интеграции профильного школьного образования с университетской структурой как гарантией научно-методологического обеспечения образовательного процесса. Аргументом в пользу перспективности проекта служат материалы исследований.

Ключевая задача современного образования – преодоление отчуждения человека от окружающего мира, формирование целостной личности. Ребенку в увлекательной и доступной форме необходимо показать базовые гуманистические цели, внушить идеалы, познакомить с моделями поведения и сотворчества, созвучными общечеловеческим ценностям, завершенности и гармонии природного мира, все это заложено в традиционной культуре.

Под традиционной культурой предлагается понимать этические нормы народной жизни, мудрость этнопедагогики, богатство празднично-обрядовой жизни, содержание и законченность форм народного искусства.
Принципы педагогической деятельности:

1. Целеполагающий принцип приоритета нравственно-эстетического развития личности в художественной деятельности (через ценности и идеалы ТХК).

2. Функциональный принцип полихудожественного развития учащихся в творческой деятельности (синкретизм традиционной культуры).

3. Организационный принцип (сотворчество) определяет характер сотрудничества в художественно-творческой деятельности (коллективность народной культуры).

4. Системообразующий принцип художественно-педагогической деятельности отражает характер отношений в образовательной среде (природосообразность и гуманность народной культуры).

Основные идеи проекта:

1. Антропоэкологический подход к образованию – традиционные ценности являются основным «каналом» усвоения духовной культуры общества и превращения их в стимулы художественно-творческой деятельности и поведения человека.

2. Этнохудожественное образование является фактором развития эстетического сознания и формирования культурно-исторической памяти учащихся, интеллектуального роста детей и юношества, средством развития потребностей в самопознании, саморазвитии, самоактуализации.

3. Поликультурная направленность образования нацелена на формирование у школьников патриотизма, культуры межэтнических отношений и толерантности.

4. Технологии сетевого взаимодействия в образовании предполагают системную организацию художественно-образовательного процесса по комплексному освоению народной культуры и искусства.
5. Интеграция в рамках проекта дошкольного – среднего – высшего профессионального – послевузовского образования как условия для формирования единого пространства изучения и преподавания элементов ТХК.

Формы педагогической деятельности.

 Уроки в рамках базового учебного плана и элективных курсов, построенные на имеющихся (Т.И. Бакланова, А.В. Нестеренко, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова) и авторских разработках, являются основной формой организации познавательно-творческой деятельности школьников по изучению народной художественной культуры. Модель строится на разработке и апробации программы, занимающей часы блока элективных учебных предметов («Народоведение», «Краеведение», «История народов России»).
    В старших профильных классах предполагается изучение специальных дисциплин «Мировая художественная культура» (2 ч.), «История культуры России» (2 ч.), «Народная празднично-игровая культура» (2 ч.), «Технология и проектирование (оформление праздника)» (2 ч.), «Музыка» (1 ч.), «Хореография» (1 ч.). Цели и задачи каждого года обучения предполагают интеграцию с базовыми предметами «Литература», «История», «Обществоведение», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Технология и проектирование», «Музыка».

В профильных классах предполагается углубленное изучение предметов гуманитарного цикла «Русский язык» (подготовка к ЕГЭ), «Литература» (Фольклор, мифология, религиозная литература), «История России» (История русской культуры), «Обществознание» (культурология). Предполагаемая программа рассчитана на 10 лет обучения (в идеальном варианте) и строится как единый комплекс. Программу дополняют элективные курсы по изучению народных ремесел и декоративно-прикладного искусства: вышивка, узорное вязание и ткачество, керамика, художественная обработка дерева, бересты, соломки, бумагопластика, народная и театральная кукла, народная игрушка. Возможна интеграция с программами дополнительного образования в стандартных планах школы искусств (музыка, хоровое пение, хореография, рисунок, живопись, проектирование, композиция, история искусств). Праздник, как результат обучения выходит за рамки учебных занятий во внеклассную деятельность, куда вовлекаются все учащиеся школы, педагоги и родители.


2.2. Методические рекомендации по организации досуга
 Планируется проведение во внеурочное время научных конференций, фестивалей, праздников, конкурсов, работа школьного музея и этнографического театра. Интегрирующее значение в народной культуре имели зрелищные и игровые виды деятельности, обладающие ярко-выраженным коллективным началом, что обуславливает их педагогический потенциал. Игровая сущность названных областей народной культуры созвучна природе детства и юности, интересна всем возрастам населения. Праздники народного календаря могут объединить школьников разного возраста, учителей и родителей. При проведении праздника каждый несет груз ответственности за общее дело, это воспитывает чувство ответственности перед единомышленниками. В коллективе преумножается и радость от результата общего труда. Чувство единения с окружающими, а также с природой, как неотъемлемой средой и основанием праздника, закладывает мощный эмоциональный заряд. Синтез искусств осуществляется в игровой стихии праздника естественно, что является залогом интегративного подхода к изучению народной культуры. Ценность празднично-игровых форм народной культуры обусловлена их целостным и синкретичным характером, широтой и масштабностью педагогического воздействия, созвучностью экологическим принципам.

Ресурсное обеспечение проекта

Для достижения поставленных целей и задач МОУ СОШ №54 располагает следующими творческими ресурсами:

  • Художественно-этнографический музей"Открытый мир – истоки и современность" (более 200 ед. хр.)

  • Художественная галерея (28 ед. хр.)

  • Научное общество учащихся «ЛОГОС»

  • Школа искусств * Клуб "Родничок"

Для реализации проекта имеется исходная материально-техническая база:

  • Актовый зал (165 мест)

  • Компьютерные классы (2 класса, 25 рабочих мест) с выходом в Интернет

  • Оргтехника (копировальные аппараты, принтеры, факсы, школьная локальная компьютерная сеть)

  • Библиотека (научно-справочный фонд)

Художественные мастерские, оборудованные кабинеты (рисунка и живописи, художественного текстиля, обработки дерева, макетная мастерская).

Механизмы, этапы и сроки реализации проекта

     Проект носит среднесрочный характер и рассчитан на реализацию в течении 2009-2010 гг. с определением перспективного плана развития.

В основе проекта – концепция этнокультурного образования, как целенаправленного процесса воспитания, обучения и развития личности на материале и средствами народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова). Содержание модели строится в соответствии с предложенной структурой этнокультурного образования. На первых ступенях осуществляется монокультурное образование детей в процессе приобщения к традициям родной культуры и эпизодического ознакомления с двумя-тремя другими этническими культурами. В Удмуртии это русская, удмуртская, татарская этнические культуры. В среднем звене осуществляется поликультурное образование. Оно направлено на изучение четырех и более этнических культур на основе их сравнения, выявления общего и особенного. Мультикультурное образование осуществляется в старших классах на основе многообразия культур народов мира, на основе кросс-культурного метода. На всех этапах осуществляется межкультурное образование, направленное на формирование культуры межэтнического общения.

Базовые инструменты:

Письменные формы - сказка, миф, легенда, религиозная литература, являются мировоззренческой основой. Отсюда их высокая роль, как смыслового элемента культуры. Темы, посвященные им, открывают все семестры, полугодия, учебный год, а затем наполняют занятия идейным содержанием. Важно выявление общечеловеческих идеалов и ценностей. Это природа, материнство, семья, человек, родина.
2. Материальные художественно-образные формы - игрушка, театральная кукла, маска, костюм. Это образные инструменты, которые также проходят сквозь всю программу и дают ей зримое воплощение.
3. Процессуальные формы: игра, праздник, театр являются целью и конечным результатом обучения. Поэтому их роль нарастает к концу учебной четверти, года.

Начальная школа (1–4 классы).

Цель:
монокультурное и межкультурное образование, ведение в культуру родного края.

1. Сказка (чтение по ролям, сочинение, рисование как проживание и нахождение образа, изготовление костюмов и аксессуаров, театральная инсценировка).

2. Игрушка (изготовление, освоение через игрушку народного календаря и обрядовых традиций названных народов, ролевая игра и театрализованная деятельность).

3. Игра (игры подвижные, имитационные, театрализованные, календарные).

4. Праздник (участие в организованных педагогами тематических, календарных праздниках, разучивание песен, танцев, изготовление костюмов и атрибутов, участие в качестве зрителей в праздниках, организованных старшими классами).

Средние классы (5–9 классы).

Цель:
поликультурное и межкультурное образование, сравнение и выявление общечеловеческой ценности в культуре четырех и более народов (русского, удмуртского, других на выбор учащихся, в том числе особо значимых мировых культур – египетской, греческой, индийской, японской и др.).
1. Сказание, миф и легенда (чтение, сравнительный анализ, сочинение своих сказок как сценариев, театральная инсценировка).
2. Игрушка как сувенир (изготовление, сравнительный анализ, организация театрализованной ярмарки-продажи).

3. Игра и игрушка как этнографический памятник (научный поиск местных крестьянских и промысловых игрушек, игр, научная обработка информации, организация игр: подвижных, театрализованных, календарных).
4. Театр (исполнение драматических сценок и пьес кукольного и теневого театра – вертеп, петрушка. Изготовление костюмов, кукол, атрибутов, разучивание музыкального сопровождения, песен, танцев. Организация представления для младших школьников).
5. Праздник тематический, календарный, семейный - в классе, параллели, для младших школьников (поиск информации в литературе, этнографические экспедиции, научное обобщение). Сочинение сценария, организация праздников – тематических и календарных для всей школы. Разучивание песен, танцев. Изготовление костюмов и атрибутов праздника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Изучение совершенствования деятельности народно-художественныых культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в культурно-досуговых центрах.и ставились следующие задачи:

Определить сущность и функции досуга

При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее:

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2008. – 363стр.

  2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.:Просвещение, 2000 г. 207 стр.

  3. Бочарова В.Г. Cоциальный досуг– М.: Просвещение, 2004 208 стр.

  4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2003 150 стр.

  5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культуры, 2003 стр. 150

  6. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 2007 стр. 142

  7. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? – М:Просвещение, 2009 стр. 120

  8. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 2006 стр. 120 С.2-4.

  9. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 2000 стр. 57

  10. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2004 стр. 35 с.

  11. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 2006 стр.

  12. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2006 стр. 306

  13. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 2000 стр. 343 с.

  14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 2007 стр. 250 С.

  15. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2004 стр. 190 стр.

  16. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 1989 стр. 633

  17. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987 стр.263

  18. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 2008 стр.143

  19. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 2006 стр. 160

  20. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2007 стр. 200

  21. Семенов Е.К. Интересы современной молодежи // «Социс»






1 Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М. 2000г. 207 стр.

2 Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 . стр 61 – 62.

3 В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6. стр. 98.

4 Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8.

5 А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12

6 О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.

7 Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8.

8 О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12. стр. 93.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации