Реферат - В.М. Бехтерев: коллективная рефлексология - файл n1.docx

Реферат - В.М. Бехтерев: коллективная рефлексология
скачать (29.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx30kb.08.07.2012 19:13скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.docx

Российский Государственный Педагогический университет имени А.И.Герцена

Факультет «Институт детства»

Кафедра психологии и психофизиологии ребенка


Реферат

Владимир Михайлович Бехтерев – Коллективаня рефлексология.

Выполнили студентки 4 курса 1 группы

Беляева Карина

Иванова Татьяна


Санкт-Петербург

2011 учебный год
Социально-психологическая концепция В.М. Бехтерева.
Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого – начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение. В своей непосредственно исследовательской деятельности ученый стремился реализовать комплексный подход разными способами: во-первых, посредством организации комплексных экспериментальных исследований, в которых конкретный объект (человек) выступал предметом изучения разных научных дисциплин: физиологии, анатомии, педагогики, психологии, и т.д.; во-вторых – путем анализа и осмысления на основе единой теоретической концепции разных сфер и уровней взаимодействия человека с миром. А это, соответственно, требовало существенного расширения границ и объема охватываемой исследованием реальности, анализа различных форм человеческой активности, всестороннего изучения человека на основе исследования всех проявлений его жизнедеятельности. Именно этой стратегии отвечала разработка Бехтеревым новых отраслей рефлексологии: генетической рефлексологии, рефлексологии труда, коллективной рефлексологии и т.д.

Принципиально важное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался анализом только индивидуального поведения человека. Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким образов Бехтерев явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (общественной) психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии и рефлексологии индивида. Отсюда название нового направления - коллективная рефлексология.
Коллективная рефлексология.
Коллективная рефлексология ничуть не может быть отождествлена с психологией народов в том виде, как понимает её В. Вундт. Предметом её служат не одни лишь мифы, обычаи и язык народов, но все вообще проявления коллективной соотносительной деятельности – и притом не только таких больших племенных общественных групп, как отдельные народы, но и более мелких социальных групп, на которые разделяются отдельные народы, а также проявления соотносительной деятельности групп, выделяемых народами для установления совместной международной деятельности. И другие проявления соотносительной деятельности народа, такие, как наука, искусство, религия, литература и пр., могут служить для характерологии народа.

Коллективная рефлексология имеет своею целью не столько исследование племенных особенностей соотносительной деятельности, сложившихся под влиянием рода исторических событий и условий климата и местности, в которой данный народ живет и развивается, сколько определение общественных настроений, общественной же творческой работы и общественных действий. Поэтому результаты исследований относительно мифов, языка и и обычаев могут занимать особый отдел и не могут занимать в ней исключительного или даже первенствующего положения.

Коллективная рефлексология естественно соприкасается с общей рефлексологией отдельной личности, обособляясь от нее тем, что она исследует не соотносительные проявления отдельных индивидов, а соотносительные проявления социальных групп.

Коллективная рефлексология, изучая массовые или коллективные проявления соотносительной деятельности, имеет в виду собственно выяснить, как путем взаимоотношения отдельных индивидов в общественных группах и сглаживания их индивидуальных различий достигаются социальные продукты их соотносительной деятельности.

С другой стороны, коллективная рефлексология соприкасается с социологией, так как изучает основы совокупной деятельности социальных групп. Здесь к.р. является тем промежуточным звеном, которое соединяет между собою две науки: рефлексологию и социологию.

«Коллективная психология занимает совершенно другую сферу и в своем развитии идет по пути, диаметрально противоположному социологии; она имеет права гражданства там, где последняя вовсе не имеет места, и её законы управляют тем, над чем социологические законы потеряли свою власть. Чем более временно и случайно собрание индивидов, тем более оно является неорганическим, тем далее отстоит оно от Спенсеровой аксиомы и тем скорее входит в сферу наблюдений коллективной психологии»

Сигеле С. Преступная толпа: Опыт коллективной психологии. СПб., 1893. С. 17.
К.Р. должна быть обособлена от социологии, ибо последняя изучает явления человеческого взаимодействия, то к.р. как научная дисциплина, изучает явления отношения человеческих масс, объединенных в коллективы, не только к другим творческим коллективам или отдельным лицам, но и к животным и ко всей вообще окружающей среде.

В тоже время к.р. не считает своею прямой целью изучать самые общественные факты и явления, она изучает лишь рефлексологический механизм развития общественных явлений, их рефлексологическую подготовку и изучает условия, при которых развиваются сами явления в ряде индивидов в форме коллективных рефлексов.

Задачи коллективной рефлексологии:

  1. Изучение механизма образования коллектива;

  2. Изучение способов и проявлений коллективных рефлексов, образующих в общей совокупности коллективную деятельность, по сравнению с индивидуальными рефлексами или индивидуальной деятельностью.

Словом к.р. имеет дело с механизмом обобщения или социализации индивидуальных рефлексологических явлений, объясняя, как этим путем образуются коллективные рефлексы и подготовляется то или иное общественное явление, и вместе с тем выясняет, как проявляется поведение общественных групп.

Немало сближений существует между к.р. и историей, ибо история, есть главным образом история коллективных человеческих деяний.

В исторической перспективе социальных событий мы встречаемся со взаимно сталкивающимися коллективными рефлексами, которые, являясь возбудителями целого ряда гармоничных с ними коллективных рефлексов, в то же время оказывают взаимно тормозящее влияние, причем поступательный ход истории обуславливается тем, какие из двух рефлексов возьмут окончательный перевес и получат наибольшее распространение.

Предмет и метод коллективной рефлексологии
Предметом к.р. является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов.

Предметом к.р. должны быть проявления соотносительной деятельности общественных или социальных групп вообще независимо от их характера и цели.

Предметом должны служить все проявления соотносительной деятельности в разнообразных общественных группах и собраниях, начиная с простой толпы, сходок, митингов и кончая собраниями в форме научных обществ и коллективных учреждений общественного и правительственного характера, в форме так называемых советов, комитетов и т.п.

К.р. должна принимать во внимание условия, объединяющие данную группу лиц в том или ином отношении и её прошлое, так как от того и другого зависит как характер, так и особенности коллективной относительной деятельности.

К.р., рассматривая общественные явления в процессе их зарождения, развития и проявления со строго объективной стороны, а иначе она рассматривать их не может, имеет предметом своего исследования возникновение, развитие и то или другое проявление общественной деятельности или общественного движения как своего рода общественный рефлекс.

Коллектив людей в основе всегда имеет связующее нечто, как, например, общее настроение, общее наблюдение, общее сосредоточение, общее обсуждение, общее решение или постановление и общность или единство цели и действий.

Таким образом коллективы всегда имеют в виду общность интересов в том или другом отношении, предполагающую единство цели.

Общий интерес и единство цели обусловливают связь отдельных членов коллектива, причем чем больше общих интересов, тем очевидно больше и сплоченность коллектива. Но кроме общего интереса коллектив предполагает и общность задачи. Общность интересов и задачи – стимул который побуждает коллектив к единству действий и придает самый смысл существования коллектива.

Коллективы могут быть организованными и неорганизованными.

Коллективы, связующим звеном которых служит по преимуществу настроение или наблюдение, не нуждаются в особой внутренней организации, ибо они не имеют вперед предоставленной цели. Такие коллективы бывают недолговременными (толпа, театральная публика и др.). Такие коллективы нуждаются только во внешнем воздействии в целях регулирования внешнего порядка, дабы данный коллектив не осложнил жизни других коллективов.

Все другие коллективы, которые имеют определенные задачи, обязательно должны иметь свою организацию, целью которой является планомерность и порядок коллективной работы, а также установление связи между собой отдельных индивидов коллектива. В целях согласованности совместных действий, организация этих действий в коллективах выполняется посредством исполнительного комитета, президиума, управления, командного состава и т.п.

Вообще согласованность действий, планомерность устремлений коллектива и достижение его целей осуществляется путем предоставления полномочий одному лицу или выделенному на этот случай небольшому коллективу – исполнительному бюро.

Каждый вновь возникший коллектив выясняет свою относительную позицию среди других, вырабатывает свой план осуществления заданий или программу и сообразует свои действия с условиями окружающей действительности.

Коллективы могут разнообразиться не только по составу входящих в них индивидов (определенной профессии и т.п.), но и по цели, а также и характеру взаимоотношений между входящими в коллектив индивидами.

Также мы имеет коллективы, которые не представляют в сущности отдельных собраний, но тем не менее образуют собою значительные группы лиц, связанных теми или иными общими интересами. Коллективная деятельность здесь осуществляется через то или иное представительство или печать. Таковы народ, племя, государственный коллектив, союз народов, все человечество.

Чем элементарнее цель и задача коллектива, тем больших размеров он может достигать. Так толпа может достигать сотен тысяч, коллективы преследующие узкую задачу, например, обработку редакции текста, не могут представлять собою более нескольких индивидов.

Отсюда понятно, что способы общения отдельных членов того или другого коллектива в зависимости от его размеров и характера не могут быть одинаковыми.

Итак, метод к.р., как и социологии, должен быть исключительно объективный. К.р., изучая особенности соотносительной деятельности собраний или группы лиц, не может становиться на точку зрения того воображаемого собирательного «я» или сознания толпы, которое стало бы повествовать о всем пережитом толпой или собранием, так как это явилось бы простым отражением субъективной точки зрения индивидуального «я», но рассказы отдельных личностей, бывших в толпе или собрании, могут быть использованы коллективной рефлексологией, поскольку они носят характер объективности, трактуют о внешних обстоятельствах и поскольку они характеризуют самое развитие общественного дела.

Собственно, к.р. в отношении своего метода должна идти по стопам рефлексологии отдельной личности. Поэтому она должна наблюдать и регистрировать внешнюю сторону поведения массы лиц, устанавливая соотношение её с теми предшествующими внешними влияниями, которые послужили причиной массовой деятельности лиц в каждом данном случае.

Таким образом к.р. должна не только выяснять настроение, или «эмоциональную» сторону, точнее, мимико-соматическую реакцию того или другого собрания и его известную чуткость или впечатлительность, но и его творческую деятельность, а также его решения и коллективные действия, но все эти проявления массы лиц она должна рассматривать в связи, с одной стороны, с характером собрания лиц и его прошлым, с другой стороны – с теми или иными внешними влияниями, которые послужили основной причиной и условиями деятельности данного собрания в том или ином случае.

Только этот метод и может правильно осветить нам особенности проявлений соотносительной деятельности массы лиц, спаянных между собою теми или иными общественными условиями.

Один из важных методов изучения к.р. является – статистический метод, дающий возможность учитывать действия человеческих масс, но нужно уметь им пользоваться. Нужно ставить для статистики те самые задачи, которые отвечают определенной цели, и собирать материалы там, где он может дать соответственные результаты.

Статистика будет полезна для к.р. только когда она отвечает на её задания. Но при этом мало иметь просто данные, нужно еще выяснить причину происходящих перемен в общественной жизни, а это достигается путем сопоставления с целым рядом других данных, собираемых тем же статистическим методом.

Статистика дает нам возможность при сопоставлении с другими явлениями и состояниями, изображаемыми также в кривых, устанавливать между ними взаимные соотношения, которые могут в то же время подлежать проверке и другими методами.

Необходимо затем иметь в виду, что статистика устанавливает прежде всего количественные отношения, между тем как в сущности каждое общественное явление имеет не только количественную, но и качественную. сторону.

В конце концов статистика является в сущности массовым наблюдением, дающим материал для коллективной рефлексологии.

Другой способ коллективного эксперимента – это метод прямого эксперимента над целым коллективом, что может быть осуществляемо более удачно в школах и в аудиториях.

Но экспериментальную коллективную рефлексологию необходимо еще создавать.

Местом, для обследования коллективной личности, могут служить детские площадки, где в сущности мы имеет настоящую толпу, состоящую правда из детей, но все же толпу в истинном смысле слова, над которой может быть проделан настоящий коллективный эксперимент.

Эксперимент в к.р. должен исходить из сравнения с данными эксперимента над отдельной личностью, иного пути нет, ибо какая же может быть мера для учета влияния сообщества на деятельность входящей в него личности, как не деятельность отдельной личности в её обычной индивидуальной работе.
Взаимоотношение личности и общества
Самая обстановка со дня рождения представляется неодинаковой для различных личностей, откуда возникает большое разнообразие во внутреннем богатстве каждой личности, состоящем в приобретении навыков, или так называемых сочетательных рефлексов, и обеспечивающем различные условия её существования.

Для развития социальной личности даже не требуется похвала или осуждения со стороны близких или общества. Она действует по сложившимся навыкам, ибо приобретенные с воспитанием и жизнью сочетательные рефлексы становятся привычками, уже сами по себе определяют поведение человека в различных случаях.

Известно, что дети в коллективе представляются гораздо более жесткими, нежели взрослые люди, и это потому что они еще не отражают в себе социальности в такой мере, чтобы сдерживать свои индивидуальные стремления и сообразовывать свои поступки с общими интересами. Благодаря этому и в коллективных действиях дети не проявляют достаточной сдержанности и всегда склонны к более тяжкому осуждению отдельного индивида из своей среды, нежели взрослые люди. Возможно, что и женские коллективы в этом отношении окажутся чем-то средним между детскими и мужскими до тех пор по крайней мере, пока женщина еще не вполне вошла в общественную жизнь наравне с мужчинами.

Индивидуальный облик личности определяется в значительной мере обществом, его инстинктами, обычаями и другими общественными установлениями.

Само собой разумеется, что огромную роль должны играть профессия и занятия, которые естественно, отражаются на общем развитии соотносительной деятельности каждой личности.

Окружающие условия оказывают существенное влияние на развитие личности и закрепляют и поддерживают в ней те или иные особенности, благодаря своеобразным особенностям той или другой профессии или различным условиям существования.

Также и условия местности и климата своими внешними влияниями не могут не отражаться известным образом на развитии личности.

Личность благодаря подражанию, научению и убеждению приобретает с воспитанием господствующие навыки и взгляды, становясь шаблонным выразителем своей среды.

Равным образом человек имеет общие всем верования и повторяет суждения об окружающем, о создании вселенной, выработанные не им, а другими и принятые всем обществом. Он живет идеалами, которые общи и другими и, наконец, он обнаруживает стремления, также общие многим.

Личность, входящая в общество, перестает быть сама собой, она становится одной частью самого общества и в этом смысле утрачивает значительную долю своего независимого существования, становясь исполнительницей общественных установлений.

Коллектив обезличивает отдельные индивиды, давая преобладание количеству, тогда как личность представляет качественные особенности, выявляя собою творческую энергию отдельного лица. Поэтому поведение личности в одиночку и в толпе не может быть одинаковым.

Под общественным давлением, под всеподавляющим влиянии общественных установлений личность в общественных условиях деятельности почти не имеет возможности свободно проявлять свои жизненные потребности: свободно двигаться, нестесненно сидеть, предаваться, когда нужно, отдыху, свободно дышать и т.п., так как все это строго регулируется общественными обычаями, правилами, приличием, теми или другими установленными заранее формами и т. п.

Нельзя упускать из виду, что личность всегда останется продуктом социальной жизни. В современном обществе первоначально семья, а затем школа или фабрика и вся общественная среда создает личность.

Можно сказать, что самобытное развитие личности есть основа социального прогресса народов, который лучше всего обеспечивается полной свободой личности в её взглядах и стремлениях, насколько последние не могут нарушать интересы других, и в особенности интересы общества как целого.

Когда толпа любуется своим вождем или когда армия восхищается своими генералами, она любуется сама собою, усваивает себе то высокое мнение, какое этот человек получает о самом себе и которое сияет в виде гордости своим происхождением или своим гением на лице Кромвеля, Александра или Сципиона или даже какого-нибудь вождя.

Сила толпы заключается в её объединении и однородности, характеризующейся моноидеизмом или одноцельностью. Поэтому искусство в управлении толпой заключается в том, чтобы поддержать моноидеизм во что бы то ни стало и устранить возможный раскол всеми возможными средствами.

Другое средство управление толпой – организация. Лишь случайные толпы лишены своей организации, но именно потому, что они случайны и лишены организации, они способны на порыв. Организация толпы должна состоять в правильном дифференциации толпы на отдельные части, долженствуя выполнять каждая свои функции, а с другой стороны, в сплочении всех частей общностью действий, принципов солидарности, единства и взаимной поддержки.

Вера в победу несомненно великое дело для толпы, и нужна особенная предусмотрительность и осторожность, чтобы это вера не подверглась излишнему искушению, как было например, в Японскую кампанию.

При этом нельзя не принять во внимание необычайное легковерие толпы и склонность к преувеличению.

Коллективы проявляют обыкновенно меньше инициативы, чем отдельные личности, но зато последние могут лучше осуществлять свои намерения через коллектив.

Качество того или иного коллектива зависит от входящих в него единиц.

При однородности коллектива большое различие в его деятельности определяется тем, будет ли коллектив состоять из лиц образованных или необразованных, из лиц с определенными техническими познаниями и опытом или лиц, не имеющих таковых, из лиц определенных профессий или не принадлежащих к определенному классу общества, или же из лиц не принадлежащих к тому или иному общественному классу.

Проявление деятельности коллектива зависит главнейшим образом от его сплоченности.

В зависимости от своего соединяющего начала коллективы представляются неодинаковыми и по характеру своих действий.


Список литературы
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. – 400с.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации