Реферат - Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи - файл n1.doc

Реферат - Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи
скачать (138.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc139kb.08.07.2012 19:12скачать

n1.doc



Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …

3

Глава I. Девиантное поведение

5

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение». . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2. Различные классификации и формы девиантного поведения. . . . . .

8

    1. Особенности девиантного поведения молодежи. . . . . . . . . . . . . . .

11

Глава II. Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи

16

2.1. Характеристика бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

16

2.2. Исторические аспекты бродяжничества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19

2.3. Исследования бродяжничества молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

Введение

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Одной из тех проблем, которые относятся к ряду повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойного места в обществе и оказались в самых низших его слоях.

В становлении социологии как науки исследование негативных явлений (Г. Тард и Э. Дюркгейм, А. Кетле и Г. Зиммель, П. Сорокин и Р. Мертон) сыграло свою роль.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная (частная) социологическая теория – социология девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля. Именно под таким названием функционирует один из 40 исследовательских комитетов Международной социологической ассоциации. У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана – прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

В развитии и институализации социологии девиантного поведения большая заслуга принадлежит академику В.Н. Кудрявцеву.
Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную степень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоящее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям.

Недостатки семейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфликты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подростка.

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

Предметом контрольной работы является становление понятия и сущности девиантного поведения молодежи; исторические предпосылки и современное состояние бродяжничества.

Целью работы является рассмотрение различных понятий на тему девиациии. Более подробное изучение бродяжничества как форму девиантного поведения.

Объектом изучения в данной контрольной работе выступает девиантное поведение.

Задачи контрольной работы:

  1. Изучение основных интерпретаций понятия, сущности и классификации девиантного поведения.

  2. Изучение девиантного поведения молодежи

  3. Изучение бродяжничества, его историю и исследования.

Глава I. Девиантное поведение

    1. . Содержание понятия «девиантное поведение»

Термин "девиация" происходит от латинского слова, что буквально значит "от дороги" (дорога) и переводится как "отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе - в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его варьируется у разных авторов1.

Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с нарушением неких норм, которые выступают регуляторами общения между людьми.

Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Характер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этнического, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.

«Норма» - это условная и переменная величина, реальность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии различных культур.

Делая вывод об особенностях поведения, необходимо получить сведения о поведении человека в разных обстоятельствах. Ситуативное проявление особенностей поведения заключается не только в самом человеке, но и во взаимодействии его с окружающей средой.

Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведения является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, может быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. Например, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрессивность в школе может никогда не проявляться в семье.

Сопоставляя более общую систему норм с более частной, американские специалисты приходят к следующим выводам:

- все нормы действуют, прежде всего, по схеме "стимул-реакция", следовательно, явление девиации возможно и целесообразно рассматривать с бихевиористских позиций;

- норма проявляется, прежде всего, как признак "нельзя" в виде реакции общества на поведение индивида в социуме;

- универсальных "нельзя" немного и дело не в них. Человеческой культурой созданы тысячи "нельзя", в которых трудно не заблудиться не только простым смертным, но и ученым, специально исследующим модели общения и поведения людей;

- общество защищает себя от нарушителей универсальных "нельзя" целой системой наказаний вплоть до тюрьмы, сумасшедшего дома, и смертной казни. Нарушителям менее понятных и более многочисленных "нельзя" грозит, как правило, только порицание со стороны окружающих;

- причинами девиантности могут выступить разные факторы: болезнь, физиология человека, отсутствие гармонии между человеком и окружающей средой, наследственность и пр.

Девиация – социальное поведение, отклоняющееся от считающегося «нормальным» или социально-приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения.

Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Анализ психолого-педагогической и социологической литературы показал, что в настоящее время существует множество подходов к определению понятия «девиантное поведение». Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

1.2. Различные классификации и формы девиантного поведения

Некоторые отечественные и зарубежные ученые считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы (разновидности) девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий2.

Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.

Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.

А.Е. Личко под делинквентным поведением подразумевает мелкие общественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности: школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и т.д. однако В.В. Ковалев возражает против такой трактовки понятия «делинквентное поведение», приравнивая его к «криминальному».

Поэтому относительно подросткового возраста девиантное поведение целесообразно подразделять на два типа - делинквентное и неделинквентное.

Существует еще одна точка зрения, определяющая делинквентность как провинность, склонность, психологическую тенденцию к правонарушению. Делинквентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие.

Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между всеми этими понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное - асоциальный. Аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению делинквентных и криминальных проступков.

Существует еще одна классификация, выделяющая следующие формы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.

Третья обобщенная классификация выделает такие типы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституция, самоубийство. Эти типы могут быть отнесены как к болезненным проявлениям, так и к нормальным, и даже оставаться без внимания, если общество относится к ним терпимо (как, например, к абортам и гомосексуализму в различных культурах, в разные эпохи).

Появившийся термин «аддиктивное поведение» обозначает злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость, а аутоагрессивное поведение направлено на самого себя, связано с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами и определяется как суицид.

Беличева С.А. среди отклонений от нормы выделяет асоциальный тип отклоняющегося поведения; рассматривает социальные отклонения корыстной направленности (хищения, кражи и т.п.), агрессивной ориентации (оскорбление, хулиганство, побои), социально-пассивного типа (уклонение от гражданских обязанностей, уход от активной общественной жизни); считает, что они различаются по степени общественной опасности, по содержанию и целевой направленности. Ею выделяется докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал объектом преступления, и криминогенные проявления - асоциальное поведение преступной ориентации.

А.Е. Личко выделяет следующие формы проявления нарушений поведения: делинквентное поведение, побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация как токсикоманическое поведение, девиации сексуального поведения, суицидальное поведение.

Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.


    1. Особенности девиантного поведения молодежи

Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализ преступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальных субкультур.

Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Необходимо выделить делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения, а также типично подростковые девиации, встречающиеся только при психопатологическом типе - дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.

Молодежь стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицания наличия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует о высоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. К сожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливается особенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередко к формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Это не может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных форм девиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.

Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко- или токсикоманом.

В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.

По мнению Р.В. Овчаровой, отклонения в поведении молодых людей могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования»3.

Э. Дюркгейм в основной причине девиации видит аномию, буквально — «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации – социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э. Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми»4.

В парадигме глубинной психологии развитие личности, а также отклонения в процессе развития, влекущие за собой, в том числе и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений.

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативны5.

К внешним факторам, негативно влияющим на развитие и поведение подростков, Р.В. Овчарова относит:

1) процессы, происходящие в обществе (безработица; отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья подростков, оказывать им соответствующую помощь; доступность табака, алкоголя, наркотиков).

2) состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи; низкий социально-культурный уровень родителей; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков).

3) Несовершенная организация внутришкольной жизни (плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе; внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?»; низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу».

Влияние социума на формирование личности ребенка и моделей его поведение неоспоримо, на самых ранних стадиях развития оно опосредованно родительской позицией, стилем воспитания. Культурно-исторический опыт и социальные нормы и устои преподносятся ребенку через призму отношений с родителями, родительских установок, на которые влияют также переживаемые родителями конфликты, бессознательные процессы, сфера их супружеского взаимодействия. Родители тоже играют главную роль в возникновении и формировании девиантного поведения подростков. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое обеспечивают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное.
Глава II. Бродяжничество как форма девиантного поведения молодежи

2.1. Характеристика бродяжничества

В социальной опеки и призрении нуждается также такая категория детей, как <бродяжки>. В отечественной литературе под термином "бродяжничество" принято понимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую либо в пределах одной местности (например, города) без постоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.

Бродяга не приемлет ни целей этого общества, ни предлагаемых (или навязываемых) этим обществом средств их достижения. Ему вообще не находится места в этой жизни. Выброшенного на задворки жизни, дурно пахнущего, плохо одетого и слоняющегося без дела человека окружающие воспринимают как психа, помешанного или очень странного субъекта. Он смущает и озадачивает сытую толпу, но никогда не бунтует против нее. Политика эскапизма, бегства из окружающего мира его вполне устраивает и даже приносит удовлетворение. Размышления над портретом ретритиста всегда будет вызывать из памяти создание Ч.Чаплина - бессмертный образ бродяги Чарли: его бьют, но он увертывается. Его запихивают в машину, но он остается жив, он улыбается и продолжает жить. Если обстоятельства позволяют, он непременно дает сдачи. Его тянут в светлое будущее, подчиняют функции, а ему хочется просто жить.

«Дети улицы» еще недостаточно изучены, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков. Чаще в период от 7 до 13 лет. Начиная с 14 - 15 лет, уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или за плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. В основе их может лежать внезапно изменившееся настроение, отрицательно влияющее на критическую оценку подростком ситуации. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город (чаще всего потому, что легче оказалось проникнуть в стоящий у платформы поезд). Возникающее несколько позже раскаяние в совершенном поступке подавляется страхом наказания со стороны родителей6.

Продолжая подражать взрослым, ребенок с одинаковым упоением воспроизводит как <хорошие>, так и <плохие> социальные образцы. Разделить их, провести ценностный анализ, понять, что такое зло и добро, человек не может даже в раннем подростковом возрасте, потому что у нет правильного понимания природы общественных ценностей. Стало быть, подражание <плохим взрослым> для него не является злом как таковым, поскольку и понимания сущности злого (а не интуитивного его ощущения, которое существует, как догадка, у любого ребенка) у него нет. Вот почему бродяжничество, увлечение блатной субкультурой, курением, спиртными напитками, воровством и матерщиной для подростка в 9-13 лет рассматривается как совершенно нормальное явление, которое нельзя судить с позиций доброго-злого. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет активный процесс переработки и осмысления усвоенного материала, но применить его на практике подростки еще не умеют. Произвольный контроль за собственными действиями у маленького человечка очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего надзора со стороны авторитетного социализатора он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках <правильного> поведения. Дети из неблагополучных семей лишены такого надзора, они-то и пополняют главным образом криминальную статистику.

2.2. Исторические аспекты бродяжничества

В качестве более отдаленного исторического персонажа можно припомнить еще и знаменитого Диогена. "Разбогатеть философу легко, но неинтересно'', - говорили греческие мудрецы и очень часто с нескрываемым презрением относились к житейскому благополучию. В Греции было много Диогенов, но самым известным из них считался тот, что проживал в городе Синопе, поселившись в глиняной бочке. Скарб у него был невелик - в суме лежали миска, кружка, ложка. Увидев как мальчик-пастушок наклонился к ручейку и пьёт из ладошки, Диоген выбросил кружку. Его сумка стала легче и вскоре, заметив изобретение другого мальчика - тот наливал чечевичную похлёбку прямо в ладошку - Диоген выбросил и миску. Он не сразу дошёл до такой жизни. Вначале Диоген встретился с оракулом и предсказатель ему посоветовал: ''Сделай переоценку ценностей!'' Диоген понял его буквально и начал перечеканивать монеты. Занятый столь неблаговидным делом, он увидел пробегающую по полу мышь. И подумал Диоген - вот мышка, она не заботится о том, что пить, что есть, во что одеться, где прилечь. Глядя на мышку, Диоген понял смысл бытия, завёл себе посох и суму и стал ходить по городам и весям Греции.

В 1960-80-е годы с беспризорностью и преступностью боролись весьма своеобразно. Беспризорность с улиц крупных городов России пытались упрятать в деревню и в специальные <закрытые поселения" (печально известный 101-й километр). В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост беспризорности. Прекращение уголовных преследований за бродяжничество и попрошайничество в эпоху перестройки, миграционные процессы, а также изменения на рынке труда (сокращение возможностей сезонных и временных работ в сельской местности, на Севере и Дальнем Востоке) сделали наши города, особенно крупные, главным центром сосредоточения бомжей и бродяг.

В 1990-е годы, когда Россию охватил глубокий социально-экономический кризис, начался новый подъем беспризорности. Резкое увеличение стрессовых ситуаций в первую очередь сказалось на детях. Ежедневно в Российской Федерации регистрировались 1 534 развода и в результате без одного родителя оставались 1 288 детей, в дома ребенка переданы 30, "отбираются" у нерадивых родителей - 32, убегают из дома - 237. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. Около тысячи детей в месяц исчезают бесследно. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. В 1995 г. таких случаев зарегистрировано 55 тыс. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец. Почти все они имеют родителей. В С.-Петербурге и в Москве стаж бездомности свыше года - у 44% бездомных.

Беспризорность рассматривается как тяжелое общественное бедствие, свидетельствующее о глубоком кризисе, переживаемом тем или иным обществом, в частности Россией. Тому есть основания. Согласно статистическим данным, в 2000 г. в России насчитывалось около 2,8 млн. детей-бомжей. Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, приютах, интернатных учреждениях, безнадзорных и беспризорных, употребляющих алкоголь и наркотики, - реальная основа для роста преступности, проституции, питательная среда для деятельности сомнительных экстремистских организаций.
2.3. Исследования бродяжничества молодежи

Изучением социальных аспектов беспризорности занимались Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др7. В первой четверти ХХ века российские педагоги и психологи связывали причины беспризорности связаны с врождённой дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам. В начале 1930-х годов было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за своё существование. Изучению образа жизни, социальной организации бездомных в городских условиях было посвящено (1993-1995) исследование С.А.Стивенсон (ВЦИОМ), основанное на методе углубленных биографических интервью (N = 95), анализе дел в московском спецприемнике-распределителе № 2 для лиц без определенного места жительства, статистическом анализе данных картотеки международной благотворительной организации "Врачи без границ" (MSF) за май - июнь 1995 г. (948 карточек). Жизнь "на улице" может привести к необратимым последствиям.

Выяснилось, что в беспризорники многие дети, не получающие дома родительской любви, убегают именно за реализацией своих мечтаний - о теплых странах, дешевом хлебе, добрых людях и т.д., в поисках своего детского Белозерья. Уход из дома может быть вызван импульсивно возникающим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит неожиданно, без всяких раздумий, по типу "готового решения". Дети, склонные к таким поступкам, отличаются избирательной общительностью, они большей частью хмуры и недовольны окружающими, склонны к агрессивным реакциям. Побеги осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весенне-летние, летне-осенние циклы); нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию и начинает употреблять алкоголь или наркотики.

Практически все опрошенные бездомные ощущают социальную неполноценность и изгойство. Через 2-3 года статус бездомного бывает полностью усвоен, человек ощущает себя изгоем независимо от поведения окружающих. Бродяжничающие в течение долгого времени люди замыкаются в своей среде, не стремятся вступать в длительные отношения с представителями иных групп. Но чем больше они замыкаются и перестают общаться с окружающими, тем меньше у них шансов выбраться из социального дна. Возникает эффект глубокого погружения в бездомность, своего рода засасывание в социальную трясину. Нередко хронические бездомные отказываются от предоставляемого крова, проживания в общежитии, в ночлежке, помещения в больницу или приют. И, конечно, здесь, как и в преступности развит рецидив: статистика свидетельствует о массовых побегах 13-14-летних беспризорников из спецучреждений, куда их доставляет милиций. Подростков устраивает вокзальная жизнь, попрошайничество, и они уже этого не стесняются.


Заключение

Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Под девиантным поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии.

В данной контрольной работе более подробно было рассмотрено только одна из форм девиантного поведения – это бродяжничество. Было исследовано его понятие, сущность, проанализированы существующие эмпирические исследования на данную тематику.

В первой главе были рассмотрены понятия, связанные с сущностью девиации, была рассмотрена классификация форм девиантного поведения.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Данный феномен является относительным: в каждой стране девиантные явления имеют конкретный облик в зависимости от историко-культурных традиций, экономико-политических отношений и целого ряда других факторов.

Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по мере развития человеческого общества. Имеющиеся публикации отражают попытки решения проблемы на социологическом, социально-психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и медицинском уровне.

Нарушения поведения у молодежи могут носить самый разнообразный характер. Это могут быть и противоправные действия, и игнорирование общепринятых требований, и пьянство, и сексуальная распущенность, и бродяжничество, и суицидальные явления.

Именно бродяжничество было исследовано во второй главе курсовой работы. Выяснилось, что трудное детство, плохие взаимоотношения с родителями, конфликты со сверстниками и т.п. может стать причиной девиантного поведения молодого человека.

Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.

Основные механизмы социального контроля: 1) собственно контроль, осуществляемый извне, в том числе путем наказаний и иных санкций; 2) внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Список использованной литературы

1. Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Укр.: 1998, 148 с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994, 399 с.

3. Змановская Е.В.. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006, 288 с.

4. Кравченко А.И. Социология девиантности. – М: Наука, 2000, 860 с.

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003, 443 с.

  2. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, 338 с.

  3. Филатова Е. В. Теория социальной работы. – Кемерово: Импульс, 2003, 305 с.




1 Белоусова З.И. Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. – Укр.: 1998, с. 23


2 Змановская Е.В.. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006, с. 52

3 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998, с. 196

4 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994, с. 89

5 Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003, с. 259

6 Филатова Е. В. Теория социальной работы. – Кемерово: Импульс, 2003, с. 103

7 Кравченко А.И. Социология девиантности. – М: Наука, 2000, с. 302



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации