Архипова Н.И. Управление персоналом: УМК - файл n1.docx

приобрести
Архипова Н.И. Управление персоналом: УМК
скачать (167.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx168kb.08.07.2012 18:39скачать

n1.docx

  1   2   3


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Содержание
Предисловие 4

Программа курса 5

Пояснительная записка 5

Содержание курса 8

Список источников и литературы 17

Тематические планы курса 19

Контрольные вопросы 25

Система текущего и итогового контроля знаний студентов .. 28

Планы семинарских занятий 31

Вопросы к итоговой письменной работе 35

Методические рекомендации но изучению курса 36

Примерная тематика докладов 45

Методические указания по подготовке доклада 46

Примерная тематика рефератов 47

Методические указания по написанию реферата 49

Примерная тематика курсовых работ 51

Методические указания по написанию курсовой работы 53

11римерная тематика дипломных работ 79

11рограмма производственной иракгики 80

Приложения 87
Составители:

д-р экон. наук, проф. Н.И. Архипова канд. техн. наук, проф. О.Л. Седова преп. Е.Ю. Славникова

Ответственный редактор д-р экон. наук, проф. Н.И. Архипова

© Российский государственный гуманитарный университет, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК ) по курсу «Управление персоналом» составлен для студентов очною, очно-заочного и заочного отделений факультета управления Российского государственного гуманитарного университета, обучающихся по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 - Менеджмет организации, 062100 -Управление персоналом, а также для студентов факультета документоведения, обучающихся по специальности 350800 Документоведение и документационное обеспечение управления.

Основные задачи курса - формирование у студентов умения ориентироваться в исторических, социальных, онтологических вопросах управления персоналом, получение знаний о сущности, стратегии, принципах, функциях управления персоналом.

В состав УМК входят программа курса, тематические планы курса, планы семинарских занятий, контрольные вопросы по курсу, список источников и литературы, система текущего и итогового контроля знаний студентов, примерная тематика рефератов, докладов и курсовых работ и методические указания по их подготовке, вопросы к итоговой письменной работе, методические рекомендации по изучению дисциплины, примерная тематика дипломных работ, программа практики.

Итоговая аттестация студентов по курсу проводится в соответствии с рабочим учебным планом специальности и завершается написанием итоговой письменной работы.

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Назначение программы. Курс «Управление персоналом» предназначен для студентов очной, очно-заочной, и заочной форм обучения, обучающихся по специальностям 061000 - Государственное и муниципальное управление, 061100 - Менеджмент организации, 062100 - Управление персоналом, 350800 - Документоведение и документационное обеспечение управления.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом курс «Управление персоналом» относится к циклу специальных дисциплин высшего профессионального образования по специальностям 061000 -Государственное и муниципальное управление, 061100 -- Менеджмент организации, 350800 - Документоведение и документационное обеспечение управления и к циклу общепрофессиональных дисциплин для специальности 062100 - Управление персоналом.

Лекционные и практические занятия проводятся в соответствии с рабочими учебными планами специальностей.

Управление персоналом охватывает вопросы формирования нового поколения управленческого персонала, обучения его новым методам и приемам работы, создания организационных и экономических условий для эффективной работы, повышения профессиональной компетентности работников и степени их вовлечения в процессы разработки и принятия решений, совершенствования систем оценки персонала, повышения производительности труда, рационального использования имеющихся трудовых ресурсов и т. д.

Управление персоналом в настоящее время признается многими экспертами в области современного управления одной из важнейших сфер деятельности каждой организации, способной значительно повысить результаты ее деятельности.

Предметом курса «Управление персоналом» является система знаний о процессах формирования, развития и использования персонала в целях организации.

Цель курса состоит в подготовке специалиста - менеджера, способного на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по различным вопросам управления персоналом в современных условиях.

Основная образовательная задача курса - выработка у студентов умения ориентироваться в исторических, социальных, онтологических вопросах управления персоналом, формирование собственного понимания о сущности, стратегии, принципов, функций управления персоналом.

Особенности программы. Основная идея курса базируется на том, что человек является главным субъектом и особым объектом управления. Данный подход соответствует теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц), концепции всестороннего развития личности (Л.А. Зеленое и др.), а также разработкам японских специалистов в области менеджмента (А. Морита, К. Мацусита). В связи с этим в программе курса «Управление персоналом» особое внимание уделяется подготовке специалистов в сфере управления персоналом, успехи в будущей профессиональной деятельности которых зависят не только от знаний и навыков применения современных технологий кадровой работы, но и от учета национальной и социокультурной специфики управления персоналом в России. Программа курса предусматривает системный, многоуровневый подход к управлению персоналом в организации.

Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения курса студент должен знать:

Студент должен уметь:

Связь с другими дисциплинами. Изучение курса базируется на знании студентами цикла управленческих, правовых, экономических и социально-психологических дисциплин: «Основы экономической теории», «Экономика и социология труда», «Трудовое право», «Теория организации», «Менеджмент», «Психология управления», «Организационное поведение».

Методы изучения дисциплины и организационные формы проведения занятий.

Учебным планом программы «курса Управление персоналом» предусматривается:

Форма контроля знаний. По курсу «Управление персоналом» в соответствии с рабочими учебными планами специальностей и принятой в университете рейтинговой системой оценки знаний студентов предусматриваются следующие формы контроля: написание доклада, блиц-контрольные работы, заполнение рабочей тетради студента (РТС), оценка результатов выполнения практических заданий и итоговая письменная работа.

Итоговой формой контроля является экзамен (для специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Управление персоналом») и зачет (для специальности «Документоведение и документальное обеспечение управления»).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1 МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Человеческий фактор и его роль в развитии организации. Теория управления о роли человека в организации. Функция управления персоналом как одна из основных функций организации. Взаимосвязь функции управления персоналом с другими функциями управления в рамках общей стратегии организации. Внешние и внутренние факторы среды, определяющие место функции управления персоналом в общей системе управления организацией. Коммуникации в организации.

ТЕМА 2ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Исторические изменения роли персонала в жизни общества и деятельности организации.

Этапы развития науки о персонале. Школы НОТ, школа администрирования, школа человеческих отношений. Количественные и ситуационные подходы в управлении персоналом. Развитие отечественной науки о персонале. Современные концепции управления персоналом: экономическая, организационная (административная и социальная), гуманистическая.

ТЕМА 3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СИСТЕМА

Сущность, цели и функции системы управления персоналом.

Основные элементы системы управления персоналом: субъект управления, объект управления, уровни управления.

Состав функциональных блоков системы управления персоналом.

Классификация систем управления персоналом.

Модель компетенций как основа построения системы управления персоналом.

Принципы построения системы управления персоналом: экономичности, прогрессивности, перспективности, комплексности, оперативности, оптимальности, простоты, научности. Оптимальное соотношение интра- и инфрафункций управления персоналом. Соотношение функций управления персоналом с функциями, направленными на обеспечение функционирования организации. Устойчивость, многоаспектность и прозрачность как принципы построения системы управления персоналом в организации.

Принципы развития системы управления персоналом: концентрации, специализации, параллельности, преемственности, непрерывности, ритмичности.

Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.

ТЕМА 4 ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие персонала, различия в терминологических толкованиях. Основные понятия и определения, используемые в курсе.

Классификация персонала по функциям, выполняемым в производственном процессе, характеру фактической деятельности, сроку работы, принципу участия в технологическом процессе.

Организационная, штатная, функциональная, социальная, ролевая структура персонала.

ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Философия управления персоналом: понятие и определение.

Взаимосвязь философии организации и философии управления персоналом. Основные функции философии управления персоналом.

Цели, основные элементы и принципы формирования философии управления персоналом.

Национальные особенности формирования философии управления персоналом организации. Характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации.

ТЕМА 6 СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Стратегическое управление: цели, задачи и виды.

Взаимосвязь стратегии развития организации и стратегии управления персоналом. Влияние внешних и внутренних факторов.

Виды стратегий управления персоналом: ориентация на свои силы, приобретение готовых специалистов, прием высококвалифицированных специалистов, ориентация на работу в команде. Факторы выбора и успешной реализации стратегии управления персоналом. Стратегия и тактика управления персоналом.

ТЕМА 7 КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Роль кадровой политики в общей системе управления предприятием. Кадровая политика: понятие и определение. Назначение кадровой политики

Содержание и задачи кадровой политики. Цель кадровой политики. Общие требования, предъявляемые к кадровой политике.

Классификация и краткая характеристика кадровой политики организации: пассивная, реактивная, превентивная, активная. Открытая и закрытая кадровая политика.

Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой политики.

Этапы разработки кадровой политики организации.

Оценка эффективности кадровой политики.

ТЕМА 8 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Разделение и кооперация труда. Совмещение профессий.

Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации: Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийский классификатор занятий. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. Внутренние нормативно-методические документы: Положение или Устав, положения о структурных подразделениях, штатное расписание, должностные инструкции (регламенты).

Матрица распределения функций.

Основные направления деятельности и функции службы управления персоналом. Варианты организационной структуры службы управления персоналом.

Особенности построения организационных структур служб управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм: государственные и муниципальные учреждения и предприятия, АО, ООО, ИЧП, ассоциации, концерны, консорциумы и т. д.

Основные этапы формирования организационной структуры службы управления персоналом.

ТЕМА 9 КАДРОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Профессионально-квалификационный и количественный состав службы управления персоналом. Трудоемкость работ по управлению персоналом. Информационное и документационное обеспечение системы управления персоналом. Техническое обеспечение системы управления персоналом: средства сбора, преобразования, передачи и хранения информации. Комплекс технических средств системы управления персоналом. Централизованные и децентрализованные средства автоматизированной обработки информации в системах управления персоналом.

Правовое обеспечение системы управления персоналом: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ.

Международные рекомендации по управлению трудовой деятельностью Международной организации труда. Международная классификация занятий.

ТЕМА 10 КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кадровое планирование: цели, задачи и виды.

Планирование потребности в персонале как часть бизнес-плана. Стратегическое и оперативное планирование. Этапы планирования. Выбор метода планирования и прогнозирования. Определение основных внешних и внутренних долгосрочных и краткосрочных факторов, влияющих на потребности в персонале.

Оперативное планирование потребности в персонале. Выявление источников пополнения персонала. Методы определения общей потребности в персонале: штатно-номенклатурный, нормативный, по трудоемкости. Планирование квалификационного состава персонала. Разработка комплекса требований к кандидатам на должность. Баланс дополнительной потребности в персонале и источники ее пополнения. Планирование использования, сохранения, развития, высвобождения персонала.

Анализ кадрового потенциала организации.

ТЕМА 11 ПОДБОР ПЕРСОНАЛА

Основные подходы к формированию персонала. Теории должностного соответствия и профессионального клиринга. Создание «идеального портрета» желаемого работника. Профессиограммы и персонограммы. Профессиональный стандарт. Модель компетенций. Типы компетенций: корпоративные, управленческие, функциональные. Процесс построения корпоративной модели компетенций.

Факторы, влияющие на процесс найма персонала. Кадровая технология приема на работу. Основные этапы процедуры приема персонала на работу: подбор претендентов, отбор кандидатов, наем персонала.

Определение источников подбора работников. Достоинства и недостатки внешних и внутренних источников подбора. Основные методы подбора кандидатов: использование средств массовой информации, работа с пситствами по трудоустройству, учебными заведениями, службой занято-СI и, внутрифирменный подбор, «перекупка» работников из других органи-18ций и др. Лизинг персонала. Хедхантинг.

Эффективность методов подбора.

Критерии, формы и методы предварительного отбора кандидатов.

ТЕМА 12 ОТБОР ПЕРСОНАЛА

Процедура отбора кандидатов. Анализ формальных данных. Предварительная отборочная беседа. Проверка профессиональных и личностных качеств кандидатов. Подбор тестов для диагностики пригодности кандидата. Процедура тестирования. Правовые и этические основы тестирования. Оценка и учет результатов тестирования при отборе.

Профессиональные испытания как метод отбора кандидатов. Профессиональные группы, подлежащие испытанию. Процедура подготовки и проведения профиспытаний. Проверка состояния здоровья.

Собеседование (интервью). Виды собеседования: структурированное, неструктурированное, смешанное. Подготовка собеседования. Фазы собеседования. Основные правила проведения собеседования. Выбор кандидата. Принятие решения о найме. Обсуждение и оформление контракта.

ТЕМА 13 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Адаптация: понятие, задачи и виды. Первичная и вторичная адаптация. Социализация персонала.

Производственная и внепроизводственная адаптация. Психофизиологические, социально-психологические, профессиональные, организационные аспекты адаптации.

Управление трудовой адаптацией. Технологический процесс адаптации работников. Формы адаптации: наставничество, метод усложнения заданий, организация семинаров и др.

Разработка адаптационных программ. Общие и специализированные программы адаптации. Особенности адаптации молодых работников.

Стадии трудовой адаптации: ознакомление, приспособление, ассимиляция, идентификация.

ТЕМА 14 ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Оценка персонала как основа принятия решений при найме, продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.

Роль оценки персонала для эффективной работы работника, структурного подразделения, кадровой службы.

Оценка результатов работы и оценка потенциала сотрудников.

Экспертный и инструментальный методы оценки работников. Методы оценки персонала: описательный, ранжирования, свободного или принудительного выбора, коэффициентный и др.

Разработка оценочной технологии. Основные требования, предъявляемые к оценочной технологии. Критерии оценки сотрудников.

Технология, основные принципы и типология центров оценки персонала.

ТЕМА 15 АТТЕСТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аттестация: цели, задачи и принципы. Основные параметры при проведении аттестации и критерии их оценки. Личный вклад работника в достижение общих результатов. Подготовка к проведению аттестации. Разработка методики оценки качеств сотрудников в период аттестации. Издание нормативных документов по подготовке к проведению аттестации: состав аттестационной комиссии, график аттестации, приказ о проведении аттестации, программа подготовки руководителей, организация разъяснительной работы.

Аттестационные листы. Отзывы (представления) руководителя. Порядок проведения заседаний аттестационной комиссии.

Подведение итогов аттестации. Анализ данных, полученных в ходе аттестации, проведение собеседований по результатам аттестации. Основные этапы аттестации.

ТЕМА 16 ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

Цели и задачи развития персонала. Основные подходы к профессиональному обучению персонала.

Процедура управления развитием персонала. Анализ потребности в обучении. Разработка учебных программ и организация обучения. Современные технологии, формы и методы профессионального обучения.

Подходы к формированию корпоративных программ развития персонала.

Оценка эффективности обучения персонала.

Концепция непрерывного обучения персонала. Стимулирование процесса обучения.

ТЕМА 17 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ

Внутриорганизационные перемещения: понятие и механизм. Виды [рудовых перемещений: внутрипрофессиональные, междолжностные, межпрофессиональные.

Планирование деловой карьеры Карьера: понятие и концепция развития. Личностные, ценностные и производственные факторы, влияющие на развитие карьеры. Условия развития карьеры.

Структура карьеры сотрудника. Этапы карьеры. Виды и типовые модели карьеры. Внутриорганизационная и межорганизационная карьера. Типы управленческой карьеры в современной России. Основы планирования карьеры. Этапы профессионально-квалификационного продвижения персонала в организации. Показатели оценки эффективности профессионально-квалификационного продвижения персонала.

Работа с кадровым резервом

Кадровый резерв. Типология кадрового резерва: по виду деятельности (резерв развития, резерв функционирования), по времени назначения (гр. А, Б, В). Структура резерва кадров.

Принципы формирования резерва: актуальности, перспективности соответствия.

Источники кадрового резерва. Критерии отбора работников в резерв кадров.

Порядок формирования резерва: анализ потребности в резерве, формирование и составление списка резерва, подготовка кандидатов к должности, контроль за подготовкой резерва. Порядок пересмотра и пополнения резерва кадров. Исключение из состава резерва.

Обязанности руководителя по работе с резервом.

ТЕМА 18 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Мотивация и эффективность трудовой деятельности.

Мотивация и стимулирование работников. Основные понятия: стимул, мотив, потребность, интерес, установка (ценность ориентации), структура мотивов трудового поведения.

Первоначальные теории мотивации: положительной и отрицательной мотивации («кнута и пряника»), теории Д. Макгрегора и В. Оучи.

Содержательные теории мотивации: А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Макклелланда, Ф. Герцберга.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория Б. Скиннера, теория трудовой мотивации Д. Аткинсона.

Мотивационная модель Л. Портера и Э. Лоулера.

Мотивационные модели: рациональная, человеческих взаимоотношений, самоактуализации, комплексная.

Диагностика мотивированности персонала. Карта мотиваторов. Средства воздействия на мотивацию сотрудников. Управление конфликтами.

Разработка комплексной системы мотивации сотрудников в организации. Экономическая и социальная эффективность мотивации.

ТЕМА 19 УСЛОВИЯ ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Общие условия труда. Организация рабочих мест. Технические условия труда. Уровень механизации и автоматизации рабочих мест.

Санитарно-гигиенические условия труда: микроклимат, освещенность, уровень шума, уровень вибрации и др. Эстетические условия труда: цветовое оформление, озеленение помещений, функциональная музыка. Психофизиологические условия труда: монотонность труда, темп труда, уровень нагрузки. Социально-психологические условия труда: сплоченность коллектива, морально-психологический климат.

Международные стандарты основных условий труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

ТЕМА 20 РЕЖИМ И ДИСЦИПЛИНА ТРУДА

Режим труда и отдыха.

Место и роль дисциплины труда в системе управления персоналом. Понятие и виды дисциплины труда. Технологическая и производственная дисциплина.

Правила внутреннего трудового распорядка как основа регламентации дисциплины труда. Дисциплинарные проступки и взыскания.

ТЕМ А 21 ТЕХНОЛОГИИ УВОЛЬНЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Увольнение: понятие и виды.

Роль и задачи менеджера по персоналу в работе с увольняющимися работниками.

Причины и мотивы текучести. Управление текучестью персонала. 11озитивные и негативные последствия текучести. Этапы управления текучестью. Социально-нормативная текучесть. Определение уровня текучести персонала в организации: коэффициент текучести, коэффициент интенсивной текучести. Программы регулирования текучести персонала.

Работа с сотрудниками предпенсионного и пенсионного возраста. Зарубежный опыт работы с увольняющимися сотрудниками. Управление высвобождением персонала. Альтернативы сокращения. Критерии оценки сотрудников при сокращении. Работа с органами службы занятости. Процедура увольнения. Аутплейсмент.

ТЕМА 22 ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенности управления персоналом в органах государственного и муниципального управления.

Система управления персоналом в промышленности, торговле, строительстве, банковской сфере, сфере услуг.

Особенности управления персоналом в организациях производственной и социальной инфраструктуры.

ТЕМА 23 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Эффективность управления персоналом: понятие и подходы к оценке.

Методики анализа эффективности системы управления персоналом. Критерии оценки эффективности. Сущность и структура затрат на персонал.

Основные виды эффективности управления персоналом: экономическая, техническая, социальная.

Методы оценки и показатели эффективности работы служб управления персоналом.

Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом. Оценка экономических результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом. Расчет экономических результатов в сфере управления производством продукции. Расчет затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом. Оценка социальной эффективности системы и технологии управления персоналом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники

Конституция Российской Федерации - М., 1994.

Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2002. - 208 с.

«Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37).

Учебники и учебные пособия

Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н., Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М.: РГГУ, 2007. -789 с. [рхипова НИ., Седова О.Л. Менеджмент (Управление персоналом): Учеб-метод, модуль. - М.: Изд-во Ипполитова, 2003 - 360 с. (Серия «Я иду на занятия»).

Назаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учеб. - М.: ЮНИТИ. 2006. -560 с.

I.-аршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика. 2005. - 720 с. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.

Обязательная литература

Друкер /7. Эффективный руководитель. - М.: Вильяме, 2007. - 224 с.

Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М.: Финпресс, 2004. - 288 с.

Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 2005- 550 с.

Стаут Л. У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера: пер. с англ. -М.: Добрая книга, 2007. - 536 с.

Дополнительная литература

\(кшрД., Искусство управлять людьми и самим собой. - М.: Эксмо, 2006. - 656 с.

Иванова СВ. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. - М.: Адьпина Бизнес Букс, 2006. - 160 с.

Кей В., Джордан-Эванс Ш. Любите их или вы их потеряете. Как удержать ценных сотрудников. - М.: Добрая книга, 2006. - 320 с.

Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.

Шйклз Э., Хэнтфшд-Джонс X., Экселрод Э. Война за таланты. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2005. - 272 с.
Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала. - М.: Добрая книга, 2005. - 264 с.

Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб.: СПбГИЭА, 1998. - 118 с.

Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М: Аспект-Пресс. 2006. - 416 с.

Сотникова СИ. Управление карьерой. - М.: Инфра-М, 2001. - 408 с.

Фокс Дж. Дж. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 172 с.

Шапиро СЛ. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2006. -224 с.
Адреса ресурсов Internet

Административно-управленческий портал [Электрон, ресурс]. - [М.], сор. 1997-2007. - Режим доступа: http://vvww.aup.ru/

Кадровый менеджмент [Электрон, ресурс]. - [М.], сор. 2000-2007. - Режим доступа: http://www.hrm.ru/

Журнал «Кадры предприятия» [Электрон, ресурс]: [Изд. группа «Дело и сервис»]. -[M.J, сор. 2000-2007. Режим доступа: http://dis.ru/kp/

Национальный союз кадровиков [Электрон, ресурс]. - [М.], сор. 2002-2007. - Режим доступа: http://kadrovik.ru/

Рабата с персоналом: г)лектрон. Журнал [Электрон, ресурс]. - [М]. сор. 2002-2007. -Режим доступа: http://www.hr-jourrml.ru/

Обучение и развитие персонала |' Электрон, ресурс]. - [М], сор. 2007. - Режим доступа: liltp://lraininus.ru/

Кадровое дело: Электрон, журнал [Электрон, ресурс]. - [М.], сор. 2006. - Режим доступа: http://www.kdelo.ru/

Управление персоналом - менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электрон, ресурс]. - [М.], сор. 2005-2007. - Режим доступа: http://staff-control.ru/

HRM Guide. International Human Resources [Electronic resource], - cop. 1997-2007. -

Mode of access: http://www.hrmguide.net/ National Human Resources Association [Electronic resource] - cop. 2007. - Mode of

access: www.humanresources.org
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ КУРСА (В ЧАСАХ)

Для специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» (дневная форма обучения)

Тема

Лекции

Лабораторные занятия

Всего

1. Место и роль управления персоналом










в системе управления предприятием

2




2

2. Управление персоналом как система

2

4

6

3.1 lepconan организации как объект управления

2




2

4. Философия управления персоналом

2




2

5. Стратегии управления персоналом

2




2

6. Функциональное разделение труда и орга-










низационная структура службы управле-










ния персоналом

2

4

6

7. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управле ния персоналом

4




4

8. Кадровое планирование

2




2

9. Управление наймом персонала

4

8

12

10. Профориентация и трудовая адаптация персонала

2




2

11. Деловая оценка персонала

2

4

6

12.Подготовка, переподготовка и повышение










квалификации персонала

2

2

4

13. Управление деловой карьерой

2

2

4

14. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

4

4

8

15. Технологии увольнения персонала

2




2

16. Оценка эффективности управления персо налом

2

4

6

Итого

38

32

70




Для специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» (очно-заочная форма обучения)

Тема

Лекции

Лабораторные занятия

Всего:

1. Управление персоналом как система

2

4

6

2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

2

4

6

3. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

2




2

4. Кадровое планирование

2




2

5. Управление наймом персонала

2

4

6

6. Деловая оценка персонала

2

4

6

7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

2

2

4

8. Управление деловой карьерой

2

2

4

9. Мотивация трудовой деятельности персонала

2

4

6

10. Технологии увольнения персонала

2




2

11. Оценка эффективности управления персоналом

2




2

Итого

22

24

46













Для специальностей «Менеджмент организации» и "Государственное и муниципальное управление» (заочная форма

обучения)

Тема

Лекции

1. Управление персоналом как система

2

2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

2

3. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

2

1. Кадровое планирование

2

5. Управление наймом персонала

2

6. Профориентация и трудовая адаптация персонала

2

7. Оценка персонала

2

8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

2

9. Управление деловой карьерой

2

10. Мотивация трудовой деятельности

2

11. Технологии увольнения персонала

2

12. Оценка эффективности управления персоналом

2

Итого

24




Для специальности «Управление персоналом» (дневная форма обучения)

Тема

Лекции

Лабораторные занятия

Всею:

1. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

2




2

2. Эволюция и современные концепции управления персоналом

2




2

3. Управление персоналом как система

2

4

6

4. Персонал организации как объект управления

2




2

5. Философия управления персоналом

2




2

6. Стратегии управления персоналом

2

2

4

7. Кадровая политика организации

2

2

4

8. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

4

4

8

9. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

4




4

10. Кадровое планирование

2




2

11. Подбор персонала

2

4

6

12. Отбор персонала

4

8

12

13. Профориентация и трудовая адаптация персонала

2




2

14. Деловая оценка персонала

4

4

8

15. Аттестация персонала

2




2

16. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

4

4

8

17. Управление деловой карьерой

4

4

8

18. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

4

4

8

19. Условия труда и эффективность работы

2




2

20. Режим и дисциплина труда

2

2

4

21. Технологии увольнения персонала

2

2

4

22. Отраслевая специфика управления персоналом организации

8

4

12

23. Оценка эффективности управления персоналом

4

4

8

Итого

68

52

120

Для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (дневная форма обучения)

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

2




2

2. Персонал предприятия как объект управления

2




2

3. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

2

2

4

1. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

2




2

5. Управление наймом персонала

2

2

4

6. Профориентация и трудовая адаптация персонала

2




2

7. Деловая оценка персонала

2

2

4

8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

2




2

9. Управление деловой карьерой

2




2

10. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

2

2

4

11. Технологии увольнения персонала

2




2

12. Оценка эффективности управления персоналом

2




2

Итого:

24

8

32

Для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (очно-заочная форма обучения)

Тема

Лекции

Семинары

Всего

1. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

2




2

2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

2

2

4

3. Управление наймом персонала

2

2

4

4. Деловая оценка персонала

2

2

4

5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

2




2

6. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

2




2

7. Технологии увольнения персонала

2




2

Итого

14

6

20

Для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (заочная форма обучения)

Тема

Лекции

1. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием

2

2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

2

3. Управление наймом персонала

2

4. Деловая оценка персонала

2

5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

2

6. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала

2

Итого:

12

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I 11азовите два подхода к термину «управление персоналом». ! И чем заключается основная цель управления персоналом? I Что является объектом управления персоналом? I Что такое организационная структура персонала?

Что такое штатная структура персонала? 6 'ho такое ролевая структура персонала?

/ Какие факторы определяют место функции управления персоналом в

общей системе управления? х Ч го такое кадровая технология?

  1. Какой тип кадровой политики предполагает преимущественное использование внутренних источников подбора персонала?

  2. 11еречислите основные этапы развития науки о персонале.

11. Для какой концепции управления персоналом характерен авторитарный стиль управления, ориентированный только на цели предприятия?

I 1 Какая концепция управления персоналом целесообразна для предприятий с массовым (серийным) характером производства?

I I Какая концепция управления персоналом целесообразна для государственных учреждений?

I I Какая концепция управления персоналом целесообразна для коммерческих структур в условиях рыночной конкуренции?

15 15 чем заключается суть концепции «кадры как ресурсы»?

И>. Каковы причины реорганизации кадровых служб в СУП? В чем состоит суть этой реорганизации?

I / Перечислите основные элементы системы управления персоналом.

IS. Перечислите основные функции системы управления персоналом.

[9. Перечислите основные методы управления персоналом.

  1. Перечислите основные принципы управления человеческими ресурсами.

  2. Перечислите основные принципы построения системы управления персоналом.

' ' 11еречислите основные принципы развития системы управления персоналом.

13. На каком уровне управления определяются концепция и тип кадровой политики?

  1. Перечислите основные типы кадровой политики.

  2. Что такое функциональное разделение труда?

'б. Перечислите основные этапы формирования организационной структуры служб управления персоналом.

27. Как определить профессионально-квалификационный и количественный состав службы управления персоналом?

'S. Что такое штатная норма?

!9. В каком документе закрепляется распределение должностных обязанностей между сотрудниками? id. Какие методы планирования численности персонала вы знаете?

  1. Какой метод планирования целесообразно применять для расчета численности руководителей?

  2. Какой метод планирования целесообразно применять для расчета численности технических исполнителей?

  3. Что такое качественное планирование персонала?

  4. Перечислите основные подходы к формированию персонала.

  5. В чем заключается сущность теории должностного соответствия?

  6. В чем заключается основная идея профессионального клиринга?

  7. Что такое профессиограмма?

  8. Что такое персонограмма?

  9. Перечислите основные источники подбора работников.

  10. Что такое лизинг персонала?

  11. Перечислите состав заявительных документов кандидата при приеме на работу.

  12. Перечислите внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс отбора кандидатов.

  13. Перечислите основные этапы процедуры отбора кандидатов на должность.

  14. В чем состоит отличие предварительной отборочной беседы от собеседования (цель, кто проводит, результат)?

  15. Перечислите основные виды собеседования при приеме на работу.

  16. Сформулируйте основные правила проведения собеседования.

  17. В чем заключается сущность управления карьерой?

  18. Какие виды трудовых перемещений вы знаете?

  19. В чем заключаются цель и задачи адаптации персонала?

  20. Что такое профессиональная адаптация персонала?

  21. Что такое организационная адаптация персонала?

  22. Перечислите основные формы адаптации персонала.

  23. Перечислите основные стадии трудовой адаптации персонала.

  24. Каковы роль и задачи оценки персонала?

  25. В чем заключается принципиальная разница между экспертным и инструментальным подходами к оценке работника?

  26. Какие методы оценки персонала вы знаете?

  27. Какой метод оценки персонала целесообразно применять для обоснованности административных решений?

  28. В какой форме наиболее часто проводится оценка персонала на российских предприятиях?

  29. В чем заключается принципиальное различие между оценкой и аттестацией персонала?

  30. В чем заключается суть технологии центра оценки?

  31. В чем заключается роль профессионального потенциала в развитии организации?

  32. Перечислите основные виды профессионального обучения служащих.

  33. Перечислите основные цели и задачи подготовки персонала.

  34. Перечислите основные подходы к профессиональному обучению персонала.

" В чем состоит суть нового подхода непрерывного обучения персонала? И Какой метод обучения наиболее эффективен для приобретения и сохранения знаний?

i>' Какой метод обучения наиболее эффективен для развития способности к совместной работе?

У Какой метод обучения наиболее эффективен для получения навыка в решении проблем управления?

К ('формулируйте критерии эффективности подготовки персонала.

10 11сречислите виды трудовых перемещений сотрудников в организации.

/1 11еречислите типовые модели карьеры сотрудника.

/Л Каков механизм управления должностной карьерой сотрудника? I Каков механизм управления профессиональной карьерой сотрудника?

/I I кречислите основные этапы управления деловой карьерой, i Что такое мотивация труда?

/(>. Каков основной фактор мотивации трудовой деятельности согласно теории Ф. Тейлора?

77. В чем заключается суть иерархической структуры потребностей человека по А. Маслоу?

/8. Какая теория мотивации («х» или «у») Д. Макгрегора отражает современный взгляд на трудовую деятельность человека?

/ч Почему теорию мотивации Ф. Герцберга называют теорией мотиваци-онной гигиены?

КО. Какие виды потребностей персонала выделяет Д. Макклелланд? |1. В чем заключается сущность мотивации согласно теории В. Врума? К.'. В чем заключается сущность мотивации согласно теории С. Адамса? В, В чем заключается сущность мотивации согласно теории Б. Скиннера?

  1. В чем заключается сущность мотивации согласно теории Д. Аткинсона?

  2. Перечислите основные средства воздействия на мотивацию сотрудников. Ко. Сформулируйте основные правила вознаграждающего управления. 87. Что такое конфликт?

К8. Сформулируйте основные признаки конфликта в организации. КО. Какие типы конфликтов вы знаете?

90. Сформулируйте основные причины возникновения конфликтов в организации.

'M.11еречислите основные методы управления конфликтами. 92. Перечислите основные этапы управления конфликтами. РЗ. Перечислите основные виды увольнений.

  1. Что такое текучесть персонала?

  2. Какие критерии оценки сотрудников являются обязательными при сокращении персонала?

  3. Что такое экономическая эффективность управления персоналом?

97. Что такое техническая эффективность управления персоналом?

'»8. Что такое социальная эффективность управления персоналом?

99. Каковы основные критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом?
СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Для специальностей «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» (4-й курс)

I семестр

Вид контроля

Форма контроля

Максимальное количество баллов

Срок отчетности

Текущая оценка степени

Блиц-контрольные

10

В течение

усвоения курса

работы




семестра

Приобретение практиче-

Оценка выполнения за-

20

В течение

ских навыков в области

даний на лабораторных




семестра

управления персоналом

занятиях







Самостоятельная работа

Доклад

15

12-я неделя

с источниками и лите-










ратурой










Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь студента

15

17-я неделя

по освоению содержа-










ния курса










Усвоение концептуаль-

Итоговая письменная

40

По заверше-

ного содержания курса

контрольная работа




нии курса

11 семестр

Текущая оценка степени

Блиц-контрольные

10

В течение

усвоения курса

работы




семестра

Приобретение практиче-

Оценка выполнения за-

20

В течение

ских навыков в области

даний на лабораторных




семестра

управления персоналом

занятиях







Самостоятельная работа

Реферат

15

12-я неделя

с источниками и литера-










турой










Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь студента

15

17-я неделя

по освоению содержа-










ния курс










Усвоение концептуаль-

Итоговая письменная

40

По заверше-

ного содержания курса

контрольная работа




нии курса

Для специальности «Управление персоналом (3-й и 4-й курсы

3-й курс. I семестр

Вид контроля

Форма контроля

Максимальное количество баллов

Срок отчетности

1 ск) тая оценка степени \iпоения курса

Блиц-контрольные работы

10

В течение семестра

1 |риобретение практиче-| Ких навыков в области | правления персоналом

Оценка выполнения заданий на лабораторных занятиях

20

В течение семестра

| имостоятельная работа i источниками и литера турой

Доклад

15

12-я неделя

( .состоятельная работа По освоению содержания курса

Рабочая тетрадь студента

15

17-я неделя



Усвоение концептуального содержания курса

Итоговая письменная контрольная работа

40

По завершении курса

3-й курс, 11 семестр

Гекущая оценка степени \ 1-воения курса

Блиц-контрольные работы

10

В течение семестра

11риобретение практических навыков в области управления персоналом

Оценка выполнения заданий на лабораторных занятиях

20

В течение семестра

( имостоятельная работа > источниками и литера-1 \ рой

Реферат

15

12-я неделя

• имостоятельная работа По освоению содержания курс

Рабочая тетрадь студента

15

17-я неделя

Усвоение концептуальною содержания курса

Итоговая письменная контрольная работа

40

По завершении курса




4-й курс, I семестр

Для специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» (4-й курс)

Вид контроля

Форма контроля

Максимальное количество баллов

Срок отчетности

Текущая оценка степени усвоения курса

Блиц-контрольные работы

15

В течение семестра

Участие студентов в обсуждении конкретных вопросов и проблем

Работа на семинарских занятиях

20

В течение семестра

Самостоятельная работа по освоению содержания курса

Рабочая тетрадь студента

25

17 неделя

Усвоение концептуального содержания курса

Итоговая письменная контрольная работа

40

По завершении курса

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Н г.юнИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение занятий. Планы семинарских занятий по курсу «Управле-iiiK персоналом» предназначены для студентов, обучающихся по специаль-• к к i и «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Гемы семинаров взаимосвязаны с тематикой лекций и ориентирова-IIII па более глубокое изучение ряда ключевых вопросов курса. Объем се-ишарских занятий - 8 ч.

Цель проведения семинаров - обеспечить закрепление теоретических iii.ii ■ > 1 f 1 студентов по изучаемому курсу, активизировать их работу в ходе Изучения дисциплины, способствовать развитию практических навыков и Мений в области управления персоналом в ходе самостоятельного анализа п i\ чной и учебной литературы, публичного изложения освоенного теоре-I ического материала и аргументированного обоснования своих решений.

Выбор литературы для проведения семинарских занятий обусловлен Ц| обходимостью изучения основных научных подходов к управлению пер-| она юм, более подробного рассмотрения кадровых технологий его реали-юции в современных условиях деятельности менеджера.

Формой проведения занятий является обсуждение заданных планом Вопросов и рефератов.

1. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
Вопросы для обсуждения

I Основные направления деятельности и функции службы управления персоналом.

|, Нормативные документы, регламентирующие разделение труда в организации.

I Особенности построения организационных структур служб управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм.

I Основные этапы формирования организационной структуры службы управления персоналом.
Источники

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 aeiycra 1998 г. № 37).

Обязательная литература

Apxunoea Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (Управление персоналом): учеб.-метод. модуль. - М.: Изд-во Ипполитова, 2003. - 360 с. (Серия «Я иду на занятия»).

Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и персраб. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.

Дополнительная литература

Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 2005,- 550 с. Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2006. -416 с.
Контрольные вопросы

  1. Определите основные направления деятельности службы управления персоналом.

  2. Перечислите нормативные документы, регламентирующие деятельность службы управления персоналом.

  3. Определите основные должности в сфере управления персоналом и определите квалификационные требования к претендентам на эти должности.

  4. Сформулируйте основные отличия в построении организационной структуры служб управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм.

6. Перечислите основные этапы формирования организационной структуры служб управления персоналом.

2. Управление наймом персонала
Вопросы для обсуждения

  1. Основные подходы к формированию персонала.

  2. Основные этапы процедуры приема персонала на работу: подбор претендентов, отбор кандидатов, наем персонала.

  3. Критерии, формы и методы отбора кандидатов.

  4. Процедура найма персонала.


Обязательная литература

Apxunoea Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (Управление персоналом): учеб.-метод. модуль. - М.: Изд-во Ипполитова. 2003. 360 с. (Серия «Я иду на занятия»).

Управление персоналом организации: учеб. / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.

Дополнительная литература

на СВ. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 160 с. Ци/тель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и огбора персонала. - М.: Добрая книга, 2005. - 264 с.

Контрольные вопросы

I I |еречислите основные факторы, влияющие на процесс найма персонала.

' II чем заключается основная идея профессионального клиринга?

| | Щределите достоинства и недостатки внутреннего и внешнего источни-

| ов подбора персонала. I I l.i ювите современные методы подбора персонала.

I к речислите этапы отбора персонала. I | )пределите основные типы собеседования. ' ('характеризуйте процедуру найма сотрудника.

3. Деловая оценка персонала
Вопросы для обсуждения

I ( Щенка персонала как основа принятия решений при найме, продвижении, поощрении, обучении, увольнении работников.

' Роль оценки персонала для эффективной работы работника, структурного подразделения, кадровой службы.

i Критерии и методы оценки работников.

I ( овременные персонал-технологии, используемые при деловой оценке . I Аттестация: цели, задачи и принципы.

Обязательная литература

Швзаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учеб. -М.: ЮНИТИ, 2006. -560 с.

| 1| li. ов ЮГ. Управление персоналом: Оценка эффективности: учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2004. - 255 с.

Дополнительная литература

Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 2005.- 550 с.
КОШ[)<)iii,hi,i<} ц,ч ii К li i.i

  1. ((пределите цель и задачи оценки персонала ■ <>i>i вни >ации.

  2. Сформулируйте основные различия в экспертном и инструментально! подходах к оценке персонала.

  3. Охарактеризуйте основные методы оценки персонала.

  4. Охарактеризуйте технологию, основные принципы и типологию цен-тров оценки персонала.

  5. Определите основные параметры при проведении аттестации и крите-рии их оценки.

  6. Перечислите основные этапы аттестации.

  7. Перечислите нормативные документы, необходимые при проведении аттестации.

4. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
Вопросы для обсуждения

  1. Мотивация и эффективность трудовой деятельности.

  2. Основные теории мотивации.

  3. Разработка комплексной системы мотивации сотрудников в организации.


Обязательная литература

Apxunoea Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (Управление персоналом): учеб.-метод модуль. - М.: Изд-во Ипполитова, 2003. - 360 с. (Серия «Я иду на занятия»).

Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.
Дополнительная литература

LUanupo СА. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2006. -224 с.
Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные цели мотивации персонала.

  2. Охарактеризуйте первоначальные теории мотивации.

  3. Охарактеризуйте содержательные теории мотивации.

  4. Охарактеризуйте процессуальные теории мотивации.

  5. Перечислите методы диагностики мотивированности персонала.

  6. Перечислите основные средства воздействия на мотивацию сотрудников.

И()|||>( )СЫ К И К ПОПОИ 11ИСПМ1 иной НЛЬОП

I i in IcMii управления персоналом: цели, функции методы. | i |ужба управления персоналом каксубьекл управления. | |Ч*1 ниментация труда персонала. | Нормирование труда персонала.

Гсхнология подбора персонала, ii Гсхнология отбора персонала. 1 Деловая оценка персонала. N I н обенности оценки руководителей. 1 ||'пре1ичсскпе основы мотивации персонала. Ill Управление мотивацией персонала.

правление профессиональным развитием персонала. | 1 Управление карьерой персонала.

| | li обенности управления персоналом в интернациональных организациях.

| >ффсктивность системы управления персоналом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью настоящих методических рекомендаций является оказание студентам заочного отделения помощи в самостоятельном изучении теоретических основ управления персоналом.

Большое место в изучении соответствующих разделов отводится работе с лекционным материалом учебно-методического модуля «Управление персоналом», подготовленного на кафедре организационного развития РГГУ. [АрхиповаН.И., СедоваО.Л. Менеджемент(Управление персоналом): учеб.-метод, модуль.- М.: Изд-во Ипполитова, 2003.-360 с. (Серия «Я иду на занятия»)]. Конспект лекций, представленный в учебно-методическом модуле, основывается на компаративном анализе работ отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом, включает материалы ранее опубликованных авторами учебно-методического модуля учебников, учебных пособий, статей, а также конкретный опыт управления персоналом на российских и зарубежных предприятиях.

После изучения лекционного материала студентам предлагается заполнить соответствующие разделы рабочей тетради, что позволяет лучше оценить их подготовку. Рабочая тетрадь студента содержит материалы, подобранные в соответствии с учебной программой. Структура каждого раздела включает словарь, шаблон-организатор, вопросник, учебную конкретную ситуацию. Своевременное и качественное выполнение заданий РТС является необходимым условием итоговой аттестации по курсу.

Раздел 1. Управление персоналом как система

Основная образовательная задача данного раздела - формирование у студентов понимания важности человеческого фактора в деятельности организации и представления управления персоналом как совокупности элементов, обладающих системными свойствами.

Студенты самостоятельно изучают по учебно-методическому модулю лекцию 1 («Управление персоналом в системе управления организацией») и лекцию 3 («Управление персоналом как система»). Пользуясь глоссарием учебно-методического модуля, студенты знакомятся со следующими понятиями:

персонал организации

человеческий капитал

управление персоналом

система управления персоналом

функция управления персоналом

принципы управления персоналом

Основное внимание следует уделить определению роли управления 1)1 pi шалом в организации, изучению основных функций системы управ-||НИЯ персоналом, классификации систем управления персоналом, принципам и методам управления персоналом.

Для более эффективного усвоения содержания разделов и самокон-Гро студенты заполняют разделы 1-3 рабочей тетради.

Литература

I .'/чини А.П. Управление персоналом. - М: Экономика. 2005.-С. 9-28. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 2005. -С. 10-19.

Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. М: ИНФРА-М. 2007.- С. 53 - 58.

раздел 2. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом

Основной образовательной задачей раздела является формирование | 11удентов представления о роли и месте службы управления персоналом | opi анизации.

В процессе изучения данной темы студенты самостоятельно знакомя 1ся с содержанием лекции 4 («Служба управления персоналом как субъ-|КТ j правления») учебно-методического модуля и изучают следующие ПОМЯТ пи:

организация управления персоналом служба управления персоналом

Особое внимание студентов должно быть направлено на рассмотрение основных направлений деятельности службы управления персоналом I организации и изучение принципов построения организационной струк-гуры службы управления персоналом.

Для проверки усвоения материала студенты заполняют соответствующий раздел рабочей тетради (тема 4 «Организация труда персонала»).

Литература

\ртемов 0.10., Архипова Н.И., Ермакова И.Н.. Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М: РГГУ, 2007. - С. 21-42. I таробинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Интел-Синтез, 2000. -С. 10-27.

Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М. 2007.-С. 149-159.

Раздел 3 . Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Основной образовательной задачей является формирование у студентов представления о кадровом, информационном, техническом и нормативно-правовом обеспечении системы управления персоналом.

Используя глоссарий, студенты знакомятся со следующими понятиями:

классификация

профессия специальность структура численность «качество» персонала сертификация персонала должностная инструкция

внутрифирменный профессиональный стандарт правила внутреннего трудового распорядка . положение о персонале

При изучении данного раздела студенты используют также лекционный материал учебно-методического модуля (лекции 5, 7) и учебное пособие «Управление персоналом организации» под ред. А.Я. Кибанова. Особое внимание при изучении раздела следует обратить на классификацию и квалификационные характеристики, предъявляемые к работникам кадровых служб в зависимости от занимаемой должности, а также на классификацию документов, регламентирующих процесс управления персоналом.

Для самопроверки студенты заполняют соответствующий раздел рабочей тетради студента (тема 5).
Литература

Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.К, Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М.: РГГУ, 2007. - С 42-93.

Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - С. 232-270.

Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М. 2007.-С. 53-74, 173-184.

Раздел 4. Кадровое планирование

Основной образовательной задачей является формирование у студентов понимания места кадрового планирования как составной части планирования развития организации.

В процессе изучения данного раздела студенты знакомятся со следующими понятиями: стратегия управления персоналом кадровое планирование определение потребности в персонале качественная потребность в персонале количественная потребность в персонале планирование численности персонала общая потребность в персонале дополнительная потребность в персонале планирование использования персонала планирование высвобождения персонала планирование обучения персонала методы расчета потребности в персонале

Студенты самостоятельно изучают лекции 6-го и 8-го учебно-методических модулей, подробно рассматривая виды стратегий управления персоналом, процесс планирования потребности в персонале, методы расчета численности персонала и заполняют разделы 3 и 6 рабочей тетра-чи студента, посвященные стратегиям управления персоналом и кадровому планированию.

Литература

fceapoe Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ. 2006. - С. 193— 213.

\lncjioe В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - М: Финпресс, 2004. - С. 9^П, 91-122.

Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М. 2007. - С. 232-244.

Раздел 5. Управление наймом персонала

Образовательной задачей данного раздела является формирование у студентов представления о современных теоретических и практических подходах к формированию персонала организации.

Основные понятия данного раздела:

«качество» персонала персонограмма профессиональный клиринг профессиограмма собеседование

При самостоятельном изучении данного раздела используется материал лекции 9-го учебно-методического модуля, в котором раскрываются основные подходы к формированию персонала, факторы, влияющие на процесс найма персонала, кадровые технологии приема персонала на работу. После изучения теоретического материала студенты заполняют раздел 7 рабочей тетради по управлению персоналом.
Литература

Управление персоналом организации: Практикум / под ред. Л.>1. Кибанова. - М.:

ИНФРА-М, 2007. - С. 314-333. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: ЮНИТИ, 2006. - С. 219-

233.

Иванова СВ. Искусство подбора персонала. - М.: АльпинаБизнесБукс. 2006. Управление персоналом - менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электрон, ресурс]. - Режим доступа http://staff-conirol.ru

Раздел 6. Профессиональная и организационная адаптация персонала

Образовательной задачей данного раздела является формирование у студентов понимания современной концепции адаптации персонала.

Используя глоссарий, студенты знакомятся со следующими понятиями: расстановка персонала

внутриорганизационные трудовые перемещения

внутрипрофессиональные перемещения

межпрофессиональные перемещения

междолжностные перемещения

ротация

адаптация

первичная адаптация вторичная адаптация

Лекция 10 учебно-методического модуля позволяет самостоятельно ознакомиться с целями и принципами расстановки персонала, внутриор-ганизационными перемещениями, видами адаптации, процессом управления трудовой адаптацией.

Для проверки усвоения материала также необходимо заполнить раздел 8 рабочей тетради студента.

Литература

Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - С. 155-166. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М. 2007.-С. 351-365.

Раздел 7. Оценка персонала

Образовательная задача данного раздела - сформировать у студентов понимание роли кадровой технологии оценки персонала как основы принятия управленческих решений.

Основные понятия раздела: оценка работников аттестация

При изучении лекционного материала раздела 11 учебно-Mciодического модуля основное внимание уделяется роли оценки в управ-1СНИИ персоналом, методам и технологиям оценки персонала. Кроме того, необходимо рассмотреть процесс подготовки и проведения аттестации I |ужащих как составной части системы оценки.

Для самопроверки студенты заполняют раздел 9 рабочей тетради по \ правлению персоналом.

Литература

Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2005. -С. 78-82.

Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. - СПб.: Г'ИЭА, 1998.-С. 95-118.

( Отникова СИ. Управление карьерой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 267-280. Управление персоналом в организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М. 2007.-С. 566-587.

Раздел 8. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Образовательной задачей данного раздела является формирование у студентов понимания подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала как системы поддержки и накопления человеческого капитала.

В процессе изучения раздела студенты знакомятся со следующими понятиями:

развитие персонала подготовка персонала переподготовка персонала повышение квалификации персонала тренинг

Лекция 12 учебно-методического модуля позволяет студентам ознакомиться с ролью профессионального потенциала персонала в развитии организации, методами профессионального обучения, а также рассмотреть критерии и методы оценки эффективности обучения персонала.

Для проверки полученных знаний студенты заполняют раздел 11 ра-бочей тетради по управлению персоналом.
Литература

Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - С. 181-190. Сотникова СИ. Управление карьерой. - М.: Инфра-М, 2001. - С. 118-157. Старобинский Э. Как управлять персоналом. - М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. - С. 132-150. Обучение и развитие персонала [Электрон, ресурс!. - http://trainings.ru Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.-С. 399-416.

Раздел 9. Управление деловой карьерой

Образовательная задача данного раздела заключается в формировании у студентов понимания современной концепции управления карьерой как системы повышения человеческого капитала предприятия.

Используя глоссарий учебно-методического модуля, студенты изучают следующие понятия:

карьера

профессиональная карьера внутриорганизационная карьера вертикальное направление карьеры горизонтальное направление карьеры центростремительная карьера служебно-профессиональное продвижение должностной рост ротация

Лекционный материал раздела 13 учебно-методического модуля позволяет студентам подробно ознакомиться с понятием карьеры, видами и типовыми моделями карьеры, изучить основы планирования карьеры. После изучения материала необходимо заполнить раздел 10 рабочей тетради студента.

Литература

Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - С. 133-140. Сотникова СИ. Управление карьерой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 287-345. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 427-456.

Раздел 10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

'Образовательной задачей раздела является формирование у студентов понимания современной концепции управления мотивацией трудовой деятельности.

Основные понятия раздела:

потребность мотив интерес стимул

мотивация '

тип мотивации

Студенты самостоятельно изучают лекционный раздел 14-го учебно-методического модуля. Особое внимание следует уделить классификации н характеристике современных теорий мотивации, моделям мотивации трудовой деятельности, а также основам проектирования системы мотивации трудовой деятельности. После изучения материала студенты заполняют- раздел 12 рабочей тетради студента.

Литература

Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.: ГроссМедиа, 2006. -С. 25-48.

Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-пресс, 2006. -С. 62-70.

('амыгин СИ. Управление персоналом. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 152-158. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М. 2007. - С. 483^194.

Раздел 11. Технологии увольнения персонала

Образовательная задача раздела - сформировать у студентов представление о современных методах управления текучестью и массовым высвобождением персонала организации.

Основные понятия раздела:

увольнение текучесть высвобождение аутплейсмент

Для самостоятельного изучения раздела студентам предлагается ознакомиться с лекционным материалом раздела 15 учебно-методического модуля и рассмотреть понятие и виды увольнения, процесс управления 1екучестью персонала, а также особенности управления массовым высвобождением персонала.

После изучения лекции студентам предлагается заполнить рабочую 1етрадь (тема 13).

42Литература

Каюров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. - М.: К)11ИТИ, 2006. - С. 306-313. Управление персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. - М: ИНФРА-М. 2007. - С. 383-390.

Раздел 12. Оценка эффективности управления персоналом

Образовательная задача раздела - сформировать у студентов комплексный подход к оценке эффективности систем управления персоналом.

Основные понятия раздела: эффективность эффективность труда

экономическая эффективность управления персоналом Изучая данный раздел, студенты должны рассмотреть понятие и подходы к оценке эффективности, анализ эффективности системы управления персоналом, эффективность деятельности службы управления персоналом. Для этого им предлагается изучить лекционный материал учебно-методического модуля (лекция 16) и заполнить раздел 14 рабочей тетради студента.
Литература

Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. - С116.: С1161 И')Л. 1998.-С. 89-106.

Управление персоналом организации / под ред. Кибанова А.Я. - М: ИПФРЛ-М. 2007.-С. 598-615.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ

  1. Особенности управления персоналом в органах государственного управления.

  2. Особенности управления персоналом в органах муниципального управления.

  3. Особенности управления персоналом в органах социального обеспечения.

  4. Особенности управления персоналом в правоохранительных органах.

  5. Особенности управления персоналом в образовательных учреждениях.

  6. Особенности управления персоналом в учреждениях здравоохранения.

  7. Особенности управления персоналом в учреждениях культуры.

  8. Особенности управления персоналом в библиотеках.

  9. Особенности управления персоналом в музеях.

  1. Особенности управления персоналом в учреждениях физкультуры и спорта.

  2. Особенности управления персоналом в научных учреждениях.

  3. Особенности управления персоналом в интернациональных организациях.

13. Особенности управления персоналом на совместных предприятиях.

14 Особенности управления персоналом в холдингах.

  1. Особенности управления персоналом в рекламных агентствах.

  2. Особенности управления персоналом в сфере туризма.

  3. Особенности управления персоналом сфере телекоммуникаций.

  4. Особенности управления персоналом на автотранспортных предприятиях.

19. Особенности управления персоналом на предприятиях воздушного транспорта.

  1. Особенности управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта.

  2. Особенности управления персоналом на предприятиях торговли.

  3. Особенности управления персоналом на предприятиях пищевой промышленности.

  4. Особенности управления персоналом на предприятиях легкой промышленности.

  5. Особенности управления персоналом на предприятиях связи.

  6. Особенности управления персоналом на предприятиях ЖКХ.

  7. Особенности управления персоналом на полиграфических предприятиях.

  8. Особенности управления персоналом на строительных предприятиях.

  9. Особенности управления персоналом на промышленных предприятиях.

  10. Особенности управления персоналом на предприятиях бытового обслуживания.

  11. Особенности управления персоналом на предприятиях сферы услуг.


  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации