Шпаргалка по дисциплине Разработка управленческого решения - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по дисциплине Разработка управленческого решения
скачать (250 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc250kb.08.07.2012 18:29скачать

n1.doc

  1   2   3

  1. понятие и сущность управленческого решения

Понятие решение трактуется по-разному:1) как процесс 2) как акт выбора, который осуществляется менеджером с помощью определённых правил. 3) как результат выбора, который представляет предписание к действию (план работ, вариант проекта, и т.д.) С философской и психологической точки зрения решение - один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Решение характеризуется несколькими признаками: 1) альтернативность (возможность выбора из нескольких вариантов) 2) наличие цели (бесцельный выбор - это не решение) 3) необходимость волевого акта Управленческое решение (У.Р.) - это: 1. Вид деятельности, протекающий в управляющей системе, в связи с выбором, подготовкой и реализацией определённых вариантов деятельности. 2. Вариант или форма воздействия управляющей системы на управляемую 3. Организационно-практическая деятельность руководителя в подчинённом ему коллективе У.Р. как результат конкретной деятельности м-ра: 1. Замысел руководителя (субъективная часть a) определение цели управления b) выявление необходимых задач для её достижения c) моделирование предстоящих действий в соответствии с поставленной задачей 2. Средства достижения замысла (объективная часть)a) определение необходимых ресурсов b) информационное, организационное и техническое обеспечение решения задач c) определение задач для ответственных лиц и подразделений d) порядок и организация выполнения задач Свойства У.Р. - альтернативность- сознательность – целенаправленность - активизирующая и организующая сила
2.Требования, предъявляемые к УР.1. Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели. 2. Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Решение, противоречащее этим закономерностям, будет пассивно или активно отторгаться, что требует дополнительного расхода ресурсов и, соответственно, замедлит развитие организации. 3. Компромиссность. Необходимость этого требования исходит из того, что управленческие решения практические всегда имеют негативные последствия. Невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. Поэтому важно иметь в виду не оперативную, а стратегическую эффективность принимаемого решения. Именно умение принимать решения, видя их недостатки, но не позволяя им парализовывать собственную волю, отличают эффективного руководителя. Эти люди понимают, что принятие пусть неэффективного решения, лучше, чем непринятие решения вообще. Вместе с тем, бывают ситуации, когда из-за недостатка информации именно непринятие решения становится единственно верным способом поведения. В этом случае руководитель возлагает больше надежды на саморегуляцию организации, чем на собственную инициативу. 4. Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным. 5. Соответствие полномочиям ЛПР, что является необходимым условием директивности принятого решения. Этот момент достаточно важен еще и потому, что, принимая решение, руководитель берет на себя ответственность за его последствия. С одной стороны, превышение полномочий создает предпосылку невыполнения решения. С другой стороны, руководитель не должен принимать решения, входящие в компетенцию нижестоящих менеджеров, поскольку это приводит к снижению инициативности подчиненных. 6. Непротиворечивость и согласованность с принципами менеджмента и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолировано, а дополняет другие решения. 7. Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных издержках, что делает решение экономичным.

3. Понятие проблемы. Задачи, требующие принятия решений.проблема может возникать в двух случаях: во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от запланированного, т.е. проблема - это отклонение от нормы; во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т.е. проблема - это предоставляющаяся возможность. При выявлении сущности проблемы происходит -оценка времени, отпущенного на принятие решения Т, исходя из требования своевременности; -определение ресурсов, необходимых для принятия решения R могут включать логическое мышление и интуицию только ЛПР или большого коллектива специалистов с проведением экспериментов, моделирования и расчетов на ЭВМ; -описание проблемной ситуации S0 на естественном языке и ее анализ, при этом необходимо стремится к компактности изложения. При выявлении сущности проблемы выполняются следующие операции.1. Определение объективности существования проблемы и установление того, что проблема рассматривается на соответствующем уровне компетенции.2. Определение степени новизны проблемной ситуации. Это необходимо для выявления возможности использования предшествующего опыта и имеющихся в наличии у ЛПР методов выработки обоснования решений.3. Выяснение причин возникновения проблемы. Для этого проводится анализ внешней и внутренней среды организации. Это можно сделать как формальными, так и неформальными методами, краткая характеристика которых приведена при рассмотрении функции анализа. При сборе информации, необходимой для такого анализа, следует учитывать два момента:а) ее увеличение не обязательно ведет к повышению качества решения, поэтому очень важно уметь из всей информационной совокупности выделить релевантную, т.е. относящуюся непосредственно к рассматриваемой проблеме информацию; б) руководитель может получать недостоверную информацию, особенно в тех случаях, когда используются неформальные методы ее сбора, поскольку люди, сознательно или нет, могут выдавать желаемое за действительное. 4. Выявление взаимосвязей рассматриваемой проблемы с другими проблемами. Это необходимо для установления причинно-следственных связей между проблемами, поскольку в социально-экономических системах практически не бывает локальных проблем. Достаточно важными здесь являются два аспекта:· определение приоритетности рассматриваемой проблемы и возможности ее разрешения за счет разрешения иных проблем; · принятие и реализация одного многоцелевого решения зачастую требует меньшего расхода ресурсов, чем принятие и реализация нескольких одноцелевых решений.


4. Формы разработки и реализации УР.В практике управления используются разнообразные формы разработки решений.Указ - решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.Указание - решение, носящее методический, технологический характер и рекомендуемое для разъяснения, наставления.Закон - решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер.Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций, включая международные отношения.Приказ - решение руководителя, облеченного властью в организации, обязательное для исполнения.Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.Протокол - решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств.Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей в различных сферах деятельности.Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности.План - решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время реализации решений.Контракт - решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.Оферта - решение коммерческого характера о предложении лицу заключить сделку на указанных условиях, выступающее одной стороной контракта.Акцепт - решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях, выступающее второй стороной контракта.Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор норм поведения и деятельности работников.Модель - решение, включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящих реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Существует множество форм реализации управленческих решений, рассмотрим основные и наиболее распространенные из них.Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

5. Системный подход к разработке УР.При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Системный подход – это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа): 1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формули- рования конкретных целей; 2) необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и вы- являть все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; 3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы); 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) единство анализа и синтеза, логического и исторического; 7) выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия; Системный подход – главный принцип построения, функционирования и развития любых систем (объектов). Применяя системный подход можно строить дерево показателей эффективности товара. Вход системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.). На выходе системы решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата. К компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д. Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, «ноу-хау» и другими факторами. При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода – товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам. Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона). Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы («выхода») к изготовителю товара и поставщикам («входа») системы. При изменении требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок «вход» системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.


6 Целевая ориентация управленческих решений


Признаки сходства

Признаки различий

Признаки взаимосвязи

1. Направленность на позитивные изменения объекта управления

2. Ориентация на миссию организации

3. Постановка и принятие на всех уровнях управления

4. Ресурсное обеспечение

5. Временные пределы реализации

6. Присутствие фактора риска

7. Ответственность за выбор целей и решений

1. Многовариантность решений и однозначность целей

2. Эффективность в целях -ожидаемая, в решениях -реальная

3. Возможность корректировки решений ниже, чем целей

4. Финансирование целей ориентировочное, решений - реальное

5. Выбор целей - творчество ЛПР, выбор решения возможен на компьютере

1. Цель - начальный этап выработки решения

2. Цель - основа контроля за исполнением решения

3. Цель без решения бесплодна

4. Решение есть механизм реализации цели

5. Цель определяет выбор решения
Цель - это состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация. Действительно, деятельность организации направлена на достижение определенных результатов, которые бы изменили состояние объекта управления. Это может быть и создание нового производства, и завоевание рынка сбыта, и увеличение прибыльности предприятия, и повышение рейтинга банка и т. д. Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие:- одну цель решения имеют только очень простые задачи, и если целей решения задачи несколько, то между ними возможны и противоречия;- от точности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения задач, и, чем корректнее сформулирована цель, тем увереннее будет решена проблема;- если необходимо оставить несколько целей, то определяется главная , приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;- если обнаружатся противоположные цели у разных подразделений, к «общему знаменателю» их надо приводить, исходя из приоритетных целей. Простая цель имеет один тип решения - быть или не быть, цель средней степени сложности - два или три варианта, сложные цели могут быть описаны многовариантными решениями.Цели и решения связаны между собой, имеют сходные и отличительные признаки:

7.Классификация УР. Классификация управленческих решений, принимаемых в организации, (или, что то же самое, классификация проблем организации) может проводиться по различным критериям. 1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения. 2. По важности и длительности действия выделяют решения: стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются с учетом развития внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия и решение перспективных задач; тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года; оперативные, связанные с достижением текущих целей. 3. По степени охвата объекта управления, относительно которого принимается решение, выделяют: общие, охватывающие весь объект, частные, охватывающие некоторые стороны деятельности объекта (например, сбыт продукции на предприятии), локальные, охватывающие только отдельные элементы управляемого объекта (например, решение об отзыве из отпуска какого-либо сотрудника). 4. По степени определенности используемой информации, решения подразделяются на: - решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решения; решения, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях задана в вероятностных показателях; -решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда используемая информация вообще не имеет численного выражения или эта информация противоречива. 5. По степени уникальности выделяют решения: -рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно; -периодические, принимаемые руководителем с определенной частотой; -уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике. Здесь важно подчеркнуть, что уникальность решения субъективна. Ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной для другого может быть рутинной. 6. По степени проявления творчества рассматривают решения: -нетворческие или запрограммированные, когда известен алгоритм выработки решения, т.е. когда решение это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции; -творческие или незапрограммированные, необходимость в которых возникает, когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей неизвестные ему факторы. В этом случае нельзя составить конкретную последовательность шагов, ведущих к принятию обоснованного решения. Разумеется, на практике запрограммированные или незапрограммированные решения в чистом виде почти не встречаются. Очень немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что полностью исключают инициативу лица, их принимающего. С другой стороны, при выработке и принятии незапрограммированного решения всегда можно использовать известные структурированные методы. 7. По степени сложности решения подразделяются на: -простые, принимаемые по одному критерию оценки и выбора альтернатив; -сложные, принимаемые по нескольким, зачастую противоречивым критериям. Именно эти решения являются наиболее распространенными при управлении организацией. 8. По виду лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения: индивидуальные, принимаемые руководителем единолично; коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании); коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия. Коллегиальные и коллективные решения еще называют групповыми решениями.
  1   2   3


понятие и сущность управленческого решения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации