Шпаргалки по ОТДЖ - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки по ОТДЖ
скачать (251.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc252kb.08.07.2012 18:25скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Журналистика как род творческой деятельности. Способы журналистского познания действительности.

Факт (лат. «сделанное») – истинное, никем не придуманное проявление одной из сторон окружающей нас среды. Факт или есть, или нет. Недостоверного факта не бывает, «как нет жареного льда» .Подделанный факт – это артефакт. Факты могут быть, как: 1.событие, 2.сведение, 3.явление.

Событие – факт, характеризующийся местом и временем и который характеризует начало определенного действия в узком и хронологическом пространственном диапазоне. Есть начало и конец действия.

Сведение – журналист обобщает событие множеством сведений.

Явление – сумма событий и сведений. «В армии России падает дисциплина», - это явление.

Три нельзя в обращении с фактом:

1) нельзя игнорировать, замалчивать общественно-важный факт;

2) нельзя искажать содержание факта, неверно излагать его структуру;

3) нельзя заниматься «кастрацией» факта (Юрков).

Надо заниматься интерпретацией факта, комен-ть его, строить версии о последствиях данного факта.

Причины фактической недостоверности: спешка журналиста и неумение/нежелание проверять факты.

Дедуктивный (посредством логической цепочки к выводу) и индуктивный (по частям, по фактам к главной теме, высказыванию) методы.

Слово factum в латинском языке означает «сделанное, совершившееся». От него и происходит первоначальное значение понятия «факт», зафиксированное в словарях русского языка: «действительное, вполне реальное событие, явление». Ученые усмотрели серьезную необходимость различать онтологический и гносеологический смыслы этого понятия. Факт реальности не поддается рассмотрению один, сам по себе. Выхваченный из системы существенных связей, он легко может превратиться в нашем сознании в картинку, искажающую действительность. Это объясняется тем, что в силу своей творческой природы сознание, не отразив реальных отношений факта, способно включить его в систему иных связей – несущественных, малосущественных, а то и вообще кажущихся.Если журналист хочет рассказать об одном факте, он должен изучить ситуацию, то есть увидеть и проанализировать его в связи с другими фактами, совместно с ним характеризующими данный фрагмент действительности.

Ситуация - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Эта обстановка, положение как раз и проявляется через факты – своего рода атомы действительности – и через их связи. Вот почему оказывается возможным определить ситуацию как совокупность взаимосвязанных между собой фактов, характеризующих в том или ином отношении положение на объекте.

Как и факт, ситуация может быть понята в онтологическом и гносеологическом смыслах, и закономерности здесь те же: отражаясь в сознании, реальная ситуация как бы теряет часть своих связей. Зато в ней становятся отчетливее видны главные факты, главные связи, если, конечно, воспринимать ее внимательно и непредвзято.

Ситуации неизбежно различаются по величине – это связано с тем, что различаются по величине и характеризуемые ими объекты. Причем нельзя забывать о системности мира: любой его объект может рассматриваться как самостоятельная система и в то же время входить как элемент в другую, более широкую систему. Точно так же и ситуации: ситуация в городе есть часть ситуации в области, ситуация в области – составляющая ситуации в стране и т. д., и т. п.

Различаются ситуации и по времени: одно дело – положение на объекте сегодняшнее (ситуация текущей реальной действительности), другое – его вчерашний день (ситуация вчерашнего дня).

Наконец, есть еще один критерий для различения ситуаций – глубинный, невооруженным глазом его и не разглядишь. Поэтому, прежде чем его сформулировать, нам придется разобраться с понятием «проблема».

2. Воображение в журналистском творчестве. Виды воображения, его функции.

В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества — при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.

В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы.

Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т. д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:

1. Перегруппировка событий и фактов (например, отход от хронологического следования за событием) выявляет скрытые причинно-следственные связи между ними.

2. Различная «игра слов» — особенно эффективна при создании новых фразеологических оборотов, каламбуров, метафор, сравнений, аналогий и т. д.

3. Составление разных классификаций и типологий. Как пишет Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже известные знания, но служат инструментом разработки нового знания. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые связи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще».

4. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.

5. Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций.

6. Предметное обсуждение темы будущего произведения с коллегами и т. д.

Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся.

Вобр м/б: реалистич (новост, инф ж-ка), романтич (анал жанры, полемич м-лы), символич (худ-публ жанры), антиципирующее (предвосхищ соб. Опережающее отраж действ-ти. Это В спос-т самосохр чела. На его основе стр-ся эф-т Кулешова – интерприт кадра из контекста), сказочное (ж-т созд мир, ф-ющий по своим з-нам), фантастическое (привнесение вымышл эл-тов в сущ-ю реальность), В-одухотвор (инф о соб, имеющим сильный эмоц фон. Эм-но маркир лексика, глобализация сит-и), В-вживание (стремл посмотр на сит глазами др чела. Соотн с действием мех-ма эмпатии /спос понрав/), В- сообразование (примир реал-ть внутр и внеш. Часто вкл-ся вслед за ром-м В)

3. Тема, замысел и идея журналистского произведения.

ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Но этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию.

ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы.

Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач:

1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании.

2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения.

3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме.

4. Планирование дальнейшей работы.

5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности.

В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература.

Идея жур-ого произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее.

ТЕМА. обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».

На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опрошенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопления нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высокой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты, считает другой респондент: «При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

4. Информация: характеристики, формы существования информации.

Информация — это сведения о объектах и явлениях окружающей среды, их параметров, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющеюся в них степень неопределенности, неполноту знаний. Данные могут рассматриваться как записанные наблюдения, которые не используются, а пока хранятся.Содержание

Свойства информации, определяющие ее качества

• Объективность и субъективность. (Более объективна та информация, в которую методы обработки вносят субъективный элемент)

• Полнота ин-фы -достаточность данных для принятия решений.

• Достоверность информации — это уровень посторонних сигналов, зарегистрированных в полезным сигнале.

• Адекватность ин-фы — степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

• Доступность ин-фы — мера возможности получить ту или иную информацию.

• Актуальность ин-фы — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Для повышения качества данные преобразуются из одного вида в другой с помощью методов обработки. Обработка данных включает операции:

1) Ввод(сбор) данных — накопление данных с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений

2) Формализация данных — приведение данных поступающих из разных источников, к одинаковой форме, для повышения их доступности.

3) Фильтрация данных — это отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для повышения достоверности и адекватности.

4) Сортировка данных — это упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства использования.

5) Архивация — это организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме.

6) Защита данных — вкл меры, направленные для предотвращения утраты, воспроизведения и модификации данных.

7) транспортировка данных — прием и передача данных между участниками информациооного процессора.

8) Преобразование данных — это перевод данных из одной формы в другую или из одой структуры в другую.

5. Понятие массовых информационных потоков. Структура МИП.

Массовые ИП создаются и распространяются непрерывно, любой чел подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти невозможно

ИП делятся:

По типу: нейтральные (естественные: окружающая речь, звуки, техногенные шумы); запрашиваемые (газеты, книги, Инет); требуемые (недоступные: например, жизнь на Марсе)

По виду: естественные и искусственные (сознательно формируются и направляются на потребителя с определенной целью – ТВ, радио, пресса)

Искусственно созданный поток зачастую приобретает св-ва естественного: стихийность, неконтролируемость, непредсказуемость.

В дожурналистское время массовые потоки формировались по схеме: событие – очевидец. Современный чел получает инфо как отраженную, то есть переданную ему с помощью разных носителей и технологий. Схема:

ж-т (очевидец) – текст (отраженная инфо, частично искаженная)

носитель – распространение

потребитель – отражение

С развитием Инета формире ИП приняло стихийный хар-р (анонимное, ни к чему не обязывающее общение).

Легитимным и массовым механизмом формирования ИП являются инфоагентства. Также в ИП поставляют инфо:

- журналисты (как выразители мнений рук-ва: редакции, учредителя), - пресс-секретари, - пресс-службы, - Пи-Ар агентства

ИП также есть средство борьбы политических всяких группировок, экономических организаций.

Система средств массовой информации», в языковой практике общества сформировалось как обозначение более масштабного объекта действительности, чем коммуникационные каналы. В его рамках объединены и производство, и распространение МИП, причем во всей сложности того и другого. В отличие от всех этих видов творчества, ориентированных на создание определенного типа произведений, ж-ка оказывается еще и деятельностью, направленной на производство МИП. Организуя духовное сотрудничество в обществе и централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она моделирует эти потоки, формируя из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения, образующие в совокупности новый, «сборный» продукт: ИП несут в себе развивающуюся, многомерную, движущуюся информационную картину современности как части мирового процесса.

Что представляет собой структура распространения МИП? В ней четко определяются три взаимосвязанных, обусловливающих друг друга элемента:

1) тиражирование информационных продуктов; 2) хранение их; 3) доставка получателю.

В производстве массовых ИП задействованы следующие процессы:

- деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания МИП

- деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или телевидения) – так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое

- деятельность редактирования, цель которой – привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией

- собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов.

- деятельность по выпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).

При структурировании системы произв-ва МИП по средствам производства выделяются виды произ-ва:

1) книжное; 2) газетно-журнальное; 3) телевизионное; 4) радийное; 5) кинопроизводство.

6. Факт как основа информации. Классификация фактов.

Основа журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях.

1. фактом называют любой состоявшийся, происшедший момент действительности.

2. под фактом подразумевают знание обладающее достоверностью.

В первом случае подразумевают непосредственно фрагмент объективной реальности. Во втором говорят об отражении этого фрагмента.

Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-то признаки реальности, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте имеют мнения, объяснения ( обозначение с помощью причинно-следственных связей), гипотезы (предположение, версия).

Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты.

Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности.

Для журналистов важно:

- из каких источников они получены

- какие цели преследовали люди, сообщив о них

- четко различать факты науки и обыденные факты.

Факты науки всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний.

Статистические данные – традиционный способ предъявления фактов.

В основе обыденного факта лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения.

Достоверный факт – это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт – это суждение о событии, которое верифицировать невозможно

9. Новость в журналистике. «Ценность» новостей.

Определений новостей почти так же много, как газетных статей. Самое распространенное в Британии определение гласит, что новости - это не когда собака укусит человека, но когда человек укусит собаку. То есть новости являются чем-то необычным или интересным. Но это не вся суть новостей. Новости - это еще нечто свежее, о чем люди прежде не слыхали. Однако любой из нас может привести пример информации, которая отвечает этим требованиям, но новостями не является.

Широко определить новости можно так: свежая и необычная информация на тему, представляющую общий интерес, и ранее неизвестная. Но вряд ли это определение подведет нас к пониманию сути новостей. В этом беда всех широких определений, и потому часто употребляемая фраза "ценность новостей" мало о чем говорит. Предполагается, что новости в целом имеют некую неотъемлемую ценность. Но новости не абстрактное понятие, и не самодостаточное. Они осуществляются только в совокупности с другими факторами.

Наиб важ св-ва новости: объективность (отраж внеш, объект мира), достовер (отраж ист полож дел, не искаж), полнота (если инф-и дост-но для поним и прин реш), точность (степень близость к реал сост явл/процесса/об-та), акт-ть (важность для наст вр, насущ, злободн), ценность (приминительно к нуждам потребителей в соотв-и с тем зад-ми, к-е мона реш с ее пом).

10. Методы сбора и обработки данных в журналистике. Метод наблюдения.

Непременным условием восприятия выступают логические категории – воображение и понятие. При помощи понятия журналист логически оформляет полученные данные, правильно понимает ситуацию. Понятие помогает представить, то что не наблюдаемо. Если понятие выступает качественно новой формой отражения по сравнению с представлением, то воображение такое понятие формирует, придает ему качественные черты. Деятельность воображения обуславливает активный характер восприятия, придает ему творческий характер.

Наблюдение процесс сложный, творческий. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из них – это реакция людей, которые являются объектом наблюдения.

Существует много разнообразных видов наблюдения:

- Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.

Скрытое наблюдение – используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.

Включенное и не включенное наблюдение. Этот метод предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения. Включенное и не включенное наблюдение в свою очередь могут быть скрытыми или открытыми. Включенное наблюдение скрыто, когда люди не знают, что за ними наблюдают, о таком наблюдении говорят, что журналист «поменял профессию». Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя.

Прямое наблюдение – это непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью.

Косвенное наблюдение – это наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие социальные факты.

Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.

Стандартизированное наблюдение – это наблюдение, связанное с предварительным выделением объекта наблюдения.

Неструктурированное наблюдение не имеет строгого плана наблюдения

Систематическое и несистематическое наблюдение. месту проведения (полевое и лабораторное)

11. Методы сбора и обработки данных в журналистике. Метод изучения документов.

Цель – всестор рассм-е к-либо док-та ради извлеч инф, необх для подготовки ж-ского Т. реал-ся 2мя способами: 1).качеств способ, 2).колич, формализ-й, конт-анал.

1). Трад, коч-ный способ. Важ зад интерпр сод и формы док-та – провер док на достовер, установ смысла излож внем свед в соотв с целью исп-я в СМИ. Этапы пров-ки на достовер: *изуч внеш данные док-та (док рассм-ся с т.з. соответствия его принятым станд-м оформл док-в в дан сфере деят-ти. Проверить, соде ржи док рекв, подписи и т.д. Удостов-ся у тех, чьи подписи на док – сост они его или нет, зарег лт док). * изуч сод-е (необ различ опис соб-й и их интерпр-ю, опр-ть ист-ки инф сост-ля док-та, явл ли они 1ич или 2ич, выяв намер, к-ми рук-ся сост-ль док-та, учесть, как могла повл на кач-во док-та обст-ка, в к-рой он сост-ся) * по возм необх ср-ть сод иссл-х док-в с инф-й, получ из др ист-в. Посмареть, есть ли ошиб, комп ли лицо, удостовер-е эти свед, сущ ли учрежд, сотв ли сод док-та форме, нет ли противор м/у врем изгот бланка и врем выдачи док-та, оттиск, искаж форм внутри док-та.

2). К-анал. Он предпол изуч > 1тип док-в по опр-м парам-м. уст-ся колич пок-ли опр-го явл. Треб к к-анал: * сист-ть: сод д/б упоряд, интегр в катег, избр-х в зав-ти от пресл-й цели, * измеримость: можно посчитать. Этапы провед к-анал: 1.опр предм и цели раб, 2.выбор катег, к-е д/б умест, соотв цели и сод-ю, 3.выборка, идентиф сод-я

12. Методы сбора и обработки данных в журналистике. Метод интервью в журналистике: подготовка к интервью. Виды вопросов в интервью. Классификация интервью.

Термин «интервью» происходит от англ., interview, т.е. беседа. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него. По содержанию интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений и т.п.

Есть различия в технике проведения беседы. Есть формализованное интервью, под которым понимают стандартизированное и структуризованное общение. Здесь, как и в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы.

В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем. Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Интервью различают и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами).

Интервьюер должен обладать умением “сходиться с людьми”, располагающими информацией... – это первое требование. Второе требование – тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным».

Знание психологических особенностей общения так же важно, как и уровень компетентности и подготовленности к беседе. Ведь от того, насколько журналисту удалось разговорить собеседника, заинтересовать его своими вопросами, вовлечь в дискуссию, во многом зависит объем и качество получаемой им информации.. С помощью фокусированного интервью журналист может выявить особенности восприятия людьми той или иной информации, образ их мыслей, социальные установки и интересы.

13. Методы сбора и обработки данных в журналистике. Общение в журналистике: психологические аспекты интервью.

Из всего многообразия специальных методов подбора персонала интервью остается важнейшим. Однако из литературы менеджеры по персоналу могут почерпнуть лишь самые общие рекомендации на уровне здравого смысла (например: будьте дружелюбны, записывайте впечатления и т.п.).

Вместе с тем в смежных науках уже давно накоплен обширный опыт проведения интервью, особенно в журналистике и социологии

Начнем азбуку интервью с ряда важных теоретических аспектов интервьюирования.

Поскольку основной проблемой интервью является получение знаний о респонденте, менеджеру по персоналу необходимо четко понимать природу и особенности этого процесса. Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний:

психологический;

лингвистический;

методический.

Психологические проблемы извлечения знаний

Из трех аспектов извлечения знаний психологический является ведущим, поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) менеджера по кадрам и кандидата на должность.

Очень приблизительно потери информации в ходе беседы (Мицич, 1987) отражены на рисунке 1: до менеджера по персоналу, проводящего интервью, доходит лишь менее трети информации, которой владеет и о которой хочет рассказать кандидат на должность. Потери информации связаны с объективными законами общения и ограничениями вербального (словесного) общения.

Менеджер по кадрам может увеличить информативность общения с кандидатом за счет использования психологических знаний.

Поскольку структуру модели общения составляют участники общения (партнеры) и средства общения (процедура), выделим два слоя психологических проблем, возникающих в ходе интервью: контактный и процедурный — и рассмотрим их подробно.

Контактный слой

Повседневной практикой и специальными экспериментами неоспоримо доказано, что дружеская атмосфера больше влияет на результат контакта, чем само содержание вопросов.

Прогнозировать совместимость в общении со стопроцентной гарантией невозможно. Но можно выделить ряд факторов (черт личности и других особенностей участников), несомненно, влияющих на эффективность интервью:

Пол и возраст

Значения параметров пола и возраста хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. В литературе отмечается, что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары — мужчина/женщина и соотношение:

20 > (Вэ — Ва) > 5,

где Вэ — возраст сотрудника, а Ва — возраст менеджера по кадрам.

Характеристики личности и темперамента

Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующих данного человека. Рекомендуемые черты для менеджера по кадрам: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость.

Из четырех классических типов темперамента для эффективной работы с персоналом предпочтительными являются сангвиники и холерики.

Известный эксперт по социальному интервьюированию Э. Ноэль так охарактеризовала идеального интервьюера: «Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным». Блестящая характеристика интервьюера, по Ноэль, — общительный педант.

Мотивация

На эффективность интервью влияет также и мотивация, то есть стремление к успеху. Менеджер по кадрам в зависимости от условий должен изыскивать разнообразные стимулы для сотрудников-кандидатов. Претендент на должность передает менеджеру по кадрам самую ценную для него информацию — личную, при этом он в состоянии стресса и часто не умеет раскрыться. И если одни люди с удовольствием говорят о себе, то другие весьма неохотно приоткрывают завесы защиты. Иногда полезно возбудить в сотруднике дух соперничества, конкуренции (не нарушая, естественно, обстановки сотрудничества).

Процедурный слой

Параметры процедурного слоя описывают процесс проведения интервью:

Ситуация общения (место, время, продолжительность)

Беседу лучше всего проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы. Американский психолог И. Атватер считает, что наиболее благоприятная дистанция между собеседниками при деловом общении — от 1 до 3 метров. Минимальным «комфортным» расстоянием можно считать 0,7—0,8 метра.

Интервью — трудоемкий процесс, и поэтому длительность одного сеанса обычно не превышает 1,5—2 часов. Это время лучше выбрать в первой половине дня, если сотрудник типа «жаворонок», и во второй — в случае «совы». Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через 20—25 минут, поэтому в сеансе нужны паузы.

Оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель)

Для протоколирования результатов используются следующие способы:

запись на бумаге непосредственно по ходу беседы;

запись на диктофон, помогающая менеджеру проанализировать весь ход интервью и свои ошибки;

запоминание с последующей записью;

видеосъемка.

Наиболее распространенным способом пока является первый. При этом наибольшая опасность — потеря получаемых знаний, поскольку любая запись ответов — это уже интерпретация, то есть привнесение субъективного понимания предмета.

Освещенность и мебель должны способствовать обстановке доверительности, слишком яркий свет или неудобный стул зачастую усугубляют нервозность респондентов.

Профессиональные приемы (темп, стиль, методы и др.)

Учет индивидуального темпа и стиля речи претендента на должность позволяет менеджеру по персоналу снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичной ошибкой является навязывание собственных темпа и стиля.

На успешность также влияет длина фраз, которые произносит менеджер по персоналу. Это было установлено американскими учеными — лингвистом Р. Ингве и психологом Дж. Миллером при проведении исследования о причинах низкой усвояемости команд на военно-морском флоте США. Причина была в длине команд. Оказалось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7±2 слова. Это число (7±2) получило название число Ингве-Миллера. Можно считать его мерой «разговорности» речи.

Большая часть информации поступает к менеджеру по персоналу в форме предложений на естественном языке. Однако внешняя речь претендента на должность есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. Для передачи этой внутренней речи человек использует и невербальные средства, такие как интонация, мимика, жесты. Опытный менеджер по кадрам старается записывать по возможности в протокол (в форме ремарок) эту дополнительную информацию.

Заключение

Кратко рассмотрев в статье психологический аспект интервью, мы только приоткрыли занавес этой сложнейшей проблемы. В последующих статьях мы остановимся на лингвистическом и методическом аспектах, а также рассмотрим профессиональные методы и приемы, которыми должен владеть менеджер по персоналу, взявший на себя смелость определить пригодность кандидата на должность в ходе короткой процедуры — интервью.

  1   2   3


1. Журналистика как род творческой деятельности. Способы журналистского познания действительности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации