Курсовая работа - Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе - файл n1.doc

Курсовая работа - Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе
скачать (232 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc232kb.08.07.2012 18:25скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1 Теоретическое обоснование взаимодействия семьи и школы в воспитании детей 5

1.1 Семья как институт воспитания ребенка 5

1.2 Школа как воспитательная организация 9

1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы 17

2 Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания 22

2.1 Формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы 22

2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями 27

2.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей 31

Заключение 35

Приложение А 38
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы является актуальной.

Объектом данной работы является воспитательный процесс.

Предмет курсовой работы – взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Цель исследования: изучить взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Из цели данной курсовой работы вытекают следующие задачи:

1) Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

2) Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.

3) Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

4) Разработать рекомендации родителям по воспитанию детей.

В данной курсовой работе использовались такие методы, как анализ литературы, сравнительно-сопоставительный метод, изучение и обобщение педагогического опыта,

Данная курсовая работа опирается на научно-практические разработки А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, А.П. Ситника, С.П. Шевырева, В.А Караковского.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

1.1 Семья как институт воспитания ребенка

Естественной средой, созданной природой для воспитания детей, является семья.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству о семье родители несут ответственность за воспитание детей.

В семье проходит важнейший период развития человека – детство, она является той средой, в которой происходит первичная социализация ребенка, формируется и воспитывается будущий член общества.

В семье закладываются основы личности физического, нравственного и духовного здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и приятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект, вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные привычки и качества.

В качестве субъектов выступают и макрофакторы (страна, этнос, общество), и мезофакторы (регион, место проживания), и, конечно, микрофакторы (родители ребёнка; прямые прародители - бабушки и дедушки; прямые тети и дяди ребёнка; старшие братья и сестры; другие члены семьи; сама семья как коллектив).

Государство как субъект семейного воспитания детей осуществляет социальную политику в отношении поддержки, помощи и охраны прав семьи.

Семья имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой ее членов объединяет многообразие отношений, а также общее жизненное пространство, совместная деятельность, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга, праздники, увлечение членов семьи. Все эти явления и процессы, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, ситуативный характер и составляют среду, в которой происходит социализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой собственно воспитание, хотя выделить их отдельно чрезвычайно трудно.

Поэтому под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель семейного воспитания выражает то, чем должен стать ребенок к 18 годам. В наиболее общем виде родители хотят вырастить своего ребенка хорошим человеком. Различные вариации этой общей цели связаны с уровнем ее осознания субъектами воспитания и с различными сословными, региональными и прочими условиями. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка:

1) здоровым;

2) образованным (умным);

3) воспитанным (порядочным, уважительным, честным, человечным);

4) подготовленным к жизни (самостоятельным, трудолюбивым, конкурентоспособным);

5) счастливым (семейственным, хозяйственным);

Действующие в текущей семейной обстановке цели воспитания могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Многообразие целей семейного воспитания предполагает: привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения; в подростковом возрасте – физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; в старшем школьном – культивирование отдельных способностей (в каких либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или деятельности.

По содержанию текущие цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно воспитывать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.)

Особенности семейного воспитания

1) Наличие врожденных, генетических механизмов родительского

поведения.

2) Стихийный, спонтанный характер семейных воспитательных

воздействий, которые происходят в случайно складывающихся обстоятельствах и ситуациях.

3) Латентный характер целей. Воспитание в семейном социуме

происходит в процессе жизнедеятельности его членов, цели и смыслы процесса семейного воспитания не всегда осознаются его субъектами.

4) Натурализм педагогических средств. В качестве воспитательных и

дидактических средств семья использует натуральный вещно-предметный мир, естественное бытовое общение, реальную трудовую деятельность, другие натуральные элементы и явления жизни. Исключения составляют лишь игрушки и игры, которые изначально имеют педагогический смысл.

5) Автоматизм функционирования семейной педагогики, постоянная

включенность ребенка во все характерные типы отношений в семье. Воспитание в семье начинается естественным образом с рождения ребенка и заканчивается по мере присвоения им самостоятельных социальных ролей и сопутствующих отношений.

6) Адаптивность к любым результатам воспитания. Семья

воспринимает любые особенности, любые результаты развития и социализации ребенка как нечто естественное. Она не столько добивается результатов, сколько терпеливо ожидает их, продолжая свои усилия сколь угодно долго.

7) Направленность на поведенческие ориентиры. Нравственные

предписания человечества настолько вариативны, ситуативны и нередко противоречивы, что познать эту сферу человеческих отношений только путем логического запоминания практически невозможно. Технология семейного воспитания направлена не столько на формирование нравственных истин, сколько на включение ребенка в поведенческие ситуации.

8) Многоплановость (комплексность) воспитывающих воздействий.

Носителями педагогических функций в той или иной мере являются все члены семьи. Все виды жизнедеятельности ребенка имеют воспитательные функции.

Вариативность семейного воспитания

Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий членов семьи и др. В технологии семейного воспитания можно выделить общие, особенные и единичные составляющие. Общие элементы присущи всем явлениям и процессам семейного воспитания, особенные представляют собой вариации на уровне типологии, а единичные присущи отдельно взятой семье. (Приложение А)

Особенности методов

Основное воспитательное влияние в семье на ребёнка оказывают:

1) сама социальная макросреда семьи, в которой осуществляется

приобщение детей к социальным ценностям и ролям;

2) внутри - и внесемейная деятельность, бытовой труд, являющиеся

одними из основных средств приобщения ребёнка к будущей жизнедеятельности;

3) собственно воспитательная деятельность родителей;

4) средства массовой коммуникации.

В практике современного семейного воспитания на фоне общего поддерживающего стиля можно выделить четыре его основные, альтернативные разновидности (в которых просматриваются черты исторических стилей): авторитарный, свободно-либеральный, гиперопека и активно-за­интересованный.

Авторитарный стиль (метод) - самый древний, самый жестокий тип воспитательных отношений, при котором используются власть, принуждение, а самостоятельность и активность ребёнка постоянно подавляются. Ему присущи агрессия, нетерпимость, несправедливость, безжалостность и т.п. Те же качества передаются и детям.

Свободно-либеральный стиль предоставляет ребёнку свободу действий, при этом родители обычно отстраняются от участия в детской жизни, проявляют безразличие и даже попустительство и вседозволенность. При этом стремятся к ложному заигрыванию, созданию дешёвого авторитета.

При гиперопеке сводится к минимуму поле самовыражения и самоутверждения ребёнка, его освобождают от элементарной заботы о себе, ограничивая лишь функциями потребления. Для этого стиля характерны сюсюканье, баловство, переоценка способностей ребёнка. Результат таких методов - эгоизм, инфантилизм, торможение развития самостоятельности, достоинства, свободы, творчества.

Активно-заинтересованные методы в семейном воспитании, в основе являясь гуманно-демократическими, предполагают душевное отношение к детям, творческое сотрудничество, грамотный педагогический подход к ребёнку.

При всех стилях и методах отрицательными факторами являются: занятость, конфликты, вредные привычки, двойная мораль родителей.

1.2 Школа как воспитательная организация

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами: 1) знанием объективных закономерностей педагогического процесса; 2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях; 3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи; 4) практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

Мастерство педагога-воспитателя, по мнению А.С. Макаренко, не является «каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нет такой специальности, которой нельзя было бы выучить человека: специальность учителя - быть воспитателем, педагогом. Более того: быть воспитателем - это «очень легкое дело». Решающим условием при этом выступает тот бесспорный факт, что педагог должен быть личностью: личность воспитывается лич­ностью, и потому личность педагога сама должна быть воспитана. В этой же новаторской логике решались и вопросы методики воспитательного процесса. Педагог-воспитатель, по его мнению, «имеет в своем распоряжении единственный метод» - быть всегда рядом со своими воспитанниками, вместе с ними решать жизненно важные проблемы (коллективные и индивидуальные), думать об их будущем. Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей: «Совершенно понятно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем», - подчеркивал А.С. Макаренко.

Целевые ориентации

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально-воспитательные цели; 3) цели как планируемые результаты развития личности школьника

Цели высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах

1) формирование физически здоровой, духовно-богатой,

высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

2) воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам

человека, ответственности пе­ред собой и обществом;

3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической

культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

4) разностороннее развитие детей, их познава­тельных интересов

творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребёнка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

1) включение учащихся в различного рода творческую деятельность с

использованием форм;

2) формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования

личности; развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуро-творческого процесса;

3) приобщение детей к сохранению природы и исторических

памятников; к традициям и народным ремёслам;

4) включение школьников в современные формы хозяйствования

(участие в создании технических и коммерческих программ);

5) организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определённая комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

1) научить учиться;

2) научить жить;

3) научить жить вместе;

4) научить работать и зарабатывать.

Концептуальные основы школьного воспитания

Понятие «воспитание» признаётся важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

Единой для всех школ концепции воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и определённое учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.

Так же как и в обучении, в технологиях школьного воспитания можно выделить реально существующие традиционные позиции и позиции развития, которые особенно проявляются в деятельности инновационных образовательных учреждений.

Особенности содержания и методов

Содержание и структура. В опыте российской школы достаточно много разнообразных воспитательных методических средств и организационных форм. Однако всё это многообразие представляет собой малоэффективную эклектическую смесь, поэтому лучшие воспитательные технологии имеют определённую структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:

1) общей концептуальной основы;

2) общих целевых ориентаций;

3) комплекса методических средств, адекватных поставленным целям;

4) подсистемы деятельности, обеспечивающей реализацию целей;

5) подсистемы отношений между всеми участниками воспитательного

процесса и освоенной ими окружающей средой;

6) управления, обеспечивающего интеграцию ком­понентов в

целостную систему.

Разнообразие методов и форм — один из путей активизации и интенсификации воспита­ния. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, цен­ности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.

Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать та­кую работу. Выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, недели книги и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, способности, культуру детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещения театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Для воспитателя важно знать, как он организует деятельность учеников, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Однако упорядочить формы воспитательной работы можно путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела.

В основе этой типизации - главные средства воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хо­тя методика, техника или даже технология его проведения могут рыть различными.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.

Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно вы­делить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация — это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с детьми. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведу в пример наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся в практике школ. При этом следует помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

1.3 Научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педаго­гической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей:

1) советник: информирует семью о важности и возможности

взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;

2) консультант: консультирует по вопросам семейного

законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную се­мью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;

3) защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится

сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркома­ния, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А. П. Ситник выделяет следующие:

1) однодетность и малодетность (особенно в городских условиях)

приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;

2) жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи

возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;

3) основательно утрачены традиции народной педагогики;

4) если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга,

родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;

5) возникающие социальные и экономические трудности, материальная

необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.

Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается, достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологиче­ских знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навы­ки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий (М. Е. Иванова, Г. Н. Пашкевич).

Л.Н. Толстой в своих дневниковых записях отмечал, что «воспитание представляется сложным и трудным только до тех пор, пока мы хотим, не вос­питывая себя, воспитывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспитания детей, говорит писатель, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей».

Антон Семенович Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспитания через учащихся. Он говорил: «Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог… и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью. Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать ответственность за семью. Нужно детей в школе так воспитывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Идея А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся заслуживает серьезного внимания. Автор настоящих строк, работая в школе, не раз лично убеждался в ее плодотворности.

С.П. Шевырев, в своей статье «0б отношении семейного воспитания к государственному», говорит о пользе «государственного воспитания», то есть школьного: во первых, «характер из идеальной сферы семейной переходит в живую сферу обще­ственных отношений», вторая польза, которую «оно приносит, состоит в приведении к единству разного образа мыслей, характеров, обычаев, привычек, предрассудков, из семей приносимых. Особенный дух семьи бывает весьма полезен для образования личного характера в человеке». ... Главная задача воспитания, по мнению С.П. Шевырева состоит в том, чтобы «предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, дабы при этих условиях развивался он сам. Учение, ограничиваясь только умственными способностями, составляет окончательную часть воспитания и представляет в образованном разумное созна­ние того, что приобретено самим воспитанником для жизни, - другими словами: учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом.»

В.А. Караковский говорил о циклической структуре воспитательных мероприятий, замкнутой в пространстве учебного года. Основной такой структурой является годовой цикл из нескольких тематических периодов.

Тематический период включает в себя разнообразные по содержанию и объёму мероприятия (соревнования, игры, конкурсы, фестивали и т.п.), объединённые общей тематикой и заканчивающие­ся общешкольным, коллективным, творческим «делом» - КТД. Через КТД осуществляется целостное, комплексное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональ­ную и эмоциональную сферу. В этих комплексных делах участвуют все ученики с I по XI класс, все учителя, классные руководители, родители, выпускники школы. Рам­ки общешкольного комплексного воспитательного дела достаточно свободны, они не только позволяют проявлять, но и стимулируют инициативу, творчество, многовариативность самовыражения класса и отдельного ученика.

Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются основные задачи формирования гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности се­мьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет дея­тельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

2.1Формы и методы организации воспитательного взаимодействия

семьи и школы

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влияние семьи на развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирования человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здо­рового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» - исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, со­ветуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброже­лательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, соблюдение меры словесных и практических методов воздействия), тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Хорошо изве­стно, что существуют десятки способов решения педагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы — завуч, директор, организатор внеклассной и внешколь­ной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических зна­ний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, вете­раны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повышает ее содержательность.

Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расши­рять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий.

Родители нередко руководят кружками «Умелые руки», авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей школа проводит профориентационную работу. Родители помогают учите­лям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д.

Классные родительские собрания традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Какие трудности чаще побеждает ваш ребенок, с какими не справляется?

Как ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?

Какими чувствами и мыслями вы руководствуетесь, когда ви­дите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

2.2 Организационно-педагогическая работа школы с родителями

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитатель­ных мероприятий по ее решению. Для этого полезно организовать работу семьи в этом направлении. С этой целью созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, роди­тели должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, со­здавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Если родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут рабо­тать в одном направлении с учителями.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Дело в том, что, хотя, как говорят, педагогику, как и сельское хозяйство, и медицину, «знают все», на поверку оказывается, что многие беды семейного воспитания как раз и обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охва­тывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятель­ности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями большое место занимает создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осу­ществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня.

Формы этой работы и влияния на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недо­статков в учебе и поведении школьников и намечают пути их преодоления.

Индивидуальная работа зачастую носит характер педагогических консультаций и практических советов родителям по улучшению семейного воспитания. Так, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или проявляют упрямство. Не все родители достаточно компетентны в подходе к таким детям и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагогов.

Весьма важна индивидуальная работа с родителями тех учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся направляются на то, чтобы родители, заботясь о развитии твор­ческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности и, в особенности в общественно полезную работу с тем, чтобы содействовать правильному формированию их нравственности.

Организационно-педагогическая работа школы включает также конференции и консультации для родителей.

Конференции для родителей в основном посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Чтобы собрать конкретный материал и привлечь внимание родителей, иногда накануне конференции предлагается краткая анкета. Темы конференций должны быть конкретными и актуальными для родителей, например: «Игра и труд в жизни младшего школьника», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Проблемы выбора профессии у старшеклассников» и др.

Консультации для родителей, особенно индивидуальные, ценны тем, что, беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться тем, с чем по, тем или иным причинам неудобно говорить на собрании. В такой беседе можно найти из многих вариантов тот единственный, который окажет желаемое воздействие на ребенка.

Консультации не дают должного эффекта, если родители ставятся в положение пассивных слушателей. Педагог должен вести консультацию в форме совета, вместе с родителями искать пути устранения ошибок, недостатков. «Давайте посоветуемся...», «А как Вы думаете?», «А каково Ваше мнение?» — такая тональность вызывает стремление быть активными учас­тниками воспитания, возбуждает педагогическое мышление.

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период приема нового ученического коллектива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.

Этим, конечно, не исчерпывается арсенал приемов и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

2.3 Рекомендации родителям по воспитанию детей

Воспитательная деятельность семьи оказывает большое влияние на ее собственное укрепление. Дело в том, что дети, как известно, цементируют семью, вносят в нее дух бодрости и здорового сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Для того чтобы воспитательный процесс протекал эффективно необходимо учитывать условия и императивы воспитания в семье.

Отношение к ребёнку

1) Любовь к ребёнку: похвала, ласка и нежность рождают в ребёнке ощущение защищённости, уверенности, свободы.

2) Отношение к ребенку как к существу равному.

3) Уважение к ребёнку — признание его личности.

4) Общая жизнь родителей и детей. Сочувствие, переживание сообща всех детских бед и радостей, дружба с ребёнком.

5) Детство — не преддверие жизни, а сама жизнь, полная глубоких и ярких переживаний.

6) Оптимистическая вера в возможности ребёнка, в его лучшие свойства, в случайность и временность неверного поведения.

7) Поддержание мажора, радостной, оживлённой атмосферы в доме, семье.

8) Согласие с ребёнком, а не подчинение ребёнка воле родителей.

9) Справедливость и мера в поощрении и наказании детей.

Развитие

1) Создание поля возможностей, не только соответствующих сегодняшнему уровню развития ребёнка, но и опережающих.

2) Помощь ребёнку в удовлетворении его потребностей в познании, утверждении, самовыражении, самоопределении, самостроительстве.

3) Готовность отвечать на все вопросы, даже «взрослые».

4) Предоставление ребенку свободы выбора - чем заняться, во что поиграть, что поделать.

5) Отказ от стандартизации своего ребёнка. Признание за ребёнком права на то, чтобы быть вундеркиндом, и на то, чтобы не быть им.

6) Поощрение творчества в любой работе: самые заурядные дела можно делать празднично, и ребёнок должен это видеть.

Родители

1) Любовь, взаимопонимание, сотрудничество в отношениях между родителями.

2) Зрелое отношение родителей к своей социокультурной миссии - воспитанию детей.

3) Гуманно-личностный подход к ребёнку: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

4) Доброта, участие, сотрудничество с детьми, рациональная организация их жизни.

5) Мудрость отца - создание в семье культа матери, а мать должна заботиться об авторитете отца.

6) Знание родителями особенностей своего ребёнка, понимание его физических, психических, ду­шевных свойств, применение диагностики.

7) Пример собственного поведения родителей является самым мощным способом воздействия на ребёнка. Ребёнок подражает родителям не только внешне, но и внутренне.

Императивы гуманного семейного воспитания

1) Не применять к ребёнку насилия, даже из добрых, заботливых побуждений.

2) Не срывать зло на ребенке

3) Не бить ребёнка

4) Не лгать ребенку!

6) Не запугивать ребёнка

7) Не разочаровывать ребёнка в жизни

8) Не назидать! Нотации, «растачивание мозгов» - самое беспощадное оружие воспитателя.

9) Не считать ребёнка виноватым (ребенок хорош, плох его поступок).

10) Не ограничивать понапрасну.

11) Не бояться активности ребёнка, не удерживать его в том, что ему интересно, что ему в радость.

12) Не захваливать, не превозносить над другими детьми, не сюсюкать с ребёнком, не потакать ему, не играть с ним в детство, а жить настоящей жизнью.

13) Не говорить ребёнку (ни в шутку, ни всерьёз): я тебя не люблю, я тебя брошу, обменяю и т.д.

14) Не привлекать ребёнка для разрешения семейных конфликтов.

15) Не потешаться над ребёнком и не выставлять его на посмешище.

16) Не вешать на ребенка отрицательные ярлыки, ни в коем случае не говорить: ты лентяй, ты злой, ты врунишка.

17) Не нарушать данных ребёнку обещаний.

Также родителям необходимо помнить что ребенок – это живое существо, развивающееся под действием наследственных факторов, но превращающееся в личность только в социальной среде и при этом способное к саморазвитию. Поэтому следует учитывать тот факт, что гармоничное развитие личности ребенка будет происходить при взаимодействии семейного и школьного воспитания и обучения.

1). Школа – культурный центр, источник знаний, эрудированности, умственного развития ребенка.

2) Школа – приобщение к коллективной, общественной жизни.

3) Школа – необходимый элемент жизнедеятельности ребенка, место «работы», учебного труда ребенка.

4) Школа – союзник семьи, имеющий с ней единые цели воспитания. Не семья – помощник школы, а школа, как и общество в целом должна помогать, поддерживать семью.

Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, — научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны. Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

В результате изучения данной проблемы были решены поставленные перед нами задачи.

1) Теоретически обосновали взаимодействия семьи и школы: охарактеризовали семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию, а также рассмотрели научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.

Цель воспитания в семье выражает то, чем должен стать ребенок к восемнадцати годам. В отдаленной перспективе все родители хотят видеть своего ребенка: здоровым, образованным, воспитанным, подготовленным к жизни, счастливым Воспитание в школе происходит в форме внеурочной воспитательной работы. Это словесно-логические формы, образно-художественные, трудовые, игровые (досуговые), психологические. В научной практике мы выделили идею А.С. Макаренко о влиянии на семью через учащихся, подход С.П. Шевырева: «Учение есть воспитание, доведенное до сознания, укрепленное разумом», разработку В.А. Караковского о циклической структуре воспитательных мероприятий, в которых участвуют и ученики, и родители, и учителя.

2) Были описаны формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.

Формы организации могут быть как индивидуальные, так и коллективные – педагогический лекторий, педагогический всеобуч, организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися и другие. Этим, конечно, не исчерпывается арсенал форм и методов изучения учащихся и их семей. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

3) Изучена организационно-педагогическая работа школы с родителями

К таким формам относятся родительские собрания, конференции и консультации для родителей.

4) Разработаны рекомендации родителям по воспитанию детей

К основным условия эффективности воспитательного процесса следует отнести следующие моменты: отношение к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания.

Из всего выше сказанного в курсовой работе можно сделать вывод, что для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе - главная задача развития ребенка сегодня.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Общее и особенное в технологиях семейного воспитания





Общее

Особенное (вариативное)

Цели

Выучить, дать образование

Образ общественного поведения – порядочный человек

Образ нравственного поведения – хороший человек

Акценты воспитываемого ребенка

Умный

Работоспособный, трудолюбивый, мастер своего дела

Послушный, дисциплинированный, ответственный

Хозяин (хозяйка) дома

Мужчина – заботливый семьянин, женщина – любящая жена и мать

Свободолюбивый, демократичный гражданин-патриот, образованный


Содержание

Физическое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Развитие речи, чтение

Абстрактно-логическое мышление

Политехническое воспитание

Работа по дому

Совместное проведение досуга

Семейные праздники

Беседы с родителями по душам

Домашнее чтение

Слушание музыки, музицирование


Методы

Поддержка, помощь

Поощрение и наказания (сочетание «кнута и пряника»)

Индивидуальные формы

Пример взрослых

Внушение


Авторитаризм

Либерализм

Гиперопека

Активно-заинтересованные методы

Средства

Семейная среда, уклад, культурный фон семьи

Знаковые системы (книги, учебники, ноты и мультимедиа)

Предметно-объектное окружение (игрушки, игры, рабочее место)

Природно-этническая среда


Специфический вещно-предметный мир

Специфический круг общения:

  • отдельная комната – детская, кабинет;

  • домашняя библиотека;

  • спортивные принадлежности;

  • игры и игрушки;

  • компьютер

Субъекты

Родители (лица их заменяющие)

Семья как коллектив

Состав семьи:

Оба родителя + прародители

Оба родителя

Один родитель

и др.


Объекты

Ребенок

Пол

Возрастные группы

Индивидуально-психологические различия (типы)








Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации