Программа по развитию рефлексивного сознания старших дошкольников и младших школьников в условиях дополнительного образования при ЦДТ - файл n1.doc

приобрести
Программа по развитию рефлексивного сознания старших дошкольников и младших школьников в условиях дополнительного образования при ЦДТ
скачать (34.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc35kb.08.07.2012 18:20скачать

n1.doc

Программа по развитию рефлексивного сознания старших дошкольников в условиях дополнительного образования при ЦДТ.
Актуальность программы.

Сегодня очевидно, что сохранение психологического здоровья детей является целью и критерием успешности работы педагога-психолога. Более того, обозначилась тенденция рассматривать весь образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья.

Наша реальность- неблагоприятная и нестабильная социально-экономичкская обстановка в стране, межнациональные конфликты, вынужденная внешняя и внутренняя миграция-является настолько стрессогенной, что опосредованно, через родителей, в зону риска попадают дети.

Оказание помощи этим детям задача педагогов-психологов.

Данная программа направлена на профилактику нарушений психологического здоровья, т. е. На формирование у детей характеристик здоровой личности.

Для обоснования программы необходимо определить само понятие психологического здоровья. Согласно И.В.Дубровиной, психологическое здоровье-это психологические аспекты психического здоровья, т. е. Совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:

Данная логика формирования характеристик психологически здоровой личности определила содержательное наполнение занятий.

Исходя из такого понимания, важная роль в этой программе отводится развитию эмоциональной сферы ребенка, предоставлению возможности ребенку открыть свое «Я», поверить в свои силы.

Первый шаг в программе-это формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. Переживание эмоции является первой ступенью, ведущей к рефлексии. Переживание должно стать пусковым механизмом для осмысления того, почему мы это переживаем.

Чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду и т. д.) необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Развитие эмпатии-способности к пониманию и сопереживанию эмоций других людей, умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу идеятельности. Важным является и двежение к децентрации-способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы др. людей.

Но прежде всего надо понять причину и механизмы возникновения эмоций. Ребенок, обсуждая и проигрывая сцены, будет оценивать ситуацию, самостоятельно искать и осмысливать эффективные способы решения проблемы, отраженной в задании или игре, учиться овладевать эмоциями и соотносить свои действия с чувствами окружающих.

Программа развития рефлексивного сознания ст. дошкольников опирается на теоретический материал и практический опыт работ О.В.Хухлаевой, М.И.Чистяковой, Р.В.Овчаровой, Н.В.Новиковой.
Программа включает взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга 3 блока:

  1. эмоциональный

  2. когнитивный

  3. поведенческий

Длительность программы 8 месяцев, 2 занятия в неделю по 30 минут.



Раздел и тема занятия

Кол-во занятий

Введение





1.

Знакомство

1.

2.

Язык жестов







Что такое мимика?

1.




Жесты.

1.




Пантомимика.

1.




  • Эмоциональный блок (знакомство с эмоциональным словарем)







Наши чувства




3.

Радость

2.

4.

Удивление

2.

5.

Интерес

1.

6.

Гордость

1.

7.

Печаль и страдание

1.

8.

Обида

1.

9.

Пренебрежение, отвращение

1.

10

Гнев

2.

11

Вина и стыд

2.

12

Страх

1.

13

Как справиться со страхом?

2.

14

Мое настроение

2.




Определение причин возникновения некоторых эмоций.




15

Слоненок Лус и шимпанзе.

1.

16

По ягоды

1.

17

Разъяренная медведица.

1.

18

Почему плачет Зебра.

1.

19

Ромашки в январе.

1.

20

Я управляю своими чувствами

2.




  • Когнитивный блок







Я и другие




21

Мое имя

2.

23

День рождения

1.

24

Моя семья

2.

25

Дружба

2.

26

Играем вместе

2.

27

Качества людей

2.

28

Какой Я?

1.

29

Какой Ты?

1.

30

Мы похожи-мы отличаемся

2.

31

Когда я стану взрослым…

2.




Риторика




32

Значение слова

1.

33

Громко-тихо

1.

34

Особенности речи

2.




  • Поведенческий блок




35

Ежели вы вежливы




36

Парад игрушек




37

Сказка за сказкой




38

Экскурсия в школу




40

Мои желания




41

Делу время – потехе час




42

Мои трудности дома и на улице




43

Экскурсия по селу




44

День добрых сюрпризов























Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации