Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие - файл n1.doc

приобрести
Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие
скачать (2239.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2240kb.08.07.2012 18:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


УДК 314 ББК 60.7 Б87


Введение



Рецензенты:

А П Судоплатов - доктор экономических наук,

профессор МГУ им. М. В. Ломоносова;

7П. Киселева - кандидат экономических наук, МГСУ.

Бреева Е. Б. Основы демографии: Учебное пособие. Б87 — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. - 352 с.

ISBN 5-94798-451-2

В учебном пособии достаточно полно и широко дается пред­ставление о демографии — науке о населении. Изложены основ­ные вопросы учебного курса демографии: численность и состав населения; проблемы рождаемости, смертности, брачности, раз­водимое™; миграция; семья в структуре общества и семейная по­литика; отечественный и зарубежный опыт демографической по­литики.

В связи с обострением демографической ситуации в стране в учебном пособии рассматриваются проблемы взаимосвязи разви­тия населения и национальной безопасности.

Для студентов, аспирантов, преподавателей, работников, хо­зяйственных руководителей, специалистов и государственных слу­жащих," а также для всех интересующихся вопросами истории и теории 'населения в нашей стране и за рубежом.

© Е. Б. Бреева, 2004

Цель настоящего учебного пособия в предоставлении уча­щемуся информации о демографической науке как особой области знаний, изучающей закономерности развития наро­донаселения.

Российская демографическая наука имеет длительную ис­торию. Этим проблемам в нашей стране всегда уделяли боль­шое внимание. Еще М. В. Ломоносов в своем трактате "О сохранении и размножении российского народа" отмечал, что именно в населении — "богатство всего государства, а не обширности, тщетной без обитателей".

Большое внимание этим проблемам уделялось и в совет­ское время. Последние годы характеризуются возрождением интереса к демографической науке. Это обусловлено многи­ми обстоятельствами, прежде всего обострением демогра­фической ситуации в стране, формированием многоукладной экономики и связанной с этим трансформацией форм соб­ственности, развитием рыночных отношений. Поэтому в дан­ном учебном пособии особое внимание уделено раскрытию взаимосвязи развития демографических процессов и социаль­но-экономических преобразований в стране, что нашло свое отражение в соответствующих разделах. В нем отражены ос­новные разделы курса демографии: демография как отрасль знаний о населении; численность и состав населения; есте­ственное движение населения (рождаемость, смертность, брачность, разводимость); миграция населения и государ­ственная миграционная политика; семья в структуре обще­ства и государственная семейная политика в России; воспро­изводство населения; демографическая политика (отечествен­ный и зарубежный опыт).


Каждый раздел включает не только теорию, но и анализ современной ситуации в стране. Такая структура раздела по­зволяет лучше понять смысл и значение теоретических зна­ний и дает возможность эффективно использовать их в прак­тической деятельности.

Это особенно важно в настоящее время, когда общество в большинстве своем демографически неграмотно и не ощу­щает опасности со стороны демографической деградации. В значительной степени это объясняется "удаленностью" по­следствий демографических проблем по сравнению с други­ми, более острыми, насущными социально-экономическими (инфляция, занятость, жилье, преступность, наркомания) и экологическими проблемами. А без поддержки населения де­мографические проблемы страны вряд ли могут быть реше­ны. Недостаточную заинтересованность проявляет к пробле­мам демографического развития и государство.

Именно поэтому нами был введен раздел "Население и проблемы национальной безопасности России", в котором под­робно рассматриваются последствия, к которым приводит депопуляция: сокращение рабочей силы, постарение насе­ления, изменение соотношения между основными этнорели­гиозными группами населения, миграционный отток населе­ния с окраинных территорий в центральную часть страны, низкая плотность населения и недонаселенность ее окраин­ных территорий, богатых природными ресурсами и т. д. Все это обостряет притязания к России со стороны стран, ее окружающих, и еще более осложняет демографическую си­туацию в стране.

1. Демография как отрасль знаний о населении. Теоретический инструментарий народонаселения

1.1. Предмет демографии

Слово демография происходит от греческих слов demosнарод и grapho — пишу. Таким образом, дословно это поня­тие означает описание народа. Изредка применяется термин "популяционистика", происходящий от латинского слова populus — народ.

Существует множество определений понятия демография. Приведем мнения наиболее известных демографов. Б. Ц. Урланис — один из основоположников демографии в СССР — определял демографию как самостоятельную общественную науку, "которая на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов исследует закономерности явлений и процессов, происходящих в струк­туре, размещении, перемещении и динамике народонаселе­ния. На основе этого демография разрабатывает теории и политику народонаселения, изучает перспективы изменений в отношении населения страны, города, области, региона и земного шара в целом" [Народонаселение. Население и трудовые ресурсы. М.: Статистика, 1973.].

По мнению А. Я. Боярского, демография — наука о насе­лении, изучающая присущими ей методами численность, тер­риториальное размещение и состав населения, их измене­ния, причины и следствия этих изменений, взаимосвязь со­циально-экономических факторов и изменений в населении [5, с. 5].

Философский словарь дает следующее определение: "Де­мография — наука о народонаселении. Демография изучает народонаселение и его изменение как в целом, так и отдель­ные его группы по количественным и качественным харак­теристикам. Она исследует численность народонаселения, гео­графическое распределение и состав населения по классам и общественным группам, занятиям, по полу и возрасту, национальности, языку, семейному состоянию, культурному уровню и т. д. При этом центральное место в демографии занимают процессы воспроизводства населения — рождае­мость, смертность, брачность, продолжительность жизни, процессы миграции населения и влияющие на них факторы, вытекающие из них последствия" [11, с. 104].

Из последних известных нам определений демографии в настоящее время приведем определение, предложенное ав­торами учебника "Введение в демографию". Они определяют "предмет демографии как исторически сложившей науки, которая присущими ей методами изучает естественное вос­производство населения, численность, структуры (возраст­ная, половая, семейная и др.) и миграцию населения (пересе­ления), а также изменения в них происходящие, причины и последствия этих изменений, их закономерности" [7, с. 29].

По нашему мнению, наиболее удачным является опреде­ление Б. Ц. Урланиса, четко показавшее цели демографии и возможности, которые она предоставляет обществу для ре­шения проблем населения.

Центральным вопросом демографии является изучение воспроизводства населения. В широком смысле — это посто­янное возобновление населения в результате естественного движения (рождения и смерти), механического движения или миграции (передвижения между территориями) и переходов людей из одних состояний в другие, без чего не может быть воспроизведена структура (состав) населения.

Демография не только раскрывает закономерности воспро­изводства населения. Полученные знания должны быть исполь­зованы для развития населения, общества, государства.

Под населением (народонаселением) понимается совокуп­ность людей, проживающих в пределах определенной терри­тории: страны, ее части, всего мира. Существует и другое, более полное определение населения. Это совокупность лю­дей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках оп­ределенных социальных общностей: человечества в целом, групп стран, отдельных стран и территорий. Для демографии интерес представляет прежде всего совокупность поколений людей, различающихся по численности, возрасту и полу.

Воспроизводство населения происходит и наблюдается всегда в конкретных совокупностях людей, населяющих ту или иную территорию. Однако в отличие от понятия населе­ния в обыденном смысле как совокупности людей, прожива­ющих на определенной территории, в демографии население рассматривается как человеческая популяция, самовозобнов­ляющаяся в процессе смены поколений. Для этого она долж­на обладать определенной численностью и возрастно-поло-вым составом, а образующие ее люди быть связаны опреде­ленными отношениями, регулирующими их поведение в области деторождения и сохранения жизни.

Способность к устойчивому самовозобновлению, а также существующий на данном историческом этапе тип воспроиз­водства населения составляют особое качество населения как объекта демографии, отличающее его от всех других сово­купностей людей. Качество населения в этом смысле не тож-дествено биологическим особенностям отдельных людей (на­пример, их физическому и психическому развитию) или их личностным социальным свойствам (например, развитости по­требностей). Оно присуще только населению в целом и неот­делимо от его количественной стороны, так как различные характеристики населения и происходящих в нем процессов всегда количественно определены и выражены количествен­ными мерами.

Таким образом, демография изучает изменение свойств не отдельных людей, а их совокупностей, обладающих опре­деленными свойствами. Отвлекаясь от индивидуальных осо­бенностей людей, демография рассматривает их группы, вы­деленные по различным признакам как однородные, напри­мер, по полу, возрасту, национальности и т. п.

В зависимости от целей исследования демографические совокупности могут включать не только индивидов, но и суп­ружеские пары, семьи или даже более широкие группы, такие как, например, поколение.
1.2. История демографии
История демографии имеет своим началом учет народона­селения, записи об изменениях в нем, данные о его числен­ности и составе. Считается, что впервые анализ воспроиз­водства населения был проведен в Древнем Риме юристом Ульпианом при исчислении им таблиц смертности, разрабо­танных для определения пожизненной ренты населения.

Однако в современном понимании демография берет начало в XVII в. с появлением работ Джона Граунта. В 1662 г. он публи­кует исследование "Естественные и политические наблюдения над бюллетенями о смертности", во введении к которому срав­нивает начатую им работу с научными трудами Ф. Бэкона о жизни и смерти, имеющее немаловажное значение.

В этой относительно небольшой книге рассмотрены почти все отрасли демографии. Д. Граунт проанализировал числен­ность народонаселения, его состав по полу, возрасту, семей­ному состоянию, рождаемость, смертность, прирост населения, женскую плодовитость, половозрастную смертность, ее при­чины, в том числе взаимосвязь с окружающей средой, табли­цы смертности, миграцию. В результате он делает некоторые выводы: число мужчин примерно равно числу женщин; число родившихся мальчиков относится к числу родившихся девочек как 14:13; смертность в Лондоне выше рождаемости; смерт­ность в городах выше, чем в сельской местности, и др. Его заметки о смертности позволили получить показатели народо­населения и воспроизводства населения, вскрыть их взаимо­связи, взаимодействия, закономерности, сделать выводы, от­носящиеся к области общественной и экономической жизни. До­стоинством его работы является то, что полученные им ре­зультаты имели практическое значение.

Д. Граунт, понимая, что область науки, которой он занима­ется, является совершенно новой, не дал ей определения. Тем не менее в книге он рассматривает предмет, методику этой новой, не имеющей еще названия науки, определяет ее цели.

"Можно было бы задать вопрос, — пишет он, — какова цель этого трудоемкого выцеживания и этой систематиза­ции? Узнать численность населения? Сколько имеется муж­чин и женщин? Сколько состоящих и не состоящих в бра­ке? Сколько женщин способно родить?..

В общем, я бы на это ответил, что тем, кто не может уяснить себе значение этих исследований, не стоит и ут­руждать себя такими вопросами...

Я бы ответил также, что великое наслаждение — в том, чтобы из скудных презираемых книг регистрации смертей добыть столько глубоких и неожиданных выводов и всту­пить на ту почву, которая в течение 60 лет оставалась нетронутой. Велика радость создавать нечто новое, да и не столь малое, не докучая при этом миру объемистыми фолиантами.

Однако если говорить серьезно, то можно ответить так: искусство управления государством и истинная полити­ка — это как сохранить подданных в мире и изобилии. Я сетую, что пользуются только той частью ее, которая учит, как вытеснить и опередить другого, как выиграть приз не в честном соревновании, а подставив ножку.

Основа и непременные части честной и безвредной поли­тики состоят в том, чтобы знать землю и работников, ее населяющих, которыми надобно управлять сообразно с их внутренними способностями и случайными различиями меж­ду ними. Так, хорошо было бы знать геометрическую пло­щадь, очертания и положение всех земель королевства, осо­бенно в их наиболее естественных, постоянных и очевид­ных границах... Не менее необходимо знать, сколько людей там проживает каждого пола, семейного состояния, возрас­та, вероисповедания, вида промысла, ранга или звания и т. д. Зная это, можно сделать промыслы и управление госу­дарством более надежным и правильным" (Natural and political observations mentioned in a following index and made upon the bills of mortality by John Graunt. London, 1662).

В соответствии с концепцией Д. Граунта работали Вильям Петти, занимавшийся анализом демографических данных, и Эдмунд Галлей, составивший в 1693 г. таблицы смертности.

В 1791 г. демография пополнилась трудом И. П. Зюссмиль-ха "Божественный порядок в изменениях рода человеческо­го, подтверждаемый данными о происходящих в нем процес­сах рождаемости, смертности и размножения". В этой рабо­те он показал, что при изучении динамики населения можно установить определенные соотношения в составе населения по полу и возрасту, в его воспроизводстве. Несмотря на тео­логический характер, она представляла собой значительный шаг в развитии демографии.

Демография продолжала развиваться в течение XVIII в. Наиболее известные ее представители в этот период: Бил­лем Керсебум, Иоганн Петер Зюссмильх, Антуан Депарсье, Кристофер Бернулли, Леонард Эйлер, Томас Шорт, Пер Варгентин, Моо. В своих работах они расширили круг демог­рафических сведений 4i тем, совершенствовали методы ана­лиза, создав предпосылки для того, чтобы в XIX в. демогра­фия заняла самостоятельное место в системе наук.

В России в XVIII в. демографическими проблемами зани­мались Л. Эйлер, Д. Бернулли, С. Г. Забелин, Л. Ю. Крафт, И. Ф. Герман и другие ученые. В круге их интересов были вопросы естественного движения населения, борьбы с детс­кой смертностью, законы динамики численности населения, исчисление средней продолжительности браков и т. д.

Много внимания вопросам теории населения уделял М.В.Ломоносов. В письме к графу И. И. Шувалову (1761 г.) "О сохранении и размножении Российского народа" он отме­чал, что численность населения, ее увеличение представля­ют для России огромное значение, и именно в этом видел "величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тщетной без обитателей". Им были разработаны меры содействия росту населения. Приведем некоторые из них:




Реализация этих и других мер, по оценке М. В. Ломоносова, могла дать прирост населения до полумиллиона человек в год.

В XIX в. демография получила дальнейшее развитие в трудах А. Кетле (Бельгия), У. Фарра (Англия), Г. Майра (Гер­мания). В России в начале XIX в. появились труды К. Ф. Гер­мана, а во второй половине века — П. П. Семенова-Тян-Шан-ского, положившие начало современным переписям населе­ния. Ю. Э. Янсон занимался сравнительной статистикой населения. К. Ф. Герман, Н. Е. Зернов, В. Я. Буняковский, К. А. Андреев и др. составили первые таблицы смертности. В. И. Покровский, В. И. Гребенщиков и др. начали изучение рождаемости.

Примерно в это время, в 1855 г., впервые в широкой пе­чати появился термин "демография". Он был использован в названии книги французского ученого А. Гийяра "Элементы статистики человека или сравнительная демография". А. Гийяр определял демографию как естественную и социальную ис­торию человека, или "математическое познание человечес­ких популяций, их общего движения, их физического, граж­данского, интеллектуального и морального состояний".

Однако в научный оборот этот термин вошел лишь в 1877 г., когда в широко известной французской энциклопе­дии П. Ларусса впервые была опубликована статья "Демог­рафия". Официальное признание Данного термина произош­ло в 1882 г., после того как он был использован в 1882 г. в названии Международного конгресса гигиены и демографии [3, с. 58-59]. Окончательное распространение он получил в конце XIX — начале XX вв.

В России в общественной литературе термин "демогра­фия" впервые упоминается в 1872 г. в работе Е. Анучина "Значение статистики как науки и Международный статис­тический конгресс". А в 1893 г. в Энциклопедическом слова­ре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона была опубликована ста­тья А. Е. Яновского "Демография".

В XX в. появились такие отечественные демографы, как А. А. Чупров, С. А. Новосельский, В. В. Паевский, М. В. Пту-ха, С. Г. Струмилин, О. А. Квиткина и др. В 1930 г. был создан Демографический институт АН СССР (в 1934 г. он был рас­формирован).

Большой вклад в развитие демографии внесли такие уче­ные, как Б. С. Ястремский, Б. Ц. Урланис, А. И. Гозулов, А. Я. Боярский, Г. С. Кильдишев и др.

Б. С. Ястремский руководил составлением первых русских таблиц смертности застрахованных; разработал метод сколь­зящих парабол, используемый для согласования возрастной структуры населения при устранении возрастной аккумуля­ции (которая выражается в приблизительном или округлен­ном указании возраста при опросе), установил зависимость между показателями воспроизводства населения (возрастны­ми коэффициентами рождаемости, брутто- и нетто- коэффи­циентами воспроизводства и общим коэффициентом рождае­мости [1, с. 554].

Б. Ц. Урланис — автор работ по истории народонаселе­ния и демографических процессов в СССР, в странах Евро­пы и в США, по проблемам экономической демографии, статистики населения, методологии демографических про­гнозов и демографической политики, глобальным пробле­мам роста мирового населения. Б. Ц. Урланис был последо­вательным пропагандистом научных демографических зна­ний. Его выступления в СМИ способствовали привлечению внимания общественности к насущным проблемам демогра­фии [1, с. 498]. До сих пор его статья "Берегите мужчин" не потеряла актуальности не только для России, но и дру­гих стран мира.

А. И. Гозулов, основные работы которого посвящены воп­росам сопоставимости данных переписей населения, перспек­тивным расчетам населения и практике их применения в на­родно-хозяйственном планировании. Значительное внимание он уделял вопросам размещения, динамики численности на­селения, его структурных изменений на основе анализа дан­ных переписей населения [1, с. 93]. Он автор более 250 науч­ных работ по демографии и применению математических ме­тодов в экономических исследованиях.

А. Я. Боярский — автор первого учебника по статистике населения (1938 г.), неоднократно переиздававшихся курсов демографической статистики и демографии. Им был предло­жен метод определяющих функций для расчета таблиц смер­тности и формула для вычисления вероятности смерти при деформированной возрастной структуре населения, обосно­ваны наилучшие с экономических позиций параметры насе­ления и многое другое [1, с. 44].

Г. С. Кильдишев — талантливый статистик, демограф, пе­дагог. Занимался методами и моделями прогнозирования на­селения, использованием методов математической статисти­ки в демографии.

По мере углубления знаний и дифференциации науки понимание предмета и содержания демографии постоянно менялось. Если первоначально демография определялась как наука о статистике движения населения и миграции, то к середине XX в. пришло понимание, что предметом изуче­ния демографии является определенная область действитель­ности, которую не изучала никакая другая наука, — возоб­новление поколений людей, т. е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности, прекращения брака и воспроизводство населения в целом.

Одновременно с этим к середине XX в. появилась по­требность не только в описании населения, но и в объясне­нии происходящих в нем изменений. Для решения этой зада­чи Д. И. Валентеем был предложен комплексный подход к изучению демографических процессов. Его научная концеп­ция построена на основе использования результатов, достиг­нутых в изучении народонаселения такими науками, как по­литическая экономия, социология, демография, правоведе­ние, социальная гигиена, этнография, антропология, психология, математическая статистика [4].
1.3. Взаимосвязь населения и общественного развития
Изучение взаимосвязи населения и общественного раз­вития имеет давнюю историю. В V в. до н. э. древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения, исходя из идеального соотношения между количеством земли и населением.

Проблему народонаселения исследовали античные фило­софы Платон и Аристотель. Они расценивали перенаселение как острейшую социальную проблему, обусловленную недо­статком соответствующих земельных ресурсов.

Платон в своем учении об "идеальном государстве" как одно из обязательных условий выдвигал ограниченное чис­ло граждан — не более 5040 чел. В книге "Государство" он предлагал устанавливать брачные отношения по указанию правителей. Так, мужчины могли иметь детей лишь в воз­расте 30-55 лет. "Правители, — пишет он, — должны оп­ределить заранее число браков, так, чтобы число граждан оставалось всегда наименьшим, а новорожденные заменяли бы собой граждан, похищенных болезнями, войной, неожи­данными случаями. Такая мера может предупредить из­лишнее увеличение или уменьшение населения... Уроды, не­законнорожденные, дети слишком взрослых родителей дол­жны быть убиваемы; не должно никогда обременять ими республику".

Подобных взглядов на проблемы народонаселения придер­живался и Аристотель. Он также считал необходимым регули­ровать количество населения, не допускать его увеличения, оставлял за государством право регулирования прироста насе­ления путем законов об убийстве новорожденных детей. "Закон должен определить, какие из новорожденных должны быть сохранены, какие умерщвлены; ни в коем случае не должно вос­питывать уродов или детей, лишенных какого-либо члена. Если необходимо остановить размножение населения, а между тем учреждения и права государства не позволяют убивать ново­рожденных, то правители должны назначить для каждой четы известное число детей, которое она может иметь, в случае предстоящего излишка беременная мать должна уничтожить в себе свой зародыш прежде, нежели он сделается одушевлен­ным". Аристотель опасался, что ничем не ограниченное дето­рождение приведет к тому, что граждане, родившиеся сверх нормы, не будут обеспечены земельными участками и в силу этого впадут в бедность. А это станет источником возмущений и преступлений бедного населения [18, с. 25-27].

Проблема соотношения населения и ресурсов была цент­ральной в работах мыслителей феодальной эпохи, рассмат­ривавших возможность как позитивных, так и негативных последствий быстрого роста населения. Представители ран­него Средневековья (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Аквинский) выдвигали тезис об общественной полезности увеличения чис­ленности населения. Они не видели никакой опасности в бы­стром росте населения. Т. Мор в своих работах "О наилуч­шем устройстве государства", "Утопия", подчеркивал, что надо всячески поощрять увеличение населения и ни в коем случае не допускать его сокращения. Причем число детей не должно подвергаться никакому учету. В тех случаях, ког­да города окажутся переполненными, т. е. количество семей будет превосходить 6 тыс. чел., "утопийцы" переселяются в малочисленные города. Если же имеющиеся в "Утопии" го-


рода уже не смогут вмещать подрастающее поколение, то для излишнего населения предполагалась добровольная эмиг­рация на соседние континенты [18, с. 32].

В эпоху первоначального накопления капитала популяци-онистские идеи получили дальнейшее развитие. Их сторон­ники Т. Мэн, А. Сера, С. Фортрей считали, что многочислен­ное население, в том числе трудовое, — основа мощи и бо­гатства государства. Однако имелись и противники этой теории, которые исходили из того, что рост населения со­здает реальную угрозу перенаселения.

Позднее (на рубеже XVII-XIX вв.) в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо главным ста­новится экономический аспект роста населения. А. Смитом был сформулирован экономический закон роста населения, опре­деляющий взаимосвязь роста населения и воспроизводства рабочей силы: "Спрос на людей, как и спрос на всякий иной товар, регулирует производство людей, ускоряет его, когда оно происходит слишком медленно, задерживает, когда оно происходит слишком быстро".

Далее эти идеи развил Д. Рикардо, сформулировавший тезис о давлении населения на средства существования. Об­щий вывод, к которому пришли классики политической эко­номии, заключался в том, что численность населения и тем­пы его роста складываются как своеобразная производная экономических и природно-климатических факторов.

Противоречивость процессов экономического и демогра­фического роста наиболее полно отразилась в воззрениях Т. Р. Мальтуса. В основе его теории лежит идея англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а также ряд других экономи­ческих идей и теорий. В перенаселенности и "неразумном" размножении рабочего класса он видел причину возникнове­ния бедности, совершенно не учитывая зарождающийся ка­питализм, промышленную революцию, которые и привели к появлению "лишних рабочих рук". В своей работе "Опыт за­кона о народонаселении...", изданной в 1798 г., он пишет:

16

"Человек, родившийся в бедной семье от необеспеченных ма­териально родителей, является лишним по сравнению с име­ющимися средствами существования. Он должен умереть. На великом жизненном пиру нет для него места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор. Если рабочий не в состоянии про­кормить своих детей, то последние должны умереть с го­лоду, и если он женится без надежды на средства для содер­жания семьи, то становится виновным в бедствиях, при­чиняемых его поведением ему самому, его жене и детям". Неограниченный рост населения, по мнению Т. Р. Мальтуса, выступает основной причиной социальных бедствий, полити­ческих потрясений, экологических катастроф.

Выдающийся русский ученый Д. И. Менделеев, также обес­покоенный демографическими процессами, высказал свое от­ношение к мальтузианству в работе "Учение о промышлен­ности": "Мальтус... требует воздержания от деторожде­ния. Возмутительность такого учения тем явственнее, что все главные посылки его не верны... Одним из лучших сти­мулов всех успехов человечества служит... стремление обес­печить своих детей и... облегчить их жизнь". Вместе с тем в определенной мере опасения Т. Р. Мальтуса подтвердили современные исследователи: при среднегодовых темпах роса населения на 3% производство продовольствия увеличива­ется лишь на 2%.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно ска­зать, что народонаселение и общественное развитие — вза­имообусловлены и взаимосвязаны. Население является субъек­том производства и общественных отношений. Будучи основ­ной производительной силой общества, человек является создателем всего общественного богатства и поэтому числен­ность людей, особенно работающих и особенно квалифици­рованных, является фактором, влияющим на размеры обще­ственного богатства и возможности дальнейшего экономичес­кого роста. Таким образом, развиваясь под воздействием общественных условий, население является фактором, ко-

Bon*tt.*ro гуЫмтЭРЙОЛ 17

торый влияет на развитие общества, замедляя или ускоряя его. Это означает, что население одновременно является и субъектом, и объектом общественного развития.

Потребителем конечной продукции общества выступает все население, а непосредственным ее производителем — лишь определенная ее часть — рабочее население. Именно в связи с этим особое внимание при изучении проблем развития на­селения уделяют развитию трудовых ресурсов, как наибо­лее активной части населения.

Развитие населения и трудовых ресурсов в общем и це­лом совпадает, но существуют и определенные различия в течении этих процессов [4, с. 88].

Трудовые ресурсы выступают как часть населения, поэто­му изменение его состава и численности отражается на их состоянии. В то же время изменения в естественном движе­нии населения и трудовых ресурсов не совпадают. Изменение уровня рождаемости, детской смертности сказываются на со­стоянии трудовых ресурсов лишь через определенный проме­жуток времени, в то время как смертность, заболеваемость и другие могут сразу же отразиться на численности трудовых ресурсов. При неизменной численности населения трудовые ресурсы общества могут быть больше или меньше — в зави­симости от его полового, возрастного состава и т. д.

Развитие трудовых ресурсов определяется не только раз­витием населения. Трудовые ресурсы — это не только коли­чественная категория, количественная совокупность людей. Потенциально способностью к труду человек обладает с ран­них лет и до глубокой старости. Трудоспособный же возраст устанавливается обществом, исходя не только из биологи­ческих особенностей организма человека, но и из уровня раз­вития производства и общественного развития. Ограничивая или, наоборот, увеличивая трудоспособный возраст, обще­ство руководствуется целым рядом социально-экономичес­ких факторов: уровнем развития производительных сил и ма­териального благосостояния, состоянием здоровья населения, продолжительностью жизни и т. д.

1.4. Взаимосвязь демографии и других наук
В определенном смысле население является всеобщим и универсальным объектом исследования для многих наук. Но каждая из них выделяет аспекты и отношения, которые ин­тересуют именно данную науку, и дает собственное опреде­ление населения.

Однако демография исследует не сами эти отношения, которые составляют предмет соответствующих наук, а лишь их влияние на процессы воспроизводства населения. Для объяснения закономерностей воспроизводства населения де­мография заимствует методы, привлекает факты, установ­ленные этими науками.

Наиболее тесно демография связана с социологией, пред­метом изучения которой выступают общество и различные общественные явления. Как в социологии, так и в демогра­фии объектом исследования является человек, но эти науки различаются между собой по своему подходу к человеку в социальном плане. Социолог рассматривает человека как лич­ность и индивида, как члена общества в целом или отдель­ных его групп и изучает взаимодействие личности и обще­ства. В демографии человек рассматривается как житель, как элемент совокупности народонаселения, в котором каждый человек как бы растворяется в общей массе, теряя свои ин­дивидуальные черты [12, с. 81].

Демография использует ряд положений политической эко­номии, так как народонаселение, рабочее население явля­ются главнейшими элементами производительных сил, есте­ственной основой общества.

Связь демографии с историей возникает вследствие того, что все демографические процессы изучаются на фоне ис­торических событий, т. е. демографические закономерности имеют определенный исторический характер и отражают по­следствия исторических событий и фактов.

Демография тесно связана с правовой наукой. Законода­тельные акты регулируют взаимоотношения населения и го­сударства и могут оказать — а в идеале должны — влияние на течение демографических процессов.

Связь демографии и этнографии заключается в том, что этнография помогает раскрыть воздействие на демографичес­кие процессы особенностей культуры и быта разных народов.

Социальная психология соприкасается с демографией при изучении демографического поведения, его роли в меха­низме социального управления демографическими процес­сами ит. д.

Геронтология изучает закономерности старения человека.

Связь демографии с социальной гигиеной вытекает из не­обходимости изучения влияния общественных условий на здо­ровье населения, на уровень смертности.

Связь с медициной демография осуществляет при изуче­нии отдельных причин смертности.

Широкое применение в демографии находят принципы теории статистики. Это объясняется тем, что демография имеет дело с большим числом наблюдений, с массовыми яв­лениями общественной жизни, закономерности которых на­ходят свое выражение в законе больших чисел.

Данные о населении должны характеризовать не случай­ные, преходящие обстоятельства, а закономерности демог­рафических процессов, для чего необходимо, чтобы они ох­ватывали достаточно многочисленную совокупность людей. По­этому для решения демографических задач большое значение имеет статистика.

Рост населения, изменения его возрастно-половой струк­туры оказывают большое влияние на процессы производства, потребления, накопления и другие экономические отношения.

Экономическая демография исследует вопрос об исчисле­нии демографических инвестиций, т. е. капиталовложений в основные производственные и непроизводственные фонды, необходимые для удовлетворения потребностей растущего населения. Каждый человек, занятый в сфере производства материальных и духовных благ, на протяжении всей своей жизни является их потребителем и лишь части своей жиз­ни — производителем определенных материальных и духов­ных ценностей. Задача состоит в исчислении разности между величиной созданных и потребленных стоимостей либо конк­ретным поколением, либо всеми поколениями в условиях кон­кретной возрастной структуры населения. Расчеты экономи­стов показывают, что при росте населения на 1% примерно 4% национального дохода представляют собой демографи­ческие инвестиции, которые являются элементом накапли­ваемой части национального дохода. Если накапливаемая часть составляет, например, 24% национального дохода, а рост населения 2% в год, то демографические инвестиции соста­вят 8% национального дохода, т. е. 1/3 его накапливаемой части. В связи с этим при расчете интенсивности расширен­ного воспроизводства следовало бы определять размеры его на душу населения.
1.5. Система источников данных о населении
Любое государство нуждается в данных о численности и составе своего населения.

Различные формы учета населения существовали еще в глубокой древности. Государственная власть во все времена сталкивалась с необходимостью знать численность своих под­данных. Это было необходимо в фискальных целях и для формирования войск. Так, в Древней Греции уже в IV в. до н. э. осуществлялась перепись взрослых мужчин всех катего­рий. Юлиан в "Истории Галлии" указывает, что галлы при­давали большее значение переписи, чем христианские на­роды. При этом галлы даже связывали перепись с требовани­ями религии: местные боги хотели знать точную цифру подданных и граждан, для чего и велись переписи воинов и населения [18, с. 24].

Аналогичные учеты проводились до начала нашего ле­тосчисления в Египте, Индии, Иудее, Вавилоне, Месопота­мии. Они преследовали главным образом фискальные и воен­ные цели и охватывали, как правило, только мужское насе­ление, т. е. население, которое могло участвовать в военных действиях и платить налоги. Начиная с V в. до н. э. и до II в. н. э. осуществлялись регулярные цензы (прототипы современных переписей населения) в Древнем Риме и в ряде его провинций. Они проводились каждые 5 лет. Основная задача цензов — учет численности граждан и их имущества. Это было необходимо для осуществления налогового обложения, имело военное и политическое значение, так как было связано с выборами в законодательные органы. В древнегреческих государствах и Римской империи велись также записи о движении населе­ния, чтобы государство всегда имело в своем распоряжении списки привилегированных граждан; знало о числе налого­плательщиков; о рабочей силе, необходимой для крупных государственных строек; о годных к военной службе, т. е. имело все сведения о политических, экономических и воен­ных ресурсах государства.

История регистрации населения в Китае насчитывает бо­лее 4 тыс. лет. Учет населения периодически проводился как на всей территории страны, так и в отдельных провинциях. Считается, что первые учеты числа жителей относятся к периоду династии Ся (2275-2205 гг. до н. э.). Данные учетов населения за длительный период времени с начала новой эры до 1865 г. свидетельствуют, что учет населения в Китае про­водился в среднем каждые шесть лет. До 1741 г. переписи проводились через неравные промежутки времени, тогда как за 1741-1850 гг. имеются данные почти на все годы.

Наиболее полными являются данные о населении, полу­ченные на основе системы баоцзя, т. е. системы круговой по­руки, обеспечивавшей всесторонний контроль над жителями и выполнение ими государственных и местных повинностей. Она действовала в период 1368-1911 гг.

Организация системы сводилась к тому, что все семьи объединились в десятки, сотни, тысячи, которые находи­лись в подчинении у уездных управлений. Выборные главы десятков, сотен и тысяч следили за всеми изменениями в подотчетной им ячейке, сообщая о них в вышестоящую ин­станцию. Система сбора данных о населении была.единой по всей стране. На деревянной табличке в каждой семье запи­сывались фамилия и имя ее главы, его занятие, состав се­мьи и возраст ее членов. Копии сохранялись в уездных уп­равлениях, в них своевременно вносились произошедшие изменения. Сведения, полученные в ходе регистрации, про­водившихся в Китае в течение многих столетий, дают ин­формацию о численности населения, его распределении по территории, данные для исчисления демографических пока­зателей. Однако сбор подобных материалов не носил систе­матического характера: как правило, собранные денные включали лишь общие цифры о численности населения и были далеко не всегда сопоставимы, поскольку основной це­лью системы регистрации было получение сведений для на­логообложения, отбывания воинской и трудовой повиннос­тей. При учете подсчете учитывались разные показатели — число семей, общая численность населения, число мужчин определенных возрастных групп, причем обычно учитыва­лось облагаемое налогами население. Иногда в исторических хрониках приводят данные о размерах армии и числе чи­новников.

Учеты населения в Китае были неполными, так как охва­тывали не все категории населения, не совпадали размеры территорий, на которых проводились переписи. Качество уче­та зависело от порядка налогообложения и отбывания раз­личных повинностей (трудовых и воинских). И вполне есте­ственно, что во все времена в большей или меньшей степе­ни было распространено уклонение от учета [19, с. 6, 7].

В эпоху феодализма мелкие раздробленные государства систематических учетов населения не проводили. Изредка в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, выз­ванными эпидемиями, войнами, мором, после их оконча­ния делались попытки подсчитать, сколько людей осталось в живых.


В середине XVIII в. по мере укрепления национальных государств, а также в связи с началом развития капиталис­тических отношений возникла потребность в получении срав­нительно подробных сведений о численности и составе насе­ления страны. И тогда на смену разного рода учетам пришли переписи населения.

В 1790 г. была проведена одна из первых переписей — перепись населения в США. В 1801 г. они были проведены в Великобритании, Франции, Дании, Норвегии. Переписи на­селения в этот период были несовершенны: они включали 2-4 вопроса, не имели инструкций по их проведению и чрез­мерно растягивались во времени. Так, первая американская перепись населения проводилась в течение 18 месяцев.

К середине XIX в. во многих европейских странах были созданы специальные статистические органы, получила раз­витие статистическая наука, что, в свою очередь, явилось важнейшим фактором разработки научных основ проведения всеобщих переписей населения. С 1870 по 1879 г. в мире было проведено 48 переписей населения, в 80-е гг. XX в. — 54, в 90-е — 57, в первом десятилетии XX в. — 74. В 1945-1954 гг. переписи проводились в 151 стране, в 1955-1964 гг. — в 168, с 1965 по 1974 г. — в 179 странах. В настоящее время они проводятся почти во всех странах мира.

Источники данных о населении в России. В России уче­ты населения проводились издавна и были связаны главным образом с обложением жителей отдельных княжеств налога­ми. Так, в летописях, относящихся к VIII-IX вв., содержат­ся сведения о сборе дани князьями, что предполагало и учет облагаемого данью населения. В XIII в., в период татаро-мон­гольского ига, по распоряжению татарских ханов в ряде рус­ских княжеств были проведены учеты населения с целью оп­ределения размеров собираемой дани. Эти учеты проводили специально назначенные люди, переписывающие все насе­ление, за исключением освобождаемого от дани духовенства.

После свержения татаро-монгольского ига по мере уст­ранения феодальной раздробленности и становления центра­лизованного русского государства в XIV-XVI вв. единицей налогового обложения становятся земельные участки и на­чинают проводиться поземельные переписи, результаты ко­торых заносились в писцовые книги. Эти книги содержали данные не только о земельных владениях, но и о численно­сти населения.

В XVII в. в России наряду с земледелием получают широ­кое развитие торговля и ремесла. В связи с этим единицей налогового обложения становится двор, "дым", т. е. семей­ное хозяйство. В середине XVII — начале XVIII вв. прово­дятся подворные переписи, итоги которых отражались в пе­реписных книгах. В них указывалось все мужское население независимо от его возраста. С начала XVIII в. в переписных книгах уже содержались сведения и о женском населении дворов, о родственных отношениях жителей двора между собой, о возрасте каждого члена семьи, данные о передви­жениях населения. Известный советский статистик А. И. Го­зулов, оценивая программу и уровень организации подвор­ных переписей XVII в., отмечал, что они были для своего времени выдающейся формой изучения хозяйства, не имев­шей себе аналогов на Западе [16, с. 9]. Наиболее крупными были подворные переписи 1646, 1678 и 1710 гг.

В первой четверти XVIII в. в России подворное обложение было заменено подушной податью, которой облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадс­кие люди — мещане и купцы). Введение Петром I подушной подати в 1718 г. предполагало персональный учет всего мужс­кого населения, которое облагалось налогом. В 1720-1721 гг. была сделана попытка составить списки податного населения — "ревизские сказки".

Единицей учета мужского населения являлась "ревизс­кая душа". Каждая ревизская душа считалась наличной до проведения следующей ревизии и в том случае, если человек уже умер. Именно об этом писал Н. В. Гоголь в "Мертвых душах": Чичиков по сходной цене скупал "души" умерших людей, которые по "ревизским сказкам" числились еще жи-

Таблица 1.1

Численность населения России в 1722-1858 гг. (по результатам "ревизских сказок")

Ревизия

Год проведения

Численность населения, млн чел.

1-я

1722

14,0

2-я

1742

16,0

3-я

1762

19,0

4-я

1782

28,0

5-я

1796

36,0

6-я

1812

41,0

7-я

1815

45,0

8-я

1835

60,0

9-я

1851

60,0

10-я

1858

74,0


выми. Цель ревизии состояла исключительно в счете подат­ных душ. Имея чисто фискальный характер, они сообщали сведения о числе женщин и лиц неподатных сословий. Одна­ко счет этот, по мнению авторов Энциклопедического слова­ря Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона, не давал вполне верных результатов, так как укрывательство от ревизий представ­ляло лицам этих сословий материальные выгоды. Система сбора демографических сведений в этот период имела и ряд других недостатков:

Затем в течение 39 лет после 10-й ревизии численность населения исчислялась административно-полицейским спосо­бом, при помощи и поддержке местных губернских статисти­ческих комитетов, полицейских управлений и волостных прав­лений. Основанием служили подворные и посемейные списки, из которых исключались умершие за данный период времени и выписавшиеся из сельских и городских обществ, а прибав­лялись родившиеся и приписавшиеся к обществам. В некото­рых больших городах время от времени производились одно­дневные переписи населения по обширным программам и с применением усовершенствованных приемов, разработанных зарубежной наукой и практикой. Такие переписи были прове­дены в Санкт-Петербурге (1865 г., 1869 г., 1881 г., 1890 г.), в Москве (1882 г.), в Одессе (1895 г.). Подворные земские ста­тистические исследования позволили определить численность и состав населения более чем в 200 уездах. Центральный ста­тистический комитет опубликовал собранные полицейским путем сведения о населении всей Европейской России за 1856, 1858, 1863, 1867, 1870, 1882, 1883, 1885, 1886, 1890, 1895 гг., но отметил их недостоверность.

В 1897 г. во всей Российской империи, кроме великого княжества Финляндского, была проведена первая народная перепись, имевшая целью "не определение числа податных душ, а подробное исследование семейного положения, воз­растного состава и занятий всего населения".

Провести такую перепись предполагалось много раньше, но оказалось возможным лишь П. П. Семенову-Тян-Шанскому. Проект всероссийской переписи населения обсуждался на со­званном по его инициативе в 1870 г. Первом всероссийском съезде статистиков. В 1872 г. также по его инициативе в Пе­тербурге проходила VIII сессия Международного статисти­ческого конгресса, на котором была рассмотрена и рекомендо­вана всем государствам-участникам разработанная П. П. Се-меновым-Тян-Шанским и Л. Н. Майковым программа-минимум переписи населения. Усилия ученых долго не встречали пони­мания правительства. Проект "Положение о всеобщей народ­ной переписи" был представлен в Государственный совет в 1887 г. После многолетних переадресований его из одних кан­целярий в другие правительство только в 1893 г. признало производство переписи настоятельно необходимым, и 5 июня 1895 г. новый проект переписи был утвержден Николаем II [10].

Проведение переписи было начато 28 января 1897 г. Ее программа состояла из 14 вопросов: пол, возраст, отношение к главе хозяйства и главе семьи, брачное состояние, сосло­вие, состояние или звание, место рождения, место пропис­ки, место постоянно (обычного) проживания, отметка о вре­менном отсутствии или проживании, вероисповедание, род­ной язык, грамотность, занятие (ремесло, промысел, должность или служба). Помимо этого, отмечалось главное занятие, дающее основные средства к существованию, по­бочное и вспомогательное занятие. Указывалось отношение к воинской повинности, наличие физических недостатков или душевного заболевания. Перепись населения дала наиболее широкие, надежные и уникальные сведения.

Перепись населения — это процесс сбора демографичес­ких, экономических и социальных данных, характеризую­щих в некоторый момент времени или период каждого жите­ля страны с целью получить сведения о численности и соста­ве населения, о его размещении по территории страны.

По определению Статистической комиссии ООН, пере­пись населения — это "единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и со­циальных данных, относящихся по состоянию на определен­ное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны".

Перепись является сложной и дорогостоящей операцией, ее подготовка обычно длится несколько лет. Предваритель­но проводится пробная перепись, в которой апробируется про­грамма всеобщей переписи. Переписи населения проводятся регулярно, обычно с периодичностью 5-10 лет.

Перепись населения должна охватывать всех жителей, а также всех граждан государства, включая находящихся за границей. В нашей стране ее проводят посредством обхода всех жилых помещений и сбора путем опроса поименных све­дений о каждом жителе. В некоторых странах (США) эти све­дения получают по почте или в регистрационных пунктах (Ки­тай). Круг собираемых сведений определяется программой пе­реписи, основная часть которой едина для всех жителей. Это — демографические признаки (пол, возраст, брачное состояние, наличие детей), экономические признаки (занятие, вид дея­тельности и др.), характеристика образованности, этничес­кие признаки и др. Чтобы обеспечить сопоставимость резуль­татов по странам, существуют международные рекоменда­ции по содержанию программы переписи населения.

Основные принципы современных программ переписи еще в XIX в. сформулировал бельгийский ученый, один из созда­телей научной статистики А. Кетле. В XX в. принципы прове­дения переписи населения сформировались окончательно, они приведены ниже.

  1. Всеобщность переписи, т. е. охват переписью всех жите­лей страны.

  2. Одномоментность проведения переписи. Чтобы получить точную картину состояния населения, необходимо все отве­ты на вопросы переписного листа приурочить к единому для всех точному моменту времени, который носит название "кри­тический момент" переписи. Специально выбирается и время года, когда проводить перепись. Это рекомендуется делать в период наименьшей подвижности населения.

  3. Все ответы на вопросы переписных листов записывают­ся со слов населения на основе принципа самоопределения, т. е. без предъявления каких-либо документов (паспорта, дип­лома об окончании учебного заведения и т. п.).

  4. Все собранные при переписи сведения используются только для получения итоговых данных. Работникам, уча­ствующим в переписи, запрещено сообщать персональные данные о переписываемых гражданах.

  5. Перепись населения проводится по единой для всей стра­ны программе.

Краткое содержание переписей, проводимых в Рос­сии. В России было проведено 9 переписей населения: в 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 гг.

Перепись 1920 г. была проведена по постановлению Сове­та народных комиссаров. Она охватывала лишь 72% населе­ния страны, поскольку еще шла Гражданская война. Пере­пись включала 18 основных вопросов, а вместе с подвопроса-ми, часть из которых имела самостоятельное значение, достигала 30. Основные из них: пол; возраст; национальность; родной язык; гражданство; место рождения; продолжитель­ность проживания в месте постоянного жительства; семей­ное состояние; грамотность; образование; участие в войнах 1914-1917 гг. и 1918-1920 гг.; занят ли в сельском хозяйстве и считает ли это занятие главным; другие занятия, дающие средства к существованию; положение в промысле (хозяин с наемными рабочими, хозяин без наемных рабочих, помогаю­щий член семьи, служащий, рабочий, ученик); какую про­фессию считает своей специальностью; если не имеет заня­тия, на какие средства живет; способен ли к труду; имеет ли психические расстройства.

17 декабря 1926 г. была проведена первая Всесоюзная пе­репись населения. Впервые ее результаты были опубликова­ны лишь в 1956 г. По мнению специалистов, она была наибо­лее совершенно из всех переписей, проведенных в нашей стране. Основными документами были личный листок и се­мейная карта. Личный листок включал все вопросы переписи 1920 г. Однако эта перепись была значительно расширена. Она включала вопросы о продолжительности безработицы и прежнем, до потери работы, занятии; у лиц, не имеющих занятий, выяснялось, на чьи средства они живут. Целая группа подвопросов была посвящена характеристике основного и побочного занятий опрашиваемого, его социального положе­ния, профессии и места работы.

Семейная карта включала сведения о размере и составе семей, их жилищные условия. И, наконец, была проведена перепись жилья. Для этого была разработана "владенная" ведомость, характеризующая использование земли, строе­ний, жилых и нежилых помещений, степень их благоуст­ройства.

Перепись 1937 г. включала три раздела: общие сведения, сведения о семье, жилищные условия, а также вопросы, касавшиеся миграции. Численность населения по результа­там переписи составила 162,0 млн чел., что оказалось ниже расчетной численности, определенной плановыми органами. Поэтому организация переписи была признана неудовлетво­рительной, а ее результаты объявлены не соответствующи­ми действительности. Многие из руководителей и организа­торов переписи были репрессированы.

Вторая Всесоюзная перепись населения была проведена в 1939 г. В отличие от переписей населения 1920 и 1926 гг. при переписи 1939 г. учитывалось не только наличное, но и по­стоянное население.

Наличное население — это население, находящееся на момент переписи на данной территории, независимо от того, проживают они здесь или нет. Наличные в данном месте жи­тели, не входящие в состав постоянного населения террито­рии, где их застала перепись, будут учтены здесь как вре­менно проживающие, а в месте своего постоянного житель­ства они должны быть учтены как временно отсутствующие.

Постоянное население — это совокупность людей, посто­янно проживающих на данной территории. В случае отсут­ствия на момент переписи в месте постоянного жительства они будут учтены как временно отсутствующие, а в месте своего временного пребывания на момент переписи будут за­писаны как временно проживающие. Следовательно, налич­ное население в целом равняется постоянному плюс времен­но проживающие и минус временно отсутствующие.

Программа переписи 1939 г. состояла из 16 вопросов, что значительно меньше, чем в предыдущих переписях. Это было связано с тем, что значительная часть информации, кото­рая раньше могла быть получена только из переписи в 1939 г., имелась в материалах текущего статистического учета.

Вопросы, которые были включены в программы переписи населения 1939 г., а также переписей 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 гг., приведены в табл. 1.2.


Источник: Г. П. Киселева, А. Я. Кваша. О чем рассказывают переписи населения. М.: Финансы и статистика, 1983. С. 35.

С 1970 г. в переписях применяется выборочный метод, при котором на основную часть вопросов отвечает все население, а на ряд дополнительных вопросов — 25% населения. При пе­реписи 1970 г. — 100% населения ответили на 11 вопросов, 25% — на 7; в 1979 г. 100% ответили на 11 вопросов, 25% — на 5; в 1989 г. 100% ответили на 20 вопросов, 25% — на 5.

9 октября 2002 г. в соответствии с Постановлением Прави­тельства РФ была проведена Всероссийская перепись населе­ния. Программа переписи разработана с учетом рекоменда­ций международных организаций и сохраняет преемствен­ность с прошлыми переписями. Перепись населения 2002 г., так же как и перепись населения 1989 г., проводилась одно­временно с переписью жилого фонда, поэтому в ее програм­му, помимо вопросов, посвященных демографическим и со­циально-экономическим характеристикам населения, были включены вопросы о жилищных условиях каждого человека.

В опрос домохозяйств были включены вопросы о времени постройки дома; типе жилого помещения; размере общей площади индивидуального дома, отдельной или коммуналь­ной квартиры; числе занимаемых жилых комнат, размере жилой площади.

Переписной лист сплошной переписи включал следующие вопросы: родственное отношение к члену семьи, записанно­му первым в домохозяйстве; пол; дата рождения; место рож­дения; родной язык; другие языки, которыми опрашивае­мый свободно владеет; гражданство (в том числе второе, если оно есть); национальность; брачное состояние; учится ли в образовательном заведении (для дошкольника — посе­щает ли дошкольное учреждение); образование; источники средств существования (указать все источники); имел ли ра­боту или доходное занятие в период с 6 по 12 октября; поло­жение в основном занятии (в качестве кого работал).

Помимо этого, в период переписи проводилась выбороч­ная перепись, при которой опрашивалось 25% населения по так называемому длинному вопроснику. Он включал вопро­сы, касающиеся: вида деятельности учреждения, организа­ции (или их подразделения), собственного дела, занятия оп­рашиваемого на предшествующей неделе; его занятия на ос­новной работе; местонахождения основной работы; поиска работы в течение последнего месяца (для не имевших рабо­ты на предшествующей неделе изучение поиска работы в период с 6 по 12 октября); непрерывного проживания в мес­те переписи с рождения (для ответивших "нет", дополни­тельно — продолжительность непрерывного проживания, ме­сто жительства в 1989 г., тип поселения); для женщин стар­ше 15 лет — число рожденных детей, сколько из них живы; ожидаемого числа детей.

Лица, временно находящиеся на территории России и постоянно проживающие за рубежом, также должны были заполнить бланк опроса. Он включал следующие вопросы: пол; дата рождения, страна рождения; страна постоянного жи­тельства; гражданство (в том числе второе, если оно есть); национальность, цель приезда в Россию.

Существуют и другие источники данных о населении:

• источником данных о населении могут быть также спис­ки или текущие регистры населения, соединяющие в себе различные источники информации: списки военного учета, системы налогообложения, социального обеспечения и т. д. В каждом случае объектом наблюдения является не все насе­ление, а лишь определенная его часть.

Под текущим регистром населения понимается картотека индивидуальных карточек (файлов), предназначенных для записи определенных сведений демографического и иного характера, удовлетворяющих потребности административных органов в информации об определенном лице, либо группе лиц, образующих домохозяйство, проживающих на данной территории. Данная информация постоянно обновляется.

Своим возникновением эта система исторически обязана потребностям фискальных органов и органов воинского учета в сведениях о численности и составе населения.

Впервые регистры населения появились на базе записей в церковных приходах в следующих странах: Швеции — в 1749 г., Бельгии — в 1847 г., Нидерландах — в 1850 г., Да­нии — в 1924 г. Бельгия, Дания, Люксембург, Швеция име­ют как региональные, так и общенациональные регистры. Гре­ция, Италия — только региональные. Нидерланды, Португа­лия, Испания — общенациональные.

Регистры ведутся в местных административных органах территориальных единиц.

Содержащиеся в регистрах сведения используются для со­ставления различного рода списков: налоговых, партийных, избирательных, призывных. Общее руководство системой обычно возложено на центральные государственные учреж­дения, что обеспечивает единообразие программ наблюде­ния, методов регистрации.

Сложность правил ведения регистра приводит к тому, что этот способ учета применим только к категории постоянного населения (юридического). Вместе с регистром населения ве­дется и регистр жилого фонда. В Нидерландах — регистра­ция событий естественного движения населения ведется па­раллельно с регистром населения; в Швеции и Финляндии в регистре населения делаются соответствующие записи при выдаче необходимых личных документов.

Правильность ведения местных регистров и содержащих­ся в них сведений проверяется ежегодно. Проверка сводится к составлению списков населения и практически представля­ет собой ежегодную перепись, но ее данные не используют­ся в статистических целях. Проверка дает возможность уточ­нить общую численность населения и проверить точность учета и сведений о социально-экономических признаках, измене­ние которых в текущем порядке в муниципальных регист­рах не учитывается.

Преимущества регистров:

Недостатки регистров:

Наличие системы местных регистров не означает, что можно отказаться от систематического проведения перепи­сей населения. Так, Исландия, объявив после переписи 1960 г., что впредь вся информация будет собираться на базе регистров, впоследствии была вынуждена ее провести в 1981 г.

На практике под единым регистром населения подразу­мевается наличие двух регистров: регистра положения — по­лучение сведений на определенный момент времени (на его основе получают статистические данные о населении); ре­гистра изменения положения или регистра полных сведе­ний — сведения об изменении тех или иных признаков во времени (на его основе производят анализ демографических и иных процессов, происходящих в обществе). В первом слу­чае регистрируются только текущие сведения о населении, а во втором — все сведения, включая и даты изменения со­стояния.

Наряду с единым регистром населения существуют и це­левые регистры — регистры тех или иных контингентов на­селения. Например, в Швеции ведутся регистры правитель­ственных чиновников, учителей, лиц с высшим образовани­ем, что дает возможность получать комбинированные сведения. Для проведения социального анализа можно при­бегнуть к выборочному методу. Например, в Швеции отобра­ли всех лиц, родившихся 15 числа каждого месяца, что со­ставило 3,3% населения страны.

В нашей стране к настоящему моменту временц разрабо­тан проект Федерального закона "О государственном регист­ре населения Российской Федерации" и проект концепции создания автоматизированной системы "Государственный ре­гистр населения". Уже в 2003 г. в рамках выполнения мероп­риятий более широкой федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годах)" был реализован в опытно-экспериментальном порядке проект создания регио­нальных подсистем автоматизированной системы "Государ­ственный регистр населения" в следующих субъектах РФ: Московская область, Ярославская область, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации