Лекции по информационным системам в экономике - файл n1.doc

Лекции по информационным системам в экономике
скачать (210.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc211kb.08.07.2012 18:03скачать

n1.doc

Содержание


Список литературы 3

1. Необходимость развития информатизации общества 3

2. Понятие АИС и их классификация 3

3. Этапы развития АИС 4

4. Понятие рынка информационных услуг, его компоненты 4

5. Особенности информационного рынка в России 4

6. Теоретические основы построения АИС 5

7. Проектирование. Принципы и методы создания АИС 5

8. Этапы создания АИС 6

9. Роль пользователя в постановке задач и создании АИС 7

10. Понятие информационных технологий и их виды 7

11. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС 7

12. Понятие экономической информации и ее особенности 8

13. Структура и содержание информационного обеспечения 8

14. Системы классификации и кодирования 9

15. Внутримашинное ИО 9

16. Базы данных и банки данных 10

17. Понятие технического обеспечения и его состав 10

18. Организационные формы использования ЭВМ 10

19. АИТ в обработке табличной информации 11

20. СУБД MS Access 11

21. Организация учета с использованием автоматизированных форм 12

22. АИС страховых компаний 12

23. АИС в налоговых органах 13

24. Особенности создания, функционирования АИС «Налог» 13

25. Пластиковые карты и технология их использования 14

26. Система «Банк-клиент» 14

27. Банковское дело в Интернет 15

28. АИС казначейства 16

29. АИТ в биржевом деле 17

30. Автоматизация офиса 17

Список литературы


1. Информационные системы в экономике / Под ред. проф. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 463 с.

2. Ясенев В.Н. "Автоматизированные информационные системы в экономике. Учебно-методическое пособие. 2007" (http://www.unn.ru/rus/f13/kis/ais.zip)

3. Ясенев В.Н. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.

1. Необходимость развития информатизации общества


Этапы информатизации: изобретение письменности -> книгопечатание -> электричество (телеграф, телефон, радио и телевидение) -> компьютеризация.

Каждый этап - качественный "скачок", направленный на преодоление противоречия между увеличением объемов информации и ограниченными человеческими способностями по ее восприятию и обработке.

На определенном этапе развития информационной индустрии формируется информационное общество; в таком обществе большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, т.е. творческим трудом, направленным на развитие интеллекта и получение знаний.

Информатизация общества - организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и органов государственной власти на основе формирования и использования информационных ресурсов; современный этап информатизации связан с использованием персональных ЭВМ, систем телекоммуникации и компьютерных сетей.

Основные задачи информатизации:

2. Понятие АИС и их классификация


АИС - совокупность информации, ЭММ и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

По видам процессов управления:

1. АИС управления технологическими процессами

2. АИС организационного управления

3. АИС управления организационно-технологическими процессами

4. АИС научных исследований

5. АИС обучающие

По сфере функционирования объекта управления бывают: АИС банков, АИС финансовых органов, АИС промышленности, АИС сельского хозяйства, АИС связи, АИС статистики и т.п.

По уровню в системе государственного управления бывают отраслевые АИС (промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, строительство и транспорт), территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами) и межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой).

Кроме того различают производственные АИС (связанные с производством) и непроизводственные АИС (в медицине, милиции и пр.).

3. Этапы развития АИС


1) Этапы развития с позиции развития самой техники:

    1. До появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств (Паскаль, Чебышев, Беббидж и др.);

    2. С развитием ЭВМ. Главный признак выделения нового поколения ЭВМ - элементная база.

1.2.1) Первое поколение ЭВМ (50-ые гг.) строилось на базе электронных ламп, имело большие размеры, потребляли много электроэнергии, имели малое быстродействие. В экономических расчетах не использовались.

1.2.2) Второе поколение ЭВМ (60-ые гг.) строилось на основании полупроводников и транзисторов, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. (использовались для решения экономических задач);

1.2.3) Третье поколение ЭВМ (70-ые гг.) на малых интегральных схемах: меньшие размеры, повышение надежности и быстродействия.

1.2.4) Четвертое поколение ЭВМ (80-ые гг.) на больших интегральных схемах - ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Получили распространение персональные ЭВМ.

1.2.5) Современные ЭВМ на основе сверх больших интегральных микросхем: огромные вычислительные мощности и низкая стоимость. Архитектура «клиент-сервер». Главной тенденцией развития АИС является постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.

2) Этапы развития с позиции совершенствования самих АИС (поколения АИС):

2.1) 1960-1970 гг. строилось на базе вычислительных центров по принципу "одно предприятие - один центр обработки"

2.2) 1970-1980 гг. характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные БД, стали внедряться 2х и 3хуровневые модели организации систем обработки данных

2.3) 1980-начало 1990 гг.: массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе ПК с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС

2.4) В стадии зарождения и характеризуется сочетанием централизованной обработки на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем.

4. Понятие рынка информационных услуг, его компоненты


Информационный рынок - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Так же как и обычный рынок, информационный рынок характеризуется наличием спроса и предложения, определенной номенклатурой продуктов и услуг и ценами, а также поставщиками и потребителями; спецификой данного рынка является то, что информационные ресурсы, продукты и услуги могут копироваться в неограниченном количестве.

Составляющие информационного рынка:

1. Информационные продукты и услуги, а также аппаратно-программные средства и соответствующие технологии переработки информации

2. Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон об авторском праве и подзаконные акты

3. Справочные средства, обобщающие информацию о поставщиках информационных продуктов и услуг

5. Особенности информационного рынка в России


Российский информационный рынок:


Основные тенденции:

6. Теоретические основы построения АИС


Основополагающими принципами создания АИС являются следующие:

1. Принцип системности: система - совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных определенной цели.

2. Принцип развития: АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений

3. Принцип совместимости: обеспечение способности взаимодействия систем различных видов, уровней в процессе совместного функционирования

4. Принцип стандартизации и унификации: необходимость применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС

5. Принцип эффективности: достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании

А также несколько частных принципов:

6. Принцип декомпозиции основан на разделении системы на части, а также выделении отдельных комплексов работ

7. Принцип первого руководителя предполагает закрепление ответственности при создании системы за заказчиком - будущим пользователем

8. Принцип новых задач состоит в поиске постоянного расширения возможностей системы, совершенствовании процесса управления, получении дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений

9. Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота

10. Принцип автоматизации проектирования

А также организационно-технологические принципы:

11. Принцип абстрагирования, т.е. выделение наиболее существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы

12. Принцип формализации: необходимость строгого методического подхода к решению проблемы, применению формализованных методов описания и моделирования изучаемых и проектируемых процессов

13. Принцип концептуальной общности, т.е. неукоснительное следование единой методологии проектирования

14. Принцип непротиворечивости и полноты, т.е. наличие всех необходимых элементов в создаваемой системе и их согласованное взаимодействие

15. Принцип независимости данных от процессов их обработки, их физической структуры и распределения в технической среде

16. Принцип структурирования данных

17. Принцип доступа конечного пользования, т.е. пользователь должен иметь средства доступа в БД, которые он может использовать непосредственно (без программирования)

7. Проектирование. Принципы и методы создания АИС


Проектирование АИС и АИТ - процесс создания и внедрения проектов комплексного решения экономических задач по новой технологии, т.е. детальная разработка отдельных проектных решений, их анализ, апробация и внедрение. В каждом подразделении организации должен быть назначен сотрудник, ответственный за проектирование и внедрение АИС и АИТ, который собирает нужную информацию, подбирает технику и программные средства, ведет обучение персонала, руководит внедрением и анализом функционирования ИС.


Принципы проектирования АИС и АИТ:

1. Принцип эффективности, т.е. выгоды от новой автоматизированной системы должны быть больше расходов на нее

2. Принцип контроля, т.е. информационная система должна обладать механизмами для защиты имущества фирмы, ее данные были бы достаточно надежны для принятия управленческих решений

3. Принцип совместимости, т.е. проект системы будет учитывать организационные и человеческие факторы предприятия

4. Принцип гибкости требует от системы возможности расширения без проведения больших изменений

5. Принцип системности позволяет исследовать объект как единое целое во взаимосвязи всех его элементов. На базе системного подхода применяется и метод моделирования, позволяющий моделировать изучаемые процессы вначале для анализа, а затем и синтеза создаваемых систем

6. Принцип развития заключается в непрерывном обновлении функциональных и обеспечивающих составляющих системы

7. Принцип стандартизации и унификации предполагает использование уже накопленного опыта в проектировании и внедрении АИС и АИТ посредством программирования типовых элементов, что позволяет сократить затраты на создание АИС и АИТ.

В качестве альтернативных подходов к созданию системы может быть выбран один из методов

1. Метод "от задачи". Позволяет внедрять каждую задачу по отдельности, практически не принимая во внимание проектные решения, найденные для др. задач.

2. Метод интеграции. Заключается в создании целостной автоматизированной информационной системы, конструируемой из относительно независимых функциональных подсистем, при решении задач которых используются общие массивы для обмена данными определенных видов.

8. Этапы создания АИС


1. Предпроектная стадия

Первый этап: сбор материалов для проектирования (формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы); приемы: опрос, анкетирование, наблюдение, измерение, оценка, групповое обсуждение, анализ задач, анализ производственных, управленческих и информационных процессов.

Второй этап: анализ материалов и формирование документации (создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического задания на проектирование системы на основе анализа собранных материалов обследования)

2. Проектирование

- техническое проектирование; ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте

- рабочее проектирование; в его процессе осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установка технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя инструкционного материала; проектирование паролей, программ, сценариев диалога пользователя с ПВМ

3. Ввод системы в действие

- подготовка к внедрению

- проведение опытных испытаний

- сдача в промышленную эксплуатацию

4. Анализ функционирования

9. Роль пользователя в постановке задач и создании АИС


АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе (он решает задачи на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки инф-ии). Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной инф-ии.

Участие пользователя не может ограничиваться только постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за ПК, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную инф-ю, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие польз-ля в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. Пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.

10. Понятие информационных технологий и их виды


АИТ - системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств ВТ и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).

Этапы развития:

1. С начала шестидесятых годов - централизованное коллективное использование вычислительных средств.

2. С середины семидесятых годов - появление ПЭВМ, ориентация на индивидуального пользователя, частичная и полная децентрализованная обработка данных.

3. С начала девяностых годов использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.), централизованной обработки экономических данных. В настоящее время используется понятие "новая экономическая технология". Это понятие предполагает: использование сетей и ПК, диалоговую работы с компьютером, интеграционный подход, гибкость процессов изменения данных и постановок задач и т. д.

Виды ИТ.

По способу реализации: традиционные и новые информационные технологии.

По степени охвата задач управления: электронная обработка экономических данных; автоматизация функций управления; поддержка принятия решений; электронный офис; экспертная поддержка.

По классу реализуемых технологических операций: работа с текстовым редактором, табличным процессором, СУБД, графическими объектами, мультимедийные системы, гипертекстовые системы. По типу пользовательского интерфейса: пакетные, диалоговые, сетевые.

По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.

По обслуживаемым предметным областям: АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.

11. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС


Функц.п/с состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, кот. должна обеспечить ф-я упр-я.

Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволяет выделить подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования. Технологическое обеспечение АИТ включает подсистемы, автоматизирующие информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и др. технические средства управления:

1. Информационное обеспечение, т.е. совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, массивы информации, персонал, отвечающий за хранение, своевременность и качество технологии обработки информации

2. Лингвистическое обеспечение; позволяет осуществлять диалог человека с машиной, т.е. информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов...), языки управления и манипулирования данными информационной базы АИТ, языковые средства информационно-поисковых систем, языковые средства автоматизации проектирования АИТ, диалоговые языки специального назначения и др. языки, система терминов и определений, используемых при разработке и функционировании АСУ.

3. Техническое обеспечение, т.е. комплекс технических средств (напр. средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.)

4. Программное обеспечение, в т.ч. общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

5. Математическое обеспечение, т.е. совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ

6. Организационное обеспечение, т.е. комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС.

7. Правовое обеспечение, т.е. совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ

8. Эргономическое обеспечение, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрого освоения

12. Понятие экономической информации и ее особенности


Экономическая информация - совокупность различных сведений экономического характера, которые можно фиксировать, передавать, обрабатывать, хранить и использовать в процессе планирования, учета, контроля, анализа на всех уровнях отраслевого и регионального управления народным хозяйством.

Она отражает состояние экономического объекта в пространстве и во времени, поэтому важным для пользователя является понятие адекватности информации или уровня соответствия создаваемого информационного образа реальному объекту. Адекватность выражается в трех аспектах:

- синтаксический означает исследование информации без анализа смысла и полезности в целом как однородного потока, который измеряется количественно

- семантический предполагает исследование смысла сообщения, а все, что не понимается - отбрасывается

- прагматический заключается в оценке полезности сообщения для принятия конкретных решений

Особенности экономической информации:

13. Структура и содержание информационного обеспечения


Информационное обеспечение - важнейшая обеспечивающая подсистема АИС, предназначенная для снабжения пользователей своевременной и достоверной информацией, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений; это совокупность средств и методов построения информационной системы экономического объекта. Оно может быть: внемашинное (включает системы показателей, классификаторов и кодов и документации) и внутримашинное (различные файлы на машинных носителях, автоматизированные банки данных).

Информационное обеспечение делится на

Наиболее сложной организацией является автоматизированный банк данных, включающий массивы для решения регламентных задач, выдачи справок и обмена информацией между различными пользователями.

В ходе проектирования информационного обеспечения

14. Системы классификации и кодирования


При обработке экономических данных и составлении различных сводок возникает необходимость в группировке по реквизитам-признакам, которая осуществляется на основе систем классификации и кодирования.

Классификация - распределение элементов множества на подмножества на основании зависимостей внутри признаков. В единую систему классификации и кодирования входят самые разнообразные классификаторы: общегосударственные, отраслевые, локальные (составленные для АИС предприятий).

После классификации идет кодирование - процесс присвоения новых условных обозначений различным позициям по определенным правилам, установленным системой кодирования. Наибольшее распространение получили системы кодирования: порядковая, серийная, позиционная и комбинированная. Коды могут быть: цифровые, буквенные, смешанные. К кодам предъявляются следующие требования:

Назначение кодов состоит в обеспечении группировки информации, подсчете итогов по группировочным признакам и их печати в выходных ведомостях. Коды необходимы для удобства поиска информации, хранения и выборки, передачи ее по каналам связи.

15. Внутримашинное ИО


Включает организацию файлов, массивов в памяти ЭВМ. Файл - совокупность однородной жестко организованной и поименованной информации, расположенной на машинном носителе. Это могут быть файлы данных и программные файлы, постоянные и текущие (переменные) файлы, промежуточные и выходные файлы. Пофайловая локальная организация информационного обеспечения используется при незначительных объемах информации, предполагает жесткую привязку файлов к отдельным несложным задачам и исключает установление связи между файлами и работу в диалоге. Интегральный подход к созданию внутримашинного информационного обеспечения предполагает использование автоматизированных банков данных и баз знаний (АБД и БЗ).

АБД - система специальным образом организованных данных, а также технических, программных, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для коллективного использования пользователями или решения разных экономических задач.

Базы знаний (или экспертные системы) - специальные компьютерные системы, основанные на обобщении, анализе и оценке знаний высококвалифицированных специалистов-экспертов. Основными элементами информационной технологии, используемой в БЗ, являются:

16. Базы данных и банки данных


Внутримашинное информационное обеспечение в настоящее время проектируется на принципе интеграции в виде базы и банка данных. База данных - специальным образом организованное хранение информационных ресурсов в виде интегрированной совокупности файлов, обеспечивающей удобное взаимодействие между ними и быстрый доступ к данным; могут быть централизованные (создаются обычно на вычислительных центрах на ЭВМ с присоединенными к ним терминалами), распределенные в различных узлах локальных сетей ЭВМ и локальные; в состав БД входят: базовые массивы, рабочие массивы, массивы связи. Банк данных - автоматизированная система, представляющая совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, обновление, поиск и выдачу данных. В состав банка данных входят: база данных, ЭВМ, система управления базой данных, языковые средства, методические средства, обслуживающий персонал.

17. Понятие технического обеспечения и его состав


Техническое обеспечение - состав, формы и способности эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации. К элементам технического обеспечения относятся: комплекс технических средств, организационные формы использования технических средств, персонал, который работает на технических средствах, инструктивные материалы по использованию техники.

Комплекс технических средств - совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработки данных.

Требования к комплексу технических средств: минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию; надежность; защита от несанкционированных доступов; рациональное распределение по уровням обработки.

Состав комплекса технических средств:

Средства организационной техники: средства копирования, уничтожения документов, радиопоисковая система, в банках - автоматы-банкоматы, автоматы по проверке подлинности купюр и т.п.

18. Организационные формы использования ЭВМ


Способы использования компьютера принято называть организаци­онными формами использования машин. На практике их применяется два вида: 1) Вычислительные центры; 2) Локальные АРМы и вычислительные сети.

Вычислительные центры применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются мини-ЭВМ, ПЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения- груп­пы приемки документов, переноса информации на носители, админист­рация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.

Для АРМов специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам учета и могут соединяться в сети, подключаться к большим ЭВМ.

19. АИТ в обработке табличной информации


Универсальность таблиц и необходимость постоянно учитывать в них взаимозависимость между клетками натолкнули программистов на мысль о создании универсальной программы работы с таблицами — табличного процессора. К наиболее известными из них можно отнести Lotus 1-2-3, Quatro, Excel. Лидирующее место в этом классе занимает процессор фирмы Microsoft – Excel. С помощью Excel можно решать множество задач — от вычисления среднего арифметиче­ского до создания трехмерных диаграмм и выполнения сложных финансовых расчетов.

Функции табличных процессов весьма разнообразны: создание и редактирование электронных таблиц; разнообразные математические вычисления; автоматический пересчет таблиц в случае изменения данных; оформление и печать электронных таблиц; построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами; работа с электронными таблицами, как с базами данных, сортировка таблиц, выборка данных по запросам; создание итоговых и сводных таблиц; решение экономических задач типа "что будет, если" путем подбора параметров; решение оптимизационных задач; разработка макрокоманд, настройка среды под потребности пользо­вателя.

Рабочая область электронной таблицы состоит из столбцов и строк. Столбцы обозначаются буквами латинского алфавита, а строки - цифрами, которые служат им заголовками. Пересечения строк со столбцами образует ячейки листа, на которые можно ссылаться по именам ячеек. Ячейка служит для ввода и хране­ния данных, а также вычисляемых значений.

20. СУБД MS Access


СУБД Microsoft Access является 32-разрядной сис­темой управления реляционными базами данных нового поколения, ра­ботающей в среде Windows. В СУБД Access процесс создания реляционной базы данных включает создание схемы данных. Схема данных наглядно отображает таблицы и связи ме­жду ними, а также обеспечивает использование связей при обработке данных и целостность базы данных. СУБД Access ориентирована на ра­боту с объектами, к которым относятся таблицы базы данных, формы, запросы, отчеты, макросы и модули. MS Access представляет собой систему обслуживания реляционных баз данных с графической оболочкой. Данные в таких базах представ­ляются в виде таблицы, состоящей из однотипных записей. Система об­служивания включает в себя ввод данных в ЭВМ, отбор данных по ка­ким-либо признакам (критериям или параметрам), преобразование структуры данных, вывод данных, являющихся результатом решения задач в табличном или каком-либо ином удобном для пользователя виде. Наличие четко определенной структуры упрощает и ускоряет процесс обработки (поиска) данных в базе. MS Access позволяет создавать свя­занные объекты и устанавливать ссылочную целостность данных. Бла­годаря графической оболочке процесс связывания таблиц с помощью мыши становится простым и наглядным.

С помощью Access можно создавать многопользовательские прило­жения, в которых файлы БД являются разделяемыми ресурсами в локалькой сети. В Access реализована надежная система защиты от не­санкционированного доступа к объектам БД.

Access для хранения объектов БД имеет собственную, уникальную структуру для хранения всех связанных таблиц, форм, отчетов, запросов макросов и модулей в одном файле. Access также позволяет связывать базы данных с внешними таблицами формата dbase, FoxPro, Paradox и работать с ними в исходном формате. ОБЪЕКТЫ ACCESS: таблицы базы данных, формы, запросы, отчеты, макросы и моду­ли. Для типовых процессов обработки данных — ввода, просмотра, об­новления, поиска по заданным критериям, получения отчетов — Access позволяет конструировать в диалоговом режиме такие объекты, как формы, запросы и отчеты. Эти объекты состоят из графических элемен­тов, называемых элементами управления. Основные элементы управле­ния служат для связи объектов с записями таблиц, являющихся источни­ками данных. Множество мастеров Access помогает пользователю выполнить работы, не прибегая к конструированию. Мастера позволяют создать новые формы, запросы, отчеты, анализировать таблицы базы данных и даже полностью создать одну из многочисленных типовых баз данных. Для создания приложений пользователя могут использоваться макросы и модули на языке программирования Visual Basic. Каждый объект и элемент управления имеет свои свойства, опреде­ляя которые можно настраивать объекты и элементы управления.

Отчет: выбранная из БД информация должна быть представ­лена в виде распечатки — отчета, оформленного соответствующим об­разом. Макросы: автоматизируют выполнение конкретной операции БД без программирования. Макросы содержат описание действий, которые должны быть выполнены в ответ на некоторое событие. Каждое дейст­вие реализуется макрокомандой. Выбор макрокоманд и задание пара­метров, используемых ими при выполнении, является простой автомати­зированной операцией. Макрос позволяет объединить разрозненные операции обработки данных в приложении. Модули: содержат программы на языке Visual Basic, применяемые для настройки, оформления и расширения БД. Модули могут разраба­тываться пользователем для реализации нестандартных процедур при создании приложения. Таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули — это само­стоятельные объекты, сохраняющиеся в общем файле базы.

21. Организация учета с использованием автоматизированных форм


Сущность большинства автоматизированных форм учета заключается в последовательной реализации принципа переноса данных: от ввода данных и формирования проводок до выдачи Главной книги и баланса ("БЭСТ", "1С:Бухгалтерия-7.7,8.0" и пр.).

Отличаясь в деталях, они имеют общие основные принципы:

В технологическом процессе можно выделить следующие этапы: подготовительный (подготовка информационной базы к работе, включая заполнение справочников и констант, ввод входящих остатков, настройка бухгалтерских счетов, проводок и типовых операций), документационный (формирование первичных документов вручную или непосредственно на ПЭВМ), систематизации и обобщения информации, а также ее использования.

22. АИС страховых компаний


Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ:

Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование дорогостоящих ресурсов (серверы ПЭВМ большой мощности, цветные принтеры, модемы…), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов.

АИС страховой компании (например, «ИНЭК-Страховщик»):

- центральный офис страховой фирмы (головная организация) как правило имеет одну (несколько) высокоскоростных локальных вычислительных сетей, объединенных между собой через высокопроизводительные мосты (маршрутизаторы); ЛВС – информационный центр всей компании, содержащий мощные вычислительные ресурсы (файловые серверы, СУБД…), в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах. Выход на ЛВС структурных подразделений кроме маршрутизатора обеспечивают несколько коммутаторов и концентраторы;

- региональные офисы страховой компании (филиалы) часто оснащены собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными системами с надежной и скоростной связью; если требуется круглосуточное высокоскоростное соединение с центральным офисом организуют специально выделенный канал связи;

- отделения страховой компании имеют чаще всего небольшую локальную сеть; связь с центральным офисом идет по заранее составленному расписанию в определенные часы (незапланированный срочный доступ не исключается);

- представительства (агентства) оснащаются чаще всего одним компьютером; связь с центром – по мере необходимости, в течение всего дня;

- удаленные пользователи сети (инспекторы, агенты, проверяющие, т.е. сотрудники, находящиеся не в собственном офисе, а также руководители, находящиеся в командировке или отпуске); сеанс связи с ЛВС офисов непродолжителен и может быть установлен в любое время.

23. АИС в налоговых органах


АИС создается для осуществления всех функций ГНС с целью:

АИС реализуют соответствующие АИТ, т.е. совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в логическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Структура АИС, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой; вся система и каждый элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Как любая экономическая система, АИС включает функциональную (отражает предметную область, содержательную направленность) и обеспечиваюшие системы (информационное, техническое, программное и др. виды обеспечения). Создание такой системы решает ряд проблем: информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка создание и ведение БД; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией, разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач.

24. Особенности создания, функционирования АИС «Налог»


Цели создания АИС «Налог»: повышение оперативности, уменьшение трудоемкости и рутинности в структурных подразделениях, упорядочение внутренних и внешних потоков (ликвидация дублирования).

АИС «Налог» включает: 1) система формирования государственного реестра налогоплательщиков (н/пл); 2) система учета, анализа поступления налогов и статистики платежей; 3) создание прогнозно-аналитической модели поступления налогов и других обязательных платежей; 4) система анализа фин. отчетности предприятий (п/п) и формирование сводного баланса РФ; 5) создание web-сервиса; 6) создание ведомственной сети связи, развитие телекоммуникационной сети; 7) единая система делопроизводства и документооборота, нормативно-правовой инф-ии; 8) система типового программного обеспечения (ПО) для местного уровня ГНС; 9) создание учебно-методических пособий и учебного ПО для факультативных занятий в средней школе по основам налогообложения; 10) система прогнозирования, учета и анализа доходов н/пл от ВЭД; 11) система информационного взаимодействия: с БД таможенных деклараций ГТК, с доходной и расходной частью органов Федерального казначейства.

При создании АИС «налог» использовались принципы: результативности, декомпозитности, первого лица, комплексного финансирования, координации деятельности.

Обеспечивающие подсистемы АИС налог включают информационное (ИО), техническое (ТО), программное (ПО) и другие виды обеспечения, характерные для любой АИС организационного типа. ИО включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач. ТО представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными АРМами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами. П/с режимного обеспечения налог.органа - обеспечивает безопасность. ТО – это ЛВС на базе IBM PC. ПО – MS (Novell, Unix). СУБД - FoxPro, Clipper, Access, Oracle. Используются следующие АРМы, соединенные каналами связи: по обработке юридических лиц (ю/л) – внутрирайонные инспекции; камеральной проверки (для автоматизации процедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности п/п, а также налоговых расчетов); ведения лицевых карточек (автоматически вычисляется сальдо, пени, суммы налогов, уплачиваемых в бюджет и т.д.); анализа состояния п/п (выбираются п/п для документальной проверки, переписка с п/п); отработки документов физических лиц (налоги с ф/л, их имущества, земли и т.д.); юриста.

25. Пластиковые карты и технология их использования


Безналичные деньги — это электронные или пластиковые деньги. Основу оборота составляют специальные карты: кредитные или дебето­вые. Кредитные деньги позволяют делать покупки в кредит в его преде­лах. Дебетовые карты осуществляют электронный платеж в пределах суммы вкладов в банк. Процедура оплаты: карта вставляется в кассовый аппарат, данные о владельце и о сумме, данной в кредит, считываются, и оформляется чек. Сообщение о покупке передается по каналам связи в банк, либо накап­ливается на техническом носителе, а затем передается. Использование банкоматов стало первой попыткой банков предоста­вить клиенту возможность работы со своим счетом в любое удобное для него время и практически из любого места. Банкоматы могут работать в автономном режиме. Юридическая защита проводимых операций обеспечивается pin-кодом. В настоящее время используется три вида кредитных карт: 1) С магнитными полосками — наиболее дешевая карта. Она исполь­зуется при небольших суммах платежей (транспорт, телефон и т.п.); 2) С памятью на микросхемах; 3) Интеллектуальные карты — содержат микропроцессор, память, схему защиты. Они могут использоваться для выдачи зарплаты. Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание.

26. Система «Банк-клиент»


Многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из кото­рых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:

1) Банк предоставляет пользовательский интерфейс, сеть и наполнение решения. При этом может использоваться система "банк-клиент", разработанная самим банком или специализированной фирмой, производящей программное обеспечение;

2) Посредник или провайдер услуг, например, Intuit Services, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение;

3) Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, в качест­ве сети выступает Internet, а наполнение зависит от банка.

Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предостав­ляет доступ к ней своим клиентам. С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности. Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологи­ческой цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операционистки и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются авто­матически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсо­лютно те же этапы обработки, что и бумажный документ. "Клиент-Банк" включает в себя банковскую и клиентскую часть. Перед передачей в банк документов по каналам связи осуществляет­ся кодирование данных. Подготовленные документы "подписываются" лицами, имеющими право первой и второй подписи. Для подписи доку­ментов ответственное лицо вводит известный только ему пароль, реали­зующий функцию "электронной" подписи. Получаемая кли­ентом выписка также персонифицируется электронной подписью, что гарантирует достоверность информации для клиента. При передаче информации от банка клиентам может быть преду­смотрено использование факсимильной связи.

В России системы "банк-клиент" получили широкое распростране­ние и ими располагают даже небольшие банки. В Америке такие системы начали внедряться гораздо раньше и, не­смотря на большие вложения так и не смогли прижиться. Причина в больших затратах на установку и обслуживание. Система "клиент-банк" остается локальной, она мало пригодна для взаимодействия с банком, который находится в другой стране или даже в другом городе.

27. Банковское дело в Интернет


Прогресс в области пользования сети Internet банками (в том числе и российскими) неизбежен, и в скором времени невозможно будет пред­ставить себе деятельность банка без использования Internet. Клиенты Российских банков в основном не имеют доступа к отделе­ниям банка через электронную почту или узел Web. Самым распростра­ненным применением Internet российскими банками остается распро­странение рекламной информации в WWW. Вместе с тем, интерактивный характер общения с сетью, особенно в WWW, приводит к появлению дистанционных торговых служб, где можно ознакомиться с предложением товаров, посмотреть их фотогра­фии на экране компьютера — и тут же заказать товар, заполнив соответ­ствующую экранную форму. Подобные службы дополняются средства­ми дистанционной оплаты товара — по той же Сети, с использованием в начале обычных пластиковых карточек, а затем и специально разрабо­танной для Internet механизмов расчета. Разработка средств электронных расчетов для Сети финансируется банками, некоторые из которых создают службы расчетов, целиком ори­ентированные на Internet. Сеть Internet в принципе применима для самых разных областей ра­боты банка — от взаимодействия с клиентом до обмена информацией с другими банками.

Первым этапом работы в Internet для любой финансовой организации обычно становиться использование WWW для опубликования рекламной и прочей информации. Второй этап — представление клиентам базового доступа в банк. Интерактивное воздействие с клиентом — третий этап. Благодаря та­кому взаимодействию, клиент получит не только доступ к финансовой информации, но и сможет внести коррективы в информацию и провести различные расчеты. При такой реализации системы на базе Internet мо­гут придти на смену специализированным системам "банк-клиент" или, по крайней мере, взять на себя часть их функций. Еще одно направление работы — создание межбанковских инфор­мационных систем. Полноценный Интернет-банкинг действует в США: клиент, подсоединенный к Интернету, может оплачивать счета, переводить деньги со счета на счет, получать выписки, которые сразу же можно загрузить в программы учета персональных финансов, такие, как Microsoft Money или Intuit Quicken. Теперь следует ожидать следующего шага — когда клиент в соответствии со своими вкусами и потребностями сможет сам настроить отведенную область банковского сайта. Так постепенно деньги превращаются в разновидность сообщений. И происходит отрыв клиента от банка. Чтобы получить доступ к своим счетам, клиент вводит идентифика­тор пользователя (login) и пароль, после чего банковский сервер выдает список всех его счетов. Выбрав счет, можно увидеть движение денег за указанный срок, например за неделю. Если клиент недоволен своим банком — сотни других к его услугам. Попав в Интернет, клиент вправе рассчитывать, что банк предложит ему не только дистанционное управ­ление счетом, но и электронную почту, сведения о курсах акций, кредит, возможность играть на бирже, различные виды страхования.

Помимо удешевления транзакций Интернет-банкинг позволяет: 1) привлечь новых клиентов; 2) удержать старых клиентов; 3) Поощрять наиболее выгодных клиентов. Поскольку Интернет-банкинг выгоден, то создаются новые банки, работающие только в Интернете, не имеющие ни собственных здании, ни филиалов, ни банкоматов (так называемый виртуальный банк). Он может предложить своим клиентам более выгодные, чем в обычных банках, условия, например, меньшие проценты по кредиту или более высокие выплаты по депозитным сертификатам. У виртуального банка есть и недостатки. Так, чтобы снять деньги со счета, обычно используется кредитная карта, каждый банк, в том числе виртуальный, такие карты выдает. Но обслуживать их приходиться в чужих банкоматах, а это дополнительные расходы. Неудобно и класть наличные деньги в такой банк. Хоть такие опера­ции (называемые direct deposit) и не запрещены, но деньги придется по­сылать почтой, а это не безопасно. Полностью решить проблему получения/отправки денег и в конеч­ном счете привести к расцвету виртуальных банков способны микро­процессорные смарт-карты. Поскольку деньги находятся в самой кар­те, их можно отправить в банк, вставив карту в считыватель и набрав на клавиатуре нужную сумму (возможно, вскоре все компьютерные кла­виатуры будут оснащаться гнездами для смарт-карт). Точно также мож­но «перекачать» деньги на карту. Давно уже разработаны и испытаны кар­ты Mondex, которые позволяют все это проделать. В России тоже есть несколько таких проектов, и в частности технология "Сберкарт", продвигаемая Сбербанком.

28. АИС казначейства


Казначейство (к-во) – специальный государственный орган для: управления доходами и расходами гос.бюджета РФ, контролем за исполнением смет расхода внебюджетных средств, обслуживания внешнего и внутреннего долга. (подчиняется МинФину). Указ от 8.12.92 «О федеральном казначействе» положил начало К-ву. Все операции по использованию бюджета контролируются 2 категориями гос.служащих: распорядители средств федерального бюджета и казначейств.

Основные цели АИС в к-ве:

Система автоматизации учета доходов «Казна» выполняет функции: 1) сбор, регистрация, передача, хранение, обработка и анализ инф-ии по доходной части федерального бюджета (ФБ); 2) получение своевременной и достоверной инф-ии о поступлении средств в ФБ; 3) формирование учетных и платежных док-в; 4) выдача по запросам справочной, статистической и аналитической инф-ии. Типичные операции. Н/пл подает в банк с его расчетного счета платежное поручение об уплате налогов в ФБ в 4х экземплярах (1й со штампом об уплате возвращ-ся ему, 2й - остается в банке, 3й - отправляется в банк к-ва, 4й - в к-во). Поступившая сумма налогов ежедневно перечисляется банком н/пл в тот банк, где открыт счет к-ва. Этот банк зачисляет средства на указанный счет, делает выписку о поступлении средств. К-во в течение 1 дня обрабатывает платежные док-ты, полученные из банка, заводит их в БД. Операционный день заканчивает к-во печатью платежных поручений на счетах к-ва и на счетах территориальных фин.органов. Платежные документы вместе с платежным реестром попадают в налоговую службу.

Система «казна» в соответствие с территориальными уровнями казначейств создается в: 1) главном управлении федерального к-ва (УФК); 2) региональных УФК; 3) районных отделениях ФК. Районные отделения ФК имеют 3 отдела: по работе с доходами бюджета, с его расходами и бухгалтерия. Кроме того, полезно ввести должностных лиц, занимающихся автоматизацией и защитой информации. На областном уровне ведется сбор инф-ии из к-в районного уровня и формирование отчетности для главного управления.

Система автоматизации учета расходов «Cмета-F» выполняет функции: 1) ведение каталогов клиентов, их атрибутов и характеристик; 2) ведение каталогов л/с распорядителей бюджетных средств; 3) ввод платежных документов; 4) установка соответствия между введенными платежными док-ми и выписками со счетов к-ва в банке с автоматическим формированием проводок по счетам; 5) разноска проводок по л/с распорядителей средств; 6) формирование отчетных документов, ведение архивов этих документов; 7) установление различных уровней доступа для защиты информации.

29. АИТ в биржевом деле


С момента появления биржевого рынка появились компьютерные технологии. Они ускоряют расчеты, расширяют круг участников, уменьшают риск за счет увеличения достоверности расчетов. Определенные изменения происходят и в управлении фондовыми биржами. Все большее значение играет информационный ресурс.

Фондовая биржа (ФБ) - традиционный постоянно действующий рынок ценных бумаг, характеризующийся определенным местом, временем продажи и покупки ранее выпущенных ценных бумаг (ц/б). В торговле ц/б характерна: тенденция усиления роли биржи путем концентрации и централизации капитала на самой бирже; широкое применение компьютеризации и ЭММ; изменение форм и методов сбора информации, ее передачи, государственное регулирование операций бирж, применение интернет.

Основные биржевые центры в мире – Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, Токио. Для биржевой торговли характерен непрерывный рост ее участников. Каждый из них должен обеспечиваться оперативной достоверной информацией, проводить анализ ситуации на рынке для принятия правильного решения. События на ФБ являются индикатором экономики страны. Биржевая информация предоставляется не только профессиональным участникам рынка, но и всем потенциальным инвесторам благодаря компьютеризации, а соответствующие информационные технологии имеют следующие особенности: 1) продуктом на ФБ является не вещественные ценности, а информация; 2) участник биржевых операций, получающий своевременную достоверную информацию, имеет возможность хорошо заработать; 3) широкий круг клиентов является одним из условий конкуренции в биржевом деле, для чего необходим широкий информационный сервис; 4) эффективная работа на мировом фондовом рынке требует создания адекватного уровня компьютеризации и телекоммун-й; 5) принятие правильных решений требует адекватной инф-ии о биржевых операциях.

АИС должны удовлетворять следующим требованиям:

1) надежность работы и оперативное восстановление ее при сбоях;

2) защищенность от несанкционированного доступа, разрушений и искажений;

3) комплексность (интеграция ТО, ИО, ПО с системных позиций);

4) интеграция функций торговой системы и электронного депозитария с обслуживанием всего жизненного цикла ценной бумаги);

5) гибкость (возможность настройки на обслуживание различных типов финансовых инструментов без проведения крупномасштабных доработок);

6) новизна (возможность решения новых информационных задач по биржевым операциям);

7) оперативность реакции на запросы локальных и удаленных пользователей;

8) возможность участия в торгах ф/л и ю/л в режиме on-line и off-line (отложенная обработка результатов торгов);

9) обеспечение всего потока транзакций с учетом пиковых нагрузок на рынке;

10) соответствие имеющимся международным стандартам.

Наряду с компьютеризацией характерно применение ЭММ (нейро-технологии, нейро-пакеты для решения задач финансового планирования). Создаются консультационные фирмы, специализирующиеся на операциях фондовой биржи. В состав информационных технологий ФБ входят государственные и частные организации, выпускающие ценные бумаги, инвестиционные фонды, брокерские конторы, паевые инвестиционные фонды и пр. В мировой практике организации фондового рынка (ФР) существует институт маркет-мейкеров (м-м). Для российских м-м характерно существование ряда проблем: 1) отсутствие информационной прозрачности рынка (недостаток инф-ии о п/п); 2) слабость инфраструктуры рынка и соответствующей законодательной базы; 3) отсутствие в ряде мест хорошей технической базы.

30. Автоматизация офиса


Исторически автоматизация офиса началась с рутинной секретарской работы и лишь позднее заинтересовала инженерно-технических работников и менеджеров для их дальнейшей информатизации. В настоящее время известны несколько десятков коммерчески доступных программных продуктов, обеспечивающих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, электронная почта, аудиопочта, табличный процессор, электронный календарь, компьютерные конференции, телеконференции, хранение изображений, видеотекст, а также специализированные программы контроля исполнительской дисциплины: ведения документов, проверки исполнения приказов и т.д. К офисным технологиям относится использование и некомпьютерных средств: аудио- и видеоконференций, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Содержание Список литературы 3
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации