Курсовая работа - Социально-культурная работа в Республике Беларусь - файл n1.doc

Курсовая работа - Социально-культурная работа в Республике Беларусь
скачать (302 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc302kb.08.07.2012 17:53скачать

n1.doc

  1   2
Содержание
Введение 2-3
Глава 1. Культура белорусских земель в историческом контексте 4-15


    1. Зарождение белорусских земель и белорусской культуры 4-7




    1. Белорусская народность и дальнейшее развитие культуры 7-10




    1. Развитие культуры Беларуси в XVII-XVIII 10-11




    1. Формирование белорусской нации, и ее дальнейшее 12-15

культурное развитие и становление
Глава 2. Социально-культурная работа в Республике Беларусь 16-24

и ее отличия от других стран
2.1. Отличительные черты туризма Беларуси 17-22
2.2. Обучение специалистов досуговой сферы 22-24
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Республика Беларусь (Беларусь) расположена в восточной части Европы. На западе с ней граничит Польша, на северо-западе - Литва, на севере - Латвия, на северо-востоке и востоке - Россия, на юге - Украина. Границы (общая протяженность 2.969 км) проходят по равнинным местностям и не имеют ярко выраженных природных рубежей, что способствует созданию транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей. Через территорию Беларуси проходит один из магистральных путей Евразии, в том числе самые короткие пути сообщения из центральных и восточных районов России в страны Западной Европы, а также между Балтийским и Черным морями.

Территория Беларуси составляет 207,6 тыс. км2. Она компактна. Наибольшая ее протяженность с запада на восток - 650 км, с севера на юг - 560 км.
Республика Беларусь разделяется на 6 административных областей: Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская.

Численность населения Беларуси на 1 января 2002 г. составила 9,9 млн. человек. Кроме белорусов в республике живет значительное количество русских, поляков, украинцев и представителей других национальностей /более 100/.

Рельеф Беларуси преимущественно равнинно-холмистый. Средняя высота над уровнем моря - 160 м. Беларусь - край лесов и дубрав, тысяч рек и озер, просторных полей и лугов, открытых теплому солнцу. В стране насчитывается более 20 тысяч рек и более 10 тысяч озер. Самое большое - озеро Нарочь (площадь 79,6 кв.км). Леса занимают 1/3 территории Беларуси, болота - около 13% всей территории республики.

Природный растительный покров Беларуси занимает около 70% территории республики. Насчитывается около 12 тысяч видов растений. В лесах Беларуси произрастают в основном ценные породы деревьев: сосна, ель, дуб, берёза, осина, ольха. Более 200 видов растений охраняются государством.

Животный мир Беларуси насчитывает 457 видов позвоночных (в том числе 73 вида млекопитающих, 290 видов птиц, около 60 видов рыб) и более 20 тысяч видов беспозвоночных животных. Важное хозяйственное значение имеют промыслово-охотничьи виды животных - лисица, куница, заяц, выдра, хорь, горностай, а также лось и дикий кабан. Более 180 видов животных охраняются государством.

Традиционно в религиозном отношении в Беларуси почти всегда численно преобладали христиане, главным образом православные, католики и греко-католики (или униаты). В меньшей степени исторически были представлены протестанты - кальвинисты, лютеране и др. Далее по численности следовали иудеи (евреи и караимы) и мусульмане (татары) и др. На данный период, основными религиями является православие и католицизм. Отношение к остальным религиям полностью лояльное.

Сегодня одновременно сосуществуют три уклада общественной жизни. Жители современных городов республики - по преимуществу горожане в первом поколении - несут в себе устои и ценности традиционного аграрного общества. Форсированная индустриализация в годы советской власти заложила потенциал индустриально-промышленного общества. В то же время произошло воспроизведение в превращенных формах традиционной социальности и культуры. В результате мы имеем промежуточный тип цивилизации - традиционно-индустриальное общество. Вместе с тем, Беларусь сегодня испытывает на себе сильное влияние общественной тенденции, связанной с переходом развитых стран мира к постиндустриальному, информационному этапу развития. Но модернизация в Беларуси существует в форме двух перекрещивающихся процессов: перехода от традиционно-индустриального к собственно индустриальному и от индустриального к информационному обществу.

Процесс обретения народом Беларуси новой идентичности в условиях кризиса традиционных социальных институтов взывает к образованию и культуре как к решающему средству национегеза. Эти институты должна взять на себя миссию инициатора и движущей силы этого процесса, обеспечить национально-культурную идентичность и самоопределение подрастающих поколений. По существу, речь идет о подготовке активно действующего социокультурно самоопределенного субъекта - строителя своего дома - Республики Беларусь.
Тема нашей контрольной работы - «Многообразие и специфические особенности национальной культуры Республики Беларусь».

Объект исследования: Республика Беларусь.

Предмет исследования: культура Республики Беларусь

Цель работы: выявить условия развития культуры Республики Беларусь в историческом и современном контекстах.

Цель направляет нас на решение следующих задач:

1) Проанализировать историю развития и становления культуры Республики Беларусь

2) Дать характеристику современному культурному процессу данной страны

3) Рассмотреть методику работы и подготовки специалистов социо-культурной сферы Республики Беларусь
Глава 1. Культура белорусских земель в историческом контексте
Первые люди на территории Европы появились около 600 тыс. лет до н. э., в Беларуси - около 100 тыс. лет до н. э. Это было связано с тем, что в древности территория Белоруссии была покрыта ледниками. Известны три крупные и несколько мелких по времени и продолжительности оледенении: березинское (500 - З00 тыс. лет до н. э.), днепровское (300 - 90 тыс. лет до н. э.) и волдаиское (90 - 83 тыс. лет до н. э.). Полностью ледниковый пе­риод в Белоруссии окончился только в 9-м тысячелетии до н. э. С этого времени началось интенсивное заселение ее территории людьми.

Самыми древними стоянками первобытных людей, обнару­женными археологами на территории Беларуси, являются сто­янки около деревень Бердыж Чериковского района и Юровичи Калинковичского района Гомельской области. Они датируются 40 - 30 тысячелетиями до н. э.

Разложение первобытного общества на территории Беларуси совпало по времени с заселением ее славянами. Славяне пришли на территорию Беларуси из Висло-Одерского междуречья в VI - VII вв. н. э. Расселяясь, они ассимилировали балтов. На территории Беларуси осели три группы (союза) восточно-сла­вянских племен: в верховьях Днепра и бассейне Западной Дви­ны - кривичи (полочане), в бассейне реки Припять - дрегови­чи, между Днепром и Сожем - радимичи. Позже они составили основу белорусской народности.


    1. Зарождение белорусских земель и белорусской культуры


В результате разложения первобытного общества складыва­ется рабовладельческий способ производства. Основным источ­ником добывания рабов долгое время была война, захват людей в плен. Но у восточных славян рабовладение широкого распрост­ранения не получило, хотя просуществовало довольно долго. Об этом в свое время писал Кирилл Туровский. В одной из своих про­поведей он писал, что хозяева плохо относятся к своим рабам и рабыням, не дают им в достаточном количестве продуктов пита­ния, одежды и бьют их часто без причины. Но уже с IX в. у восточ­ных славян шел интенсивный процесс формирования феодаль­ных отношений.

При феодализме помимо принципа «нет земли без госпо­дина» действовал другой принцип - пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производитель­ность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства привело к новому разделению труда, к отделению ремесла и торговли от земледе­лия. Это привело к возникновению городов. Летописи не говорят о точном времени их возникновения. О городах сообщается толь­ко в связи с тем или иным событием. Сами же города возникали гораздо раньше. О Гродно, например, впервые сообщается в Ипа­тьевской летописи под 1128 г., а город возник, согласно материа­лам археологических раскопок, в начале XI в. Некоторые из горо­дов основывались как военные крепости (Гродно, Браслав, Новогрудок), другие - как центры административной и хозяйственной жизни землевладельческих округ (Изяслав, Борисов), а третьи - как бывшие племенные центры (Полоцк, Туров) и т.д.

В IX-XI вв. в них уже насчитывалось более 40 видов ремесла: кузнечное, оружей­ное, ткацкое, сапожное и др. Но процесс отделения ремесла от земледелия еще не завершился, и многие горожане занимались земледелием. Развивалась и торговля. На рынках продавались изделия других стран и городов. Через белорусские земли прохо­дил знаменитый путь «из варяг в греки», поэтому сюда попадали товары из Скандинавии, Византии, стран Западной Европы и Ближнего Востока.

Во второй половине XI в. Древнерусское государство начало распадаться на отдельные княжества и феодальные республики. Этот процесс начался еще при Ярославе Мудром. Ярослав был вынужден передать своим сыновьям отдельные земли, которые вскоре приобрели статус самостоятельных государств.

Процесс феодальной раздробленности был вызван дальней­шим развитием производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, ростом городов, повсеместным преобладанием феодаль­ных отношений. Это вело к укреплению местных феодальных центров и стремлению местной феодальной знати к политичес­кому обособлению своих княжеств. Эти княжества имеют соб­ственные интересы, цели и задачи. Они стремились стать суве­ренными, независимыми от столичного города Киева.

В 60-70-х г. XII в. Полоцкое и Витебское княжества попали в зависимость от более сильного в тот период Смоленского кня­жества, которое также обособилось от Киева и стремилось рас­ширить свои владения. Под властью смоленских князей в то вре­мя находились также Орша, Кричев, Пропойск, Мстиславль.

Политически раздробленные и ослабленные феодаль­ными междуусобицами белорусские земли стали объектом агрес­сии немецких крестоносцев, которые во второй половине XII в. начали проникать в восточную Прибалтику. К тому же на Полоцкую землю начали совершать набеги литовцы, что значительно ослабило военные силы полочан.

В первой трети XIII века Полоцк и Витебск признали верхов­ную власть смоленского князя Мстислава Давыдовича. Это содействовало объединению сил для борьбы с немецкой агрессией. В 1236 г. под Шауляем рыцари были разбиты литовцами, а в 1237 г. под Дрогичином они потерпели поражение от волынского князя Данилы Романовича.

Для укрепления своего могущества меченосцы объединились в 1237 г. с Прусским (Тевтонским) орденом.

Белорусские земли на протяжении многих лет находились под угрозой и монголо-татарского нашествия. Только героическая борьба Смоленского княжества в 1238 г. спасла население Бело­руссии от монголо-татарского нашествия. Осенью 1239 г. монго­ло-татарские орды направились в южные земли Руси. По пути они захватили и уничтожили Глухов, Чернигов, сожгли окрестности Гомеля, но гомельскую крепость взять не смогли.

Упорное сопротивление монголо-татарам оказывали жители белорусских городов и тогда, когда монголо-татары, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на запад. Фланговые отряды Батыя во главе с Гуюнком и Кейданом прошли через южную часть территории Белоруссии, опустошили и разграбили Мозырь, Ту­ров, Пинск, Брест.

Летописи и другие источники донесли до нас несколько ле­генд о жестоких битвах с монголо-татарами в низовьях Припяти, «за Мозырем, на реке Акуневке», около Крутогорья, где были раз­громлены отряды Кейдана.

В IX-XIII вв. культура белорусских земель, как и древ­нерусская культура в целом, развивалась на основе культурных традиций восточнославянских племен и культуры соседних стран, особенно Византии. Но византийская культура и после принятия христианства не воспринималась механически, а сочеталась с местными традициями, творчески перерабатывалась в соответ­ствии со славянским миропониманием, обычаями, этикой, нра­вами. Это и обусловило переплетение в белорусской культуре хри­стианских и языческих традиций, привело к возникновению оригинальных произведений литературы, архитектуры, изобразительного искусства.

Наиболее сильно языческие традиции, особенно быта славян­ских народов проявились в устном народном творчестве, которое было в это время одной из самых развитых отраслей духовной жизни. На белорусских землях, как и во всей Киевской Руси, в IX-XIII вв. имело место широкое распространение календарно-обрядовых песенных циклов, посвященных различным языческим праздникам - масленице, зажинкам и др., семейно-обрядовой поэзии, сказок, легенд, былин, присказок, загадок, заговоров. Они отражали представление людей о природе, жизни и смерти, доб­ре и зле, историческом прошлом и мечты о будущем.

Новым этапом в развитии культуры восточных славян стало появление письменности и образования. Исторические источники свидетельствуют, что пись­мом на Руси, в том числе и на территории Беларуси, пользовались задолго до принятия христианства, примерно с VI-VIII в.в. Во время археологических раскопок на территории Белоруссии найдено большое количество разных предметов VI-VII вв. с над­писями их владельцев, что свидетельствует о распространении письменности не только среди феодалов и духовенства, но и сре­ди простого городского населения. Это пряслицы в Пинске и Ви­тебске, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле.

К началу XI в. на территории Беларуси уже существовала религиозная и светская литература: переводная и оригинальная. Из переводной литературы первыми появились книги Священно­го писания - Библия и ее составные части. С XIII в. до нас дошло так называемое Туровское рукописное евангелие - редкий па­мятник древнерусской письменности.

Одним из наиболее распространенных жанров оригинальной литературы в XI-XIII вв. была житейная, или агиографическая литература. Первым произведением такой литературы было «Жи­тие Ефросиньи Полоцкой» (1120-1173гг.), внучки полоцкого кня­зя Всеслава Брячиславовича, занимающейся перепиской книг.

Выдающимся писателем, проповедником, церковно-политическим деятелем того времени, мастером ораторской прозы был Кирилл Туровский. Из его литературного наследия до нас дошло несколько дидактических проповедей - притчей, два канона и около тридцати молитв - исповедей. Эти произведения и сегод­ня не утратили ценности и являются оригинальными памятника­ми литературы.

Ярким свидетельством высокого уровня развития культуры Беларуси в IX- XIII в. являются памятники архитектуры, кото­рые строились вначале из дерева, а после принятия христиан­ства - из камня и кирпича. Наиболее древним каменно-кирпичным сооружением на территории Белоруссии является Софийский собор в Полоцке, возведенный в середине XI в. В XII в. были пост­роены Полоцкая Спасо-Ефросиньевская церковь, Бельчицкий монастырь, Витебская Благовещенская церковь, два храма в Грод­но - Нижняя и Борисоглебская церкви.

Оригинальным памятником архитектуры Беларуси XIII в. является Каменецкая, или Белая вежа, сохранившаяся до наших дней. Это наглядный пример военных сооружений того времени. Находится она в г. Каменец Брестской обл., построена мастером Алексой «с тоземцами», т.е. местными жителями в 1276-1289 гг. по приказу волынского князя Владимира Васильковича как форпост на западных границах Руси. Она имела пять межэтажных перекрытий. Ее стены прорезают амбразуры (небольшие окна) для стрельбы - узкие в нижних этажах и более широкие в верхних. Кирпичные башни в древности белились известью, поэтому в на­роде ее называли Белой, а пущу, где она находилась, - Беловеж­ской пущей.

Высокого уровня в IX- XIII вв. на белорусских землях достиг­ло также изобразительное искусство. Основными его жанрами в этот период были монументальная живопись (фреска, мозаика), иконопись и книжная миниатюра. Мозаика украшала стены и полы Верхнего замка и Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, Нижней церкви в Гродно. Фресковые росписи обнаружены в По­лоцкой Софии и в Спасо-Ефросиньевской церкви в Полоцке. Ико­ны писались под влиянием византийского искусства. Книжная миниатюра развивалась в тесной связи с перепиской книг. При­мером художественного оформления книг того времени являлись украшения, использованные в Туровском евангелии.

Высокого уровня в этот период достигло и декоративно-при­кладное искусство. Прекрасные произведения оставили древние мастера-ювелиры, которые работали в Гродно, Витебске, Полоц­ке, Новогрудке, Турове. В это время они освоили новую технику обработки цветных металлов: филигрань, гравирование, золоче­ние, литье, гранение драгоценных камней и т.д. Среди высокоху­дожественных произведений ювелиров, которые дошли до нас, можно назвать золотое кольцо Полоцка, браслет из Минска и др. Но наиболее выдающимся произведением ювелирного дела в Бе­ларуси того времени был крест, сделанный по заказу Ефроси­ньи Полоцкой ювелиром из Полоцка Лазарем Богшей в 1161 г. Крест был сделан из дерева, имел длину 51 см. был обложен золо­тыми и серебряными пластинами, украшенными драгоценными камнями, жемчугом и изображениями святых, выполненными в технике перегородчатой эмали. На пластинах также имелась над­пись, сообщающая историю создания реликвии, время и имя мас­тера, количество золота, серебра и жемчуга в изделии, его стои­мость. К сожалению, это изделие Лазаря Богши не сохранилось. Оно пропало в годы второй мировой войны в Могилеве. Есть пред­положение, что крест находится в США в одной из частных кол­лекций.

Представление о музыкальной культуре белорусских земель в IX-XIII вв. дают изображения музыкантов, сделанные на произведениях декоративно-прикладного искусства. При княжеских дворах в это время была распространена торжественно-церемо­ниальная и военная музыка. Профессиональное музыкальное ис­кусство получило развитие в творчестве скоморохов, народных сказочников и певцов. Они играли на гуслях, флейте, бубнах, сопровождали народные празднества, игры, обряды. Существовала и церковная музыка, основы которой были позаимствованы из Византии, но в процессе развития в музыке возникла своя систе­ма пения - так называемый знаменный распев.


    1. Белорусская народность и дальнейшее развитие культуры


Но даже зная историю белорусского народа, нельзя однозначно ответить на вопросы: Когда же возникла белорусская народность, и что стало ос­новными причинами ее возникновения? И все же, как считают многие исследователи главную роль в формировании белорусского этноса и возникновении Беларуси сыграло политическое объединение белорусских земель в составе одного государства - ВКЛ. Подчинение раздробленных восточнославянских княжеств и земель единой власти остановило процесс феодального дробления и содействовало созданию условий для укрепления социально-экономичес­ких и этнокультурных связей между разными частями Белорус­сии, консолидации населения и интеграции с соседями. Формировалась единая этническая территория.

Главную роль в ее формировании играли экономические связи. На основе торговых связей складывалось более-менее тесное, хотя и недостаточно прочное территориальное единство белорус­ских земель. Консолидации этнической территории содействова­ли также мероприятия по централизации верховной власти в ВКЛ и выработке единого законодательства. Кроме политических, эко­номических и юридических факторов, этноконсолидирующую функцию играл также и конфессионный фактор. До середины XVI в. большинство населения Белоруссии исповедовало право­славие. Перечисленные факторы содействовали развитию дру­гих этнообразовательных процессов в формировании белорусско­го этноса, в первую очередь, выработке единства языка и культуры. В формировании белорусского этноса приняли участие отдельные группы западнославянского (польского), балтского и тюр­кского населения. Но его основу составляло восточнославянское население, а не восточнославянские группы, которые были толь­ко дополнительным компонентом этой этнической общности, вне­сшей сравнительно небольшой вклад в формирование лексического фонда белорусского языка. Он трансформировался из об­щеславянского древнерусского языка. Его быстрому распростра­нению и закреплению на всей этнической территории Белорус­сии содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.

Одновременно с формированием белорусского языка в XIV - первой половине XVI в. шел процесс нивелировки материальной и духовной культуры белорусского народа. Наибольшее количе­ство новоформирований в области культуры относится к XV - XVI вв. В это время возникли и расширились новые формы и спо­собы обработки земли, организации земледелия. Социально-эко­номические условия развития, климатические особенности, традиции, полученные в наследство от предков, породили харак­терные только для белорусов типы поселений: местечки, фоль­варки, застенки, околицы и т.д.

В XIV - первой половине XVI в. появилась характерная белорусская народная одежда, своеобразная национальная кухня. В процессе формирования народности складывались и развивались особенности духовной белорусской культуры, в частно­сти устно-поэтическое народное творчество. В это время возник и расширился новый эпический жанр - исторические песни и оказания о наиболее близких и волнующих народ событиях. Их главной темой была борьба белорусского народа с иноземными завоевателями. Несмотря на суровые преследования и запреты церкви, которая стремилась искоренить остатки язычества, ши­рокое распространение получила обрядовая поэзия, связанная с важнейшими вехами в жизни человека. Наряду с обрядовыми песнями в XIV-XVI в.в. в Беларуси были широко известны лирические песни на социальные и семейно-бытовые темы, по­словицы, поговорки, загадки

Постепенно развивалась и литература. Наиболее важными и оригинальными памятниками литературы того времени были летописи. Летописные произведения имели конкретную цель - прославить историческое прошлое Великого княжества Литовс­кого и тех, кто своей военно-политической деятельностью содей­ствовал его возвышению среди других государств того времени.

Культурная жизнь белорусского народа в XIV - первой поло­вина XVI в. не была изолирована от жизни других народов. Бла­годаря активным контактам со многими западноевропейскими, особенно с юго-западными славянскими странами, в Беларуси появилась произведения переводной литературы как церковно­го так и светского содержания. Среди произведений византийс­кого и славянского происхождения значительное место занимали «жития» (например, «Житие Алексея, человека божьего», «Повесть о Варлааме и Иосафе»), хранографы, в которых содер­жались рассказы из Ветхого и Нового заветов, а также из истории Рима и Византии, апокрифы «Сон богородицы», «Послание Иису­са Христа», «О двенадцати мучениях» и др. Среди западноевро­пейских повестей светского содержания необходимо отметить занимательную «Александрию», в которой рассказывалось о во­енных подвигах Александра Македонского, «Повесть о Трое», «Повесть о Бове» и др., которые воспевали героизм и воинскую доблесть.

Крупнейшим деятелем культуры того времени был также поэт Михаил Гусовскии (около 1480 - после 1533 г.), который писал на латинском языке. В 1518г. он в составе миссии направляется в Рим, что дало возможность познакомиться с достижениями куль­туры Возрождения. Под влиянием впечатлений у него появилось желание написать книгу о своей Родине - «Песню о зубре». Она была написана в Риме в 1520 г. Это выдающееся произведение является своеобразным гимном белорусской земле, ее народу. В поэме с огромнейшей поэтической силой описаны красота и бо­гатство природы Беларуси, занятия и обычаи населения, рат­ные и трудовые подвиги белорусского народа.

Интенсивно в этот период развивалась и архитектура. Она сочетала в себе традиции зодчества Белоруссии XI-XIII вв. и влияние архитектуры Западной Европы, откуда пришли готичес­кий и романский стили, ренессанс и барокко. В это время строи­лись преимущественно оборонительные сооружения, дворцы, культовые храмы. Выдающимся памятником дворцовой архитектуры XV-XVI вв. является дворцовый ан­самбль в Мире. Огороженный мощными стенами с пятью башня­ми, сооруженными из камня и кирпича, богатый дворец и сегод­ня имеет внушительный вид. Высокого художественного уровня достигли белорусские зод­чие XV-XVI в.в. и в культовой архитектуре. Они создали совер­шенно новый стиль православного храма и выработали в архи­тектуре своеобразный стиль - белорусскую готику. Наиболее яркими образцами этого стиля являются церкви оборо­нительного характера в Сынковичах Слонимского и Малом Можейково Щучинского районов. Они представляют собой неболь­шие замки.

В связи с развитием городского самоуправления в центрах белорусских городов, начиная с XV столетия, начали возводиться Здания магистратов - ратуши. Планировка и архитектура их была разная, потому что строились они в разное время и под влиянием различных архитектурных стилей. Ратуша в Несвиже была воз­ведена во второй половине XVI в., здание увенчано башней. Комплекс здания напоминал крепостное сооружение.

В изобразительном искусстве в XIV - первой половине XVI в. наиболее распространенными были станковая живопись (иконы), настенные росписи (фрески), декоративная скульптура дворцов и культовых сооружений, книжная графика и народно-приклад­ное искусство. Развивались они в двух направлениях. Иконопись и скульптура характеризовались плоскостной трактовкой фигур и предметов, отсутствием перспективы. Наибольший интерес вы­зывает икона Параскевы-Пятницы (находится в экспозиции Госу­дарственного художественного музея Республики Беларусь). От­дельные ее части написаны диспропорционально: руки и рот - очень малые, глаза и нос - непомерно большие. Но было бы оши­бочным эти особенности объяснять профессиональной безграмот­ностью автора. Это обусловлено сохранением существующих ка­нонов иконописи. Вытекали они, прежде всего, из религиозных представлений о святом подвижнике, аскете, игнорирующем зем­ную жизнь и живущем надеждой на будущую счастливую райс­кую жизнь в потустороннем мире.

Одновременно в написании иконы Параскевы-Пятницы на­блюдаются и новые черты, которые свидетельствуют о сдвигах, происшедших в белорусской живописи. Это, прежде всего, глубо­кое вдохновение Параскевы-Пятницы. Ее глаза, полные грусти, выражают чувство любви к людям, заботу об их судьбах. Все ос­тальное: костюм и орнаментированный фон - выступает сопод­чиненно. Это свидетельствует о пробуждении интереса у худож­ников к человеку, его духовной жизни, интереса, нашедшего позже отражение в портретной, или так называемой парсунной жи­вописи.

В этом же направлении развивалась и монументальная жи­вопись. В это время многие княжеские дворцы и храмы были ук­рашены фресковыми росписями (дворцы в Гродно, Полоцке, Ви­тебске, церкви в Малом Можейково, Сынковичах, костел в Ишкольди и др.). К сожалению, до нашего времени они не сохра­нились. Но отдельные фрагменты, дошедшие до нас, свидетель­ствуют, что художники, расписывая стены, пользовались тем же иконописным стилем.

Ко второму направлению относятся произведения светской живописи. Это, главным образом, портреты общественных деяте­лей, феодалов и князей. До нашего времени дошло несколько ори­гинальных портретов, которые дают возможность представить пути развития этого жанра белорусской живописи в XIV - пер­вой половине XVI в. Эти портреты можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся портреты-иконы. На них обыч­но изображались исторические или религиозные деятели, отне­сенные после их смерти православной церковью к числу святых. К таким произведениям в первую очередь следует отнести порт­реты-иконы Евфросиньи Полоцкой, киевского князя Владимира, Александра Невского и князей Бориса и Глеба. Они написаны с соблюдением иконописных традиций.

Ко второй группе относятся портреты-парсуны. Для портре­тов этой группы уже характерным является то, что художник изоб­ражал портретируемого более объемно и по возможности в ре­альных обстоятельствах. Особенно выразительно это проявилось в портрете Яна I Радзивилла. Автор с исключительной скрупулез­ностью выписал лицо и одежду портретируемого.

К третьей группе относятся портреты, близкие по своим осо­бенностям к портретам эпохи Возрождения. К портретам этой группы в первую очередь следует отнести портрет Пракседы (Овки) Радзивилл. Его автором был придворный художник. Он скрупулезно передал фактуру материала одежды, одутловатое лицо уже немолодой женщины, ее большие глаза, смотрящие на зрителя в упор. В этом же стиле написаны портреты Николая I Радзивилла, его жены Евдокии, Николая II Радзивилла и др.

В XIV - первой половине XVI в. в Беларуси широкое раз­витие получила графика. Это было связано с широким распрост­ранением переписки книг. Книги украшались миниатюрами, заставками, концовками и заглавными буквами.

Важным видом изобразительного искусства в XVI в. стала гравюра. Ее возникновение было тесно связано с типографским изданием книг, которое начал Ф.Скорина в 1517-1525 гг. Он был основателем не только книгопечатания, но и граверного ис­кусства в Беларуси. Все книги, изданные Скориной, были украшены гравюрами, выполненными на высоком художественном уровне. В отличие от плоскостной трактовки фигур и предметов, характерной для иконописи, в гравюрах Скорины они подаются объемно, в перспективе. Наиболее полно эти черты выявились в Гравюрах: «Переход через Иордан», «Руфь», «Плач Еремеи», «Дочь Фараона и Моисей», «Христос и Соломон» и др.

В XIV - первой половине XVI в. высокого уровня достигли также художественная керамика, ювелирное дело, ткачество и вышивка. К наиболее ранним памятникам художественной керамики относятся печные плиты, найденные во вре­мя археологических раскопок в г. Гродно. На них встречаются орнаменты самых различных форм - растительный, геометри­ческий, с изображением животных, птиц, людей и т.д.

Развитие орнаментики было тесным образом связано с резь­бой по дереву. В своей эволюции эти виды искусства постоянно взаимодействовали, питались традициями народного творчества и новейшими достижениями соседних народов.

Из памятников ювелирного искусства, сохранившихся до на­ших дней, необходимо отметить чашу 1580 г., которая принадле­жала слуцкому князю Юрию Юрьевичу Олелькр. Она представля­ет собой оригинальный памятник прикладного искусства, отличается композиционной уравновешенностью и декоративной сдержанностью. Чаша сделана из серебра с последующим золо­чением и гравировкой, украшена эмалью.

Высокого уровня в это время достигло и ткачество. Об этом свидетельствует найденный во время раскопок в Гродно шерстя­ной пояс, расшитый золотыми нитками. Подобные пояса были широко распространены в то время и являлись необходимой при­надлежностью одежды князей и магнатов. Их шили из шелковой и бархатной материи, плели из серебряных ниток. К поясам под­вешивалась калита, в которой хранились деньги, ножи и ключи. Поверхность поясов украшалась металлическими накладками и орнаментом, вышитым разноцветными нитками.

В указанный период продолжало развиваться и театральное искусство. Первыми профессиональными актерами были скомо­рохи, выступления которых послужили основой для создания ре­пертуара белорусского кукольного театра - батлейки. Реперту­ар батлейки носил сначала религиозный характер, а затем дополнился интермедиями на бытовые темы.


    1. Развитие культуры Беларуси в XVII-XVIII


Развитие культуры Беларуси во второй половине XVII-XVIII в. происходило в чрезвычайно сложных условиях. Находясь в составе Речи Посполитой, Беларусь вместе с ней переживала затяжной кризис. Подъем времен Ренессанса и Ре­формации сменился упадком. Активизировались силы контрре­формации во главе с орденом иезуитов. Научные знания объявлялись грешными и несов­местимыми с христианством.

Во второй половине XVII в. в Беларуси начали распростра­няться идеи раннего Просвещения. Их сторонники призывали проводить государственные реформы, опираться на светские зна­ния, считали свободу мышления обязательным условием разви­тия науки. Наиболее ярко ранние просветительские идеи прояви­лись в творчестве таких поэтов и мыслителей, как Симеон Полоцкий, Андрей Белобоцкий, Станислав Щука, Илья Копиевич и др.

В 1773 году для ее проведения была создана адукационная комиссия. Осуществляе­мые ею мероприятия, в целом, носили прогрессивный характер. Из школы изгонялась схоластика и пустое заучивание, запреща­лось преподавание теологии. За 20 лет своего существования комиссия открыла в Бела­руси 20 школ, которые являлись средней ступенью в системе обучения. Особый интерес вызывают школы, открытые в Гродно и По­ставах в 70-е годы XVIII века меценатом А. Тизенгаузом. Это были первые в истории Речи Посполитой профессиональные школы, где готовили врачей, акушеров, ветеринаров, артистов театров, финансовых контролеров, художников и чертежников. В них обу­чались преимущественно дети крепостных крестьян.

С переходным периодом связаны и первые шаги в становле­нии белорусской драматургии. Она была представлена комичес­кими интермедиями к школьным драмам, которые ставились в стенах местных иезуитских коллегий. Интермедии писались на более понятном зрителю бе­лорусском языке, а их сюжеты брались из окружающей действи­тельности. Их главным героем был крестьянин-белорус, под мас­кой простонародности которого скрывалась натура умная, сообразительная. Не случайно, что некоторые интермедии, создан­ные в это время, прочно вошли в народный фольклор.

Театры действовали также при православных братских шко­лах, униатских и других учебных заведениях. Они использовали театральные представления для идеологического воздействия на массы.

Уникальным явлением белорусского искусства второй поло­вины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Они удов­летворяли потребности магнатов, но актерами в них была моло­дежь из числа крепостных крестьян. Первый в Белоруссии крепостной театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже. В нем действовали драматическая, опер­ная и балетная труппы.

Одновременно с крепостными и профессиональными во вто­рой половине XVIII в. действовали театры при монастырских кол­легиях в Бобруйске, Бресте, Витебске, Жировицах, Забеллах, Лиде, Новогрудке, Пинске, Полоцке и др. Их репертуар состоял преиму­щественно из латинских трагедий и польских комедий. В конце XVIII в. школьные театры исчезли.

Господствующим стилем в архитектуре Белоруссии во второй половине XVII - первой половине XVIII в. было барокко. К 30-м годам XVIII в. сложилась своеобразная архитектурно-художествен­ная система, получившая название «виленское барокко». Его рас­цвет связан с творчеством выдающегося архитектора Я.К.Глаубица, который много лет работал в Беларуси. Оригинальными памятниками «виленского барокко» являются костел в Столовичах, Спаская церковь в Могилеве, униатская церковь в Борунах Ошмянского района и др.

В 60 - 70-х г. XVIII в. в архитектуре начал утверждаться но­вый стиль - классицизм, характеризующийся монументальнос­тью форм, симметричностью планировки, синтезом архитектурных, живописных и скульптурных элементов.

В тесной связи с архитектурой развивались живопись, скуль­птура, граверное и народно-прикладное искусство.

Художественная резьба по дереву объединяла в себе декора­тивную и станковую скульптуру. Декоративная скульптура явля­лась важнейшим средством оформления дворцовых и культовых зданий. Развивалась она в тесной связи с архитектурой и живо­писью и была органически с ними связана. Из произведений ху­дожественной резьбы по дереву того времени наибольший инте­рес представляет иконостас собора св. Николая в Могилеве. По композиции и характеру резьбы он близок к иконостасу Смолен­ского собора Новодевичьего монастыря в Москве, над созданием которого работали также мастера из Белоруссии. Но по тонкости резьбы и красоте ажурных колонок он стоит выше иконостаса собора Новодевичьего монастыря.

Высокого расцвета во второй половине XVII-XVIII в. в Бе­ларуси достигло народно-прикладное искусство. Богатым и расточительным магнатам нужны были изящные вещи. Часть из них создавалась трудом крепостных мастеров на вотчинных ма­нуфактурах. Непреходящую художественную ценность имеют слуцкие пояса, особенно «литые», созданные в 50-60-е годы XVIII в. под руководством Яна Моджарского. Они делались из шел­ковых и золотых нитей и украшались разноцветным орнаментом, отличались удивительным сочетанием линии и цвета, четкостью композиции.

Высоким художественным уровнем отличались ковры, гобе­лены, шпалеры и скатерти, ткавшиеся в Мире, Кореличах, Гродно и Лососно около Гродно. Удивительное стекло, зеркала, фаянсо­вую посуду выпускали мануфактуры в Налибоках, Уречье, Свержене, Телеханах. Уречское стекло украшалось растительным и геометрическим орнаментом, жанровыми картинками из жизни белорусского народа, стихотворными надписями. Это свидетель­ствовало о высоком мастерстве его создателей.

Культура второй поло­вины XVII-XVIII в. развивалась в очень сложных условиях, но, тем не менее, достигла высокого уровня развития.

    1. Формирование белорусской нации, и ее дальнейшее культурное развитие и становление


Этногенез белорусов в XIX веке зна­чительно ускорился и вышел на стадию формирования белорусской нации.

Литературный язык формирующейся белорусской нации складывался на основе живого разговорного языка северо-западной минско-молодечненской группы среднебелорусских говоров. Это было исторически обусловлено. Территория, на которой были распространены эти говоры, была наиболее развитой в эконо­мическом, общественно-политическом и культурном отношени­ях. На этой территории проживали и творили виднейшие пред­ставители белорусской культуры XIX - начала XX веков: И. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич, З. Бядуля и другие. Каждый из них своими произведениями внес в белорусскую литературу элементы преимущественно среднебелорусских говоров.

Белорусский литературный язык развивался, главным образом, как язык художественной литературы и отчасти публицистики (газета «Мужицкая правда», анонимные «гутарки», подпольные листовки и другие). Но в нем преобладала бытовая лексика, отсутствовала политическая, научно-техническая, юридическая и административно-канцелярская терминология.

В процессе формирования основных признаков белорусской нации складывался и такой ее признак, как психический склад, проявляющийся, прежде всего, в общности национальной культу­ры. Психический склад, или национальный характер, является отражением материально-бытовых условий жизни многих поко­лений народа, его истории, важнейших событий, наложивших отпечаток на жизнь и развитие нации. В процессе исторического опыта у белорусов выработались такие черты национального ха­рактера, как любовь к Родине, свободолюбие, ненависть к угнета­телям и мужество в борьбе с ними, уважение и братские чувства к другим народам, стойкость и терпение в преодолении трудно­стей и лишений, трудолюбие.

Важным показателем формирующейся нации является уро­вень развития ее культуры. Во второй половине XIX века она сде­лала значительный шаг вперед в своем развитии.

Важной задачей культурных преобразований в предвоенные годы была массовая культурно-просветительная работа. Центра­ми ее были клубы, создаваемые на предприятиях, в городах, круп­ных поселках, совхозах. С 1928 по 1940 год количество их увели­чилось с 266 до 1776. При клубах создавались различные кружки. Организацией культурно-просветительной работы в деревне за­нимались избы-читальни. Их количество также быстро росло. Если в 1928 -1929 годах их насчитывалось в БССР 461, то в 1940 году - уже 1387. Быстрыми темпами росла также сеть библиотек и их книжный фонд, что свидетельствовало как о росте мощностей по­лиграфической промышленности, так и интереса населения к пе­чатному слову. Если в 1929 году в республике имелась 631 биб­лиотека с фондом 1,5 миллиона книг, то в 1940 году - 3716 библиотек с фондом 3,9 миллиона книг. Кроме того, в сельской местности функционировало более 1100 передвижных библиотек.

В конце 20-х и в 30-е годы продолжалось развитие белорус­ской советской литературы. Она стала более глубоко и более дос­товерно и убедительно отражать жизнь людей, шире стал ее те­матический диапазон, выше идейно-художественный уровень. Этому во многом способствовала перестройка писательских орга­низаций, проходившая в стране в 1932 - 1934 годах, и создание на базе ранее существовавших организаций единой писательской организации в республике - Союза писателей БССР.

В белорусской литературе 30-х годов нашли отражение те перемены, которые произошли в исторической судьбе белорус­ского народа. Ведущее место в произведениях белорусских писа­телей этих лет заняла героика революционной борьбы и строи­тельства новой жизни, дружба народов, коллективный труд, защита Родины и другие прогрессивные явления. Я.Колас напи­сал повесть «Трясина», К.Крапива - пьесу «Партизаны», посвя­щенные борьбе белорусских партизан в годы гражданской вой­ны. Теме борьбы трудящихся против империалистической войны, за победу социалистической революции были посвящены пьеса Я.Коласа «Война войне», книги П.Головача «Сквозь годы» и З. Бядули «Приближенные», поэма П.Бровки «Через годы и степь» и другие произведения. Социалистическая новь ранее отсталой де­ревни нашла отражение в поэме Я.Купалы «Над рекой Орессой». Стихи о людях колхозного села написали Я.Купала, Я.Колас, П.Бровка, А.Кулешов, М.Чарот, П.Панченко. Этой теме были по­священы также повесть «Отщепенец» Я.Коласа, «Переполох на загонах» П.Головача, повесть «Весна» и романы «Иди, иди» К.Черного, «Вязьмо» М.Зарецкого, «Медведичи» К.Крапивы и другие.

Росло сценическое мастерство коллектива Второго Белорус­ского государственного театра в Витебске. В театре выросли та­лантливые артисты П.Молчанов, А.Ильинский, Н.Звездочетов, П.Иванов и другие. К лучшим постановкам театра относились «Рельсы гудят» В.Киршона, «Разлом» В.Лавренева, «Первая кон­ная» Вс.Вишневского, «Война войне» и «В пущах Полесьям Я.Ко­ласа, «Бесприданница» А.Островского и другие.

Большую работу по культурному обслуживанию жителей села проводил Белорусский государственный передвижной театр под руководством В.Голубка. В 1932 году он был реорганизован в Тре­тий Белорусский государственный театр в Гомеле. Популярнос­тью пользовались произведения для детей Я.Мавра.

В 30-е годы были созданы Русский драматический театр в Минске, театры рабочей молодежи в Минске, Гомеле и Витебске, Театр юного зрителя в Минске, колхозно-совхозные театры в Бо­рисове, Мозыре, Слуцке, Бобруйске, Речице, Дзержинске. Во второй половине 30-х годов значительный шаг в своем развитии сделало музыкальное искусство Белоруссии. Этому спо­собствовало открытие в 1932 году Белорусской государственной консерватории, в 1933 году - Белорусского театра оперы и бале­та, в 1937 году - Белорусской государственной филармонии. Ос­ваивая классическое наследие, коллектив театра оперы и балета поставил оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Риголетто» Дж.Вер­ди, «Красный мак» Р.Глиэра, «Тихий Дон» И.Дзержинского, бале­ты «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева и другие. Некоторые из них получили высокую оцен­ку критики. В театре выросли способные исполнители Л.Алексан­дровская, Р.Млодек, М.Денисов, И.Болотин, И.Муромцев, П.Кали-новский, А.Николаева и другие.

Таким образом, в 1928 - 1941 годах трудящиеся Советской Белоруссии добились значительных успехов в развитии культу­ры.

3а годы оккупации фашисты нанесли огромный ущерб культуре белорусского народа. Была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Многие культурные ценности были либо уничтожены, либо выве­зены в Германию.

Необходимо было, в первую очередь, восстанавливать и раз­вивать народное образование. В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС - КПБ. На всех уровнях велась борьба с влиянием Запада, с «пережитками капи­тализма» в сознании людей. Партия определяла содержание со­ветского искусства, бичевала безыдейность и аполитичность отдельных творческих работников и коллективов. На это указы­валось в постановлениях ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ле­нинград» (1946 год), «О репертуаре драматических театров и ме­рах по его улучшению» (1946 год) и других.

В этих и других постановлениях в категорической форме го­ворилось о положении советского искусства, о недостатках, кото­рые мешали его дальнейшему развитию (безыдейность, формализм, отступление от ленинских принципов партийности и г народности искусства и других). В них были даны неправильные оценки творчества отдельных деятелей искусства, в целом советской художественной культуры. Постановления оказали во многом негативное влияние и на перспективы развития белорусской литературы и искусства.

В конце 40-х - 50-е годы не без влияния вышеуказанных по­становлений во многих произведениях литературы упрощенно изображали действительность, имели место лакировка, идеали­зация современности.

В белорусской живописи послевоенного десятилетия ведущем темой была тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства, различных сторон жизни белорусских людей. К творческой деятельности приступили художники И.Ахремчик, Е.Зайцев, В.Суховерои, В.Цвирка и многие другие. Многие полотна и скульптурные про изведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе - «Оборона Брестской крепости» И.Ахремчика, «Минск, 4 июля 1944 года» В.Волкова, «Пленных ведут» А.Шибнева, «Hа колхозной пасеке» К.Космачева, «Мать» Г.Давидовича. Особое место в творчестве занимал пейзаж. На пейзажных полотнах художники показывали красоту белорусских рек и озер, неповторимую природу родного края: «Пейзаж с сосной» В.Цвирки, «Сож Большая вода» Б.Звенигородского, «Беларусь. Снова зацвела вес на» В.Бялыницкого-Бирули, «Летом» Е.Цихановича и многие другие

Деятельность белорусских скульпторов послевоенного десятилетия характеризуется активным поворотом к героической теме. Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. В Белоруссии продолжают работать З.Азгур, А.Бембеш,. М.Керзин, А.Глебов. Ведущим в их творчестве является жанр портрета.

После освобождения Белоруссии от оккупантов на родину, вернулись театры, которые были в эвакуации. На сценах белорусских театров с успехом шли пьесы о Вели­кой Отечественной воине. Среди лучших спектаклей на эту тему - «Молодая гвардия», «Константин Заслонов», «Цитадель славы», «Это было в Минске», «Брестская крепость» и другие. В театрах важное место занимали постановки на тему мира, обличения империализма («Я хочу домой», «Губернатор провинции», «Глу­бокие корни» и другие), трудовой жизни советского народа («Мос­ковский характер», «Макар Дубрава», «Далеко от Сталинграда» и другие). Первой пьесой в белорусской драматургии послевоен­ных лет о трудовых днях представителей рабочего класса и ин­теллигенции была пьеса В.Полесского «Песня наших сердец». Показу жизни белорусского крестьянства посвящены спектакли «Алазанская долина», «Дорогой гость», «Хлеб», «Луч будущего» и другие. Продолжала разрабатываться тема исторического про­шлого и фольклора белорусского народа. На сцене были показа­ны пьесы «Нестерка» В.Вольского, «Павлинка», «Разбросанное гнездо» Я.Купалы, «Пинская шляхта» В.Дунина-Марцинкевичаи другие.

Музыкальная культура республики была представлена твор­чеством композиторов М.Аладова, П.Подковырова, А.Богатыре­ва, Д.Лукаса, Ю.Семеняки, В.Оловникова, Е.Глебова и других. Были созданы значительные музыкальные произведения, в их числе - оперы «Надежда Дурова» А.Богатырева, «Кастусь Калиновский» Д.Лукаса, музыка к балету «Князь-озеро» В.Золотаре­ва, симфонические, песенные и другие произведения.

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отразив­шие военное и послевоенное время. В их числе - художествен­ные фильмы «Дети партизана», «Константин Заслонов». Разви­валось документальное кино.

Восстанавливалась и получила развитие сеть культурно-про­светительных учреждений— клубов, Домов культуры, библиотек, изб-читален. Создавались коллективы художественной самодея­тельности. Увеличивался выпуск газет, журналов, книг. Прак­тически заново воссоздавались музеи. Работники музеев прово­дили значительную работу по сбору и сохранению исторических реликвий, пропаганде исторического прошлого белорусского на­рода.

Со второй половины 50-х годов под влиянием «хрущевской оттепели» происходила активизация культурной жизни. В первую очередь это коснулось литературы. Вместе с реабилитацией жертв сталинских репрессий читателям стало известно их творчество. Начали печататься произведения репрессированных П.Головача, Т.Гартного, Т.Кляшторного, М.Горецкого, М.Чарота. К творческой деятельности из сталинских лагерей вернулись С.Граховский, А.Пальчевский, Н.Хведорович, С.Шушкевич, Л.Гениюш и другие. Плодотворно работали писатели и поэты А.Адамович, В.Быков, В.Короткевич, М.Лыньков, И.Мележ, И.Пташников, М.Танк, А.Ку­лешов, П.Бровка, И.Науменко, И.Шамякин, К.Крапива, И.Чигри-нов, Д.Бичель-Загнетова и другие.

Белорусская литература находилась в полосе позитивных изменений. Справедливой критике подвергалась «теория» бескон­фликтности. Поэты и писатели стремились отражать и осмысли­вать проблемы и явления общества, создать образ современника, показать его внутренний мир, отношение к жизни.

С середины 50-х годов в белорусской драматургии остро под­нимаются проблемы духовности, взаимоотношений между поко­лениями, борьбы с мещанскими взглядами и другие. В пьесе К.Губаревича «На крутом повороте» (1956) показаны сложные процессы в тогдашней деревне. Пороки общества, мещанские за­машки высмеивались в комедиях А.Макаенка «Лявониха на ор­бите» (1961) и «Затюканный апостол» (1969). Пьесы И.Шамякина «Экзамен на осень» (1974) и «Смолкли птицы» (1977) направлены против приспособленчества, корысти. Исторической тематике посвящены пьесы В.Короткевича «Колокола Витебска» (1974) и «Колыбель четырех волшебниц» (1982). Новым явлением стала пьеса А.Дударева «Порог» (1983). В ней автор ставит проблемы моральной ответственности человека перед обществом и семьей.

В живописи продолжали свою творческую деятельность ху­дожники И.Ахремчик, В.Волков, В.Цвирко, М.Савицкий, В.Кудревич, Н.Воронов, А.Шибнев и другие. Белорусские художники раз­вивали традиции русского классического реализма и лучшие достижения советского искусства.

В настоящее время благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Однако из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач:

Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.

В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами. Во всех областных и некоторых районных городах строятся Ледовые дворцы.

  1   2


Глава 1. Культура белорусских земель в историческом контексте 4-15
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации