Золотое М.И. Менеджмент физкультуры и спорта - файл n1.doc
приобрестиЗолотое М.И. Менеджмент физкультуры и спортаскачать (729.5 kb.)
Доступные файлы (1):
Победи орков

n1.doc
ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях формирования в России рыночных отношений происходит интенсификация управленческой и экономической деятельности не только разнообразных по масштабам, организационно-правовым формам и функциональной направленности физкультурно-спортивных организаций, но и всех работников отрасли «физическая культура и спорт». В связи с этим радикально меняются требования к профессиональной подготовке кадров по физической культуре и спорту, которые в процессе обучения в высшей школе должны не только освоить основы теории и практики современного управления и рыночной экономики, но и сформировать соответствующий им образ мышления, овладеть элементами управленческой и экономической культуры поведения и самоопределения в сфере спортивного предпринимательства.
Утвержденный в 2000 г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100 «Физическая культура» (квалификация — педагог по физической культуре) в числе требований к уровню подготовки выпускника предусматривает, что специалист должен иметь представление:
о роли и месте физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;
о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов физ-культурно-спортивной деятельности, затратах и источниках финансирования;
о принципах организации трудовых процессов в сфере физической культуры и спорта, методике расчета необходимых ресурсов для выполнения работ, о контроле качества работы;
о процедуре разработки, принятии и реализации управленческих решений в процессе профессиональной деятельности;
об основах законодательства о труде, методах организации, оплаты и нормирования труда, оценки условий труда специалиста физической культуры и спорта и др.
В целях формирования названных выше представлений Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура» включает изучение студентами таких дисциплин предметной подготовки, как «Экономика физической культуры и спорта» и «Менеджмент в физической культуре и спорте».
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100 «Физическая культура» предусматривает в рамках освоения:
учебного курса «Экономика физической культуры и спорта» — рассмотрение физической культуры и спорта как отрасли народ-
3
ного хозяйства, изучение экономики финансового и материально-технического обеспечения отрасли, системы подготовки специалистов физической культуры и спорта и организации их труда, внешнеэкономической деятельности физкультурно-спортив-ных организаций и др.;
учебного курса «Менеджмент в физической культуре и спорте» — характеристику правовых основ менеджмента в сфере физической культуры и спорта, его функций, технологии и др.
Названные и другие проблемы управления и экономики физической культуры и спорта рассматриваются в предлагаемом учебном пособии на базе современного уровня развития отечественных и зарубежных знаний и практического опыта.
Учебное пособие состоит из двух тесно взаимосвязанных, но в то же время автономных частей — «Экономика физической культуры и спорта» и «Менеджмент в физической культуре и спорте». При работе с учебным пособием необходимо иметь в виду, что ряд рассматриваемых в нем проблем имеют пограничный характер («экономика» <-> «менеджмент»). В частности, это относится к проблеме подготовки и организации труда специалистов физической культуры и спорта и др.
При подготовке учебного пособия авторы, не пренебрегая необходимыми теоретическими построениями, стремились реализовать две основные задачи, а именно рассмотреть: 1) возможно более полный спектр управленческих и экономических проблем физической культуры и спорта с использованием современных нормативно-правовых, организационно-управленческих и экономических документов различного уровня и характера, а также результатов исследований, проведенных самими авторами, их аспирантами, магистрантами и т.д. и 2) опыт управленческой и экономической деятельности зарубежных физкультурно-спортивных организаций, на протяжении значительного периода времени функционирующих в условиях развитой рыночной экономики.
В тексте учебного пособия и приложениях к нему представлена разнообразная управленческо-экономическая информация и документация. Это сделано, во-первых, с целью предоставить студентам реальные информационные возможности для проведения самостоятельной учебно-исследовательской работы по отдельным темам учебных курсов, во-вторых, для оказания практической (справочной) помощи тем из них, кто уже осуществляет профессиональную деятельность.
Часть первая
ЭКОНОМИКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА
Авторский коллектив
Раздел I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Глава 1 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 1.1. МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Отраслевая структура народного хозяйства характеризуется перечнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного разделения труда, сформировавшимися между ними пропорциями в распределении ресурсов и масштабах производства, межотраслевыми взаимосвязями, проявляющимися в обмене товарами и услугами.
В основу классификации отраслей народного хозяйства могут быть положены различные принципы, отражающие способы обособления однородных видов деятельности в одну классификационную единицу.
В настоящее время в Российской Федерации действует классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), принятый в 1976 г. и претерпевший в последующие годы многочисленные поправки (17 позиций) с учетом изменившихся социально-экономических условий. Этот документ содержит полный перечень отраслей экономики и является официальным основанием для систематизации статистической отчетности по народному хозяйству, научного анализа состояния экономики и разработки прогнозов.
Согласно ОКОНХ, все отрасли экономики объединены в две сферы — производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производство).
Производственная сфера представляет собой совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт (средства
6
производства и предметы потребления). К отраслям производственной сферы относятся все отрасли промышленности (энергетика, строительство, сельское, лесное, речное и морское хозяйство; транспорт и связь в той их части, которая обеспечивает функционирование именно производственных отраслей) и торговля, с помощью которой конкретный товар (промежуточный продукт) доводится до потребителя.
Непроизводственная сфера —
это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг, а именно: услуг жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи (для населения), здравоохранения, физической культуры и спорта, просвещения, культуры, искусства, науки и научного обслуживания, сферы управления и др.
Существующая в настоящее время в России структура отраслей экономики представлена в табл. 1, из данных которой вытекает, что физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», т.е. рассматриваются в ОКОНХ фактически не как отрасль, а как подотрасль народного хозяйства.
В экономической литературе систематически высказываются критические замечания и предложения относительно критериев деления народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы, признаков обособления разных видов деятельности в отрасли и т.д. В частности, постоянную критику специалистов вызывает тот факт, что физическая культура и спорт, фактически сложившиеся в самостоятельную отрасль народного хозяйства, до настоящего времени формально включены в ОКОНХ в объединенную отраслевую группу «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение».
Обсуждение и решение данного вопроса не является простой формальностью. Дело заключается в том, что существующее положение приводит не только к искажению, но и к потере значительного объема информации о действительных масштабах денежных, трудовых, материально-технических ресурсов, потребляемых физической культурой и спортом, и объеме услуг, производимых этой отраслью. Изменение официального статуса физической культуры и спорта в ОКОНХ способствовало бы совершенствованию статистической отчетности и более эффективной координации направляемых на ее развитие ресурсов.
В основу классификации всех отраслей (подотраслей) народного хозяйства положено предприятие (организация), состоящее на самостоятельном балансе и выполняющее определенный вид деятельности. К числу основных организаций физической культу-
7
Таблица 1
Классификация отраслей народного хозяйства
Материальное производство (производственная сфера) | Нематериальное производство (непроизводственная сфера) |
Промышленность Сельское хозяйство Лесное хозяйство Рыбное хозяйство Транспорт и связь Строительство Торговля и общественное питание Материально-техническое снабжение и сбыт Заготовки Информационно-вычислительное обслуживание Операции с недвижимым имуществом Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы Прочие виды деятельности сферы материального производства | Жилищно-коммунальное хозяйство Непроизводственные виды бытового обслуживания населения Здраюохранение, физическая культура и социальное обеспечение Народное образование Культура и искусство Наука и научное обслуживание Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение Управление Общественные объединения Экстерриториальные организации и органы |
>
ры и спорта ОКОНХ относит разнообразные физкультурно-спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта, спортивные залы, манежи, бассейны и т.д.), спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, различные типы спортивных школ, учебно-тренировочные центры и базы и др.
1.2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
КАК ОТРАСЛЬ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта.
Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой
деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др.
Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности, но их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координирующим органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта. Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт сформировались в отрасль народного хозяйства.
В экономической литературе существует ряд определений отрасли народного хозяйства как экономического понятия, одним из наиболее распространенных среди которых является следующее.
Отрасль — это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.
Приведенное определение относится прежде всего к отраслям производственной сферы, однако его правомерно перенести на любую отрасль народного хозяйства, так как в нем содержатся главные признаки, лежащие в основе, с одной стороны, объединения в отрасль различных хозяйственных единиц, а с другой стороны — отличия одной отрасли от другой. В основе объединения различных хозяйственных единиц в отрасль лежат в первую очередь: а) особенности труда работников предприятий (организаций), выполняющих специфические функции в системе общественного разделения труда; б) особенности используемых средств труда и в) специфическая форма результата труда.
Отрасль предполагает объединение функционирующих в ней предприятий (организаций) и их отраслевое обособление на основе единого органа управления. Вместе с тем отрасль может совпадать или не совпадать с границами отраслевых министерств (ведомств).
Ситуация «несовпадения» весьма характерна для отрасли «физическая культура и спорт».
Единым государственным органом управления отраслью в настоящее время является Государственный комитет Российской Феде-
8
9
рации по физической культуре, спорту и туризму. Однако значительное количество физкультурно-спортивных организаций определенного типа управляются другими министерствами (ведомствами). Так, управление современной системой спортивных школ характеризуется ярко выраженной межотраслевой раздробленностью: в ведении Министерства образования Российской Федерации находится 63,8% спортивных школ; Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму — 16,4 %; профсоюзов — 13,6%; других министерств (ведомств) — 6,2%.
Современное состояние (на 01.01.2000 г.) отрасли «Физическая культура и спорте может быть представлено посредством характеристики ряда основных показателей, более подробный анализ которых будет осуществлен в соответствующих главах учебного пособия.
? Общее количество коллективов физической культуры и спор
тивных клубов составляло 101 931, в том числе в спортивных шко
лах и училищах — 5197, общеобразовательных школах — 51 416,
учреждениях начального профессионального образования — 3 603,
средних специальных учебных заведениях — 2 462, высших учеб
ных заведениях — 853, учреждениях и организациях — 25 900,
спортивных клубах — 2051, на спортивных сооружениях — 2080,
по месту жительства — 8 369.
В отрасли функционировали 5 071 физкультурно-оздоровительный центр предприятий (организаций) и 441 клуб по физической культуре и спорту для инвалидов всех категорий.
В отрасли насчитывалось 195 018 разнообразных физкультурно-спортивных сооружений (см. главу 8), единовременная пропускная способность которых оценивалась в 4768 316 человек.
Общая численность физкультурных кадров составляла 241 775 человек (см. главу 4).
В отрасли работало: 5,3 % занятых в объединенной группе отраслей «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение»; 1,1 % занятых во всех отраслях нематериального производства; 0,4% занятых в экономике страны.
? Численность занимающихся в секциях и группах по видам
спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направ
ленности равнялась 12 292 180 человек, в том числе в спортивных
школах и училищах — 2454008; общеобразовательных школах —
4061 775; учреждениях начального профессионального образова
ния — 331 060; средних специальных учебных заведениях — 299 876;
высших учебных заведениях — 349 624; на предприятиях, в учреж
дениях и организациях — 2 157 937; в спортивных клубах — 479 106;
на спортивных сооружениях — 735 879; по месту жительства —
1422915.
Численность занимающихся в секциях и группах для инвалидов составляла 231 141 человек.
Общий объем платных физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых населению, составлял 1 456 млн руб., или 0,3% от объема всех платных услуг, а объем платных физкультурно-спортивных услуг на душу населения — 7,2 руб.
Объем финансирования из государственного бюджета составлял 754,3 млн руб., или 0,09% расходной части бюджета по его функциональной классификации (см. главу 10).
Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К основным из этих тенденций (табл. 2) следует отнести:
прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом;
систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
Оценить подробнее характер динамики основных показателей развития физической культуры и спорта за более длительный про-
Таблица 2
Динамика основных показателей развития отрасли «Физическая культура и спорт»
Показатели | На 01.01.1999 г. | На 01.01.2000 г. | Прирост, % |
Спортивные сооружения, ед. | 191147 | 195018 | 2,0 |
Штатные работники, чел. | 229414 | 241775 | 5,4 |
Коллективы физической культуры, спортивные клубы, ед. | 97062 | 101931 | 5,0 |
Физкультурно-оздоровительные центры предприятий и организаций, ед. | 4950 | 5071 | 2,4 |
Занимающиеся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, тыс. чел. | 11842,1 | 12292,2 | 3,8 |
10
11
межуток времени не представляется возможным в связи с введением в 1998 г. новой формы государственной статистической отчетности и несовпадением в связи с этим содержания ряда ее показателей.
Вместе с тем развитию физической культуры и спорта на протяжении последних лет свойственны и негативные тенденции. В первую очередь это бюджетное финансирование отрасли по остаточному принципу, неисполнение законодательных актов в части утвержденных нормативов финансирования физической культуры и спорта, а также^, невыполнение плановых показателей бюджетного финансирования и др. (см. главу 10).
Иные тенденции характерны для развития отрасли «физическая культура и спорт» в субъектах Российской Федерации (приложения 1,2).
В целях преодоления имеющих место негативных тенденций, а также дальнейшей стабилизации позитивных тенденций в развитии отрасли «физическая культура и спорт» в последние годы исполнительной властью Российской Федерации был принят ряд важных решений. Одним из них явилась разработка Правительством Российской Федерации в 1996 г. «Социальных нормативов и норм», к числу которых относятся и те, которые характеризуют перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт» (табл. 3).
В соответствующих главах учебного пособия будет показано, как некоторые из названных отраслевых социальных нормативов и норм реализуются в практике развития физической культуры и спорта.
1.3. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В каждой отрасли народного хозяйства проявляются экономические отношения, характерные в целом для конкретной страны. Методологической основой для их анализа является общая экономическая теория — экономика, предметом которой, как известно, является проблема повышения эффективности используемых ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.
Эта общая для народного хозяйства любой страны проблема характерна и для каждой отрасли. Применительно к отрасли «физическая культура и спорт» она находит проявление, например, в следующих вопросах: как повысить конкурентоспособность физ-культурно-спортивной организации; как наиболее эффективно использовать сеть физкультурно-спортивных сооружений и каждое из них в отдельности; как реализовать большее количество
Таблица 3
Показатели физической культуры и спорта в «Социальных нормативах и нормах» Российской Федерации
Социальные нормативы и нормы отрасли | Единица измерения | Количественная величина |
Спортивные залы | тыс. кв. м на 10 тыс. чел. | 3,5 |
Плоскостные спортивные | кв. м | 19494 |
сооружения | на 10 тыс. чел. |
|
Норматив единовременной | тыс. чел. | 1,9 |
пропускной способности | на 10 тыс. чел. |
|
спортивных сооружений |
|
|
Норматив охвата занимающихся в | % от числа детей и | 20 |
детских и юношеских спортивных | подростков в |
|
школах | возрасте 6—15 лет |
|
Норматив охвата занимающихся в | % от числа | 0,25 |
системе подготовки спортивных | молодежи в |
|
резервов | возрасте 16—20 лет |
|
Норматив численности | чел. на 10 тыс. чел. | 26 |
тренерско-преподавательского |
|
|
состава |
|
|
Норматив производства товаров | тыс. руб. на 1 чел. в | 15 |
туристского и спортивного | год |
|
назначения (в ценах 1993 г.) |
|
|
Норматив потребности в | коек на 10 тыс. чел. | 58,7 |
санаторном обеспечении | коек на 10 тыс. детей | 30,65 |
абонементов для занятий в физкультурно-оздоровительных группах, билетов на спортивные соревнования и др.
Таким образом, предметом экономики физической культуры и спорта как научной дисциплины является проблема выбора наиболее рациональных способов потребления ресурсов (факторов производства) для расширения рынка производимых услуг, максимального приближения их ассортимента и качества к потребительским запросам. Решение этой комплексной проблемы предполагает кроме использования чисто экономических инструментов разработку моделей управления и организации производства, применение социально-психологических методов стимулирования работников, системы маркетинговых средств, продвигающих услуги и товары к потребителям, и др.
В понимании предмета отраслевой экономики обнаруживается взаимосвязь двух основных разделов экономической теории — макроэкономики и микроэкономики.
12
13
Макроэкономика исследует экономику как целое, а также важнейшие ее секторы (государственный сектор, бизнес, домохозяйства и др.; промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынки, потребительский рынок и т.д.) с использованием для этого агрегированных макроэкономических показателей и их связей, например, с деньгами, занятостью, государственными расходами и др.
Микроэкономика изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления (предприятия и индивидуальных предпринимателей, их хозяйственную деятельность, а также экономические отношения между ними). В центре ее внимания находятся конкретные производители и потребители: их решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли.
Очевидно, что выбор оптимальных решений на микроуровне зависит не только от возможностей конкретных физкультурно-спортивных организаций, но и от макроэкономических параметров. Для производителей услуг (товаров) в отрасли «физическая культура и спорт» это предполагает всесторонний анализ факторов, влияющих на спрос и предложение их продукции. Так, например, прогнозируя спрос, нужно исходить из того, насколько значительное место в иерархии потребностей семьи занимает потребность проводить досуг в секциях и клубах, заниматься туризмом, посещать зрелищные спортивные мероприятия, что отражает микроэкономический уровень анализа. Но в то же время складывающийся на рынке уровень цен, номинальные доходы, система льгот для определенных категорий населения, т. е. общеэкономические (макроэкономические) параметры, могут изменить тенденции микроэкономических спросообразующих факторов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Аналогичным образом обстоит дело и с предложением: помимо влияния на него спроса и размеров капитала на масштабы производства могут оказывать позитивное или негативное влияние такие макроэкономические факторы, как налоговая политика, цена кредита, уровень инфляции и т.п.
В этой связи весьма актуальным в настоящее время является поиск форм взаимодействия государства как на его федеральном уровне, так еще в большей степени на региональном и местном уровнях, с частными производителями продукта с целью привлечения капитала в отрасль «физическая культура и спорт». Как известно, для бизнеса привлекательны рентабельные и быстро окупающиеся затраты. Современный же рынок услуг отрасли предъявляет спрос на специальные формы поддержки людей с физическими недостатками, пожилых, детей, для которых рыночные цены недоступны. Развитие системы налоговых льгот и других способов частичных компенсаций издержек производства могло бы способствовать расширению частного предпринимательства в этом сек-
торе рынка на условиях, не ущемляющих интересы производителей. Цены на услуги отрасли при этом были бы доступны для незащищенных слоев населения.
Экономические исследования, оценки и прогнозы, проводимые в отрасли «физическая культура и спорт», базируясь на общей экономической теории как методологической основе, широко используют данные менеджмента (управления), правоведения, социологии и других наук.
Таким образом, экономика физической культуры и спорта как научная дисциплина, рассматривая экономические отношения общества в их конкретных проявлениях применительно к практическим задачам отрасли, реализует важнейшее назначение этой науки — разрабатывать научно обоснованные рекомендации, способствующие более эффективному производству разнообразных услуг.
Экономика физической культуры и спорта как учебная дисциплина призвана использовать результаты научных исследований в учебном процессе, вооружая будущих специалистов знаниями экономических аспектов профессиональной деятельности, что делает их подготовку более комплексной.
1.4. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: КОНЦЕПЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Специалистами различных зарубежных стран — Великобритании (С. Огаиоп, Р. Тау1ог и др.), Германии (К. Нетешапп, М. Оай-пег, Н.ПзсЬег и др.), Франции (^.АшкегГ, 1.-Р. Иу8 и др.) — выработаны базовые концептуальные положения, характеризующие сущность экономики физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений.
В тезисном виде охарактеризуем авторскую концепцию экономики спорта одного из ведущих специалистов Франции XV. Апёгеп" на основе анализа ряда его публикаций, в том числе монографий «Политическая экономия спорта», «Экономика спорта» и др.
? Анализ взаимоотношений между экономикой и спортом включает три основные проблемы: финансирование спорта, экономическое управление спортом и создание экономических процедур взаимодействия на рынке спортивной промышленности и физ-культурно-спортивных услуг.
В рамках проблемы финансирования спорта необходимо анализировать средства, выделяемые государственным и муниципальными бюджетами на его развитие, деятельность спортивных лотерей, национальных и иных фондов развития спорта, спонсоров, доходы от спортивных мероприятий и т. п.
14
15
Экономическое управление спортом связано с наиболее эффективным использованием доходов физкультурно-спортивных организаций, ведением бухгалтерского учета, разработкой требований к налоговой системе, правил оптимальных затрат на проведение спортивных мероприятий, путей увеличения вклада лиц, работающих на добровольных началах, анализом вознаграждений спортсменов-профессионалов, условий их труда и т.д.
Взаимодействие на рынке спортивной и иной промышленности и физкультурно-спортивных услуг представляет собой широкий спектр экономической деятельности, связанной с потреблением продукта спорта, созданием спроса на рынке спортивных товаров и услуг, обслуживаемом как специализированным, так и неспециализированным производством, и др. Занятия спортом требуют: создания сети физкультурно-спортивных сооружений и, следовательно, вовлечения в спортивный рынок сферы строительства; поддержания спортивной формы, лечения в случае получения травм и т.п. и, следовательно, включения в спортивный рынок пищевой, фармацевтической промышленности и др.
? Экономика спорта может быть представлена в виде трех со
ставляющих — макроэкономики, мезоэкономики и микроэко
номики.
Проблематика макроэкономики связана с оценкой места экономики спорта в национальной экономике, изучением экономических средств, используемых в спортивной политике государства, с экономикой крупных спортивных мероприятий (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.), планированием строительства физкультурно-спортивных сооружений, исследованием разнообразных связей между сферой финансов и спортом и др.
Мезоэкономика изучает неравномерное развитие разнообразных видов спорта на основе детального экономического анализа функционирования каждого из них, различных спортивных рынков (региональных и т.д.), а также промышленности по производству спортивных товаров.
Микроэкономика охватывает анализ экономической деятельности муниципалитетов в сфере спорта, экономического управления разнообразными физкультурно-спортивными организациями, экономического статуса спортсменов и т. п.
? Развитие экономики спорта происходило поэтапно.
Первый этап характеризуется эпизодическим взаимодействием
экономики и спорта. Начало этого этапа можно отнес!*! к первым Олимпийским играм. Явной же «датой рождения» следует считать возникновение профессионального спорта. Исследований проблем взаимодействия экономики и спорта на этом этапе ни на эмпирическом, ни на теоретическом уровне не проводилось.
Второй этап отличается постоянным и активным взаимодействием экономики и спорта. На этом этапе (приблизительно с
16
середины 70-х годов XX в.) специалисты стали проявлять интерес к исследованиям проблем взаимосвязи и взаимодействия экономики и спорта на эмпирическом уровне.
Третий этап, начало которого относится к 80-м годам XX в., характеризуется расширением и углублением взаимодействия экономики и спорта как по количественным, так и по качественным параметрам. Этому этапу свойственно углубленное изучение проблем экономики спорта, результатом чего явилось формирование экономики спорта как относительно самостоятельной научной дисциплины (теоретический уровень исследований), которая не может существовать вне взаимодействия с социологией спорта, антропологией, демографией и другими науками.
? В настоящее время происходит активный процесс интернаци
онализации экономики спорта, проявляющийся в трех основных
аспектах — концептуальном, качественном и количественном.
Концептуальный аспект интернационализации характеризуется тем, что экономика спорта является хотя и второстепенной, но динамично развивающейся отраслью экономической науки. Экономика спорта как учебная дисциплина входит в программы высших профессиональных учебных заведений многих стран мира.
Качественный аспект интернационализации связан с динамичным развитием экономики спорта как сектора народного хозяйства, с успешным преодолением им кризисных ситуаций в различных странах мира и другими обстоятельствами. Важнейшими проявлениями этого процесса является интернационализация капитала (постоянный рост числа фирм, не имеющих непосредственного отношения к спорту, которые спонсируют крупнейшие международные соревнования), интернационализация рынка спортивных товаров, в том числе создание мультинациональных фирм по их производству (АсИа'аз, МИсе, КееЬок, Коз8щпо1 и др.), интернационализация спортсменов, выступающих за команды других стран, и др.
Количественный аспект интернационализации характеризуется долей ВВП, которая отражает место экономики спорта в национальной или международной экономике. По приблизительным оценкам, доля экономики спорта в национальном продукте развитых стран составляет 1 — 2%. Объем мирового рынка спортивных товаров равен 2,0 — 2,5% международной торговли.
? Экономика спорта как научная дисциплина до последнего
времени в основном развивалась в рамках прикладной экономики.
Специалисты пользовались концепциями, методами исследова
ний, статистическим аппаратом и т.п., заимствованными из по
литической экономии, экономического анализа и др., применяя
их для изучения взаимодействия экономики и спорта.
Попытки выхода на уровень экономической теории являются пока в области экономики спорта редчайшим исключением. Имеющиеся прецеденты в конлепциях и мето-
17
дах различных областей политической экономии, управления, экономики труда, и т.д., не породив до настоящего времени собственной теории экономики спорта или оригинального метода исследования.
Экономна спорта априори носит междисциплинарный характер, так шк изучает два класса явлений — экономические и спортивные — в их взаимосвязи и взаимозависимости. Наиболее конструктивным путем развития экономики спорта как научной дисциплины в XXI в. следует считать расширение и укрепление йеждисциплинарных связей и проведение совместных исследований экономистами, историками, социологами, юристами, политологами и представителями других научных дисциплин.
? В настоящее время общество как никогда заинтересовано в расширении экономических исследований в области спорта.
Государство нуждается в оперативном анализе экономической ситуации в сфере спорта для выработки соответствующей экономической политики как в отношении отрасли в целом, так и в отношении разнообразных физкультурно-спортивных организаций и видов спорта.
Представители различных отраслей промышленности заинтересованы в изучении многообразных секторов спортивного рынка. В первую очередь это относится к исследованиям функционирования и развития различных видов спорта для того, чтобы на научной основе осуществлять эффективную спонсорскую деятельность, увеличивать/уменьшать производство разнообразных спортивных товаров, диверсифицировать производство спортивных товаров и физкультурно-спортивных услуг и т.д.
Средствам масоовой информации необходимы данные, характеризующие возможности спорта как источника расширения их аудитории, для разработки экономического механизма формирования стоимости прав на телетрансляции крупнейших международных спортивных соревнований, а также пропаганды спорта и т. п.
Физкультурно-спортивные организации для эффективной организации и менеджмента собственной деятельностью должны обладать информацией о влиянии факторов окружающей среды, имеющих как неэкономический, так и экономический характер. Экономический анализ позволяет выявить некоторые переменные величины, формирующие спрос представителей различных социально-демографических групп населения на конкретные физкультурно-спортивные услуги. Результаты такого анализа, в частности, могут конкретно характеризовать экономическую локализацию спорта, основной тенденцией которой являются наиболее быстрые темпы развития спорта в крупных городах и зонах преимущественного экономического развития.
Для проведения подобных и иных исследований в области спорта необходима подготовка специалистов по отраслевой экономике.
Уровень развития экономических исследований в сфере спорта, объем накопленной информации в различных странах мира делают настоятельно необходимым создание банка данных по экономике спорта.
? Наряду с неэкономическими существуют экономические
детерминанты роста уровня спортивных достижений. Было бы не
правильным ни преувеличивать, ни преуменьшать роль последних
в завоевании спортивных побед и установлении рекордов.
Одним из главных стимулов спортсмена (как профессионала, так и любителя) к достижению спортивного результата является приз в денежной или натуральной форме. Высокие спортивные результаты повышают рыночную стоимость спортсмена: для спортсмена-любителя это зачастую открывает путь в профессионалы, для спортсмена-профессионала это значительно повышает стоимость его контрактов при переходе из одного клуба в другой.
На уровень спортивных достижений оказывают влияние высококачественные спортивные товары. Экономика в лице фирм по производству спортивных товаров заинтересована в производстве таких, которые будут апробированы спортивной элитой на крупнейших международных соревнованиях, а затем — со временем — станут достоянием массового спортивного рынка. Спортсмены же проявляют интерес к производству новых высокотехнологичных спортивных товаров, которые помогут им побеждать.
? Экономика спорта должна быть «прозрачной» не только для
специалистов, но и для широкой общественности.
Имеющие место суждения о негативном влиянии экономики (в лице, например, фирм-спонсоров) и средств массовой информации на сущность спорта далеко не всегда оправданны. Действительно, средства массовой информации и спонсоры подчас навязывают время проведения соревнований, делают не всегда безуспешные попытки изменить правила проведения соревнований, подчас даже влияют на спортивные результаты. Это, безусловно, — негативный итог проникновения экономики в спорт. Однако полная и достоверная информация об этих процессах практически недоступна не только широким массам населения, но и специалистам.
Аналогичная ситуация складывается и в отношении объективного знания о гонорарах представителей спортивной элиты, особенно в некоторых видах спорта. Известные общественности и специалистам размеры современных гонораров, достигающие в целом ряде случаев нескольких миллионов долларов в год, выходят за рамки разумных пределов. Однако не следует забывать о том, что кроме официальных существуют еще и неофициальные выплаты, о которых практически ничего не известно. Учитывая размеры оплаты труда высококвалифицированных спортсменов, вряд ли правомерно говорить об их чрезмерной эксплуатации.
18
19