Вопросы к экзамену Физиология ВНД и СС с ответами - файл n1.doc

приобрести
Вопросы к экзамену Физиология ВНД и СС с ответами
скачать (1275 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1275kb.08.07.2012 17:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Вопросы к экзамену

Физиология ВНД и СС


  1. История развития взглядов на ФВНД

Аристотель признавал единство психич. явлений у животных и человека. Человеку присущи все три рода души (растительная, чувственная, и разумная), тогда как животному – только два (чувственная и растительная).

Примерно в то же время были высказаны и первые предположения о возможной связи психических явлений и мозга.

Первые экспериментальные исследования психической деятельности были проведены Галеном, который изучал животных в ходе постановки над ними экспериментов, и при этом наблюдал изменения поведения. Он предположил психич. деятельность связана с головным мозгом, причем является его неотъемлемой функцией. Галену принадлежат первые предположения, касающиеся разделения всех форм поведения на врожденные и приобретенные. А так же вычленение произвольных и непроизвольных мышечных реакций.

Рене Декарт выдвинул предположение о рефлекторном механизме взаимодействии организма с внешней средой. Декарт дал описание рефлекторного механизма как прототипа рефлекторной дуги.

Кювье впервые стал рассматривать поведение как видовой признак, связанный со степенью развития мозга. Каждому виду животных присущи свои особенности инстинктивного, врожденного поведения, которые определяются степенью развития мозга.

Первые представления о физиологическом механизме ВНД, близкие к современным связаны с именем чешского ученого Прохазки. Он впервые подошел вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов ВНД. Он ввел понятие «рефлекс» (отраженный), и дал классическое описание рефлекторной дуги.

Ч.Дарвин уделял особое внимание эволюции психической деятельности человека и животных.

Бихевиоризм – Э.Торндайк изучал поведение животных объективным путем. Были сформулированы 2 основных закона обучения: закон эффекта и закон упражнения. Он открыл, что если реакция на стимул сопровождается поощрением, т.е. вызывает положительные эмоции, то она отпечатывается в сознании быстрее и эффективнее.

Гештальтпсихология – основная идея – представление о целостности восприятия. В связи с таким пониманием восприятия обучение рассматривается не как ассоциация между стимулом и реакцией, а как изменения перцептивной деятельности.

Сеченов – обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Все психические акты носят такой же строго закономерный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными.

Павлов – выделил аналитическую часть мозга отвечающую за поведение, ввел понятие анализаторов.

1 направление – Ввел понятие ВНД,

2 направление – понятия анализаторов, аналитико-синтетическую деятельность мозга;

3 направление – предложил метод условного рефлекса, как метод изучения психического явления. Как метод щадящий, прижизненный.

4 направление – Условно-рефлекторная деятельность ЦНС.


  1. Предпосылки возникновения учения И П Павлова о ФВНД

Предпосылки появления тео Павлова: 1. Материалистич взгляды передовых

русских мыслителей. Психич дея-сть есть продукт высокоорганизов материи –мозга, в её основе лежат физиолог процессы, протек в ГМ. 2. Идеи Боткина и Сеченова. Б.: идея «невротизма» - роль пс-го фактора и др. влияний через НС в возн и разв патологич заболеваний, их профилакт и терапии. С.: мысль о т, ч сознание – лишь отражение реальной действительности, познание окр среды возможно лишь при пом органов чувств. Постулат о 3-х осн мех-х, формир целост дея-сть мозга: деят-сть анализаторов, мех-мы «ценрал торможения», дея-сть особых «станций усиления» рефл актов.

Русский физиолог и психолог И.М.Сеченов (1829 -1905) впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Замечательная работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) перевернула мировоззрение целого поколения ученых. В ней и ряде других работ он с большим мастерством доказывал, что внешнее проявление мозговой деятельности всегда «сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» и что в основе всех проявлений психической деятельности лежат рефлексы.

Обнаруженные Сеченовым явления торможения в центральной нервной системе послужили основанием к различению случаев с усилением и задержкой рефлекторных реакций головного мозга. Состояние страстности, аффекта он рассматривал как усиление двигательной реакции, а невысказанную мысль представлял себе как незаконченный рефлекс, последнее звено которого, - движение - заторможено.

В своих работах Сеченов дал глубоко материалистическую физиологи¬ческую трактовку психической деятельности человека, заложив тем самым фундамент будущей экспериментальной физиологии головного мозга.

Идеи о рефлекторном принципе деятельности мозга, высказанные Сеченовым, стали фундаментом учения о высшей нервной деятельности животных и человека, которое было создано И.П.Павловым (1849-1936) и его школой.


  1. Предмет ФВНД

Физиология – наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. Предмет Ф. – процессы, протекающие в органах и системах в их взаимосвязи с окруж. средой и при различных состояниях организма. Задача Ф. – изучить св-ва, процессы и механизмы регуляции этих свойств при различных состояниях организма в различ. условиях внешней среды. ФВНД – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, кот. базируются на рефлекторной теории. ВНД – это условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС (кора ГМ и подкорковые образования). Основная функция ВНД – обеспечить адекватное эффективное приспособление организма к окружающей среде. СС – это специализированные части НС, кот. воспринимают и анализируют различные внешние и внутренние раздражители. ФСС изучает функции и взаимодействие СС, это отрасль Ф, кот. изучает строение, функции СС человека, а также закономерности трансформации сигналов из внешней среды в активность рецепторов, кодирование инфы, механизмы переработки инфы в центральных отделах мозга и механизмы целостного восприятия. Методы исследования. 2 группы методов: Методы изучения поведения:1. М. этологического изучения поведения – изучение поведения животных в естественных среде посредством наблюдения. Задача – выявить основные структуры поведения и факторы, ответственные за реализацию поведения. 2. Методы условно-рефлекторного изучения поведения, использующиеся только в лабораторных условиях (Павлов). 3. Методы когнитивного изучения – в лабораторных условиях изучаются сложные стороны психики животных, кот. проявляются в проблемных ситуациях. Методы изучения мозга: 1. Морфологические методы – позвояют исследовать тонкое строение мозга (микроскопы, радиохимия). 2. Биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях и деятельности (химия пептидов, медиаторов, аминокислот). 3. Физиологические методы – направлены на изучение функций различных отделов мозга (разрушение мозга, электрического раздражения мозга, регистрации электрических процессов мозга, изучения мозгового кровотока или реанцелография, томография).


  1. Основополагающие принципы . Теория рефлекторной деятельности

Базовый принцип физиологии – единство организма и среды. Нервная система приспосабливает живой организм к окружающей среде. Между организмом и средой существует активное взаимодействие, которое осуществляется по рефлекторному принципу. Уравновесить взаимоотношения можно с помощью безусловных рефлексов (врожденные программы) если бы среда не менялась.

Поскольку условия среды постоянно меняются, то появляются временные связи (условные рефлексы) индивидуальный опыт.

Раздражимость – способность живой системы (клетки, ткани, органа, организма) реагировать на действие раздражителей изменением уровня физиологической активности. Раздражители – любые изменения внеш/внутр среды, кот воспринимается клетками и вызывают ответную реакцию.

Р-ли м/б

1. По природе: химич, биологич, физич.

2. По степ чувств-ти: адекват/неадекват.

3. По силе: пороговой, подпорог, надпорог силы.

Под действием р-ля в клетках возникает 2 вида изменений- специфич/неспецифич (хар-ные для данного вида ткани/хар-ные для всех видов тканей). Возбудимость – способность клетки отвечать на воздействие раздражителя реакцией возбуждения. Возбуждение – форма ответной реакции на действие раздражителей внеш/внутр среды, сопровождающаяся генерацией волнового, распространяющегося потенциала действия. Сущ-ть возбуждения закл в т, ч клетки орг-ма имеют электронный заряд, кот обеспечивает ся разностью заряженных частиц (анионов и катионов) снаружи и внутри клетки. Это мембранный потенциал. При действии раздражителя на клетку изменяется проницаемость мембраны клетки, вследствие чего ионы быстро перемещаются. Это и есть процесс возбуждения. В нервной ткани возбуждению противостоит другой процесс – торможение (процесс, заключающийся в уменьшении/полном прекращении ответной реакции на раздражение). Рефлекс – реакция организма на раздражение, реализуемая через ЦНС. Энергия раз-ля вызывает рефлекторный ответ через систему рецепторов, нервных проводников, ЦНС и исполнительные органы. Схема рефлекса: рецептор, проводниковый отдел, центральный аппарат анализа раздр-ля и исполнительный прибор (эффектор). Рефлекс рассматривается как система ответных реакций орг-ма на внеш воздействия, обусловленная не только сигналами внеш среды, но и обратными связями, приходящими в ЦНС от исполнительного аппарата.


  1. Безусловный рефлекс

БР - это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для данного вида деятельности. БР связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути. Это врожд реакции; явл видовыми и складываются в процессе эволюции данного вида,возникают на специфический/адектв раздр-ль, воздействующий на опр-ное рецепторное поле, Бр относит постоянны и сохр в течение всей жизни. Бр могут сильно изменять поведение животного при изменении в окр среде. РЦ расположен на уровне СМ и нижних отделов ГМ, т. е. Это Р низшей НД. У чела формируются представительства Р в коре (с возр). В мех-ме БР большую роль играет обратная афферентация. БР, становление кот. завершается в постнатальном онтогенезе, являются генетически заданными и жестко подогнанными под определенные, соответствующие данному виду экологические условия. Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Попыток описания и классифик. БР было сделано много, и при этом пользовались различными критериями: по характеру вызывающих их раздражителей, по их биологической роли, по порядку их следования в данном конкретном поведенческом акте. Конорский разделил БР по их биологич. роли на сохранительную -рефлексы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней Среды организма( пищевой, дыхательный и т.д.); рефлексы сохранения и продолжения рода (половой и заботы о потомстве), и на защитные рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма (чесательн. рефлекс, акт чихания и т.д.), рефлексы активного уничтож. или нейтрализ. Вредных раздражителей, объектов (наступательные или агрессивные рефлексы), реакции пассивно-оборонительного поведения. В особую группу выделены ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и ориентировочоно-исследовательское поведение. Павлов разделил безусловные рефлексы на 3 группы: простые, сложные и сложнейшие БР. Среди сложнейших БР он выделил следующие: 1) индивидуальные-пищевой, активно- и пассивно- оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые- половой и родительский. С эволюционной т. з. каждое существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере, биосфере и социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальн. освоение мира), хотя филогенетич. предпосылки последнего обнаруживаются лишь у высших животных. По мнению Симонова, освоению каждой сферы Среды соответствуют три разных класса рефлексов: 1. Витальные БР обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма (пищевой, оборонительный, ориентировочный).

Критерии:

1. неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи,

2. реализация БР не требует участия другой особи того же вида.

2. Ролевые (зоосоциальные) БР могут быть реализованы только при участии др. особи своего вида (половой, заботы о потомстве, территориальной поведение).

3. БР саморазвития ориентированны на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему (исследов. поведение, свободы, игры.)

Особенностью этой группы явл. их самостоятельность, она не выводима из др. потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Симонов рассматривает сложнейшие БР животных как филогенетическую предысторию потребностей человека, качественно преобразованных процессом культурно- исторического развития. Потребности человека разделены на три основные независимые друг от друга группы: витальные, социальные и идеальные потребности познания и творчества. Сложнейшие БР (инстинкты) выступают как фундаментальное явление ВНД, как активная движущая сила поведения человека и животных. Драйв-Р – появляются при возникновении какой-либо потребности в организме.


  1. Врожденная и приобретенная деятельность организма

реакции организма на изменения, возникающие в окружающей среде, могут быть двоякого рода: во-первых, безусловные, врожденные рефлексы и, во-вторых, условные рефлексы, приобретаемые в течение жизни в результате жизненного опыта.

Рефлекс - опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Условный рефлекс - рефлекс на действие условного раздражителя, которым становится любой первоначально индифферентный раздражитель, действующий одновременно с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.

Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма.

Павлов писал: «Центральное физиологическое явление в нормальной работе больших полушарий есть то, что мы назвали условным рефлексом. Это есть временная нервная связь бесчисленных агентов окружающей животное среды, воспринимаемых рецепторами данного животного, с определенными деятельностями организма. Это явление в психологии называют ассоциацией».

Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма (боль, пища, тактильное раздражение и т.д.).

В отличие от условных рефлексов, служащих приспособлению организма к изменяющимся условиям внешнего мира, безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям и в чистом виде практически не существуют. Условнорефлекторная связь в противоположность безусловнорефлекторной не является врожденной и образуется в результате обучения.

Конкретные формы условных рефлексов могут быть весьма различными. Здесь и непосредственная связь сигнала с реакцией, и связь индифферентных раздражителей (ассоциация), и сложнейшие цепные рефлексы, и образование систематизированных комплексов реакций (динамический стереотип) и т.д.
В процессе эволюции животных, филогенетического развития мозговых структур соотношение врожденных и приобретенных реакций закономерно меняется: в поведении низших животных врожденные формы деятельности преобладают над приобретенными, а у более развитых животных начинают доминировать индивидуально приобретенные формы поведения, которые непрерывно развиваются, усложняются и совершенствуются. Исходя из этого, Павлов вводит понятие высшей нервной деятельности и низшей нервной деятельности.

Деятельность - динамическая система активного взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта к предметной действительности.

Высшая нервная деятельность - условнорефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных - коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, то есть поведение.

Низшая нервная деятельность - деятельность низших отделов головного и спинного мозга, обеспечивающих главным образом жизнедеятель¬ность внутренних систем организма и их взаимосвязь.

Количество различных безусловных рефлексов всегда очень мало по сравнению с количеством условных. При неизменных условиях окружающей среды существование организма могло бы обеспечиваться одними лишь безусловными рефлексами, но его реакции были бы крайне бедны и однообразны, подобно реакциям автомата, созданного руками человека. Однако в действительности условия среды могут резко изменяться. Приспособление организма, правильное реагирование на каждую новую ситуацию обеспечивается постоянной выработкой новых условных рефлексов.

У низших беспозвоночных (например, у кишечнополостных) жизненные реакции однообразны и примитивны. Есть, однако, экспериментальные доказательства того, что и у этих животных образуются условные рефлексы, и, следовательно, их поведение может изменяться под влиянием жизненного опыта.

Чем сложнее организация животного, тем разнообразнее его взаимоотношения с окружающей средой и тем большее значение приобретают условные рефлексы, обогащающие его жизненный опыт. Усложнение условнорефлекторной деятельности - одна из важнейших сторон развития нервной регуляции.
Наивысшую степень развития условнорефлекторная деятельность получила у млекопитающих, и особенно у человека. Наиболее стабильные условия среды, постоянно, с первых дней жизни действующие на организм, приводят к образованию особо прочных условных рефлексов, которые могут передаваться по наследству и, следовательно, превращаться из временных, приобретаемых в течение индивидуальной жизни, в постоянные или врожденные. Таким путем в процессе эволюции непрерывно увеличивается количество врожденных, безусловных рефлексов и поведение животных становится более сложным за счет жизненного опыта предшествующих поколений.

Каждый вид животных имеет свои условия обитания и выживания. Соответственно, за каждым из видов закреплены определенные формы поведенческих реакций. Весь генетический фонд врожденных реакций отдельного индивида представляет своего рода «видовую память», способствующую сохранению себя, своего потомства, популяции и вида. При рождении живому существу уже присущ определенный набор адаптивных поведенческих реакций.

Различные формы врожденных реакций организма оказываются «готовыми» к проявлению по мере онтогенетического созревания центральной нервной системы, соответствующих им морфофункциональных систем и возникают при воздействии раздражителей, которые в филогенезе приобрели соответствующую им биологическую значимость. Классическим примером такого врожденного поведения является стереотипная деятельность птенца, обеспечивающая его вылупление из яйца, сопровождаемая резким повышением уровня бодрствования и усилением мышечного тонуса. Врожденный характер носит цеплятельный рефлекс у новорожденных обезьян, благодаря которому детеныш остается подвешенным к груди матери. Для многих врожденных рефлексов характерен феномен угасания. Так, подъем головы у копытных при появлении тени над ней - врожденный рефлекс пищевого поведения, но без пищевого подкрепления он постепенно угасает. Угасание врожденных рефлексов усиливается под влиянием изменений условий внешней среды. В интересном опыте Мебиуса щука после нескольких десятков ударов о стеклянную перегородку переставала бросаться на плавающего карася, а карась переставал ее пугаться. В результате огромного влияния обучения, воспитания на инстинктивные реакции, последние становятся более «пригнанными» к конкретным условиям жизни животного или человека. По мере взросления, созревания центральной нервной системы проявляются различные формы врожденных реакций.

Исчезновение отдельных рефлексов и появление новых реакций связано с тем, что онтогенетическое развитие нервной системы происходит от заднего, каудального, низшего отдела мозга, к переднему, ростральному, высшему. Таким образом, врожденные рефлексы проявляются, пока не созрели высшие центры, затем они исчезают, как только высшие центры начнут оказывать тормозное действие. Так, у новорожденного ребенка проявляется ряд врожденных рефлексов, например, хватательный рефлекс (плотное сжатие кисти на прикосновение или давление на ладонь), рефлекс Бабинского (выпрямление большого пальца ноги и разведение остальных при раздражении подошвы), а также при стимуляции щеки появляются рефлекторные движения головы и рта в форме поиска пищевого раздражителя. Эти двигательные рефлексы в процессе онтогенетического развития исчезают (переходят в латентное состояние), однако могут появиться вновь (и даже в старческом возрасте) при глубоких органических поражениях мозга.

С момента появления организма на свет он обладает всеми свойствами целостной системы, вступающей в непрерывные взаимоотношения с внешней средой. Продуктом такого взаимодействия является поведение. Бывшие ранее относительно автономными физиологические системы вступают в теснейшие функциональные взаимодействия друг с другом ради обеспечения целостных поведенческих актов.

В процессе индивидуального развития организмы усваивают, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты и используют их, изменяя свое поведение.

В реальном поведении врожденная деятельность и индивидуально приобретенные реакции не существуют изолировано, их совместная деятельность реализуется в едином поведенческом акте. Иными словами, целостное поведение включает два вида адаптационных реакций -генотипический, обусловленный генной программой, и фенотипический, обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды, или индивидуально приобретенный, основанный на обучении.

Безусловные рефлексы являются генетически заданными врожденными. В процессе развития организма наряду с врожденными реакциями, возникают и совершенствуются различные индивидуальные приобретенные формы поведения.

Придавая большое значение безусловным рефлексам, составляющим фундамент высшей нервной деятельности, И.П.Павлов определил необходимость инвентаризации и классификации безусловных рефлексов как задачу высшей степени важности.

Попыток классификации врожденных рефлексов было предпринято много. В основном классификации проводились по следующим критериям: по характеру вызывающих их раздражителей; по их биологической роли; по порядку их следования в данном поведенческом акте.

Так, Ю.Конорский всю врожденную деятельность организма разделил по критерию их биологической роли на сохранительную и защитную. К сохранительным рефлексам отнесены рефлексы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней среды организма {пищевой и дыхательный рефлексы, регуляция кровяного давления, уровня глюкозы в крови и т.д.); восстановительные рефлексы (сон); рефлексы сохранения и продолжения рода (половой рефлекс, рефлекс заботы о потомстве).

К защитным рефлексам отнесены рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма (чесательный рефлекс, акт чихания); рефлексы активного уничтожения или нейтрализации вредных раздражителей, объектов (наступательные и агрессивные рефлексы); реакции пассивно-оборонительного поведения (рефлекс отдергивания, рефлекс отступления, избегания). Все защитные рефлексы организма возникают в непредвиденных критических обстоятельст¬вах и направлены на удаление всего организма или его частей из сферы действия опасного или вредного раздражителя. В особую группу рефлексов выделены ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и ориентировочно-исследовательское поведение.

И.П.Павлов выделял безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма - пищевые, оборонительные, ориентировочные, детские. Он также разделил безусловные рефлексы на простые, сложные и сложнейшие. Среди сложнейших он выделил следующие: 1) индивидуальные - оборонительный, пищевой, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательс¬кий, рефлекс игры; 2) видовые - половой, родительский.

И.П.Павлов придавал огромное значение изучению механизмов врожденных рефлексов животных. Он считал, что изучение врожденных рефлексов животных должно составлять филогенетическую основу человеческих действий, способствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению.

Павловские мысли получили особое развитие в работах П.В.Симонова, по мнению которого биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. Рассматривая прогресс исторического самодвижения живой природы как диалектически противоречивое взаимодействие тенденций самосохранения и саморазвития, П.В.Симонов развивает идею, что прогрессивное развитие безусловных рефлексов составляет филогенетическую основу совершенство¬вания потребностей животных и человека. Потребности отражают избиратель¬ную зависимость организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, и служат источником активности живых существ, побуждением и целью их поведения в окружающей среде. С эволюционной точки зрения каждое существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере, биосфере, социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальное освоение мира). По мнению Симонова, освоению каждой сферы среды соответствуют три разных класса рефлексов: витальные безусловные рефлексы, ролевые (зоосоциальные) рефлексы и безусловные рефлексы саморазвития.

Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и ориентировочный рефлекс, рефлекс экономии сил и многие другие. Критериями рефлексов витальной группы являются следующие: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи и 2) реализация безусловного рефлекса не требует участия другой особи того же вида.

Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формиро¬вания групповой иерархии, где отдельная особь неизменно выступает в роли брачного партнера или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого.

Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся: исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой. Особенностью группы саморазвития является их самостоятельность; она не выводима из других потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Так, реакция преодоления преграды осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова цель, на пути к которой возникла преграда.


  1. Отличие условных рефлексов от безусловных

А. Безусловные рефлексы - врожденные; они наследуются и характеризуются большим постоянством. Условные рефлексы приобретаются в течение жизни, не наследуются и значительно менее постоянны.

Б. Любой безусловный рефлекс, как врожденный, появляется, сразу же при первом применении соответствующего раздражителя, если, разумеется, нервная система достигла соответствующей степени зрелости. Пища, впервые попавшая в рот новорожденного животного, вызывает рефлекторное отделение слюны, а впервые нанесенное болевое воздействие влечет за собой двигательную реакцию. Условные рефлексы проявляются не сразу: они вырабатываются постепенно, при наличии определенных условий. Это связано с тем, что безусловный рефлекс протекает через уже готовые рефлекторные дуги, а для осуществления условного рефлекса необходимо, чтобы в коре функциональные взаимодействия друг с другом ради обеспечения целостных поведенческих актов.

В процессе индивидуального развития организмы усваивают, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты и используют их, изменяя свое поведение.

В реальном поведении врожденная деятельность и индивидуально приобретенные реакции не существуют изолировано, их совместная деятельность реализуется в едином поведенческом акте. Иными словами, целостное поведение включает два вида адаптационных реакций -генотипический, обусловленный генной программой, и фенотипический, обусловленный взаимодействием генотипа и условий среды, или индивидуально приобретенный, основанный на обучении.

Безусловные рефлексы являются генетически заданными врожденными. В процессе развития организма наряду с врожденными реакциями, возникают и совершенствуются различные индивидуальные приобретенные формы поведения.

Придавая большое значение безусловным рефлексам, составляющим фундамент высшей нервной деятельности, И.П.Павлов определил необходимость инвентаризации и классификации безусловных рефлексов как задачу высшей степени важности.

 Попыток классификации врожденных рефлексов было предпринято много. В основном классификации проводились по следующим критериям: по характеру вызывающих их раздражителей; по их биологической роли; по порядку их следования в данном поведенческом акте.

Так, Ю.Конорский всю врожденную деятельность организма разделил по критерию их биологической роли на сохранительную и защитную. К сохранительным рефлексам отнесены рефлексы, обеспечивающие регуляцию постоянства внутренней среды организма (пищевой и дыхательный рефлексы, регуляция кровяного давления, уровня глюкозы в крови и т.д.); восстановитель¬ные рефлексы (сон); рефлексы сохранения и продолжения рода (половой рефлекс, рефлекс заботы о потомстве).

К защитным рефлексам отнесены рефлекторные реакции, связанные с устранением вредных агентов, попавших на поверхность или внутрь организма (чесательный рефлекс, акт чихания); рефлексы активного уничтожения или нейтрализации вредных раздражителей, объектов (наступательные и агрессивные рефлексы); реакции пассивно-оборонительного поведения (рефлекс отдергивания, рефлекс отступления, избегания). Все защитные рефлексы организма возникают в непредвиденных критических обстоятельст¬вах и направлены на удаление всего организма или его частей из сферы действия опасного или вредного раздражителя. В особую группу рефлексов выделены ориентировочный рефлекс на новизну, реакция нацеливания на стимул и ориентировочно-исследовательское поведение.

И.П.Павлов выделял безусловные рефлексы, направленные на самосохранение организма - пищевые, оборонительные, ориентировочные, детские. Он также разделил безусловные рефлексы на простые, сложные и сложнейшие. Среди сложнейших он выделил следующие: 1) индивидуальные - оборонительный, пищевой, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательс¬кий, рефлекс игры; 2) видовые - половой, родительский.

И.П.Павлов придавал огромное значение изучению механизмов врожденных рефлексов животных. Он считал, что изучение врожденных рефлексов животных должно составлять филогенетическую основу человеческих действий, способствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к личному самоуправлению.

Павловские мысли получили особое развитие в работах П.В.Симонова, по мнению которого биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. Рассматривая прогресс исторического самодвижения живой природы как диалектически противоречивое взаимодействие тенденций самосохранения и саморазвития, П.В.Симонов развивает идею, что прогрессивное развитие безусловных рефлексов составляет филогенетическую основу совершенство¬вания потребностей животных и человека. Потребности отражают избиратель¬ную зависимость организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, и служат источником активности живых существ, побуждением и целью их поведения в окружающей среде. С эволюционной точки зрения каждое существо занимает определенное пространственно-временное место в геосфере, биосфере, социосфере, а для человека и в ноосфере (интеллектуальное освоение мира). По мнению Симонова, освоению каждой сферы среды соответствуют три разных класса рефлексов: витальные безусловные рефлексы, ролевые (зоосоциальные) рефлексы и безусловные рефлексы саморазвития.

Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный и ориентировочный рефлекс, рефлекс экономии сил и многие другие. Критериями рефлексов витальной группы являются следующие: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи и 2) реализация безусловного рефлекса не требует участия другой особи того же вида.

Ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена эмоционального резонанса («сопереживания») и формирования групповой иерархии, где отдельная особь неизменно выступает в роли брачного партнера или детеныша, хозяина территории или человека, у которого в собственности недвижимость, пришельца, лидера или ведомого.

Безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред, обращены к будущему. К их числу относятся: исследовательское поведение, безусловный рефлекс сопротивления (свободы), имитационный (подражательный) и игровой. Особенностью группы саморазвития является их самостоятельность; она не выводима из других потребностей организма и не сводится к другим мотивациям. Так, реакция преодоления преграды осуществляется независимо от того, какая потребность первично инициировала поведение и какова цель, на пути к которой возникла преграда.


  1. Нейрофизиологический механизм образования условного рефлекса

Физиологическую основу условного рефлекса составляет процесс замыкания временной связи. Временная связь -это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного (УР) и безусловного (БР) раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями.

Физиологический механизм, лежащий в основе условного рефлекса, схематически представлен на рис.1, где I, II - очаги возбуждения в коре большого мозга; 1 - афферентные пути условного сигнала; 2 - рецепторы полости рта; 3 - эфферентные пути; 4 - центр в продолговатом мозге; 5 -слюнная железа; 6,7 - афферентные пути безусловного сигнала; 8 -чувствительные нейроны; 9 - вставочные нейроны.

Предположим, что е лабораторных условиях приводится в действие какой-нибудь раздражитель, например, вспыхивает электрическая лампочка. Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих состояний организма. Сигнальный раздражитель - раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, но при определенных условиях образования условного рефлекса, начинающий ее вызывать. Такой раздражитель, обычно называемый индифферентным, в действительности



вызывает ориентировочный безусловный рефлекс, причем в зрительной области коры больших полушарий возникает очаг возбуждения.
Однако при многократном повторении раздражения ориентировочный рефлекс ослабевает, а затем и вовсе не наблюдается, что связано с постепенным ослаблением очага возбуждения в коре больших полушарий.

Если через короткое время после включения электрической лампочки (через 10-30 сек.) дать животному пищу, в зоне коркового представительства условного стимула и коркового (или подкоркового) представительства безусловного стимула формируются два очага возбуждения.

Стимул - воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.

Реакция - любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде - от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса.
Очаг возбуждения, вызванный безусловным стимулом внешней или внутренней среды организма, как более сильный (доминантный) притягивает к себе возбуждение из очага более слабого возбуждения, вызванного условным стимулом. После нескольких повторных предъявлений условного и безусловного раздражителей между этими двумя зонами «проторяется» устойчивый путь движения возбуждения: от очага, вызванного условным стимулом, к очагу, вызванному безусловным стимулом. В результате изолированное предъявление только условного стимула теперь приводит к реакции, вызываемой ранее безусловным стимулом.

В качестве главных клеточных элементов центрального механизма образования условного рефлекса выступают вставочные и ассоциативные нейроны коры большого мозга.


  1. Стадии образования условного рефлекса
  1   2   3   4   5


Вопросы к экзамену
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации