Лекции - Государственное регулирование экономики - файл n1.doc
Лекции - Государственное регулирование экономикискачать (768.4 kb.)
Доступные файлы (13):
Победи орков

n1.doc
Введение
ВведениеПроблема обеспечения эффективного регулирования экономики была и является едва ли не самой острой из совокупности проблем, определяющих состояние и перспективы развития любой страны.
Ее актуальность для России обуславливается не только естественной ограниченностью ресурсных возможностей, но и социально-экономической остротой переходного периода, связанного со становлением развитого рыночного хозяйства.
Начало перехода к рынку в России связывают с либерализацией цен 2 января 1992 г. Однако фактически реформирование экономики началось еще в 1987 г. в рамках централизованного управления ею в связи с принятием союзных законов о предприятиях, о собственности, о кооперации.
Кроме мощного государственного сектора появились кооперативные, арендные предприятия, индивидуальная трудовая деятельность. Однако эти два сектора оказались в неравноценном положении. Государственные предприятия обладали колоссальными финансовыми и материальными ресурсами через систему госзаказов, лимитов, фондов и т.д., но имели множество ограничений по использованию денежных средств, в том числе по оплате труда. Негосударственные предприятия, наоборот, обладая большой свободой действий в маневрировании ресурсами, были первоначально отрезаны от них. Поэтому начался процесс растаскивания госпредприятий его руководителями, процесс перекачки материальных и финансовых ресурсов в различные виды создаваемых кооперативов, совместных предприятий и т.д.
Этот процесс резко ускорился после вступления в действие с 1 января 1991г. Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", в соответствии с которым вновь созданные негосударственные предприятия, располагая имуществом на праве полного хозяйственного ведения, фактически становились собственниками государственного имущества без какой-либо ответственности.
Открыв шлюзы для развития предпринимательства, государство не изменило механизмов государственного регулирования экономики в важнейших областях ценообразования и финансов. Итогом стал устойчивый спад производства во всех отраслях, скачкообразное нарастание денежной массы, потеря управления экономикой.
В 1991 г. добыча нефти и угля сократилась на 11 % , производство проката черных металлов - на 14 %, химических волокон - на 22 %, продовольственных товаров - на 12-15 %. Прирост же объема наличной денежной массы за 1991 г. составил 27,5 % [ ] . Правительством предпринимались колоссальные усилия по контролю за ценами на товары, но это приводило к еще большему обострению постоянно существовавшего в советской экономике дисбаланса между денежными доходами и расходами населения, который за 1991 год вырос вдвое и составил 24%. Резко вырос внешний долг страны, что в конечном итоге привело к банкротству Внешэкономбанка.
Реальность паралича экономики была абсолютно однозначной. Поэтому государство перешло к реформированию экономики. Основными ее направлениями стали:
либерализация цен;
приватизация;
введение новой налоговой системы;
переход к жесткой финансово-кредитной политике;
изменения во внешнеэкономической политике.
Анализ состояния экономики страны за прошедшие годы реформы позволяет с определенными допущениями говорить о сформировавшейся тенденции необратимых позитивных изменений в экономических отношениях общества. Во-первых, восстановлен и активно функционирует потребительский рынок. Во-вторых, практически отсутствует дефицит в торговле продукцией производственно-технического назначения. В-третьих, заканчивается процесс приватизации и акционирования предприятий. В экономике страны все большую роль начинает играть негосударственный сектор: в 1994г. в нем было произведено 62% ВВП, в 1995г. - 70% ВВП.
Вместе с тем кризисное состояние экономики не преодолено. Отмеченные выше качественные изменения в характере экономических отношений не сформировали условий для достижения макроэкономического равновесия, что подтверждается следующими динамиками основных показателей экономического развития России:
на протяжении последних шести лет (начиная с 1991г.) наблюдается устойчивая тенденция падения ВВП. В 1995 году его объем по официальным данным составил 51% к объему ВВП в 1991 году [ ]. В 1996г. - спад объема ВВП продолжался и составил 6% к уровню 1995г.;
постепенно нарастает уровень зарегистрированной и скрытой безработицы. Так, если в 1994 году их соотношение по тульскому региону составило 1,61% к 12-14% [ ], то на 1 июля 1996 года уже 2,37% к 18-20%;
на фоне падения ВВП продолжается острейший инвестиционный кризис, охвативший все отрасли народнохозяйственного комплекса. По данным А.М. Марголина [ ] к началу 1996 года по сравнению с 1989 годом произошло пятикратное снижение капиталовложений за счет всех источников финансирования. В 1998г. уменьшение инвестирования в основной капитал даже ускорилось.
Таким образом, процесс реформирования экономики сопровождается большими экономическими и социальными издержками, следствием которых является крайне низкая эффективность функционирования финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов общества. Анализ причин негативного состояния экономики страны показывает, что несмотря на тесное взаимодействие, их можно разделить на две группы:
а) внешние причины, являющиеся порождением разрыва хозяйственных связей в результате разрушения единого экономического пространства из-за распада СССР;
б) внутренние причины, возникновение которых связано со специфическими закономерностями исторического развития индустриального потенциала страны и болезнями роста формирующегося механизма государственного регулирования экономики.
Исследуя внутренние причины стагнации народного хозяйства, можно констатировать, что трудность проводимых реформ во многом объясняется тем, что внутренняя среда экономики России соответствует условиям массового производства, а внешняя, в которую страна пытается интегрировать, давно живет по законам постиндустриальной эпохи. Отсюда - сырьевой характер экспорта, потеря многими отечественными производителями внутреннего рынка, необходимость структурной и технической перестройки производства и многие другие проблемы, наложившиеся на новую для россиян многоукладность хозяйствования.
Что касается причин стагнации экономики, связанных с проблемами роста формирующегося механизма государственного управления, то, на наш взгляд, они заключаются в переоценке возможностей самонастройки экономики и ослаблении рычагов государственного воздействия и регулирования на всех ее структурных уровнях.
Однако прежде, чем говорить о рычагах, уровнях и объектах государственного регулирования экономики необходимо рассмотреть два основополагающих понятия нашего курса: экономики как системы и государственного регулирования экономики.