Гореликова. Основы научных исследований. Учебное пособие - файл n1.doc
приобрестиГореликова. Основы научных исследований. Учебное пособиескачать (291.5 kb.)
Доступные файлы (1):
Победи орков

n1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности
Г.А. Гореликова
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное пособие
Кемерово 2003
УДК: 167 /168 (075)
Печатается по решению Редакционно-издательского Совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности
Рецензенты:
Доцент Кемеровского института (филиала) РГТЭУ,
к.т.н. О.С. Габинская,
Доцент ИПК, к.б.н. А.Ю. Игнатова.
Основы научных исследований: Учебное пособие /
Г.А. Гореликова. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2003. – 52 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы научных исследований» и предназначено для студентов специальности 351100 заочной формы обучения. В нем даны основные термины и понятия в области научных исследований. Более подробно рассмотрены вопросы научных исследований в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров.
Ил. 1, библ. назв. 13





1401000000
У 50(03)-03

ISBN 5-89289-223-9
Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности, 2003
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие к выполнению самостоятельной и контрольных работ по курсу «Основы научных исследований» предназначено для студентов специальности 351100 – «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения.
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с основными понятиями в области научных исследований, организацией УИРС и НИРС, подготовка к выполнению курсовой и дипломной работ.
Программа базируется на знаниях, полученных студентами при изучении фундаментальных курсов химии, биохимии, физики, микробиологии, специальных дисциплин: теоретических основ товароведения и экспертизы, товароведения и экспертизы однородных групп продукции и др.
В теоретической части пособия рассмотрены термины и определения, виды и направления научных исследований применительно к товароведению и экспертизе продовольственных товаров, основные изучаемые объекты и процессы, современные средства и методы, используемые в ходе исследований; дана структура научного исследования и порядок его выполнения.
В результате изучения дисциплины студенты должны ознакомиться с методическим подходом к научному исследованию; приобрести навыки работы с библиотечными каталогами, научной литературой. Студенты должны знать основные направления исследований в области товароведения и экспертизы, уметь выбрать тему исследования, организовать эксперимент, обосновать выбор методов исследования, проанализировать и оформить полученные результаты.
Учебным планом по данному курсу предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. В процессе изучения теоретического материала студенты заочной формы обучения выполняют 1 контрольную работу. По окончании изучения дисциплины студенты сдают зачет.
Данное учебное пособие включает теоретический материал, который могут использовать студенты всех форм обучения, и контрольные вопросы; практическое руководство к выполнению самостоятельной и контрольной работ для студентов заочной формы обучения; задание по контрольной работе и указания по его выполнению.
1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ПО «ОСНОВАМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» В первом разделе излагается основное содержание программы курса по «Основам научных исследований» для студентов специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» заочной формы обучения. В конце каждой темы даются вопросы для самостоятельной проверки знаний.
ТЕМА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1.
Основные цели и задачи дисциплины, ее место в образовательной программе студентов специальности «Товароведение и экспертиза товаров». Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких общеобразовательных дисциплин, как «Химия», «Физика», «Биохимия», «Микробиология», базовых дисциплин по специальности: «Теоретические основы товароведения и экспертизы», «Товароведение и экспертиза однородных групп продукции», «Дегустационный анализ» и др.
Целью изучения дисциплины «Основы научных исследований» является ознакомление с основными понятиями в области научных исследований, изучение организации учебной исследовательской работы студентов (УИРС) и научно-исследовательской работы студентов (НИРС), подготовка к оформлению отчетов по практике, выполнению курсовой и дипломной работ.
Задачи курса «Основы научных исследований»:
ознакомиться с основными терминами и определениями, применяемыми в сфере научного исследования;
изучить структуру и порядок научного исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров, особенности исследования отдельных однородных групп пищевых продуктов;
овладеть информацией о современных важнейших направлениях научных исследований в товароведении и экспертизе товаров;
приобрести знания в области выбора темы, объекта и методов исследований;
приобрести навыки работы с научной литературой;
научиться, как правильно организовать и выполнить научный эксперимент;
изучить особенности сбора информации в торговой организации, научиться анализировать и правильно оформлять результаты научного исследования.
1.2.
Научное исследование: цели и задачи, предмет и объект научного исследования. Объекты научных исследований в области товароведения и экспертизы. Цель научного исследования – всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.
Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет – это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.
Очень важно правильно выбрать объект научного исследования. Объектами исследования в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров могут быть:
образцы продовольственных товаров, отобранные в торговой организации (ТО), или образцы пищевых продуктов, отобранные у производителя (при проведении товароведной экспертизы продовольственных товаров);
ассортимент (торговый или производственный);
торговая организация или торговое предприятие (при изучении деятельности ТО, работы товароведа, других специалистов и т.д.);
потребители продовольственных товаров (при изучении спроса на тот или иной товар, потребительских предпочтений и т.д.);
сырье для производства пищевых продуктов (при разработке новых видов пищевых продуктов);
различные группы населения (при изучении фактического питания, при исследовании профилактической эффективности новых пищевых продуктов лечебно-профилактической направленности);
документы: нормативная документация, техническая документация, сопроводительные документы на продовольственные товары, протоколы испытаний проб (образцов) продукции и т.д.;
контролирующая организация, осуществляющая деятельность по обеспечению качества и безопасности продовольственных товаров (центры Госсанэпиднадзора, Торгово-промышленная палата, Государственная хлебная инспекция, Государственная ветеринарная инспекция, центры Стандартизации, метрологии и сертификации, Органы по сертификации продукции и услуг, Государственная налоговая инспекция, Государственный таможенный комитет, Аккредитованные испытательные лаборатории и т.д.).
Выбор объекта исследования зависит от темы исследования, поставленной цели и задач. Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объектов исследования, является обеспечение их достаточной количественной и качественной представительности.
1.3.
Классификации научных исследований. Основные виды научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки. Научные исследования классифицируют по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования. Рассмотрим две из них более подробно.
По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.
В области товароведения и экспертизы это могут быть исследования, связанные с повышением эффективности работы торгового предприятия, организации труда товароведов и других работников торговли, повышение культуры обслуживания и т.д.
По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки (рис. 1).
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.
К фундаментальным исследованиям в товароведении можно отнести изучение материальной природы товаров, исследование процессов; протекающих в товарах при хранении; изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на потребительские свойства товаров на всех эта-


-
Фундаментальные | | Прикладные | | Разработки |


-
Поисковые исследования |
| Научно-исследовательские работы |
| Опытно-конструкторские работы |
Рис. 1 . Классификация научных исследований по целевому назначению
пах товародвижения. Фундаментальные исследования в области экспертизы – это разработка научных основ товарной экспертизы, способов обнаружения фальсификации и т.д.
Фундаментальные исследования в товароведении часто проводятся на стыке с другими науками. Для товароведения продовольственных товаров это в первую очередь естественные науки – биохимия, химия, микробиология; а также экономика и другие науки.
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.
В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
-
поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;
- в результате
научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;
- целью
опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.
В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.
Учебная исследовательская работа студентов и научная исследовательская работа студентов в области товароведения и экспертизы в основном носит характер
прикладных исследований или
разработок. Прикладные исследования могут быть
поисковыми (по установлению факторов, влияющих на товар на различных этапах товародвижения; могут быть направлены на отыскание путей создания новых технологий производства пищевых продуктов на основе результатов фундаментальных исследований и др.), научно-исследовательскими (направленные на создание новых технологий, опытных установок и т.п.).
Разработки могут быть направлены на создание новых пищевых продуктов, технологий их производства; создание и утверждение нормативной документации на новые продукты, организацию выпуска опытной партии нового продукта и т.д.
1.4.
Основные научные направления. Структурные единицы научного направления: комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы. Требования к теме научного исследования. Темы научного исследования в товароведении и экспертизе. Каждую научно-исследовательскую работу (НИР) можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и т.п. направления с возможной последующей детализацией. Товароведение относится к направлению «Технические науки».
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности