Ответы по территориальной организации населения - файл n1.doc

приобрести
Ответы по территориальной организации населения
скачать (278.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc279kb.08.07.2012 17:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4
Вопрос 1: Предмет, цели задачи территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 2: Основные понятия территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 3: Закономерности и принципы территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 4: Факторы территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 5: Тенденции развития территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 6: Освоение территории и производства.

Вопрос 7: Модели пространственных закономерностей.

Вопрос 8: Экономическая оценка природных ресурсов.

Вопрос 9: Формы территориальной организации населения (ТОН).

Вопрос 10: Городское население.

Вопрос 11: Сельское население.

Вопрос 12: Демография.

Вопрос 13: Этнонациональное развитие.

Вопрос 15: Показатели размещения населения

Вопрос 16: Структура и факторы размещения населения.

Вопрос 17: Трудовые ресурсы и их использование.

Вопрос 18: Разделение труда.

Вопрос 19: Опорный каркас.

Вопрос 20: Теория организации ТЭК.

Вопрос 21: Теория организации машиностроительного и металлургического комплекса.

Вопрос 22: Теория организации химического и лесного комплекса.

Вопрос 23: Теория организации легкой и пищевой промышленности.

Вопрос 24: Сельское хозяйство и территориальная организация населения (ТОН).

Вопрос 25: Формы теория организации сельского хозяйства и производства.

Вопрос 26: Управление организацией населения в сельскохозяйственных регионах.

Вопрос 27: Экономическая интеграция организация ОЭП.

Вопрос 31: Теория организации ж/д.

Вопрос 32: Теория организации морского и речного транспорта.

Вопрос 33: Теория организации автомобильного транспорта.

Вопрос 34: Трубопроводный и воздушный транспорт.

Вопрос 35: Совершенствование транспортной системы.

Вопрос 36: Приграничные районы.

Вопрос 37: Север.

Вопрос 38: Теория организации коренных народов.

Вопрос 39: Интеграция России и стран СНГ в мировое хозяйство.

Вопрос 40: Размещение производительных сил.
Вопрос 1: Предмет, цели задачи ТОН.

ТОН - это совокупность процессов или действий по размеще­нию населения и производства, природопользованию, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости с целью ускорения социально-экономического развития как все­го общества в целом, так и его отдельных территориальных об­щностей.

ТОН изучает факторы, определяющие пространственно и организа­ционно оформленную среду обитания, на которой под влиянием тер­риториального разделения труда концентрируются необходимые и достаточные условия жизнедеятельности и воспроизводства насе­ления.

Главная цель ТОН заключается в созда­нии необходимых условий для преумножения социально-демо­графического, интеллектуального, производственно-технологи­ческого и природно-ресурсного потенциала данной территории, повышения уровня жизни населения, усиления воздействия со­циально-экономического потенциала данной территории на со­стояние общего социально-экономического пространства страны.

Достижение этой цели предполагает решение соответствующих практических задач в области управления территориальным раз­витием на федеральном, региональном и местном уровне.

Территориальную организацию населения можно одновре­менно рассматривать в двух аспектах:

как процесс по организации населения на какой-либо тер­ритории;

как результат этого процесса – сложившиеся террито­риальные системы, связанные с населением (численность и плотность, состав, расселение, сеть населенных пунктов, миг­рации и т. д.).

Объект территориальной организации населения – это на­селение (народонаселение), которое изучается также многими другими науками: демографией, этнографией, социологией, ан­тропологией, географией населения, психологией и т. д.

Главная задача ТОН: построение такой системы управления, к-ая обеспечивала бы своевременное предоставление всех необходимых услуг населению в процессе его воспроизводства.

Основные задачи ТОН, имеющие важное практическое значение:

совершенствование системы гос-го, регионального, муниципального упр-ия процессами ТОН и произ-ва;

обеспечение рационального природо- и землепользования;

повышение уровня и качества жизни населения страны и регионов, улучшение условий жизнедеят-ти населения в каждом муниципальном образовании;

развитие и преумножение демографического потенциала страны и регионов;

развитие и преумножение интеллектуального потенциала страны и регионов;

создание нормальных жилищных условий, охрана здоровья, организация мед. помощи, обеспечение доступности образования;

выравнивание уровней экономич. и соц. развития регионов;

обеспечение стабильности и устойчивости темпов экон. развития страны и регионов;

эффективное упр-ие муниц. собственностью;

развитие демократических начал, осуществление охраны обществ. порядка.
Вопрос 2: Основные понятия ТОН.

Территория – часть поверхности суши с присущими ей природными и антропогенными св-ми и образованиями. * Ресурсы территории/территориальные ресурсы

Население – совокупность жителей какой-либо территории.

15 тыс. лет до н.э. население Земли ?3 млн. чел. 2 тыс. лет до н.э. – 50 млн. чел. Начало нашей эры – 230 млн. чел. Конец 1 тысячелетия – 275 млн. чел.

1900х – 1,6 млрд. чел. Середина 90х ХХв – 5,5 млрд. чел. ХХI – более 6 млрд. чел.

Организация – система, обеспечивающая удовлетворение многообразных общественных, коллективных и личных потребностей сообщества людей на данной территории.

Территориальная орг-ия (более широкое опредление) – система упр-ия созданием необходимых и достаточных условий жизнедеят-ти населения, экономич. роста и интеллектуального потенциала в территориальных подсистемах.

Орг-ия территории – упорядоченное развитие ее ландшафтной, инженерной, производственной, рекреационной и др. структур, секторов и отраслей.

ТОН - это совокупность процессов или действий по размеще­нию населения и производства, природопользованию, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости с целью ускорения социально-экономического развития как все­го общества в целом, так и его отдельных территориальных об­щностей.

Территориальную организацию населения можно одновре­менно рассматривать в двух аспектах:

как процесс по организации населения на какой-либо тер­ритории;

как результат этого процесса – сложившиеся террито­риальные системы, связанные с населением (численность и плотность, состав, расселение, сеть населенных пунктов, миг­рации и т. д.).
Вопрос 3: Закономерности и принципы ТОН.

Закономерности развития ТОН – категории того же порядка, что и экономич. законы (обобщение, гласящее, что от членов какой-либо соц. группы при определенных условиях можно ожидать опред. образа действий).

В соответствии с общими экон. законами и на их основе возникают объективные закономерности территориального развития.

Закономерности ТОН (по Шарыгину):

1.площадная дискретизация жизнедеят-ти людей;

2.территориальная концентрация и деконцентрация жизнедеят-ти об-ва;

3.пространственная дифференциация об-ва и делегирование ф-ий вышестоящим районам;

4. пропорциональность ТО об-ва.

Основополагающие принципы ТОН: системность, целостность, комплексность, целевой ориентации, устойчивости, иерархичности и др. эффективные системы упр-ия ТОН должны быть организованы с учетом этих принципов, реализуемых на практике с помощью норм и правил гос. упр-ия и местного самоупр-ия.

Системность – соблюдение опред. порядка в расположении и связи действий.

Целостность – представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Комплексность – наличие полного набора, состава.

Иерархичность – соблюдение порядка подчинения низших высшим (межстрановый уровень, фед., рег., мун)

Любая ТОН представляет собой социоэкосистему, в к-ой люди работают, живут, отдыхают, размножаются и умирают ради достижения общих и индивидуальных целей. Из этого определения следует, что ТОН есть взаимосвязанная сов-ть соц-ой, эк-ой, тех-ой и инф-ой подсистем. Эти подсистемы воздействуют друг на друга и взаимодействуют с внешней средой.

Направление взаимодействий указанных подсистем в системе ТОН определяется внутр. потребностями саморегуляцией, сохранения устойчивого состояния и целостности в процессе функционирования и развития.

Устойчивое состояние системы ТОН – состояние, позволяющее ей сохранять базовые качественные хар-ки, параметры стабильного, безопасного развития при воздействии на нее со стороны других подсистем.

*Если закономерности ТОН выражают наиболее общие объективные особенности геограич. Распределения произ-ва и населения, то принципы ТОН указывают на конкретные основополагающие требования экономич. политики в данной области.

Конкретные принципы обусловлены опред. закономерностями, преломляют их в практические целевые устаноыки. Например, принцип приближения энергоемких произ-в к местам сосредоточения топливно-энергетических ресурсов в основном вытекают из закономерности эффективного размещения произ-ва.

При длительном действии принципы становятся частными закономерностями, т.е. объективными требованиями и тенденциями территориального развития.
Вопрос 4: Факторы ТОН.

ТОН формируется и развивается под влиянием разл. факторов (совокупность пространственных условий и ресурсов, рациональное использование к-ых обеспечивает наилучшие результаты при размещении произ-ых объектов и соц-эк-ом развитии территориальных систем расселения населения).

Все факторы можно разделить на 2 группы: 1.объективные (природно-географические, производственно-экономические, научно-технологические, соц-демографические, экологические); 2.субъективные (управленческие, политические, религиозные, нацианальные).

На протяжении всей истории направление и результаты эк-ой деят-ти человека определялись геогр. Положением места его проживания, климатическими условиями, плодородием почвы, наличием или отсутствием полезных ископаемых. Все это в известной степени определяет потенциальные возможности использования среды обитания человека и воздействует на развитие ТОН.

Производственно-экономические факторы обусловливают размещение производительных сил, оказывают влияние на формирование и развитие хоз. Связей.

В рамках научно-технологических факторов важно осуществлять исследования, результаты к-ых позволяют разрабатывать и внедрять в разл. сферы жизни совр. технологии, соответствующие тенденциям развитии эк-ки.

Будущая картина расселения любой страны (и мира) зависит от развития демографич. Процессов, предопределяющих в свою очередь темпы и хар-р процесса урбанизации. В мировом масштабе прирост населения – это один из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование расселения населения.
Вопрос 5: Тенденции развития ТОН.

Факторы развития ТОН могут оказывать как стабилизирующее, так и негативное воздей­ствие в различных точках социально-экономического простран­ства страны. Негативные последствия этого воздействия можно преуменьшить или же полностью предотвратить на основе созда­ния и внедрения эффективных, современных систем управления на федеральном, региональном и местном уровне.

Во многих странах мира законодательно проводится децентра­лизация размещения промышленности, определяются зоны ее раз­вития, под которые отводятся непригодные для сельского хозяй­ства земли. В ряде стран наметилась тенденция к перемещению жителей крупнейших агломераций на их окраины. Подобного рода перемещение населения влечет за собой увеличение заселенной площади.

В последние годы большой спрос на земли связан с формиро­ванием рекреационных зон и мероприятиями по охране природ­ной среды. В этих целях создаются национальные и региональные парки, естественные заповедные зоны.

Регулирование использования природно-ресурсного потенциала затрагивает три основные проблемы. Во-первых, это рациональное использование земельных ресурсов. Оно осуществляется посредством территориального планирова­ния и управления и имеет целью создание оптимальной структу­ры землепользования с учетом условий окружающей среды и воз­можно более эффективное использование каждого участка терри­тории страны.

Во-вторых, это охрана земельных угодий, которая должна обеспечить снижение уровня отвода ценных сельскохо­зяйственных площадей под несельскохозяйственное использова­ние, восстановление плодородия нарушенных земель. И в-третьих, это формирование рациональной структуры хозяйств, в частно­сти обеспечение их динамичного развития, поддержание высо­коэффективного производственного потенциала сельского хозяй­ства, создание равных производственных и жизненных условий для городского и сельского населения.

Кроме того на условия на условия жизни в городах и др. территориальных системах будет оказывать влияние технико-организационный процесс в области уборки отходов, создания безотходных технологий. Однако масщтабы воздействия этого фактора будут во многом зависеть от принимаемых стандартов обслуживания населения.

Исследования показывают, что формирование территориаль­но-производственных комплексов и комбинирование предприя­тий в пределах промышленных узлов приводят к существенному уменьшению потребности в территории.

Территориально-произ­водственный комплекс представляет собой систему взаимосвязан­ных производственно-территориальных комплексов, объединя­ющих отдельные предприятия в единую систему с общей инфра­структурой, системой снабжения и удаления производственных отходов, совместными мероприятиями по охране окружающей среды.

В этом случае экономия земельных ресурсов дости­гается путем повышения этажности построек, объединения нескольких тех­нологических процессов в одном помещении, оптимального расположения единого центра управления промышленным узлом и учреждений обслуживания работающих в его пределах.

Важными компонентами развития новых форм ТОН на основе достижений техники и технологий в ближайшем будущем сгинут комплексная автоматизация производственных процессов на осно­ве создания безлюдных производств, широкое распространение биотехнологий, генной инженерии, нанотехнологий и т.п.
Вопрос 6: Освоение территории и произ-ва.

Освоенная территория – преобразованный человеком комплекс географич. оболочки.

Состояние освоенности налицо только в том случае, если человек в течении длительного времени проживает на данной территории в условиях расширенного воспроизводства.

Освоение территории – упр-ие взаимодействием об-ва с земной средой в условиях неуклонного роста потребности населения.

Содержание процесса освоения – исторически обусловленный комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей об-ва путем максимального полного использования полезных св-в геосреды.

Этапы освоения территории:

1.знакомство с территорией и определение потребностей в ее ресурсах, это может привести к возникновению у об-ва экономич. интереса к территории;

2.ведутся прогнозные и плановые работы, обосновывающие будущую роль территории в территориальной орг-ии и в хоз-ом комплексе страны. Принятие плана освоения территории открывает дооргу непосредственному освоению;

3.происходит заселение территории, создание насел. пунктов, развертывание энерго-произ-ых ресурсов, их увязка с другими составляющими, адаптация населения к новым условиям. Этап хар-ся усиленным притоком людей, техники и др. ресурсов.

Зависимость между освоением территории и освоением произ-ва:

На фоне зачаточного развития произ-ва территория в хоз-ом отношении казалась беспредельной. Если не считать некоторых форм упорядочения, вызванных строительными и военными целями, орг-ия территории долгое время не осуществлялась.

К настоящему времени ситуация изменилась на противоположную. Кажущаяся безграничность развития произ-ва все более сталкивается с дефицитностью территории и ее ограниченностью возможностей. До пересечения кривых, территория как бы насыщается производительными фондами, однако их пересечение неизбежно.
Вопрос 7: Модели пространственных закономерностей.

Становление теории размещения пром-ти и с/х принято связывать с выходом в свет книги нем. Экономиста Ионганна Генриха фон Тюнена «Изолированное гос-во в его отношении к с/х». главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения с/х-го произ-ва.

Он предполагал наличие экономич. изолированного от остального мира гос-ва, в пределах к-го имеется центальный город, являющийся единственным рынком сбыта с/х продукции и источником обеспечения пром-ми товарами. В качестве критерия – транспортные издержки. Чем ближе фермер находился к рынку, тем большую цену за свой товар он получал.

1 круг: вольное хоз-во (ориентировано на малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию)

2 круг: лесное хоз-во (снабжает топливом и лесом)

3 круг: плодосеменное хоз-во (производят окончательный откорм скота, привозимого из 6 пояса, растят зерно)

4 кргу: выгонное семипольное хоз-во (главный продукт – зерно, произ-во молока на мясо)

5 круг: классическое трехпольное хоз-во (произ-во зерна, животноводство только в потребительских целях)

6 круг: экстенсивное скотоводство, овцеводство, земледелия в потребительских целях.

Альфред Вебер в своей работе «Теория штандорта пром-ти» (размещения) выделил следующие ориентации:

1.Транспортная. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек пром. предприятия будет притягиваться тому пункту, в к-ом с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны.

2.Рабочая. далее, учитывая различия в издержках на раб. силу, определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими раб. издержками. Раб. пункт будет притягивать произ-во к себе, в результате чего произ-во либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных издержках.

3.Агломерация. анализ влияния агломерационных факторов на размещение пром. предприятий Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения произ-ва, полученной на основе транспортной и раб. ориентации.
Вопрос 8: Экономическая оценка прир. ресурсов.

Проблема оптимального использования природных ресурсов, их охраны и восстановления решается при помощи мер админи­стративно-правового, нормативного регулирования. В условиях частного предпринимательства и свободы рынка важным спо­собом рационализации природопользования выступает эконо­мическое регулирование. В число инструментов такого регули­рования входит плата за ресурсопользование (арендная плата, платежи на воспроизводство ресурсов, плата за выброс отходов, штрафы, плата за продажу в собственность и др.). В условиях России, где природные ресурсы лишь начинают включаться в систему товарно-денежных отношений, установление обоснован­ной системы таких платежей и цен представляет собой сложную проблему. Выделяют следующие основные подходы к эконо­мической оценке природных ресурсов:

-оценка по затратам на освоение, улучшение и сохранение дан­ного источника ресурсов (затратная концепция). Такая оцен­ка позволяет выбрать из имеющихся источников те, которые обеспечивают экономию расходов на вовлечение в использо­вание при прочих равных условиях;

-оценка по дополнительной прибыли, получаемой от эксплуа­тации данного источника ресурсов благодаря его лучшим при­родным свойствам. Этот подход опирается на теорию диф­ференциальной ренты и позволяет выявить из имеющихся источников те, которые дают экономию затрат на получение единицы продукции в ходе их использования;

-оценка по затратам на компенсацию потерь бывшим ресурсо-пользователям при передаче прав пользования другим хозяй­ствующим субъектам, при возможности многоцелевого ис­пользования данного источника ресурсов. Такой подход при­меняется при сохранении государственной собственности (например, на земельные, водные, лесные угодья при переда­че их участков под застройку, горнодобычу и другое непродук­тивное использование). Этот метод оценки опирается на под­счет потерь прибыли или новых затрат на ее восполнение тра­диционными ресурсопользователями и лежит в основе выбора наилучшего варианта использования данного многоцелевого источника ресурсов;

-оценка по экологическим затратам, включающим расходы на восстановление земель и воспроизводство утраченных возоб­новляемых ресурсов, расходы на охрану окружающей среды и смежных ресурсопользователей в случае возможного эколо­гического ущерба. Эта оценка направлена на поддержание при­родного потенциала и состояния окружающей среды;

-в условиях рыночного регулирования все большее распро­странение получает оценка, проводимая по рыночным ценам источников ресурсов на основе соотношения спроса и предложе­ния, степени их дефицитности;

-в случае недостаточности инфор­мационного обеспечения, неопределенности ситуации на миро­вых ресурсных рынках, а также трудностей с оценкой социаль­но-экономического положения и перспектив развития страны и регионов могут использоваться и методы сравнительного анали­за, индикативных, рейтинговых и других оценок.

Рассмотренные подходы могут быть использованы для определения роли конъ­юнктуры в оценке тех или иных источников природных ресур­сов и выработки стратегии рационального природопользования.
Вопрос 9: Формы ТОН.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является жилище.

Населенный пункт (поселение) – совокупность жилищ и др. мат. форм обитания людей, а также мест приложения труда, объектов произ-ой и непроиз-ой инфраструктуры, хар-ся пространственной организованностью, территориальной общностью структурных эл-ов и наименований.

Обязательный признак насел. пункта – постоянство его использования как места обитания, обязательно должна присутствовать территория, занятая жилыми зданиями (селитьба).

Критерии разделения поселений на городские и сельские: преобладающая эк-ая ф-я поселений; размер поселения; административное значение; плотность населения; степень благоустройства; историческое значение, закрепленное юр. фактами.

И городские, и сельские поселения могут иметь 2 пространственные формы: компактное и рассредоточенное.

К населенным пунктам в полном смысле определения являются лишь компактные поселения. Насел. пункты наиболее тесно связанные с центральным поселением и расположенным в непосредственной близости от него называют поселением-спутником. Остальные насел. пункты в сфере влияния центрального поселения – периферийные поселения.

Город рассматривается как населенный пункт, большая часть жителей которого занята в промышленном производстве, на транс­порте, в связи, торговле и социальной сфере. Численность на­селения городов должна быть не менее 10 тыс. чел, ПГТ – не менее 2 тыс. чел. В соответствии с действующей в России классифи­кацией городских поселений выделяют три их основные категории:

•большие города, подразделяющиеся на сверхкрупные (с насе­лением от 500 тыс. до 1 млн и свыше 1 млн чел) и крупные (от 100 до 500 тыс. чел);

•средние города (с населением от 50 до 100 тыс. чел) и по­лусредние (от 20 до 50 тыс. чел);

•небольшие города (с численностью населения от 10 до 20 тыс. чел) и поселки городского типа (до 10 тыс. чел).

По своим структурно-функциональным характеристикам города подразде­ляются на несколько типов:

•многофункциональные – для них характерен высокий уровень концентрации промыш­ленного производства с развитой производственной и социаль­ной инфраструктурой;

•города с преимущественным значением индустриальных цент­ров, где главным градообразующим фактором выступает про­мышленность;

•города с преимущественным значением транспортных цент­ров, где свыше 20% экономически активного населения заня­то в транспортной системе;

•города переходного типа между промышленными и местны­ми организующими центрами;

•промышленные города-новостройки, получившие преимуще­ственное развитие в районах нового освоения – в Сибири и на ДВ;

•оздоровительные центры – относятся, как правило, к малым и средним городам, предпосылкой их развития является уни­кальность природно-климатических условий.

Особое место занимают закрытые территориальные образования (ЗАТО). Они представляют собой территории, в пределах которых расположены предприятия по разработке и изготовлению оружия массового поражения, хранению и утилизации ядерных отходов и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавли­вается особый режим безопасного функционирования и охрана государственной тайны, а также специальные условия прожи­вания. К их числу относят Арзамас-39, Красноярск-26, Челя­бинск и др.
Вопрос 10: Городское население.

В качестве критериев определения город­ских поселений служат два основных признака: 1) численность населения данного населенного пункта; 2) род занятий населе­ния.

В городах размещается наиболее активная часть производительных сил об-ва, для обеспечения жизнедеят-ти к-ой необходим соответствующий уровень орг-ии территории, обустроенность жизненного пространства.

Известный русский демограф И. Бестужев-Лада считает, что городское на­селение отличается от сельского образом жизни, а в качестве кри­терия при этом может использоваться продолжительность днев­ного времени деятельности. Если человек ложится спать позже 23 часов, то независимо от места его проживания он причисля­ется к городскому жителю.
Вопрос 11: Сельское население.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономич. потенциала требуется системный подход, важнейшей частью к-го является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе.

Сокращение как числа типов сельских поселений, так и общей числен­ности населения и них обусловлено сложными процессами ры­ночных преобразований и недостаточным уровнем развития со­циальной и бытовой сферы.

Обеспеченность сельских населенных пунктов водопроводом составляет лишь 29%, а канализацией – 4%; 33,9% сельских населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с транспортной системой общего пользова­ния.

Сельское население России на 1 января 2002 г. составило 38,9 млн человек, или 27% общей численности населения стра­ны.

В отличие от городского населения, системы организации обслуживания и трудовой деятельности которого находятся в большей зависимости от уровня социально-экономического раз­вития и технической оснащенности производства, на уровень тер­риториальной организации сельских поселений значительное влияние оказывают природно-географические факторы.

Развитие сельскохозяйственного производства зависит от почвенных и климатических условий, а также от исторически сложившихся трудовых навыков населения. Эти же особенности оказывают воз­действие на формирование уклада жизни сельского жителя. Каж­дой природно-географической зоне присущи свои исторически сложившиеся особенности расселения населения.

Из 86 административно-территориальных единиц РФ в 6 сельское население значительно превышает городское и составляет в республике Алтай, Калмыкии, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Туве и Ингушетии. Такое превышение объясняется истори­ческими особенностями проживания и традициями народностей этих республик. Сельское население неравномерно размещается по территории России.
Вопрос 11: Сельское население.

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономич. потенциала требуется системный подход, важнейшей частью к-го является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе.

Сокращение как числа типов сельских поселений, так и общей числен­ности населения и них обусловлено сложными процессами ры­ночных преобразований и недостаточным уровнем развития со­циальной и бытовой сферы.

Обеспеченность сельских населенных пунктов водопроводом составляет лишь 29%, а канализацией – 4%; 33,9% сельских населенных пунктов не связаны дорогами с твердым покрытием с транспортной системой общего пользова­ния.

Сельское население России на 1 января 2002 г. составило 38,9 млн человек, или 27% общей численности населения стра­ны.

В отличие от городского населения, системы организации обслуживания и трудовой деятельности которого находятся в большей зависимости от уровня социально-экономического раз­вития и технической оснащенности производства, на уровень тер­риториальной организации сельских поселений значительное влияние оказывают природно-географические факторы.

Развитие сельскохозяйственного производства зависит от почвенных и климатических условий, а также от исторически сложившихся трудовых навыков населения. Эти же особенности оказывают воз­действие на формирование уклада жизни сельского жителя. Каж­дой природно-географической зоне присущи свои исторически сложившиеся особенности расселения населения.

Из 86 административно-территориальных единиц РФ в 6 сельское население значительно превышает городское и составляет в республике Алтай, Калмыкии, Дагестане, Карачаево-Черкесии, Туве и Ингушетии. Такое превышение объясняется истори­ческими особенностями проживания и традициями народностей этих республик. Сельское население неравномерно размещается по территории России.
Вопрос 12: Демография.

ТОН характеризует его размещение по регионам страны, группировку по формам рассе­ления (городам, рабочим поселкам, сельским поселениям) и определяет структуру подсистем, обеспечивающих необходимые условия его жизнедеятельности и воспроизводства.

Население характеризуется системой взаимосвязанных пока­зателей (его численность и плотность, состав по полу и возрасту, рождаемость и смертность, средняя продолжительность жизни и др.), этнонациональными, социально-демографическими, кон­фессиональными условиями и особенностями воспроизводства.

Изучение динамики по­казателей населения во взаимосвязи с особенностями социаль­но-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения и определить требования к ТОН.

Население РФ на 1 января 2009 составляет 141,9 млн. чел., по числ-ти Россия занимает 9 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангладеша и Нигерии. Причиной сокращения численности населения России является естественная убыль. Это обу­словлено ухудшением социально-экономических условий в связи с рыночными преобразованиями в экономике, снижением уровня жизни большей части населения России, продолжением старения населения, иммиграционными процессами.

На снижение показателя общей численности населения ока­зывает влияние неблагополучное экологическое состояние окру­жающей среды во многих регионах России. По оценкам специа­листов Всемирной организации здравоохранения, до 30% за­болеваний населения вызвано антропогенным загрязнением среды обитания.

Россия значительно превосходит по этому по­казателю зарубежные государства.

Общее сокращение численности населения охватило территорию 74 регионов России, на которой проживает 118,8 млн человек, или более 80% населения страны. К ним следует отнести все админист­ративно-территориальные единицы Северо-Западного, Дальне­восточного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В 15 субъектах Федерации отмечается увеличение численности населения (Дагестан, Северная Осетия–Алания, Алтай, Ингуше­тия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики, Краснодарский и Ставропольский края, а также Тюменская об­ласть и др.). Это связано как с естественным приростом, так и механическим притоком населения.

Плотность населения выступает показателем освоенности тер­ритории, ее организованности, интенсивности производственной и общественной деятельности людей, территориальной структу­ры хозяйства. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих раз­мещению производства в данном регионе, но и является след­ствием экономического развития страны.

Средняя плотность на­селения России составляет 8,4 человека на 1 км2. По плотности населения Россия уступает большинству стран мира и почти всем странам СНГ, кроме Казахстана и Туркмении. Однако средние показатели заселенно­сти в стране не дают полного представления о размещении насе­ления по территории.

Весьма неравномерно размещено население и внутри регио­нов страны: 72,1% населения России концентрируется на терри­тории европейской части, занимающей 23,1% общей площади страны. В то же время в Сибири и на Дальнем Вос­токе проживает 27,9% населения страны на площади, составля­ющей 76,9% всей территории России.

Слабая освоенность терри­тории Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связа­на с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и сложностями рельефа местности, а также с неразвитостью инфраструктуры и низким уровнем со­циально-экономического развития регионов.
  1   2   3   4


Вопрос 1: Предмет, цели задачи территориальной организации населения (ТОН)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации