Контрольная работа - Методика развития физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости) у дошкольников - файл n1.doc

Контрольная работа - Методика развития физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости) у дошкольников
скачать (71 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc71kb.29.05.2012 23:33скачать

n1.doc

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. В детских дошкольных учреждениях средствами развития физических (двигательных) качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Основные задачи методики развития физических качеств:

- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

- развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

- формирование широкого круга игровых действий;

Необходимо чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности. Физическое воспитание во всех возрастных группах должно способствовать раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Существуют два пути развития ловкости.

Во-первых, ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элементы новизны и в те движения, которыми дети уже владеют. Во-вторых, ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Дети должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации (например, способы бросания и ловли мяча, прыжки) или в более сложных условиях местности – бег или ходьба на лыжах по парку, лесу, на склонах и горках.

Методические приемы воспитания ловкости у детей дошкольного возраста:

  1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

  2. Изменение скорости или темпа движений; введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

  3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.

  4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мячи, мешочки, шишки, снежки.

  5. Выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны и др.)

  6. Более сложные сочетания основных движений. Можно использовать бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокие канавки, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.

  7. Усложнение условий игры. Например, в игре «Ловишки с ленточкой» у играющих ленточки двух цветов и ловишки выдергивают ленточки только определенного цвета: одни – синие, другие – желтые.

Перечисленные выше способы развития ловкости в большей или меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение в выборе упражнения следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Старшие дети способны выполнить достаточно сложные по координации гимнастические упражнения – точные движения с мячом, скакалкой и др.

Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.


Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега, могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Упражнения не должны быть продолжительными и однообразными. Желательно их повторять в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.

Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Многие упражнения для туловища, шеи, ног влияют на развитие гибкости. Особенность методики их применения состоит в следующем:

  1. Необходимо часто повторять упражнения при малой их интенсивности.

  2. Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

  3. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед их исходного положения стоя, сидя.

  4. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивать воздействие на ту или иную часть тела.

  5. Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например, махи ногами вперед.

  6. Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Дошкольникам упражнения на гибкость надо рекомендовать систематически, но выполнять их следует очень осторожно – с небольшой нагрузкой, которая длительное время повторяется без увеличения. Дети еще не умеют расслаблять мышцы, поэтому в каждом упражнении должны быть пазы для отдыха. Развитие гибкости должно идти в соответствии с развитием мышечной силы.
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, т.к. многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Успехи детей в спортивных упражнениях (катание на велосипеде, коньках и др.) также в значительной степени обусловлены силовой подготовкой. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управления мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности.
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.
Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма.
Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.


Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Для развития выносливости большое значение уже в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.

Детей надо обучать упражнениям, направленным на развитие выносливости. Больше всего для осуществления этой задачи подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требованиям:

  1. Участие большого числа мышечных групп.

  2. Чередование моментов напряжения и расслабления мышц.

  3. Использование знакомых, не трудных по технике движений.

  4. Возможность регулировать темп и длительность выполнения.

Наиболее соответствуют этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр.

Основной метод развития выносливости – метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами.

Физические упражнения и игры, развивающие выносливость должны находить место во многих формах физического воспитания. Бег в спокойном темпе используется на утренней гимнастике и во вводной части физкультурного занятия, в некоторых подвижных играх. В основной части занятия бег может быть более продолжительным, включается также длительное выполнение подскоков, организуются игры с непрерывной двигательной деятельностью. Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, следует увеличивать продолжительность бега, не требуя быстрого темпа, а, наоборот, поощряя бег ритмичный, в ровном спокойном темпе. Это возможно в играх «Солнышко и дождик», «Найди пару», «Совушка», «Летчики» и др.

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости.

Воспитание физических качеств детей имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим.

Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию других. Наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных.



ПЛАН:

  1. Введение.

  2. Основные задачи методики развития физических качеств.

  3. Основные физические качества:

  1. Ловкость;

  2. Быстрота;

  3. Гибкость;

  4. Сила;

  5. Выносливость.

  1. Показатели развития физических качеств детей (таблица).

  2. Заключение.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Э.Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Академия. М. 2001

  2. П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. Общеразвивающие упражнения в детском саду. Просвещение. М. 1990

  3. В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.Изд. «Университетское», Минск,1998

  4. Физическое воспитание дошкольников. Сост. Л.В. Лебедева, М.М. Борисова, ООО «Акапринт», М. 2005

  5. Интернет. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00069206_0.html

  6. Интернет. http://www.bestreferat.ru/referat-1311.html

Департамент образования г. Москвы

Педагогический колледж № 15

Контрольная работа по дисциплине

«Методика физического воспитания детей»

На тему «Методика развития физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости) у дошкольников»

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации