Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол - файл n1.doc

приобрести
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол
скачать (510.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1865kb.30.06.2011 01:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

Предисловие


Настоящий учебник предназначен студентам институтов физической культуры, специализирующимся по волейболу, и составлен в соответствии с программой по данной учебной дисциплине.

В написании учебника принимали участие: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер СССР — Ю. Д. Железняк, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта — А. В. Ивойлов; заслуженный тренер СССР, тренер сборной олимпийской команды страны — Н. В. Карполь; заслуженный тренер РСФСР — В. Е. Тучин; кандидат психологических наук И. И. Торопчин; заслуженный тренер СССР — В. А. Титарь.

При подготовке учебника авторами использован многолетний опыт работы кафедр спортивных игр Московского областного и Волгоградского государственных институтов физической культуры, данные научных исследований, передовой опыт работы тренеров с командами высшей лиги и со сборной команды страны, а также подготовки спортивных резервов.

Авторы будут признательны за деловые замечания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебника.






Модель специалиста-тренера по волейболу


Деятельность тренера по волейболу предъявляет к человеку ряд профессиональных требований, соответствие которым программирует результативность усилий. Высокий профессионализм характеризуется владением специальными знаниями, умениями и свойствами личности и характера, позволяющими успешно осуществлять процесс деятельности на всех его этапах. Эффективность деятельности тренера, показателем которой служит успешное достижение цели при рациональном использовании средств и сил, зависит от многих факторов: экономического, социального, научного, организационного.

Многообразие деятельности тренера по волейболу объясняет широкий круг социальных требований к ней, которые выражены в "модели специалиста". В модели специалиста выделяют три составные части видов деятельности, обусловленные особенностями: 1) современного общества; 2) общественно-политического строя; 3) профессиональных интересов.

Модель связана с квалификационной характеристикой специалиста, которая устанавливает профессиональное назначение преподавателей-тренеров по виду спорта, выпускаемых институтами физической культуры, а также с квалификационными требованиями к ним.

Сфера приложения труда специалиста с высшим физкультурным образованием - тренера по волейболу имеет достаточно широкий диапазон: общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, детско-юношеские спортивные школы общего направления и олимпийского резерва, общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля, спортивные клубы вузов, добровольных спортивных обществ, команды высших разрядов.

Специалист должен знать основы дисциплин учебного плана фундаментальной и специальной направленности, программные и директивные документы в области физической культуры и спорта, организацию спортивной работы на уровне массового спорта, подготовки спортивных резервов, спорта высших достижений и др.

Специалист должен уметь применять на практике полученные знания при решении задач в процессе тренировки, воспитательных задач, научно-методических задач и т. д.

Назначение специалиста и квалификационные требования определяют структуру деятельности тренера. Выделяют следующие компоненты структуры деятельности тренера: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический.

Проектировочный компонент включает умения тренера по построению многолетней подготовки волейболистов на уровне команд высших разрядов, спортивных резервов; структуры тренировки в годичном цикле, средних циклов, микроциклов и тренировочных занятий, тренировочных и соревновательных нагрузок; планирования работы в сфере массового волейбола. Подготовка спортсменов к самостоятельному планированию утренней гимнастики и занятий по развитию физических качеств.

Конструктивный компонент включает умения тренера вооружить занимающихся знаниями в области волейбола в более широком "физкультурно-спортивном" плане; умениями подбирать упражнения по их сложности и воздействию на организм; умениями строить режим труда, учебы, питания, сна, отдыха и т. д. Подготовка спортсменов к самостоятельному принятию решений в процессе тренировочных занятий и в игре, определению содержания самостоятельных занятий.

Организаторский компонент включает умения тренера организовать успешную реализацию деятельности по выполнению запрограммированных мероприятий по всем основным позициям (тренировочная деятельность и участие в соревнованиях, обеспечение выполнения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач и т. д.). Подготовка спортсменов к самостоятельной реализации запрограммированных мероприятий.

Коммуникативный компонент предполагает наличие у тренера умений устанавливать отношения со спортсменами, работниками различных категорий, родителями спортсменов, общественными организациями - по успешному решению профессионально значимых вопросов.

Гностический компонент предполагает глубокие знания тренера в области волейбола, теории и методики построения тренировки волейболистов различного уровня мастерства и различного возраста; умения использовать в своей работе данные литературы и научных исследований, передового опыта, изучать и анализировать собственный опыт работы. Подготовка спортсменов к самостоятельному анализу деятельности волейболиста.

Названные компоненты структуры деятельности тренера тесно взаимосвязаны.

Структура предмета. Программные установки


Модель специалиста-тренера по волейболу определяет, "задает" структуру и содержание процесса подготовки в институте физической культуры, в целом представляя собой конечный результат, "эталон" специалиста. Он обусловливает набор и дозировку дисциплин учебного плана.

Специализация в учебном плане ИФК имеет наибольший удельный вес - 900 часов из: 160 час. на 1-м курсе, 180 час. на 2-м курсе, 296 час. на 3-м курсе и 264 час. на 4-м курсе. Курс специализации состоит из четырех разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельные учебные дисциплины: 1) теория и методика тренировки; 2) методика преподавания и спортивно-педагогическое мастерство; 3) медико-биологические и психологические особенности вида спорта; 4) спортивные сооружения и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса.

Конкретное содержание курса специализации по волейболу представлено в программе2, которая включает общую объяснительную записку и материал по названным выше четырем разделам. В каждом разделе дана объяснительная записка, а материал дифференцирован по годам обучения - с 1-го по 4-й курс.

Дисциплина "Теория и методика тренировки" (360 часов) состоит из двух разделов: первый - "Теория и методика обучения" - предназначен для изучения на 1-ми 2-м курсах, второй - "Теория и методика тренировки" изучается на 3-м и 4-м курсах. В теории и методике обучения изучаются общие вопросы теории волейбола и его история, техника, тактика, физические и психические качества, методика обучения технике и тактике, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов по волейболу. В теории и методике тренировки изучаются основы теории спортивной тренировки в волейболе, особенности методики тренировки различных по возрасту и квалификации волейболистов, вопросы управления процессом спортивного совершенствования, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа.

Дисциплина "Методика преподавания и спортивно-педагогическое мастерство" (390 часов) состоит из двух разделов: первый - спортивное мастерство и второй - педагогическое мастерство. Преобладают здесь практические формы занятий.

Дисциплина "Медико-биологические и психологические особенности волейбола" (80 часов) направлена на комплексное освещение особенностей волейбола с позиций соответствующих смежных дисциплин.

Дисциплина "Спортивные сооружения и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса" (70 часов) включает три раздела: общие вопросы спортивных сооружений, спортивные сооружения в волейболе, обеспечение волейбола для тренировочной и соревновательной деятельности.

Занятия по всем дисциплинам проводятся в форме лекций, семинарских, практических и методических занятий, учебной практики, самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме зачетов и экзаменов, к окончанию института необходимо выполнить норматив I спортивного разряда по волейболу и иметь звание судьи по спорту. Необходимо подготовить курсовую работу к 8-му семестру.

Основные понятия и терминология


В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, то есть краткую формулировку критериев отличия и способов его построения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, которые имеют место в учебнике. Необходимо учесть, что в практике подготовки волейболистов и в методической литературе пока не достигнуто единство трактовки основных понятий и терминов.

Игровая деятельность волейболистов - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность волейболистов - игровая деятельность в условиях официальных соревнований.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфичное для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют технику нападения и технику защиты.

Техническая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие - рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия - в нападении и защите.

Тактика игры - совокупность тактических действий - индивидуальных и коллективных.

Тактическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий высокую их эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Физические способности волейболистов - индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и

осуществления игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Интегральная подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в целостный эффект соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка волейболистов - воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике волейбола и содействуют высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов - вооружение волейболистов специальными знаниями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Система подготовки волейболистов - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, то есть это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для высоких спортивных достижений волейболистами.

Тренировочная деятельность - совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки - исходным структурным образованием является тренировочное занятие; два и более тренировочных занятий образуют микроцикл, несколько микроциклов образуют средний цикл, средние циклы образуют годичный цикл, несколько годичных образуют многолетний опыт.

Тренировочная нагрузка - составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность).

Спортивные соревнования - составная часть системы подготовки волейболистов, с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой стороны, они являются эффективным средством специальной, соревновательной подготовки.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени. Выражается в количестве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по волейболу - разнообразные виды соревнований, ранжированные по определенным признакам: масштабу (чемпионаты СССР, союзных республик и т. д.), уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление - процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и переработки информации с выработкой и принятием решения. Выделяют управление подготовкой волейболистов, управление тренировкой волейболистов и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных волейболистов.

Планирование и контроль - основные функции управления. Планирование - есть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки волейболистов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания будущей деятельности. Контроль есть процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановыми заданиями, то есть координацию действий составных частей системы подготовки по достижении цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки волейболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.

Волейбол за рубежом


В 1895 г. в США преподаватель колледжа Вильяме Морган предложил разработанные им правила новой игры, которая была названа "волейбол". Вскоре после этого они были опубликованы. Первые правила волейбола значительно отличались от тех, которыми пользуются в настоящее время. В частности, размеры площадки составляли 7,6Х 15,1 м, высота сетки- 1,98 м, вес мяча - 340 г, число игроков команды могло быть неограниченным.

Первый этап распространения волейбола относится к 1895- 1920 гг. В это время в США волейбол начинает демонстрироваться перед зрителями. Из Северной Америки он попадает в страны Южной и Центральной Америки: на Кубу, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилию, Уругвай и Мексику. В начале века с волейболом знакомятся в странах Азии (Японии, Китае), и несколько позднее (1914- 1917 гг.) он начинает культивироваться на Европейском континенте.

После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в программу VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из-за недостаточного числа участников.

С распространением игры в большинстве стран Европы, Америки и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил: ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9,1 X 18,2 м, уточняется высота сетки (2,43 м), разрешается только три удара по мячу. Счет начинает вестись до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14:14, или до 17 очков при счете 15:15 и т. д.).

С эволюцией правил постепенно развиваются техника и тактика волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, нападающие удары и блокирование.

Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.

Позднее (1929-1936 гг.) техника игры приобретает более целесообразный характер: подача из средства введения мяча в игру превращается в средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообразными, совершенствуются приемы-передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование.

В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936- 1939 гг.). Против группового блока применяются удары с края сетки ("со столба"), появляется страховка блокирующих игроков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча.

С введением правила, запрещающего удары игроков задней линии в зоне трехметровой отметки выше верхнего края сетки, игра приобретает все более коллективный характер с разграничением функций и обязанностей между игроками команды.

В 1934 г. предпринимается попытка создания первой международной комиссии по волейболу. В комиссию вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии.

После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г.) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участвовали: первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.

Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г.). Победителями этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки.

Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований - первенства Европы и мира, розыгрыш Кубка европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии.

В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпийских игр в Токио.

Волейбол в СССР


В 1925 г. Московский совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила проведения соревнований по волейболу.

В 1927 г. состоялась первая товарищеская междугородняя встреча между студентами Москвы и Харькова, в которой москвичи одержали победу. В этом же году издается первая книга по волейболу - "Волейбол и кулачный мяч" (под редакцией М. В. Сысоева и А. А. Маркушевича).

В 1928 г. в Москве проводился чемпионат, входящий в программу Первой всесоюзной спартакиады. В нем принимали участие команды Москвы, Украины, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Победителем стала команда Украины. Среди женских команд легкую победу одержала сборная Москвы.

С 1933 г. Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту проводил праздники волейболистов в масштабе страны (первенства СССР). Этим соревнованиям предшествовали первенства в городах, краях и республиках, в которых принимали участие сборные мужские и женские команды.

Большое значение для развития отечественного волейбола имело проведение в 1935-1936 гг. всесоюзных первенств среди школьных команд. Эти соревнования позволили, с одной стороны, выявить целую плеяду молодых способных волейболистов, а с другой, - став традиционными, способствовали лучшей подготовке резервов.

В 1947 г. на Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Праге советские волейболисты, представленные сборной мужской командой Ленинграда, впервые приняли участие в международном турнире по волейболу. Наши волейболисты одержали победу и стали первыми лауреатами Всемирного фестиваля.

Осенью этого же года трехкратные чемпионы СССР - динамовцы Москвы выезжали на товарищеские игры в Польшу, где одержали победы во всех встречах.

С этого времени укрепляются широкие связи советских волейболистов с зарубежными спортсменами.

На первенстве СССР 1947 г. в Грозном игры начинают проводиться из пяти партий. На этом чемпионате команда ленинградского Дома офицеров впервые предприняла попытку выступать в составе шести нападающих игроков.

В дальнейшем усиливающаяся подача и строгость судейства верхней передачи вынуждают волейболистов широко использовать нижнюю передачу мяча, считавшуюся малоэффективной. В то же время прием мяча снизу в значительной степени отрицательно сказался на системе игры с первой передачи и откидки. После обсуждений и дискуссий мнение специалистов сложилось в пользу нижнего приема и системы нападения с выходами; игра же с первой передачи в большинстве команд в эти годы почти не применяется.

1956 г. - год первой Всесоюзной спартакиады. Количество волейболистов исчисляется несколькими миллионами занимающихся.

Однако, как это ни парадоксально, класс игры сборной мужской команды СССР заметно снижается. Она терпит ряд поражений. Существенной причиной неудачных выступлений команды явилось неправильное комплектование сборной СССР в те годы. По аналогии с баскетболом сборную команду укомплектовывали высокорослыми игроками. Однако такие спортсмены, как показала практика, владея мощным нападением, слабо играли в защите и не в полной мере реализовывали силу своих атакующих действий, а в результате терпели поражение.

Всесоюзный тренерский совет, ведущие тренеры и специалисты, обсудив причины неудачных выступлений мужской сборной команды, изменили систему ее комплектования и укрепили команду разносторонне подготовленными волейболистами. Реформа не замедлила принести желаемый результат: на матче трех континентов, проходившем в Париже (1959 г.), наша команда после шестилетнего перерыва вновь заняла первое место в международных соревнованиях.

Огромный вклад в развитие отечественной школы волейбола внесли волейболисты ЦСКА и женские коллективы московского "Динамо", "Локомотива" и ЦСКА. Мужская команда Центрального спортивного клуба Советской Армии, несмотря на смену поколений, многократно выигрывала звание чемпионов страны по волейболу.

С 1945 г. в ее составе выступали К. Рева, В. Саввин, Е. Алексеев, Г. Гранатуров, В. Скворцов, В. Кадыков. Затем состав команды был обновлен такими способными игроками, как В. Гайлит, М. Винер, С. Нефедов, Н. Герасимов, С. Щербаков, Г. Ахвледиани. В конце 50-х - начале 60-х годов состав команды, претерпев большие изменения, по-прежнему отстаивал титул чемпионов. В эти годы прекрасную игру демонстрировали Н. Фасахов, Ю. Чесноков, Г. Мондзолев-ский, Н. Буробин, В. Коваленко, Д. Воскобойников. Начиная с 1970 г. мужская команда ЦСКА является бессменным лидером советских волейболистов. Заслуженные мастера спорта СССР Ю. Старунский, В. Кондра, А. Полищук, А. Савин, Е. Чулак, В. Путятов, В. Лоор составляли основу и сборной команды страны, которая с 1977 г. под руководством В. Платонова не проиграла ни одного крупного международного состязания. Наиболее ярким выразителем волейбольных традиций Центрального клуба Советской Армии был заслуженный мастер спорта, капитан команды (в последующем вице-президент Международной федерации волейбола) Владимир Иванович Саввин. Ныне ежегодно проводится мемориал, названный его именем, с участием сильнейших отечественных и зарубежных команд.

В женском волейболе большую лепту в развитие игры и достижения на международной арене внесли волейболистки московских "Локомотива" и "Динамо", которые долгое время тренировали М. С. Сунгуров и Г. А. Ахвледиани. В послевоенные годы в составах этих команд играли такие известные спортсменки, как заслуженные мастера спорта СССР В. Осколкова, В. Свиридова, М. Топоркова, д. Чудина, Г. Кундиренко, М. Кононова, В. Озерова, Л. Стрельникова.

В довоенных и первых послевоенных чемпионатах страны бессменно лидировали волейболистки московского "Локомотива". В 50-е годы почетное звание чемпионок СССР неоднократно выигрывают динамовки столицы, затем в конце 50-х годов и в 60-е годы золотые медали завоевывают спортсменки Ленинграда, Одессы, ЦСКА и московского "Локомотива". Динамовкам лишь дважды удается добиться победы, однако с 1970 г. под руководством нового тренера Г. Ахвледиани столичные динамовки становятся чемпионками страны и продолжают оставаться ими в течение ряда лет. Лишь в 1974 г. они уступают женской команде ЦСКА. В составе "Динамо" в те годы играли очень сильные волейболистки - А. Рыжова, Р. Салихова, Л. Булдакова, М. Батутите, а позднее Л. Андронова, М. Катушева, Л. Петренко, Л. Тюрина, 3. Юсова, Н. Смолеева, Т. Третьякова и другие. В то время женская команда "Динамо" была сильнейшей не только в стране, но и на континенте. В течение восьми лет она неизменно побеждала в кубке европейских чемпионов.

Вместе с тем смена поколений в этих командах, в отличие от мужской команды ЦСКА, в последние годы не позволяет им занять лидирующее положение. Чемпионом СССР начиная с 1978 г. становится коллектив свердловской "Уралочки", наставником которого является Н. Карполь. Сборная команда страны в последние годы укомплектовывалась многими спортсменками этого клуба.

Международные встречи


Первая международная встреча советских волейболистов состоялась в 1935 г. с командой Афганистана. Несмотря на то что игры проводились по правилам, принятым в Азии, по которым команда состояла из 9 игроков, играющих без перехода, а счет шел до 22 очков, обе встречи (в Москве и Ташкенте) выиграли наши спортсмены.

Как было отмечено, в 1947 г. наши волейболисты впервые встретились на молодежном фестивале в Праге с сильнейшими европейскими командами. В 1949 г. в Праге мужская команда выигрывает титул чемпионов мира, а женская побеждает на чемпионате Европы.

В 1950 г. в Софии мужская сборная СССР под руководством А. Чинилина выигрывает, не проиграв ни одной партии, первенство континента. В 1951 г. в Париже на первенстве Европы сборная вновь доказала, что является сильнейшей (табл. 1).

Триумфом советского волейбола был чемпионат мира в 1952 г. в Москве, где мужская и женская команды стали обладателями золотых медалей. В составе наших сборных выступали: у мужчинВ. Щагин, А. Якушев, В. Ульянов, К. Рева, М. Пименов, Г. Ахвледиани, С. Нефедов, В. Саввин, П. Воронин, С. Щербаков, Г. Смолья-нинов, Е. Кошелев, В. Гайлит, у женщин А. Чудина, А. Пономарева, М. Кононова, Г. Кундиренко, С. Горбунова, М. Чичинадзе, Т. Бунина, В. Свиридова, М. Топоркова, 3. Кузькина.

Наша сборная в начале 60-х годов выигрывает чемпионаты мира 1960 г. в Рио-де-Жанейро и 1962 г. в Москве. Звание чемпионов Европы советские спортсмены завоевали в 1967 г.

Женская сборная команда СССР, руководимая А. Якушевым, не знала поражений на международной арене до первенства мира 1962 г., на котором проиграла сборной команде Японии. Одной из причин этого поражения являлась неподготовленность игроков к приему мяча от планирующей подачи.

В дальнейшем, побеждая на Европейском континенте, наша женская сборная команда уступает быстрым и подвижным японкам титул чемпионок XVIII Олимпийских игр в Токио.

Чемпионами XVIII Олимпийских игр среди мужских команд стали советские волейболисты.

На XIX Олимпийских играх в Мехико наши мужская и женская сборные команды добились замечательного успеха, завоевав золотые медали чемпионов.

На XX Олимпийских играх в Мюнхене относительная неудача постигла мужскую команду волейболистов - она завоевала лишь бронзовые медали, зато наши волейболистки опять были первыми.

На XXI Олимпийских играх в Монреале наша мужская сборная команда имела реальную возможность занять первое место. Во встрече с командой Польши наших спортсменов отделяло от золотых медалей лишь одно очко, которое они так и не смогли выиграть в этом полном спортивного драматизма поединке.

Женская команда, проиграв своим постоянным соперницам - японским волейболисткам, также заняла второе место.

Подлинным триумфом советской школы волейбола стали XXII Олимпийские игры в Москве, где мужская и женская команды выиграли золотые медали.

В середине восьмидесятых годов в мировом волейболе появились новые фавориты - женская команда Китая и мужская сборная США.

С особенным блеском, филигранной техникой, выдержкой и стойкостью китаянки выиграли первенство мира 1986 г., а затем матчевые встречи со сборной командой мира, впервые в истории волейбола проведенные в Китае. Мужская команда США, заявив о себе еще в начале восьмидесятых годов, стала основным конкурентом нашей сборной.

При этом, несмотря на победы нашей команды на Играх доброй воли и турнире Саввина, в крупных официальных соревнованиях в последние годы побеждают американцы.

На XXIV Олимпийских играх в Сеуле наши волейболистки под руководством опытного тренера Н. Карполя вновь подтвердили звание сильнейших, а мужская сборная, проиграв американцам 1:3, заняла второе место.

Большой вклад в укрепление передовых позиций отечественного волейбола внесли наши ведущие тренеры: А. Аникин, А. Чинилин, М. Крылов, А. Барышников, Д. Шило, В. Щагин, М. Сунгуров, Н. Михеев, А. Русанов, Ю. Чесноков, В. Платонов, Г. Ахвледиани, В. Титарь, В. Зедгенидзе, Н. Карполь, Г. Паршин и многие другие.

Результаты сборных команд СССР по волейболу на международных соревнованиях и Олимпийских Играх

Олимпийские игры

Первенство мира

Первенство Европы

год

мужчины

женщины

год

мужчины

женщины

год

мужчины

женщины

1964

I

II

1949

I

не проводились

1948

не участвовали

не проводились

1968

I

I

1952

I

I

1949

не проводилось

I

1972

III

I

1956

III

I

1950

I

I

1976

II

II

1960

I

I

1951

I

I

1980

I

I

1962

I

II

1955

IV

II

1984

не участвовали

не участвовали

1966

I

не участвовали

1958

I

I

1988

II

I

1970

VI

I

1963

I

I

 

 

 

1974

I

I

1967

I

I

 

 

 

1978

I

I

1971

I

I

 

 

 

1982

I

VI

1975

I

I

 

 

 

1986

II

III

1979

I

I

 

 

 

1990

 

I

1981

I

II

 

 

 

 

 

 

1983

I

II

 

 

 

 

 

 

1985

I

I

 

 

 

 

 

 

1987

I

II

 

 

 

 

 

 

1989

IV

I


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов - Волейбол. Учебник для институтов физической культуры
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации