Шпаргалка Основы творческой деятельности журналиста. Радио и ТВ - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка Основы творческой деятельности журналиста. Радио и ТВ
скачать (151.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc152kb.08.07.2012 17:19скачать

n1.doc

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ_ОБЩЕЕ
Литература о радио и телевизионной журналистике.

Кузнецов Г.В, Цвик В.Л., Юровский А.Я "Телевизионная журналистика"
Кузнецов Г.В. "Так работают журналисты ТВ"

Вартанов А. "Актуальные проблемы телевизионного творчества"

Смирнов В. "Жанры радиожурналистики"

Кузнецов Г. "Так работают журналисты ТВ"

Саруханов В.А. "Азбука телевидения"
Природные и коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ
Телевидение как средство коммуникации способно объединить, а со временем и принципиально изменить не только содержательный пласт взаимодействий и характер человеческих отношений, а также внести целый ряд существенных корректив в знаковою систему строения индивидуальной картины мировосприятия. Телевидение утвердило власть видеообраза, восприятие изображения, власть видеовосприятия.

Печатный текст изначально предлагает возможность диалога и критической оценки, тогда как аудиовизуальные образы предлагают восприятие без критики.

Телевидение и объемом вещания, и тематикой передач пытается поглотить все аспекты существующей реальности. И именно из-за этого оно превращается в двойника современной реальности. Иначе говоря, телезритель, воспринимая поток уведомлений, настолько сживается с ним, что мир информации стает ему более близким и знакомым , нежели окружающая атмосфера.
Именно эти факторы заставили осмыслить природу и особенности телевидения как формы практически-духовного восприятия миром, как искусство, которое объединило в себе науку, художественные и эстетические начала, техническо-производственную и идейно-содержательные стороны человеческого бытия. Это единство пропагандирует уже много лет телевизионный канал Би-Би-Си: «Информировать. Развлекать. Просвещать».

Читатель наблюдает за развитием событий «со стороны». Телезритель, оставаясь дома, взглядом путешествует необозримыми просторами и много раз пересекает границы. Самый дорогой и важный подарок телевидения – это легкость перемещения, где внешний простор становится внутренним.
Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.
Звукозрительный характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Персонификация телеинформации уже давно утвердилась во всем мире как принцип вещания, как сущностное отличие телевизионной журналистики от других ее видов.
Интерактивность современных электронных СМИ.

ТВ

1998 – мысль о введении интерактивной системы ТВ была только проектом. Зритель как бы получал возможность управлять новостями, то есть смотреть то, что интересно именно ему. С помощью телефонных звонков зрители выбирают самый интересный сюжет дня, и шесть сюжетов, отобранных за неделю, составляют итоговую программу. Журналисту введение интерактивности позволяет корректировать тематику репортажей в соответствии с запросами аудитории, а также определять эффективность материалов.

Пионером отечественного интерактивного ТВ можно считать телекомпанию АТВ, которая в своих программах впервые ввела звонки в прямой эфир. Сегодня это обычная практика, прямой разговор со зрителем, видимо, еще более распространился, особенно в программах, затрагивающих социальную тематику.

Радио

Активизируя обратную связь, многие радиостанции сегодня делают своих слушателей «сотворцами эфира», формируя с их помощью музыкальные программы, выстраивая информационно-аналитические блоки вещания. Контактный телефон стал обязательным атрибутом современного радиовещания.


Условия восприятия эфирной информации.

Язык эфира должен быть универсальным, так как предполагает воздействие на самую широкую аудиторию, которая, в свою очередь, имеет различное воплощение речевой культуры.

Можно выделить 4 пункта требований к языку:


К языковым средствам, функционирующим в эфире, предъявляются повышенные требования:

Очень важное значение для полноценной реализации акта коммуникации имеет верная интонация, "эфирный" голос, грамотная артикуляция и редукция.

Составляя текст для ведущего, нужно учитывать:

набрать еще воздуха в легкие.


Тип восприятия эфирной информации.

Прямой эфир – это всегда фиксация мгновения, описание ситуации устами ведущего-журналиста. Отсюда неизбежна субъективная форма изложения, когда автор с полным правом говорит от первого лица, от своего «я» о своем видении события и о своем впечатлении. А значит, именно в этом случае требуется особая индивидуализация языка, голоса, манеры повествования.

Прямой эфир тематически всеяден. Поводом для него может быть и футбольный матч, и театральная премьера, и последний звонок в школе. Непременное условие – журналист обязан быть непосредственно на месте события, участвовать в нем, чтобы иметь возможность рассказать о нем достоверно и интересно.

Журналист, на событии начинающий свою работу с «ориентации на местности» и в кругу его участников, должен соблюдать несколько правил:

– определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках; следует непременно учесть возможность акустических помех, удобство установки аппаратуры, определить для себя возможность передвижения по ходу события и – что особенно важно – оговорить это передвижение с организаторами;

– прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж, согласовать встречу после финала соревнования);

– проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.
Классификация и типология современных теле- и радиокомпаний.

По способу трансляции:

а) эфирное (распространение телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

б) спутников («Космос-ТВ»,«НТВ плюс»);

в) кабельное
По типу деятельности:

а) вещательные (осуществляет телетрансляцию про­грамм);

б) программопроизводящие (продюсерские фирмы);

в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания)
По принципу образования:

а) из старых структур (ВИД, АТВ и т.д.)

б) новообразованные каналы («ТВ-6 Москва»)
По охвату аудититории:

а) общероссийское (РТР);

б) межгосударственное (ОРТ);

в) региональное («Юг России»);

г) местное (Лот).
По способу распространения телесигнала:

а) общенациональное (ОРТ, РТР);

б) сетевое («ТВ-6 Москва»);

в) местное.
По специализации программ:

а) общее (ВИД );

б) специализированное (Воен ТВ).
По форме собственности:

а) государственное

б) негосударственные – частные (Рен-ТВ),

акционерные общества открытого типа (Центр коммерческого телевидения),

закрытого типа (Телемаркет);

общ с ограниченной ответственностью (Агентство Па­радиз);

товарищества с ограниченной ответственностью (Home Video).

корпорация (Видеофильм);

киноассоциация (Dixi)

продюсерский центр («Московский стиль»);

концерн («Красная площадь»)

независимая телестудия (Уралфильм);

в) смешанные компании с участием зарубежных инвестиций (АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»)
Два новых явления для ТВ:

1) переход от жесткой вертикали (Гос­телерадио, которое подчиняло республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомитеты) к горизонтальным свя­зям между различными телеорганизациями;

2) Освоение сетевого принципа рас­пространения телепрограмм

ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА
Этапы развития тележурналистики.

1931 - в эфир были переданы сигналы, несущие изображения без звукового сопровождения. Решено начать регулярное вещание.

1933 - передачи механического ТВ в Москве были прекращены, более перспективным было признано электронное ТВ.

1938 – началось регулярное ТВ вещание в Ленинграде.

1938 – новый телецентр в Москве на Шаболовке провел первую электронную телевизионную передачу, показав фильм.

1938 - в эфир вышла 1я студийная программа.

С июля 1939 - начала выходить еженедельная фотогазета.

50-е гг - на ТВ пришли журналисты.

1952 - образована Ленинградская студия ТВ.

60-е гг - становление телепублицистики. Материально-техническая база телеинформации укрепляется. К середине 60-х г кол-во студий выросло до 64. Появление и развитие разговорных жанров телепублицистики требовало введения в кадр автора.

70-е гг - господство видеозаписи. Новое творческое использование техники, видеозаписи, видеомонтажа. Возник жанр видеофильма.

после 1985 - гласность, закон о печати, отмена цензуры раскрепостили ТВ журналистов. В противовес «Время» появились ночные выпуски ТСН( телевизионной службы новостей).Возросло кол-во прямых передач («12-й этаж», «Взгляд»).

1991 - бурный рост вещательных и фильмопроизводящих организаций.

к 1993 - больше 1000 организаций.
Выразительные средства ТВ.

Условно делятся на две группы:

1) Формообразующие (изображение, звучащее слово, музыка, шумы, пауза)

2) Стилеобразующие (монтаж)

Изображение - главное выразительное средство ТВ. Экранное изображение не существует вне таких понятий, как кадр, план и ракурс. Звук и изображение находятся в непрерывной взаимосвязи. Слово не должно «дублировать» изображение.
Кадр - это изображение части пространства, заключенное в рамку экрана; это длительность пребывания изображения на экране; это часть передачи, снятая «одним взглядом» камеры.

План-это масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображенного предмета, зависит от дистанции м/ду камерой и снимаемой фигурой, от фокуса. Обычно выделяют: общий, средний и крупный.

Ракурс – обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в т.ч.и прямой.

Монтаж – основополагающее средство организации экранного материала. Монтаж-расстановка кадров в определенном порядке. Сегодня на ТВ при помощи техники возможны самые разные трансформации при монтаже: изображение можно вытягивать, сжимать; использовать эффект соединения двух разных форматов в одной плоскости экрана; «размножать» изображение; вычленять отдельные детали и т.д.

Виды монтажа:


Принципы соединения слова и изображения на ТВ.

Существуют правила сочетания текста и видео:


От удачного сочетания может появится дополнительная информация.

Музыка может быть декорацией действия – обозначает время, место, определяет тему. У музыки может быть организующая функция (позывные, отбивки, рубрика). Или у нее может быть самостоятельная роль.

Тексты для телевидения – принцип их построения – чтобы они хорошо воспринимались. Избегать сложных конструкций, причастных, деепричастных оборотов. Употреблять простые слова, 10-20 слов в предложении. Нужно заменять существительные глаголами, чтобы добиться энергичности речи, употреблять активные конструкции. Работа с цифрами – только самые важные и их надо округлять – например – пересчитать в проценты, доли, или дать сопоставление. В подаче новостей – важно соотношение видеоряда и текста.

Звук (Звучащее слово, музыка, шумовая пауза) – стилеобразующий монтаж.

Изображение/видео – формообразующий монтаж.
Социальные функции ТВ и их современные особенности.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации.

Во-первых, эта специфика заключается в способности электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ.

Во-вторых, специфика ТВ (в отличие от радио) в его экранности, то есть, в передаче информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Именно экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории.

В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной.

В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране является едва ли не самым уникальным свойством телевидения. Она присутствует в телевизионных передачах не постоянно, однако, имеет большое значение для психологии зрительского восприятия, как бы напоминая о достоверности действия, происходящего на экране, создает эффект присутствия зрителя.

Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.

Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.

Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Организаторская функция. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.

Образовательная функция. К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.

Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.
Современные тенденции развития тележурналистики.

Цифровые технологии: более качественный материал, мультимедийная картинка. Можно обрабатывать материал, изменяя степень документальности. Новые технологии: монтирование камеры в одежду; развитие жанра журналистского расследования.

Современное ТВ учитывает мнение аудитории больше, чем в советское время. Тогда популярные программы вызывали подозрения. Если бы аудиторию не устраивало вещание, канал бы прогорел. Рост объема рекламы. Для того, чтобы рекламу смотрели, ТВ создает аудиторию. Большинство предпочитаетт смотреть игры на деньги, сериалы, фильмы, новости.

На ТВ - тенденция к кинопоказу. Тематически каналы рассчитаны на различную аудиторию. ОРТ, РТР, НТВ - для всех. МТВ, МУЗТВ - для молодежи, музыкальных слушателей.

Радио становится все больше средством общения, чем информирования. Потребность в ночных эфирах- обсуждение любых вопросов.

На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.

Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".




РАДИОЖУРНАЛИСТИКА
Этапы развития радиожурналистики.

25апр.(7мая)1895 - русский ученый Попов выступил с демонстрацией прибора, который был назван «грозоотметчиком».

1896 - передана первая радиограмма.

1919 - в России первые по радио прозвучал голос человека.

12окт.1924 - начало ежедневной передачи московской радиостанции им. Попова. Экспериментальное массовое вещание в России начинается не с политики, а с литературно-художественных программ-радиоконцертов.

В условиях нового политического строя радио было призвано не просто дополнять прессу, но даже замещать ее в системе информации.

1925 - при ЦК партии была создана Радиокомиссия.

1928 – вводится типовая недельная сетка вещания.

1933 - был образован Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещании. (ВРК).

В годы ВОВ огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу и на фронте. После войны ещё более увеличилась цензура, из эфира практически исчезают «прямые передачи», идут в записи.

1970 - происходит смена руководства Гостелерадио и реорганизация. На 1 место вновь выходят пропагандистские цели, а просвещение, объективное информирование, досуг уходят на второй план.

Феномен 70-х-первой половины 80х – огромное число рубрик, многие из которых дублируют друг друга.

1985.- открытость информации, принятие Закона о печати, обращение к запрещенным темам. Журналисты начинали поиск новых форм вещания, тем, тональности репортажей.


Выразительные средства радио.

В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, т.к. только звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения. Формирование звукового образа = деления «на голоса» + музыка и шумы + соединение в определенных пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.
Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы:

  1. Исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист, включает в себя 4 элемента:

    1. слово (речь),

    2. музыка,

    3. шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и

    4. документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Эти четыре элемента системы мы называем природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

  1. Находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики называют техническими, или стилеобразующими: монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.


3 задачи:

1) слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2) нужно найти наиболее точную интонацию, которая часто несёт ничуть не меньше информации, чем само содержание.

3) поиск логических и экспрессивных акцентов-ударений.
Музыка и шумы

Время от времени утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции, на протяжении долгих лет проявлявших себя в вещании:


Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Реверберация - эффект эха, дополнительный объем звучания. Приём используется, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Голосовой грим - придание речи журналиста эмоциональности и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Главное место с этой группе занимает монтаж.
Слово на радио.

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи:

  1. слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу. Слово должно быть честно найдено, точно по отношению к сути происходящего.

  2. найти наиболее точную интонацию, которая часто несет ничуть не меньше информации, чем само содержание материала. Бернард Шоу когда-то заметил, что есть только один способ написать слово «да» или слово «нет», но есть 50 вариантов их произношения, причем часто с прямо противоположным значением.

  3. поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу: это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово. Установка на диалогическую интерпретацию идеи сообщения подводит к необходимости сделать слушателя соучастником размышления журналиста.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфире, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой и шумами.


Функции музыки на радио.

Музыка и шумы

Время от времени утверждался взгляд на музыку и шумы лишь как на дополнение к слову. В основе - две тенденции, на протяжении долгих лет проявлявших себя в вещании:


Музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжета благодаря заложенной в них информации.

Реверберация - эффект эха, дополнительный объем звучания. Приём используется, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события.

Голосовой грим - придание речи журналиста эмоциональности и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Главное место с этой группе занимает монтаж.
Иллюстративность, т.е. не с продолжение мысли, формулированной словом, а с попытка ее дополнительного пояснения, по сути дела, – повтор.

Идейно-эстетические основы. Она выражается в тяге к интонационной бесстрастности передач. По мнению сторонников эмоционально нейтральной манеры обращения к слушателю, музыка (а следовательно, и шумы) может быть включена только в ткань художественных программ. Такой подход неправилен, ибо он игнорирует возможности музыки и шумов как смысловых структурообразующих элементов радиосообщения.
При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения. Наиболее ярким примером такого рода служат позывные. Так, музыкальная фраза песни «Подмосковные вечера» эквивалентна объявлению: «В эфире круглосуточная программа "Маяк". Таким образом, музыка выполняет роль слова, и происходит это вследствие того, что в сознании слушателей уже выработан соответствующий код.
Рисующие шумы - возможность не словами, а звуками «описать» место действия.
Из всего сказанного следует, что музыка и шумы в структуре радиопередачи могут выступать как самостоятельные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они способны уточнять, дополнять и развивать как идейную, так и эстетическую информации, высказанные словом, нести необходимые логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.
В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют человеческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций.

1. Обозначение места и времени действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве. Современный репортаж, как правило, проходит завершающую стадию подготовки к эфиру в монтажной, и репортер часто совмещает в его композиции фрагменты, записанные в различных местах и в разное время; музыка помогает наиболее четко и понятно для слушателя осуществить это объединение.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события. Точное сочетание звуковых элементов позволяет воссоздать атмосферу действия с большой полнотой.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.
Социальные функции радио и их современные особенности.

Экспансия телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, и радио. Объем радиовещания увеличивался параллельно с ростом ТВ, а вот его структура менялась резко, о чем свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире.

Три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:

В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям.
Функции радио можно разделить на следующие группы:

интегративная функция,

функция выражения и формирования общественного мнения, общения,

воспитательная,

агитационно-пропагандистская,

организаторская.

эстетическая,

просветительская,

функция развлечения – рекреативная.
Современные тенденции развития радиожурналистики.

По форме собственности.


По типам радиовещания:


По формату вещания:

Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.

Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.

Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".
Современные форматы радиовещания.

По форме собственности.


По типам радиовещания:


По формату вещания:

Формат - это стиль радиопрограмм, призванный удовлетворять вкусы своей целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории являются возраст и социальный статус слушателей.

Основными критериями, определяющими формат, является стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов: "Музыкальная одежда" эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев или ведущих музыкальных программ, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.
На радио и ТВ - возможность интерактива- обратной связи.

Современное форматирование радиостанций и каналов предполагает особое отношение к текстовому оформлению вещания. На современном этапе практически сформирован специфический "интерактивный" тип языка, который направлен на развлечение аудитории и "общение нон-стоп".


АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ_ЖАНРЫ и ПРОФЕССИИ


Система жанров радио и тележурналистики.

Информационные

Аналитические

Художественно-публицистические


Информационные жанры аудиовизуальной журналистики.


Аналитические жанры аудиовизуальной журналистики.


Жанры художественной публицистики на радио и ТВ.

Первые авторские программы политической телевизионной журналистики связаны с именем В. Зорина. Идея авторского вещания на ТВ была подхвачена и развивалась в "Клубе путешественников", "Музыкальном киоске", "Кинопанораме". На радио публицистика обосновалась позже. Некоторое время на ОРТ в качестве аналитической программы выходили "Дни" Невзорова. Современный эфир до предела насыщен авторскими программами: "Сегодня" с Митковой, "Намедни" Парфенова, "Времена" Позднера, "Женский звгляд" Пушкиной, "К барьеру" Соловьева и др. На радио: "Петербургская панорама".
Творческие профессии на радио и телевидении.

Редактор. Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора на телевидении. Телевидение- творчество коллективное, а потому повышается роль людей, владеющих общими принципами телепроизводства. Таковыми являются редактор программы и продюсер. Литературный же редактор на телевидении отличается от редактора в печатной и радиожурналистике, прежде всего тем, что в его ведении появляется в дополнение к слову (в печати), звуку (на радио) еще и изображение. То есть, редактирование на телевидении происходит как бы в трех плоскостях, в трех измерениях. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Главная особенность деятельности редактора заключается в том, что он направляет, регламентирует творческую фантазию всех остальных создателей передачи.

Редактор-координатор отвечает за своевременное наполнение программы устной и видеоинформацией, контролирует соблюдение плана съемок, техническое обеспечение съемок.

Выпускающий редактор осуществляет отбор готовых сюжетов, сокращает или дополняет их, помогает журналисту писать обвязки между материалами, редактирует закадровый текст.
Репортер. Репортер - посредник между аудиторией и реальностью. Есть репортеры, занимающиеся журналистскими расследованиями, подготовкой специальных репортажей, а порой и специальных программ. Если репортер занимается освещением одной, постоянной темы, он должен досконально изучить эту тему.

Профессиональное мастерство репортера можно свести к четырем элементарным, но принципиально важным, требованиям:


Ведущий зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.

Интервьюер должен четко знать тему, мягко и неотвратно подчинять собеседника своему стратегическому плану.

Модератор-ведущий «круглых столов»,за которыми собираются сторонники противоположных мнений.

Шоумен - ведущий ток-шоу.

Комментатор появляется в новостной программе, когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему.

Продюсер занимается продвижением определенного проекта, обеспечивает деловые контакты. Программный директор на радио разрабатывает сетку вещания на основе выбранного формата, подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промоушн-кампании, отслеживает аудитории. Режиссер призван помочь журналисту обозначить конфликт и превратить его в целостное действие.

Монтажер отвечает за подготовку к монтажу; отбор материала.

Оператор за подготовку к съемке операторской техники; умение работать с видеотехникой; грамотное использование источников света.

Звукорежиссер и звукооператор обеспечивают технически совершенное качество записи звука.
Журналист и диктор на ТВ и радио.

Отличие ведущего новостной программы от диктора не так велико. Диктор зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст, то же самое делает и ведущий. Теоретически диктор не имеет права на импровизацию, у ведущего такое право есть. На практике за очень редкими, буквально единичными исключениями, ведущие новостных программ на телеканалах постсоветских стран этим правом не пользуются. И не потому, что не хочется. Динамика новостной программы такова, что на осознание того или иного факта, выработку в сознании четко выверенных слов и их произнесение просто физически не хватает времени. Другое дело, что ведущему требуется, может быть, больше актерской игры перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир.

Пользуясь определением К.С. Станиславского, писавшего об "излучении", идущем от хорошего актера в зал, можно сказать, что именно такое "излучение" отличает ведущего от диктора. Диктор сообщает зрителям программу передач, сводку погоды. Пожалуй, этим начинается и на этом же заканчивается дикторская функция на современном телевидении. Диктор может зачитать в эфир какое-либо официальное сообщение. Все это может сделать и ведущий, тем более что многие телеканалы уже отказались от дикторских форм сообщения программы передач и сводок погоды. Можно предположить, что собственно дикторская профессия уходит с телеэкрана, оставляя ряд своих черт профессии ведущего. Другое дело, что и ведущий не может претендовать на роль автора программы. Зритель понимает, что ведущий не сам добывал новости из разных точек планеты, но зритель сумеет оценить умелую, уверенную и тактичную подачу этих новостей. У ведущего четкая дикция и выразительные интонации: ни одна запятая из текста ведущего не имеет права остаться непонятой аудиторией.


Корреспондент в аудиовизуальных СМИ: личностные качества и профессиональные требования.

Профессия репортера – наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору информации, умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью.

Репортерская работа – это проникновение радио и ТВ в реальную жизнь и реальной жизни – на адио и ТВ. Репортер - посредник между аудиторией и реальностью.
Суть мастерства репортера сводится к следующему:


АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ_ФУНКЦИИ
Информационная функция радио и ТВ.

Информационная функция. Телевидение способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ.

Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни.

Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло в последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Для удовлетворения потребности людей получать оперативную информацию в концентрированном виде применяются все новые формы ее подачи – «заголовки новостей» перед основным выпуском и после него, сверхкраткие выпуски между другими передачами.


Интегративная функция радио и ТВ.

Интегративная функция. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Эта функция учитывает интересы различных социальных и возрастных групп.

Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему ценностей и уровень культуры, воспитывать личность.

Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, первейшим качеством можно назвать умение объединять в подходе к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика.

Социально-педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Наиболее очевидно управленческая функция ТВ может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах.

Организаторская функция. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции.


Культурно-просветительские функции радио и ТВ.

Культурно-просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.

Образовательная функция. К собственно журналистике отношения эта функция практически не имеет. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование.

Рекреативная функция. Также мало связана с журналистикой. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СМИ_ОБЩЕЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации