Методички по психологии и педагогике для интернет-тест с готовыми тестами для ИрГТУ специальность ПГС 2903 - файл n1.doc

приобрести
Методички по психологии и педагогике для интернет-тест с готовыми тестами для ИрГТУ специальность ПГС 2903
скачать (211.9 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc573kb.09.06.2011 10:58скачать
n2.doc579kb.10.06.2011 07:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

П Е Д А Г О Г И К А
материалы для самостоятельной работы

и подготовки к интернет-тестированию

студентов непсихологических специальностей


Составитель - Линчук Т.П.

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Иркутского государственного технического университета

2009 г.

Рецензент – канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ИрГТУ М.Г. Юркова.
Педагогика: Методические указания для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию студентов непсихологических специальностей. Составитель: Т.П.Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. – 79 с.



                    Представлено основное тематическое содержание курса «Педагогика», соответствующее федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по всем направлениям подготовки студентов в вузах. Целью пособия является формирование у студентов системного представления о современной педагогике, даны методические указания по его изучению, тесты для самопроверки, список литературы. Предназначено для подготовки студентов непсихологических специальностей к интернет-тестированию по дисциплине «Психология и педагогика».

                    Библиогр. 6


ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема l. Общее представление о педагогике как науке, история ее развития……… 4

1.1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики………………………...4

1.2. Основные категории педагогики …………………………………………...…….6

1.3. Основные идеи зарубежной педагогики ………………………………...……….8

1.4. Развитие педагогики в России …………………………………………………...10

Вопросы и задания для самопроверки .…………………………………….…13

Тема 2. Педагогика как теория обучения ……………………………...……………15

2.1. Содержание образования ………………………………………...………………15

2.2. Дидактика: основные понятия …….…………………………..………………..20

2.3. Законы, закономерности, система принципов обучения …………………...….24

2.4. Система образования РФ Управление системой образования…………...…….28

Вопросы и задания для самопроверки.……………………………..………… 32

Тема 3. Педагогический процесс …..………………………………………………...35

3.1. Педагогический процесс как система ……….……………………………...…...35

3.2. Методы и методические системы обучения ..………………………………..…37

3.3. Понятие педагогической технологии ……………………………………..…….39

3.4. Средства обучения………………………..……………………………………....41

3.5. Формы организации учебного процесса в школе и вузе ……………………....43

Вопросы и задания для самопроверки ….………………………………….....50

Тема 4. Профессионально-педагогическая деятельность…………………….…….53

4.1. Сущность и структура педагогической деятельности………………….………53

4.2. Педагогическое общение…….………………………………………………….. 55

4.3. Диагностика процесса и результатов обучения. Понятие о мониторинге…….58

Вопросы и задания для самопроверки……………..…………………………..62

Тема 5. Педагогика как теория воспитания …..………………………..………........65

5.1. Сущность, содержание, закономерности, принципы воспитания …………….65

5.2. Методы воспитания, их классификация. Ситуации воспитания ………….…..67

5.3. Коллектив как субъект и объект воспитания………….………………………...70

5.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная

среда воспитания и развития личности ………………………………….…………..71

5.4.1. Принципы и содержание семейного воспитания ………………………….…71

5.4.2. Основные типы неправильного воспитания в семье, его причины …..….….73

5.4.3. Семейная педагогика об условиях, основных типах семейного воспитания, о взаимоотношении семьи и школы в воспитательном процессе …………….……..74

Вопросы и задания для самопроверки ……………………………….………76

Библиографический список……………………………………………………79

Тема 1. Общее представление о педагогике как науке, история ее развития


    1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики


Термин «педагогика» дословно переводится с греческого как «детоводитель» - в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. В настоящее время в мировом педагогическом лексиконе наряду с данным термином все чаще употребляются новые термины «атропогогика» (антропос - человек) и «андрогогика» (наука об обучении взрослых).

Педагогика – это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Какие значения вкладывают термин «Педагогика»?

Выделяют «бытовое» значение педагогики: каждый человек на протяжении своей жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Подчеркивают практическое значение педагогики, рассматривая педагогику как сферу деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему.

Педагогика понимается как наука и одновременно как отрасль человековедения, поскольку она познает и совершенствует способы влияния на развитие человека. Педагогические теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке, которое «добывается» психологией, философией, социологией, историей и др. науками о человеке.

Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.

Педагогика как отрасль гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни, е6е значение выявляется в качестве педагогической культуры человека. (Бордовская Н.В., Реан А.А., с. 14)

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая и отечественная практика воспитания в настоящее время; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных меняющихся условиях.

Предмет, изучаемый педагогикой, настолько сложен, что одна, даже очень широкая наука, не способна охватить его сущность и связи, поэтому современную педагогику правильней назвать системной наукой о воспитании. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.

История педагогики исследует развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических явлений. Общая педагогика как базовая дисциплина изучает общие закономерности воспитании человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика включает в себя 4 раздела: общие основы, дидактику (теорию обучения), теорию воспитания, школоведения.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах сопоставления и нахождения сходств и различий.

Дошкольная и школьная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, входит как подсистема в возрастную педагогику, охватывающую закономерности учебно-воспитательного процесса в системе средних общеобразовательных учреждений.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, активно развивается педагогика высшей школы, педагогика труда (изучает проблемы повышения квалификации, приобретения новых профессий в зрелом возрасте), семейная педагогика и др.

Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления

Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические и практические обоснования перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальная педагогика разрабатывает основы, принципы, методы, формы, средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика.

Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, ослабленными и больными школьниками. Возникает интеграционная медико-педагогическая наука, когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин: методика преподавания психологии, методика преподавания русского языка и т.д.

Педагогика тесно связана со многими науками, в том числе с философией, физиологией, социологией, историей, этнографией и др., поскольку решение многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, использования результатов исследования других наук о человеке.

Задачи педагогики как науки: 1) вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов; 3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) внедрение результатов исследования в практику.

Педагогическая наука совмещает научно-теоретическую и конструктивно-техническую (нормативную, реryлятивную) функции. Реализуя, например, научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает действительность такой, какой она должна быть. Это знания о должном - о том, как нужно планировать, осуществлять и совершенствовать педагогическую деятельность.

Педагогическое исследование осуществляется с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок), методы математической систематики, анализ педагогических идей и др.
1.2. Основы категории педагогики
К основным категориям педагогики относятся: образование, воспитание, обучение.

Образование является социокультурным феноменом и определяется социально-политическими, экономическими, условиями общества на данном этапе его развития. Наиболее тесной является взаимосвязь образования и культуры. Образование выполняет следующие социокультурные функции: 1) является способом социализации личности и преемственности поколений; 2) приобщает подрастающее поколение к мировым ценностям, достижениям культуры, науки, техники.

В настоящее время серьезные изменения культуры, обусловленные развитием информационных технологий, ведут к тому, что на смену общему и профессиональному образованию приходит целостное, личностно ориентированное образование. В пользу такого утверждения свидетельствуют следующие тенденции развития современного образования:

• Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем интегративных образовательных учреждений, например, объединяющих лицей, колледж, университет.

• В образование широко внедряются информационные технологии, что существенно изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение.

• Постепенно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества.

• Намечается тенденция перехода от жестко регламентированной организации образования к вариативному блочно-модульному обучению.

Образование как систему можно анализировать в трёх измерениях:

- социальный масштаб: образование в мире, определенной стране, регионе, а также система государственного, частного, общественного, светского, религиозного и других форм образования;

- ступень образования: дошкольное, школьное, профессиональное (начальное, среднее, специальное, высшее), послевузовское образование (аспирантура, докторантура), повышение квалификации, переквалификация;

- профиль образования: общее, специальное (гуманитарное, естественно­научное, медицинское и т. п.).

Все эти три измерения представлены в различного рода учреждениях: международных организациях, министерствах, департаментах образования, вузах, колледжах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование трактуют как процесс (осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию, технологии обучения) и как результат (образованности человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт).

Воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей целью формирование личности, нужной и полезной обществу. В процессе воспитания проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью, непрерывностью, ему присущи вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно различаться. Это обусловлено действиями ряда субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить также оказывает большое влияние на его ход и результаты.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними. Внутренние противоречия - это прежде всего противоречия между возникающими у личности новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающее при этом рассогласование побуждает человека активно расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения. Назначение воспитателя - правильно сориентировать формирование личности. Внешние противоречия (между школой и семьей, словом и делом, несоответствие требований уровню подготовленности воспитанника) также сказываются на направленности и результатах воспитания.

Следующая основная категория педагогики - обучение. Обучение - процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений в условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки в качестве результатов усвоения. Знания - это отражения человеком объективного мира в виде фактов, понятий и законов науки, представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умение - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоений знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до автоматизма путем многократных упражнений.

Сообщая знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируют мировоззренческие, социальные идеологические, нравственные и другие установки. Поэтому обучения имеет воспитывающий характер, а воспитание, в свою очередь, всегда содержит элементы обучения. Как процесс обучение включает в себя 2 части: преподавание, в ходе которого происходит передача системы знаний, опыта деятельности, и учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование (деятельность обучаемого).
1.3.Основные идеи зарубежной педагогики
Педагогические идеи содержались в трудах древнегреческих философов: Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др.

Сократ (470-399 до н.э.) использовал диалог как средство обучения логическому мышлению. Его ученик Платон (427-347 до н.э.), создавший школу, которая получила название «Академия» в честь мифического героя Академа, считал, что процесс познания должен приносить радость, это заложено в слове «школа», означавшей в переводе с латинского «досуг».

Аристотель (384 - 322 да н.э.) создал свою школу («ликей»). Он ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, по его мнению, школы должны находиться в ведении государства и все граждане должны получать одинаковое воспитание.

В период Средневековья идея древнегреческих мыслителей о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствующей в тот период идеологией на первом плане в воспитании была проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения идея о гармоничном развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь, но трактовалась уже только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Однако виднейшие деятели той эпохи Томас Мор (1478 - 1535), Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), Эразм Роттердамский (1469 - 536), Мишель Монтень (1533 - 1592), Франсуа Рабле (1494 - 1553) и другие выдвинули немало оригинальных и прогрессивных для своего времени идей.

Огромнейший вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский философ и педагог - Ян Амос Коменский (1592 - 1670), создавший педагогическую систему, которая до сих пор сохраняет свое научное значение. Метод обучения, предлагаемый Я. Коменским, призван был превратить учебу в приятное занятие, где нет места скуке и принуждению. Впервые им был введен кабинет физики, химии, биологии, естественно-исторических дисциплин, пришкольный сад.

Я. Коменскому принадлежит идея непрерывности образования. Разработка системы дошкольного и школьного обучения и воспитания. Он считал, что в каждом государстве должны быть высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет, а также школы «зрелого возраста», т.е., по мнению Я. Коменского, человек должен обучаться на протяжении всей своей жизни.

Не устарели его идеи систематизации, обобщения знаний, отбора учебного материала с точки зрения его полезности, целесообразности и соответствии возрастным особенностям учащихся, а также учета межпредметных связей в практике преподавания.

Я. Коменский обосновал главные требования к ученику, разработал основные дидактические принципы (сознательность, постепенность, последовательность, прочность, посильность), теоретически обосновал классно-урочную систему, заложил основы того типа образования, которое получило название классического.

Вслед за Я. Коменским в историю педагогики вошли имена виднейших мыслителей Англии, Франции, Швейцарии, Германии и других стран.

Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) уделял большое внимание психологическим основам воспитания. В своем труде «Мысли о воспитании» он утверждал идею гармонии между личными и общественными интересами, что достигается в благоразумном и благочестивом поведении.

Дж. Локк уподоблял ребенка «чистой доске», на которой воспитатель может написать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Он утверждал, необходимо менять общественные условия, если ребенок не может получить в данном обществе необходимые идеи, не может развиваться физически и духовно в цельного человека.

Французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712 - 1778), исходя из идеи природного совершенства детей, призывал не мешать развитию этого совершенства и предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Его педагогические воззрения, положившие начало теории «свободного воспитания», согласно которым воспитание должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию, изложены в книге «Эмиль, или о воспитании».

Идеи Ж. Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746-1827), который считал, что цель обучения - гармоничное развитие всех сил и способностей человека, именно воспитание призвано развивать природные духовные и физические силы в соответствии со стремлением ребенка к всесторонней деятельности. Г. Песталоцци принадлежат идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, развитии у них чувства сострадания, доброты как основы нравственности. Г. Песталоцци является одним из основоположников дидактики начального обучения. Он разработал методику обучения детей счету, измерению, речи, расширил содержание элементарного образования за счет геометрии, географии, рисование, пение, гимнастики. Г. Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организаций их посильного труда.

Европейская классическая педагогика оказал огромное влияние на становление педагогической науки в России. В ХХ веке начало формироваться мировое образовательное пространство. Мировое сообщество пришло к пониманию, что современное образование должно стать международным, оно стремится к созданию глобальной стратегии образования независимо от мест проживания учащихся и от образовательного уровня. Реформирование системы образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися отечественными традициями и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Тенденции в мировой системе образования будут представлены в данном пособии позднее, в заключительном его разделе.
1.4. Развитие педагогики в России
Большой вклад в развитии педагогической науки внесла С. Полоцкий, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, К.Д. Ушинский и др.

Симеон Полоцкнй (1629-1680) выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал особое значение воспитанию, при этом важным фактором воспитательного процесса считал пример родителей, педагогов, ближайшего окружения. Он разработал проект Славяно-rpeко-латинской академии, которая расширила высшее образование в России (открыта в 1687 г.) был воспитателем царских детей, в том числе Петра 1.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) внес существенный вклад в развитие педагогической мысли, разработав учебники по риторике и русской грамматике.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) впервые в России объявил педагогику наукой. Он считал, что у детей необходимо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. Н.И. Новиков - издатель первого журнала для детей, который назывался «Детское чтение для сердца и разума».

Основоположником научной педагогики в России считается Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) , первым в России разработавший цельную дидактическую систему. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, признание прав трудового народа на образование, независимости школы от церкви, хотя он придавал большое значение религии в формировании общественной морали.

Система воспитания К.Д. Ушинского исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка. Он ставил перед учителем задачу не только передавать ученикам знания, но и учить их самостоятельно заниматься, без учителя приобретать новые знания. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать им необходимые в жизни знания.

В революционное время в России все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения, в деятельности которого большую роль сыграли А.В. Луначарский (1875 - 1933) и Н.К. Крупская (1869 - 1939).

В 1920 г. наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который отличается от учебных планов дореволюционной России тем, что в состав учебных предметов включал гуманитарные, физико-математические и естественные науки, значительное время отводил на Физическое воспитание. В дальнейшем, несмотря на многократную переработку, эти характерные черты учебных планов оставались неизменимыми.

В 1930 г. было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Школе было четко сформулирован социальный заказ - воспитание человека определенного типа. Это диктовало жестокую систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизации воспитательной и учебной работы.

На развитие советской педагогики большое влияние оказали идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Павел Петрович Блонский (1884-1941) сформулировал следующие идеи отечественной педагогики: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, его потребностей и интересов, должно формировать разностороннюю личность ребенка. П.Л. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи ребенка, эмоциональную сферу считал фундаментом поведения человека. П.П. Блонский - автор первого учебника по педагогике в советское время.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стили жизни, отношения. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд организовывался как часть воспитательной работы, была реализована им на практике и отражена в его литературных произведениях «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» А.С. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др., - имеют значение до сих пор.

Педагогические открытия А.С. Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики и исправительно-трудовой педагогики.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1976), всю жизнь проработавший в сельской школе, рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Он продолжал развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, создал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинский ввел новые понятия «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный: фон класса». Глубоко и оригинально разработаны им вопросы воспитательного воздействия традиции, фольклора, природы. В его книгах «Разговор с молодым директором школы», «Сердце отдаю детям» ярко показано, что успех работы воспитателя возможен при творческом отношении педагога к своей профессиональной деятельности, при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Развитие образования всегда характеризовалось своеобразным сочетанием двух важных его качеств - консерватизма и стремления к новому. Взятые в отдельности эти качества ведут либо к застою, отставанию от потребностей времени, либо к разрыву с традициями, рискованным экспериментом. Только единство здорового консерватизма, т.е. бережного сохранения для новых поколений исторического опыта, и инновационных процессов обеспечивает развитие системы образования.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в России возникло движение учителей-новаторов. Стали появляться целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы, разрабатываемые педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым, С.Н. Лысенковой, А.В. Хуторским, В.Ф. Шаталовым, Е.А. Ямбургом и др. Очень разные по творческому стилю, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь в самореализации.

Одним из масштабных нововведений отечественной системы образования является дистанционное обучение, которое осуществляется с помощью технологий и ресурсов сети Интернет. Дистанционное обучение дополняет традиционные формы обучения, обеспечивая учащимся доступ к ресурсам культурных и научных центров, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и веб-сайтах.


Вопросы и задания для самопроверки
Ответьте на вопросы письменно:


  1. Что является объектом и предметом педагогики?

  2. Какие научные дисциплины входят в систему педагогической науки?

  3. Каковы основные категории педагогики? Охарактеризуйте их.

  4. Почему образование является социокультурным феноменом?

  5. Какие научные и практические задачи решает педагогика?

  6. Что такое знания, навыки, умения?

  7. Каковы педагогические идеи древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля?

  8. Как решались проблемы педагогики в Средние века, в эпоху Возрождения?

  9. Почему Яна Коменского считают выдающимся педагогом всех эпох?

  10. Как развивалась европейская педагогика в XVIII - XIX в.?

  11. Кто внес существенный вклад в становление и развитие педагогики в России в XVII – XVIII в.?

  12. Каковы основные положения педагогической системы К.Д. Ушинского?

  13. Каков вклад в развитие советской педагогики П.П. Блонского?

  14. Какую педагогическую идею выдвинул и реализовал на практике А.С. Макаренко?

  15. Какие проблемы воспитания разрабатывал В.А. Сухомлинский?


Выполните следующие задания письменно:
1. Верно или неверно?
1. Разработка и внедрение в практику новых методов, средств, форм, обучения и воспитания входит в круг задач педагогической науки. (ВЕРНО)

2. Идея использовать диалог как средство обучения логическому мышлению принадлежит Аристотелю. (НЕВЕРНО)

3. Педагоги начали внедрять принцип наглядности в обучение в XIX в. (ВЕРНО)

4. Автором первых учебников по русской грамматике и риторике является М.В. Ломоносов. (ВЕРНО)

5. Лечебная педагогика разрабатывает систему обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии. (ВЕРНО)
II. Выберите правильный ответ
1. ... - целенаправленная деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов, убеждений.

а) воспитание;

б) обучение.

2. . .. исходя из природного совершенства детей, призывал не мешать их развитию, приспосабливаться к их склонностям и интересам.

а) Джон Локк;

б) Жан-Жак Руссо.

3. Основоположником педагогической науки в России является…

а) Н.Н. Новиков;

б) К.Д. Ушинский.

4. Усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование, использование- это …

а) учение;

б) обучение.

5. … - автоматизированный компонент умений.

а) знание;

б) навык.
III. Продолжите фразу
1. Образование определяется как… Образование трактуют как процесс (осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию, технологии обучения) и как результат (образованности человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт).
2. Стержнем педагогической системы К.Д. Ушинского стали требования … Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, признание прав трудового народа на образование, независимости школы от церкви, хотя он придавал большое значение религии в формировании общественной морали.

3. В Конце XX в. в России появилось большое количество авторских школ, которые … В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ в. в России возникло движение учителей-новаторов. Стали появляться целые школы, опирающиеся на инновационные педагогические системы, разрабатываемые педагогами-учеными и педагогами-практиками: Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдовым, С.Н. Лысенковой, А.В. Хуторским, В.Ф. Шаталовым, Е.А. Ямбургом и др. Очень разные по творческому стилю, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребенку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь в самореализации.
4. К задачам педагогики относят … Задачи педагогики как науки: 1) вскрытие закономерностей в области воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами; 2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, составление научных прогнозов; 3) разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) внедрение результатов исследования в практику.
5. Источниками развития педагогики являются … Источниками развития педагогики являются: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; мировая и отечественная практика воспитания в настоящее время; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных меняющихся условиях.


IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
1. Предмет педагогики - это ...

а) исследования сущности формирования и развития личности;

б) человек, развивающийся в онтогенезе;

в) закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, обучения, воспитания;

г) воспитательные отношения, возникающие в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением.

2. Содержание образования ориентировано на …

а) обеспечение самоопределения личности;

б) формирование у обучаемых картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени их обучения;

в) интеграцию личности в систему мировой и национальной культур;

г) осмысление целей образования и воспитания в современный период педагогического знания.

3. Педагогический эксперимент ...

а) заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью про верки и обоснования заранее разработанной гипотезы;

б) в зависимости от цели может быть констатирующим, созидательно­преобразующим, контрольным;

в) включает в себя изучение школьной документации;

г) использует методы математической статистики при обработке полученных данных.

4. Воспитание представляет собой ...

а) процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека;

б) сложную динамическую систему, направленную на овладение знаниями, навыками, умениями;

в) специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели;

г) деятельность педагога по формированию нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей.

5. А.С. Макаренко разработал …

а) первый учебник по педагогике в советское время;

б) методы воспитания в коллективе и через коллектив;

в) методику использования национальных традиций в обучении и воспитании детей;

г) основы исправительно-трудовой педагогики.
V. Укажите термин
1. (ПЕРДМЕТ ПЕДАГОГИКИ)… - это исследование сущности формирования и развития личности и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного педагогического процесса.

2. (ПЕДАГОГИКА) - это базовая дисциплина, которая изучает общие закономерности воспитании человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

3. (ОБРАЗОВАНИЕ) … - это социокультурных феномен, процесс (осуществляется в течение всей сознательной жизни человека, изменяясь по целям, содержанию, технологии обучения) и результат (образованности человека: его уровень подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт).

4. (ЗНАНИЯ) … - это отражения человеком объективного мира в виде фактов, понятий и законов науки, представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

5. (ОБУЧЕНИЕ) … - это процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений в условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др.
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации