Реферат - Эстетическое воспитание у детей с нарушение интеллекта - файл n1.doc

Реферат - Эстетическое воспитание у детей с нарушение интеллекта
скачать (113 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc113kb.08.07.2012 17:07скачать

n1.doc



Содержание

Введение ……………………….…………………………………………….... 3

  1. Сущность эстетического воспитания …………………………………… 4

  2. Задачи эстетического воспитания ……….………………………………. 6

  3. Эстетическое воспитание в детском саду компенсирующего вида……. 8

  4. Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности ………….………………………………….… 12

Заключение …………………………………………………………………….. 15

Литература ………………………………………………………………………17

Введение

Человек утверждается в предметном мире не только посредством мышления, а через посредство всех чувств [10]. Эстетическому воспитанию принадлежит в этом ведущая роль. В процессе изобразительной деятельности, создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства, что является особенно актуальным при воспитании и обучении детей с нарушением интеллекта.

Идеи эстетического воспитания зародились еще в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [20]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образовательными учреждениями. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие.


1. Сущность эстетического воспитания

В литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

Советская педагогика определяла эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства [3].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве [11].

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты» [14]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [14].

Рассматривая множество определений понятия эстетическое воспитания, можно выделить основные его положения.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов личности.

В-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Разные подходы к пониманию сущности эстетического воспитания обуславливают и различные подходы к его целям.

Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [20]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В активизации «способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [20].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [9]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" [18]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
2. Задачи эстетического воспитания

Чрезвычайно важным в эстетическом воспитании является решение познавательных, общеобразовательных задач, а также развитие потребности и способности участвовать в создании прекрасного в жизни, в художественном творчестве и в человеческих отношениях [4].

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [12]. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [5].

В ходе эстетического воспитания решаются задачи, направленные на формирование эстетической культуры, а именно:

  1. на развитие эстетического сознания, эстетических чувств;

  2. на освоение эстетической деятельности;

  3. на развитие эстетических, художественных способностей.

К первой группе относятся задачи, направленные на ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков: развитие восприятия, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое.

Вторая группа задач направлена на приобщение детей к активной эстетической художественной деятельности: формирование умений и навыков в исполнительской деятельности; формирование способности восприятия и самостоятельного применения различных средств выразительности того или иного вида искусства (в изобразительном искусстве – цвет, форма, пространство, линия; в музыке – высота, сила, тембр звука), воспитание у детей потребности в созидании прекрасного, внесении его в быт, природу, собственное «Я», отношения с другими людьми.

К третьей группе задач относится развитие общих и специальных художественно-творческих способностей. Общие способности – это сенсомоторное развитие, способность к эмоциональной отзывчивости, творческое воображение. Специальные способности – это способности, развивающие в процессе усвоения специфичных для конкретного вида искусства способов деятельности – восприятия, исполнительства, творчества. Например, в изобразительном искусстве – это творческое воображение, легкость и полнота восприятия пространственных и цветовых отношений, глазомер, хорошая зрительная память, эмоциональная чувствительность, специальная умелость руки [3].

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. На основе задач разрабатываются содержание, формы и методы эстетического воспитания.


3. Эстетическое воспитание в детском саду компенсирующего вида
Эстетическое воспитание в детском саду компенсирующего вида — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с нарушение интеллекта значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовом детском саду.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у детей удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие дошкольники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, С.М. Миловская).

С учетом своеобразия развития детей с нарушением интеллекта эстетическое воспитание на четвертом году обучения направлено на решение следующих задач:

1. Воспитывать у детей интерес к различным видам изобразительной и художественно-графической деятельности.

2. Побуждать детей к созданию ассоциативных образов, развивать сюжетно-игровой замысел.

3. Поддерживать экспериментирование с красками, изобразительными материалами, аппликативными формами, комками глины и пластилина для создания простых, выразительных композиций.

4. Развивать у детей способность всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, силуэтов, находить их сходство с предметами и явлениями.

5. Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми выполнять коллективные работы по рисованию, лепке, аппликации.

6. Воспитывать эмоциональное отношение к природе и дизайну своего быта, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

7. Учить детей создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнаты.

8. Развивать художественную культуру ребенка в условиях социокультурной среды музеев, выставок, театров. [6]

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовом детском саду, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям воспитанников форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в детском саду компенсирующего вида имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

Прежде всего, согласно исследованиям И.М. Соловьева, К.И. Вересотской, Е.М. Кудрявцевой, Н.М. Стадненко, отмечается значительное своеобразие восприятия умственно отсталых детей. Оно характеризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов дети узнают не сразу.

Замедленная восприимчивость детей с нарушением интеллекта сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и то же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. е. участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают им ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то умственно отсталый долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным.

Еще одна особенность восприятия умственно отсталых детей — недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Дети не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.

Дети с нарушением интеллекта могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, например, к музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или мультфильма. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.

Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков у детей с нарушением интеллекта является характерное для многих из них отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, ручным трудом.

Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях.
4. Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной деятельности
В детском саду самыми доступными и распространенными средствами эстетического воспитания являются музыка, изобразительное и декоративное искусство, театр.

Большое место в детских садах отводится знакомству с музыкой, музыкальному воспитанию. Музыка звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи[6].

Задачи музыкального воспитания:

На музыкальных занятиях используются различные виды деятельности, способствующие положительной мотивации к обучению. К ним относятся:

На занятиях используются: ТСО, наглядные пособия, карточки-схемы, дидактические игры, коррекционные игры, подвижные игры, танцевально-ритмические упражнения, музыкальные инструменты для совместного элементарного музицирования.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю специалистом — музыкальным руководителем. Продолжительность занятия зависит от количества детей в группе и их возраста, а также от уровня подготовленности к восприятию музыки: от 20 до 40 мин. Музыкальное воспитание не исчерпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных занятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Родителям важно знать о музыкальных произведениях, рекомендуемых ребенку для домашнего прослушивания. Таким образом, в коррекционно-развивающий процесс включаются все взрослые, окружающие малыша: родители, воспитатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель[6].

Развитие музыкальных способностей при прослушивании музыки, пении, в танце, играх, помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространственными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Это воздействие особенно сказывается на развитии ребенка дошкольного возраста. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых — стимулирующая, тонизирующая, бодрящая[6].
Заключение

Система мероприятий по развитию эстетического восприятия у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида, направлена на преодоление характерных для них дефектов в области эмоций.

Одной из задач эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта, кроме формирования у учащихся определенной эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, а также выработки определенных эстетических взглядов и потребностей, является усвоение детьми навыков культурного поведения (эстетики поведения). Эстетика поведения включает соблюдение правил личной гигиены, культуру речи, вежливость и сдержанность во взаимоотношениях с людьми, аккуратность и обязательность, культуру общения и т. п.

Примером для детей служат отношения взрослых и членов дошкольного коллектива, создаваемая ими атмосфера доброжелательности и порядка.

Таким образом, формирование умения вести себя, выработка навыков и привычек культурного поведения непосредственно связаны не только с нравственным, но и с эстетическим воспитанием дошкольников.

Эстетически действенной должна быть форма проведения любого мероприятия — высокохудожественное оформление, содержательная программа, оригинальные костюмы и т. д.

Богатейший источник эстетического наслаждения — музыка. Она благотворно влияет на развитие личности ребенка. Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.

Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, малыш учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.

Значимость эстетического развития, становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.


Литература


1

Болотина Л.Г., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.М., 1997

2

Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – М., 2000г

3

Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М.,1985г.

4

Выготский Л.С. Собрание сочинений, 1 часть.

5

Горшенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 1994.

6

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

7

Евтушенко И.В. / Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. – М., 2003.

8

Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.

9

Киященко Н.И. Эстетика жизни. Учебное пособие для учащ. лицеев и гимназий в 3 ч. Ч. 3 . - Инфра-М, ФОРУМ , 2000г.

10

Ковалев Н.Е и др., "Введение в педагогику"

11

Краткий словарь по эстетике. ред. Овсянников, М.Ф.; Изд-во: М.: Просвещение, 1983 г.

12

Лабковская Г.С. (сост.) - Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя.,М. Издательство: Просвещение - 1983г.

13

Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.

14

Лихачев. Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985г.

15

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

16

Островская Л.Ф., Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду.М., 1970г.

17

Программа воспитания и обучения в детском саду// под ред. Васильевой М.А., М., 1985 г.

18

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1970г.

19

Шацкая В .Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе . - М.: АПН РСФСР, 1955г.

20

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М., 1972.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации