Горбунова М.Ю. Общая социология. Шпаргалки - файл n1.rtf

приобрести
Горбунова М.Ю. Общая социология. Шпаргалки
скачать (53.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf181kb.03.06.2011 13:18скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5
Марина Юрьевна Горбунова

Общая социология
Шпаргалки –

Марина Юрьевна Горбунова

Общая социология
1. Предмет, объект социологии
Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноменов), подлежащих ее изучению. Объектом социологического познания является общество. Проект социологии у Кон-та подразумевал, что общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии – участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию.

Социальная жизнь тесно связана с жизнью отдельного индивида и влияет на поведение каждого человека. Таким образом, объектом изучения социологии является социальная реальность, сам человек и все то, что его окружает, что он создал своими руками.

Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и прочее. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).
2. Понятие «социальное». Основные подходы к социальному анализу
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Можно выделить следующие основные черты, которые характеризуют специфику социального.

Во-первых, это общее свойство, которое присуще различным группам людей и являющееся результатом их взаимоотношений.

Во-вторых, это характер и содержание отношений между различными группами людей, находящихся в зависимости от занимаемого ими места, и от той роли, которую они выполняют в различных общественных структурах.

В-третьих, это есть результат «совместной деятельности различных индивидов», проявляющийся в общении и в их взаимодействии.

Социальное возникает именно в ходе взаимодействия людей, обусловливается различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Основные подходы к социологическому анализу. При социологическом анализе общества наблюдаются две традиции, два подхода: макро– и микросоциологические. Мак-росоциологический или органистический подход (представители Платон и Аристотель) предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода, – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Микросоциологический или атомистический подход (представители Демокрит и Лейбниц) и считает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод использования – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода, а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.
3. Задачи и функции социологии
Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп.

Принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет в обществе множество различных функций.

Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
4. Социология в системе гуманитарных наук
В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами:

1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

2) она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

3) все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

4) техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

5) сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально-экономических, социально-политических, социально-демографических и др.).

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук – эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные.

Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии.

Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социо-биология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.
5. Подходы к определению структуры социологии. Понятие общей социологической теории
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Содержательный – предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход – целевой. Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В своем социологическом использовании это понятие происходит из работы Т. С. Куна о природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.
6. Понятие эмпирической социологии, «теории среднего уровня», микро– и макросоциологии
Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Эмпирическую социологию называют также социографией.

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог РобертМертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

К числу теорий среднего уровня относятся: 1)те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших кол-лективностей (города, церкви) или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теорию конфликта, неоэволюционизм. К микросоциологии принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Так, к микросоциологическим относят теории обмена и символического интеракционизма. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями.
7. Элементы системы социологического знания. Понятие социального закона и его виды
Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как:

1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.) Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах;

2) отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача – дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных;

3) методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем.

Социальный закон – это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действий. Следует различать две группы социальных законов.

Первая группа – это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества, (закон определяющей роли способа производства, закон последовательной причинной зависимости различных сторон жизнедеятельности общества, закономерности перехода от одной общественной формации к другой и т. д.). Эти законы являются тем способом, в соответствии с которым функционирует и развивается общество (закон определяющей роли способа производства).

Вторая группа – это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития. Этот вид социальных закономерностей есть не что иное, как результат конкретно складывающихся обстоятельств, которые обусловлены объективным положением производства и общества и в большей мере зависят от воли и действий составляющих общество классов, групп, индивидов.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений). Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).
8. Общество как социальный организм
С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов:

1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет;

2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение;

3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов;

4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов;

5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование.

Совокупность отдельных частей биологического организма образует конкретное от лат. concretus – «сгущенный, уплотненный, сросшийся». Составные единицы социального организма – общества дискретны (от лат. discre-tus – разделенный, прерывистый): органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав.

В обществе отдельные его единицы связаны между собою иначе, чаще всего отнюдь не с помощью простого физического контакта, а посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия. Эти проводники, а также результаты взаимодействия Г. Спенсер называет надорганически-ми продуктами.

Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов): регулятивного (управленческого), производственного (поддерживающего) и распределительного (путей сообщения, транспорта, торговли и т. п.). Весь социальный контроль, по мнению Г. Спенсера, держится на страхе. Оба этих социальных института возникли и постепенно развились из простейших зародышевых форм, которые существовали еще в первобытном обществе. Социальный контроль поведения людей в быту осуществляется «церемониальными институтами», которые старше, чем церковь или государство, и выполняют свои функции нередко эффективнее, нежели они. Условием успешного развития общества он считал утверждение принципа равной свободы индивидов, которая ограничена лишь возможностями обеспечения свободы для других индивидов, равного влияния всех членов общества и социальных слоев на принятие политических решений, а также свободной конкуренции.
9. Факторы социальных процессов в теории Г. Спенсера
Г. Спенсер выделяет первичные и вторичные факторы. В свою очередь первичные факторы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся такие, как климат, характер рельефа поверхности Земли, ее флора и фауна. К внутренним – интеллектуальные и эмоциональные качества социальных единиц – индивидов, составляющих общество. Вторичные, или производные, – это те, что вызываются самим процессом социальной эволюции, однако в дальнейшем начинают оказывать на нее влияние – к примеру, последствия вырубания лесов, обильного орошения или, напротив, осушения почвы, которые вызываются целенаправленной (но не всегда рациональной) деятельностью человека.

Одним из наиболее важных факторов социального развития Г. Спенсер называет рост общества, который выступает одновременно и причиной, и следствием социальной эволюции. В самом деле, разделение труда не может быть глубоким при малых размерах общества, где насчитывается небольшое число индивидов, которые могут принять на себя ограниченное число функций. По мере того, как человеческие общности увеличиваются в размерах, они начинают оказывать все более сильное влияние одна на другую либо путем военных столкновений, либо посредством усиления торговых и промышленных отношений. Постепенно все более влиятельными причинами дальнейших социальных изменений становятся постоянно накапливающиеся и усложняющиеся надорганические продукты – как вещественные, так и чисто духовные.

Рост обществ идет за счет двух процессов, совершающихся то вместе, то порознь:

1) за счет простого размножения членов общества, которое ведет к увеличению их числа;

2) внутренний фактор роста;

3) путем объединения различных, первоначально самостоятельных групп в большие.

Второй процесс, по мнению Г. Спенсера, предпочтительнее (точнее, более распространен), поскольку первобытная общественная группа никогда не достигает сколько-нибудь значительных размеров путем простого размножения. Образование более обширных сообществ совершается путем соединения мелких группировок в более крупные (иногда добровольно, но чаще принудительно, насильственно), и от этого процесс эволюции, как правило, выигрывает.

Одна из основных особенностей системы философско-этических взглядов Г. Спенсера состоит в том, что он был последовательным сторонником идеи свободы индивида как самостоятельной ценности. Он был твердо убежден, что общество существует для индивидов, а не наоборот.

Г. Спенсер считал неприемлемым социализм, поскольку этот строй, по его мнению, в любой своей форме подразумевал рабство.
10. Социологическое учение Карла Маркса
Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений, складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля над какими-то предметами или даже собственными качествами, составляющими его собственную сущность. Наиболее отчетливо суть отчуждения проявляется в отношениях собственности и в отношениях рыночного обмена.

Маркс в целом ряде своих работ, начиная с «Экономических и философских рукописей 1844 г.», выходит далеко за пределы такой трактовки отчуждения.

Маркс выделял четыре особых проявления отчуждения в капиталистическом обществе:

1) рабочий отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;

2) рабочий отчужден от акта производства. Работа становится отчужденной активностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, давит на рабочего в качестве внешней принудительной силы, и перестает быть окончанием в себе и при этом включает в себя труд по цене, предложенной кем-то другим как принудительный труд. Фактически работа становится предметом торговли, который продается и единственной ценностью которого для рабочего является спрос на него как на агента производства;

3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы или от своего «родового бытия», потому что первые два аспекта лишают его производственную активность тех специфически человеческих качеств, которые отделяют ее от активности животных и таким образом определяют собственно человеческую природу;

4) рабочий отчуждается от других людей, поскольку капитализм преобразует все его отношения с другими людьми в рыночные отношения; о людях судят по тому положению, которое они занимают на рынке, в большей степени, нежели по их чисто человеческим качествам. Эксплуатация представляет собою не что иное, как безвозмездное присвоение части продукта труда непосредственного производителя.

Трудовая теория стоимости. Понятие эксплуатации лежит в основе теории прибавочной стоимости. Часть продукта труда, безвозмездно присваиваемая владельцем средств, измеряется прибавочной стоимостью. Предположим, рабочий день составляет десять часов. В течение части его, скажем, в течение шести часов, рабочий будет производить товары, стоимость которых равна стоимости его существования. В течение четырех остающихся часов рабочий будет создавать прибавочную стоимость, которая и присваивается капиталистом. Таким образом, прибавочная стоимость – это не что иное, как стоимость, остающаяся после того, как из общей стоимости произведенного работником продукта вычтена стоимость воспроизводства его рабочей силы – необходимая стоимость, измеряемая при капитализме заработной платой.
11. Марксистская социология после К. Маркса
Существует ряд областей в социологии, где работы К. Маркса получили распространение и где сохраняется верность, по крайней мере, некоторым из его принципов. Укажем на некоторые из таких направлений с упоминанием наиболее видных авторов, чьи концепции получили наибольшее признание в социологической науке:

1) в анализе классовой структуры некоторые ранние марксисты утверждали, что схема К. Маркса должна быть пересмотрена, поскольку не наблюдается реальных признаков распада капитализма или усиления классовой борьбы. Некоторые марксисты и прежде всего А. Грамши, В. И. Ленин и Д. Лукач уделяли особое внимание понятию классового сознания как предпосылки классовой борьбы;

2) при анализе политической жизнедеятельности общества аргументация, что государство есть инструмент правящего класса, открыла путь более сложному анализу государства как относительно автономного от правящего класса, отзывающегося на давление со стороны рабочего класса через институт парламентской демократии, но в конечном счете действующего прежде всего в интересах капитала;

3) ревизии экономических воззрений Маркса приняли форму разграничения различных фракций капитала и учета монополистической фазы капитализма, которая существенно отличается от более ранней фазы свободной конкуренции, господствовавшей при жизни К. Маркса;

4) характерной чертой капитализма XX в. стала его способность искать рынки в неразвитых странах, а часто колонизировать эти страны и брать их под свой контроль. Многие исследования связывали хроническую неразвитость некоторых обществ с удовлетворением потребности капитализма в экспансии;

5) в марксистской социологии XX в. в значительной степени усиливался интерес к анализу той роли, которую играет в жизни общества идеология. Утверждалось, в частности, что капитализм своим длительным сохранением обязан установлению идеологического контроля, осуществляемого господствующим классом. Этот тип анализа инспирировался представлением о гегемонии, выдвинутым А. Грамши и работами Франкфуртской школы;

6) сохраняется продолжительный интерес к исследованию философии и метода марксизма, в частности, во Франкфуртской школе, Критической теории, а также в более поздних работах Дж. Хабермаса и последователей Л. Альтюссера. Нередко изучение методологии дополнялось попытками очистить марксизм от позитивизма;

7) многие социологи использовали работы марксистских историков, занимавшихся анализом социальных изменений, происходящих путем классовой борьбы, и в более поздние времена, прибегая для этого к понятию способа производства.
12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. «Социологизм» как социальная теория
Эмиль Дюркгейм широко известен как один из «крестных отцов» современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины. Э. Дюрк-гейм, будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, во многом руководствовался образцами естественнонаучного анализа (особенно на ранних этапах своей научной деятельности), ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.

Постепенно Э. Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе «Метод социологии».

Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый «социологизм», который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность этого направления заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество.

Э. Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это «реальность, существующая сама по себе / sui generis /». Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое.

Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенной исходной позиции: признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также в использовании социологических методов для объяснения этого бытия.

Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире (социологизация), провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая.

Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности – физической, биологической, психологической.
  1   2   3   4   5


Марина Юрьевна Горбунова
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации