Ответы к экзаменам - Институциональная экономика - файл n1.doc

приобрести
Ответы к экзаменам - Институциональная экономика
скачать (272 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc272kb.08.07.2012 17:02скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

Вопрос 1. Особенности институционализма как направления в экономической теории.

НИЭТ – это область знаний о правилах экономического поведения.

Термин «институционализм» происходит от слова институт или институция, под которыми понимаются определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения (реклама, журналы)

Институционализм как самостоятельное направление экономической мысли возник в США на рубеже XIX –XX вв на волне критики неоклассической школы, господствующей в экономической теории. Характерными чертами институционализма является:

- отрицание способности капиталистического мира к саморегулированию

- поддержка идей о необходимости государственного регулирования экономики

- критика многих принципов маржинализма

- рекомендации широко использовать математические методы при анализе психологических и экономических явлений и процессов.

Термин «НИЭТ» был впервые употреблен В. Гамильтоном на собрании американской экономической ассоциации в 1918г.

1-ая статья, положившая начало этому направлению – «природа фирмы Рональда Коуза» была опубликована в 1937г. Но вплоть до середины 70-х гг оно основывалось на периферии экономической науки и лишь в последние десятилетия стала выдвигаться на передний план.

Корни институционализма уходят в неоклассическую экономическую теорию, на базе которой сформировались как традиционный институционализм, так и новые институциональные концепции.

В процессе своего развития традиционные институционализм прошел 3 основных этапа:

1. «старый» американский институционализм

2. институционализм 1960-1970-х гг.

3. современный «старый» институционализм

Единая классификация новых институциональных концепций до сих пор так и не сложилась. Среди них можно выделить новый институционализм 1930-40-х гг, на базе которого развиваются направления современного институционализма и новейшего институционального подхода, в результате которого возникло НИЭТ.

В современном институционализме используется дедуктивный метод – от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни.

Понятие и методы современной микроэкономики и теории игр стали использоваться для изучения таких внерыночных явлений как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы и др. Кроме того, главным объединяющим звеном в современных концепциях «старого» и нового институционализма является эволюционная экономика.

Вопрос 2. Социально-психологическое направление в институционализме.
Веблен вводит в науку термин «институция» (обычай, заведенный порядок и институт (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения)).

В основе взглядов Вебелена лежит своеобразное понимание человека как биосоциального существа, руководимого врожденными инстинктами (инстинкт самосохранения, сохранения рода, склонность к подражанию). Веблен был сторонником эволюционного развития общества. Эволюция общественных институтов трактовалась им в духе естественного отбора. Ему принадлежит идея о том, что институты могут уподоблены генам и что эволюция в хозяйственной системе и в живой природе протекают, если не по общим, то по близким законам.

На поведение людей сказываются как врожденные, так и благоприобретенные склонности. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное» потребление, получившее название «эффект Веблена». Потребитель по цене судит о степени его качества и/или престижности. Следовательно, при росте цены потребитель считает, что качество и/или престижность растет и увеличивается потребность, а в случае снижения цены он уменьшает потребление.

Веблен был основоположником современной индустриально – технократической концепции. Основа его реформ состоит в неуклонном ускорении НТП и увеличении роли инженерно – технической интеллигенции. Именно с ним Веблен связывал общественный прогресс и предполагал, что со временем власть перейдет в руки технократов. Он полагал, что развитие капитализма и монополии приводит к образованию «праздного класса».

Вопрос 3 . Социально-правовое направление в институционализме.

Абстрагируясь от процессов, происходящих в производстве, Коммонс определял сущность капитализма рыночными отношениями, которые в силу различных причин могут быть нечестными и несправедливыми. Сделать отношения обменно – честными возможно посредством установления разумного законодательства правильно приминаемых законов.

Многие экономические явления он рассматривал через понятие «сделки». В качестве участников сделки чаще выступают не индивиды, а важнейшие институты общества: семья, акционерные компании, профсоюзы и даже само государство.

Коммонс ввел в научный оборот категорию «титул собственности». Он разграничил собственность на 3 вида:

- осязаемую (материальные богатства)

- невещественную (долги и обязательства)

- неосязаемую (ценные бумаги)

Последний вид собственности по его утверждению чаще всего является содержанием сделок с титулами собственности. По его мнению объектом исследования ПЭ является не производство, а обращение, которое он трактовал как перемещение титулов собственности. Коллективные действия, считал Коммонс, представляют собой просто рамки для индивидуальных действий. Он определял институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуальных действий. Он отмечал, что институты «формируют каждую личность».

Вопрос 4. Конъюнктурно-статистический институционализм.

Он оказался первым институционалистом, анализировал реальные процессы «с цифрами в руках». Он пытался доказать с помощью статистических данных зависимость между хозяйственными циклами и денежным обращением. Митчелл приходит к выводу, что каждый кризис и цикл не повторим, поскольку они определяются различными неповторяющимися причинами. Митчелл полагал, что система частного предпринимательства сможет сохраниться только при условии, если экономическая деятельность в масштабах страны регулируется государством. Одним из методов государственного регулирования по его мнению является клонирование. В работах Митчелла можно найти следующее определение института:

Институты – это государственное и в высшей степени стандартизированные общественные привычки. Его интересовала прежде всего общественная психология, а не психология индивида.

Вопрос 5. Основные направления критики классической политической экономии со стороны представителей институционализма.

Теория А. Смита и Д. Рекардо базируется на принципах натуральной философии:

1. принцип естественного поведения фактически выражает идею свободы. Естественное поведение индивида вытекает из 2-х предпосылок:

- принцип рациональности, когда человек (Homoeconomicus) способен выбирать цели и последовательно добиваться их выполнения

- принцип эгоизма (индивидуализма), когда человек стремится выполнить свой собственные потребности

2. правила «невидимой руки» рынка – это идея стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство государства в экономику, как правило, излишне и поэтому должны быть ограничения.

Представители институционализма отрицали существование изолированного от социальной среды независимого субъекта типа homo – экономики. В частности Веблен отвергал концепцию рациональности и соответствует ей принцип максимизации полезности. Объектом анализа являются институты, а не индивид, что характерно для неоклассической теории. Таким образом, традиционный институционализм использует методологию «холизма», в соответствии с которой институты первичны, а индивиды – вторичны.

Институционалисты в большей или меньшей степени основываются на постулате ограниченного рационального рынка, ограниченности инструментов рыночного саморегулирования хозяйственных систем.

Рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Вместе с тем институционалисты не ставили свои задачи выдвинуть альтернативу рынка.

Наконец, институционалисты вывели из небытия институт государства как необходимый элемент познания закономерностей функционирования и развития рыночной системы.

В 30-е гг XX в институционализм распадается на две ветви: старый и новый институционализм. Работы «старых» институционалистов отличаются значительной междисциплинарностью, поскольку многое в их концепциях заимствовано для цели экономического анализа из антропологии, социологии, политологии и других наук. Но для этих целей они использовали индуктивный метод: идея от частных случаев к обобщению.

Вопрос 6. Особенности послевоенного традиционного институционализма


Институционально-социологическое направление (Перу) сложилось в послевоенной Европе в весьма специфических условиях экономической реальности. Эти страны не приняли форму возврата к временам преобладания мелкого бизнеса, а пошли по пути сохранения подъема и развития крупной промышленности. Используя такую политику, они менее чем через 20 лет вернули себе выдающееся положение в мировой экономике. Перу предложил концепцию государственного дирижизма (контроль государства над воспроизводством). По его мнению экономические единицы, занимающие доминирующие положения обладают «эффектом увлечения» т.е они способны заставлять другие экономические единицы двигаться в том же направлении. Рост производится неравномерно по всей экономике, а в отдельных точках (полюсах роста). Импульс, начавшийся в полюсах роста, распространенный на периферию посредством эффекта увлечения, что приводит к возникновению роста. Другим направлением после военного институионализма были теории технократического детерминизма (определенность). Главным идеологом был Дж. К. Гэлбрейт.

Вопрос 7. Концепция «техноструктуры» Дж. К. Гэлбрейта

Особое внимание он уделял роли техноструктуры, включающей в себя менеджмент и научно-технический персонал. Целью техноструктуры является не столько максимизация прибыли, сколько постоянный экономический рост, который и обеспечивает рост должностных окладов и стабильности. Гэлбрейт утверждает, что «потребности людей могут быть спровоцированы рекламой, расширенной умелой торговлей, сформированной посредством осторожного убеждения». Гэлбрейта интересует вопрос информации. Его главный тезис – на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знание каждого носит специализированный и частный характер. Интересы техноструктуры не совпадают с интересами собственника о максимизации прибыли, однако они гораздо ближе к целям общества. Он уделяет большое внимание планированию.

Развитие «старой» школы на современном этапе связано главным образом с деятельностью Кембриджской школы во главе с Дж. Ходжсоном. Он критикует новую школу за то, что она отошла от социального дарвинизма. Он считает, что нельзя рассматривать человека как нечто заданное. Необходимо рассматривать институциональную и культурную среду, в которой находится человек. Люди не просто создают институты, они возникают вместе с привычками и правилами, а затем открываются людям как закономерность. Современный «старый» институционализм отличается от экономической теории Мейнстрима именно потому что не рассматривает индивидуализм как заданный, т.е. с заданными функциями, целями и предпочтениями.

Вопрос 8. Основные черты неоинституционализма как направления к современной эк. теории

В конце 1890г в области экономической теории господств место заняла маржиналистская (неоклассическая) теория Вальраса, основанная на модели рационального (максимизирующегося человека) в равновесном мире. Неоклассическая экономическая теория использует математический аппарат, при помощи которого она уточняет основные положения классиков ПЭ и создает модели современной конкуренции и экономического равновесия.

Среди альтернативных направлений с основным течением смыкается в 1-ую очередь неоинституционализм. Неоинституционалисты принимают жесткое ядро неоклассиков, основой которой является модель рационального выбора, стабильности предпочтений индивидов и полное равновесие на рынке, но подвергают критике и освобождают от целого ряда ограничений «защитное поле» теории.

Во-первых, подвергают критике предпосылку о том, что издержки при осуществлении обмена отсутствуют. Один из основоположников неоинституионалистов Р. Коуз ввел в научный оборот категорию транзакционных издержек.

Во-вторых, нуждается в пересмотре тезис об отсутствии издержек на получение информации.

В-третьих, институционализм выступает с критикой качественной идентичности товаров.

В-четвертых, подвергается пересмотру тезис о нейтральности распространения и спецификации прав собственности. В отличии от идеального мира трансакции экономистов – неоклассиков реальные взаимодействия индивидов всегда связано с издержками передачи прав собственности и защиты этих прав. Причем с точки зрения неоинституционалистов, неполная урегулированность прав собственности служит почвой для прогресса.

Неоинституционалисты объясняют институты с позиции методологического индивизуализма. Причем индивиды всегда имеют право выбора среди различных альтернативных возможностей. Таким образом, неоинституциональная теория изучает в качестве реально действующих участников социального прогресса отдельных индивидов, которые осуществляют свой выбор рационально и предпочтения которых стабильны. Однако «старый» институционализм более применим, например, при изучении долгосрочного экономического развития, проблем развивающейся страны или трансформационных процессов стран с переходной экономикой.

Вопрос 9. Соотношение традиционного институционализма и неоинституционализма

Признак

«старый» институционализм

«новый» институционализм

движение

от права и политики к экономике

от экономики к праву и политике

методология

гуманитарные науки (право, политология, социология)

методы микроэкономики и теории игр

метод

индуктивный (от частного к общему)

дедуктивный (от общего к частному)

фокус внимания

коллективное действие

независимый индивид

предпосылка анализа

полизм

методологический индивидуализм

НИЭТ гораздо в большей степени опирается на старый институционализм и осуществляет попытки, корректировки и даже изменения жесткого ядра неоклассиков. В первую очередь критике подвергалась модель общего равновесия Вальраса – Эрроу – Дебре теорией игр. Теория игр является не только самостоятельным направлением экономической теории, но в последнее время экономисты стали все активнее интересоваться поведенческими и психологическими аспектами в реальных взаимодействиях людей для изучения, которые часто используют экспериментальные методы. Далее жесткой критике была подвергнута модель рационального выбора. Реальные люди отличаются от агентов в неоклассических моделях ограниченной рациональностью, которая определяется ограниченностью экономических агентов в возможностях переработки информации. Кроме того люди заботятся о решении собственных задач. Для них характерно преследование многих целей с использованием обмана и коварства – черта поведения, которую принято называть оппортунизмом.

Таким образом, НИЭТ в замен классической рациональности принимаются допущения об ограничении рациональности и оппортунистического поведения. Некоторые исследователи идут еще дальше и подвергают сомнению саму предпосылку о максимизировании полезности поведения экономического поведения, предполагая его замену принципов удовлетворенности. Решения индивидов далеко не идеальны и выигрывает тот, кто с максимальной пользой для себя использует ограниченную рациональность других, разработав при этом механизмы собственной защиты от присущего ему несовершенства.

В развитии НИЭТ особый вклад внесли О. Уильямсон и Г. Саймон. «Старый» и «новые» варианты институционализма объединяет эволюционная экономика. Обобщенный вариант институциональной теории был разработан в серии исследований Д. Норта по новой экономической истории. Он соединил обе традиции институционализма. Как представитель нового направления Норт делает акцент на большом значении правовых институтов, прав собственности, а как ученый испытывает влияние «старого» направления. Он подчеркивает, что на транзакционные издержки сильно влияют не только формальные, но и неформальные ограничения. У истоков теории эволюции институтов стоял Веблен. Он считал, что существуют основные причины изменения институтов:

- несоответствие их базисным человеческим институтам, традициям, обычаям

- постоянный поток технических нововведений, поскольку базисные институты людей изменяются крайне медленно.

Основным институтом в развитии в теории Веблена является общественный прогресс. Основу эволюционной экономики заложил Й. Шумпетер в 30-е гг XX в. Он ввел понятие «конструктивное разрушение». Он утверждал, что эволюция сама создает такие механизмы, которые являются в каком-то смысле оптимальными. По мнению современных экономистов Р. Нельсона и С. Уинтера идеей эволюционной экономики является концепция экономического «естественного» отбора, когда развитие наиболее конкурентно способных хозяйствующих субъектов происходит за счет вытеснения из экономического пространства других членов хозяйствующих субъектов. Эволюционная экономика призвана на основе системного подхода объяснять эволюционные процессы в экономике, разрабатывать способы управления этими процессами во благо людей.
Вопрос 11. Понятие института в неоинституциональной экономической теории

Любой институт – экономический, социальный, культурный есть по определению Дугласа Норта «правила игры в обществе» или выражаясь более формально созданы человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также системами механизмов, обеспечивающих их выполнение. Будучи правилами игры, институты направляют деятельность людей по определенному руслу, снижают неопределенность и делают социальную среду более предсказуемой, а также регулируют поведение людей таким образом, чтобы они не причиняли друг другу ущерба или чтобы этот ущерб был чем-то компенсирован. Так проявляется 1-ая функция институтов – координационная.

Институт ограничивает множество возможных способов действий и в силу этого влияет на распределение ресурсов между экономическими объектами. Так выполняется распределительная функция.

Через институты человеку сообщается некая информация и они сами по себе порождаются недостатком информации, стремлением людей сэкономить на приобретение или обработку информации.

Таким образом, институты выполняют свою главную функцию – организаwb. Процесса приобретения и передачи информации или обучение.

Существуют простые (нормы и правила) и сложные (организации, фирмы) институты.

Экономический институт – это нормы и правила, обеспечивающие достижение максимального результата при минимуме затрат.

В состав институтов Норт выделяет 3 главные составляющие:

1. неформальные ограничения (правила) традиции, обычаи, социальные условности, которые, как правило, не фиксируются в письменной форме

2. формальные правила – конституции, законы, судебные процедуры в абсолютном большинстве случаев фиксируются в письменном виде.

3. механизмы принуждения, обеспечивающие выполнение правил: суды, полиция и т.д.

Неформальные или мягкие институты не всегда совпадают с законами. Они складываются спонтанно, без сознательного замысла как взаимодействие людей. Неформальные ограничения меняются постепенно. Их изменение формируется у индивидов альтернативные модели поведения.

Формальные институты и механизмы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно чаще всего силой государства. По мнению Норта формальные правила можно изменить за одну ночь путем применения политических и юридических решений, что нельзя сказать о неформальных ограничениях, которые гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям.

Страны с высоким качеством институтов оказывается в более выгодном положении, чем страны с низким качеством институтов.
Вопрос 12. Норма поведения как основной элемент институциональной среды

Норма (правило)это модели или образы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации. Норма практически совпадает с понятием институционального соглашения, т.е. договоренность между индивидами или их группами, определяющие способы кооперации или конкуренции. Выполнение предписания соглашения носят сугубо добровольный характер. При переходе к правилу добровольности характер выполнения предписания исчезает, в ход вступают санкции. Каждое правило будь то формальное или неформальное характеризует

1. адресат (кто именно должен следовать данному правилу)

2. условия применения ( в каких случаях адресат должен следовать правилу)

3. содержание правила

4. гарант правила (тот, кто определяет следует ли адресат правилу и в случае нарушения применяет к нему санкцию)

5. санкции за нарушение требований правил

Существуют внешние, так называемые рефлексивные нормы.

Рефлексивная нормаэто правило, в котором гарант норм не совпадает с его адресатом и, будучи внешней, она противостоит этической и нравственной внутренней норме (всегда предполагает партнера).

Внутренние нормы – это правила, в которых гарант нормы совпадает с ее адресатом. Практическое применение рефлексивных норм порождает социальные отношения, в том числе экономические. Понятие «рефлексивная норма» непосредственно связано с понятием «институт». Совокупность предполагаемых социальных, политических, юридических и экономических правил определяет рамки человеческого поведения и образует институциональную среду.

Вопрос 14,15. Нормы, образующие конституцию рынка.

Нормы, образующие конституцию командной экономики

1. представлена простым и сложным утилитаризмом. Простой утилитаризм – это стремление индивида максимизировать свою полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью. Этот вид утилитаризма особенно ярко проявляется в условиях командной экономики. Сложный предполагает не только ориентацию индивида на максимизацию своей полезности, но и осознание между полученной полезностью и своей продуктивностью.

2. целерациональное действие

В условиях неполной информации и ограниченной рациональности, целерациональное поведение превращается в манипулирование индивидом, обладающим большей информацией своим контрагентом является проявлением оппортунистического поведения. Действия экономических агентов в командной экономике носит целостно-рациональный характер, поскольку идеологические установки через партийный аппарат преобразовались в конкретные административные хозяйственные задачи, принимающие форму плановых заданий.

3. доверие

Оно опирается на предсказуемость деятельности людей. Доверие служит сигналом честных намерений партнера, который передается в крайне неопределенной внешней среде, причем взаимодействие агентов на рынке связано с доверием в деперсонифицированной форме, т.е. круг участников сделки не должен быть ограничен лично знакомыми людьми.

Таким образом, в зависимости от того, на кого направлено доверие, можно выделить следующие его формы:

- межличностная (горизонтальная)

- институциональная (вертикальная)

- обобщенная

Норма доверия к командной экономике существует в 2-х формах:

1. как институциональное доверие к государству

2. как личное доверие, ограниченное кругом, хорошо знающих друг друга людей

4. эмпатия

В командной экономике эмпатия проявляется в том, что индивид мог встать на точку зрения не любого, а конкретного и постоянного контрагента («ты - мне», «я – тебе»).

5. легализм

Норма легализма предполагает уважение и добровольное подчинение закону. В командной экономике господствует, так называемый провозглашенный легализм. Повседневное поведение обычных граждан характеризовало двоемыслие.

Свобода в позитивном смысле заключается в расчете только на самого себя при сознательном использовании влияния окружающих в своих целях.

Вопрос 16,17. Основные положения экономической теории прав собственности.

Трактовка прав собственности и их структуры в неоинституциональной экономической теории

Как самостоятельный раздел экономического анализа теория прав собственности сложилась в 60 – 70 –е гг XX века (Коуз, Алчиана – Демсеца, Капелюшников). Представляет собой одну из разновидностей – теорию рационального выбора. Отношения прав собственности выводятся из проблемы редкости ресурсов. Права собственности могут распространяться как на физические, так и на бестелесные объекты (например результаты интеллектуальной деятельности). Права собственности являются одним из институтов, снижающих неопределенность во взаимодействиях индивидов. Теория прав собственности базируется на следующих фундаментальных положениях:

1. права собственности определяют какие издержки и вознаграждения могут ожидать агенты за свои действия.

2. переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов в системе экономических стимулов.

3. реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.

Выделяют 2 основных подхода к определению прав собственности:

1) права собственности рассматривают как неделимый монолит или как неделимое целое (континентальный кодекс Наполеона 1804г)

2) основана на англосаксонской правовой традиции, которая предполагает лишь определенный набор прав собственности или «правомочий», который достаточен и необходим для наиболее выгодной реализации данного экономического решения.

Согласно с подходом Алчиана-Демсеца право собственности на имущество включает следующие базовые правомочия:

- право пользования имуществом

- право его изменять

- право на получение выгоды от имущества

- право передавать все прочие права другим лицам; причем это правомочие означает возможность передачи всех выше правомочий как вместе, так и по отдельности.

Не всех обладателей правомочий можно называть собственниками, скорее собственником является тот, кому принадлежит комбинация из нескольких основных правомочий.

Важнейшей характеристикой любых прав, в том числе и прав собственности, служит уровень или степень их исключительности, под которой понимают возможность исключения других субъектов из процесса принятия решений относительно действий с объектом собственности.

От исключительности того или иного права собственности следует отличать его защищенность, под которой понимается наличие препятствий для осуществления другими субъектами неразрешенных владельцем действий. Исключить других из свободы действия означает специфицировать права собственности на него. Для того, чтобы специфицировать права собственности нужно точно установить не только субъекта собственности и ее объект, но и что именно и при каких условиях и ограничениях может беспрепятственно делать данный субъект, а также какой гарант или гаранты будут препятствовать вмешательству других субъектов в реализации его права. Спецификация может быть формальной и неформальной.

В известном смысле обратным процессу спецификации является размывание прав собственности. Это практика нарушения исключительных прав собственности. Размывание ведет к неэффективному использованию «пучка правомочий». Субъектом размывания выступает тот же субъект, который выполняет функции спецификации права собственности, т.е. гарант.

Отличие размывания от нарушения заключается в том, что нарушителем является некая 3-я сторона, отличная от субъекта. Для государства, стремящегося к пополнению своих бюджетных ресурсов, размытость прав собственности граждан часто оказывается выгодной, поскольку облегчает решение сиюминутных проблем. Однако ослабление исключительных прав собственности снижает степень определенности будущего для экономического агента и снижает тем самым стимул для инвестиционной активности.

Вопрос 19 Особенности частной, общей и государственной собственности с позиций неоинституциональной экономической теории

.Виды прав собственности:

1. частная – режим использования ограниченного ресурса, при котором исключительными правами обладает отдельный индивид (семья). Бывает трудовая и нетрудовая. Именно частная собственность позволяет минимизировать процесс размывания прав собственности. Только она по-настоящему стимулирует инновации и способствует их внедрению, однако существует достаточно много препятствий для повсеместного его распространения. Прежде всего речь идет о высоких издержках защиты и спецификации прав собственности.

2. коллективная (коммунальная) – это режим использования ограниченных ресурсов, в рамках которого исключительными правами обладает группа людей. Это не персонифицированная частная собственность.

3. общая (свободный доступ) – это ситуация, в которой ни один из экономических агентов не может исключать других из доступа к данному ресурсу или благу. Это вид собственности порождает существование внешних эффектов – экстерналий – поскольку лица, владеющие коммунальными правами практически не несут никаких издержек, связывающих с последствиями своих действий. В результате возникает трагедия «общей доступности». Становится очевидным, что общая собственность внутренне противоречива и нестабильна.

Государственная собственность – доступ к ресурсам, регулирующийся исходя из общих (коллективных) интересов. Она необходима при производстве различных общественных благ (оборона, правопорядок, здравоохранение). В государственной собственности доступ к благам осуществляет опосредованно через многоуровневую систему представителей государственных учреждений. Чем крупнее государственный аппарат, тем сложнее осуществляется контроль над его деятельностью, тем большую силу и самостоятельность приобретает бюрократия. По мнению теоретиков прав собственности практически в любой экономике встречаются элементы всех трех систем. Вместе с тем их соотношение постоянно меняется в зависимости от характера экономического и социального развития.

Вопрос 20 Понятие и классификация трансакционных издержек

Основоположник – Коуз.

Базовой единицей анализа теории трансакционных издержек является акт экономических взаимодействий или трансакции (термин ввел Коммонс). Понятие «трансакции» нельзя полностью отождествлять с терминами «обмен», «контракт» и «сделка». Любая трансакция обладает достаточно сложной структурой и отличается от простого обмена товарами. Коммонс определяет трансакцию как отчуждение и приобретение индивидами прав собственности и свобод, созданных обществом. Он выделяет 3 типа трансакции:

- торговля

- управления

-рационирование

Торговая трансакция является единственной формой, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами.

В трансакции управления ключевым является отношение управления – подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежат только одной стороне.

В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон сохраняется, но место управляющей стороны занимает как правило коллективный орган. Одна сторона (совет директоров, суд) определяет права другой (руководители подразделений, истец, ответчик). В соответствии с НИЭТ издержки производства состоят из 2-х частей:

- трансформационные (производственные)

- трансакционные

Трансформационные издержки – это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки входят не только издержки обработки материалов, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства.

Трансакционные и трансформационные издержки находятся в неразрывной функциональной зависимости:

- выбор технологий обуславливает структуру трансформационных издержек, а наличие трансакционных издержек ограничивает альтернативу выбора технологии.

Граница, проводимая между этими видами издержек весьма условна. Впервые понятие «трансакционные издержки» ввел Рональд Коуз в статье «Природа фирмы» (1937г). Он определил их как издержки функционирования рынка.

Таким образом, трансакционные издержки обеспечивают любую трансакцию и, в отличии от трансформационных издержек, не связаны на прямую с самой стоимостью продукта.

Классификация трансакционных издержек по О. Уильямсону

Издержки до сделки

(ex ante)

Издержки после сделки

(ex post)

1) издержки поиска информации

1) издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма

2) издержки ведения переговоров

2)издержки спецификации и защиты прав собственности

3) издержки измерения (затраты, необходимые для измерения качества товаров и услуг)

3) издержки защиты от 3-их лиц (государство, мафия)

4) издержки заключения контракта (юридическое нелегальное оформление)




Вопрос21 Издержки поиска информации

1) издержки поиска информации

Эти издержки обусловлены поиском наиболее выгодной цены на рынке как со стороны покупателя, так и со стороны продавцов, условий контракта, а также подбором контрагентов. Дифференцация цен на один и тот же продукт на рынке приводит к возникновению альтернативных издержек потерянного времени.

Издержки поиска информации вызвана тем, что информация характеризуется ассиметрией. Для минимизации данного рода издержек используют такие институты, как специализированные рынки, в частности биржи, а также реклама и/или репутация.

Вопрос22. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов

2) издержки ведения переговоров и заключения контракта

Граница между этими двумя видами издержек весьма условна. К первым относится издержки, связанные с содержанием заключаемого контракта. Ко вторым относятся издержки, связанные с фиксацией тем или иным способом содержания контракта. В крупных контрактах затраты на юридическую поддержку могут составлять 10-15%.

Так как неопределенность увеличивает издержки контрактации при часто меняющихся условиях внешней среды следует заключать гибкие контракты на небольшой срок. Чем специфичней активы требуются для составления сделки, тем на больший срок заключается гарантирующий контракт с целью предупреждения оппортунистического поведения агента.

Вопрос23. Издержки измерения

3) издержки измерения

При идентификации товаров и услуг особые сложности возникают при определении качества товаров и услуг. Можно выделить 3 вида характеристик качества товаров:

1. исследуемые (инспекционные)

2. опытные (экспериментальные)

3. доверительные

Качество исследуемых товаров может быть относительно легко оценено до покупки, то есть до заключения контракта. Многие интересующие характеристики качества товара первоначально могут быть оценены лишь приблизительно и определить их свойства удается главным образом в процессе потребления. В этом случае используют так называемые суррогаты (оценка качества товара по соответствующему сертификату, по физическим свойствам, по цене, по бренду и т.д.). Для доверительных благ характерны высокие издержки изменения как ex ante, так и ex post. Оценка таких качеств как правило не может быть произведена самим потребителем и обычно поручается третьему лицу (юрист, аудитор). Минимизировать издержки измерения можно через определенные институциональные механизмы: правила, стандарты, законы и организации.

Вопрос 24. Издержки спецификации и защиты прав собственности

5) издержки спецификации и защиты прав собственности

В эту категорию издержек входят издержки на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушений в ходе выполнения контрактов прав, потеря от плохой спецификации и ненадежной защиты прав. Следует иметь ввиду, что развитие юридических систем во всех рыночных экономиках связаны с достаточно высокими издержками права применения. Правовая информация для граждан бесплатна, но взамен государство требует, чтобы хозяйственные субъекты соблюдали законы и платили налоги. В России общепринятым является то, что хозяйственные субъекты рассматривают налоги исключительно как традиционные издержки.

6) издержки защиты от 3-х лиц

Угроза вмешательства в реализацию контрактов может исходить как от частных лиц, так и от государства. К системам заставляющих выполнять условия контракта относят:

- государства

- профессиональные ассоциации

- частные юридические организации

Эти системы осуществляют защиту нелегальной деятельности людей от правонарушения. В слабом государстве возникают конкурирующие с легальным сектором нелегальная система принуждения (мафия, «крыша» и т.д).


Вопрос 25. Издержки оппортунистического поведения

4) издержки мониторинга, предупреждения оппортунизма

Издержки ex post касаются прежде всего мониторинга. Мониторинг позволяет оценить действие партнеров, а также стимулирует добросовестное исполнение контрактов. При высокой степени неопределенности агенты могут заключать только неполные контракты, при этом возникают риски, связанные с уклонением от условий контракта, т.е появляется оппортунистическое поведение. Предконтрактный оппортунизм или так называемый обратный отбор определяется главным образом ассиметрией информации, когда один из экономических агентов пытается скрыть от другого определенные характеристики качества блага. Причиной постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта или сложность измерения качества деятельности сторон:

- отлынивание

- вымогательство. Оно возникает в случае высокой специфичности активов. Оно может носить двусторонний характер, но проявляется гораздо острее, если высокая специфичность существует только с одной стороны.

Вопрос 27. Понятие внешнего эффекта (ВЭ)

Внешние эффекты – это величина полезности или издержек, которые не учитываются в системе цен или в общем виде не отражены (неспецифицированы) в условиях контракта. Для внешних эффектов характерно воздействие на 3-х лиц, не принимающих участия в рыночной сделке. Проблемы экстерналий первым исследовал А. Пигу в 1920 в работе «Экономика благосостояния».

Вопрос 30. Классификация экстерналий

Могут быть положительными или отрицательными.

Положительные возникают в случае, когда деятельности одной стороны приносят выгоду другим и увеличивают их благосостояние.

Отрицательные возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывают издержки у других сторон, уменьшая их благосостояние (связаны с любым видом загрязнения окружающей среды).

Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям. Образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу, в котором каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Положительные внешние эффекты связаны с недопроизводством общественных благ, а отрицательные – перепроизводством.

Вопрос 33. Интернационализация внешних эффектов

Процесс включения внешних эффектов в рыночных механизм, т.е. превращения внешних издержек во внутренние и отражение их в ценах называется интернационализацией. Смысл процесса заключается в том, что предпочтения других субъектов (3-х лиц) включается в систему предпочтений субъекта, действия которого приводит к возникновению внешних эффектов.

Вопрос 34 Корректирующие налоги и субсидии

Исправление несовершенств рыночного механизма можно осуществлять при наложении на производителя загрязнения специального налога, введение которого обосновал Пигу. Можно выделить корректирующие налоги и корректирующие субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск благ, которые характеризуются отрицательными экстерналиями, и который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. При этом повышается цена товара, что приводит к снижению объема спроса на этот товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителя или потребителя благ, характеризующаяся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды предельным общественным. В этом случае интернационализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, что будет стимулировать рост потребелния.

Корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие благодаря экстерналиям.

Причины:

1. в реальной практике довольно трудно измерить предельные издержки и выгоды

2. размер ущерба определяется в ходе политической и юридической дискуссий весьма приблизительно.

3. корректирующий налог, которые платят производители продукции, не всегда достигает поставленной цели, поскольку он достигает значительной величины.

Вопрос 35. Теорема Коуза и её доказательство

Конкурирующий рынок может самостоятельно решать проблемы экстерналий и восстановить оптимальное распределение ресурсов при одном условии:

«Права собственности должны быть четко определены (специфицированы)».

Коуз утверждал, что в конечном счете неважно кто изначально будут обладать правом собственности на ресурс. Важно то, что результатом права собственности будет обладать тот, кто выше его ценит.

Понятие «теоремы Коуза» ввел Дж. Стинглер в 1988 в следующей интерпретации:

«В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны». Отсюда возникают предположения существования мира с нулевыми трансакционными издержками. Эту версию можно назвать первой теоремой Коуза. Её смысл заключается в том, что если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то окончательное распределение ресурсов по Парето оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

При заданных условиях фактор производства будет использоваться оптимальным способом, который принесет наибольшую прибыль. Решение Коуза особенно привлекательно для тех экономистов, которые идеализируют частную собственность и склонны преуменьшать значение правительственное вмешательство в экономику. Однако, возможность применения такого теоретические доходы существенно ограничено.

Во-первых, теорема верна для ограниченного числа участников (2-3), а на практике внешние эффекты затрагивают множество людей.

Во-вторых, решение Коуза может быть реализовано, если владельцы ресурсов могут идентифицировать источники наносимого ими ущерба и легально предотвратить этот ущерб.

В-третьих, допущение нулевых трансакционных издержек абстрактно.

Принимая за исходное условие трансакционных издережек, Коуз доказывает свою теорему от противного, используя эти самые издержки. В одной из своих работ он пишет:

«Для осуществления рыночной трансакции необходимо выявить с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдают и т.п. Как только связанные с этими действиями издержки принимаются во внимание, их невозможно избежать, изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность действия экономической системы».

Это утверждение можно назвать 2-ой теоремой Коуза. Можно сделать один из важнейших теоретических выводов теоремы Коуза:

«Если трансакционные издержки положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность размещения ресурсов и структуру производства. Только при условии ненулевых трансакционных издержек институты имеют значение».
Вопрос 38 39. Понятие чисто общественного и чисто частного блага и их соотношение

Отнесение тех или иных благ к определенному типу зависят от их характеристик: конкурентности потребления, исключаемости из потребления, наличия побочных эффектов.

Используя два первых критерия можно построить следующую таблицу:
Классификация благ







исключаемость из потребления







высокая

низкая

конкурентность в потреблении

высокая

частные блага

частные блага в открытом доступе

низкая

клубные блага

общественные блага


Большинство благ обладает свойствами высокой конкурентности потребления и исключаемости из потребления. Каждая единица такого блага может быть продана за опрделенную плату.

Чисто общественные блага обладают свойствами неисключаемости из потребления и неконкурентности в потреблении. Такое благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям. Свободный доступ к природным благам часто приводит к сверхэксплуатации ресурсов, иногда вплоть до полной их деградации.

Следует выделить понятие так называемых «исключаемых общественных благ». Этот тип благ, доступ к которым можно ограничить не смотря на коллективный характер их потребления (платность природопользования, налоги, штрафы, ведение лицензий и т.д.). В действительности любое благо может быть представлена всеми описанными выше способами. Вопрос заключается в издержках предоставления блага в каждом их этих способов.

Вопрос 40. Проблема безбилетника и ее место в НИЭТ

В 1965г М. Олсон опубликовал книгу «Логика коллективных действий», в которой он впервые поставил эту проблему.

Проблема безбилетника – это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Такая возможность появляется при потреблении индивидами чисто общественного блага.

Общество сталкивается с проблемой безбилетника, когда любой гражданин может пользоваться всеми благами независимо от того платит ли он налоги или нет и сколько платит. В результате при отсутствии специальных механизмов и принуждения реализуется неэффективное состояние, низкий уровень налоговых сборов и, как следствие, недопроизводство трансакционных благ. В соответствии с теорией коллективных действий Олсона существует несколько вариантов решения проблемы безбилетника:

1) малая группа

Членов такой группы могут связывать дружеские отношения или общность интересов в сфере бизнеса, политики, досуга. Тогда их отношения будут персонифицированными и локализованными . Они легко будут вести переговоры друг с другом и согласятся на коллективные действия.

2) большая группа

Чем больше размер группы, тем меньшая часть ее выгоды достается ее среднему члену и следовательно тем меньше его желание участвовать в коллективных действиях и тем острее для группы становится проблема безбилетника. Основным средством решения проблемы безбилетника в больших группах по Олсону являются селективный или избирательный стимулы.

Селективные стимулы – это такие стимулы, которые применяются к индивидам в зависимости от того вносят ли они вклад в обеспечение общественными или коллективными благами или нет. Могут быть положительные (премирование) или отрицательные (уголовное наказание за неуплату налогов, исключение отлынивающего индивида из группы) блага.

Вопрос 41. Теория игр как основа построения формальных моделях НИЭТ

Математический метод принятия решений получил широкое развитие в книге Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейна «Теория игр. Экономическое поведение» (1944г). Именно с помощью теории игр строятся формальные модели в институциональной экономике. Среди рыночных игроков, т.е. действительных или потенциальных конкурентов. Практика показывает, что необязательно идентифицировать всех игроков, надо обнаружить наиболее важных. Игроки должны иметь какие-то интересы или предпочтение, иначе зачем им вступать в это взаимодействие. Степень в ходе взаимодействия зависит как от своих стратегий, так и стратегий всех остальных игроков. Понятие игры моделируется двумя основными факторами:

1) каждый участник конфликта лишь частично контролирует ситуацию

2) каждый участник имеет свои интересы

Классификация игр можно проводить по количеству игроков (от 2 до n игроков); количеству стратегий (конечные и бесконечные игры); характер взаимодействий игроков (бескоалиционные и коалиционные игры).

Р. Ауман при разработке теории повторяющихся игр подтвердил тот факт, что равновесный исход повторяющегося взаимодействия может быть более выгоден всем его участникам, чем равновесный исход одномоментного участия. Если взаимодействие сторон продолжается многократно, то у каждой стороны появляется возможность маневрирования стратегии. Выбор стратегии сотрудничества или конфликта будет зависеть от соотношения дисконтирования суммы выигрышей за все время взаимодействия игроков при различных формах поведения. Крупным компаниям в условиях олигополии более выгодно координировать свои действия так, чтобы разделить между собой монопольную прибыль, нежели конкурируя друг с другом. Сложность игры возрастает с увеличением количества игроков или стратегии доступной каждому из них. Наиболее показательным является пример известный как задача о встрече, приведенной Т. Шеллингом в работе «Стратегия конфликтов» (1960г).

Равновесие, которое в описании игры формально никак не отличаются от любой другой стратегии, с точки зрения реальных игроков, более вероятно, чем остальные. Шеллинг назвал их фокальными точками.

Теория игр может применятся для принятия управленческих стратегических решений по поводу проведения принципиальной ценовой политики, вступление в новые рынки, кооперация и создание новых совместных предприятий, определение лидеров и исполнителей в области инновации. Однако следует подчеркнуть, что теория игр является достаточно сложной областью знаний. При обращении с ней нужно знать известную осторожность и границы применений. Слишком простые толкования принимаемые фирмой самой или с помощью консультантов таят в себе скрытую опасность. Анализы консультации на основе теории игр из-за их сложности рекомендуется лишь для особо важных плановых стратегических решений, в том числе при подготовки крупных кооперативных договоров.

Вопрос 42. Провалы рынка и в трактовке НИЭТ

К основным провалам рынка относят:

1. отсутствие рынка (при наличии соответствующей потребности и готовности потребителей платить ненулевую цену)

2. отсутствие равновесия на рынке

3. на совершенство рынка с точки зрения возможности повышения благосостояния как участников, так и аутсайдеров

4. нежелательные побочные результаты функционирования рынка

Механизм рынка нацелен на удовлетворение тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества (оборона, охрана порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д.).

Рынок не может обеспечивать все это вследствии проблемы безбилетника. Государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ. В соответствии с подходом Д. Норта: «государство – это организация со сравнительными преимуществами населения распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью обладать налогами подданных». Таким образом, самой главной функцией государства является производство общественных благ.

Все функции государства имеют свою цену и чтобы их выполнять нужны средства, которые взимаются у агентов экономики или иным способом.

Государство выступает гарантом не во всех, а лишь в некоторых взаимодействиях. Круг ограничивается теми сделками, гарантирование которых государством связано с меньшими издержками, чем те которые возникают при обращении сторонами контракта к альтернативным гарантам.

Не существует абсолютной границы государства и не существует оптимальных размеров государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь.

Вмешательство государства в экономику требует расходов. Они включают в себя прямые затраты (подготовка законодательных актов и их исполнение) и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). По оценке американских специалистов государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста примерно к 0,4%. Чем активнее роль государства в спецификации и защите прав собственности, тем сложнее внутренняя структура государства и больше численность государственных служащих и, следовательно, выше искажение циркулирующее внутри государственного аппарата информации. Кроме того возрастают издержки на мониторинг и предотвращение государством оппортунистического поведения своих представителей бюрократов

Вопрос 44. . «Провалы государства» в трактовке неоинституциональной экономической теории.
Правила государства:

1. несоответствие доходов и расходов

2. отсутствие четких критериев эффективности деятельности

3. неравномерное распределение ресурсов

4. ограниченность контроля над бюрократией

5. неспособность полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

Государство не должно противопоставлять себя рынку, ему следует участвовать в структурах рынка как полноправного макроэкономического субъекта наделенного социальной функцией. Дальнейший экономический рост в России возможен благодаря правильному сочетанию структурных уровней рынка, распределенных не по отраслевому строению основного капитала, а по соотношению финансового, денежного, производительного и регионального капитала. При этом необходимо развитие рынка в стратегических программах инвестиций, субъектом которого должна стать макро-кооперация крупного финансового капитала и государства.

Вопрос 45. основы Теории контрактов.

Контракт (договор)- это соглашение об обмене правомочиями и их защите являющиеся результатом осознанного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

1.участники контракта считаются изначально свободными, т.е они добровольно выступают в сделке.

2.все участники контракта преследуют свои интересы, взаимодействия сторон возможно, если они скоординируют свои интересы.

Ассиметрия информации до заключения контракта проявляется в виде благоприятного отбора со стороны продавца в силу того, что продавец обладает большей информацией, чем покупатель. Неблагоприятный отбор приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и в конце функционирования рынка.

Типы контракта:

1)Классический контракт. В нём чётко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия сторон. Он предусматривает отношение купли-продажи, как разовый обмен правами, поэтому все возможные будущие события сводятся к настоящему моменту (идеальная рыночная трансакция). Является полным формализированным и предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации. Гарантом его выполнения является государство. В реальной жизни составление полного совершенного контракта невозможно.

2)Неоклассический (неполный) контракт. Эта форма контракции используется при заключении досрочных контрактов. Гарантом выполнения- третья сторона, решение которой обязуется выполнить в случае наступления неоговорённых в контракте событий.

3) Отношенческий контракт(реляционный).Данный тип контрактных отношений преобладает в продолжительных и сложных контрактах. Обычно контрагенты знают друг друга и при достаточно тесном взаимодействии предпочитают решать споры не прибегая к помощи 3-х лиц. Является неполным предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарантом является один или оба контрагента(трудовой контакт).

4)разновидностью отношенческого контракта является имплицитный контракт (неоговоренный до конца).Он опирается на мягкие институты (традиции).Это фактические обязательства человека вести себя определенным образом по отношению к определенному обществу.
Вопрос 46. Институциональная теория внелегальной экономики

В целом нелегальную(теневую) экономику можно определить как сферу, в которой экономическая деятельность осуществляется в неравных законах, правовых нормах и формальных прав хозяйственной деятельности. Можно выделить 3 основных элемента:

1.неофициальная (сокрытие товара)

2.фиртивная (приписки, взятки, корупничество)

3.криминальная(прямое нарушение закона) деятельность.

Испанский учёный Эдуарда де Сото в 2001г. опубликовал статью "Почему капитализм работает на западе и нигде больше?", в которой сделал вывод, что развитию экономики в бедных странах препятствует отсутствие строгих правил, юридических норм или прав собственности. Он доказывает, что в странах, подобных Перу проблемы создаёт не чёрный рынок, а само государство. Де Соте полагает, что в особых условиях теневая экономика может играть стабилизирующую роль. Она позволяет легче переносить спады производства на мировых рынках, а также реализует предпринимательский потенциал, который остаётся невостребованным в силу высоких издержек доступа на легальный рынок. Удельный вес теневой экономики в развитых странах составляет 5-10%, в то время как в России эта цифра по разным подсчётам достигает 25-50%.

Теневой бизнес тесно переплетается с банковской системой общества. Объём "грязных" денег в мировой финансовой системе составляет 60 млрд $.
Вопрос 48. Институциональные аспекты теории фирмы

В представлении неоклассической парадигмы хозяйствующая организация (фирма) выступает как чёрный ящик, непроницаемый и лишённый внутренней структуры автомат. Для преобразования исходных материальных трудовых и финансовых ресурсов продукцию с помощью набора технологий, а так же привлечения этих ресурсов в производство.

Фирма служит всего лишь "передающим звеном" между рыночным спросом и условиями ресурсных рынков при заданной производством технологии.

Предполагалось, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые производственные функции, что являлось следствием предположения о бесплатной в информ-организационно-правовом смыслах передачи технологий от 1-ой фирмы ко 2-ой. Неоклассическое представление о фирме является по сей день базовым принятым в большинстве стран мира.

Альтернативный технологическому подходу взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках НИЭТ. Одним из основателей соврем. взаимопроникновения правовой науки в экономическую науку и наоборот был Коуз. В своей работе "Природа фирмы" (1937г.)он рассматривает фирму как коалицию собственников ресурсов или как сеть двусторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, где ценовые сигналы играют относительно небольшую роль в виду обеспечения координации по средством команд.

Взгляд на фирму как на сеть контрактов позволяет проанализировать преимущество одного из контрагентов функцией контроль над остальными.

Центральным агентом (принципалом)становится один из собственников ресурса, который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. Его положение может определятся местом в технологическом процессе, обладание специфическими данными или информацией, способностью брать на себя бремя рынка, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д.

Чем крупнее фирма, тем сложнее осуществить контроль со стороны принципала за деятельностью агента. Конфликт усугубляется ассиметрией информации.

Итак, фирма как обособленный субъект экономическая деятельность существует между 2 видами издержек: ТИ, которые определяют нижнюю границу фирмы, её минимальный размер и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, её максимальный размер. Фирма будет расширятся до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на её организацию другой фирмой.
Вопрос 50. Институциональные аспекты теории домашнего хозяйства.

В НИЭТ большое внимание уделяется внутренней структуре домохозяйства. Домохозяйства и индивиды не тождественны друг другу. Кроме того не следует полностью отождествлять понятие семья и домохозяйство. Под семьёй понимается группа, объеденная общностью семейно-родственной связью, которая необязательно проживает под одной и той же крышей и имеет общий бюджет. Домашние хозяйства представляет собой группу людей, объединённые общими задачами, местом проживания, бюджетом и обычно семейно-родственными связями.

В основе домашнего хозяйства лежат властные отношения, которые носят простой персонифицированный характер, причём права по контролю над совместной экономической деятельностью передаются одному из его членов - главе семьи. Деятельность домохозяйства носит преимущественно рутинный характер, т.е организация повседневной жизни в соответствии с принципами непрерывности и предсказуемости. Рутина защищает индивидов от неопределённости внешней среды. Они создаются самим индивидом под его потребности и очерчивают то пространство, где человек остаётся самим собой.

Основную функцию домохозяйства следует определять через производство, реализацию и сохранение человеческого капитала. Понимаем его как совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей человека. Таким образом, домашнее хозяйство осуществляет целенаправленную экономическую деятельность по воспроизводству рабочей силы.

Другая, не менее важная функция домашнего хозяйства – защитная. Она базируется на формальных и неформальных нормах взаимопомощи и оказании материальной поддержки членам семьи.
Вопрос 51. Теория институциональных инноваций.

Понятие "инновация" в экономическую науку было введено И.Шумпетром. В своём основополагающем труде "Теория экономического развития"(1912г.) он выделяет 5 случаев нововведений:

1.введение нового продукта: либо неизвестного потребителя, либо нового вида продукта(потребительская новизна).

2.введение нового метода производства.

3.открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности не была представлена ранее.

4.открытие нового источника сырья.

5.введение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

По Шумпетру определяющая роль на рынке принадлежит функции предпринимателя. Предприниматель-это активный субъект рыночной экономики, обладающий всеми необходимыми качествами для осуществления новых комбинаций ресурсов и факторов производства с целью создания новых товаров и получения прибыли, действующей в условиях неопределённости и риска, несущие ответственность на самостоятельно принимаемые решения.

Процесс эволюции по Шумпетру представляется в виде проявления "новаторов",которые вытесняют "консерваторов" с поля экономических взаимодействий и рыночных отношений. Посредством адаптации к новой реальности происходит в силу привыкания постепенное превращение новаторов в консерваторов и начинается новый виток развития.

Шумпетр ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Экономический рост-это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг со временем. Экономическое развитие-это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее или проще говоря инновация. В обществе, переживающем экономический рост инновации движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетр назвал такое движение "циркулярное движение экономической жизни". Экономическое развитие нарушает циркулярный поток.

Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно, т.к новые идеи появляются не каждый день. В современной мировой экономике технологические инноваций стали ведущей производительной силой. В настоящее время на долю инновационных технологий производятся более 70% прироста ВВП.
Вопрос 52. Основные положения теории общественного выбора

ТОВ зародилась в 1960-х гг. как отрасль экономической науки, изучающей вопросы налогообложения и государственных расходов. В настоящее время ТОВ расширила сферу своего анализа. ТОВ может быть определена как экономический анализ процессов нерыночного принятия решений или, проще говоря, как применение экономической теории в политологии.

ТОВ изучает прежде всего юридические нормы, отражающие результат политического выбора. Предполагается, что политика – это сложный институциональный процесс, на основе которого люди выбирают различные альтернативы, сопоставляя различные ценности подобно тому, как ни выбирают товар, руководствуясь лишь своими предпочтениями.

ТОВ опирается на три специфические предпосылки (Дж. Бьюкенен):

  1. методологический индивидуализм

  2. концепция «экономического человека» (homo economicus)

  3. анализ политики как процесса обмена


Вопрос 53. Методологический индивидуализм в теории общественного выбора

  1. В соответствии с этой предпосылкой люди преследуют свои собственные

интересы в любой сфере деятельности, т.е. действует одинаковым образом как в роли частного лица, так и в любой общественной деятельности и нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. ТОВ пытается последовательно провести принцип индивидуализма, распространив его на все виды деятельности, включая государственную службу.

Вопрос 54. Концепция «экономического человека» в теории общественного выбора

2. В современной научной литературе понятие экономического человека означает «избирательный, оценивающий, максимизирующий человек». Эта модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально, при этом он стремится получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов. Действия рационально мыслящего человека подчинены стремлению к максимизации своего благосостояния. Рациональность экономического человека имеет в ТОВ универсальное значение, при этом частный интерес любого индивида – от избирателя до президента – представляется в качестве основного побудительного момента не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни.

Признанным основоположником поведенческой экономической теории считается нобелевский лауреат, американский экономист Г. Саймон. Он создал обобщенную модель экономического поведения, которая получила название теории ограниченной рациональности. Реальные экономические агенты принимают решение не только на основе ограниченной информации о ресурсах и способах их использования, но и ограниченной в возможностях обработки и переработки этой информации для выбора наилучшего варианта действий. Выбор субъекта оказывается относительно независимым от конкретной ситуации и в значительной мере определяется заранее заданными правилами поведения. Экспериментальное подтверждение этой концепции – Р. Зельтен. Он разработал модель принятия решения, состоящей из трех уровней:

  1. привычки

  2. воображение

  3. логическое рассуждение


Столкнувшись с проблемой субъект может ограничиться низшим уровнем, т.е.

поступить по привычке, подключить воображение и, наконец, использовать все три уровня.

Кроме ограничительной рациональности НИЭТ выделяет еще одну поведенческую предпосылку – оппортунизм (см. Тему 2).
Вопрос 55. Трактовка политики в неоинституциональной экономической .теории

3. Бьюкенен сравнивает и выделяет принципиальные отличия политического рынка и рынка частных благ. В отличии от рынка частных благ политический рынок, где решения принимаются коллективно, становится все менее эффективным с ростом числа участников. Права собственности неустановленны, возмездность отсутствует. Политическая конкуренция в отличие от экономической конкуренции не предусматривает механизмы наказания для избирателя, неразумно проголосовавшего на выборах, поэтому голосование часто безответственно, в результате чего возникает стихийная зона неопределенности.
Вопрос 56. модель прямой демократии в НИЭТ

В современном понимании прямая демократия – это политическая система, при которой люди имеют право лично голосовать за политический курс или программу.

К числу достоинств прямой демократии можно отнести:

Слабые стороны ассоциируются с возможностью принятия ошибочных решений вследствие недостаточной компетенции, профессионализма и эмоциональной неуравновешенностью населения, а также со сложностью и дороговизной привлечения большого числа людей к управлению общества. Все граждане не могут сразу решать все вопросы, поскольку многие из них не располагают достаточным временем, интересом, информацией и компетенцией. Если для принятия решения необходимо, к примеру, 40% голосов, то не исключена ситуация, когда два взаимоисключающих решения получают одобрение. Это затягивает процесс принятия решения и увеличивает издержки переговорного процесса. При этом возникает проблемы цикличности голосования (Парадокс Эрроу). Наличие этого парадокса порождает некоторую степень непредсказуемости, относительно результата голосования, что может привести к процедурному манипулированию, с целью извлечения выгоды. Индивид или группа, устанавливающие повестку дня, может обладать значительной властью и соответственно получать непропорционально большую долю выгод от того или иного коллективного действия.
Вопрос 57. Трактовка медианного избирателя в неоинституционализме

В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать среднему (медианному) избирателю. К медианным избирателям относятся те, кто находится в середине существующей шкалы предпочтения. Предложенный Блэком и Плоттом в теореме медианного избирателя доказывается, что равновесие при правиле большинства существует тогда, когда оно представляет собой максимум для одного и только одного индивида, остальные индивиды могут быть разбиты на пары с диаметрально- противоположными результатами. А для вершины распределения голосов может быть характерно для тех случаев, когда в преставлении рассматриваются блага так или иначе заинтересованные все избиратели.

Решение вопросов в пользу избирателя-центриста имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны оно удерживает сообщество от принятия крайних решений, а с другой стороны не гарантирует принятие оптимального решения. В рамках прямой демократии все решения сообщества имеет тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя, что не всегда экономически целесообразно.
Вопрос 58. Особенности общественного выбора в условиях прямой демократии

В соответствии с моделью, предложенной Олсеном и Макгиром, для общества прямой демократии характерны следующие условия:

В идеальном случае прямая демократия предполагает использование

процедуры голосования, предусматривающее единогласное одобрение решения об объеме предоставляемых общественных благ и распределение соответствующих издержек.

На практике решение принимается большинством голосов. Простое большинство голосов является оптимальным для той группы, в которой альтернативная стоимость времени имеет относительно большое значение. Простое большинство голосов – минимальное условие противоречивости результатов.

Оно достигается в ситуациях, когда требуется одобрение 50% голосов + 1 голос.
Вопрос 59. Трактовка политической конкуренции с позиций теории общественного выбора

Основными типами выборов является выборы по одномандатным и многомандатным округом. В первом случае используется правило относительного большинства. Во втором – пропорциональные представительства.

Все партийные системы могут быть разделены на 3 основные группы:

- однополюсные (Россия, Швеция, Люксембург)

- двухполюсные (США, Тайвань)

- многополюсные (Бельгия, Италия, Дания, Нидерланды, Финляндия)

В условиях жесткого противостояния двух партий распределение голосов может иметь бимодальную форму. Бимодальное распределение может быть:

- симметричным

- асимметричным

Может встречаться и полимодальные.

В случае, когда ни одна из партий не получает большинства возникают проблемы (парадокс голосования). Минимально выигравшая коалиция – коалиция, обеспечивающая 50% + 1 голос.
Вопрос 60. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии.

В представительной демократии воля народа выражается не прямо, а через институт-посредник. Поэтому её часто называют дилигируемой демократией.

Носителями представительной власти является общенародный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах и выборные представители исполнительной и судебной власти. Воля народа в представительной демократии выражается непосредственно на выборах или через референдум. Кроме того, воля народа может выражаться через представительные органы власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народы, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность.

Среди главных достоинств представительного правления следует выделить свободный общественный строй и высокую эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к общей уравниловки.

Высокая эффективность представления управления объясняется рациональностью организаций политической системы четким разделением труда более высокой по сравнению с прямым проявлением компетентностью и ответственных лиц, принимающих решения.

Недостатки:

В качестве основного недостатка в представлении демократов следует отметить фактическое устранение народа от власти в промежутках между выборами, что означает отход от сути демократии как наряду власти.

В условии представлении демократии процесс голосования усложняется. На результат голосования влияют интересы отдельных индивидов, их групп и законодателей.

Предполагается, что как представители власти, так и избиратели ведут себя рационально и стремятся к максимизации своей полезности. Многие избиратели не видят пользы от участия в политическом процессе, просто не участвуют в голосовании. Такое явление в теории общественного выбора получило название «рационального неведения».

Среди других недостатков в представительной демократии следует отметить возможность принятия решений, несоответствующих интересам большинства населения, весьма далёким от модели медианного избирателя и широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной многоступенчатой системы власти.
Вопрос 63. Трактовка лоббизма с позиций теории общественного выбора

Лоббизм – это способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Он строится на взаимовыгодном облике между бизнесом и законодательной властью: 1 сторона (бизнес) получает необходимое ей послабление в области ценовой и налоговой политики; 2 сторона (в лице депутатов и их партий ) – материальную поддержку на предстоящих парламентских выборах.

Чиновники на прямую связаны с группами специализированных интересов в парламенте. Через бюрократию эти группы обрабатывают «политиков», представляют информацию в выгодном для них свете.

Процесс лоббирования может принимать такие формы как:

- блокирование законов, позволяющие осуществлять прямые иностранные инвестиции или ужесточение режима импорта близких заместителей, что естественно повышает цены на отечественный товар.
Вопрос 65. Логроллинг с позиций теории общественного выбора

Логроллинг («перекатывание бревна») – это практика поддержки политических деятелей, помогающих друг другу добиваться нужных решений путем торговли голосами. В результате чего могут приниматься решения, приносящие выгоду отдельным группам давления.

Бьюкен и Таллок не считают торговлю голосами отрицательным явлением, так как иногда с ее помощью удается добиваться более эффективного распределения ресурсов, т.е. распределение повышающего общее соотношение выгод и затрат в соответствии с принципом Паретто – оптимально.
Вопрос 66 Особенности экономики бюрократии

Бюрократия представляется через систему бюро, т.е органов (учреждений), исполнительные власти, ответственных за подготовку услуг общественного сектора конечному потребителю. В современных представлениях ТОВ бюрократия подобно избирателям и политикам имеет свой собственные полезности – увеличение з\п, привилегий, удовлетворение личных амбиций.
Вопрос 67. Понятие «системы вращающихся дверей» в теории общественного выбора

Преследуя свои собственные интересы бюрократы могут использовать так называемые системы вращающихся дверей, которые подразумевают циклическую ротацию руководителей частных фирм в родственной им государственной организации и обратно.

Как правило привилегии и льготы работников государственного сектора невелики, но их интерес далеко не ограничивается финансовыми соображениями и часто они заинтересованы с создании благоприятного общественного климата для своей деятельности. Скорость вращения дверей быстро растет, так как руководители в промышленных сферах получают в 5-10 раз больше, чем равные ему по рангу администр. в государственном секторе.

Служба в государственном секторе может рассматриваться лишь как вложение в человеческий капитал, т.е. приобретение новых знаний и навыков, усиление влияния и укрепление связей с поддерживающими их группами в специализированных интересах.

По мнению Бьюкенена бюрократическая система неэффективна в силу, по крайней мере, 3-х причин:

Во-первых, она осуществляет выбор не с точки зрения экономических ценностей людей, а по иным критериям.

Во-вторых, бюрократизм порождает зависимое отношение между власть имущими и подчиненными.

В-третьих, борьба за доступ к ценным благам является расточительным использованием ресурсов общества.

Под группой специализированных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которые действуют избирательные стимулы для производства совместного коллективного блага.

Эти группы могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавая олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении ресурсов. Такие группы замедляют экономический рост.

Вопрос 68. 9.3.Поиск политической ренты в трактовке НИЭТ

Это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью экономического процесса. Под рентоориетирующим поведением понимают попытку индивидов увеличить своё благосостояние, нанося при этом ущерб благосостоянию всего общества. В рамках данного процесса изучается формирование бюрократии, взятничества, неконкурентного поведения между фирмами. Мероприятия экономической политики, создающей политическую ренту для одних экономических субъектов, обуславливает возникновение негативной политической ренты для других. Например, введение импортного тарифа на уголь.

Очевидно, что распространение рентоориентированного поведения самым неблагоприятным образом отражается на макроэкономических показателях:

- серьёзно замедляется экономический рост, способствует развитию стагнации и может привести к ситуации «плохого равновесия», т.е. к фактической консервации экономической системы на низком экономическом уровне развития. Предотвратить разрастание государственной демократии, по мнению теоретиков общественного выбора, можно 2 способами:

1. ограничение численности гос аппарата с помощью конституционных установлений, предотвращающих разбухание государства, подминающего под себя общественные структуры.

2. использование моральных факторов, налагающих определённое обязательство и на политиков и на управленцев.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации