Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством - файл n1.doc

приобрести
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством
скачать (6967.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc6968kb.08.07.2012 17:02скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14




ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

серия основана в 1996 г.
Л.Е. БАСОВСКИЙ,

В.Б. ПРОТАСЬЕВ


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УЧЕБНИК

Москва

ИНФРА-М

2001
УДК 338.45(075.8)

ББК 65.29я73
Б 27

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Выс­шее образование»).
ISBN 5-16-000448-3
Книга представляет собой профессиональный курс управления качеством. Охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Соответствует требованиям действующих российских образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», а также основным требованиям программ курсов, читаемых в университетах США и Японии.

Обобщает мировой и российский опыт, в том числе накопленных в военно-промышленном комплексе, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. Включает методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.


ББК 65.29я73



ISBN 5-16-000448-3
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б.,

2000, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

Рекомендуемая литература 192

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 193



ВВЕДЕНИЕ


Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управле­ния качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и си­стем управления.

Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисцип­лины «Управление качеством» или дисциплины «Управление каче­ством продукции». В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям об­разовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Эко­номика и управление на предприятиях». Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходи­мым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.

Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом — это концепция, получившая в англоязычной литерату­ре название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тей­лора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно использу­емых в российской практике, Пришли новые концепции и принци­пы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передо­выми международными компаниями. Эти принципы составляют ос­нову готовящегося обновления международных стандартов в облас­ти управления качеством ИСО серии 9000:

Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечива­емая организационно, методически и технически, жизненно необ­ходима каждой организации и каждому предприятию, функциони­рующему в условиях конкурентного рынка.

Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключе­вых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Не­обходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потреб­ность в улучшениях.

Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и уп­равление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных про­цессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организа­ционная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются органи­зационно обособленными подразделениями, можно и нужно устра­нять путем использования группового подхода.

В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать груп­пы специалистов из различных подразделений. Такие группы долж­ны включать конструкторов, технологов, специалистов службы ка­чества, а также специалистов других служб.

Шестой принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального каче­ства. Опыт японской, а затем американской и европейской про­мышленности показал, что устанавливать пределы улучшению не­допустимо, само улучшение должно быть системой и составной ча­стью системы управления.

Седьмой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо соби­рать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статисти­ческие методы контроля, анализа и регулирования.

Восьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необ­ходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внут­ренним поставщикам.

Необходимо иметь в виду, что современная концепция управле­ния качеством — это концепция управления любым целенаправлен­ным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, до­стигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государ­ственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к рос­сийским условиям представлений, сформировавшихся в резуль­тате ответа американского менеджмента на «японский вызов», наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге «Управление качеством в американских корпорациях», на представлениях современной эволюционной экономи­ческой теории.

В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитан­ное на студентов и преподавателей, практиков — руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, же­лающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельно­сти, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, рег­ламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ста­вилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто.

Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университе­та им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Туль­ского государственного университета, доктором наук Д Б. Протасьевым.

ЧАСТЬ I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации