Ответы по социологии культуры - файл n1.doc

приобрести
Ответы по социологии культуры
скачать (312 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc312kb.08.07.2012 17:02скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3   4
Билет 1. Объект и предмет социологии культуры.

Сейчас предмет социологии культуры значительно расширился. Иногда культура даже отождествляется с обществом. Более верной является точка зре­ния, что ее предмет — это взаимоотношения общества и культуры.

Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функцио­нирование культуры в связи с социальными структурами и институтами при­менительно к конкретно-историческим ситуациям. Как наука она занимается: исследованием социальных закономерностей развития культуры; формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, а также образцов поведения, регулирующих отношения людей в обществе, между обществом и природой.

Таким образом, социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание есть в любой целенаправленной соци­альной деятельности: труде, быту, политике, образовании и т.д.

Объект социологии. В социологии культура рассматривается прежде всего в социальном ас­пекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социального взаимодейст­вия. В этом смысле исследование культуры означает изучение сложного и мно­гомерного общественного процесса осмысления членами общества своей со­циокультурной среды, происходящего в определенных условиях социального расслоения и территориального распределения.

Культурные объекты обладают системным качеством, т.е. они имеют внутреннюю целостность. Они могут вступать во взаимосвязь друг с другом и находиться в определенных отношениях с другими аспектами человеческой жизнедеятельности. Например, системные компоненты художественного про­изведения имеют цель — донести смысл до читателя.

Компоненты культуры обладают относительной независимостью сущест­вования. Например, художественное произведение и научная теория отражают отношение человека к окружающему миру, но могут отдавать ему различные оценки.

Культурная жизнь людей, с одной стороны, детерминируется природны­ми и искусственными условиями их существования, с другой, она сама оказы­вает влияние на их изменение. Например, люди адаптируются к природным ус­ловиям, но и сами изменяют их.

Предмет социологии и культуры российскими социологами пока уточня­ется. Многие из них считают, что одним из важных аспектов объекта и предме­та социологии культуры должно быть рассмотрение современного социокуль­турного процесса в направлении сущностного изменения роли культуры в жиз­ни российского общества.

Основным направлением исследования по субъекту (носителю культуры) выделяется: общество; наука; социальная общность (демократическая, террито­риальная и др.); класс; социальная группа; личность.

Предметом могут быть объективные и субъективные факторы материальной-, социальной, духовной культур и взаи­мосвязи между ними.

В настоящее время в мировой социологии культура выступает как соби­рательное понятие (т.е. социология всех основных ее структурных элементов): социология различных видов творческой деятельности; проблемы межкультур­ного взаимодействия общностей (диалога и конфликта); воздействие культуры на социально-исторический процесс; на основные социальные институты (се­мью, экономику, политику и др.) и их деятельность.

Таким образом, социология культуры, базируясь на теоретических прин­ципах исследования функций, структур, динамики социального взаимодейст­вия, сосредотачивается на анализе строго определенных сторон общественной жизни и охватывает комплекс более или менее точно фиксируемых проблем, предполагающих конкретизацию общих социологических методов примени­тельно к культуре как предмету изучения. Например, социологический анализ процессов образования предполагает: выделение институциональных образова­тельных структур (дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие учебные заведения); фиксирование нормативных функций, закрепленных за ними; определение типичных форм социального взаимодействия, характерных для этих заведений; изучение навыков, ими транслируемых; выделение расхо­ждений между запросами и реальным массовым уровнем образования, анализ возможных способов преодоления этих расхождений; разработка соответст­вующих социокультурных технологий, и оценка последствий их применения и др. Социологический анализ содержания общественной жизни требует знания границ понятия «культура».

Социология — одна из наук об обществе, наряду с социальной психологией, политологией, этнологией, демографией, экономикой, правоведением, историей, социально-культурной антропологией и культурологией. Эти и многие другие науки, а также социальная философия, изучают общество, общество — объект этих наук. Предмет общественной науки — это некие аспекты существования общества, изучаемые данной наукой. В качестве отраслевой социологической дисциплины социология культуры имеет историю особую, совершенно не схожую с такими, например, направлениями, как социология труда, досуга или семьи. Предмет социологического анализа в данном случае трудно схватывается: либо дробится во множестве предметных субдисциплин, либо, напротив, определяется в качестве целостной теории социокультурного анализа. Социология культуры как исследования культурной коммуникации. Ни история, ни теория культуры, ни искусствоведение, ни эстетика не могут отказаться от анализа социальной обусловленности феноменов. В новейшей книге Л.Г.Ионина «Социология культуры» ее предмет определяется так: «Наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и инструментами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». Социологию культуры поэтому можно рассматривать как метасоциологическую дисциплину в рамках структурального, функционалистского и системного подходов. Одно из возможных направлений вычленения предмета социологии культуры — рассмотрение культуры в концептуальных рамках коммуникативных процессов (В.А.Конев). В принципе можно выделить четыре основных элемента культурной коммуникации: 1) создатель культурной ценности; 2) созданное им произведение; 3) продюсер, обеспечивающий материальные возможности исполнения, копирования, тиражирования, распространения тех или иных культурных ценностей; 4) публика (аудитория), воспринимающая произведение культуры. Эта концепция дает неплохие основания для рассмотрения прежде всего эмпирических исследований в отечественной социологии культуры, советского ее периода в особенности.

Билет 2. Основные отличия социологии культуры от общей социологии

Общая социология имеет дело с двумя исходными утверждениями: 1) общество есть реальность особого рода; 2) реальны индивиды и их межиндивидуальные отношения. Если одно из них принимается без доказательств, то оно становится методологическим постулатом, который определяет характер общей теории: или социологический реализм или социологический номинализм. Принять без доказательств одновременно оба утверждения невозможно: их совместимость неочевидна, следовательно, нуждается в доказательствах. Возникает вопрос о способах доказательства.

Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, которая позволяет понять общество как единую объективно-субъективную социальную систему; б) акцентирует внимание на социальных или асоциальных действиях личностей; в) анализирует и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Билет 3. Основные отличия социологии культуры от общей культурологи

Культурлогия — гуманитарная наука, основанная на постиже­нии внутренних закономерностей и структур культуры в ее раз­личных «представительных» вариантах: литература, искусство, язык, мифология, религия, идеология, мораль и наука. В каждом из этих вариантов существует своя система «постижения» тех смыслов и знаний, которые необходимы для понимания текстов, образов, положений и принципов. Это предмет гуманитарного культуроведения, занимающий столь существенное место в про­свещении, во всех ответвлениях филологического образования и в духовной жизни общества и человека.

С к предполагает иную модальность в отношении к культуре, основанном на объективном и аналити­ческом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на куль­турную жизнь общества. Это освоение не «идеалов», «вечных об­разцов», «внутренних смыслов» и «подлинных ценностей», а дви­жущих мотивов реального поведения индивидов и групп или боль­ших общностей, а также принципов духовной регуляции различ­ных сфер социального бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соот­несенности с другими сферами социальной жизнедеятельности, прежде всего экономикой, социальными отношениями и поли­тикой.Другое важное отличие с к заключа­ется в том, что социологический взгляд не ограничивается собст­венно духовными явлениями, и тем более проблемами художест­венной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе, таких как сме­на технологий и социальных структур, политических систем, ре­волюции, реформы, войны и т.д. Более того, объектом внимания такой культурологии становится и повседневная жизнь общества.

Билет 4. Основные этапы выделения социологии культуры из социологии.

Социология начиная с Огюста Конта сосредоточивалась прежде всего на анализе культурных закономерностей функционирования и развития общества. Основным содержанием процесса развития общества является, по Конту, 'прогресс духа'. По существу, это прогресс форм человеческого познания мира, или прогресс человеческого разума. Таких форм три:теологическая, метафизическая и научная. Теологическую стадию Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. В период фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. При политеизме жизнью наделялись 'фиктивные существа' (например, греческие и римские боги. Эпоха монотеизма - это христианская эпоха. Единобожие изменило все: образ мира, мораль, нравы и обычаи, хозяйство и политические учреждения. Метафизическая стадия (1300-1800 гг.) для нее характерно разрушение старых верований и старых порядков. Распространение наук, рост их общественного значения, повсеместное развитие ремесел и промышленности - свидетельство наступления научной, или позитивной, стадии развития духа.В концепции Дюркгейма пре­одолевался тот психологический метод, через который общество объяснялось лишь как совокупность индивидов. Социокультурные факторы, утверждал Дюркгейм, имеют объективное существова­ние, независимое от индивида, они обладают принудительной силой и поэтому становятся источниками формирования облика общества и характера личности.Главным во всем творчестве Дюркгейма было выяснение со­отношения между разделением труда в человеческом обществе и его солидарностью. В работах Дюркгейма основательно выявляет­ся различие двух основных типов социальности, которые он назвал «механической» и «органической». Первая относилась им к докапи­талистическому обществу, в котором над всеми различиями преоб­ладает некоторый принцип сходства, на основании которого и формируются общественные связи. Органическая социальность формируется через разделение труда, создающее взаимозависимость участников совокупного производства и обмен товарами. Она до­стигает своей зрелой формы лишь при капитализме. Усматривая в разделении труда источник всестороннего развития общественного производства, Дюркгейм тем не менее видел недостаточность этого фактора для поддержания солидарности общества. Поэтому решаю­щую роль в интеграции всякого общества Дюркгейм отводил кол­лективным представлениям, т.е. идеалам и верованиям, носителя­ми которых выступают религия и мораль.Макс Вебер (1864—1920) — один из крупнейших социологов, обычно характеризуемый как основоположник понимающей со­циологии и теории социального действия. Вебер социальным называет такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.Именно потому, что конституирующим признаком социального является субъективный смысл, подлежащий и доступный пониманию, Вебер называет свою социологию понимающей. По мнению Вебера социологияне может стоять в одном ряду, как это думал Конт, с физикой, биологией и другими естественно-научными дисциплинами. Она не может, как это считал Дюркгейм, исходить из предпосылки объективности социальных явлений. Ее задача - объяснить саму эту объективность, показать, как она возникает и формируется из действий, субъективно ориентированных по своей природе. Но тогда меняется и само понимание человеческого общества: его уже не следует рассматривать как продолжение природы, как объективную реальность.Общество - продукт человеческих действий, искусственное, созданное людьми явление, т е культурный продукт.Поэтому к изучению общества нужно подходить, как к изучению культурных продуктов. Для изучения любого культурного продукта можно использовать естественно-научные методы.

Билет 5. Социологическая антропология и социология культуры: элементы общности и различия.

Теория культур Лесли Уайта. Середина и вторая половина 20в Основные работы: Университетский курс «культурология», который он прочел в 1930-1931 гг Наука о культуре(1949), «Эволюция культуры» (1959)

Понятие социокультурных систем ключ к пониманию племен и наций(1975)

Определенной чертой является принцип эволюционизма. 3 вида процессов в культуре:

1)Временные процессы, представляющие собой хронологическую последовательность уникальных явлений.

2)Вневременные процессы, структурные и функциональные аспекты культуры.

3) Формально-временные процессы, в которых является как временная последовательность форм.

Эволюция – процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияний элементов культуры.

Понятие культуры: Общество и культура – разнопорядковые явления.

Общество – скопление живущих вместе организмов, представляющих питательное, защитное и воспроизводящее поведение.

Культура – как внетелесное внадорганизменная традиция, (экстросомматическая) ведущую роль в которой играют символы. Культура определяет саму себя. В связи с этим отличие человека от животных – символическое поведение.

Рассматривая соотношение человека и культуры, он полагал, что человек играет роль только в процессе эволюции. На первом плане сочетание культурных форм, из разновидности.

Он ввел понятие «энтропия»(степень организованности процессов). Настаивал на том, что культура включена в процессы глобального космического взаимодействия. Критерий прогресса в возрастании количества энтропии используемого общностью.

Практически отождествляет уровня технологического и культурного развития. Культурная система состоит из 3х уровней. Философский, социологический и технологический, где социологический стоит между ними.

Кребер (Америк.антрополог, сер и вторая половина 20в).Он изучал культуру индейцев Америки. На него большое влияние оказали философы, которые породили герменевтику: Рикерт, Виндельбанд – они рассуждали о различиях между гуманитарными (носят описательный характер) и техническими (генерализирующий храктер, установление закономерностей) науками.

Кребер отрицал, что развитие культур подчиняется общим закономерностям и единой линией развития. (против Уайта). Он разделил антропологию на 2 области: эмпирическую (опытную и практическую.пр.социология) и теоретическую (культурология).Он испытал влияние концепции понимания. Свои идеи он изложил в работе «Конфигурация культурного роста». Он понимал культуру как систему элементов сцепленных определенным способом, образующих целостность, определенную модель, образей, тип. В типах культур можно выделить форму и содержание, внешнее и внутренние аспекты развития. Что подчеркивает противоположность эмпиризма. Он полагал, что каждой культуре присуща определенная идея. Недостаток в этом – субъективизм, поэтому типология получилась необоснованной. Он считал, что культура имеет суперорганическую сущность, не сводимую к закономерностям органического и неорганического мира. Он обозначал это как дух, культурную энергию. Кребер эту энергию изучал на материале периода расцвета культур. Задумывая о расцвете культур он ввел типологию расцветов культур:

1 тип – целостный расцвет культур.

2 тип – односторонний, духовный расцвет культур. Длительнсоть жзненого цикла где-то 1,5 тыс.лет.

В 1948 г – «Антропология» Кребер – роль человека понималась кА творческая. Он ввел понятие Этос (система идеалов, ценностей, доминирующих в культуре и имеющих тенденцию контролировать поведение ее членов). Человек включается в культуру путем сопереживания и усвоения ее ценностей.Он так же полагал, что есть культура ценностная и реальная.

Херсковиц.создатель культурного релятивизма (относительность). Он занимался культурой примитивных народов (негров). Его книга «Культурная антропология» 1948-55гг Он высказался прости теории детерменизма (причинность). Херсковиц возражал против расистских объяснений культур, географического детерминизма, экономического детерминизма. Он был простиником идеи единой закономерности в истории мировых культур. Он считал, что прогресс относительная катерогия. Считал, что каждая культура развивается по разному и имеет свое направление, общая закономерность отсутствует. Культура – созданная человеком среда, сумма поведения и привычного способа мышления людей, образующих данного общества. (Появился психологический подход). Херсковиц полагал, что каждая культура уникальна. Уникальность определяется культурным фокусом. Культурный фокус подразумевает систему о желаемом, идеальную модель поведения. Он особое внимание уделял формам культурной изменчивости. Он рассматривал формы: культурная диффузия, культурный конфликт. Херсковиц разделял понятие культура и общество. Культура – способ жизни людей. Общество – организованный агрегат индивидов, ведущих данный образ жизни. В центре оказывается человек. Он ввел понятие энкультурация – вхождение индивида в конкретную форму культуры.

Принцип релятивизма (относительности) в признании и равновесии культурных ценностей созданных и создаваемых разными народами. Он переводил этот принцип на индивида. Формулируя теорию культурного релятивизма Он выделил 3аспекта: 1)методологический, 2)философский, 3)практический.

Билет 6. социальная психология и ее место в социологии культуры.

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы С. п. складывались и внутри конкретных наук — в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но прежде всего — в психологии и социологии. Последние считаются "родительскими" дисциплинами для С. п., и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус С. п. — как части психологии или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. В качестве центральных положений культурной психологии Дж. Миллер рассматривает следующие: (1) концентрация внимания на индивидуальной субъективности; (2) культура, психология и опыт взаимосвязаны, но не редуцируются одно к другому; (3) монистический взгляд на культуру и психологию; (4) признание культурного разнообразия психологий; (5) внимание к процессам дискурса и взаимодействия.

Миллер рассматривает культурную психологию как междисциплинарную область. По ее мнению культурные и психологические феномены трактуются как взаимозависимые и взаимоконституируемые. Предполагается, что индивид — носитель культуры и его субъективность формируется под воздействием культурных значений и практик. Именно поэтому не может быть резкой дихотомии между психологией и культурой. Культурные значения, символы и практики могут быть поняты только с точки зрения индивида, для которого они существуют и для которого они имеют мотивационную силу. Психологические процессы являются культурно конституированными и поэтому могут варьироваться согласно различиям в культурных значениях и практиках. Признание многообразных культурных различий необходимо для объяснения индивидуального психологического развития. Миллер не отрицает возможности универсальных психологических процессов, но полагает, что последние имеют место по причине определенной схожести культурных значений и практик.

По мнению Ричарда Шведера ключевая идея культурной психологии должна состоять в том, что “не существует никакой отдельной самостоятельной социокультурной среды, независимой от человеческих способов извлечения из нее смыслов и возможностей, а всякий человек обретает свою субъективную и индивидуальную психическую жизнь посредством извлечения смыслов и возможностей из социокультурной среды и их использования.”Т.е. индивид выступает участником в культурно конституированном мире, что является фундаментальным для развития его способностей.

Билет 7. Основные вехи становления отечественных исследований социологии культуры.

С 40-х до 80-х годов XIX в. социальные исследования культуры охватывали мир искусства и по существу образовывали одно целое с литературной критикой и эстетикой.
В годичных обзорах русской литературы В.Г.Белинский применял уже элементы социологического анализа, стремясь выделить общественные причины и обстоятельства появления и развития литературных направлений, состояние <читающей публики>, предвидел ее реакцию на произведения.
Другой особенностью исследований культуры в России 40-х до 80-х годов XIX в. было обостренное внимание к социальной роли религии. Этим вопросом занимались славянофилы А.С.Хомяков, Ю.А.Самарин, Н.Я.Данилевский. Для всех них в центре находилось изучение творческого влияния культуры на общественную жизнь. Разные общественные группировки сходились на мысли, что просвещение народа, подъем его культуры вызовут изменение всех социальных отношений и институтов страны.
XIX-начале XX вв. в России конституируется как особая научная дисциплина теоретическая социология культуры. Ее становлению во многом способствовали работы Г.В.Плеханова.
С 70-х гг. XIX в. проводятся первые социологические исследования в сфере культуры, опирающиеся на методы опросов, бесед, наблюдения читателей.
После революции в течение 20-х гг. появляется множество школ и направлений в теоретической социологии, но лишь немногие из них специально обращались к проблематике духовной жизни общества. Прежде всего это представители господствовавшего тогда ортодоксального марксизма - Л.Д.Троцкий. Н.И.Бухарин. М.Н.Покровский и их многочисленные последователи. Социология духовной жизни сводилась к проблеме <соотношения базиса и надстройки. <Надстрочные явления>, куда включались все феномены духовной жизни, механически определялись состоянием экономики. При этом отрицалась всякая (даже относительная) самостоятельность сознания, а тем более - его роль в общественной жизни.
20-е гг. отмечены бумом многообразных опросов, статистических переписей разных слоев и групп населения. В их числе и обследования бюджетов времени (С.Струмилин), и социологические исследования художественной культуры. Их можно разделить на три группы: 1) изучение психологических реакций на произведения искусства - они проводились психоаналитиками методом тестов; 2) анкетные опросы зрителей преимущественно в зрелищных предприятиях, реже - по месту работы и жительства; 3) изучение непосредственной поведенческой реакции публики во время просмотра спектакля (фильма).
В начале 30-х гг. эмпирические исследования повсеместно прекращаются.
Попытки возрождения исследований по социологии культуры можно датировать второй половиной 60-х гг. Между сложившимися в те годы центрами социологии культуры имелось определенное <разделение труда>. Общесоюзные исследования читательских интересов были проведены под руководством В.Д.Стельмах научным отделом Государственной библиотеки СССР им. Ленина в Москве. Несомненную роль в разработке методик и в проведении широкомасштабных исследований, не доступных регионам в 70-80-х гг., играл НИИ культуры России (Э.А.Орлова, Е.Суслова). В 60-е гг. преобладал институциональный подход в исследованиях. Изучались статистика посещения театров, концертов, кинозалов, клубов, выдачи книг в библиотеках и т.д.
К концу 60-началу 70-х гг. этот подход все более сменяется <личностным>: в центре внимания исследователя оказывается реальная личность, ее духовные потребности и интересы, ее деятельность в сфере производства, распространения и применения культуры. Являясь главным и решающим, этот подход совмещается с институциональным.
80-х-90-е годы характеризуются успехами в разработке теоретических проблем социологии культуры и скромными достижениями в проведении эмпирических исследований. Появилось большое количество работ, посвященных теоретическим проблемам социологии культуры. Книг же, в которых содержались бы результаты конкретных исследований, в конце 80-х-90-е гг. крайне мало.

Билет 8. Социально-культурные проблемы в рамках эволюционизма.

Есть точка зрения, что культура возникла и развивалась. И что культурный феномен явление развивающееся, она постоянно возникает в связи с определенными социокультурными потребностями.

Из теории возникновения культуры следует: 1) Культура – это вторая природа из взаимодействия природы и общества. И это взаимодействие носит разный характер в результате конфликта. 2) Символическую теорию сформулировал Кассирей. Она построена на том, что культура – это результат творчества человека, некая совокупность символов. 3)теория самая ранняя – игровая (Хейзинга). 4) Мифологическая теория. Основана на том, что культура – это результат творчества человека. Миф рассматривается как отражения социальной жизни. Преобладает материальный взгляд над идеальным.

Динамика культуры – это ее изменения, в котором имеет место целостность и направленность, можно проследить определенные закономерности.

Социокультурная динамика – это динамика культуры, содержательным аспектом которой выступает социальная жизнь людей.

Есть три теории объяснения динамики культуры.

  1. Эволюционная. 2. Теория циклического развития. 3. Теория синергетического развития.

Рассмотрю Эволюционную теорию. Эволюционная теория возникает в 18-19 веках. Фактор – условие, влияющее на условие социокультурного развития.

Факторы: -Активное приспособление организма к окружающей среде по средством собственной воли. Прежде всего, здесь рассматривается производственная деятельность. Кроме производства есть еще и обмен. –Индивидуальное приспособление, перепроизводство и селекция. Естественнонаучный вариант не прижился. Ярко выражен этот аспект в теории К. Маркса. Эта теория была очень популярна. Социально-экономическая формация так же была предложена Марксом: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой происходит через скачок от одного к другому. Самый прогрессивный способ скачка – революция. В противовес скачку можно поставить реформы, но скачок рассматривается как более эффективный.

Так же эволюционная теория рассматривается в концепции Спенсера, Моргана, Тейлора. Они рассматривали эволюционное общество в качестве особого типа последовательных необратимых изменений культурных феноменов, которые обуславливают необходимость адаптации людей. Во-первых, прогресс, во-вторых, эти изменения необратимы, в-третьих, закономерность изменяется.

В начале 20 в. интерес к эволюционизму снизился. В это время было совершено 80-90 % открытий. Был открыт закон ускорения. И в 30-50х гг. появилась теория Гексли, которая была основана на достижениях генетики. Она связана с биологическими формами. Речь идет об исследованиях селекции. Она происходит благодаря научно-техническому прогрессу. Человек начинает активно изменять окружающую среду. А эволюционное развитие происходит благодаря способности передачи информации. Информация двух типов: биологическая (генотип) и культурная (закодирована в знаково-символических системах и свойственна только человеку). В эволюции человека они взаимодействуют, и человек способен более эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

Таким образом, можно выделить 3 вида концепций: 1) Однолинейная эволюция (наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем). Наиболее популярная из всех. 2) Концепция универсальной эволюции (состоит в выявлении шаблонов изменения от простого к сложному). 3) Теория многолинейной эволюции (множество путей социокультурного развития и не ориентированная на установление всеобщих законов).

Билет 9. Социально-культурная динамика в циклической трактовке.

Есть точка зрения, что культура возникла и развивалась. И что культурный феномен явление развивающееся, она постоянно возникает в связи с определенными социокультурными потребностями.

Из теории возникновения культуры следует: 1) Культура – это вторая природа из взаимодействия природы и общества. И это взаимодействие носит разный характер в результате конфликта. 2) Символическую теорию сформулировал Кассирей. Она построена на том, что культура – это результат творчества человека, некая совокупность символов. 3)теория самая ранняя – игровая (Хейзинга). 4) Мифологическая теория. Основана на том, что культура – это результат творчества человека. Миф рассматривается как отражения социальной жизни. Преобладает материальный взгляд над идеальным.

Динамика культуры – это ее изменения, в котором имеет место целостность и направленность, можно проследить определенные закономерности.

Социокультурная динамика – это динамика культуры, содержательным аспектом которой выступает социальная жизнь людей.

Есть три теории объяснения динамики культуры. 1. Эволюционная. 2. Теория циклического развития. 3. Теория синергетического развития.

Рассмотрю теорию цикличности и волновых колебаний, где циклы искусственно выявлены.

Концепция Данелевского о культурно-исторических типах: каждое общество создает свой культурно-исторический тип, который развивается по разному. Тип возникает, развивается, затем идет упадок. Он может исчезнуть и вновь возникнуть. Эта концепция была дополнена Шпенглером: теория полицикличности и художественного развития.

Тоенби – теория круговорота локальных цивилизаций (генезис, рост, надлом, разложение, гибель и смена).

В начале 20 века Сорокин считал основой социокультурной динамики изменение доминанты в культуре. Культурные системы могут быть 3х типов, и происходит их смена: 1) Идеациональная (одушевление, абсолютизация, реальность в чувственно воспринимаемом мире). 2) Идеалистическая. 3) чувственная.

Кондратьев сформировал теорию циклов мировой конъюктуры: есть волны циклов, и установлены малые циклы и большие циклы ( в 50 лет), колебания в 7-11 лет (смена). В основном носит экономический характер.

Цикличность в политической жизни (Шлейзингер). Выявил 11 периодов Америки начиная в 18 в. Периоды усиления (6 периодов), периоды сдерживания ( 5 пер) демократии.

Но изменения происходят по спирали. И помимо этого он установил политическую жизнь поколения (30 лет).

Цикличность в динамике этнических систем (Гумилев) была создана теория кассионарности (люди, имеющие жертвенное служение идеалу).он дает толчок к развитию этноса.

Тоффлер: «3 волна». 3 стадии развития: 1) аграрная. 2 индустриальная. 3) информационная. В основе лежит технологический прогресс и информационный прогресс. Фиксирует ускоряющееся развитие.

Теория Лотмана «культура и взрыв». Процессы носят циклический характер. У культуры два полюса: 1) непрерывность (осмысление и предсказуемость).2) Непредсказуемость (взрыв). Взрыв более характерен в науке.

Яковец. Монография: Под циклом понимается время от революционного поворота, знаменуемого рождение новой системы, до следующего переворота. Утверждал, что развитие (циклы) спиралевидное.

Фазы развития цивилизации: 1. Предыстория (длительный латентный период формирования исходных элементов системы). 2. Начало истории цивилизации. 3. Зрелость (господство данной цивилизации, внутри нее обнаруживаются противоречия и пределы возможностей). 4. Упадок и одновременное зарождение новой цивилизации. 5. Реликтовый период ( сохранившиеся остатки этой угасшей цивилизации, начало новой цивилизации.

  1   2   3   4


Билет 1. Объект и предмет социологии культуры
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации