Реферат - Фридрих Фребель Детский сад (анализ) - файл n1.docx

Реферат - Фридрих Фребель Детский сад (анализ)
скачать (74.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx75kb.08.07.2012 16:55скачать

n1.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и психологии

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


ИТОГОВАЯ РАБОТА

«Фридрих Фребель: «Детский сад»

(анализ)

Выполнила:

Студентка 3 курса

Второе высшее образование

Экстернат

Червова Анна Сергеевна
Проверила:

Кандидат педагогических наук,

профессор

Колесова Алла Константиновна
Москва, 2011

ДЕТСКИЙ САД

ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ

Глава I. Основные положения его педагогики, его средства и приемы воспитания, а также его педагогические тенденции и цели и их отношения к стремлениям и требованиям века.

Так как всякое истинное развитие и образование, а вместе с тем и воспитание, имеет свою основу и источник в чувстве и в ощущении, а также и в предчувствии, следовательно, в сердце, то все это должно находить себе соответствующую пищу уже с раннего детства, уже при первом развитии тела, его членов, чувств и ума ребенка, а для этого необходимо, чтобы ребенок был вводим вместе с тем в область гармонии и созвучия, в область ритмического, мелодического и динамического (ритма и мелодии), а следовательно, в область музыкальных звуков (тонов) и пения, к которой дети сами, как мы знаем, имеют большую склонность, мало того, даже требуют этого.

Суть: важное значение песни

Глава II. Жизнь ребенка

...Внутренняя, духовная жизнь ребенка проявляется в явлениях трех родов — свободной деятельности, привычки и подражания, — образующих собою триединое замкнутое в себе целое.

Также в общности трех видов деятельности обнаруживаются цели, находящиеся в полном соответствии с существом ребенка как человека, а именно, цели:

1) сохранять себя в том состоянии, в котором ребенок себя чувствует и находится, как существо самостоятельное и в целом все-таки находящееся в состоянии покоя;

2) укреплять себя, свои члены, свои чувства, давать им упражнение, развивать их и сообщать им свободную деятельность, достигая таким образом в себе и притом своими собственными средствами все большей и большей самостоятельности и индивидуализации и определяя свою собственную физиономию; наконец,

3) приобретать сведения, убеждаться в своей самостоятельности и индивидуальности и в самостоятельном существовании того, что его окружает.

Глава III. Мяч — первая детская игрушка

Уже само слово «мяч» (Ball) на нашем ясном по своему составу и способу выражения языке полно значения и выразительности: оно обозначает, что «В-all» есть как бы изображение всего (Bild vom All), изображает собой все (Bild des All).

Но, кроме того, мяч имеет еще особенную прелесть, такую полную жизненного значения привлекательность для первого детства, равно как и для следующего за ним юношеского возраста, что без всякого сравнения и выбора является первой и самой важной игрушкой, в особенности для детского возраста. На какой бы несовершенной и темной ступени ни стояла у ребенка его способность различения предметов, согласно с законами его человеческой природы, в мяче он с ранних пор находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как самодовлеющего, целого и замкнутого в себе единства. Это восприятие ребенком замкнутого в себе и к тому же законченного... целого, которое, будучи как бы образом его самого, является в то же время чем-то ему противопоставленным, чрезвычайно важно для ребенка как человека, предназначенного для самопознавания и будущего носителя самосознания.

Глава IV. Песни при игре в мяч

...Ребенок стремится благодаря естественному импульсу прежде всего ознакомиться с тем, что существует вокруг него, и с самостоятельностью окружающих его вещей; поэтому ему дается также мяч, прежде всего, как представитель всех окружающих ребенка предметов, который, таким образом, как бы знакомит ребенка с их сущностью.

...Мяч может также служить для ознакомления ребенка с царством красок при помощи своего цвета. При этом нужно заметить, что для достижения этой цели нужна серия, по крайней мере, из шести мячей; именно три главных из цветов: красного, желтого и голубого и три промежуточных цвета: зеленого, фиолетового и золотисто-желтого.

Суть: песни позволяют ненавязчиво вложить информацию в ребенка

Глава VI. Шар и кубик как вторая игрушка ребенка

Со второй половины первого года и в течение ее, когда ребенок начинает уже заметно заниматься сам с собой, шар и кубик... часто доставят ему больше удовольствия, чем мяч, но все-таки он не будет порывать связи и с мячом, как со своей любимой игрушкой.

Шар и кубик, по отношению к форме, — полны противоположности; насколько они одинаковы по своей сущности, настолько же противоположны друг другу по внешности. Следовательно, они являются телами противоположно-равными. Именно на шар можно смотреть как на телесное выражение чистого движения, тогда как кубик можно рассматривать как телесное выражение чистого покоя.

...Соединение шаровой и прямолинейной формы тем более является для ребенка выражением человеческого существа, что тело, имеющее форму бруска, отличаясь от кубического и прямолинейного, приближается к плоскогранному продолговатому телу и именно со скошенными книзу гранями.

...Таким образом, удовольствие, испытываемое ребенком при игре с куклой, имеет гораздо более глубокую внутреннюю причину и более связанное с существом человека духовое основание, чем обыкновенно предполагают, и ни в коем случае не основано только на внешнем сравнении и сходстве формы.

Глава VIII. Шар и кубик как средство для изображения других предметов

...Кубик может быть то столом, на котором ставится что-нибудь для ребенка, то скамеечкой, на которую мать ставит свои ноги, то стулом, на котором она сидит вместе с ребенком, то очагом, на котором нужно сварить что-нибудь для ребенка, то ящиком (шкатулкой), в котором спрятано что-нибудь, то комодом, который закрыт, то домом, который заперт, то колодцем, который покрыт, то, наконец, печкой, которая закрыта.

Суть: изучение с разных сторон использования

Глава IX. Первый обзор игр или средств для воспитания стремления к занятиям у детей

...Если бросить испытующий взгляд на формы детских построений и составлений, не обращая внимания на то, что они сейчас же будут разрушены и разрознены, то на большом числе их можно распознать, что:

1) это будут или жизненные формы, подражающие окружающей жизни, и таких будет большинство;

2) или чистые соединения, приводящие к какому-либо единому в себе образу, — и, следовательно, преимущественно формы красоты (эстетические);

3) или, наконец, соединения и изображения как результат сравнения по форме, величине, положению и т. д. — следовательно, преимущественно формы познания.

Глава X. Третья игра ребенка

Внешнее занятие, игра ребенка и его внутренний мир

при детских играх и занятиях суть дела отнюдь не заключается … только в предоставлении ребенку средств для забавы или, как мы сказали бы, для препровождения времени и, следовательно, только для внешней деятельности, но что ими скорее должны удовлетворяться потребности внутреннего существа ребенка; однако ввиду глубокой важности этого положения для всей жизни ребенка и человека вообще представляется далеко не лишним почаще его подчеркивать, внося как можно больше убедительности в его изложение и развивая его как можно более всесторонне.

…детей уже с самых ранних пор не следует проносить мимо окружающих их предметов без слов, безучастно, не обращая на них никакого внимания, а, наоборот, нужно показывать им эти предметы и притом по возможности с разных сторон и в различных отношениях.

Кубик, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними, как третий дар детской игры (8 кубиков)

...Главный кубик является в этой игре разделенным вышеупомянутым способом на восемь совершенно равных между собой кубиков. Таким образом, ребенок ясно различает здесь, как уже данный факт, без всяких слов (в числе предметов вещественного наблюдения) целое и часть, ибо каждый из частичных кубиков составляет часть главного кубика.

Кубики-части имеют такую же форму, как и главный кубик; следовательно, то, что дает нам по отношению к своей форме главный кубик, то же дадут нам и кубики-части в их совокупности, поскольку они являются частями большого целого. Это наблюдение необыкновенно важно как укрепляющее упражнение и разъясняющее повторение. Таким образом, оно способствует наглядному различению величины от формы.

...Далее, здесь дается ребенку в качестве объекта непосредственного наблюдения относительное положение и, что еще важнее, — расположение...; ибо он может наблюдать здесь верх и низ, перед и зад и т. п., и следовательно, положение смежное с чем-нибудь, положение сзади чего-нибудь, положение над чем-нибудь, положение под чем-нибудь и т. п.

...Благодаря такой игрушке ребенок получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает в ней стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира.

Суть: целое, легко делимое на части

Глава XI. Четвертая игра ребенка (8 брусков)

...В кубике, разделенном на 8 частей плоскостями, проведенными через середину во всех трех направлениях параллельно его сторонам, обнаруживается каждое из качеств целого или главного куба восемь раз... Таким образом... явственно выступают три различных вида внутренних направлений: плоскостное, линейное и угловое; но главным образом — три главных направления, три пересекающихся под прямым углом (перпендикулярных) плоскостных направления.

...Таким образом, появляется разделение основного кубика на восемь равных между собой продолговатых плиток. Это и есть следующий теперь по порядку четвертый дар средств для игры и занятий...

Кубик, разделенный на восемь брусков четвертый дар ящиков для игр и занятий

Его сущность

...И здесь также изображения различаются, в свою очередь, на жизненные, или вещественные, формы, на формы красоты, или образные, и на формы познания, или усвоения (обучения). Эти последние в сравнении с соответствующими формами предыдущей игры имеют ту особенность, что они проявляют более плоскостное и линейное протяжение; однако все формы, включая сюда и некоторые немногие квадратные поверхности, ограничиваются формой прямоугольного четырехугольника. Следовательно, здесь особенно поддаются изучению отношения по форме и величине. Кроме того, в этой игре появляются еще два новых явления: это — равновесие и распространяющееся движение...

Отношение и связь игр между собой

Суть: не забывать о других игрушках.

Глава XII. Пятая игра ребенка или кубик, дважды равномерно разделенный по всем направлениям на маленькие кубики, которые в свою очередь делятся наискось по диагонали пополам (27 кубиков).

...Итак, требование следующего средства для игры состоит в том, чтобы наклонность, которая в предыдущей игре являлась только мимоходом, теперь была бы постоянной принадлежностью игры. Но как же наклонность может являться постоянной принадлежностью игры?

Это происходит следующим образом: кубик разделяется посредством двух своих параллельных между собой боковых диагоналей или в одной из своих боковых плоскостей на две равные части, из которых каждая является двухсторонней и односторонней прямолинейной призмой.

Поэтому пятый дар игр состоит из 21 целого или неразделенного кубика, из 3 разделенных пополам и из 3 разделенных на 4 части по своим косым или боковым поверхностям кубиков, которые все вместе опять образуют один целый главный кубик, равный 3X3X3= 27 частичным кубикам.

Шестой дар. Кубик, разделенный на 27 кирпичиков, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек

Конечно, прежде следовало бы поместить изложение шестого дара, т. е. кубика, разделенного на 27 кирпичиков, из которых 3 разделены пополам вдоль, а 12 разделены пополам поперек. Но требуемое со всех сторон рассмотрение и изложение подвижных игр было бы тогда передвинуто слишком далеко. Поэтому мы займемся ими теперь исключительно1...

Суть: не описан, но как использовать уже понятно, исходя из предыдущих этапов.

Глава XIV. Предисловие

Всесторонне развивающие средства образования ребенка имеют именно то уже признанное благодатное свойство, что они в своем последовательном применении, исходя от простого и постоянно переходя к более сложному и многообразному, как для детей, так не меньше и для сил духа и сердца, а равно и для телесной деятельности ухаживающего за детьми взрослого, доставляют приятно освежающее и укрепляющее отдохновение...

А.

Руководящая нить в средствах для занятий вообще, равно" как и краткое введение в специальную часть.

1. Средства развития, изложенные особенно в отделе о матери неких и ласкательных песнях и в других местах обусловленные глубоко сущностью и ходом развития ребенка, исходят непосредственно из физической деятельности и духовного влияния человека, как единого в себе целого, и действуют непосредственно на человека и его дух. Так же точно средства для занятий изложенные до сих пор, именно в трактовавшихся до сих пор дарах игр, основанные, как то указано, глубоко на природе ребенка, равно как и на свойствах вещей, исходят, как уже здесь повторяется не один раз, из посредствующего, телесного, материального, как такового, в его простейших заместителях, как мяч, шар, кубик и каток, как нечто нераздельное, в то время как дети рассматривают их в их различных и противоположных, а также и в посредствующих свойствах и отношениях, в покое и движении и сообразно с этим обращаются с ними. Образовательный элемент для чувств и членов здесь заключается в том посредствующем, которое существует между развитием и занятием, единым и неделимым духовным и телесным.

2. Прогресс в данном случае идет по господствующему закону противоположности от неделимого к делимому, и именно сначала от однажды разделенного к многократно, но всесторонне разделенному, от кубической формы к образованию брусков и от прямого деления к косому. Это известные дары игр от третьего до шестого включительно.

3. От брусков средства для игры поднимаются к площадкам а именно сначала к прямоугольным или четырехугольным и затем к косым или к треугольным. Понимание их различных положений и отношений друг к другу обусловливает их различный вид, их применение и их различное действие на ребенка.

Они образуют своеобразный и внутренне сплоченный ряд допускающих многосторонние образования и потому совершенно особенно развивающе-воспитательных, равно как и приятно-поучительных игр со складыванием.

4. Через посредство образования брусков и площадок физическое деление спускается к палочкам, и именно сначала к палочкам длиною в удвоенный кубик или в простой брусок. Употребление этих палочек состоит:

а) в разнообразном складывании их между собою в известные уже формы жизни, красоты и познания, среди которых можно, если угодно, различать формы числа и формы счисления, равно как й формы письма и чтения и т. д., и

б) в прочном соединении палочек в замкнутые фигуры или поверхности посредством соединяющего тела, горошины или пробки.

Для подвижного соединения отдельных палочек идут вместо них:

5. Лучинки, или драни, длиною в восьмерной кубик или в четырехкратный брусок и шириною самое большее в половину кубика. Занятие с ними и есть так называемое устройство границ, подобно тому как предшествующее занятие называется работами с горохом.

6. Соединение палочек, получаемое при устройстве границ, как неделимое, но подвижное целое, приводит к занятиям с расчлененной палочкой, при занятии с которою одна форма развивается из другой, причем более сложная форма становится более простой.

7. Устройство границ и применение расчлененной палочки приводят к занятиям с неделимыми, сложенными в длину лоскутками бумаги, или к нанизыванию, исходящему в своем сложении и сплетении их из простых форм и условий или также в соединении простых цветных лоскутов бумаги в форму ткани; это приводит к плетению, а плетение образует переход к следующему.

8. Посредством всего вышеизложенного деление и расчленение целого приводит к целому в наблюдениях тел и поверхностей, но и то и другое бывает наглядно и таким образом направляет взгляд на внутренность тела.

9. От этого деления и обратного соединения разделенного материала дело идет дальше: к превращению этого материала в различные формы, но при неизменной массе или действительно постоянно равном себе целом.

...Следующее теперь в постоянном ряде развития занятие детей состоит естественным образом в соединении обоих предыдущих, т. е. в соединении отдельного и постоянного, или при постоянной массе тела это будет отрезыванием или изрезыванием на куски, а при постоянной поверхности (бумаги) — вырезыванием.

...Из всех намеченных здесь, постоянно находящихся в связи занятий и работ детей и юношества мы подчеркиваем только одно.

СКЛАДЫВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Это — развивающее, воспитывающее, интересное и поучительное занятие для детей от 5 до 7 лет и больше, при внимательном содействии со стороны взрослых руководителей.

Глава XV. Складывание из палочек

Итак, игра в палочки вырастает с возрастающим совершенством после начала пятого года и в течение пятого года ребенка и даже при дальнейшем возрастании его.

Отсюда вытекает ясно, что следует с ребенком, если желательно, добиться от него здоровых и жизненных результатов этой деятельности, начинать складывание из палочек не раньше, чем он получит соответствующее предварительное образование из занятий предшествующими играми. … занятия ребенка этой игрой на такой слишком ранней ступени принесут ему скорее вред, чем пользу. Именно в ребенке скоро образуется убеждение, что, так как с его еще неразвитой, слабой силой ничего нельзя воспроизвести с помощью этого средства для игры, то из него и вообще ничего сделать нельзя, и он относится к этому средству для игры слишком равнодушно.

Глава XVI. Страсть ребенка рисовать

...Первым предметом, обнаруживающим стремление ребенка к деятельности, к занятиям и даже уже к действительным картинным изображениям, являются его собственные члены, часто даже все его тело: он складывает свои маленькие пальчики и ручки в различные положения и старается с помощью их, равно как и с помощью всего своего тела, изобразить различные предметы. Это и есть, так сказать, первоначальное развитие и снабжение членов и тела способностью к творческим изображениям посредством других предметов и на других предметах.

…охота ребенка к рисованию вообще и к рисованию красками, и то, и другое составляют существенно развивающее средство при воспитании и образовании человека и ребенка. Но не менее важно также пение.

Хотя все то, что делает ребенок, даже его игра с предметами, которые легко схватить рукой, с предметами материальными: с кубиками, брусочками, камешками и т. д., есть, так сказать, раскрашивание, рисование своего внутреннего мира, т. е. того, что живет в нем, и есть творчество из себя, однако раскрашивание и рисование и в более узком смысле, хотя бы это было, как раньше уже упомянуто, только рисованием на земле или на стекле, на которое надышали, привлекает прежде всего и постоянно все больше и больше ребенка, как средство изображения его внутреннего мира. А почему?

Три этих неотложных требования правильного и красивого рисования: положение, или направление, величина и отношение с их выполнением предполагают совершенно особенное развитие глаза, как органа соразмеряющего. От глаза и его правильного восприятия должно исходить поэтому и выполнение этих требований, равно как изображение и выполнение самой линии, зависящее также от развития руки, всех ее сочленений и связанной с ним выработки положения всего корпуса.

Как сознание ребенком или постепенное сознавание им своей рисующей, изображающей силы начинается с изображения и толкования прямой линии вообще, так понимание и изображение, рисование прямой линии начинается с вертикальной линии, и все отношения по величине и соотношению выводятся сначала с помощью вертикальной линии, прежде чем перейти к горизонтальной и к другим видам наклонных линий.

Глава XVII. Подвижные игры как целое, выводимое из жизни ребенка, и наклонности его к игре

«Малютка желал бы также путешествовать».

Каждое прочное и самостоятельное движение ребенка, движение или всего его тела, или одного из его членов, доставляет ребенку радость уже благодаря чувству силы, которое оно в нем возбуждает. Таким образом, доставляет радость ребенку уже простое хождение. Оно дает ребенку троякое чувство и сообщает ему сознание, что он может двигаться, что он может передвигаться с одного места на другое, и, наконец, что он, таким образом, может дойти до чего-нибудь, что он может, таким образом, добиться чего-нибудь.

...Следовательно, даже самый маленький ребенок ходит и расхаживает уже охотно в сознании своего малейшего обладания искусством ходить, т. е. он изменяет с удовольствием на разные лады все отношения, в которых он находится к предметам и предметы находятся к нему, чтобы достигнуть ясного самопознания и самопонимания, равно как и знания и понимания предметов, и, таким образом, наконец, достигнуть знания и понимания окружающего его и внешнего мира, и каждый маленький путь для него образовательное путешествие, и каждый предмет — Америка.

Глава XVIII. Сады детей в детских садах.

мы не можем понять природы в целой ее сущности определеннее и во всех ее отношениях удовлетворительнее и полнее, если мы не будем рассматривать ее как непосредственное проявление дел божиих, как первое проявление бога. Но мы еще не обнаружили этой важности на внешнем, на предметах, еще не развили ее в подробностях; а эта важность развивается и проявляется в превращении (эволюции), в развитии природы, в особенности в наблюдении этого превращения и развития в природе сравнительно с наблюдаемым превращением и развитием человека, а следовательно, прежде всего, сравнительно с собственным превращением и развитием.

Но если такое сравнительное наблюдение важно для взрослого человека самого по себе и вообще, то оно особенно важно для человека, понимаемого преимущественно в его превращении и развитии, т.е. для ребенка, для юношества. Следовательно, удовлетворительное и всестороннее воспитание и, стало быть, сущность детского сада настоятельно требуют, чтобы ребенку дана была возможность к этому.

Слово «детский сад» говорит нам даже, «как?» и «какими средствами?» должно достигнуть этого, если мы обратимся к нему за помощью: — в саду детей; нам нужен детский сад, вполне выработанная идея детского сада. Ясно выраженная мысль о нем требует, следовательно, необходимо сада и в нем с такою же необходимостью — садов для детей. Однако не только из вышеприведенных оснований, но и из оснований общественной и гражданской совместной жизни вытекает необходимость требования связывать с детскими садами и сад для детей. Человека, ребенка как члена человечества, и притом в очень раннем возрасте, не только нужно признать и рассматривать как отдельное лицо и нечто самостоятельное, а равно и как члена общей жизни большого масштаба, но он должен и сам себя признавать и заявлять о себе, как о таковом. Это взаимодействие между отдельным элементом и единением элементов, между членом и целым нигде так хорошо не выражается, нигде не бывает более полно жизни и более определенно, как в общем уходе за природой и растением, в общей обработке сада, в котором ясно выражается именно отношение общего к частному, т. е. оно проявляется, так сказать, в общественном домашнем саду, в котором, однако, каждый ребенок имеет свое местечко для собственного садика. Но здесь, в садах детей, в детском саду, где есть много детей и где они и их сады составляют как бы главную суть дела, устройство их должно быть изменено. Здесь садики и грядки детей должны быть окружены общим садом, подобно тому как частное, поддерживаемое общим, покоится в нем, а общее, поддерживая это частное, окружает его.

Этот сад детей, кроме общей цели, отношения частного к общему, члена к целому, должен изображать в то же время как бы отношение ребенка к семейству, гражданина к общине, должен быть по существу не только развивающим, воспитывающим и поучительным в деле понимания отношений, но и в понимании вещей, а здесь именно в понимании плодов и растений. Это достигается тем, что ребенок вызывается на сравнение; и это проявляется, в свою очередь, таким образом, что предметы, в данном случае плоды и растения, стоят рядом друг с другом для сравнения. Из всего этого для разделения земли и почвы или места для садов детей в детском саду можно бы вывести и установить следующие основания:

На отведенных в собственность детям грядках они могут сажать, что и как хотят, а также обходиться с растениями, как им угодно, чтобы они на опыте из неуместной рассадки узнали, что и с растениями следует обходиться только внимательно и правильно. Это показывается им на растениях общего сада, за которыми они должны ухаживать аккуратно, чтобы их можно было спокойно наблюдать во время их развития от семени до нового семени, на протяжении их зарождения, роста, цветения и поспевания.

Суть: сравнительное наблюдение.

Также бывают многосторонние следствия, если грядка каждого ребенка обозначена его именем по только что указанному способу. Каждый ребенок тотчас находит грядку своего приятеля; каждый ребенок, имя которого находится над его грядкой, сейчас же получает заслуженную молчаливую похвалу или заслуженное молчаливое порицание, смотря по тому, небрежно или заботливо он за ней ухаживал.

Далее, ребенок, слабый в различении букв и в чтении, упражняется и в том и в другом, стараясь создать имена из букв.

Но, наконец, и в довершение всего ребенок получает посредством всего этого, как уже выше упомянуто, в узком смысле, полный обзор и ясный взгляд на целое, благодаря чему особенно развивается память во всех отношениях: память на места, на вещи и имена, память на свойства, а также и память на время, благодаря различиям в ступенях развития растения и в уходе за ним.

Всем этим отнюдь не исчерпывается значение и действие сада для детей: подобно тому, как ребенок видит в нем картину истинной семейной жизни, настоящей гражданской жизни, где целое и общее охраняет интересы единичного и частного, а последнее, действуя в обратном направлении, способствует интересам первого, так же точно он находит в каждом предмете, в его появлении, росте и увядании, т. е. в его развитии из одного элемента и новом возвращении к изображению одного элемента картину, отражение самого себя, которое способствует лучшему пониманию и более справедливому толкованию своих собственных поступков.

...Где существует детский сад уже много лет, там можно на 3-й и 4-й год сеять вместо культурных растений семена натуральных растений: травы, целебные травы и т. д., чтобы тем больше повысить знание природы и растений у ребенка.

Уже осмысленный уход за маленьким садом на окне или в горшке составляет для ребенка чистый источник нравственного облагораживания. Так образовательно влияет природа, оказывая свое воздействие посредством самого простого растения на того, кто рано открывает свое сердце и ум для ее благотворных влияний.
Итак, основные постулаты, на которых основывается теория развития ребенка Ф. Фребеля2.

  1. Мир состоит из двух единых и вместе с тем противоположных начал — материи и духа, имеющих, однако, общее божественное начало (основу философии Фребеля3 составляло идеалистически трактуемое понятие о единстве вселенной и ее многообразии, о существовании всеобщего, единого для всего мироздания, но в каждом отдельном случае специфически проявляющегося закона, который он назвал “законом единства в многообразии”; на основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду, а на ребенка, как и вообще на человека, смотрел как на носителя божественной сущности, как на существо, развивающее в себе божественное начало).

  2. Ребенок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным (инстинкт деятельности, или активности, — проявление в ребенке единого творческого божественного начала; инстинкт познания — заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, т. е. опять-таки бога).

Итак, что касается непосредственно педагогики и методики воспитания в детском саду, целью воспитания, Фребель считал, развитие природных способностей ребенка. Воспитание, писал он, должно руководить самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему и необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить их с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе, помогая им развиваться, как растениям в саду.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движении, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть “даров”.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Много внимания в сочинениях Фребеля уделено развитию речи детей, песенкам, играм; им установлена последовательность речевых занятий, показано, как сопровождать речью и другие занятия, для этого им были придуманы песенки, сопровождающие занятия по рисованию, и др. Причем песенки полагал основой развивающего, в силу естественности их восприятия ребенком.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее:

Заслуги Ф. Фребеля общеизвестны:

  1. ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире;

  2. впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, и немало способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

В свою очередь, детские сады, преследуемые при его жизни, к концу XIX в. заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах.

При этом очевидно, что на формирование педагогических взглядов Ф. Фребеля оказали влияние сложившаяся историческая ситуация4 и идеи Песталоцци с идеалистическими постулатами немецкой философии.

Педагогика Фребеля построена на убежденности в том, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности, и что педагогический процесс, в соответствии с этим, должен быть основан на «действии, работе и мышлении».

Воспитание же Фребель рассматривал как двусторонний, затрагивающий одновременно учителя и ученика процесс, подводящий их обоих к сознательным усилиям, направленным на то, чтобы изменить самого себя, для чего особое значение имеют разнообразные виды деятельности (игра, учеба, труд), причем игру полагал «высшей ступенью детского развития».

Безусловно, роль педагогического наследия Фребеля по дошкольному воспитанию поистине громадна. Ведь практически все, что он разработал (теорию игры; знаменитые «Дары» как пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений; разнообразие видов детской деятельности и занятий: работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др.), работа на участке детского сада где-то осмыслены с других методологических позиций, но полностью реализованы в современных дошкольных образовательных учреждениях (за исключением, конечно, философской и религиозной составляющих). И я, как воспитатель семейного детского сада5 могу лишь это подтвердить, а критику в части методологии6 признать надуманной и необоснованной. А то касается роли пения – особенно это реализовано в вальдорфских дошкольных учреждениях.
В заключение полагаю необходимым привести краткую биографию Ф. Фребеля, поскольку искренне полагаю, что, не зная личности ученого, невозможно до конца понять его взгляды.

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюрингии. Он рано осиротел и с 10 лет воспитывался в семье своего дяди-пастора; получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Вынужденный вследствие материальной необеспеченности покинуть университет, он пробовал свои силы в разных профессиях. Встреча с одним из последователей Песталоцци — директором образцовой школы г. Франкфурта-на-Майне Грунером определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805—1807). 1807—1810 гг. Фребель провел со своими тремя воспитанниками в Ивердонском институте Песталоцци, проникся горячей симпатией к делу и идеям великого швейцарского педагога и решил посвятить себя педагогической деятельности, завершив прежде высшее образование. В 1811—1813 гг. он учился сначала в Геттингенском, а затем в Берлинском университетах, где его мировоззрение складывалось под влиянием немецкой классической философии Шеллинга, Фихте, Гегеля. По окончании университета он полностью отдается делу воспитания детей. Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение “Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа его шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность. Фребель занимался также теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. В 1817 г. он опубликовал свой первый литературный труд “К нашему немецкому народу”. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет Фребель ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения. В 1826 г. он издал книгу “Воспитание человека — главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1828 г., когда в Германии усилилась реакция и начались преследования прогрессивных деятелей, Фребель был обвинен в распространении “вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей. В 1829 г. Фребелю пришлось закрыть свой институт. В последующие годы он пытался вместе с прогрессивно настроенными людьми открывать новые воспитательные учреждения в разных местах, но везде наталкивался на сопротивление реакционных сил. В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю руководство сиротским приютом в Бургдорфе, который был основан 36 лет назад Песталоцци и в котором теперь обучались дети разного возраста, в том числе и дошкольники. Проводя с ними усиленную экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания маленьких детей. Он пробыл в Швейцарии 5 лет. Вернувшись в Тюрингию, Фребель основал в 1837 г. в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение для детей дошкольного возраста, которому в 1840 г. дал название “Детский сад”. Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку “детских садовниц — воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля, и 21 июня 1852 г. он скончался в Мариентале. Несмотря на противодействия реакционеров, он был признан и известен далеко за пределами своей родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.

  2. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности: «Дошкольная педагогика и психология»/ Сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 464 с с ил. (стр.207-244) (в сокращении по: Фребель Ф. Детский сад. Пер. с нем. Я. Соколова. Пед. соч. М., 1913, т. II, с. 17—19, 54—55, 59—62, 95—133, 161—185, 207—208, 213—214, 216—256, 264— 270. 286—302, 327, 338—365, 400— 415, 423—430, 470—472, 511—519).

1 Шестой дар Фребеля не был описан, хотя он собирался это сделать. Помещаемые здесь строки – единственные касающиеся этого дара, предлагаемые в изложении Н. Тумим-Альмединген. – Прим. сост.


2 Для пропаганды своей педагогической теории и методики Ф. Фребель в 1838—1840 гг. издавал газету “Воскресный листок под девизом “Будем жить для наших детей”, в которой печатались его статьи и статьи его сотрудников. В свою очередь, в 1843 г. он опубликовал “Материнские и ласкательные песни”, в 1844 г. под его редакцией вышли “Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Бланкенбурге”, в 1851 г. им был издан “Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни”. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга “Педагогика Детского сада». В России была впервые переведена и издана в 1913 г. под названием “Детский сад”, на сегодняшний день существует в виде - Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей. Педагогика детства / Сост. и пред. Л.М. Волобуева. – М., 2001.


3 Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. Он полагал, что педагогике Песталоцци недоставало философского обоснования, и пришел к решению о необходимости преодолеть эмпиризм Песталоцци и построить свою систему на прочном философском фундаменте. Впоследствии Фребель писал: “Если из моей системы вынуть общее мировоззрение, то система падает. Она стоит, пока цементируется моей “философией”.


4 Педагогическая деятельность Фридриха Фребеля развернулась в то время, когда в Западной Европе после французской буржуазной революции и промышленного переворота началось бурное развитие капитализма, возникали крупные мануфактуры со специфическим для них разделением труда, позволявшим вовлекать в промышленное производство женщин и малолетних детей, что сопровождалось массовым распадом семей трудящихся и ростом в их среде детской безнадзорности. Проблемы призрения малолетних детей, а также подготовки их к производительному труду приобрели злободневный характер. В городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии, где жил Фребель, стали открываться различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста: “женские школы”, “игральные школы”, “убежища”, а также “школы для плетения из соломы”, “школы для вязания кружев и т.п Несмотря на различные названия этих учебных заведений, подавляющее большинство их имело главной целью религиозное воспитание детей и подготовку их к. производительному труду на мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ под названием “Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков написал английский педагог, бывший клерк Самуил Уильдерспин, который в 1820 г. сам открыл “школу для маленьких детей”. В этой, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель и задачи этих школ, предназначенных для воспитания детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе строгой дисциплины, протестантской морали, мелкобуржуазных добродетелей. Для обеспечения своего содержания в школе, а главное — прибыли устроителю, предпринимателю малолетние дети должны были, как взрослые, работать на производстве. Конечно, прогрессивные общественные силы пытались бороться с таким направлением школ для детей трудящихся, пытались преодолеть их эксплуататорскую сущность, добиваясь превращения их в воспитательные учреждения. Но, естественно прогрессивные педагогические идеи прививались в той или иной мере только в очень немногих из этих учреждений. Только некоторые “школы для маленьких детей или “игральные школы”, где основным контингентом были дети зажиточных бюргеров (горожан), отвечали в какой-то степени педагогическим требованиям, предъявляемым к воспитательным учреждениям для детей. В этих школах работали прогрессивные педагоги, пытавшиеся применять идеи Песталоцци о гармоническом развитии детей с малых лет и рассматривавшие трудовое воспитание и производительный разносторонний труд детей как средство их нравственного и умственного развития на основе теории элементарного образования. Очень редко, при стечении случайных благоприятных обстоятельств, элементы складывающейся прогрессивной системы воспитания проникали в школы для детей бедняков-тружеников.


5 Вариативная форма дошкольного образования, при которой на базе детского дошкольного учреждения как структурное подразделение создается группа, которую составляют дети из многодетной семьи, а их мама является у них воспитателем.


6 Так, в педагогической литературе встречается мнение, что «…Стремясь дать детям представление об окружающей жизни, Фребель, наоборот, своей системой, пособиями, занятиями, практически не связанными с живой действительностью, сильно ограничивал их кругозор и свободу творчества… Недостатком… даров является их надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность, значительный формализм материала» (См, например: «История педагогики».



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации