Шпоры - Разработка управленческих решений - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Разработка управленческих решений
скачать (317.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc318kb.08.07.2012 16:51скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc

  1   2   3

  1. Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием.

Работа любого предприятия определяется, прежде всего, уровнем управления.

Управление (как вид деятельности) социально-экономическими системами, к которым относятся и предприятия, являет собой процесс целенаправленного воздействия на их элементы и связи между ними для обеспечения производственных процессов по получению заданных результатов деятельности (достижению поставленной цели).

Цель управленческой деятельности: обеспечить планомерное и упорядоченное функционирование системы по эффективному и экономичному достижению установленной цели. Результатом этого процесса (конечным продуктом управленческой деятельности) служит управленческое решение, точнее, управляющее воздействие.

Управленческое решение – это разработанный комплекс мероприятий, часто закрепленный документально, по устранению рассогласований, возникших в функционировании системы, включающий в себя порядок доведения принятого решения до исполнителей.

Управление, как вид человеческой деятельности, основывается на присущих ей закономерностях и навыках, способностях руководителя, его умении творчески применять выявленные закономерности (законы). Цель науки управления предприятием, выявить закономерности управленческой деятельности и обеспечить их рациональное применение в практической деятельности руководителей.

Наука управления – развивающаяся наука. Изменяется экономика, включая производственные отношения, - появляются новые закономерности и в процессе управления.

Необходимо знать структуру процесса управления: по каким направлениям и в какой последовательности он осуществляется. Целесообразно определить виды работ управленческого процесса и методы их выполнения, границы применения того или иного метода в зависимости от условий разработки принимаемого решения.


  1. Закономерности и законы управленческой деятельности.

В окружающей нас действительности существуют и проявляются закономерности независимо от сознания и воли людей. В процессе управления предприятием необходимо не только учитывать действия этих закономерностей, но и сознательно использовать их для эффективного достижения поставленных целей. Закономерность – это проявление взаимодействия м/ду сущностями данного процесса.

На основе выявленных закономерностей формулируются законы. Наука управления имеет свою систему законов, базирующихся на закономерностях управленческой деятельности. Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

В основном законе обычно выражается отношение «цель-средство»: управление должно быть ориентировано на обеспечение планомерного и упорядоченного функционирования системы по эффективному и экономичному достижению установленной цели путем сбалансированного административного, экономического, социально-психологического и идеологического воздействия на ее элементы и отношения между ними. Этот закон называют законом единства управления. Он служит единой основой для функционирования подсистем управления всех уровней.

Основной закон управления устанавливает общие отношения (связи) между сущностями управляемого функционирования социально-экономической системы, которые можно выявить из анализа этого закона:

  1. Закон целостности.

  2. Закон соотносительности.

  3. Закон согласованности.

  4. Закон заинтересованности.

  5. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

  6. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

  7. Закон сбалансированности планирования.

  8. Закон обратной связи.

  9. Закон ответственности.

  10. Закон сбалансированности механизма управления.



  1. Закон единства управления.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

В основном законе обычно выражается отношение «цель-средство»: управление должно быть ориентировано на обеспечение планомерного и упорядоченного функционирования системы по эффективному и экономичному достижению установленной цели путем сбалансированного административного, экономического, социально-психологического и идеологического воздействия на ее элементы и отношения между ними. Этот закон называют законом единства управления. Он служит единой основой для функционирования подсистем управления всех уровней.

Основной закон управления устанавливает общие отношения (связи) между сущностями управляемого функционирования социально-экономической системы, которые можно выявить из анализа этого закона:




  1. Закон целостности.

Структура социально-экономической системы определяется поставленной перед ней целью (задачей). Таким образом не цель подбирается под существующую структуру, а структура формируется в соответствии с поставленными задачами.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон соотносительности.

В структуре социально-экономической системы должна поддерживаться соотносительность (сбалансированность) как внутри управляющей и управляемой подсистемах, так и между ними.

В промышленном предприятии он проявляется в необходимости сбалансированности показателей основного, обеспечивающего, вспомогательного производства и аппарата управления.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон согласованности.

В социально-экономической системе необходима согласованность интересов всех ее элементов.

Для предприятия он обуславливает требование установления для всех его подразделений целей, ориентированных на достижение конечных результатов (поставленных задач) системы, и стимулирование деятельности, направленной на это.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон заинтересованности.

Работников социально-экономической системы следует материально и морально заинтересовать как в коллективном, так и в индивидуальном плане, в достижении поставленной перед ней цели.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

Функционирование социально-экономической системы строится на основе планомерного и пропорционального распределения работ по достижению поставленной цели как по времени, так и по элементам системы.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

При планировании работ социально-экономической системы и их осуществлении нужно предусматривать постоянный рост эффективности и экономичности ее функционирования.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон сбалансированности планирования.

Планирование функционирования социально-экономической системы должно быть сбалансированным.

Следовательно, чтобы планы предприятия были выполнимы, необходимо предусмотреть полное обеспечение материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами и согласованность их между собой.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон обратной связи.

Функционирование социально-экономической системы невозможно без постоянного контроля и информирования руководства о его результатах для принятия необходимых решений.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон ответственности.

Коллектив социально-экономической системы несет полную и неукоснительную ответственность за результаты ее функционирования.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Закон сбалансированности механизма управления.

Механизм управления (совокупность стимулов и санкций) для обеспечения эффективности достижения цели должен строиться на сбалансированной основе.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.


  1. Законы и принципы управления.

Закон – всегда абстракция, более или менее точно отражающий существенные отношения (закономерности) в управлении, а точнее, отношение сущностей.

  1. Закон единства управления (основной)

  2. Закон целостности.

  3. Закон соотносительности.

  4. Закон согласованности.

  5. Закон заинтересованности.

  6. Закон планомерного и пропорционального распределения работ.

  7. Закон возрастания эффективности и экономичности функционирования.

  8. Закон сбалансированности планирования.

  9. Закон обратной связи.

  10. Закон ответственности.

  11. Закон сбалансированности механизма управления.


Для того, чтобы законы сознательно использовались, необходимо законы – требования перевести в законы – действительности, то есть в утвержденные принципы (правила), на которых строится управление.

Каждый из законов отражается в одном или нескольких принципах управления.

  1. Принцип соответствия структуры предприятия его целям: Любое предприятие (фирма) должно быть постоянно ориентировано на достижение поставленных перед ним целей. Генеральной целью определяется структура предприятия. Цель – системообразующий фактор. Изменяется цель – меняется структура. Этим достигается эффективность работы предприятия в условиях постоянно меняющихся целей и ее адаптируемость к изменчивости окружающей среды.

  2. Принцип соответствия структур управляемой и управляющих подсистем: Этот принцип предусматривает четкую зависимость структуры подсистемы управления от вида элементов и их сочетания в социально-экономической системе, то есть от ее состава и принципов построения. Отсюда же вытекает требование определенной степени полномочности уровней управления соотносительно принципам построения предприятия по территориальному, производственному или другим признакам.

  3. Принцип целевой функциональности: Сотрудники предприятия обязаны функционально знать свою цель, то есть работать со стремлением достойно решить поставленные перед ними задачи, а не просто выполнять должностные обязанности. Естественно, что они должны иметь четко сформулированную цель, а не общее представление о направлении деятельности.

  4. Принцип мотивационной обусловленности деятельности: Комплекс стимулов и санкций, действующих на предприятии, необходимо сориентировать на эффективное достижение поставленных целей. Этот комплекс базируется на использовании сбалансировано подобранной совокупности методов управления. Такой механизм управления следует создавать с учетом теории и конкретных условий работы предприятия. Соответственно понадобятся и научные знания, и интуиция.

  5. Принцип нормирования и пропорциональности: Распределение работ между отдельными элементами социально-экономической системы и сотрудниками необходимо осуществлять исходя из существующих норм, нормативов или эталонных показателей. Аналогично определяются временные интервалы этапов работ. Надо учитывать, что данное распределение должно быть соотнесено с возможными объемами финансирования как в общем, так и по этапам. Перед началом работ следует установить требуемые объемы средств и определить гарантированные источники их поступления в заданные сроки. При недостатке средств придется сократить объемы выполняемых работ в соответствии с установленными приоритетами.

  6. Принцип развития: Основное требование этого принципа постоянное возрастание показателей эффективности социально-экономической системы. Если рост их показателей прекращается, начинается постепенно ускоряющаяся деградация системы. Непринятие оперативных мер приведет к ее развалу.

  7. Принцип обеспеченности: При рассмотрении принципа нормирования и пропорциональности уже отмечалась необходимость финансового обеспечения работ. Но не только это подразумевается в принципе обеспеченности. Кроме того для каждого этапа работ должны быть предусмотрены требуемые материальные ресурсы. Это же относится и к кадровым ресурсам. Для выполнения работ на каждом этапе необходимо определенное количество соответствующих специалистов. Идеальный вариант управления, когда требуемые по количеству (без излишеств) и качеству ресурсы оказываются в нужном месте и в установленное время.

  8. Принцип эффективного контроля: Процесс управления немыслим без контроля за результатами деятельности социально-экономической системы, включая подсистему управления. Как только отклонение показателей системы в процессе ее функционирования превысит допустимые пределы потребуется управляющее воздействие на нее с целью их возврата на заданный уровень, если предыдущие воздействие не обеспечивает автоматическое их устранение. Без этого рассогласования в работе системы могут достигнуть критического уровня и привести к ее распаду.

  9. Принцип соответствия обязанностей и ответственности: Подразумевается, что уровень ответственности зависит от приоритетности обязанностей. Отсутствие такого соответствия приводит либо к безответственности, либо к подавлению инициативы.

  10. Принцип научности: Принятие рационального управленческого решения и оказания эффективного управляющего воздействия немыслимы без научного обеспечения. Только использование современной научной базы – путь к высокому качеству управленческого решения.

  11. Принцип коммуникативности: Без своевременной и необходимой информации о состоянии социально-экономической системы, и окружающей среды невозможно оказать действенного управляющего воздействия. Необходим системный подход к информационному обеспечению деятельности предприятия, в том числе процесса управления.




  1. Функции управления как направления разработки управленческих решений, их виды.

Функции – внешнее проявление свойств (сущностей) в виде взаимосвязанных направлений процесса деятельности системы по достижению поставленной цели, отличающихся определенными характерными признаками и полностью охватывающих весь этот процесс в целом.

В процессе принятия управленческого решения постоянно проявляются все функции управления.

Разделяют конкретные (специальные) и общие функции управления.

К специальным функциям относятся управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:


Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования:

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой. К обеспечивающим функциям относятся:

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования. Вспомогательные (без них управление возможно, но не эффективно):

- делопроизводство;


Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе.

Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое (предварительное), временных – оперативное управление и текущих – регулирование.


  1. Конкретные функции управления.

К конкретным (специальным) функциям относятся управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать:


Кроме управления основным, обеспечивающими и вспомогательными направлениями деятельности предприятия конкретные функции выступают в виде руководства комплексными вопросами, как, например, управление качеством (система качества). Подбор сочетания специальных функций основывается на принятой для данного предприятия совокупности принципов управления.


  1. Общие функции управления.

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

Совокупность этих функций составляет основной процесс управленческой деятельности, в котором должны быть реализованы принципы управления предприятием. В формулировках целей функций управления достаточно полно учитывались требования этих принципов (см. рис. 3.1). вследствие чего при проявлении основных функций и отражаются заложенные в их целях принципы.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования:

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой. К обеспечивающим функциям относятся:

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования. Вспомогательные (без них управление возможно, но не эффективно):

- делопроизводство;


Функции управления при своем проявлении в зависимости от времени и масштаба воздействия на систему делятся на:

Постоянная функция проявляется на период, пока существует неизменная генеральная цель социально-экономической системы; временно-постоянная – от начала до конца выполнения одного задания (плана, программы), временная – при выполнении одного из этапов задания, текущая – в процессе работы из-за спонтанных незначительных изменений в окружающей среде и самой системе.

Совокупность постоянных функций образует стратегическое, временно-постоянных – тактическое (предварительное), временных – оперативное управление и текущих – регулирование.


  1. Функция организации. Структуризация.

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействия. К ней относятся направления деятельности по созданию и совершенствованию целереализующей системы.

Реализацию функции организации можно осуществить по двум направлениям:

В процессе структуризации устанавливаются:

  1. роли элементов системы:

  1. их назначение:

  1. статус элементов:

  1. порядок структуризации, то есть регламент создания (организации), реорганизации и ликвидации элементов.



  1. Функция организации. Интеграция.

Функция организации в процессе управления представляет возможность выявления реквизитов элементов системы и их взаимодействия. К ней относятся направления деятельности по созданию и совершенствованию целереализующей системы.

Реализацию функции организации можно осуществить по двум направлениям:

При проведении интеграции определяются реквизиты входов и выходов элементов системы и порядок взаимодействия между ними.

В начале процесса структуризации формулируются принципы его проведения. Они основываются на генеральной (стратегической) цели предприятия, вернее его основной задаче.

Генеральная цель – это цель, для достижения которой создается и функционирует предприятие.

Основная задача - включает в себя генеральную цель и условия ее достижения, например миссию предприятия.

Миссия предприятия – основное направления его деятельности.

В настоящее время существует большое количество видов структур, однако не всегда известные их классификации отличаются достаточной точностью. В любой системе можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Важно отметить, что к определяющей относится управляемая подсистема, выполняющая основную функцию (миссию) предприятия, а управляющая подсистема только одну из обеспечивающих, управление.

Структуры управляемых подсистем подразделяются на функциональные, органические (адаптивные), дивизиональные и, как частный случай последних, сетевые.

Функциональные структуры управляемой подсистемы характеризуются наличием элементов, нацеленных на выполнении работ по отдельным направлениям деятельности (функциям) предприятия.

Для выявления типов элементов используется метод построения дерева целей (задач). На основе декомпозиции основной задачи предприятия устанавливают цели направлений, компонентов, элементов системы, их составляющих и специалистов. Степень дробности (число уровней) дерева целей диктуется задачами структуризации.

Генеральная цель основного производства для любой фирмы формулируется как: изготовить заданное количество продукции установленного качества; выполнить заданные объемы строительства с определенным уровнем качества; оказать заданное (запланированное) количество услуг с гарантированным уровнем качества.

Для промышленного предприятия производственной единицей основного производства является цех или участок, при бесцеховой структуре – комплексная бригада.

В структуру основного производства могут входить цеха, имеющие предметную (поузловую, подетальную), технологическую, предметно-технологическую специализацию.

При предметной специализации цеха ориентированы на изготовление определенных деталей, узлов, готовых изделий.

Технологическая специализация предполагает создание цехов по технологическим переделам: заготовительные, обрабатывающие и сборочные.

При предметно-технологической форме основного производства для обрабатывающей стадии выбирается предметная специализация, а для заготовительной – технологическая. Предметная специализация цехов основного производства характерна для предприятий, ориентированных на массовое и крупносерийное производство, технологическая – для единичного и мелкосерийного. Цель развития производства – обеспечить высокую конкурентоспособность продукции или услуг при максимально полном удовлетворении спроса на них.


  1. Функция планирования.

Исследование функции планирования, как и организации, требует применения системного подхода. Планирование также имеет аспекты структуризации и интеграции.

Если организация отвечает, как бы, за создание и реорганизацию целереализующей структуры, то планирование за систему мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Элементами такой системы являются процедуры, которые, в свою очередь, могут состоять из операций, переходов и так далее. Процедура – объем работ, выполняемых по каждому направлению на данном этапе.

Цель функции планирования – оптимально распределить выполнение работ и ресурсов по срокам и элементам системы.

Для этого необходимо:

Т.о. процесс планирования включает в себя 3 направления:

В процессе структуризации с помощью строительства деревьев целей определяются цели составляющих планируемого процесса, а также материальные носители данных, соответствующие объемы трудозатрат, потребности во временных, финансовых, кадровых и материальных ресурсах. Расчет необходимых затрат осуществляется на основе норм, нормативов, а также эмпирических данных (эталонных показателей).

Интеграция при планировании заключается в установлении последовательности выполнения работ и увязывании входов и выходов элементов совокупности мероприятий. Данный процесс частично входит в состав функции координации. Одновременно при планировании выполняются действия по оптимизации.


  1. Функция координации. Сбалансированность показателей предприятия и его подразделений.

Сбалансированное планирование – это одно из направлений процесса управления связанного с координацией производственной деятельности. Целью координации является сбалансировано упорядочить взаимодействие элементов системы. Координация может проявляться в виде постоянной, постоянно-временной, временной и текущей функции.

Названная цель координации включает в себя:

1.Согласовать показатели работы системы, в том числе:

- сбалансировать плановые показатели;

- обеспечить совпадение интересов участников работ между собой, ориентировав их на достижение конечных результатов деятельности системы;

- увязать роли, цели, функции, права и обязанности элементов между собой и с реквизитами системы.

2. Установить необходимые связи между элементами системыи с окружающей средой, для чего следует:


Сбалансированность плановых показателей обеспечивается согласованием объемов работ и ресурсов, соответствующим распределением последних по этапам, процедурам, операциям, а также путем оптимального сочетания сроков окончания с тем, чтобы к началу каждого из них были готовы необходимые результаты предыдущих работ. В процессе оптимизации планирования частично решаются данные вопросы, однако, выполняя работы по координации, следует добиться полного баланса всех плановых показателей.

Немаловажный фактор функционирования предприятия – согласованность интересов подразделений, сотрудников между собой. Естественно они должны быть увязаны с достижением конечных результатовНужно путем обеспечения совпадения интересов добиваться сотрудничества и взаимопомощи при проведении работ. Однако, наряду с этим необходимо при максимально возможном согласовании интересов развивать дух соревнования, то есть интересы сотрудников должны совпадать, но чуть-чуть различаться.

Взаимоувязка реквизитов элементов между собой, а также с системой в целом устанавливается при ее создании (постоянная координация) и поддерживается в процессе функционирования. Роли, цели и функции элементов определяются на сбалансированной основе, не дублируясь, и должны закрывать все направления деятельности системы по решению поставленных задач.


  1.   1   2   3


    Цель и место разработки управленческого решения в руководстве предприятием
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации