Колков В.В. (сост.) Семейная терапия как метод социальной работы - файл n1.doc

приобрести
Колков В.В. (сост.) Семейная терапия как метод социальной работы
скачать (607.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc608kb.08.07.2012 16:37скачать

n1.doc





Факультет социальной работы и информационных систем

Кафедра труда и социальной работы
СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Методические материалы
Составитель – проф. В.В. Колков


МОСКВА
2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение: становления классических методов социальной работы

Семейная терапия как метод социальной работы

Модели семейной терапии

Центральные концепции в семейной терапии

Важнейшие аспекты, на которые необходимо обращать внимание,

при проведении семейной терапии

Модель семейной терапии Мкмастера

Ценности и принципы социальной работы в области взаимодействия социального работника и клиента

Психологические технологии в социальной работе

Cистемный подход в психосоциальной работе с семьей

Социологические аспекты исследования семьи

Литература

Введение: становления классических методов социальной работы





Основоположники теории социальной работы Джейн Адамс (1860 – 1935) и Мэри Ричмонд (1861 – 1928) и их вклад в развитие теории социальной работы.
Основоположники теории социальной работы


Медицинская модель (индивидуальная социальная работа).

Движение сеттльментов (общинная социальная работа)

Характер отношений между социальным работником и клиентом.
Медицинская модель социального лечения по М. Ричмонд:

Движение сеттльментов и общинная социальная работа.
Современные трактовки методов социальной работы.





СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



В “Социальных диагнозах” (1917) употребляется case work - в трактовке работа по отдельному случаю с индивидом или семьей. М. Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания и поддержки. “Семья как таковая, - писала она, - продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы”. М. Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиентами, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.
В ходе Всероссийской переписи населения 2002 г. удалось сосчитать 145 млн. 537,2 тыс. человек. Из них гражданами России яв­ляются 145 млн. 287,4 тыс., осталь­ные — иностранцы, временно оказавшиеся на территории нашей страны. Таким образом, Россия сегодня занимает седьмое место в ми­ре по численности населения после Китая, Ин­дии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.

Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989 г. - 36 млн.). Из общего числа супружеских пар 3 млн. состояли в незарегистрированном браке. Брачная структура населения характеризуется следующими данными: из 1000 человек в возрасте 16 лет и более 210 человек - никогда не состояли в браке (в 1989 г. - 161); 572 - состоят в браке (в 1989 г. - 653); 114 - вдовые (в 1989 г. - 110); 94 - разведенные (в 1989 г. - 72). Традиционно число женщин, указывающих, что они состоят в браке, превышает число состоящих в браке мужчин (в 2002 г. - на 65 тыс. человек, в 1989 г. - на 28 тыс. человек).
Функции семьи – жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов:

 воспитательная,

 хозяйственно-бытовая (экономическая),

 эмоциональна,

 духовного (культурного) общения,

 первичного социального контроля (первичной социализации),

 сексуально-эротическая.
Нарушение функции семьи – такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.

«Все счастливые семьи одинаковы, все несчастные – разные».

Л.Н. Толстой

Задания для анализа ситуации (в письменной форме)



УРОВНИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


  1. Брачно-партнерские отношения  родительские отношения




  1. Старшее поколение: бабушки, дедушки




  1. Дети


СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1. Распределение ролей

«Весь мир – театр»

В. Шекспир

мужчинаженщина - биологическое

 

муж жена - социальное

 

отец мать

 

сын дочь


  1. Распределение обязанностей

хозяин / хозяйка

Кто и что выполняет по хозяйству?
3. Контроль

Кто главный в семье? Кто принимает окончательное решение?

Кто управляет домашним бюджетом?
Проблема. Ролевой конфликт и ролевая напряженность
ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

1. Стадия «Монады» (не состоящий в браке человек брачного возраста) - эффект Ромео и Джульетты, которых убивает В. Шекспир.

2. Вступление в брак (Укрощение строптивой. В. Шекспир)

3. Рождение первого ребенка.

4. Семья с ребенком / детьми подросткового возраста.
5. «Вылет» последнего ребенка из «родительского гнезда».

6. Развод или смерть супруга (и).


МОДЕЛИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

(MODELS OF FAMILY THERAPY)


  1. STRATEGIC стратегическая

Концентрация внимания на решения конкретной проблемы клиента, а не всю структуру семейных отношений.

Родоначальник метода Милтон Эриксон разрабатывал многообразие стратегии вмешательства в зависимости от того, с какой проблемой он имел дело. По его мнению, пациенты склонны воспринимать свои проблемы как ловушку, из которой возможен лишь один выход, неизвестный им, а на самом деле у них есть широкий набор альтернатив.

Суть стратегического подхода – разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений.

- CHANGES PATTERNS OF INTERACTION

изменение образца (модели) интеракции

REFRAMES PROBLEM

переопределение проблемы ( взгляд на нее под другим углом зрения)

- CHANGE FOCUSSED

изменение фокусировки


  1. STRUCTURAL структурная

Состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры дает представление каким образом реализуются функции семьи; кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности.

- CHANGES BY ACTION METHODS DURING SESSION

изменения за счет активных методов во время проведения сессии

- FOCUS ON STRUCTURE AND ROLES

фокусирование на структуре и ролях

DIRECTIVE AND REALLIGNING
3. SYSTEMIC системная

Системный подход означает понимание, что в семье все взаимосвязано, что она есть единое целое, единый психологический и биологический организм. Поэтому рассмотрение любого вопроса осуществляется в увязке со всеми остальными сторонами семейной жизни.

Основывается на модели теории систем: система, подсистема, обратная связь, информация и т. д.

Индивидуальное психотерапевтическое воздействие на члена семьи, преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Призвана создавать конструктивные варианты семейного функционирования.

- ENQUIRES ABOUT BELIEFS AROUND PROBLEM

в центре опроса проблема семьи

- CIRCULAR QUESTIONS

циркулярный (круговой) опрос

- NEUTRALITY PRESERVED

нейтральная позиция терапевта


ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

(CENTRAL CONCEPTS IN FAMILY THERAPY)


  1. FAMILY BEHAVIOUR IS GOVERNED BY BROAD SETS OF CONSTRAINTS.

Семейное поведение определяется (обуславливается) широкой сетью принуждений (обязанностей, давления).
2. CIRCULAR CAUSALITY INSTEAD OF LINEAR CAUSALITY.

Циркулярный опрос вместо линейного.
3. EVERY FAMILY IS UNIQUE - DO NOT RELY ON STEREOTYPES.

Каждя семья уникальна - не полагайтесь на стереотипы.


  1. THE FAMILY IS A LIVING, EVOLVING SYSTEM RELATING IN OBSERVABLE PATTERNS.

Семья - это живая, эволюционирующая система с определенными образцами (моделью)


  1. THE WHOLE IS GREATER THAN THE SUM OF ITS PARTS.

Целое больше, чем сумма его частей.

ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ, НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

(THE IMPORTANCE OF CONVENING A FAMILY SESSION)


  1. IT IS EASIER TO COMPREHEND THE SYSTEMIC NATURE OF THE PROBLEMATIC BEHAVIOUR.

Проще понять проблему поведения в семье. Понимание стоится на системной природе проблемного поведения.


  1. IT IS GENERALLY MORE DIFFICULT TO GET PEOPLE TO ATTEND LATER IN THERAPY IF THEY HAVE NOT DONE SO FROM THE BEGINNING.

Как правило, сложнее привлекать к терапии тех людей, которые не участвовали на начальном этапе.


  1. IT EMPHASIZES TO THE FAMILY THE INTERACTIONAL NATURE OF THE PROBLEM AND ITS SOLUTION.

Особое значение придается интерактивной природе семейной проблеме и ее решению. Рассматриваются те вопросы, которые представляют интерес для всех членов семьи, а не отдельных ее членов.


  1. THE THERAPIST IS LESS LIKELY TO BE SWAYED BY THE VIEWS OF THOSE PARTICIPATING AGAINST THE ABSENTEES.

Высказывания участников об отсутствующих не должны оказывать влияние на терапевта (так как не могут ответить на высказывания в их адрес).


МОДЕЛЬ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ МКМАСТЕРА

(MCMASTER MODEL OF FAMILY THERAPY)
1. ASSESSMENT - оценка

2. CONTRACTING - контрактирование

3. TREATMENT - лечение

  1. CLOSURE - заключение


ASSESSMENT – оценка

1. ORIENTATION - ориентация: объяснение семье что Вы хотите сделать

  1. DATA GATHERING - сбор информации

  2. PROBLEM DESCRIPTION - описание (осознание) проблемы - как сама семья описывает проблему

4. CLARIFYING AND AGREEING A PROBLEM LIST - согласование с семьей перечня проблем
CONTRACTING – контрактирование

  1. ORIENTATION - обсуждение того о чем была достигнута договоренность на предыдущем этапе и заключение соглашения над чем вы будете работать на данном этапе

  2. OUTLINING OPTIONS - возможные варианты

  3. NEGOTIATING EXPECTATIONS - проведение переговоров о том, что члены семьи ожидают от терапевта и друг от друга. Заключение контракта (устного или письменного - в зависимости от достигнутого соглашения с семьей)

4. CONTRACT SIGNING - подписание контракта при этом важно чтобы между всеми членами семьи было достигнуто согласие
TREATMENT – лечение

  1. ORIENTATION - обсуждение прошедших этапов и ориентирование при постановки новых задач

  2. CLARIFYING PRIORITIES - установление приоритетности в решение задач (что наиболее важно)

  3. SETTING TASKS - постановка задач. Важно, чтобы сама семья принимала участие в описание задачи, которую необходимо решить, может быть, в качестве домашнего задания

4. TASK EVALUATION - оценка задачи (как ее выполнили)
CLOSURE - заключение

1. ORIENTATION - обсуждение достижений предыдущих этапов и задач нового

2. SUMMARY OF TREATMENT - суммирование того, что сделано, оценка членов семьи. Терапевт обращает внимание на то, какие чувства испытывали члены семьи во время выполнения заданий.

3. LONG-TERM GOALS - долгосрочное планирование

4. FOLLOW-UP - последующие встречи, например, через полгода. Необходимо показать, что семья сама имеет ресурсы для решения собственных проблем. Важно посадить их в кресло водителя, что бы они самостоятельно управляли своей жизнью.
RECORD-KEEPING

- ведение записей (аудио или видео). В последнем случае можно показать семье как они вели себя.

TECHNIQUE

- совершенствование техники и овладение новыми методиками

SUPERVISION

- важнейший фактор в семейной терапии. Присутствие коллег (профессионалов) для наблюдения Вашей работы и совместное обсуждение, рекомендации

TIMING

- назначение времени

PROXIMITY

- близость или дистанцирование по отношение к семье

NEUTRALITY

- нейтралитет по отношению ко всем членам семьи

RELATIONSHIPS

- отношения между коллегами и социальными службами

NETWORK

- сеть профессиональных отношений, предполагающая обмен информацией с коллегами и привлечение специалистов из других областей для совместной деятельности

CAUSALITY

- причинность. Представления семьи о причинах проблемы. Возможны разноуровневые варианты - несогласие между: терапевтом и семьей, детьми и родителями

GOALS - цели

DISADVANTAGES

- сопротивление, нежелание перемен.
Необходимо учитывать, что при системном подходе решение одной проблемы, зачастую, порождает другую.
Социальное консультирование - особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Целью практического занятия является приобретение навыков ведения беседы при установлении первого контакта с клиентом, эмпатического слушания, совместного с клиентом принятия решения по разрешению конфликтной или проблемной ситуации, оказания помощи в трудной жизненной ситуации, а также выработки программы последующих соответствующих действий.

Тренинг включает в себя три этапа: подготовительный (подготовка домашних заготовок), групповая работа и работа с учебным видеофильмом по курсу “Теория и практика социальной работы” - “Взаимодействие социального работника с клиентом: проведение первичного приема”, подготовленного авторским коллективом в составе: М.Доула (Великобритания), Б.Ерёмина, В.Галичина, В.Колкова, Б.Шапиро, Н.Яблонскене.

Подготовительный этап

Задание 1 - Составьте коллекцию конфликтных/проблемных ситуаций: семейных - на примере родительских отношений, со своими сверстниками, из художественной литературы или фильмов, обратив внимание на следующие фазы - возникновение конфликта (причины), протяженность конфликта и его формы, выход из конфликта.
Задание 2 - Придумайте или опишите из практики конфликтную/проблемную ситуацию, с которой Вы как клиент обратились бы к социальному работнику.
Работа с учебным видеофильмом “Взаимодействие социального работника с клиентом: проведение первичного приема”

В учебных целях по ходу развития сюжета видеофильма воспроизводятся как позитивные, так и негативные действия, ошибки социального работника/социального педагога.
ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА

(по материалам видеофильма):

- признание приоритетности интересов клиента;

- соблюдение конфиденциальности отношений с клиентом;

- осуществлений социальных изменений в целях удовлетворения социальных потребностей клиента;

- отделение личных чувств и потребностей социального работника от профессиональных отношений с клиентом;

- желание и умение передавать свои знания другим;

- уважение и признание индивидуальных и групповых различий;

- ориентация на развитие способностей клиента к самопомощи;

- предприятие действия, направленных на снятие фрустрации у клиента;

- ориентация на социальную справедливость и достижение экономического, физического и психологического благополучия для индивида и всех членов общества;

- ориентация на высокие стандарты личного и профессионального поведения;

Д безоценочность;

Д ответственность клиента за принятое решение;

Д недирективность;

Д уважение клиента и его прав;

Д приоритет защиты прав клиента;

Д партнерские отношения.
Основные формы и параметры анализа приема клиента:

4вступление в контакт;

4внешний вид и манера поведение социального работника/социального педагога;

4опрос (сбор информации);

4проблематизация;

4резюмирование;

4определение приоритетности целей;

4заключение.










27и - летний мужчина










25и - летняя женщина









мужчина -

идентифицированный

пациент









мужчина,

скончавшийся в возрасте 48и лет









неженатая пара, живущая вместе с 1979 года










супружеская пара, (вступили в брак в 1982 году)










пара, расставшаяся в 1988 году










пара, разведшаяся в 1989 году









супружеская пара,

жена беременна









супружеская пара с мертворожденной девочкой










супружеская пара с двумя детьми (слева на право по старшинству)








супружеская пара с близнецами









супружеская пара

с приемным сыном

Генограмма трехпоколенной семьи



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Психологические технологии в социальной работе - совокупность психологических методов и методик, используемых на различных этапах психосоциальной работы с целью активизации собственных ресурсов клиента.
Психологические методы в социальной работе:

Психодиагностика, психологическая консультация, психологический отбор, психологическая адаптация, социально-психологический тренинг, коррекция, психотерапия.

Психология в социальной работе выполняет функции:

объяснительную - на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности, что позволяет выбирать стратегию и тактику социальной работы.

диагностическую - включается в социальную работу по двум позициям: диагностики личности, ее социальных качеств и диагностики групп и их развития.

проектирования - включает в себя способы описания социально - психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания методов и форм организации социальной работы.

прогностическую - состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности.
Принцип активизации в социальной работе

Empowerment - стимулирование собственной активности клиента - предоставление клиентам возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, а также деятельность по поддержке индивидов, семей и групп с целью приобретения ими уверенности в себе и способности отстаивать их права.

Enabling - развитие у клиента способности самому справляться со сложными ситуациями или стрессом.
Фазы и стадии работы со случаем:

1 .Предварительная стадия включает подготовку к приему и настройку на работу. Существует два типа настройки: на тип случая и на тип клиента.

2. Начальная стадия:

Ю контрактирование (формальное и психологическое);

Ю определение явного и скрытого запросов клиента;

Ю определение приоритетов;

Ю поддержка клиента в затруднительных для него темах разговора;

Ю сбор информации о ситуации клиента

  1. Рабочая стадия.

Задача социального работника на данной стадии — показать альтернативы решения проблем клиента, снабдить его необходимой информацией и активизировать собственные ресурсы клиента.

4.Заключительная стадия (суммирование и обобщение, определение последующих шагов, переход к другим поддерживающим системам, репетиция поведенческих актов).
При проведении семейной терапии необходимо обращать внимание на вопросы: контроля; власти; распределение обязанностей и полномочий.

Семейный терапевт работает с пятью вопросами “W”: who, what, where, when, why (кто, что, где, когда, почему).

  1. Кто является клиентом - его биографические данные: Ф.И.О., возраст, профессия, условия проживания.

Обратить внимание на взаимоотношения с клиентом (форма обращения: ты - Вы).

Сбор информации о семейной структуре, проживании в квартире (официально или без прописки).

Кто направил на консультацию?

Почему обратились именно ко мне?

  1. Что происходит или что привело на консультацию (на что жалуется клиент)?

  2. Когда началось то, на что жалуется клиент? (центральный вопрос в системном подходе. Почему именно обратились сейчас - если случай хронический: ребенок-инвалид, муж алкоголик)

  3. Где проживает, лечился, где еще наблюдается (психолог, психиатр)?

  4. Почему - муж ушел потому, что ему стыдно быть отцом больного ребенка (инвалида).

Данные вопросы являются базовыми для первого приема и процесса диагностики.
Литература:

Беличева С.А. Основы превентивной психологии М., 1993

Бернелер Г., Юнссон Л. Теория социально - психологической работы М., 1992

Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - М.: Инфра-М,1997

Парслоу Ф. Принцип активизации в практике социальной работы // Принцип активизации в социальной работе// Пер. с англ. Под ред. Б.Ю. Шапиро.-М.:Аспект Пресс, 1997

Шапиро Б.Ю. Общее и особенное в социальной работе в России// Куда идет Россия?... Общее и особенное в современном развитии/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.,1997


CИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

(Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / Сост. - ред. В.В. Колков. - М.: Институт социальной работы, 1997. –С. 104-108)

Семья и дети являются одним из центральных объектов социальной защиты и поддержки. Социально уязвимых семей и семей так называемой «группы риска» традиционно было достаточно много: семьи неполные и многодетные, в предразводной и послеразводной ситуациях, семьи с престарелыми, больными, инвалидами, алкоголиками и пр. Произошедшие в пост-советской России глубокие социально-экономические перемены привели к снижению уровня жизни больших групп населения, стрессу и, как следствие, к росту числа невротических реакций, депрессивных состояний и суицидов, конфликтности и дисгармоний в супружеских отношениях, нарушений поведения детей вплоть до девиантного и делинквентного и в целом - к ухудшению социально-психологической адаптированности семьи и отдельных ее членов. В итоге дестабилизированная семья оказалась не способна как социальный институт полноценно и качественно выполнять свои разнообразные функции; отсюда - снижение рождаемости, качества семейного воспитания, рост психосоматических заболеваний, преступности на семейно-бытовой почве, алкоголизации и наркотизации населения, в том числе молодежи, и других негативных явлений, в совокупности дающих картину ухудшения социального здоровья общества. Соответственно, резко возрос запрос семьи на помощь со стороны государства.

В перечень должностных обязанностей социального работника и социального педагога входят разнообразные направления и виды деятельности, связанные с поддержкой и защитой семьи - от работы в качестве социального статистика и администратора до функций просвещения и консультирования в сфере семейной педагогики и психологии. Однако на практике социальная и социально-педагогическая работа с семьей сводится главным образом к сбору данных о нуждающихся в поддержке семьях и распределению между ними тех или иных видов материальной помощи - продуктов, денег, лекарств, путевок, билетов и т.п., а также к организационной культурно-массовой работе. При этом не удовлетворяется характерный для подавляющего большинства клиентов/семей явный или скрытый запрос на психологическую поддержку, что объясняется, с одной стороны, изначально заложенной в социальной политике ориентацией на дистрибьютивный характер материальной социальной помощи, с другой - отсутствием межпрофессионального взаимодействия сотрудников социальных служб с практическими психологами и неподготовленностью большинства специалистов к интегративной психосоциальной работе с клиентом/семьей.

Одним из наиболее распространенных подходов в странах с развитой и адресно дифференцированной социальной работой является системный (и близкий к нему структурный) подход, выросший из теории биологических систем Людвига фон Берталанфи и теорий коммуникации Дона Джексона и Грегори Бейтсона. Согласно этому подходу, семья рассматривается как социально-психологическая система, имеющая определенную структуру с теми или иными подструктурами (например, «супруги», «дети», «бабушка и внук») и системой взаимоотношений, отражающейся в поведении всех членов семьи. Для семьи как системы характерны две потенциально противоречащие друг другу тенденции: тенденция к сохранению гомеостаза (стабильности) и тенденция к изменениям. Следует отметить, что дестабилизация семьи может быть вызвана разными причинами, и в мировой литературе существуют различные типологии семейных кризисов, однако в контексте психосоциальной работы в первую очередь следует выделить такие типы кризисов, как «снег на голову» - шоковое состояние вследствие резко ухудшившегося положения семьи из-за каких-либо внешних обстоятельств (потеря работы, снижение уровня материального благосостояния, вынужденная миграция и пр.); «кризис опеки» - результат недееспособности кого-либо из членов семьи (новорожденный, хронически больной, инвалид или престарелый); «кризис развития», связанный с этапами развития семьи.

Типовая модель, обозначаемая как «цикл развития семьи», включает в себя 6 базовых этапов, через которые проходят подавляющее большинство семей.
1

6- - 2

5- 3


4
1 - стадия «монады» (не состоящий в браке человек брачного возраста);

2 - вступление в брак;

3 - рождение первого ребенка;

4 - семья с ребенком/детьми подросткового возраста;

5 - «вылет последнего ребенка из родительского гнезда»;

6 - развод или смерть супруга (и).
Одной из наиболее характерных черт жизненного цикла многих российских семей является недостаточность или отсутствие физического и, главное, психологического разделения поколений (так, например, подавляющее большинство молодых семей продолжают жить вместе с родителями одного из супругов).

В результате многие родители активно вмешиваются в личную жизнь своего взрослого ребенка на этапе выбора им спутника жизни, а в случае заключения брака фактически имеет место не образование новой семьи, а приход нового члена семьи в родительскую семью. На стадии рождения первого ребенка часто бывает неясно, кому принадлежат родительские функции - матери или бабушке, а впоследствии нерешенные детско-родительские проблемы обычно транслируются на взаимоотношения с собственными детьми. В серьезном кризисе могут оказаться супруги среднего возраста, нередко находящиеся «между молотом и наковальней»: с одной стороны - традиционные трудности взаимоотношений с ребенком подросткового возраста, с другой - груз ухода за беспомощными и/или больными стариками-родителями.

Вышеупомянутые и другие возникающие проблемы семейная система, стремясь сохранить состояние гомеостаза, часто пытается решить неадекватными способами, и у одного или нескольких ее членов появляется, в терминах системного подхода, «симптом». Им может быть психосоматическое заболевание, алкоголизация, упорное сопротивление трудоустройству, уход из дома, ухудшение поведения или школьной успеваемости ребенка, попытка суицида, насилие в семье, совершение правонарушения и многое другое, с чем приходится повседневно сталкиваться сотрудникам социальных служб. И поскольку социальный работник фактически пытается «лечить» симптом, имеющий высокую прагматическую ценность в качестве фактора, хоть и неадекватным образом, но сплачивающим семью, в результате неосознаваемого сопротивления клиента (семьи) эффективность помощи резко снижается, поскольку не устраняется причина «болезни», то есть семейная дисфункция. Например, если взаимоотношения супругов дошли до предразводной стадии, то нередко в такой ситуации их ребенок или становится «плохим», или заболевает, или совершает попытку суицида, неосознанно пытаясь сплотить конфликтующих родителей в борьбе против возникшей проблемы.

На основании имеющегося мирового опыта можно предположить, что применение системного подхода в практике психосоциальной работы с семьей позволило бы резко повысить не только ее эффективность, но и экономичность за счет использования не только социальных, но также личностных и семейных ресурсов.

Б.Ю. Шапиро, академик Академии педагогических и социальных наук, проректор Московской школы социальных и экономических наук,

кандидат психологических наук

Литература

  1. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М., 1993

  2. Социальная работа с семьей / Отв. ред. - Т.В. Шеляг. -М., 1995

  3. Социальная работа с семьей / Отв. ред. - Е.И. Холостова. – М. - Тула, 1996

  4. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Социальная работа / Отв. ред. - И.А. Зимняя. Вып. 7. - М., 1993

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ

и семья с больным ребенком



Вопросы

Какие наиболее острые проблемы испытывает семья?

Какую помощь получает семья, и какая им необходима?

Приходилось ли обращаться к психологам или семейным терапевтам?

Решатся ли проблемы семьи, если будет увеличена материальная помощь? Если да, то насколько?

Испытывали ли на себе агрессию, враждебность со стороны окружающих, отсутствие желания помочь?
Состояние социальных услуг

Основное внимание на поддержку материального состояния, предоставление гуманитарной помощи, льгот и путевок. Но представляется, что этого явно недостаточно – дома, общественные заведения и даже квартиры не приспособлены к нуждам и потребностям лиц с ограничениями, нет достаточного оборудования, проблемы досуга и общения, образования, рационального трудоустройства, и даже элементарной возможности перемещаться.
Врачебное правило:

На себя не переносить и на себе не показывать (одна из самых суеверных профессий)
Семья с психологической точки зрения - взаимоотношения людей, которые либо связаны кровно - родственными узами, либо проживают вместе.

Семья на протяжении последних десятилетий находится в состоянии нестабильности. Показатель нестабильности семьи - процент разводимости.

Статистика разводимости в нашей стране не достоверна, так как не корректна система подсчета: берут число браков, заключенных в данном году и число разводов, юридически оформленных в этом же году. Это не корректно, так как из браков, заключенных в данном году распадается не более 3%, а в основном распадаются браки, заключенные в прошлые годы. Во всем мире принят другой индекс - относительный показатель разводимости - это количество разводов на 1000 или 10000 населения. Россия на втором месте после США. Но эти показатели также не надежны, так как разводимость зависит от массы факторов, не связаных с взаимоотношениями.

  1. Во многих странах до последнего времени развод был запрещен, следовательно, эти страны были лидерами по стабильности семьи.

  2. Финансовый фактор (как только в нашей стране повышается пошлина за бракоразводный процесс, количество разводов резко снижается - можно жить отдельно друг от друга, не разводясь). Неблагоприятные последствия для карьеры после развода.

  3. Боязнь одиночества. Негативное отношение общества к разведенной женщине.

  4. Проблема жилплощади.

В 80% случаев инициатор развода - женщина.
IV стадии развода (Элеонора Фишер):

  1. Эмоциональный развод - эмоциональное отчуждение. Снижается индекс удовлетворенности браком.

  2. Физический развод - супруги пространственно дистанцируются друг от друга, прекращаются сексуальные отношения. Время от времени могут уезжать из дома.

  3. Пробный развод - супруги разъезжаются с надеждой на восстановление отношений.

  4. Юридический развод

Ребенок всегда включен в контекст семейных отношений.
Биполярная шкала дестабилизации семейных отношений






Консервативная Конфликтная

псевдосолидарная семья

семья

Все дезорганизованные семьи могут быть расположены на этой оси.

Псевдосолидарная семья - видимость благополучия, не вынлсится сор из избы,у супругов может быть личная жизнь «на стороне», брак сохраняется ради детей; дети в такой семье испытывают чувство вины за отношения между родителями, для них характерна различная психосоматика.

Конфликтная семья - постоянное выяснение отношений, борьба за власть, характерно семейное насилие и алкоголизация.

Дезорганизованная семья не может выполнять образовательные и воспитательные функции.

В семье повод для ссоры часто воспринимается за причину.

Среди причин разводов на первом месте формально стоит алкоголь.
Типы семьи:

  1. Патриархальная семья.

  2. Неполная семья - семья с одним родителем.

  3. Открытый брак - каждый имеет личную жизнь на стороне. От индивидуальных особенностей зависит, позволяется или нет сексуальный контакт на стороне. К концу 70-х годов нашего века в США осталось примерно 4% таких семей, так как человек, в принципе, моногамное существо. Человек удовлетворяет на стороне свои потребности по принципу комплементарности - это может быть потребность в ласке, понимании, внимании, - то есть, это компенсация того, что он не получает в своей семье.


Причины конфликтов:

  1. Потребность в самоактуализации, необходимость найти свое место в жизни вообще, иметь максимальные возможности для личностного роста.

  2. Потребность в психологической свободе и автономии. Быть вместе не означает быть рабами друг друга.

  3. Потребность в самоценности - быть нужным другим людям, чтобы человека воспринимали таким, какой он есть.

Брак должен быть симметричным не в смысле поровну разделенных обязанностей, а в том смысле, что должны одинаково удовлетворяться потребности.

Глава семьи - тот, кто несет ответственность за семью, зарабатывает больше денег. Это тот, кому принадлежит последнее слово в принятии решения.
Все отношения в семье делятся по двум осям

Одна из них - ось власти,контроля, ответственности.

Вторая - инструментально-экспрессивная (кто в семье выполняет какой объем работы и кто определяет психологический микроклимат). Реально рычаги влияния находятся в женских руках, практически всю домашнюю работу выполняет женщина, в случае развода в более тяжелой ситуации оказывается тоже женщина.

С точки зрения совместимости желательно, чтобы партнеры по браку не совпадали по шкале доминирования на уровне высоких значений, так как иначи их совместная жизнь может превратиться в постоянную борьбу за власть. Если он доминантный, а она субдоминантная, то проблем не будет - она за ним как за каменной стеной и не претендует на лидерство. Если она доминантная, а он субдоминантный - он может быть доволен ситуацией, так как он не принимает решения и не несет ответственность, Если оба партнера субдоминантны, то они перекладывают ответственность друг на друга.

Ссора выгодна одному или обоим партнерам. Ссора может быть конструктивной и деструктивной. Конфликт - это то, в основе чего всегда лежит разногласие. Конфликт нарастает лавинообразно. Людей часто «взвинчивают» вещи, с которыми бороться бесполезно - например, особенности характера и типа личности (холерики - влюбчивые и быстро остывают, флегматики -стабильные и малоэмоциональные, и т.д.).

Аксиомы супружества:

  1. Воспринимать партнера таким, какой он есть. Встретить человека, на 100% соответствующего идеалу практически невозможно. Нельзя переделать взрослого человека, если он сам этого не хочет.

  2. Не сравнивать партнера с другими людьми и не сравнивать свою семью с другими семьями (в негативном контексте: другие люди и другие семьи часто надевают психологические маски при общении с другими людьми). Люди быстро перестают ценить положительное и начинают фокусироваться на недостатках. Необходим позитивный акцент.

  3. Терпимость.


Партнеры должны быть психологически близкими людьми. Четыре основные составляющие этой близости:

  1. Партнеры = сотрудники - вместе решать семейные задачи, в том числе педагогическую работу.

  2. Партнеры = друзья - любовь, замешанная на дружбе.

  3. Сексуальные партнеры в варианте «любовники».

  4. Психологическая интимность.



ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ


  1. «Монада» - не состоящий в браке человек брачного возраста. В этой фазе характерна сепарация между поколениями («выпихивают» из дома). У нас не происходит психологической сепарации. До перестройки даже взрослые дети часто находились на иждивении своих родителей (даже пенсионеров). Сейчас в большинстве семей все наоборот.В нашей культуре родители очень часто позволяют себе грубо вмешиваться в личную жизнь детей. Например, маме не нравится жених или партнер ее дочери (она ставит себя на место дочери и представляет молодого человека своим партнером), но мама и дочь - это разные люди, и это способ не отпустить ребенка от себя. Один из способов удержать ребенка около себя - формирование чувства вины.

  2. Вступление в брак.

  3. Рождение первого ребенка. Бабушка вытесняет свою дочь с ее родительских позиций под предлогом того, что дочь неопытна и что ей нужно помогать. На самом деле идет борьба за то, кто является на самом деле матерью ребенка.

  4. Семья с ребенком (детьми) подросткового возраста. Семья среднего возраста. Два «груза» на плечах - дети с одной стороны и старики-родители с другой. Кризис среднего возраста. В этом возрасте человек задает себе вопросы : кто я?,какое место занимаю я в жизни?, правильно ли я живу? Часто происходит личностный кризис, резкая переоценка всего, что человек имеет в своей жизни.

  5. Стадия «вылета» последнего ребенка из родительского гнезда.

  6. Развод или смерть супруга.


Кризисные периоды в браке (всплеск конфликтизации и разводов).

  1. Период от вступления в брак до рождения первого ребенка. Довольно быстро после заключения брака. Кризис разочарования в партнере. Причина - идеализация в предбрачный период, ошибка в выборе партнера.Идеализачия связана с романтическими отношениями, страстью, психологическими масками до брака (психология свиданий); общение до брака носит развлекательный характер. Из-за небольшого времени общения до брака партнеры плохо узнают до брака, не осуществляется информационный обмен. До брака не проявляются важные для совместной жизни личностные характеристики.

  2. Рождение первого ребенка. Женщина фокусируется на ребенке,партнер отходит на второй план. Агрессия против мужа, который не помогает. Мужчина ревнует к ребенку, он «на подхвате». Чувство отцовства появляется у мужчины очень часто тогда, когда ребенок уже несколько социализирован и с ним можно общаться.

  3. Фаза «вылета» из гнезда последнего ребенка. Супруги остаются один на один, эту ситуацию более травматично переживает мать.Обнажаются противоречия, которые ранее мескировались.В силу разных причин мужчина начинает в этом возрасте изменять жене. Всплеск разводов в парах со стажем 18 лет и выше.


Детско - родительские отношения.

4 очень часто встречающиеся педагогические маски, которые внешне выглядят как семейная педагогика, а на самом деле - проекция супружеских прблем родителей:

  1. Псевдосолидарность родителей - единство предъявляемых к ребенку требований. Ребенку не у кого искать защиты и помощи, если с ним что-то происходит. Для него родители в этой ситуации идентичны.

  2. Псевдоконфронтация - у родителей могут быть одинаковые педагогические позиции, но таким образом проявляется борьба за власть.

  3. Самоустранение от воспитания. Кто-то из взрослых членов семьи (в нашей культуре чаще отец) самоустраняется из воспитательного процесса, но если с ребенком что-то происходит, то этот отец говорит: «Я же вам говорил, как надо было делать, а вы меня не слушаете». Это предъявление неудовлетворенности тем, как человека оценивают в семье.

  4. Псевдопогружение в воспитание. Гипертрофированно много уделяется времени занятиям с ребенком. Высокий уровень тревожности. Обращение к мужу: «этого мне не хватает от тебя».


НЕАДЕКВАТНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ И ДЕТСКИЕ РОЛИ.

  1. Гиперпротекция - постоянный контроль за ребенком, даже в мелочах, постоянное принятие решений за ребенка. Как следствие - инфантильность. Способ удержания ребенка возле себя. Ребенку комфортнее с родителями. Чаще это семьи с единственным долгожданным ребенком, где родители - личности авторитарного типа.

  2. Гипопротекция - недостаточное уделение времени ребенку. Скрытая гипопротекция : делается все, что положено, но не уделяется достаточное внимание его личным проблемам. Это семьи, в которых отношения между родителями более важны, чем ребенок, или ребенок нежеланный. Также это встречается в многодетных семьях.

  3. Воспитание в культе болезни. Это дети с некоторыми отклонениями в здоровье. Родители усиливают симптоматику, «делают детей более больными», им по разным причинам выгодно считать ребенка больным.

  4. Эмоциональное отвержение - ребенок никому не нужен, он является обузой. Часто это следствие глубокого супружеского конфликта. Такие дети часто отстают в развитии.

  5. Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений. Жизнь «по закону джунглей».Если с ребенком что-либо произошло, то это его проблемы. Ребенок подвергается наказанию за все ошибки и промахи.

  6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. На ребенка возлагаются обязанности, не соответствующие возрасту (воспитание по типу Золушки). Дети тяжело реагируют на свои неудачи. Желание во всем быть первым. Когда такой ребенок становится взрослым, мы называем его «перфекционист», то есть человек, который всегда стремится быть «на высоте». Это люди, которые всегда контролируют других.

  7. Неустойчивая позиция. Разные позиции родителей, соперничество (например, родители и бабушка). Разные позиции одного взрослого в зависимости от его состояния.


ДЕТСКИЕ РОЛИ.

- Роли, которые взрослые заставляют играть ребенка.

I.Позитивные роли:

  1. Кумир семьи - им все восхищаются, все проступки прощаются.

  2. Паинька - социально воспитан, знает, как и с кем себя вести, с кем, что можно себе позволить. Это часто ябедники и сплетники.

  3. «Чье-либо сокровище».

  4. Больной ребенок - ребенку может выгодно быть больным, так как это может быть единственным способом получить любовь и ласку родителей.


II.Негативные роли:

  1. «Ужасный» ребенок (злоумышленник, мучитель) - он сплачивает семью, так как надо бороться с его ужасностью.

  2. «Стрелочник», козел отпущения.

  3. «Золушка».

Все эти роли - как позитивные, так и негативные - плохи для ребенка.

Идеальное родительское отношение - безусловная любовь и принятие ребенка.

 Шапиро Б. Ю.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

Общие черты свойственные семьям в индустриально развитых странах: нуклеаризация, падение рождаемости, усложнение межличностных отношений.

Анализ социологической литературы (например: Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979; Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Изд-во МИНТИС, 1977) по брачно-семейной проблематике показывает, что можно выделить следующие об­щие черты, свойственные современной семье в развитых в эко­номическом отношении странах:

ослабление влияния общества на жизнь семьи, по крайнем мере, в виде явного давления;

нуклеаризация семьи. Переход от расширенной семьи с тремя и более поколениями и широко разветвленными родственными связями к супружеской паре с несколькими детьми;

увеличение числа одиноких людей брачных возрастов;

уменьшение возраста впервые вступающих в брак;

переход от браков по сговору или при сильном влиянии роди­телей к бракам, основанным на собственной воле молодых людей при минимальном вмешательстве родителей;

изменение характера супружеских отношений, переход к но­вым ролям, большое внимание к личным потребностям и интере­сам личности;

падение рождаемости, увеличение числа семей с одним ре­бенком;

увеличение материальных и временных ресурсов, уделяемых воспитанию каждого ребенка;

увеличение количества разводов;

увеличение количества повторных браков для разводящихся и овдовевших людей.

По А. Г. Харчеву характер семейной структуры, под которой он понимает всю совокупность межличностных, межролевых и т.д. отношений в семье, «в конечном счете определяется социально-историческими условиями: неравноправие женщин в обществе всегда влечет за собой их неравноправие в семье; иерархичность общественных отношений порождает соответствующие тенденции в семейных отношениях, и демократизация общества соответственно ведет к эгалитаризации семьи». (Харчев А. Г. Брак и семья в СССР, с. 74.)
Культ насилия и успеха «любой ценой», сексуальная вседозволенность в искусстве и средствах массовой информации сочетается в США с проповедью пуританизма, идеалами «хорошей домашней хозяйки», ориентацией на потребление. Дискримина­ция женщин, проявляющаяся в идеологическом давлении (например, «доказательствах» их природной ограниченности, не поз­воляющей им занимать высшие посты), в предоставлении им малоквалифицированной работы и т. д., сочетается с широко развернувшимся феминистским движением, шумные представи­тельницы которого нередко доходят до абсурда в своих требованиях женского равноправия. Ориентация на «последовательную полигамию» (частую смену брачных партнеров в течение жизни), широко обсуждаемую в специальной и популярной литерату­ре, происходит в стране, в ряде штатов которой наблюдается от­носительно строгая юридическая процедура разводов. Все это весьма сложно повлияло на формирование ряда специфических черт американской семьи, таких, например, как:

относительная важность образовательного, материального и престижного успеха каждого из супругов при заключении бра­ка, в процессе супружеской жизни и при принятии решения о разводе;

сравнительно часто наблюдаемые случаи физического наси­лия в отношениях между супругами и родителями и детьми;

все более широкое проникновение эгоистических ценностей в систему семейных отношений — «отказ от детоцентризма», ущем­ления собственных интересов интересами семьи и т. д., что про­является, в частности, и в ориентации на сознательную бездет­ность;

относительная важность материальных сторон жизни, прояв­ляющихся, в частности, в частоте супружеских конфликтов по поводу доходов и расходов в семье;

широкое распространение добрачных сексуальных связей и сожительств;

сравнительная распространенность семей, ищущих «новые формы» супружеских отношений (групповые браки, обмен супругами, браки, свободные от сексуальных обязательств) и т.д.

Известный американский специалист по проблемам брака и семьи Г. Кристенсен предложил разделить всю историю иссле­дований семьи на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности.

1. Предисследовательский период (до 1850 г.) был посвящен в основном изучению семейных традиций, фольклора, философ­ской и художественной литературы.

2. Период «социального дарвинизма» как преобладающей научной теории (1850—1900 гг.) характеризовался изучением в первую очередь революционных изменений в семье, появлени­ем работ, содержащих широкие теоретические обобщения в ис­торической и институциональной перспективе.

3. В период «спонтанной науки» (1900—1950 гг.) появляется большое число абстрактно-теоретических работ о семье и ее роли в обществе, а также накапливаются эмпирические данные о раз­личных типах брачно-семейных отношений и отдельных их ста­диях (выбор супруга, развод и т. д.).

4. Период планомерного построения теории (с 1950 г.—до настоящего времени) можно описать как «период самоосозна­ния», основанного на систематизации результатов предшествую­щих исследований и анализе перспектив развития семьи. К этому времени обнаружилась тривиальность и некумулятивность боль­шинства существующих теорий семьи, противоречивость приня­тых схем исследования. Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории брачно-семейных процессов (Christensen H. Development of the family field of study.—In: Handbook of marriage and the family/ Ed. H. Christensen, Chicago, 1964.)

Несмотря на обилие работ, выходящих в США, развитие теории семьи в начале 60-х годов, по словам Р. Хилла и Д. Хансена, «являлось очень скромным. Мы были так заняты исследо­ваниями, нагромождая результат на результат, что основная задача того, что мы делаем, была забыта» (Hill R., Hansen D. The identification of coceptual frameworks utilized in family study.—Marriage and Family Living, I960, Nov., vol. 22, p. 299.) Для исправления создавшегося положения Р. Хилл организовал в Миннесотском университете систематическую работу по описи и анализу про­веденных исследований. Его цель состояла в упорядочивании исследовательских процедур, обобщении наиболее существенных результатов и вытекающих из них теоретических утверждений. В течение 10 лет было проанализировано 15% всех работ, вы­шедших в США в 1945—1956 гг., и все публикации, появившиеся в 14 странах Европы и Азии за тот же период.

Такой анализ позволил получить обобщенную картину эмпи­рических исследований семьи, выделить основные теоретические подходы к ее изучению, систематизировать накопленную информацию, оценить методологический и методический уровень про­данной ранее работы.

Было обнаружено, что сравнительно мало работ по семье основано на проверке гипотез (50% — в США и 17% — в Европе Contemporary theories about the family, p. 5), не делалось никаких попыток интегрировать частные гипотезы в теоретические построения более высокого уровня обобщения. Не было работ, в которых бы сравнивались процессы, происходящие в семье, с процессами в других малых группах.

На основании анализа теоретических положений и понятий­ного аппарата исследований семьи Р. Хилл и Д. Хансен выделили 5 основных подходов, применяемых в исследованиях семьи (Hill R., Hansen D. Op. cit., p. 300—310).

Интеракционистский подход. В рамках этого подхода семья исследуется посредством анализа взаимодействия членов семьи, занимающих определенные позиции (связанные с соответствующими ролями) внутри семьи. В большинстве исследований семья рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, организациями и даже группами. По словам Р. Хилла и Д. Хансена, «сотни исследований были сосредоточены на внутренних аспектах семейных отношений и семейного взаимодействия и фактически не рассматривали внешние связи семьи». Институциональный и культурный аспект семьи, т. е. анализ ее как социального института, практически выпадал из поля зрения ученых, работающих в рамках интеракционистского подхода. При интеракционистском подходе использовались такие понятия, как статус и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликты, принятие решений и т. д.

Структурно-функциональный подход характеризуется анализом семьи как социальной системы. Со структурно-функциональной точки зрения семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции. В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи с внешними системами, семьи с внутренними подгруппами, такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи. Индивид в рамках этого подхода рассматривается скорее как «пакет» статусов и ролей, чем как активный, инициирующий свои действия человек. Подобно этому семья анализируется с точки зрения ее приспо­собления к более широкой системе. Основными понятиями при исследовании с таких позиций выступают: «структура», «функ­ция», «определение ситуации», «референтная группа» и т. д.

Ситуационный подход. Представители данного подхода согла­шаются с интеракционистами в том, что семья есть система взаимодействия людей, имеющих опыт относительно продолжи­тельных взаимоотношений. Но вместе с тем они фиксируют вни­мание не на взаимодействии между членами семьи, а на семейных процессах и явлениях, рассматривая их как социальную ситуацию, определяющую их поведение. Понятия «социальная ситуация» и «роль» выступают центральными для последователей данного направления.

Институциональный подход связан с наиболее ранними исследованиями брака и семьи, он близок к культурно-историческом анализу брачно-семейных отношений. Институциалисты рассматривают семью как социальную систему, в которой центральными понятиями оказываются индивид и те культурные ценности, которые он разделяет. Хотя институциалисты согласны с тем, что семья передает многие важные функции обществу, они продолжают рассматривать ее как один из основных социальных институтов.

Эволюционный подход не является оригинальным и представляет собой попытку эклектически свести различные подходы в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «обрацы поведения» — все эти понятия широко используются при эволюционном подходе.

Классификация Р. Хилла и Д. Хансена оказала больше влияние на последующие работы и часто цитировалась в американских публикациях 60—70-х годов. Однако в начале 70-х годов другой известный американский социолог семьи Р. Бродерик предложил новую классификацию, отражающую более современную систему взглядов. Проанализировав социологические работы конца 60-х и начала 70-х годов, он предложил разделить имеющиеся теории на три группы по степени распространенности в эмпирических исследованиях семьи. Первая группа основывается на трех основных подходах к исследованию — системном, интеракционизме, принципе обмена. Далее следует группа менее значимых теорий, таких, как развития, экосистем, бихейвиоризм и феноменология. И, наконец, в третью группу входят теории, которые он назвал периферийными, так как они мало используются в исследованиях семьи. Среди них—теории игр, баланса, поля, обучения, психоанализ, структурный функционализм. В теориях этой группы широко используется институциональный и ситуационный подходы.

Таким образом американская социологическая мысль демонстрирует явное непостоянство в использовании теоретических концепций. За исключением интеракционистского подхода, который «продолжает быть наиболее влиятельным подходом в изучении семьи» (Holman Т.. Burr W. Beyond the beyond: The growth of family theories in the 1970.—In: Decade review: Family research 1970—1979.—J. Marriage and Family, 1980, vol. 42, № 4, p. 9), остальные оказались не более чем модными течениями. Психоанализ, который по прогнозам 60-х годов должен был стать основным методом исследования семьи, отошел как теоретическая концепция на задний план. То же самое произошло и со структурным функционализмом.

Такое разнообразие, пестрота и отсутствие единства становится еще очевиднее при анализе более частных концептуальных схем, моделей или гипотез, описывающих отдельные стороны или стадии брачно-семейных отношений. Таких теоретических построении накоплено в американской специальной литературе множество, и среди них есть немало интересных.

Многое сделано, например, в направлении классификации и типологизации. Так, в работе К. Киркпатрика (Kirkpatrick С. The family as process and institution. N. Y., 1963, p. 180) приводится перечень 10 основных дилемм, отражающих конфликты ценностей » американских семьях.

1. Свобода в семье или порядок и дисциплина.

2. Достижения в работе или глубина отношений между супругами, между родителями и детьми.

3. Самовыражение личности или самопожертвование ради детей.

4. Гибкое общее воспитание или жесткое (ригидное) специальное воспитание.

5. Стремление к достижению детьми больших успехов или реалистические ожидания, опирающиеся на понимание возможностей детей.

6. Приверженность интересам семьи или интересам общества.

7. Широта и случайность внешних контактов семьи или их ограниченность и глубина.

8. Опыт в любви или верность в любви.

  1. Свободное сексуальное выражение или сексуальная сдержанность.

10. Ранний брак или брак в более зрелом возрасте, предполагающий более тщательный выбор брачного партнера.

Сама по себе схема достаточно любопытна. Однако характерно, то что автор не излагает принципа отбора дилемм и формулируются они на весьма неопределенном языке. В то же время такая схема при ее переработке, строгом определении понятий и обосновании отбора пунктов может явиться полезным инструментом для систематизации конфликтов ценностей. То же можно сказать и о классификации ролевых обязанностей в традиционной, товарищеской и партнерской семье, предложенной тем же К. Киркпатриком (Харчсв А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы, С. 131—132), и многих других классификационных схемах.

Все эти классификации не бесполезны, но они имеют два общих недостатка. Во-первых, в них не учитываются социальные и экономические условия функционирования семьи и специфика данных классификаций применительно к различным социальным условиям, классам и группам. Во-вторых, подавляющее большинство из них сформулировано скорее на уровне здравого смысла, чем на языке какой-либо теории.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

  2. Доклад о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994-1998 гг. - М., 1999.

  3. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. – М., 2000.

  4. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. – М., 1998.

  5. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 гг. и план мероприятий по ее реализации. – М., 2000.

  6. Концепция разработки Федерального закона «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации». – М.: МГСУ, 2004. – 7 с.

  7. Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. – М., 1996.

  8. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г.» - М., 1999.

  9. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. Вып. I. – М., 2000.

  10. О демографической ситуации в Росси и мерах Правительства Российской Федерации по ее оптимизации: Материалы парламентских слушаний. Государственная Дума. – М., 2000.

  11. О положении семей в Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1994. – 144 с.

  12. О положении семей в Российской Федерации. 1994-1996. – М.: НИИ семьи, 1998. – 184 с.

  13. Здоровая семья – здоровое поколение // Аналитический вестник Совета Федерации. – 2001. - № 13.

  14. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: научно-методическое пособие. – М.: НИИ семьи, 1998. – 112 с.

  15. Барнз Дж. Г. Социальная работа с семьями в Англии. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 170 с.

  16. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 146 с.

  17. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 76 с.

  18. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с многодетными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 66 с.

  19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.

  20. Васильева В.А., Васильев Ю.А. Семья и девиантное поведение подростков. – М.: Институт молодежи, 1993. – 35 с.

  21. Герни Б. Психотерапия супружеско-семейных отношений: Учеб. пособие. - М.: Российский государственный социальный институт, 1992. – 85 с.

  22. Государственная семейная политика. Опыт регионов России по организации межведомственного взаимодействия по защите прав и интересов детей / Под общ. ред. М.В. Гордеевой. – М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2000.

  23. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

  24. Грачев Л.К. . Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 72 с.

  25. Губачев Ю.М. Психосоциальные проблемы семейной медицины / Ю.М. Губачев, В.В. Макиенко. - Пб.: Будапешт: Гедеон Рихте А.О., 2000. - 49 с.

  26. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 55 с.

  27. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализация // Семья в России. – 1995. - № 3-4. – С. 5-25.

  28. Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики (к Международному конгрессу «Российская Семья», посвященному 10-летию Международного года семьи в Российской Федерации) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации (Серия: Основные проблемы социального развития России – 74). – 2004. - № 4. – 20 с.

  29. «Дорога – это то, как ты идешь по ней…» Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Н.А. Абрашина, Л.Н. Бабич, Е.Ю. Герасимова и др.; Под общ. ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой. – Саратов: Изд-во Поволж. Фил. Рос. Учеб. центра, 1996. – 153 с.

  30. Информационный бюллетень. 1994 – Международный год семьи в Российской Федерации. Вып. 1. – М.: Национальный совет по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации, 1944. – 64 с.

  31. Каткова И.П., Лебединская О.И., Андрюшина Е.В. Медико-социальные проблемы юного материнства (программа социальной работы с юными матерями). - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 53 с.

  32. Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина ХIX - начало ХХ в.): Пособие для педвузов. - М.: АО “Капитал и культура”, 1994. – 160 с.

  33. Климанова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 192 с.

  34. Личность - Семья – Общество: Материалы научно-практической конференции 1-3 июня 1993 г. - М.: Союз, 1994. – 197 с.

  35. Матвейчик З.Я. Социальная работа и планирование семьи // Социальная работа. - Вып. № 8. Социальная служба - организационная форма социальной работы: Учебно-методическое пособие. - М., 1993. - С.75 - 85.

  36. Материалы Международной научно-практической конференции “Семья в процессе развития”. М.: НИИ семьи, 1994. – 192 с.

  37. Молодая семья: Документы Российской Федерации и субъектов Федерации: Специальный выпуск № 3-5 за 1995 год Информационного бюллетеня “Молодежная политика”. - М.: Институт молодежи, ”Социум”, 1995.

  38. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 75 с.

  39. Навайтис Г. Муж, жена и … психолог. – М. - Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 128 с.

  40. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М. - Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 224 с.

  41. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов по вопросам социального обслуживания семьи, женщин и детей. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 164 с.

  42. Организаторы науки и ученые, занимающиеся исследованием проблем семьи, женщин, молодежи и детей. - М.: Центр социальных исследований, 1993. – 20 с.

  43. Пилипов В.М. Так ли плох Домострой? - М.: Панорама, 1991. – 48 с.

  44. Правовые гарантии социальной защиты семьи, женщин и детей: Нормативные акты. - М.: Луч, 1993. – 32 с.

  45. Проблемы семьи и детства в современной России. В 2 ч. - М.: Прометей, 1992. (136 с., 136 с.).

  46. Проблемы семьи и семейной политики: Сборник научных работ. Вып. 3. - М.: НИИ семьи, 1993. – 160 с.

  47. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт / Пер. с анг., нем. - М.: Смысл, 1993. – 332 с.

  48. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.Г. Силаевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

  49. Римашевская Н.М. Жизненный уровень населения как фактор национальной безопасности // Народонаселение как фактор национальной безопасности: Аналитический вестник. – М. - 2000. - № 15 (127). - С.3-20.

  50. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Ювента, 1999. – 283 с.

  51. Семейная политика: практика и проблемы. Опыт Самарской области. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 177 с.

  52. Семейный кодекс и брачный договор: Библиотека журнала «Социальная защита». – Вып. 5. – М., 1966. – 176 с.

  53. Семья как объект социальной работы. // Социальная работа. - Вып. 7. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. – 189 с.

  54. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. – 192 с.

  55. Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблем: Тезисы докладов совместного российско-американского научно-практического семинара. - Пермь, 1994. – 128 с.

  56. Состояние социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Российской Федерации (Сборник статистических материалов). - Ч.2. - М.: Минсоцзащиты, 1992. – 94 с.

  57. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 122 с.

  58. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 95 с.

  59. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. – Вып. 2. - М.: Институт молодежи, 1992. – 76 с.

  60. Социальная работа с семьей / Отв. ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995. - 176 с.

  61. Социальная работа с семьей / Ред.-сост. Т.В. Шеляг. - М. - Тула: Институт социальной работы, 1996. - 212 с.

  62. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления / Под ред. В.П. Малыхина. – М.: Социально-технологический институт, 2000. – 197 с.

  63. Сулимова Т.С. Социальная работа с семьей: международные документы ООН и российское законодательство: Материалы и практические занятия по курсу: “Теория и методы социальной работы”. - М.: Институт молодежи, 1994. – 36 с.

  64. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия / Под ред. И.В. Матвиенко. – М.: Региональная общественная организация «АННА», 2001. – 168 с.

  65. Территориальные учреждения социальной помощи семье и детям: Документы и материалы / Ред.-сост. И.И. Бондаренко - М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей, 1993. – 105 с.

  66. Шапиро Б.Ю. Психология семейных отношений: Программа курса. – М.: Изд-во Международной педагогический академии, 1994. – 24 с.

  67. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. и др. Социальные работники за безопасность в семье: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. – 144 с.

  68. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа. - М.: Социально-технологический институт, 1999. – 242 с.

  69. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. – М.: МГСУ, 2004. – 205 с.

  70. Харли У.Ф. Законы семейной жизни / Пер. с анг. - М.: Протестант, 1992. – 208 с.

  71. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.

  72. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999. – 656 с.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации